Дэмьен херст бриллиантовый череп. Дэмиен херст создал новый бриллиантовый череп

Дэмьен херст бриллиантовый череп. Дэмиен херст создал новый бриллиантовый череп
Дэмьен херст бриллиантовый череп. Дэмиен херст создал новый бриллиантовый череп
Один из самых дорогих и самых скандальных художников Дэмиен Херст, как сообщает РИА Новости, изготовил ещё один инкрустированный бриллиантами череп. На сей раз - новорожденного младенца...

Дэмиен Херст (Damien Hirst), один из самых успешных и дорогих художников современности, инкрустировал череп новорожденного младенца восемью тысячами белых и розовых бриллиантов и назвал эту работу "Бога ради" (For Heaven"s Sake).



В 2007 году Херст, у которого смерть является центральной темой всего творчества, уже предъявлял публике один бриллиантовый череп - правда, взрослого человека. Произведение, названное "За любовь Господа" (For the Love of God) и украшенное 8601 бриллиантом, было оценено в 100 миллионов долларов. В настоящий момент оно принадлежит консорциуму инвесторов, куда входят сам Херст, его менеджер Фрэнк Данфи и украинский меценат Виктор Пинчук. Пределы Лондона бриллиантовый череп впервые покинул в декабре прошлого года: до того ни один музей мира не смог покрыть стоимость его страховки. В частности, из-за этого сорвались гастроли этой работы Херста в Эрмитаже.

Премьера черепа "Бога ради" состоится 18 января в Гонконге, в азиатском филиале галереи Ларри Гагосяна. Стоимость страховки, равно как и стоимость материалов, пока держатся в секрете. Известно лишь, что драгоценные камни предоставлены поставщиками британского королевского двора, ювелирами Bentley & Skinner, а череп входил в купленную художником коллекцию кунсткамеры XIX века.

Херст утверждает, что идея инкрустировать человеческие черепа пришла ему под влиянием искусства древних ацтеков.

"Для меня это способ восславить противостояние смерти. Когда смотришь на череп, ты думаешь, что это символ конца, но если конец так прекрасен, то он внушает надежду. А бриллианты - это совершенство, ясность, богатство, секс, смерть и бессмертие. Они символизируют вечность, но у них есть и темная сторона", - говорит художник.

Сорокапятилетний британец Херст сделал на смерти невероятную карьеру. Его наиболее известная серия носит название "Естественная история" (Natural History) - это разнообразные живые существа в формалине. Больше всего прославилась заспиртованная акула (1992) с этикеткой "Физическая невозможность смерти в сознании живущего (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living), впоследствии проданная за 12 миллионов долларов. Правда, от формальдегида художник пообещал в дальнейшем отказаться, заявив, что мертвые животные больше не шокируют людей, а лучший способ потрясти публику состоит в том, чтобы взяться за кисть.


Неоновый череп, череп из кокаина, хрустальный, бриллиантовый, черепа из частей пишущей машинки и велосипеда – словом, добро пожаловать в нашу коллекцию самых выдающихся произведений искусства, посвященных черепам.

Череп – символ смерти, тленности бытия. На протяжении многих столетий, как и все загадочное и темное, он привлекает людей, вселяет ужас и благоговение в их умы и сердца. Немало деятелей современного искусства посветили свои работы этой радикальной тематике.




Знаменитое произведение искусства, которое не могло ускользнуть из-под нашего взора. Хёрст назвал его "За любовь Господа" (For the Love of God), прямым текстом намекая на одну из книг Нового Завета. В работе использовано более 8,600 бриллиантов, а также огромный алмаз. Череп был продан за $100 миллионов.



Неон, криптон, ртуть, стекло – вот рецепт создания столь впечатляющих произведений искусства американского художника. Франклин отсылает зрителей к глубинам человеческого естества, заставляя задуматься о том, как разум и тело могут формировать единое целое. Особенно ярко эти мысли проиллюстрированы в полноразмерных работах художника (человеческих скелетах).



Страшноватая, но в то же время завораживающая работа. Череп оленя был дополнен частями от обычного велосипеда – как видите, спицы отлично вписались в образ.

Марк Грив в соавторстве с Иланой Спектор нередко участвуют в различных благотворительных мероприятиях. Вот и это произведение стало частью проекта "pART", организованного компанией, производящей запчасти для велосипедов. Вырученные средства были перечислены благотворительным организациям в Африке.



Никакой сварки или клея – в этом одна из ключевых особенностей произведений Джереми. "Я коллекционирую старые винтажные пишущие машинки, преимущественно в нерабочем состоянии. Для этого я частенько бываю на распродажах, заглядываю на блошиные рынки и антикварные магазинчики. Многие машинки мне приносят друзья," — рассказывает Майер на своем сайте. "При разборе пишущих машинок я никогда не использую инструменты — боюсь что-нибудь повредить," — добавляет художник.



Голландский художник Diddo создал, пожалуй, самый неоднозначный череп в мире. Сделан он из кокаина в прямом смысле слова, причем самого качественного. Для этого "уличный кокс" очищался в специальной лаборатории. На работу ушло 20 месяцев.

Сам Diddo вкладывает в свои произведения глубокий смысл. Вот что он пишет о "Кокаиновом черепе": "Мы жили в условиях страха и потребностей. Затем мы стали "людьми", пытаясь улучшить самих себя. Мы научились контролировать окружающую среду, однако страх остался. Наш внутренний зверь все еще на свободе" .


У Лорен есть целая серия произведений с черепами животных. Конкретно этот был создан под впечатлением от "джунглей Амазонки и Дня Мертвых" (праздника в Центральной Америке, посвящённого памяти умерших). В январе этого года в Лондоне как раз проходила выставка с этим экспонатом.


В этой работе использовано более 27,000 маленьких разноцветных кусочков, каждый из которых "приклеивался" вручную. Весь процесс занял 310 часов. Бэйкер ссылается на подсознание, работу мозга, "цветастость" мыслей и идей.



На ресурсе Skullis.com представлено множество черепов ручной работы. Большинство из них является настоящим произведениям искусства – или как минимум шикарным дополнением интерьера. Skullis изготавливает только черепа, и только из хрусталя и драгоценных камней. Компания является абсолютным лидером в своей нише.


Немецкий художник создает радикальные, пугающие скульптуры, которыми, впрочем, не устаешь восхищаться. Первая работа называется "God Of The Grove". В ней использованы позолоченная латунь и мрамор в качестве основных материалов.


Сандт дополняет тему красоты и смерти еще одной серией работ. На сей раз позолоченная точная копия человеческого черепа 18-го века зажата в "тисках" необычного приспособления.



В своих работах датский художник раскрывает идею тленности нашей жизни. Смерть всегда рядом. Что бы мы ни делали, где бы ни жили, как бы ни жили, "фундамент" всегда один и тот же. Все детали в представленных работах найдены или куплены в различных местах и лишь кажутся единым целым. Завершающим этапом для Миккельсена всегда является покрытие "миниатюры" слоем серебра или золота.



Фамилия художника как нельзя лучше отражает его главное увлечение. Иногда яркие, иногда мрачные, его работы всегда с налетом мистики и загробного мира. Джим побывал во многих странах и на всех континентах. В его работах причудливым и оригинальным способом смешиваются обряды, ритуалы и религиозные традиции народов Африки, Австралии, Америки, Океании.

Тем, кто разделяет вкусы Джима Скулла, обязательно стоит прикупить себе парочку прикольных предметов по "черепной" тематике — например, или .

Вот и вся любовь, господа... Скульптура "За любовь Господа"

Скульптура "За любовь Господа", 2007.

Бриллиантовый череп является самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников

Скульптура, выполненная известным британским художником Дэмиеном Херстом из 2 кг платины, – слегка уменьшенная копия черепа 35-летнего европейца XVIII века. Ячейки для бриллиантов (всего их 8601) вырезаны лазером, челюсть изготовлена из платины, а зубы вставлены настоящие. Венчает череп розовый бриллиант весом 52,4 карата. Работа обошлась британскому художнику, знаменитому своими скандальными инсталляциями с использованием трупов животных в формалине, в £14 млн.

Херст утверждал, что название скульптуры навеяно словами матери, когда она обратилась к нему с вопросом: For the love of God, what are you going to do next? ("Ради Бога, чем ты теперь занимаешься?"). For the love of God – дословная цитата из Первого послания Иоанна.

В 2007 году череп выставили в галерее White Cube, и в том же году он был продан за $100 млн (£50 млн фунтов). Агентство Bloomberg и газета The Washington Post писали, что в группе инвесторов оказался сам Дэмиен Херст, а также украинский миллиардер Виктор Пинчук. Представитель галереи White Cube не комментировала слухи, однако сообщала, что покупатели намерены впоследствии перепродать работу Херста.





Автор этой поистине варварской красоты – первый провокатор британского современного искусства Дэмиен Херст.
Один из ведущих деятелей британского современного искусства Дэмиен Херст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец оставил семью, когда Дэмьену было двенадцать лет, он был механиком и продавцом машин, мать работала в консультационном бюро. Несмотря на явно асоциальный образ жизни, Херст посещал художественный колледж в Лидсе, а позднее изучал искусство в университете в Лондоне.
Впервые о Дэмиене Херсте заговорили в 1988 году, как о молодом импресарио экспозиции под названием Freeze.
Его первая персональная выставка прошла в 1991 году в Лондоне, а вскоре состоялись еще две выставки - в Институте Современного Искусства и в Emmanuel Perrotin Gallery в Париже.

Дэмиен Херст один самых дорогих и эпатажных из ныне живущих художников. Его работы - вызов обществу, шок, восторг и отвращение, за которые коллекционеры выкладывают миллионы долларов. Центральная тема в работах Херста - смерть. Широкую известность получили его картины, "нарисованные" плотным слоем мух, бабочками и другими представителями фауны. Знаковая работа Херста "Физическая невозможность смерти в сознании живущего": тигровая акула в аквариуме с формальдегидом.
Творец шедевров современного искусства явил миру арт-объект под названием For the love of God («Из любви к Богу») – череп 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами.
Череп украшен 8601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата и стоимостью 14 миллионов фунтов стерлингов, а в центре «композиции» красуется крупный розовый бриллиант. Он обошелся Херсту примерно в двадцать миллионов долларов. Специалисты уже назвали этот экспонат самым дорогим произведением современного искусства.

По заверению художника, все бриллианты относятся к так называемой группе сonflict-free diamonds, т. е. при их добыче и обработке не был использован детский труд, не применялась рабская сила и прочие формы насилия и ущемления прав человека. Итак, все это в высшей степени гуманное великолепие крепится к черепу при помощи платинового каркаса.
Для начала Дэмиен взял череп 18 века, рядом можно увидеть один из центральных бриллиантов, затем был изготовлен платиновый слепок черепа, в котором лазером были сделаны ячейки для бриллиантов. Бриллианты аккуратно вставляли в ячейки и закрепляли, в этом время из оригинального черепа вытащили зубы и вымыли их, в знак благодарности черепу подарили платиновые зубки. В это время была изготовлена нижняя челюсть, розовый бриллиант занимает свое почетное место

Украинский бизнесмен Пинчук смотрит, как британский художник Хёрст создает одно из своих произведений в центре современного искусства


Британский художник Дэмьен Хёрст позирует возле одного из своих произведений в Киеве. (© Konstantin Chernichkin / Reuters/REUTERS)


Дэмьен Херст (Damien Hirst), все-таки умеет эпатировать публику. Человечество только-только свыклось с существованием платинового черепа, усыпанного бриллиантами, стоимостью 100 миллионов долларов, а Херст уже делает новую пощечину общественному мнению и общественному вкусу. Он создает еще один подобный череп, но уже не взрослого человека, а ребенка.




Само имя Дэмьена Херста в последние годы стало брендом со стоимостью, сравнимой с ценой контрольного пакета акций крупной транснациональной корпорации. Все, к чему бы ни приложился этот творец, будет продано за баснословные деньги, будь это туша мертвой коровы или разукрашенный в стиле тяп-ляп .
И, с каждой новой своей работой, разогретый вниманием публики и коллекционеров-миллиардеров, Херст становится все более провокационным, эпатажным и жестким. Так творчество приносит больше денег.
Тут, главное, не держать себя в рамках. И, если люди «скушали» весьма неоднозначное ювелирное изделие в виде платинового черепа, а кто-то даже дал на него сто миллионов долларов, то можно и дальше эксплуатировать эту тему, но уже на новом уровне.



Так Дэмьен Херст и создал новое свое произведение – еще один драгоценный череп, но на этот раз уже детский. Антропологи заявляют, что ребенку, которому мог бы принадлежать этот платиновый череп, усыпанный восьмью тысячами белых и розовых бриллиантов, было бы примерно две недели от роду. А это весьма противоречивый творческий шаг даже для Херста.
И, несмотря на то, что эта работа под названием «For Heaven’s Sake» («Ради Бога») еще не была официально представлена на публике, по всему миру уже звучат неодобрительные голоса всевозможных общественных организаций, считающих, что ее автор посягнул на святое – на детей. Впрочем, может, этот поток негатива является и заранее подготовленной маркетинговой кампанией, направленной на раскрутку новой работы Херста. Ведь, чем больше громкой критики, тем дороже будут продаваться его произведения.
Ну а для массового созерцания этот драгоценный детский череп будет впервые выставлен в конце этого месяца в выставочном зале Gagosian Gallery в Гонконге.

При упоминании скандального британца в памяти всплывают арт-объекты, вызывающие одновременно ужас и восторг. Расчлененные и заспиртованные животные, человеческие черепа, живописные произведения с кладбищенскими мотивами привлекли внимание общественности еще в начале 90-х годов прошлого века.

Тема смерти всегда проходит красной нитью сквозь творчество Дэмиена Херста. Так, мертвая акула, залитая в формальдегиде, пугает и отталкивает зрителя, понимающего, что неживое тело сохраняет узнаваемый облик. Люди интерпретируют вызывающий неприятие объект через призму того, кем он когда-то был. Несмотря на концептуальные идеи, все выставки художника сопровождаются скандалами.

Символ смерти

Человеческий череп всегда являлся символом тлена и смерти. Как все загадочное и пугающее, он привлекал внимание творческих людей и вселял ужас в сердца зрителей. Известно немало художников, скульпторов, литераторов, посвятивших свои творения этой тематике.

Бриллиантовый череп, фото которого вызывает восхищение и страх, - это завораживающая работа Дэмиена Херста. Раскрывающий идею тленности нашей жизни, автор поклоняется смерти, преподносит ее в разных ипостасях и зарабатывает на этом неплохие деньги.

Самый обсуждаемый художник современности, будоражащий мир своими шедеврами, словно делает вызов, пытаясь изучить природу смерти и демонстрируя победу жизни над ней.

Самое дорогое произведение искусства

Бриллиантовый череп, известный под названием "Ради стал самым дорогим произведением искусства ныне здравствующего автора. Мастеру, который инкрустировал платиновый муляж белыми и розовыми бриллиантами в 2007 году, он обошелся в 20 миллионов долларов. Как заявил сам Херст, известный творческим подходом к работе, его произведение не имеет четкого смысла, а зритель по-своему интерпретирует значение.

Однако мастер, обожающий провокации, всегда делает акцент на тонком балансе между жизнью и смертью. Зритель смотрит на бриллиантовый череп, ассоциирующийся с тленом, и понимает, что это конец. Но смерть, которая настолько прекрасна, внушает все-таки ему и надежду. Драгоценные камни, имеющие темную сторону, ассоциируются с роскошной жизнью, а также вечностью.

Как создавался бриллиантовый череп?

За основу взял из коллекции Кунсткамеры череп европейца, жившего в XVIII веке, и изготовил его слепок, в котором при помощи лазера сделал небольшие ячейки для драгоценных камней. Гениальный провокатор, утверждающий, что необычная идея пришла ему в голову под влиянием искусства ацтеков, покрыл работу платиной.

Бриллианты предоставлены известными ювелирами, являющимися поставщиками королевского двора Англии. Граненые алмазы аккуратно вставлены в миниатюрные отверстия и прочно закреплены. Самый дорогой камень (розовый бриллиант весом более 52 карат) расположен во лбу черепа, из которого вынули все зубы, а вместо них установили платиновые.

Кто хозяева драгоценного шедевра?

Известно, что покупателем произведения искусства, прозванного критиками настоящей безвкусицей, стала группа анонимных инвесторов, которая приобрела бриллиантовый череп за сто миллионов долларов. Это рекордная цена за шедевр современного художника. Херст утверждает, что ему заплатили наличными, поэтому предоставить доказательства сделки он не может. Позднее журналисты выяснили удивительный факт: в числе инвесторов оказался сам автор и его менеджер Ф. Данфи.

А вскоре появилась и новая информация о хозяине бриллиантового черепа. Им оказался украинский магнат В. Пинчук, интересующийся современным искусством, правда, его представители не подтвердили этот факт, но и не опровергли.

Возможность познакомиться с пугающим творением

Бриллиантовый череп (фото необычного произведения обошло все средства массовой информации) выставлялся в Амстердаме и Флоренции, а в 2012 году демонстрировался в галерее Лондона. Сам автор признался, что счастлив, ведь холл Tate Modern - это чудесное место для того, чтобы познакомиться поближе с произведением, вызывающем самые разные эмоции.

Все дело в том, что ни один музей мира не мог себе позволить выставить дорогой экспонат, поскольку покрыть стоимость страховки, которая держится в секрете, государственным учреждениям не под силу. Работа могла появиться и в Эрмитаже, однако из-за финансового вопроса гастроли сорвались.

Новый шедевр, который ищет своего хозяина

Любопытно, что Херст, делающий карьеру на теме смерти, не успокоился на достигнутом и представил новую шокирующую работу, названную "Бога ради". В конце 2010 года мастер провокаций отлил очередной бриллиантовый череп новорожденного младенца, который он взял из коллекции патологий человеческого тела.

Стоимость работы, инкрустированной белыми и не называется, но искусствоведы оценивают ее в 200 миллионов фунтов. Если кто-то пожелает приобрести эту скульптуру, то именно она станет самым в мире современного искусства.