В искусстве и в жизни. Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества Рождество Христово: значение праздника

В искусстве и в жизни. Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества Рождество Христово: значение праздника
В искусстве и в жизни. Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества Рождество Христово: значение праздника

«Мистическое Рождество» Боттичелли часто украшает рождественские открытки и календари. Это прекрасное изображение Рождества Христова, сопровождаемого полетом ангелов, выглядит олицетворением религиозной работы эпохи Ренессанса. О чем нам не говорят открытки, так это о том, что эта картина была создана во время очень темных времен в истории Флоренции, и даже в истории западного искусства. За темой избавления и торжества, изображенных на этой работе, прячутся религиозный жар и гонения, движимые ужасом - который привел к невосполнимым утратам культурного наследия Флоренции. В результате, работы, оставшиеся нам, всего лишь часть, неполная запись того, что было создано во времена до 1490-х.

Боттичелли использует драматические образы Страшного суда и надпись об Апокалипсисе, чтобы отправить сообщение

«Мистическое Рождество» часто описывают как «двойную» картину - в ней сочетается традиционная тема Рождества с темой Страшного суда. Значительно ниже вихря ангелов можно увидеть демонические фигуры - совсем не традиционная часть рождественской сцены. Добавляя эти элементы Страшного суда Боттичели стремился не только показать появление Христа на свет, но и последующее его возвращение, описанное в Книге Откровения.

«Мистическое Рождество» — больше чем изображение ребенка в яслях.

Боттичелли не ограничился одними лишь символическими посланиями - в верхней части «Мистического Рождества» он поместил надпись со следующими тревожными словами:

Эта картина написана Алессандро, в конце 1500, во время беспорядков в Италии. Посреди тех времен, что наступили после исполнения одиннадцатой главы св. Иоанна, во втором откровении Апокалипсиса.

Здесь мы должны остановиться, чтобы разобраться, в каком психологическом состоянии находился Боттичелли. Совершенно точно, что это не слова человека, который написал «Рождение Венеры» или игривую «Венера и Марс». Хотя и эти языческие картины имеют христианский религиозный подтекст, он не настолько сильно выражен.

От пьяного сатиренка, сжимающего галлюциногенный фрукт, до апокалипсиса — замечательная иллюстрация изменения психического состояния Боттичелли

Следует задать вопрос - что произошло с Боттичелли в 1490-х? Ответ прост - доминиканский монах, Джироламо Савонарола.

Чудесные ангелы, кружащие под небесами, в «Мистическом Рождестве» великолепно исполнены. От времени, надписи на лентах, которые они держат, поблекли - скрывая прямую связь между картиной и учением Савонаролы. Наблюдательный исследователь по имени Рэб Хатфилд (Сиракузский университет Флоренции) рассматривал деревянные гравюры, изображавшие проповеди Савонаролы, в книге, которая сохранилась в библиотеке. Он обратил внимание на корону, описывающую 12 мистических свойств Девы Марии.

Иллюстрация к проповеди Савонаролы

Последующий инфракрасный анализ ангельских лент выявил надписи - они точно соответствовали 12 мистическим свойствам из проповеди Савонаролы. Таким образом, «Мистическое Рождество» не просто религиозная работа - это декларация приверженности Боттичелли Савонароле и его учению.

Как известно, последняя часть творческого пути Боттичелли прошла в безвестности и опале. Можно предположить, что они так никогда полностью и не оправился от смуты 1490-х, превратившись из рисовальщика сатиров и богинь в мучимого духовным потрясением человека. Так как у нас нет писем Боттичелли того времени, мы можем только домысливать, что творилось в его душе. Что можно сказать с уверенностью - лучезарная энергия юности художника, бросающаяся в глаза при взгляде на «Поклонение Волхвов», покинула его.

Досавонарольный Боттичелли доверчиво смотрит в мир на «Поклонении Волхвов» (1475-6)

Интересно отметить, что Савонарола возвысился скорей политическими махинациями, чем благотворительностью и добрыми делами. Как часто случалось в истории, отчаянные времена приводят к власти отчаянных людей - во Флоренции, середины 1490-х, было как раз такое время.

Чтобы продолжить рассказ, нужно рассмотреть 3 важных аспекта, влиявших на социальную динамику Флоренции тех времен. Сочетание этих факторов придало вес проповедям Савонаролы, имевшим пророческий уклон, с из предупреждениями о вторжении и чуме. Вот эти факторы:

1. Нападение французов в 1494г.

2. Распространение сифилиса (которое тоже связывали с Францией!)

3. Надвигающийся «Конец дней» — из Книги Откровения, «посреди тех времен», который, как считали, должен был наступить в 1500-м. В умах множества богобоязненных флорентийцев конец света был уже не за горами.

В такой атмосфере ужаса не так уж удивительно, что кто-то вроде Савонаролы приобрел подобное влияние.

Основной целью французской армии в 1494г. был захват Неаполя, но еще они хотели уничтожить доминирование Медичи в торговле в Тоскане. В подтверждение поговорки «враг моего врага - мой друг», у них была общая цель с Савонаролой - который выступал против Медичи с кафедры проповедника. После несанкционированной попытки Пьеро Медичи (по прозвищу Глупый) гарантировать льготы французам, без одобрения флорентийского правительства - Медичи вскоре изгнали из Флоренции, в конце 1494г.

Доминиканский монах Джироламо Савонарола

В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда.

Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему.

Эту священную сцену художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее «простонародным» языком. В своем чудесном «Рождестве» Сандро Боттичелли выразил стремление к обновлению и всеобщему счастью. Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота.

Сандро прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей, таких как ветви мира, надписи на лентах, венки.

В верхней части картины сделана надпись по-гречески:

«Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине».

Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями выпавшими на долю родной Флоренции.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1501 года

«Мистическое Рождество» (итал. Natività mistica ) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

См. также

Напишите отзыв о статье "Мистическое Рождество"

Литература

  • «Botticelli», Los grandes genios del arte , n.º 29, Eileen Romano (dir.), Unidad Editorial, S.A., 2005, ISBN 84-89780-97-8

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Мистическое Рождество

– Ты... – что?!! Ты можешь видеть его?! – Анна испуганно кивнула. Видимо я была настолько ошарашенной, что своим видом напугала её. – А можешь ли ты пройти сквозь его защиту?..
Анна опять кивнула. Я стояла, совершенно потрясённой, не в состоянии понять – КАК она могла это сделать??? Но это сейчас не было важно. Важно было лишь то, что хотя бы кто-то из нас мог «видеть» его. А это означало – возможно, и победить его.
– Ты можешь посмотреть его будущее? Можешь?! Скажи мне, солнце моё, уничтожим ли мы его?!.. Скажи мне, Аннушка!
Меня трясло от волнения – я жаждала слышать, что Караффа умрёт, мечтала видеть его поверженным!!! О, как же я мечтала об этом!.. Сколько дней и ночей я составляла фантастические планы, один сумасшедшее другого, чтобы только очистить землю от этой кровожадной гадюки!.. Но ничего не получалось, я не могла «читать» его чёрную душу. И вот теперь это произошло – моя малышка могла видеть Караффу! У меня появилась надежда. Мы могли уничтожить его вдвоём, объединив свои «ведьмины» силы!
Но я обрадовалась слишком рано... Легко прочитав мои, бушующие радостью мысли, Анна грустно покачала головкой:
– Мы не победим его, мама... Это он уничтожит всех нас. Он уничтожит очень многих, как мы. От него не будет спасения. Прости меня, мама... – по худым щёчкам Анны катились горькие, горячие слёзы.
– Ну что ты, родная моя, что ты... Это ведь не твоя вина, если ты видишь не то, что нам хочется! Успокойся, солнце моё. Мы ведь не опускаем руки, правда, же?
Анна кивнула.
– Слушай меня, девочка...– легко встряхнув дочку за хрупкие плечики, как можно ласковее прошептала я. – Ты должна быть очень сильной, запомни! У нас нет другого выбора – мы всё равно будем бороться, только уже другими силами. Ты пойдёшь в этот монастырь. Если я не ошибаюсь, там живут чудесные люди. Они – такие как мы. Только наверно ещё сильнее. Тебе будет хорошо с ними. А за это время я придумаю, как нам уйти от этого человека, от Папы... Я обязательно что-то придумаю. Ты ведь веришь мне, правда?
Малышка опять кивнула. Её чудесные большие глаза утопали в озёрах слёз, выливая целые потоки... Но Анна плакала молча... горькими, тяжёлыми, взрослыми слезами. Ей было очень страшно. И очень одиноко. И я не могла быть ря-дом с ней, чтобы её успокоить...
Земля уходила у меня из под ног. Я упала на колени, обхватив руками свою милую девочку, ища в ней покоя. Она была глотком живой воды, по которому плакала моя измученная одиночеством и болью душа! Теперь уже Анна нежно гладила мою уставшую голову своей маленькой ладошкой, что-то тихо нашёптывая и успокаивая. Наверное, мы выглядели очень грустной парой, пытавшейся «облегчить» друг для друга хоть на мгновение, нашу исковерканную жизнь...
– Я видела отца... Я видела, как он умирал... Это было так больно, мама. Он уничтожит нас всех, этот страшный человек... Что мы сделали ему, мамочка? Что он хочет от нас?..
Анна была не по-детски серьёзной, и мне тут же захотелось её успокоить, сказать, что это «неправда» и что «всё обязательно будет хорошо», сказать, что я спасу её! Но это было бы ложью, и мы обе знали это.
– Не знаю, родная моя... Думаю, мы просто случайно встали на его пути, а он из тех, кто сметает любые препятствия, когда они мешают ему... И ещё... Мне кажется, мы знаем и имеем то, за что Папа готов отдать очень многое, включая даже свою бессмертную душу, только бы получить.
– Что же такое он хочет, мамочка?! – удивлённо подняла на меня свои влажные от слёз глаза Анна.
– Бессмертие, милая... Всего лишь бессмертие. Но он, к сожалению, не понимает, что оно не даётся просто из-за того, что кто-то этого хочет. Оно даётся, когда человек этого стоит, когда он ВЕДАЕТ то, что не дано другим, и использует это во благо остальным, достойным людям... Когда Земля становится лучше оттого, что этот человек живёт на ней.
– А зачем оно ему, мама? Ведь бессмертие – когда человек должен жить очень долго? А это очень непросто, правда? Даже за свою короткую жизнь каждый делает много ошибок, которые потом пытается искупить или исправить, но не может... Почему же он думает, что ему должно быть дозволенно совершить их ещё больше?..

Сандро «Мистическое Рождество», 1501

«Мистическое Рождество» - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов, именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея. В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

«Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.»

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного.
«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными компаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет, напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.