Кто изобрел музыкальный инструмент – орган. "король музыки" - орган и органная музыка Как выглядит инструмент орган

Кто изобрел музыкальный инструмент – орган.
Кто изобрел музыкальный инструмент – орган. "король музыки" - орган и органная музыка Как выглядит инструмент орган

Орган – воплощение грандиозности и величия, его справедливо называют «королем» в мире музыки. Это единственный инструмент, резонатором которого зачастую служит само помещение, а не деревянный корпус. Его ближайшими родственника являются не фортепиано и рояль, как может показаться, а флейта и баян.

Этот потрясающий инструмент великолепен во всем: мощный звук — не оставляющий слушателя равнодушным, внушающий внешний вид — поражающий своими масштабами, необычностью и неким шармом антиквариата, а также сложностью и замысловатостью конструкции.

Устройство органа

Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.

Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.

Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.

Регистр – определенное количество труб относящихся к одному «семейству», их объединяет тембровая схожесть. Регистровые комбинации называют «копулами» (с лат — «связки», «соединения»). По желанию заказчиков, мастера могут добавлять в орган отдельные регистры, имитирующие звук какого-то определенного инструмента.

Педальная клавиатура – ножная, выглядит так же, как и ручная. С ее помощью исполнитель управляет басовыми трубами. Для игры на педальной клавиатуре, органисты надевают специально изготовленную «чувствительную» и тесную обувь с очень тонкой подошвой.

Трубы органа – металлические, деревянные и деревянно-металлические полые трубы разной длинны, диаметра и формы. По способу звукоизвлечения разделяются на «язычкое» и «лобиальные». Инструмент может содержать до 10 тыс. таких труб, самые большие из них – басовые, их высота может достигать до 10 метров, а вес – до 500 кг. Иногда самым низким звукам инструмента дается название, например «голос кита».

А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.

Фасадная, видимая зрителям сторона органа – только небольшая его часть, остальное же «содержимое» находится за стеной. Несмотря на внешнюю прочность органных труб, их все же достаточно легко погнуть, поэтому посторонних редко допускают «внутрь» инструмента. Абстракты – специальные тонкие деревянные рейки, которые соединяют клавиши с трубными клапанами. Некоторые из них могут достигать в высоту 13 метров.

Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш. Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.

Этимология названия инструмента

В переводе с древнегреческого «organum» означает «орудие», или «инструмент». А в средневековой Руси «органом» называли «всякий звучащий сосуд».

Исторические сведения

Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.

Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.

Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.

Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.

Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие. Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.

В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.

Разновидности

В зависимости от принципа работы, выделяют слеедующие разновидности органов:

  • Духовые;
  • Струнные;
  • Театральные;
  • Механические;
  • Электронные;
  • Паровые;
  • Гидравлические;
  • Цифровые

Роль «короля» инструментов в музыкальном искусстве

Со времен своего происхождения, орган занимал определенное место в культурной жизни человечества, имея различные степени популярности и важности в зависимости от исторической эпохи. Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха Барокко – XVII-XVIII ст. В этот период творили такие великие композиторы как Бах, Букстехуде, Фрескобальди и др.

Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.

Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.

Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.

Орган — инструмент, имеющий настолько уникальные и неповторимые возможности имитации и сочетания разных тембров, что даже самая простая мелодия «в его исполнении» превращается в шикарное музыкальное произведение, яркость восприятия которого усиливается мощностью звучания и завораживающим внешним видом инструмента.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

Немного истории

Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс - простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека - меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне.

Древняя история

Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган - гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным.

В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе.

Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.

Средние века

В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII-VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.

В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам.

В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон - шире.

Эпоха Возрождения

В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.

Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.

Барокко

Многие исследователи называют XVII-XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».

«Романтический» период

Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.

Новое время

XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.

Внешний вид

То, что мы видим из зала, - внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.

Как устроен?

Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб - регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют - кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу - огромные педали - клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:

  • главный - Haupwerk;
  • верхний - Oberwerk;
  • «рюкпозитив» - Rückpositiv.

Haupwerk - «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» - «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.

Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.

Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию.

В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады - особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.

Когда неприметная дверь, окрашенная в бежевый цвет, открылась, взгляд выхватил из темноты лишь несколько деревянных ступенек. Сразу за дверью ввысь уходит мощный деревянный короб, похожий на вентиляционный. «Осторожнее, это органная труба, 32 фута, басовый флейтовый регистр, — предупредила моя провожатая. — Подождите, я включу свет». Я терпеливо дожидаюсь, предвкушая одну из самых интересных в моей жизни экскурсий. Передо мной вход в орган. Это единственный музыкальный инструмент, внутрь которого можно зайти.

Органу больше ста лет. Он стоит в Большом зале Московской консерватории, том самом знаменитом зале, со стен которого на вас смотрят портреты Баха, Чайковского, Моцарта, Бетховена… Однако все, что открыто глазу зрителя, — это повернутый к залу тыльной стороной пульт органиста и немного вычурный деревянный «проспект» с вертикальными металлическими трубами. Наблюдая фасад органа, человек непосвященный так и не поймет, как и почему играет этот уникальный инструмент. Чтобы раскрыть его секреты, придется подойти к вопросу с другой стороны. В буквальном смысле.

Стать моим экскурсоводом любезно согласилась Наталья Владимировна Малина — хранитель органа, преподаватель, музыкант и органный мастер. «В органе можно передвигаться только лицом вперед», — строго объясняет мне она. К мистике и суевериям это требование не имеет ни малейшего отношения: просто, двигаясь назад или вбок, неопытный человек может наступить на одну из органных труб или задеть ее. А труб этих тысячи.

Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба — одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана. Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины. Если подуть под углом в устье самой короткой — раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.


Забавный инструмент — губная гармоника с необычными для этого инструмента раструбами. Но практически точно такую же конструкцию можно встретить в любом большом органе (вроде того, что показан на снимке справа) — именно так устроены «язычковые» органные трубы

Звук трех тысяч труб. Общая схема На схеме представлена упрощенная схема органа с механической трактурой. Фотографии, показывающие отдельные узлы и устройства инструмента, сделаны внутри органа Большого зала Московской государственной консерватории. На схеме не показан магазинный мех, поддерживающий постоянное давление в виндладе, и рычаги Баркера (они есть на снимках). Также отсутствует педаль (ножная клавиатура)

В отличие от обычной флейты менять высоту звучания отдельной трубки нельзя, поэтому флейта Пана может сыграть ровно столько нот, сколько в ней тростинок. Чтобы заставить инструмент издавать очень низкие звуки, нужно включить в его состав трубки большой длины и большого диаметра. Можно сделать много флейт Пана с трубками из разных материалов и разного диаметра, и тогда они будут выдувать одни и те же ноты с разными тембрами. Но играть на всех этих инструментах одновременно не получится — их нельзя удержать в руках, да и дыхания на гигантские «тростинки» не хватит. А вот если поставить все наши флейты вертикально, снабдить каждую отдельную трубку клапаном для впуска воздуха, придумать механизм, который дал бы нам возможность управлять всеми клапанами с клавиатуры и, наконец, создать конструкцию для нагнетания воздуха с его последующим распределением, у нас как раз и получится орган.

На старинном корабле

Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше — труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».

Сплав олова и свинца очень мягкий — вот почему органные трубы легко поддаются деформации. Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук. Передвигаясь внутри органа Большого зала Московской консерватории, я стараюсь касаться только деревянных частей. Если наступить на трубу или неловко схватиться за нее, у органного мастера появятся новые хлопоты: трубу придется «лечить» — выправлять, а то и запаивать.


Орган, внутри которого я нахожусь, — далеко не самый большой в мире и даже в России. По размерам и количеству труб он уступает органам Московского дома музыки, Кафедрального собора в Калининграде и Концертного зала им. Чайковского. Главные рекордсмены находятся за океаном: например, инструмент, установленный в Зале съездов города Атлантик-Сити (США), насчитывает более 33 000 труб. В органе Большого зала консерватории труб в десять раз меньше, «всего» 3136, но и это значительное количество невозможно разместить компактно на одной плоскости. Орган внутри — это несколько ярусов, на которых рядами установлены трубы. Для доступа органного мастера к трубам на каждом ярусе сделан узкий проход в виде дощатого помоста. Ярусы соединены между собой лестницами, в которых роль ступенек выполняют обычные перекладины. Внутри органа тесно, а передвижение между ярусами требует известной ловкости.

«Мой опыт говорит о том, — рассказывает Наталья Владимировна Малина, — что органному мастеру лучше всего быть худощавого сложения и иметь небольшой вес. Человеку с иными габаритами здесь сложно работать, не нанеся ущерба инструменту. Недавно электрик — грузный мужчина — менял лампочку над органом, оступился и выломал пару дощечек из дощатой кровли. Обошлось без жертв и увечий, но выпавшие дощечки повредили 30 органных труб».

Мысленно прикидывая, что в моем теле легко поместилась бы пара органных мастеров идеальных пропорций, я с опаской поглядываю на хлипкие с виду лестницы, ведущие на верхние ярусы. «Не беспокойтесь, — успокаивает меня Наталья Владимировна, — идите только вперед и повторяйте движения за мной. Конструкция крепкая, она вас выдержит».

Свистковые и язычковые

Мы поднимаемся на верхний ярус органа, откуда открывается недоступный простому посетителю консерватории вид на Большой зал с верхней точки. На сцене внизу, где только что окончилась репетиция струнного ансамбля, ходят маленькие человечки со скрипками и альтами. Наталья Владимировна показывает мне вблизи трубы испанских регистров. В отличие от прочих труб, они расположены не вертикально, а горизонтально. Образуя своего рода козырек над органом, они трубят прямо в зал. Создатель органа Большого зала Аристид Кавайе-Коль происходил из франко-испанского рода органных мастеров. Отсюда и пиренейские традиции в инструменте на Большой Никитской улице в Москве.

Кстати, об испанских регистрах и регистрах вообще. «Регистр» — одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.


В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура — соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской. Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха. К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок. Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.

В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

Сколько рук у органиста?

Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб — деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых — десятки или сотни регистров… звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста. Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках. Зачем все это?

Разумеется, у органиста всего две руки и играть одновременно на всех мануалах (в органе Большого зала их три, что тоже немало) он не сможет. Несколько ручных клавиатур нужны для того, чтобы механически и функционально разделить группы регистров, подобно тому как в компьютере один физический хард-драйв делится на несколько виртуальных. Так, например, первый мануал органа Большого зала управляет трубами группы (немецкий термин — Werk) регистров под названием Grand Orgue. В нее входит 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) отвечает также за 14 регистров. Третья клавиатура — Recit expressif — 12 регистров. И наконец, 32-клавишная ножная клавиатура, или «педаль», работает с десятью басовыми регистрами.


Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру — это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura). А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов. Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.

Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.

Мощное дуновение

Финальная часть нашей экскурсии посвящена воздуху. Тому самому воздуху, который заставляет орган звучать. Вместе с Натальей Владимировной мы спускаемся на этаж ниже и оказываемся в просторном техническом помещении, где нет ничего от торжественного настроя Большого зала. Бетонный пол, белые стены, уходящие вверх опорные конструкции из старинного бруса, воздуховоды и электродвигатель. В первое десятилетие существования органа здесь в поте лица трудились качальщики-кальканты. Четыре здоровых мужика вставали в ряд, хватались обеими руками за палку, продетую в стальное кольцо на стойке, и попеременно, то одной, то другой ногой давили на рычаги, надувающие мех. Смена была рассчитана на два часа. Если концерт или репетиция длились дольше, уставших качальщиков сменяло свежее подкрепление.

Старые мехи, числом четыре, сохранились до сих пор. Как рассказывает Наталья Владимировна, по консерватории ходит легенда о том, что однажды труд качальщиков пытались заменить конской силой. Для этого якобы был даже создан специальный механизм. Однако вместе с воздухом в Большой зал поднимался запах конского навоза, и приходивший на репетицию основатель русской органной школы А.Ф. Гедике, взяв первый аккорд, недовольно водил носом и приговаривал: «Воняет!»

Правдива эта легенда или нет, но в 1913 году мускульную силу окончательно заменил электродвигатель. С помощью шкива он раскручивал вал, который в свою очередь через кривошипно-шатунный механизм приводил в движение мехи. Впоследствии и от этой схемы отказались, и сегодня воздух в орган закачивает электровентилятор.


В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад. Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров. Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

Виндлады органа Большого зала (конструкция «шлейфлада») разделены на две основные части. В нижней части с помощью магазинного меха поддерживается постоянное давление. Верхняя поделена воздухонепроницаемыми перегородками на так называемые тоновые каналы. В тоновый канал имеют выход все трубы разных регистров, управляемые одной клавишей мануала или педали. Каждый тоновый канал соединен с нижней частью виндлады отверстием, закрытым подпружиненным клапаном. При нажатии клавиши через трактуру движение передается клапану, он открывается, и сжатый воздух попадает наверх, в тоновый канал. Все трубы, имеющие выход в этот канал, по идее должны начать звучать, но… этого, как правило, не происходит. Дело в том, что через всю верхнюю часть виндлады проходят так называемые шлейфы — заслонки с отверстиями, расположенные перпендикулярно тоновым каналам и имеющие два положения. В одном из них шлейфы полностью перекрывают все трубы данного регистра во всех тоновых каналах. В другом — регистр открыт, и его трубы начинают звучать, как только после нажатия клавиши воздух попадет в соответствующий тоновый канал. Управление шлейфами, как нетрудно догадаться, осуществляется рычагами на пульте через регистровую трактуру. Попросту говоря, клавиши разрешают звучать всем трубам в своих тоновых каналах, а шлейфы определяют избранных.

Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи.

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.

Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.

Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.

Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.

Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.

Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.

Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.

Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.

В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.

Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.

ЗАГАДКА

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет

Музыкальный инструмент: Орган

Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен, поэтому путешествие по нему весьма познавательное и в то же время увлекательное занятие. Инструменты отличаются друг от друга по форме, размерам, устройству и способу звукоизвлечения и, в результате, подразделяются на различные семейства: струнные, духовые, ударные и клавишные. Каждое из этих семейств, в свою очередь, распадается на разные виды, например, скрипка, виолончель и контрабас, относятся к разряду струнно - смычковых инструментов, а гитара, мандолина и балалайка являются струнно - щипковыми. Валторна, труба и тромбон причисляются к медным духовым инструментам, а фагот, кларнет и гобой – к деревянным духовым. Каждый музыкальный инструмент уникален и в музыкальной культуре занимает своё определённое место, вот например, орган - символ красоты и таинственности. Он не относится к разряду очень популярных инструментов, так как научиться играть на нём может далеко не каждый даже профессиональный музыкант, но заслуживает особого внимания. Кто хоть раз услышит орган «живьем» в концертном зале, то получит впечатление на всю жизнь, звучание его завораживает и никого не оставляет равнодушным. Создается ощущение, что музыка изливается с поднебесья и что это творение кого-то свыше. Даже внешний вид инструмента, который является неповторимым, вызывает ощущение неудержимого восторга, поэтому недаром орган называют «королем музыкальных инструментов».

Звук

Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков.

Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

Фото :



Интересные факты

  • Орган является единственным музыкальным инструментом, который имеет постоянную прописку.
  • Органист – так называется музыкант, играющий на органе.
  • Концертный зал в г. Атлантик-Сити (США) славится тем, что его главный орган считается самым большим в мире (455 регистра, 7 мануалов, 33112 труб).
  • Второе место принадлежит органу Ванамейкера (Филадельфия США). Он весит около 300 тонн, имеет 451 регистр, 6 мануалов и 30067 труб.
  • Следующим по величине является орган собора Святого Стефана, который находится в немецком городе Пассау (229 регистров, 5 мануалов, 17774 трубы).
  • Инструмент, предшественник современного органа, был популярен уже в первом столетии нашей эры, в эпоху правления императора Нерона. Его изображение встречается на монетах того времени.
  • Во время Второй мировой войны немецкие солдаты советские реактивные системы залпового огня БМ-13, известные у нас в народе под названием «Катюша», из-за устрашающего звука называли «органом Сталина».
  • Одним из древнейших частично сохранившихся образцов является орган, производство которого датируется XIV веком. Инструмент в данное время является экспонатом Национального исторического музея г. Стокгольма (Швеция).
  • В XIII веке небольшие органы, имеющие название позитив, активно применялись в походных условиях. Выдающийся режиссер С. Эйзенштейн в своем фильме «Александр Невский» для более реального изображения вражеского стана - лагеря ливонских рыцарей,использовал подобный инструмент в сцене во время служения епископом мессы.
  • Единственный в своем роде орган, в котором использовались трубы изготовленные из бамбука, был установлен в 1822 году на Филлипинах, в г. Лас-Пиньяс в церкви Святого Иосифа.
  • Наиболее престижными Международными конкурсами органистов в настоящее время являются: конкурс имени М. Чюрлёниса, (Вильнюс, Литва); конкурс имени А. Гедике (Москва, Россия); конкурс имени И.С. Баха (Лейпциг, Германия); конкурс исполнителей в Женеве (Швейцария); конкурс имени М. Таривердиева (Калининград, Россия).
  • Самый большой орган России находится в Кафедральном соборе г. Калининграда (90 регистров, 4 мануала, 6,5 тысячи труб).

Конструкция

Орган – музыкальный инструмент, который включает в себя огромное количество различных деталей, поэтому подробное описание его конструкции дело довольно сложное. Орган изготавливается всегда индивидуально, так как обязательно обусловлен размерами здания, в котором устанавливается. Высота инструмента может достигать 15 метров, ширина варьируется в пределах 10 метров, глубина – около 4 метров. Вес такого громадного сооружения измеряется в тоннах.

Он имеет не только очень большие размеры, но и сложную конструкцию, включающую трубы, машину и сложную систему управления.


Труб в органе очень много – несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой – несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких - в миллиметрах. Для изготовления труб используют два материала – дерево и металл (сложный сплав из свинца, олова и других металлов). Формы труб весьма разнообразны - это конус, цилиндр, двойной конус и другие. Трубы располагаются рядами, причем не только вертикально, но и горизонтально. Каждый ряд обладает голосом какого-либо инструмента и называется регистром. Регистры в органе исчисляются десятками и сотнями.

Система управления органом – это исполнительский пульт, который иначе называют органной кафедрой. Здесь располагаются мануалы – ручные клавиатуры, педаль – клавиатура для ног, а также большое количество кнопок, рычажков, а также различных контрольных лампочек.

Рычажки, расположенные справа и слева, а также над клавиатурами, включают и выключают регистры инструмента. Количество рычагов соответствует количеству регистров инструмента. Над каждым рычагом устанавливается сигнализирующая контрольная лампочка: она загорается, если регистр включен. Функции некоторых рычажков дублируются кнопками, расположенными над ножной клавиатурой.

Также над мануалами находятся кнопки, которые имеют очень важное назначение – это память управления органом. При её помощи органист перед выступлением может запрограммировать порядок переключения регистров. При нажатии кнопок запоминающего механизма регистры инструмента включаются в определенном порядке автоматически.


Количество ручных клавиатур - мануалов на органе, бывает от двух до шести, и располагаются они друг над другом. Количество клавиш на каждом мануале - 61, что соответствует диапазону пяти октав. Каждый мануал связан с определенной группой труб, а также имеет свое название: Hauptwerk. Oberwerk, Rückpositiv, Hinterwerk, Brustwerk, Solowerk, Choir.

Ножная клавиатура, при помощи которой извлекаются очень низкие звуки, имеет 32 широко расставленные педальные клавиши.

Очень важным составляющим элементом инструмента являются меха, воздух в которые нагнетается при помощи мощных электрических вентиляторов.

Применение

Орган сегодня, как и в прежние времена, используется очень активно. Он так же применяется для аккомпанемента в католических и протестантских богослужениях. Довольно часто церкви с органом служат своего рода «декорированными» концертными залами в, которых проводятся концерты не только органной, а также камерной и симфонической музыки . Кроме того в нынешнее время органы устанавливаются в больших концертных залах, где они используются не только как солирующие, но и аккомпанирующие инструменты Орган красиво звучит с камерным ансамблем, вокалистами, хором и симфоническим оркестром, Например, партии органа включены в партитуры таких замечательных произведений как «Поэма экстаза» и «Прометей» А. Скрябина , симфония № 3 К. Сен-Санса . Также орган звучит в программной симфонии «Манфред». П.И.Чайковского . Стоит отметить, что хоть и не часто, но орган используется в оперных спектаклях таких как «Фауст» Ш. Гуно, «Садко » Н.А.Римского-Корсакова, «Отелло » Д.Верди, «Орлеанская дева» П.И.Чайковского.

Важно отметить, что музыка для органа это плод творений очень талантливых композиторов, среди которых в 16 веке: А. Габрие́ли, А. Кабесо́н, М. Клаудио; в 17 веке: И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, Г. Пёрселл, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн; в 18 веке В. А. Мо́царт, Д. Циполи, Г. Ф. Гендель, В. Любек, И. Кребс; в 19 веке М. Босси, Л. Боэльман, А. Бру́кнер, А. Гильма́н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са́нс, Г. Форе́, М. Чюрлёнис. М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И.Брамс, Л. Вьерн; в 20 веке П.Хиндемит, О. Мессиан, Б. Бриттен, А. Онеггер, Д. Шостакович, Б. Тищенко, С.Слонимский, Р.Щедрин, А. Гедике, Ш. Видо́р, М. Дюпре, Ф. Нововейский, О. Янченко.

Известные исполнители


Уже с самого начала своего появления орган привлекал к себе большое внимание. Исполнение музыки на инструменте всегда было не простым занятием, и поэтому настоящими виртуозами могли быть только по-настоящему талантливые музыканты, к тому же многие из них сочиняли музыку для органа. Среди исполнителей прошлых времен особо следует выделить таких знаменитых музыкантов как А. Габрие́ли, А. Кабесо́н, М. Клаудио, И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн, В. Любек, И. Кребс, М. Босси, Л. Боэльман, Анто́н Бру́кнер, Л. Вьерн, А. Гильма́н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са́нс, Г. Форе М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, А. Гедике, О. Янченко. Талантливых органистов в нынешнее время довольно много, всех перечислить невозможно, но вот имена некоторых из них: Т. Троттер (Великобритания), Г. Мартин (Канада), Х. Иноуэ (Япония), Л. Рогг (Швейцария), Ф. Лефевр, (Франция), А. Фисейский (Россия), Д. Бриггс, (США), У. Маршалл, (Великобритания), П. Планявский, (Австрия), У. Бениг, (Германия), Д. Геттше, (Ватикан), А. Уибо, (Эстония), Г. Иденстам, (Швеция).

История органа

Уникальная история органа начинается в очень давние времена и насчитывает несколько тысячелетий. Искусствоведы предполагают, что предшественниками органа являются три древних инструмента. Изначально - это многоствольная флейта Пана, состоящая из нескольких прикрепленных друг к другу тростниковых трубочек различной длины, каждая из которых издает только один звук. Вторым инструментом была вавилонская волынка, где для создания звука применялась меховая камера. И третьим прародителем органа считается китайский шэн - духовой инструмент, с вибрирующими язычками, вставленными в бамбуковые трубочки, прикрепленные к резонаторному корпусу.


Музыканты, играющие на флейте Пана, мечтали, чтобы она обладала бы более широким диапазоном, для этого они добавляли количество звуковых трубочек. Инструмент получался очень большим, и играть на нем было довольно неудобно. Однажды знаменитый древнегреческий механик Ктезибий, живший во втором веке до нашей эры, увидел и пожалел несчастного флейтиста, с трудом управлявшегося с громоздким инструментом. Изобретатель придумал, как облегчить музыканту исполнение на инструменте и приспособил к флейте для подачи воздуха сначала один поршневой насос, а затем два. В дальнейшем Ктезибий для равномерной подачи потока воздуха и, соответственно, более плавного звуковедения усовершенствовал свое изобретение, пристроив к конструкции резервуар, который находился в большой емкости с водой. Этот гидравлический пресс облегчил работу музыканта, так как освободил его от вдувания воздуха в инструмент, но требовал наличия ещё двух человек, которые должны были качать насосы. А чтобы воздух шел не ко всем трубам, а именно к той, которая должна была звучать в данный момент, изобретатель приспособил к трубам специальные заслонки. Задача музыканта заключалась в том, чтобы открывать и закрывать их в нужное время и в определенной последовательности. Свое изобретение Ктезибий назвал гидравлосом, то есть «водяная флейта», но в народе его стали называть просто «орган», что в переводе с греческого означает «инструмент». То, о чем мечтал музыкант, свершилось, диапазон гидравлоса сильно расширился: к нему прибавилось большое количество труб разных размеров. К тому же орган приобрел функцию многоголосия, то есть он мог, в отличие от своей предшественницы флейты Пана, одновременно издавать несколько звуков. Орган того времени имел резкий и громкий звук, поэтому его эффективно использовали на публичных зрелищах: боях гладиаторов, состязаниях колесниц и других подобных представлениях.

Между тем музыкальные мастера продолжали работать над усовершенствованием инструмента, приобретающего всё большую популярность. Во времена раннего христианства гидравлическую конструкцию Ктезибия заменили мехами, а затем и целой системой мехов, что значительно улучшило качество звучания инструмента. Размер и количество труб значительно увеличивалось. В IV веке нашей эры органы достигли уже больших размеров. Страны, в которых они получили наиболее интенсивное развитие, были Франция, Италия, Германия и Испания. Однако, например, в V веке инструменты, устанавливаемые в большинстве испанских храмов, применялись только во время больших богослужений. Изменения произошли в VI I веке, а именно в 666 году, когда по особому распоряжению Римского папы Виталия, звучание органов стало неотъемлемой частью церковного католического богослужения. Кроме этого инструмент являлся обязательным атрибутом различных императорских церемоний.

Усовершенствование органа продолжалось во все времена. Размеры инструмента и его акустические возможности росли очень интенсивно. Количество труб, которые для разнообразия тембральной окраски делались как металлическими, так и деревянными, достигало уже нескольких сотен. Органы, приобрели огромную величину и стали встраиваться в стены храмов. Лучшими инструментами того времени считались органы, изготовленные мастерами из Византии, в IX веке центр их производства переместился в Италию, а несколько позднее и немецкие мастера овладели этим сложным искусством. XI век характеризует следующий этап в развитии инструмента. Строились органы, отличавшиеся по форме и размерам - настоящие произведения искусства. Мастера продолжали работать над модернизацией инструмента, например, был сконструирован специальный стол с клавиатурами, получивших название мануалов. Однако исполнение на таком инструменте было делом нелегким. Клавиши были огромных размеров, длина их могла достигать 30 см, а ширина -10 см. Музыкант прикасался к клавиатуре не пальцами, а кулаками или локтями.

XIII век – новый этап в развитии инструмента. Появились небольшие переносные органы, получившие название портатив и позитив. Они быстро набирали популярность, так как были приспособлены для походных условий и были обязательными участниками в военных действиях. Это были компактные инструменты с небольшим количеством труб, одним рядом клавиш и меховой камерой для вдувания воздуха.

В XIV- XV века орган становится ещё более востребованным и соответственно усиленно развивается. Появляется клавиатура для ног и большое количество рычагов, которые переключают тембры и регистры. Возможности органа увеличились: он мог подражать звучанию различных музыкальных инструментов и даже пению птиц. Но самое главное были уменьшены размеры клавиш, что привело к расширению исполнительских возможностей органистов.

В XVI-XVII веках орган становится ещё более сложным инструментом. Его клавиатура на разных инструментах могла варьироваться от двух до семи мануалов, каждый из которых вмещал диапазон до пяти октав, а для управления музыкальным гигантом был сконструирован специальный пульт. В это время для инструмента творили такие замечательные композиторы как Д.Фрескобальди, Я. Свелинк, Д. Букстехуде, И.Пахельбель.


XVIII век считается «Золотым веком органа».Органостроительство и исполнительство на инструменте достигло небывалого расцвета. Органы, построенные в этот период, обладали прекрасным звучанием и прозрачностью тембра. А величие этого инструмента было увековечено в творчестве гениального И.С. Баха .

XIX век тоже ознаменовался новаторскими изысканиями в органостроении. Талантливый французский мастер Аристид Кавайе-Коль в результате конструктивных усовершенствований смоделировал инструмент, который по звучанию и масштабам был более мощным, а также обладал новыми тембрами. Такие органы впоследствии стали называться симфоническими.

В конце XIX и начале XX века органы стали снабжаться различными электрическими, а затем и электронными устройствами.

Орган не случайно называют «королём музыки», он во все времена являлся самым грандиозным и таинственным музыкальным инструментом. Его величественный звук, обладающий большой убеждающей силой, никого не оставляет равнодушным, а эмоциональное воздействие этого инструмента на слушателя неизмеримо, так как ему подвластна музыка очень широкого диапазона: от космических размышлений до тонких душевных человеческих переживаний.

Видео: слушать орган