Научно-исследовательская работа «Мистические образы в произведениях русских и зарубежных писателей и их влияние на сознание подростков. Мистика Гоголя

Научно-исследовательская работа «Мистические образы в произведениях русских и зарубежных писателей и их влияние на сознание подростков. Мистика Гоголя
Научно-исследовательская работа «Мистические образы в произведениях русских и зарубежных писателей и их влияние на сознание подростков. Мистика Гоголя

Творчество многих писателей пронизано фантастикой и мистикой. Но самое удивительное, что мистика часто врывается и в жизнь самих сочинителей. Вещие сны, видения, предсказания - чего только не случается с «инженерами человеческих душ»!

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЕ НАТУРЫ

Известный драматург Александр Сергеевич Грибоедов был живым, восприимчивым человеком.

Близкий друг писателя, историк Степан Никитич Бегичев, рассказывал о Грибоедове следующее: «В апреле 1823 года был он у меня на свадьбе шафером и стоял рядом со мной. Перед началом службы священнику вздумалось сказать нам речь.

Остроумный Грибоедов с обыкновенной в молодости веселостью прокомментировал на ухо мне эту речь, и я насилу удержался от смеха. Потом он замолчал, но, когда держал венец надо мной, я заметил, что руки его трясутся, и я, оглянувшись, увидел его бледным со слезами на глазах.

По окончании службы на мой вопрос: «Что с тобой случилось?» - он отвечал: «Глупость, мне вообразилось, что меня отпевают и хоронят». И перед своей последней поездкой в Тегеран он был необыкновенно грустен и говорил, будто чувствует, что оттуда он более не вернется. Так и получилось.

Все отмечали меланхоличность, мечтательность и повышенную нервную возбудимость Николая Васильевича Гоголя. Однажды он шел по Никитскому бульвару в направлении Тверской. Еще издали заметил шедшего навстречу ему человека. Гоголю показалось, что он его где-то видел, но не мог вспомнить, кто он, как зовут, когда и где с ним познакомился.

Незнакомец ему обрадовался, сердечно поздоровался и повел к себе домой. За обедом завязался разговор. Гоголь почувствовал, что давно не испытывал такого душевного покоя. Незнакомец взял его за руку и подвел к иконе: «Давай помолимся вместе. Во имя Отца и Сына и Святого Духа...»

Вдруг Гоголь отчетливо услышал, как кто-то позвал его отца по имени: «Василий Афанасьевич...» Но кто это произнес?..

Потом они сидели рядом, молились перед иконой Божией Матери и плакали. Незнакомец проводил Гоголя до дверей и взял с него обещание вернуться на следующий день.

Гоголь не помнил, как очутился дома. Там к нему и пришло озарение, что этот незнакомец послан ему от давно умершего отца и вряд ли когда-нибудь еще окажется у него в доме, хотя бы потому, что в хитросплетении переулков и улочек Москвы не отыщет его.

С тех пор образ этого человека не давал Гоголю покоя, он часто говорил о том, что долго не проживет, потому что за ним «приходили».




ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ

Известный поэт Петр Андреевич Вяземский был в молодости человеком неверующим и постоянно изощрялся в насмешках над религией.

Но один случай заставил его переменить свои убеждения. Это было примерно в 1823 году. Поздним вечером Вяземский возвращался в свою квартиру на Невском проспекте, у Аничкова моста.

К своему удивлению, поэт заметил, что окна его кабинета ярко освещены. Взбежав наверх, он спросил у камердинера, кто находится в кабинете. Тот ответил, что кабинет он запер на ключ и передал его князю.

Отворив дверь, Петр Андреевич увидел, что в глубине комнаты спиной к нему сидит какой-то человек и, склонившись над письменным столом, что-то пишет. Вяземский подошел к нему и из-за его плеча прочел написанное. Что там было, навеки осталось тайной, но только Вяземский громко вскрикнул, схватился за грудь и упал без чувств.

Когда он очнулся, незнакомец уже исчез, а свечи были потушены. Поэт всем рассказывал, что видел самого себя, только не признавался, что именно прочитал. С тех пор Вяземский стал глубоко верующим человеком.

БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

После окончания лицея Пушкин обратился к своей сестре Ольге с просьбой погадать по ладони (она увлекалась хиромантией).

Ольга заупрямилась, не желая ворожить брату. А когда уступила его просьбе, то вдруг залилась слезами и сказала: «Зачем, Александр, принуждаешь меня сказать то, что и молвить боюсь? Грозит тебе смерть насильственная, и еще не в пожилые годы».

Будучи в Одессе, поэт встретился с известным предсказателем из Греции, который повез его в лунную ночь в поле. Там, произнеся заклинание, он сделал страшное пророчество, что Александр умрет от лошади или беловолосого человека в белом на белой лошади.

Впоследствии Пушкин признавался друзьям, что после этой встречи с греческим магом он каждый раз с отвращением ставил ногу в стремя. Грек не ошибся: убийца Пушкина Дантес был белокур, носил белый мундир и ездил на белой лошади...

Преждевременная смерть как будто была уготована ему судьбой. Известная на всю Европу немка-гадалка Кирхгоф зимой 1817 года приехала в Петербург, и к ней отправились выяснять свою судьбу столичные ловеласы. Среди них и Пушкин, которому она гадала последним. Увидев Пушкина, Кирхгоф воскликнула, что он станет знаменитым. Также ведунья предупредила его, что он дважды подвергнется ссылке.

Последнее же пророчество звучало так: «Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году берегись белой лошади, белой головы или белого человека». Следовательно, Пушкина могла ждать иная судьба, послушай он прорицателей и прояви осторожность.

Пушкин, однако, всеми силами пытался избежать злой участи. Вступив в масоны и узнав о причастности к ложе человека, чье имя в переводе означает «белая голова», он отошел от них.

Также он отказался от поездки в Польшу в качестве военного, когда услышал, что один из руководителей восстания, с которым ему придется воевать, носит имя Вейскопф («белая голова»). Но от одного несчастья ему удалось уберечься. Александр Сергеевич находился в ссылке в селе Михайловском, когда до него дошло известие о кончине императора Александра I.

Он решил немедленно ехать в Петербург и остановиться у друга - поэта Рылеева. Пушкин приказал готовить коляску в дорогу и пошел проститься с соседями. Но тут путь ему пересек заяц, а на обратной дороге еще один (в те времена это был плохой знак). На этом зловещие знаки не закончились. Слуга внезапно свалился в горячке, а когда запряженная повозка наконец-то тронулась от крыльца, то дорогу ей преградил священник.

Внезапная встреча со служителем церкви также считалась плохой приметой. И вот тогда суеверный Пушкин решил отменить поездку. И будто в воду глядел! В доме, куда он собирался поехать, собрались те, кого впоследствии назовут декабристами. Многих из них после восстания на Сенатской площади повесят, а других сошлют в Сибирь за попытку уничтожить царя.

ПИСЬМО ИЗ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Писатель Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка», имел странное и редкое хобби: коллекционировал конверты от своих же писем. Он писал письмо в какую-нибудь страну по вымышленному адресу, а через некоторое время письмо возвращалось к нему с кучей разных штемпелей и указанием: «Адресат не найден».

В апреле 1939-го Петров решил послать письмо в Новую Зеландию в вымышленный город Хайдбердвилл, на вымышленную улицу Райтбич, дом 7, на имя Мерилла Оджина Уэйзли.

Его письмо гласило: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».

Прошло два месяца, но письмо с соответствующей пометкой не возвращалось. Писатель решил, что оно затерялось, и начал забывать о нем, как вдруг получил... ответ. На конверте значилось: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли».

Неизвестный ему человек писал: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России».

Петров никогда не ездил в Новую Зеландию и не был знаком ни с одним новозеландцем. А со снимка на него смотрел мужчина крепкого сложения. На обратной стороне фото стояла дата: 9 октября 1938 года.

С тех пор писатель забросил свое хобби, стал замкнутым и невеселым. Он хотел отправить в Новую Зеландию ответное письмо, но началась Вторая мировая война, Петров стал работать военным корреспондентом. В 1942 году сатирик летел на самолете из Севастополя в Москву, в Ростовской области самолет сбили немцы.

В тот же день домой к писателю пришло письмо из Новой Зеландии. В нем Мерилл Уэйзли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Среди прочего в письме были вот такие строчки: «Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться на самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай по возможности меньше».





Метки:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПОЯСНИТЕЛЬНАВЯ ЗАПИСКА

Для своей работы я выбрала тему "Мистика в литературе, как отображение мира человеческой души". В основе человеческой психологии заложен живой интерес ко всему таинственному, необъяснимому, и я не исключение. Эта тема вызывала у меня интерес ещё с детства. Я прочла ряд литературных произведений, содержащих элементы мистицизма, у меня за плечами уже есть некоторый читательский опыт, которого достаточно для проведения сопоставительного анализа.

В своей работе я хочу уделить особое внимание творчеству Николая Васильевича Гоголя. Выбор автора не случаен, так как он является наиболее ярким представителем мистического направления в русской литературе. Его жизнь и творчество неотрывно связаны со всем загадочным и необъяснимым. В своей работе я уделяю особое внимание таким его произведениям, как "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий", "Нос", "Шинель", "Портрет".

Главная цель моей работы - определить место мистической литературы, её функции и значимость для человека.

Задачи, которые я ставлю перед собой: изучение литературных произведений мистической направленности как русских, так и зарубежных авторов; поиск общих отличительных черт мистицизма; определение источников мистицизма и его функций.

I. МИСТИЦИЗМ И ЕГО ИСТОКИ

Целью моей работы не является изучение мистицизма с философской, научной и теологической точек зрения. Поэтому я не рассматриваю определения мистицизма, данные философами, учёными и религиозными деятелями. Тем более что спор о природе и сути мистицизма идёт в указанных сферах до сих пор.

С точки зрения литературы мистицизм (от греч. mystikos - таинственный) это:

    нечто непонятное, необъяснимое, загадочное (источник: словарь Т. Ф. Ефремовой);

    ученье, убеждение, понятие или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости (источник: словарь В. Даля);

    нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (источник: словарь Д. Н. Ушакова);

    вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек (источник: www.wikipedia.ru);

    то, что находится за пределами человеческого понимания, но несёт в себе особый скрытый смысл (источник: www.onlinedics.ru).

Мистики противопоставляют "реальность" и "видимость". Слово "реальность" имеет не логическое, а эмоциональное значение (источник: www.onlinedics.ru).

Все эти определения выделяют основные признаки мистицизма. Прежде всего - обращение к миру сверхъестественных сил, природа которых лежит за гранью человеческого разума и которые воспринимаются человеком на уровне душевных ощущений.

Человечество всегда проявляло интерес к мистицизму, в том числе в живописи, скульптуре, музыке, алхимии, литературе. Но если картину мы видим, музыку слышим, то описанное словами мы можем лишь мысленно представить, понять разумом; мистическую же литературу важно воспринять не только пятью основными чувствами, но и шестым - душою.

Начало своё мистицизм берёт в народном этносе и религии. Оттуда он заимствует тему, персонажей, символы, а также способ передачи ощущений, чувств и эмоций.

Основной темой является вечный конфликт добра и зла и личный выбор человека.

Яркий пример - трагедия Иоганна Гёте "Фауст". Главный герой, доктор Фауст, человек, проживший долгую жизнь, его разум пресыщен. Он пытается познать мир, но все попытки оказываются бесплодными. Долгое время Фауст прожил затворником в своём кабинете, и ему хочется вкусить прелести жизни. Разум его силён, но душа слаба, пуста и беспомощна, о чём свидетельствует разочарование в науке, которой он отдал всю жизнь, попытка самоубийства и согласие на сделку с Мефистофелем. Слабости души Фауста противопоставляется сила души Маргариты, которая способна простить и вымолить прощение за него.

"Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда имеет схожие черты с трагедией Гёте, его иногда называют "новым Фаустом". Главный герой Дориан, молодой талантливый юноша, поддаётся влиянию лорда Генри. Один за другим он совершает ужасные поступки, губит близких людей. Дориан больше всего боится постареть, утратить свою необычайную красоту. Когда его друг-художник рисует его портрет, юноша произносит: "Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы портрет старел, а я навсегда оставался молодым!" И его желание сбывается. Портрет, не только забирает "лишние" года, но также принимает на себя все грехи и проступки Дориана. Порой герой пытается исправиться, но его помыслами руководит лишь тщеславие. Душа его также слаба, как и душа Фауста. Она не в силах сделать собственный выбор и бороться за него.

В балладах Василия Жуковского "Людмила" и "Светлана" герои также встают перед нравственным выбором. Главные героини обеих баллад ждут возвращения своих возлюбленных. Одной приходит страшная весть, а второй снится тревожный сон. Людмила начинает роптать на Бога: "Нет, немилостлив творец; все прости; всему ". И взамен она получает то, что просит - девушку забирает её мёртвый жених: "Твой услышал стон творец; час твой бил, настал конец". Светлана же покорна судьбе, она просит Бога помочь ей: "Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель". И к ней приезжает её милый, живой и по-прежнему любящий. "Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье".

Борьба добра и зла наглядно показана в рассказе Николая Гумилёва "Чёрный Дик". Главный герой - воплощение зла, он совершает исключительно низкие поступки. Пастор пытается бороться с ним, наставить людей вокруг него на путь истинный. Но затем священник понимает, что невозможно с насилием бороться насилием и что ему не стоило идти против Дика и пробуждать зло, таившееся в нём: "Всякому дана своя судьба, и не подобает нам, ничего не знающим людям, своевольно вмешиваться в дело Божьего Промысла". В конце Чёрный Дик, принявший своё настоящее обличие, обращается в страшного зверя и умирает. Но зло оказывается побеждено ценой жизни невинной девочки, которая является в рассказе воплощением добра.

Многие персонажи и символы пришли в мистицизм из этноса и религии. Оттуда заимствованы не только фантастические, но и реальные существа, наделённые необычными свойствами.

Чёрный ворон встречается во многих произведениях. Птица символизирует зло, смерть, запустение с одной стороны, и долголетие и мудрость с другой. "Ворон каркает: печаль!" - говорится в балладе "Светлана". В своём стихотворении "Ворон" Эдгар По называет птицу "гордым Вороном старых дней", "ужасным духом", "неустрашимым пророком", "вещим".

Ворону противопоставляется голубь - символ мира, любви, чистоты, надежды. В балладе "Светлана" он показан защитником. В том же произведении упоминается ещё одна птица - петух, символ солнца, рассвета.

Не только живые существа, но даже камни являются неким знаком, символизируют культ огня, как в рассказе "Чёрный Дик". В том же произведении упоминаются и другие символы: пещеры, как способ проникновения в иной мир в кельтской мифологии; чёрные камни - знак присутствия древних тёмных сил и т. д. В балладе "Светлана" говорится об ещё одном символе - зеркале, в которое смотрится героиня во время гадания. Зеркало - символ вечности, душевной чистоты, отражение сверхъестественного интеллекта.

Тематика мистицизма часто бывает обращена к библейским сюжетам, и героями произведений выступают Иисус Христос и Сатана в разных обличиях. Яркими примерами служат трагедия "Фауст" Иоганна Гёте и роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.

Мистицизм вслед за народным этносом и религией имеет собственные способы передачи ощущений, чувств и эмоций, отражающие мир, в который должен погрузиться читатель. В первую очередь, это пограничное состояние сознания человека, когда его разум притуплён, и на первый план выходят чувственные ощущения. Таковыми являются состояние сна, погружение в отрешённость, состояние наркотического и алкогольного опьянения. В этими моменты человек лишён способности адекватно воспринимать действительность и может выйти за рамки реальности.

Данный приём используется в балладе "Светлана". В ночь перед Крещением героиня видит тревожный сон. Сны, приснившиеся в эту ночь, считаются вещими. Светлана преодолевает все препятствия и опасности во сне, после чего она пробуждается, и наяву всё оказывается хорошо. "Здесь несчастье - лживый сон; счастье - пробужденье".

В новелле "Лигейя" герой пребывает под действием опиума, пытаясь хоть на время избавиться от душевных мук, вызванных смертью любимой жены. Он настолько погружён в себя и свои видения, что когда у него на руках умирает его вторая жена, живой человек, герой не столь переживает о ней, ему мерещатся призраки, перед ним встаёт образ Лигейи.

В рассказе "Чёрный кот" Эдгара По герой спивается и медленно начинает терять самого себя. Его поведение изменяется в худшую сторону, он причиняет боль тем, кого любит, в порыве злости убивает жену: "Душа моя, казалось, вдруг покинула тело; и злоба, свирепее дьявольской, распаляемая джином, мгновенно обуяла всё моё существо". Его преследуют страшные видения, вызванные угрызениями совести.

Также часто употребляется приём обращения к прошлому. В рассказах "Чёрный Дик" Николая Гумилёва и "Метценгерштейн" Эдгара По рассказывается о событиях прошлых лет, превращённых в легенды. По мнению авторов, эти события произойти сейчас не могут, что в них с трудом поверит их современник.

В рассказе "Падение дома Ашеров" Эдгара По герой описывает прошлое в песне: "Там, где ангелы порхали по траве родных долин, озарял блистаньем дали гордый замок-исполин". Радостному началу песни противопоставляется её концовка: "Обитель чёрных бед; зловещий смех во тьме витает, улыбок больше нет", а также вся атмосфера рассказа, в котором повествование идёт о моменте настоящем. Автор ищет в прошлом то добро, тот свет, которого не видит в настоящем. Будущее гнетёт его, кажется страшным, роковым и необратимым.

Интересен ещё один способ - проведение обрядов. В балладе Светлана описываются рождественские гадания. В "Фаусте" герой взывает к духам, желая постичь тайны природы. Магические ритуалы как бы являются средствами связи человека с миром сверхъестественных сил, возможностью познать его.

Главной функцией народного этноса и религии является воспитательная, а также необходимость сохранения в истории имён героев и их подвигов, которые могли бы послужить примером для будущих поколений.

II. ОТЛИЧЕТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИСТИЦИЗМА. ФУНКЦИИ

Мистицизм не только вбирает в себя все эти функции, но и идёт дальше, приобретая свои отличительные особенности. Воспитательная функция постепенно утрачивает свою значимость. На первое место выходят другие цели:

    исследование мира сверхъестественных сил, неподвластного человеческому сознанию;

    попытки определить место и возможности человека в мире, стоящем за пределами его понимания;

    раскрытие вечного конфликта добра и зла;

    восприятие мира читателем душою, а не разумом;

    завуалированное описание реальности с помощью фантастических персонажей и явлений;

    создание фона, особого колорита;

    привлечение читательского интереса.

III. ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ

Теперь я хочу обратиться непосредственно к творчеству Николая Васильевича Гоголя. Этого автора я выбрала не случайно. Его мистические произведения - это целый мир, многогранный, яркий и красочный.

Вся жизнь писателя, творчество, смерть и даже перезахоронение его останков связаны с множеством необъяснимых фактов. Своеобразно личное отношение автора к мистицизму. На протяжении жизненного и творческого пути он все реже и меньше обращается к мистицизму, как будто испугавшись его влияния на свою судьбу. Но чем старательнее Гоголь уходит от мистицизма в творчестве, тем сильнее он проявляется в судьбе писателя. Мы никогда не узнаем содержания второго тома «Мертвых душ» и причин его сожжения. Однако можно предположить, что ответ кроется все в той же мистике.

Причину противоречивости взглядов Гоголя, как на реальный мир, так и на мир сверхъестественных сил, душевного неспокойствия, на мой взгляд, следует искать в детстве автора.

Его мать - Мария Ивановна, была глубоко религиозна. Однако ее судьба сложилась не просто. Она рано осиротела, рано вышла замуж, потеряла многих из своих детей. Николай был единственным выжившим сыном и первым ребенком. Ее забота и опека по отношению к сыну были особенными. Она вкладывала в него всю душу и передавала религиозность так, как воспринимала сама. Вера для этой женщины была сопряжена, прежде всего, с боязнью греха и неотвратимостью наказания. Поэтому и Гоголь вслед за ней не находит в вере безграничной любви, счастья и радости, которые необходимы его душе. И душа пытается найти успокоение в картинах родной природы, сочной, красочной, в народном колорите - сказаниях, обрядах и, наконец, в мистике. По собственному признанию писателя, страшные сказки очень занимали и волновали его. Не случайна привлекательность образов героинь, которые связаны с миром сверхъестественных сил. Какой печальный и красивый образ утопленницы рисует Гоголь в рассказе «Майская ночь, или утопленница». Изображая панночку-ведьму из «Вия», автор пишет: «перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая».

Но мистицизм не может подменить веры. Гоголь не находит душевного спокойствия ни в чем, и этот внутренний конфликт находит свое отражение в его произведениях.

Сборник «Вечера на хуторе близь Диканьки» выходит в свет в 1831-1832 годах. Это время, когда в общественной и политической жизни страны проявились идеи народничества, и обращения к темам и персонажам народного этноса было весьма популярно в культуре. Однако, на мой взгляд, Гоголь не следует моде, а берет тему, которая для него интересна, не до конца понятна и изучена. Все сложности его восприятия народного этноса и мистицизма получили свое отражение в ярком калейдоскопе рассказов.

При всем различии сюжетов, на первый план выходит личный выбор человека в определении вечных вопросам добра и зла, который он делает своим сердцем и своей душой.

«Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» являются забавными, комическими рассказами, где герои произведений веселые, бесшабашные, а порой просто бестолковые люди. Они боятся нечистой силы, но при этом вступают в спор с ней и оказываются сильнее. В «Сорочинской ярмарке» нет самого черта, есть только легенда о нем, вера в которую приводит, наоборот, к доброй и счастливой развязке. Да и в двух других произведениях нечисть может творить только мелкие пакости.

В двух других рассказах «Майская ночь, или утопленница» и «Ночь перед Рождеством» нечистая сила непосредственно участвует в судьбе главных героев. Утонувшая панночка помогает влюбленным Левко и Ганне обрести счастье. Как и черт, в конечном счете, помогает Вакуле - герою рассказа «Ночь перед Рождеством». Вакула - настоящий украинский парубок, который трудится и честно живет, его любовь к Оксане чистая и настоящая. Он не испугался отправиться в опасное путешествие, предстать перед императрицей, побороться с чертом. Вакула наказал черта, а не продал свою человеческую душу нечисти. Поэтому он и приобрёл счастье, которое заслужил.

Другой выбор делают герои «Страшной мести» и «Ночи перед Иваном Купалой».

В первом случае, главный герой - наследственный колдун, предок которого предательски убил своего лучшего друга вместе с сыном, сам является воплощением зла и губит близких ему людей. Здесь присутствуют и библейские мотивы, поскольку плату за грехи отцов несут и дети. Зло в конце побеждено, но очень дорогой ценой - ценой жизни неповинных людей.

Во втором случае, желание получить в жёны любимую девушку и жажда наживы, по навету ведьмы толкают главного героя Петруся на убийство ребенка - своего собственного брата. Но желаемое, полученное таким путем, не приносит счастья. Петрусь сходит с ума, превращается в горсть пепла, а деньги - в битые черепки.

Во второй сборнике «Миргород» входит повесть «Вий».

На мой взгляд, «Вий» - самое яркое мистическое произведение Гоголя. Зловещее действие разворачивается то на фоне яркой природы, спокойной и размеренной жизни украинского села, то на фоне природы, внушающей мистический ужас. Гоголь не просто так создает эти мизансцены. Светлый и тихий мир легко разрушить, он оказывается хрупок. Только по-настоящему сильный и светлый человек способен кинуть вызов темный силам и защитить свой мир. Но таким ли оказывается Хома Брут? Хома - баловень судьбы, он - прагматик и фаталист, кроме того он флегматичен и ленив. Это главный жизненный принцип: «чему быть, тому не миновать». Разудалые попойки, сытная еда, веселье в женском обществе - все, чем наполнена привычная жизнь Хомы - грехи, которые делают его душу слабее и слабее. Встреча с панночкой, исполнение поминального обряда над ней являются испытанием для его веры и души. Выдержал ли главный герой? На это нет однозначного ответа. Победив темные силы, он гибнет сам. У читателя остается только надежда, что душа его спаслась, он искупил свои грехи.

При описании трех ночей, когда Хома отпевает усопшую панночку, Гоголь использует традиционный для мистиков прием. Состояние главного героя близко к галлюцинациям или ко сну, когда все окружающее воспринимается душой, а не разумом.

Нельзя не сказать об образах панночки и Вия.

Панночка - жестокая, коварная ведьма, способная принимать облик животных. Она мучает людей, пьет их кровь. Однако образ панночки, созданный автором, не лишен не только загадочности, но и определенной привлекательности. В душе читателя возникает сострадание. Что заставило панночку стать ведьмой? Автор не дает ответа, позволяя сделать самостоятельный выбор.

Образ Вия возник из древних народных верований. Старое непобедимое зло таится в недрах земли, и люди своим неразумным поведением всегда могут его пробудить.

В более поздних своих произведениях из сборника «Петербургские повести» писатель в последний раз обращается к теме мистицизма. Но только теперь эти герои приближены к читателю и являются обычными обывателями, действие произведений перенесено из украинской глубинки в Петербург. Герои далеки от народа, но им присущи те же слабости и пороки.

В повести «Нос» герой теряет свой нос в ночь с четверга на пятницу, когда по народным поверьям правят темные силы, поэтому и сны оказываются вещими. Так же, если верить сонникам, нос, особенно большой, означает значимость в обществе, благополучие и успех. Таким образом, Гоголь дает характеристику своему персонажу. Его душа пуста, она не стремится к высокой цели. Все старания главного героя направлены на создание своего социального статуса, который кроме определенного названия не имеет ни какого значения. Герой наказан собственным носом, ведь его отсутствие лишает его жизнь всякого смысла.

Конечно, образ коллежского асессора Ковалева комичен, суть же произведения заключается в раскрытии изъянов общественного сознания не только той эпохи, но и, к сожалению, последующих поколений. При этом методы и способы мистической литературы идеально подходят в данном случае для создания образов героев.

Повесть «Портрет» не похожа на иные мистические произведения Гоголя, здесь на первый план выходят философский и религиозный аспекты. Выбор художника и творца. Во-первых, достойно ли истинному творцу заниматься искусством для обогащения и, во-вторых, как избежать темной стороны таланта и не поддаться искушению создания образов, имеющих демоническую силу.

Герои и первой и второй частей произведения поддались искушению, хотя по разным причинам. Их души встали на сторону зла, и зло проявилось и отразилось на судьбах многих людей.

В своем дальнейшем творчестве Гоголь отказывается от обращения к мистицизму, хотя на судьбы героев его реалистических произведений тем и иным образом оказывает влияние проведение. И название романа «Мертвые души» является откликом мистицизма.

Повторюсь, что мы не знаем содержания второго тома романа, но, возможно, автор все-таки решился вернуться к теме сверхъестественных сил. Написанное стало для него самого страшным откровением, которое он посчитал необходимым уничтожить. Мир сверхъестественных сил и его возможности влиять на судьбу человека так и остались для Гоголя неразгаданными. Являясь первоначально основой душевных противоречий писателя, мистицизм стал для него испытанием и наказанием.

Может быть, поэтому мистика в творчестве Гоголя так уникальна, изобретательна и многопланова. Созданные им образы до сих пор привлекают и волнуют читателя. И это очевидно. Человека всегда будет интересовать то, что находится за пределами его разума. Всегда будет живо желание человека прочувствовать и ощутить самому загадочный и необъяснимый мир. Но хочется верить, что, воспринимая чужой опыт, душа человека будет совершенствоваться и обратится в мир света и добра, в мир, где торжествуют любовь и гармония.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Иоганн Гёте "Фауст"

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

Эдгар По "Ворон", "Лигейя", "Чёрный кот", "Метценгерштейн", "Падение дома Ашеров"

Василий Жуковский "Людмила", "Светлана"

Николай Гумилёв "Чёрный Дик"

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

Николай Гоголь «Вечера на хуторе близь Диканьки», «Вий», «Нос», «Портрет», «Мертвые души»

ЛИТЕРАТУРА

www.wikipedia.ru

www.onlinedics.ru

www.gogol.biografy.ru

словарь Т. Ф. Ефремовой

словарь В. Даля

словарь Д. Н. Ушакова

«Трагедия Гёте «Фауст». Образ Фауста. Анализ произведения» И В. Кабанова

Мистика в произведениях знаменитых русских писателей

Пятнадцатый век

Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного и мистического, появились ещё в XV веке. К таким относится древнерусская повесть « о Дракуле воеводе», увидевшая свет в 80-е годы данного века. Как отмечал : легенда о -вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской « » (80-е годы XV века)

Картинка

«Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему -Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его.»
«Сказание о Дракуле воеводе»

Сейчас жанр литературы, связанный с мистикой, называется хоррор. В литературе жанр связан со сверхъестественным в прямом смысле слова; имеет ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.

Девятнадцатый век

Первая в русской литературе фантастическая повесть « » написана в 1825 году была достаточно самобытна. В её основе лежали народные верования о связях людей с потусторонними силами, которые дают богатство и власть, но ведут к гибели человека. Однако к относится иронически.

- Батюшка! это бабушкин чёрный кот, - отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.

- С ума ты сошла! - вскричал Онуфрич с досадою. - Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.

А. Погорельский, «Лафертовская Маковница».

картинка

Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений « », вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение « ».

картинка

«- Ведьма? Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце; и сотникова дочка сделалась над ними главною. В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду. Но ведьма и тут нашлась: оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из зеленого тростника, которою хотели ее бить утопленницы. Верь бабам! Рассказывают еще, что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма; но до сих пор не узнала. »

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»

картинка

«Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они.»

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Вдруг... среди тишины... с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа.»

Н.В.Гоголь «Вий»

«Гробовщик» - повесть А.С.Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году. Читая эту повесть мы можем убедиться, что и Пушкину мистика была не чужда.

картинка

«Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы... Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах.»

картинка

- Да, она точно была Сугробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждет случая, чтобы насытиться человеческою кровью. Смотрите, как она глядит на эту бедную девушку; это ее родная внучка. Послушайте, что говорит старуха: она ее расхваливает и уговаривает приехать недели на две к ней на дачу, на ту самую дачу, про которую вы говорите; но я вас уверяю, что не пройдет трех дней, как бедняжка умрет. Доктора скажут, что это горячка или воспаление в легких; но вы им не верьте!

А.К.Толстой «Упырь»

«Семья вурдалака » - готическая новелла 21-летнего графа А.К.Толстого, написанная им в 1839 году на французском языке, также носит мистический характер. На русском языке впервые издана в 1884 году в журнале «Русский вестник». Повесть имеет подзаголовок: «Неизданный отрывок из записок неизвестного».

картинка

- Вурдалаки - это как зараза, - продолжал отшельник и перекрестился, - сколько уж семей в деревне пострадало, сколько их вымерло до последнего человека, и вы меня послушайтесь и переночуйте в монастыре, а не то, даже коли вас в деревне не съедят вурдалаки, вы от них всё равно такого страху натерпитесь, что поседеете прежде, чем я прозвоню к заутрене. Я, - продолжал он, - всего лишь бедный монах, но путешественники сами от щедрот своих дают столько, что и я могу позаботиться о них. Есть у меня отменный сыр, изюм такой, что посмотреть на него - слюнки потекут, да несколько бутылок токайского - не хуже того, что изволит пить сам святейший патриарх.

А.К.Толстой «Семья вурдалака»

«Призраки» - повесть И.С.Тургенева, задуманная писателем в 1855 году, законченная в 1863-м и опубликованная в 1864.

картинка

«Да, это была она, моя ночная гостья. Когда я приблизился к ней, месяц засиял снова. Она казалась вся как бы соткана из полупрозрачного, молочного тумана -- сквозь ее лицо мне виднелась ветка, тихо колеблемая ветром,-- только волосы да глаза чуть-чуть чернели, да на одном из пальцев сложенных рук блистало бледным золотом узкое кольцо. Я остановился перед нею и хотел заговорить; но голос замер у меня в груди, хотя собственно страха я уже не ощущал. Ее глаза обратились на меня: взгляд их выражал не скорбь и не радость, а какое-то безжизненное внимание. Я ждал, не произнесет ли она слова, но она оставалась неподвижной и безмолвной и всё глядела на меня своим мертвенно-пристальным взглядом. Мне опять стало жутко.»

И.С.Тургенев «Призраки»

Советская эпоха

соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к 60-м годам, когда канон начал размываться. Тогда же был впервые опубликован « » . Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике.

«Ма́стер и Маргари́та» - роман М.А.Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1969 году.

картинка

Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Вывод

Окунитесь в интересный мир книги, на её страницах вы можете столкнуться со странным, неизведанным, мистическим и даже ужасным, но захватывающем дух. Откройте для себя эти произведения, расширьте список авторов и произведений, которые заинтересовали вас мистицизмом.

ПРОФЕССОР БЕССМЕРТИЯ

Мистические произведения русских писателей

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ АПУХТИН1840–1893

Известный русский поэт. Автор ряда популярных романсов. Из старинного дворянского рода. В детстве получил прекрасное домашнее образование. Стихи начал писать с десяти лет. Всю жизнь преклонялся перед поэзией А. С. Пушкина. В 1852 году поступил в Императорское Училище правоведения. Учился блестяще. В печати начал выступать с 1854 года, то есть с 14 лет. После окончания Училища служил сначала в Министерстве юстиции, а затем в Министерстве внутренних дел. Последние годы сильно болел.

Прозу Апухтин стал писать только в конце жизни – в начале 90-х годов XIX века. Причем он не делал никаких попыток опубликовать свои повести, хотя и «Дневник Павлика Дольского», и «Из архива графини Д.» отличаются несомненными литературными достоинствами и представляют огромный интерес и в наше время.

Повесть «Между смертью и жизнью» написана в 1892 году. Главная идея повести – «смерти нет, есть одна жизнь бесконечная», и душа человеческая, многократно возвращаясь на землю, по божественному волеизъявлению вселяется в новое, избранное самим Господом Богом, тело.

Алексей Апухтин

МЕЖДУ СМЕРТЬЮ И ЖИЗНЬЮ

C’est un samedi, a six

heures du matin, que je suis mort.

Был восьмой час вечера, когда доктор приложил ухо к моему сердцу, поднес мне к губам маленькое зеркало и, обратясь к моей жене, сказал торжественно и тихо:

– Все кончено.

По этим словам я догадался, что я умер.

Собственно говоря, я умер гораздо раньше. Более тысячи часов я лежал без движения и не мог произнести ни слова, но изредка еще продолжал дышать. В продолжение всей моей болезни мне казалось, что я прикован бесчисленными цепями к какой-то глухой стене, которая меня мучила. Мало-помалу стена меня отпускала, страдания уменьшались, цепи ослабевали и распадались. В течение двух последних дней меня держала какая-то узенькая тесемка; теперь и она оборвалась, и я почувствовал такую легкость, какой никогда не испытывал в жизни.

Вокруг меня началась невообразимая суматоха. Мой большой кабинет, в который меня перенесли с начала болезни, наполнился людьми, которые все сразу зашептали, заговорили, зарыдали. Старая ключница Юдишна даже заголосила каким-то не своим голосом. Жена моя с громким воплем упала мне на грудь; она столько плакала во время моей болезни, что я удивлялся, откуда у нее еще берутся слезы. Из всех голосов выделялся старческий дребезжащий голос моего камердинера Савелия. Еще в детстве моем был он приставлен ко мне дядькой и не покидал меня всю жизнь, но теперь был уже так стар, что жил почти без занятий. Утром он подавал мне халат и туфли, а затем целый день попивал «для здоровья» березовку и ссорился с остальной прислугой. Смерть моя не столько его огорчила, сколько ожесточила, а вместе с тем придала ему небывалую важность. Я слышал, как он кому-то приказывал съездить за моим братом, кого-то упрекал и чем-то распоряжался.

Глаза были закрыты, но я все видел и слышал, что происходило вокруг меня.

Вошел мой брат – сосредоточенный и надменный, как всегда. Жена моя терпеть его не могла, однако бросилась к нему на шею, и рыдания ее удвоились.

– Полно, Зоя, перестань, ведь слезами ты не поможешь, – говорил брат бесстрастным и словно заученным тоном, – побереги себя для детей, поверь, что ему лучше там.

Он с трудом высвободился из ее объятий и усадил ее на диван.

– Надо сейчас же сделать кое-какие распоряжения… Ты мне позволишь помочь тебе, Зоя?

– Ах, Andre, ради бога, распоряжайся всем… Разве я могу о чем-нибудь думать?

Она опять заплакала, а брат уселся за письменный стол и подозвал к себе молодого расторопного буфетчика Семена.

– Это объявление ты отправишь в «Новое время», а затем пошлешь за гробовщиком; да надо спросить у него, не знает ли он хорошего псаломщика?

– Ваше сиятельство, – отвечал, нагибаясь, Семен, – за гробовщиком посылать нечего, их тут четверо с утра толкутся у подъезда. Уж мы их гнали, гнали, – не идут, да и только. Прикажете их сюда позвать?

– Нет, я выйду на лестницу.

И брат громко прочел написанное им объявление:

– «Княгиня Зоя Борисовна Трубчевская с душевным прискорбием извещает о кончине своего мужа, князя Дмитрия Александровича Трубчевского, последовавшей 20 февраля, в 8 часов вечера, после тяжкой и продолжительной болезни. Панихиды в 2 часа дня и в 9 часов вечера». Больше ничего не надо, Зоя?

– Да, конечно, ничего. Только зачем вы написали это ужасное слово: «прискорбие»? Je ne puis pas souffrir ce mot. Mettez: с глубокой скорбью.

Брат поправил.

– Я посылаю в «Новое время». Этого довольно?

– Да, конечно, довольно. Можно еще в «Journal de S.-Pe(ters-bourg)».

– Хорошо, я напишу по-французски.

– Все равно, там переведут.

Брат вышел. Жена подошла ко мне, опустилась на кресло, стоявшее возле кровати, и долго смотрела на меня каким-то молящим, вопрошающим взглядом. В этом молчаливом взгляде я прочел гораздо больше любви и горя, чем в рыданиях и воплях. Она вспоминала нашу общую жизнь, в которой немало было всяких треволнений и бурь. Теперь она во всем винила себя и думала о том, как ей следовало поступать тогда. Она так задумалась, что не заметила моего брата, который вернулся с гробовщиком и уже несколько минут стоял возле нее, не желая нарушить ее раздумья. Увидев гробовщика, она дико вскрикнула и лишилась чувств. Ее унесли в спальню.

– Будьте спокойны, ваше сиятельство, – говорил гробовщик, снимая с меня мерку так же бесцеремонно, как некогда делали это портные, – у нас все припасено: и покров, и паникадилы. Через час их можно переносить в залу. И насчет гроба не извольте сомневаться: такой будет покойный гроб, что хоть живому в него ложиться.

Кабинет опять начал наполняться. Гувернантка привела детей.

Соня бросалась на меня и рыдала совершенно как мать, но маленький Коля уперся, ни за что не хотел подойти ко мне и ревел от страха. Приплелась Настасья – любимая горничная жены, вышедшая замуж в прошлом году за буфетчика Семена и находившаяся в последнем периоде беременности. Она размашисто крестилась, все хотела стать на колени, но живот ей мешал, и она лениво всхлипывала.

– Слушай, Настя, – сказал ей тихо Семен, – не нагибайся, как бы чего не случилось. Шла бы ты лучше к себе: помолилась, и довольно.

– Да как же мне за него не молиться? – отвечала Настасья слегка нараспев и нарочно громко, чтоб все ее слышали. – Это не человек был, а ангел божий. Еще нынче перед самой смертью обо мне вспомнил и приказал, чтобы Софья Францевна неотлучно при мне находилась.

Среди гениев русской литературы встречаются такие, чьи имена у всех читателей ассоциируются с чем-то потусторонним и необъяснимым, приводящим в трепет обычного человека. К таким писателям, бесспорно, относится Н. В. Гоголь, история жизни которого, несомненно, интригует. Это уникальная личность; в наследие от него человечеством получен бесценный дар произведений, где он предстает то тонким сатириком, вскрывающим язвы современности, то мистиком, заставляющим бегать по коже мурашки. Гоголь - это загадка русской литературы, так до конца никем и не разгаданная. Мистика Гоголя продолжает интриговать своих читателей и в настоящее время.

Много загадочного связано как с творчеством, так и с жизнью великого писателя. Нашим современникам, филологам и историкам, пытающимся дать ответы на многочисленные вопросы, связанные с его судьбой, остается лишь догадываться о том, как все было на самом деле, и строить многочисленные теории.

Гоголь: история жизни

Появлению семьи Николая Васильевича предшествовала довольно интересная история. Известно, что его отец, будучи мальчиком, увидел сон, в котором Матерь Божья показала ему его нареченную. Спустя некоторое время он узнал в соседской дочке черты предназначенной ему невесты. Девочке на тот момент было всего семь месяцев. Через тринадцать лет Василий Афанасьевич сделал девушке предложение, и состоялась свадьба.

Много недоразумений и слухов связано с датой рождения Гоголя. Точная дата стала известна широкой публике лишь после похорон писателя.

Отец его был нерешительным и довольно мнительным, но несомненно одаренным человеком. Он пробовал свои силы в написании стихотворений, комедий, принимал участие в постановке домашних спектаклей.

Матушка Николая Васильевича, Мария Ивановна, была глубоко религиозным человеком, но при этом интересовалась различными предсказаниями и приметами. Она сумела привить своему сыну богобоязненность и веру в предчувствия. Это повлияло на ребенка, и он рос, с детства испытывая интерес ко всему таинственному и необъяснимому. Эти увлечения в полной мере нашли свое воплощение в его творчестве. Возможно, поэтому у многих суеверных исследователей жизни писателя возникали сомнения, не была ли мать Гоголя ведьмой.

Таким образом, впитав в себя черты обоих своих родителей, Гоголь был тихим и задумчивым ребенком с неуемной страстью ко всему потустороннему и богатым воображением, которое подчас играло с ним злые шутки.

История с черной кошкой

Так, известен случай с черной кошкой, который потряс его до глубины души. Родители оставили его дома одного, мальчик занимался своими делами и вдруг заметил черную кошку, которая подкрадывалась к нему. На него напал необъяснимый ужас, но он переборол свой страх, схватил ее и бросил в пруд. После этого его не покидало ощущение, что кошка эта была обратившимся человеком. Эта история нашла свое воплощение в повести «Майская ночь, или Утопленница», где ведьма обладала даром перевоплощаться в черную кошку и творить в таком обличии зло.

Сожжение «Ганса Кюхельгартена»

Во время обучения в гимназии Гоголь просто бредил Петербургом, он мечтал жить в этом городе и заниматься великими делами на благо человечества. Но переезд в Петербург не оправдал его ожиданий. Город был сер, уныл и жесток к чиновничьему классу. Николай Васильевич создает поэму «Ганс Кюхельгартен», но выпускает ее в печать под псевдонимом. Поэма разгромлена критиками, и писатель, не выдержав этого разочарования, выкупает весь тираж книги и предает ее огню.

Мистические «Вечера на хуторе близ Диканьки»

После первой неудачи Гоголь обращается к близкой ему теме. Он решает создать цикл повестей о родной Украине. Петербург давит на него, его психическое состояние усугубляется нищетой, которой, кажется, нет конца. Николай пишет письма матери, в которых просит ее подробно рассказать о поверьях, обычаях украинцев, некоторые строки этих посланий размыты его слезами. Он приступает к работе, получив сведения от матушки. Итогом длительной работы стал цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение просто дышит мистикой Гоголя, в большинстве повестей этого цикла люди сталкиваются с нечистой силой. Удивляет, насколько красочным и живым получилось у автора описание различной нечисти, мистика и потусторонние силы правят здесь свой бал. Все вплоть до мелочей заставляет читателя почувствовать себя причастным к происходящему на страницах. Этот сборник приносит популярность Гоголю, мистика в произведениях притягивает к себе читателей.

«Вий»

Одним из самых известных произведений Гоголя является повесть «Вий», которая вошла в состав сборника «Миргород», изданного Гоголем в 1835 году. Произведения, вошедшие в него, были восторженно приняты критикой. В качестве основы для повести «Вий» Гоголь берет старинные народные предания об ужасающем и могущественном предводителе нечисти. Удивляет то, что исследователям его творчества до сих пор не удалось обнаружить ни одного предания, схожего с сюжетом «Вия» Гоголя. Сюжет повести прост. Трое бурсаков отправляются на подработку репетиторством, но, заплутав, просятся на постой к старухе. Та нехотя пускает их. Ночью она прокрадывается к одному из парней, Хоме Бруту, и, оседлав его, начинает подниматься с ним в воздух. Хома начинает молиться, и это помогает. Ведьма слабеет, и герой начинает бить ее поленом, но вдруг замечает, что перед ним лежит уже не старуха, а молодая и прекрасная девушка. Он, охваченный, невыразимым ужасом, убегает в Киев. Но руки ведьмы дотягиваются и туда. За Хомой приезжают, чтобы отвезти его на отпевание погибшей дочери сотника. Оказывается, что это и есть та ведьма, которую он убил. И теперь бурсак должен провести в храме перед ее гробом три ночи, читая отходную.

Первая ночь заставила Брута поседеть, так как панночка встала и пыталась поймать его, но он очертил себя кругом, и ей это не удалось. Ведьма летала вокруг него в своем гробу. На вторую ночь парень пытался сбежать, но его поймали и снова привели в храм. Эта ночь стала роковой. Панночка призвала на помощь всю нечисть и потребовала привести Вия. Когда философ увидел повелителя гномов, он вздрогнул от ужаса. А после того как Вию подняли веки его прислужники, он увидел Хому и указал на него упырям и вурдалакам, несчастный Хома Брут умер на месте от страха.

В этой повести Гоголь изобразил столкновение религии и нечисти, но, в отличие от «Вечеров», здесь победу одержали демонические силы.

По мотивам этой повести снят одноименный фильм. Его негласно относят к списку так называемых «проклятых» кинолент. Мистика Гоголя и его произведения унесли с собой многих людей, которые принимали участие в создании этого кинофильма.

Одиночество Гоголя

Несмотря на свою большую популярность, Николай Васильевич не был счастлив в сердечных делах. Он так и не нашел спутницу жизни. Случались периодические влюбленности, которые редко перерастали во что-то серьезное. Ходили слухи, что однажды он просил руки графини Вильегорской. Но ему было отказано по причине социального неравенства.

Гоголь решил, что вся его жизнь будет посвящена литературе, а романтические увлечения со временем и вовсе сошли на нет.

Гений или сумасшедший?

1839 год Гоголь проводит в путешествиях. Во время посещения Рима с ним случилась беда, он подхватил тяжелую болезнь, которая носила название «болотная лихорадка». Недуг протекал очень тяжело и грозил писателю смертью. Он сумел выжить, но болезнь затронула его мозг. Следствием этого стало душевное и физическое расстройство. Частые обмороки, голоса и видения, посещавшие воспаленное энцефалитом сознание Николая Васильевича, терзали его. Он стремился где-нибудь найти успокоение своей мятущейся душе. Гоголю хотелось получить истинное благословение. В 1841 году его мечта сбылась, произошла встреча с проповедником Иннокентием, о которой он давно мечтал. Проповедник подарил Гоголю образок Спасителя и благословил его на путешествие в Иерусалим. Но поездка не принесла ему желанного успокоения. Ухудшение здоровья прогрессирует, творческое вдохновение исчерпывает себя. Работа дается писателю все сложнее. Все чаще он говорит о том, что нечистая сила влияет на него. Мистика в жизни Гоголя всегда занимала свое место.

Смерть близкой подруги, Е. М. Хомяковой, подкосила писателя окончательно. Он видит в этом страшное предзнаменование для себя. Гоголю все чаще кажется, что его смерть близка, и он очень ее боится. Усугубляет его состояние священник Матвей Константиновский, который пугает Николая Васильевича страшными загробными муками. Он ставит ему в вину его творчество и образ жизни, доводя и без того расшатанную психику до срыва.

Фобии писателя невероятно обостряются. Известно, что более всего на свете он боялся впасть в летаргический сон и быть похороненным заживо. Чтобы избежать этого, в своем завещании он попросил похоронить его лишь после того, как очевидными станут все признаки смерти и начнется разложение. Он настолько боялся этого, что спал исключительно сидя в креслах. Страх таинственной смерти постоянно преследовал его.

Смерть как сон

В ночь с 11 на произошло событие, которое до сих пор тревожит умы многих биографов Гоголя. Находясь в гостях у графа А. Толстого, в эту ночь Николай Васильевич чувствовал себя крайне обеспокоенно. Он не находил себе места. И вот, словно решившись на что-то, достал из портфеля пачку листов и бросил ее в огонь. По некоторым версиям, это был второй том «Мертвых душ», но также есть мнение, что рукопись уцелела, а сожжены были другие бумаги. С этого момента недуг Гоголя прогрессировал с неумолимой быстротой. Все чаще его преследовали видения и голоса, он отказался от еды. Врачи, призванные его друзьями, пытались лечить его, но все было напрасно.

Гоголь оставил этот мир 21 февраля 1852 года. Врач Тарасенков констатировал смерть Николая Васильевича. Ему было всего 43 года. То, во сколько лет умер Гоголь, стало большим потрясением для его родных и близких. Русская культура потеряла великого человека. Была какая-то мистика в смерти Гоголя, в ее внезапности и стремительности.

Похороны писателя прошли при огромном скоплении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, было воздвигнуто массивное надгробие из цельного куска черного гранита. Хотелось бы думать, что он обрел там вечный покой, но судьба распорядилась совершенно иначе.

Посмертная «жизнь» и мистика Гоголя

Свято-Даниловское кладбище не стало последним местом упокоения Н. В. Гоголя. Спустя 79 лет после его захоронения было принято решение о ликвидации монастыря и размещении на его территории приемника для беспризорных детей. На пути у стремительно развивающейся советской Москвы встала могила великого писателя. Было решено произвести перезахоронение Гоголя на Новодевичьем кладбище. Но все произошло совершенно в духе мистики Гоголя.

Для проведения эксгумации была приглашена целая комиссия, которой был составлен соответствующий акт. Странно, что в нем не было указано практически никаких деталей, только информация о том, что тело писателя было извлечено из могилы 31 мая 1931 года. Отсутствовала информация о положении тела и заключение медицинской экспертизы.

Но на этом странности не заканчиваются. Когда стали копать, то выяснилось, что могила гораздо глубже, чем принято, а гроб помещен в кирпичный склеп. Останки писателя извлекли, когда наступили сумерки. И тут дух Гоголя сыграл своеобразную шутку над участниками этого мероприятия. На эксгумации присутствовало около 30 человек, включая именитых писателей того времени. Как выяснилось позже, воспоминания большинства из них очень сильно противоречили друг другу.

Некоторые утверждали, что в могиле не было останков, она оказалась пуста. Другие уверяли, что писатель лежал на боку с вытянутыми руками, что свидетельствовало в пользу версии о летаргическом сне. Но большинство присутствующих утверждали, что тело лежало в обычной позе, но отсутствовала голова.

Такие разные показания и сама фигура Гоголя, располагающая к фантастическим вымыслам, породили множество слухов о таинственной смерти Гоголя, расцарапанной крышке гроба.

То, что происходило дальше, трудно назвать эксгумацией. Это больше напоминало кощунственное разграбление могилы великого писателя. Присутствующие решили взять себе на память «сувениры от Гоголя». Кто-то взял ребро, кто-то кусочек фольги из гроба, а директор кладбища Аракчеев стянул с покойного сапоги. Это кощунство не осталось безнаказанным. Все участники жестоко поплатились за свои поступки. Практически каждый из них в течение недолгого времени присоединился к писателю, покинув мир живых людей. Аракчеева же преследовали в которых являлся к нему Гоголь и требовал отдать сапоги. Находясь на грани сумасшествия, несчастный директор кладбища послушал совета старой бабки-вещуньи и закопал сапоги возле новой После этого видения прекратились, но ясное сознание так и не вернулось к нему.

Загадка пропавшего черепа

Интересные мистические факты про Гоголя включают в себя неразгаданную до сих пор тайну его пропавшей головы. Существует версия, что ее выкрали для известного коллекционера редкостей и уникальных вещей, А. Бахрушина. Произошло это при реставрации могилы, приуроченной к вековому юбилею писателя.

Этот человек собирал самую необычную и жуткую коллекцию. Существует теория, что он возил украденный череп с собой в чемоданчике с медицинскими инструментами. Позже правительство Советского Союза в лице Ленина В. И. предложило Бахрушину открыть свой музей. Это место существует до сих пор и насчитывает тысячи самых необычных экспонатов. Среди них также есть три черепа. Но доподлинно неизвестно, кому они принадлежали.

Обстоятельства смерти Гоголя, расцарапанная крышка гроба, похищенный череп - все это дало огромный толчок человеческому воображению и фантазии. Так, появилась невероятная версия про череп Николая Васильевича и таинственный экспресс. В ней высказывается предположение, что после Бахрушина череп попал в руки к внучатому племяннику Гоголя, который решил передать его русскому консулу в Италии, для того чтобы часть Гоголя покоилась в земле его второй Родины. Но череп попал в руки молодого человека, сына капитана дальнего плавания. Тот решил попугать и повеселить своих друзей и взял череп с собой в путешествие на поезде. После того как экспресс, на котором ехали молодые люди, въехал в тоннель, он исчез, никто не мог объяснить, куда пропал огромный состав с пассажирами. И до сих пор ходят слухи о том, что иногда разные люди в разных частях света видят этот поезд-призрак, который возит череп Гоголя через границы миров. Версия фантастическая, но имеющая право на существование.

Николай Васильевич был гениальным человеком. Как писатель он полностью состоялся, но как человек своего счастья не обрел. Даже небольшой круг близких друзей не смог разгадать его душу и проникнуть в мысли. Так вышло, что история жизни Гоголя сложилась не слишком радостно, она наполнена одиночеством и страхами.

Он оставил свой след, один из самых ярких, в истории мировой литературы. Подобные таланты появляются очень редко. Мистика в жизни Гоголя была своеобразной сестрой его таланта. Но, к сожалению, великий писатель оставил нам, своим потомкам, больше вопросов, чем ответов. Читая самые известные произведения Гоголя, каждый находит что-то важное для себя. Он, как хороший учитель, продолжает преподавать нам свои уроки сквозь века.