Оформление стенда `День народного единства`. Праздничное оформление интерьеров ДОУ: Музыкальный зал

Оформление стенда `День народного единства`. Праздничное оформление интерьеров ДОУ: Музыкальный зал
Оформление стенда `День народного единства`. Праздничное оформление интерьеров ДОУ: Музыкальный зал
Нищева Н.В.
Праздничное оформление интерьеров ДОУ: Музыкальный зал. День России, День Конституции, День народного единства. Наглядное пособие

Издательство: Детство-Пресс
Жанр: Наглядные пособия

Качество: Хорошее
Страниц: 32
Формат: pdf, fb2, epub

Проект издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» называется «Праздничное оформление интерьеров ДОУ. Музыкальный зал» и включает в себя элементы оформления музыкального зала для праздничных утренников и подборки стихов к каждому празднику. Это и переклички, и стихи для сценок, сценариев, индивидуальных выступлений детей. Элементы оформления выполнены лучшими художниками и дизайнерами издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», а стихи написаны по заказу издательства профессиональными поэтами. Главной идеей проекта является создание комплекта необходимых для подготовки к праздничным утренникам материалов специалистами - художниками, дизайнерами, поэтами, так как только профессиональный подход может обеспечить высокий эстетический уровень указанных материалов. Каждый комплект элементов для украшения музыкального зала содержит плоскостные изображения для оформления задника, включая буквы для написания названия праздника; плоскостные изображения для простенков между окнами. Все изображения выполнены в едином стиле и выдержаны в определенной цветовой гамме. Очередной комплект содержит подборку материалов сразу к трем праздничным датам: Дню России, Дню Конституции, Дню народного единства.

Елена Сутырина

4 ноября наступит День народного Единства, день единения всех, кто любит свою страну, свою Родину. Краткий отчёт о подготовке к празднику предлагаю сегодня на Ваш суд.

Вначале детям была рассказана история возникновения данного праздника , прочитали и отрывки из книги Владимира Соловьёва «Минин и Пожарский».


Дети с интересом рассматривают иллюстрации книги, обсуждают.


В кругу друзей проводили игры «Давайте жить дружно» и «Скажи комплимент другу» .


Выучили с детьми стихотворение:

«Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы».

Познакомили с пословицами и поговорками:

У народа один дом – Родина.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Дети с сестрами и братьями приготовили небольшие поделки .



Все вместе выполнили коллективную работу «Наша Родина – Россия» .


Для родителей была представлена ширма по теме праздника.


«В День единства будем рядом, будем вместе навсегда!»

С наступающим Вас праздником Вас, милые коллеги!

Мира, единения, согласия всем семьям и нашей большой прекрасной

Родине по имени Россия!

Публикации по теме:

Сценарий праздника «День народного единства» День народного единства Зал празднично оформлен. Звучит песня «О России», дети проходят в зал и рассаживаются на места. Ведущая: Добрый.

Сценарий мероприятия «День народного единства» Праздник «День народного единства». С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда.

Развлечение «День народного единства» (старший дошкольный возраст) Развлечение для старшего возраста «День народного единства» Цели и задачи праздника: - привить учащимся интерес к истории праздника День.

Развлечение «День Народного единства» в старшей группе Цель: Ознакомить детей с народами России, рассказать о их культуре и обычаях. Задачи: 1)Воспитательная- воспитать уважение к их культуре.

Оформление зала: на авансцене справа – флаг РФ стандартного размера, рядом на боковой кулисе – герб РФ. На левой части задника сцены – экран для демонстрации компьютерных слайдов.

До начала концерта в фойе и в зале звучит музыка к операм Глинки “Жизнь за царя” и Мусоргского “Борис Годунов”; на экране меняются картины русских пейзажей.

Оборудование: компьютер, слайды, музыкальные фонограммы, государственная символика РФ, икона Казанской богоматери.

Концерт начинается со звучания Гимна РФ в записи хора. На экране – карта РФ.

Все зрители встают, поют вместе с хором.

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава
Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Входят двое ведущих

I ведущий: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

Те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.

Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польско-шведской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.

На экране – картина Чистякова “Смутное время”

II ведущий: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

I ведущий: Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом – предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.

II ведущий: Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть, самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены.

I ведущий: И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

II ведущий: И тем не менее нашлись здоровые силы – и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

На экране фото Алексея II

I ведущий: “Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть”.Это цитата нынешнего патриарха Всея Руси Алексия II.

II ведущий: Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны ! Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.

Выходят следующие трое участников, поют под музыкальную фонограмму

1 куплет песни из к/ф “Офицеры”.

На экране – портреты Минина, Пожарского, патриарха Гермогена, Сусанина

От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой
Только громкая доблесть их
Поселилась в сердцах живых
Этот вечный огонь,
Нам завещанный от них,
Мы в груди храним.

Включается фонограмма: Д.Верди – фрагмент из увертюры к опере “Сила судьбы”, М.Мусоргский симфоническая фантазия “Ночь на Лысой горе”.

Под звучание тревожной мелодии участники читают поэму Т.Павлюченко “Русская смута”

I участник:

Опять над Родиной пожаров дым,
Опять война, разруха, голод
И вражье поругание святынь...
...казалось: русский дух расколот.

II участник:

Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но... умер неожиданно

III участник:

Лжедмитрий – бывший русский инок,
Что веру православную предал,
Наверно, всё же богом был покинут,
Коль душу церкви католической отдал.

I участник:

Лжецарь – в Москве, в Москве – поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы – в грязь, к своим ногам.

II участник:

В год жуткий вновь нет единенья
Среди бояр, средь именитых казаков.
Когда ж в народе кончится терпенье?
Когда ж он будет к битве с ворогом готов?

III участник:

Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута.
Боярин Шуйский быстро занял трон.
Зовет на помощь шведов он. Покуда
Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?

I участник:

Он – новый претендент на царство.
Любым путём пришёл занять престол.
Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.
Войска Лжедмитрия - на воре – вор

II участник:

Насильно принял Шуйский постриг:
С престола – вон, подальше – в монастырь.
Опять вопрос о власти острый:
Стране – державной быть??? Или... пустырь?!

III участник:

Московская бояр верхушка
Опять впустила польские отряды
Российский трон для них – игрушка:
“Царём – Владислава нам надо”.

I участник:

Боярами был договор составлен,
Что церкви католической не быть,
Владиславу – не быть самодержавным,
В Москве Владиславу – по-русски жить.

II участник:

Но Сигизмунд – монарх коварный –
Отец Владислава – поляк –
За власть он в бой вступил неправый,
Коль сын согласен править так.

III участник:

Осталась церковь лишь единой,
Молилась за Россию ночь и день.
“Сбирайтесь, россияне, воедино” –
Призвал из заточенья Гермоген.

I участник:

Призыв пришёл нижегородцам,
Где гнев копился много лет:
Предательством бояр копилось недовольство,
Тем, что свободы у России нет.

II участник:

Что нет конца проклятой Смуты,
Руси – не быть на карте мира
Готовят ляхи русским путы –
Уже готово вороньё для пира.

III участник:

Поволжские татары принесли
Икону Богородицы Казанской.
Лик той заступницы земли
Взывал к народу: “Русь спасайте!”

Возможен внос иконы Богородицы Казанской.

На экране – картина Маковского “Возвышение Минина к нижегородцам”

I участник:

Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
“Победа Родины – святое дело”.

II участник:

Пожарский Дмитрий – воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
“Полякам не топтать Москву ногами”.

III участник:

Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю.

Заканчивается звучание фонограммы колокольным звоном

На сцене ведущие

I ведущий: Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской богоматери. Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

На экране высвечивается иллюстрация к книге Рылеева “Иван Сусанин” “Любовью к родине дыша”

II ведущий: В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.

Инсценирование поэмы К. Рылеева “Иван Сусанин” на фоне музыкальной фонограммы (фрагмент оперы М.Глинки “Жизнь за царя”). На экране иллюстрация из книги К. Рылеева “Любовью к Родине дыша”.

Действующие лица:

  1. Чтец.
  2. И.Сусанин.
  3. Поляки (3–4 человека).

Поляк: Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, –

Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.

Поляк: Куда ты завёл нас?”

Чтец: лях старый вскричал

Сусанин “Туда, куда нужно,

Чтец: Сусанин сказал

Убейте, замучьте, – моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!

Поляки: “3лодей!”

Чтец: закричали враги, закипев.

Поляки: “Умрёшь под мечами”.

“Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело.
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь”.

Поляки: “Умри же!”

Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.

Поляк: “Погибни, предатель! Конец твой настал!”

И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила.

На экране – миниатюра “Избрание Михаила Романова на царство”

I ведущий: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари – самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь|.

II ведущий: Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к святому делу – возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало ее силу. Начало семнадцатого года возвестило эру национального освобождения.

На экране слайд – памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и памятник Сусанину в Костроме

Участники исполняют песню:

(Музыка и слова М. Ножкина) под музыкальную фонограмму

На экране во время исполнения песни карта РФ на экране сменяется картинками русских пейзажей

  1. Карта РФ.
  2. Государственная символика РФ.
  3. Фото патриарха всея Руси Алексия из газеты “Труд”. 11.2005 г.
  4. Борис Годунов фрагмент росписи Московского кремля.
  5. Л. Килиан. Лжедмитрий 1.
  6. К. Вениг. Последние минуты Самозванца.
  7. П.Чистяков. Смутное время.
  8. К. Маковский. Воззвание К.Минина к нижегородцам.
  9. Иван Сусанин – иллюстрация к книге К.Рылеева “ Любовью к Родине дыша”.
  10. Н.Лавинский. Памятник И.Сусанину в Костроме.
  11. Миниатюра из книги “Избрание Михаила Романова на царство”.
  12. Иллюстрация к книге “Царство людей”.
  13. Бояре. Учебник Ворожейкиной “Рассказы по родной истории”.

Литература

1. К. Рылеев “Любовью к Родине дыша”.

2. Патриарх Всея Руси Алексий II. Статья “Праздник спасения страны”, газета “Труд”, ноябрь 2005 год.

День народного единства

Оформление зала:
Карты Российской Федерации и Республики Мордовия.

Государственные символы (Флаги и Гербы) Российской Федерации и Республики Мордовия.

Плакат «Мы горды Отечеством своим».

Экспозиция «10 лет Созидания».

Выставка рисунков учащихся.
Оборудование:

Красочно оформленный символический Журнал «В единстве наша сила».

Титульный лист - Герб России.

1 страница «Здесь Минин с Пожарским по-прежнему живы».

2 страница «Защита Родины есть защита своего отечества».

3 страница «У мордвы и русских корни перевиты».

4 страница «Трудом творим мы мощь Отчизны».

5 страница «Мы едины, потому непобедимы».

Глобус, проигрыватель, грампластинки.

Картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Картина «Стояние на Угре»

Картина «Ледовое побоище»

Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» худ. А.Кившенко

Картина «Оборона Троице-Сергиевой лавры от польских интервентов»

Портреты Минина и Пожарского

Иллюстрация «Памятник Минину и Пожарскому в Москве».

Фотография надгробия Минина в Нижнем Новгороде.

Картина Прянишникова «В 1812 году».

Картина «Салют Победы».

Фотография памятника «Навеки с Россией» в г. Саранске.

Плакат «Какие народы живут в России.»
Вступительная беседа

Ребята, какие праздники, отмечаемые всем народом, вы знаете? (ответ)

В нашем календаре появился еще один праздник – День Всенародного Единства, который будет отмечаться 4 ноября. Какое значение для нашей страны имело единство? Почему Государственная Дума приняла такое решение? И почему именно 4 ноября? Вот об этом мы и будем говорить на сегодняшнем мероприятии.

(Открывается занавес)

1 вед. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку», - писал Александр Блок. Эти слова и точны, и одновременно многозначны.

Огромность – это и географический простор, и несметные богатства, и первозданная красота и громадность пережитого народом, его богатырские труды и подвиги.

Издавна для наших соотечественников предметом гордости были величие и красота Родины. Н.В.Гоголь поражался ее необъятностью: «… немеет мысль пред твоим пространством». А И.С.Никитин, завороженный её красотой писал:

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася.

Но любят свою Родину и гордятся ею не только за то, что она везде, всегда и во всем непременно велика, высока и прекрасна.

Во сто крат сильнее гордятся за громадность пережитого Отечеством и народом.

Взглянем на карту нашей Родины. Многие века понадобились, чтобы заселить, освоить, защитить её от внешних врагов. Знаем, что многим недругам не давали покоя беспредельные дали, многие пытались осквернить царственную красу, овладеть несметными богатствами, а душу русскую убить.

А сколько молний грудь твою разили.

Не раз врываясь в дом твой, обнаглев,

Враги кричали: «Кончено с Россией!»

И узнавали твой, Россия, гнев.

1 страница

Здесь Минин с Пожарским по-прежнему живы.

2 вед. Сначала степняки постоянно нарушали границы нашей Родины. Удельные князья поодиночке пытались победить их. В 1185 году князь Игорь Новгород-Северский совершил поход на половцев, храбро дралась русская дружина:

…тут кровавого вина недоставало,

тут пир закончили храбрые русичи:

сватов напоили, а сами полегли

за землю Русскую.

«Не ваша ли храбрая дружина рык издаёт, словно туры раненные саблями калеными в поле неузнаемом? Вступите, князья, в золотые стремена за обиду нашего времени, за землю русскую за раны Игоря, храброго Святославовича».

Поражение Игоря не есть поражение Руси, а только начало большой битвы с врагом – победа будет за русскими, но при условии их объединения. Всего через несколько лет объединенные русские дружины одолели половцев. (Показ картины В.М.Васнецова)


3 вед. Не забыть потомкам нашествия шведов и немецких рыцарей – крестоносцев. Невская битва со шведами в 1240 году показала: Русь жива В апреле 1242 года на Чудском озере снова разразилась битва – ледовое побоище. Немцы «горды будучи» хвалились не только разгромить рать князя Александра Невского, но и взять его руками. А вместо этого нашли свою погибель на дне Чудского озера. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». (Показ картины «Ледовое побоище»)
4 вед. Более двух с половиной веков топтали, словно саранча, опустошали наши земли татаро-монголы. В 1370-ые годы князь Дмитрий все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с золотой ордой.

«И разослал великий князь «по всей русской земле спорых гонцов со своими грамотами. И пришли к нему князья Белозерские, князь каргопольский и андомские князья. Пришли и ярославские князья со своими силами и князья устюжские и иные князья воеводы со многими силами» и собралось войско, готовое умереть за Русь, 7 сентября 1380 года объединенные русские полки во главе с князем Дмитрием доказала « сыгоядцам окаянным», что невечно их аркану висеть над русскими головами, что никогда им не быть хозяевами русских земель.


5 вед. Достойным своего прародителя стал Иван ΙΙΙ. Он поклялся « крепко стояти за благочестивую нашу «православную веру и боронити своё отечество». Свою клятву он сдержал. Именно он завершил собирание русских земель а в 1480 году после «стояния» войск Ивана ΙΙΙ и хана Ахмата на берегах реки Угра весь народ «возрадовался». Русь стала свободной. (Показ картины «Стояние войск Ивана ΙΙΙ и хана Ахмата на реке Угра)
6 вед. В России встретила свою преграду «поляков надменная рать» об этом времени мы расскажем подробнее, так как имеет прямое отношение к празднику Дню всенародного единства.

Начало 17 века характеризуется как смутное время. Иван ΙV Грозный Васильевич. Грозный оставил после своего правления упадок хозяйства, запустение многих земель, побег крестьян.

После смерти Ивана Грозного царем стал Федор Иванович, а полнота власти принадлежала Борису Годунову брату его жены. Федор был бездетным. А наследник престола царевич Дмитрий по невыясненным обстоятельствам погиб. Царем стал Борис Годунов. Первые годы его правления ознаменовались страшным голодом, погубившим треть населения. В братских могилах в одной только Москве похоронили 127 тыс. человек. В это время из Чудова монастыря через Литву в Речь Посполитую, т.е. в Польшу убегает Гришка Отрепьев и выдает себя за спасшегося царевича Дмитрия. Известен как Лжедмитрий Ι. Борис Годунов умирает, его сына и жену убивают люди Лжедмитрия Ι. В мае 1605 года он торжественно входит в Москву. Москвичи были недовольны его правлением и женитьбой на Марине Мнишек. Москва восстала, через несколько дней после пышной свадьбы (17 мая 1606г.) Лжедмитрий пытался сбежать, прыгнул с 20-ти метровой высоты, сломал ногу, и был убит. Его похоронили под серпуховскими воротами, затем вырыли его труп, сожгли, пепел помешали с порохом и выстрелили из Царь-пушки. Царем стал Василий Шуйский. В это время в Тушино появился Лжедмитрий ΙΙ (тушинский вор), который тоже вскоре сбежал в телеге с навозом. Был пойман и убит в Калуге в 1610 году.

После него в Ивангороде появился ещё один Лжедмитрий ΙΙΙ, настоящее имя то ли Сидорка, то ли Матюшка, московский дьяк. В 1611 году захватил Псков, чинил безрассудное самоуправство, разврат,насилие. В мае 1612 года бежал, был пойман, доставлен в Москву и казнен.

А в Москве в это время хозяйничали поляки. Для освобождения Москвы и изгнания из русских пределов захватчиков по всей стране стали формироваться земские ополчения. Во главе Второго ополчения встали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Минин обратился к народу со словами: «Купно за едино!... (Вместе за одно») Отдадим все свои животы…» Сам отдал свои сбережения, треть состояния, жена – драгоценности. С этого единого доброго дела началось освобождение России от шведов и поляков. Такого всенародного порыва раньше не было. Карелы, мордва, татары, чуваши и другие нации и народности встали на защиту родины. Вспомните подвиг Ивана Сусанина.
Чтец «Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно!» - Сусанин сказал.-

Убейте, замучьте! – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.»


«Злодей! – закричали враги, закипев, -

Умрешь под мечами!» - «Нестрашен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»


26 октября 1612 года польский гарнизон сдался, а 27-го русская рать торжественно вступила в разоренную столицу.

В 1613 году был избран царем Михаил Федорович Романов и началось 300-летнее правление Династии Романовых, до 1917 года. А смута продолжалась. И только 1618 году измученная страна получила передышку.


Вед. Кузьма Минич Минин (год рождения неизвестен) нижегородский посадский человек, земской староста, торговал мясом. В годы смуты стал инициатором второго ополчения. Учел опыт первого ополчения и начал со сбора денег, пожертвовав третью собственного состояния на благо отчизны. Добился согласия еще не оправившегося от тяжелого ранения Пожарского возглавить ополчение, а сам занялся организационными вопросами. Сражался под Москвой. Позже вошел в состав земского правительства. Новый царь пожаловал ему дворянский титул. Умер в 1616 году.
Вед. Дмитрий Михайлович Пожарский – князь, представитель нижегородских дворян. Родился в 1578 году. Впервые полководческий талант Пожарского проявился в битве при селе Высоком в 1608 году, в результате которого поляки не могли захватить Москву. В 1610 году руководил обороной Зарайска от поляков. Когда в Нижнем Новгороде начало формироваться ополчение, он в 1612 году возглавил его поход в Москву. Фактически в это время он был руководителем государства. С 1615-го по 1618-й год неоднократно воевал, а потом сослали в «почетную ссылку воеводой в Можайск». Умер в 1642 году.

Именно после освобождения Москвы осенью 1612-го года началось возрождение общества, установление порядка. Не было репрессий, мести, сведения счетов, лихоимства, кровопролития.

Благодарные потомки поставили памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в 1818 году. Это был первый скульптурный памятник. (Показ портретов, картин и изображения памятника)
Вед. Ещё одна героическая страница нашей истории – Отечественная война 1812 года. Французскому императору Наполеону Бонапарту удалось добраться до самого сердца нашей родины, до Москвы. Но …
Чтец. Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнюю гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отсели, в думу погружен

Глядел на грозный пламень он. А.С.Пушкин.

На борьбу с французами встал весь народ: старики, женщины, дети. Война обострила в русском народе чувство национальной гордости и любви к Родине. «Крестьяне безропотно вступали в ряды ополчения, дворяне брались за оружие, купцы жертвовали десятую часть своих доходов,» - писал А.И.Герцен. «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость,» - вспоминал участник Наполеоновского похода.

Наполеону испытавшему всего лишь «зыбкость счастья» пришлось восвояси убраться из Москвы и позднее найти свой бесславный конец на острове Святой Елены. (Показ картины Прянишникова «В 1812 году»)

Песня «Бородино» слова М.Лермонтова, музыка народная.

2 страница

Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Вед. Лето 1941 года должно было принести богатый урожай а принесло кровь, пепел, разрушение:

В сорок первом памятном году

Из гнезда фашистского Берлина

Всем людям на беду

Ринулась железная лавина.

«Дранг, нах Остен» - Вперед на Восток… но не пришлось захватчикам из Волги, как говорят у нас, воды попить. «Защита Родины есть защита и своего достоинства,» - говорил Николай Рерих. Человечество помнит не так много примеров, когда бы весь народ от мала до велика встал с оружием в руках на защиту своего отечества. Он воевал на фронте и за линией фронта, цепляясь за каждый бугорок, за каждый клочок родной земли, обильно поливая её своей и вражеской кровью.


Чтец. Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты,

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы

И, косматые, как облака,

В рукопашную пошли века.

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и шли, и шли,

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада.

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел худой, зазубренный топор,

Шли пустые, тусклые поля,

Шла большая русская земля.

Илья Эренбург.
Чтец. «Нет! – сказали мы фашистам –

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот»

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши.

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши,

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода,

И Россия дорога!

С.Михалков.

Чтец. Дом! Нам всем понятно это слово

На любом из наших языков.


Мы из разных собрались дивизий,

Вот латыш – Москву он защищал,

Смуглый уроженец Кутаиси,

Русский, что махоркой угощал,

Белорус и украинец рядом,

Сибиряк, что шел из Сталинграда,

И эстонец… Мы пришли за тем,

Чтобы счастье улыбнулось всем.

Чтец. С утра не замолкает канонада.

Так день за днем, так много, много дней,

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пили и камней…
Но мы стеною от земли до неба,

Все поднялись и отстояли свет.

И Ладога, и дальняя Онега

Услышали стоярусное: «Нет».

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!...

Не отдадим полей бескрайних, синих,

Где побеждали мы и победим,

Не отдадим прекрасную Россию,

Не отдадим!

А.Прохоров.

Чтец. От бескрайней равнины

Сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ.

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя –

Знамя правды своей водрузил.


Чтец. Возвращались домой старики

И совсем молодые отцы –

Москвичи, ленинградцы, донцы…

Возвращались сибиряки -

И охотники, и рыбаки,

И водители сложных машин,

И властители мирных долин,-

Возвращались?

Шел он вперед,

Шел вперед

Победитель народ!

А. Мартынов

Чтец. Бессмертен народ наш.

Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче пород,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!


Он вынес нашествие полчищ Батыя,

Разбил доединого звенья оков,

Он создал Россию, он поднял Россию

До звезд до высоких, на гребни веков.


И только фашистскому оберу – волку.

Такое задумать, такое посметь…

Не сказывать сказок и песен не петь!

В ней годы торжеств и столетия усилий,

И только кровавым врагам не понять,

Что вечна Россия, бессмертна Россия,

Её невозможно у мира отнять.


Так множьте могилы им всюду в раздолье,

Нет врёшь, не убьёшь нас – мы сами убьём,

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Бессмертна Россия, ей славу поём.


Исполнение песни «Я люблю тебя, Россия» музыка Д Тухманова, слова М. Ножкина.
Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь,

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна,

нет ни в чем тебе конца

Ты веками непонятна чужеземным

мудрецам.

Сколько раз тебя пытали:

быть России иль не быть

Сколько раз тебе пытались душу русскую убить?

Но нельзя тебя, я знаю, ни сломить, ни запугать.

Ты мне – родина родная, дорогая наша мать.

3 страница
У мордвы и русских корни перевиты

Вед. Дружба и взаимопонимание – великое благо в отношениях между людьми и народами. Родившееся в веках стремление мордовского народа жить в мире и согласии с другими народами, как клятва «русичам» отразилось уже в «преданьях старины глубокой» - героических сказаниях о богатыре Сияжаре, защищавшем Русь и родную землю от общих врагов.

Мы пойдем всегда бок о бок с вами,

Через реки бурные – мы с вами,

Сквозь огонь бушующий – мы с вами,

Как один, плечо к плечу, мы с вами.

Более 500 лет назад изъявил желание добровольно войти в состав Российского государства, соединить свою судьбу с судьбой русского народа. У каждого из них свой язык, свои традиции, своя письменность, свои поэтические краски, но их объединяет одно общее чувство, чувство «семьи единой».

Чтоб одной дорогой люди шли,

Сберегали мир родной земли,

Чтоб звенели песнями слова –

Породнились с русскими мордва.
Чтец. У мордвы и русских

корни перевиты –

Глубока их память,

дружба велика:

Полчища ногайцев

нами вместе биты,

Вместе гнет царизма нас давил века.

Мы ходили вместе с русским исполином

Под звездой счастливой –

Красною звездой.

Мы стояли насмерть

В грозную годину - воевали, бились

с черною чумой.

Матушка Россия

искони с мордвою

Верною защитой

нам была всегда,

И сегодня вместе

волею единою

Землю пашем, сеем,

строим города

Плотью всей и кровью

Мы в тебе, Россия,

Потому и счастье

в жизни обрели.

Будет и богаче,

будет и красивой

Солнечное завтра

у родной земли.

Виталий Юшкин.

Чтец. Псистэ сювордак братонь кедь

Пасиба теть, родной мастор,

Тесэ монь ломанесь – азор,

Ломань ломаннень а верьгиз –

Сон паро ялга, руз, киргиз,

Чуваш, эрзя или казах –

Мартост ве столь экшс озак.

Вастомсто пшкадят тенст: «Шумбрат».

Сынст ютксо улят, кода брат,

Ялгаксчинть кис максык ойметь,

Мейле а сави янксемс теть.

Псистэ сювордак братонь кедь –

Ды тейть седейстэ седейс сэдь.

Павел Любаев.


Чтец. Братство (перевод)

Тебе спасибо, край родной

Что я теперь хозяин твой,

Что человеку человек –

Не волк, а лучший друг навек.

Какие нынче времена.

Слились народы, племена

В один союз людей труда,

Им светит яркая звезда,

Теперь ты,

русский иль мордвин –

Давай садись за стол один

Я всем народам нынче брат,

И говорю я всем: -

Наш путь един.

Девиз наш прост:

От сердца к сердцу –

светлый мост.

Всю душу звонкую,

мой край,

За дружбу вечную отдай.

Павел Любаев.

Чтец. Родимая земля, ты так богата

Сияньем зорь и звонами берез!


Здесь на лугах и смех, и разговоры,

И хороводы пестрые девчат,

И русский говор, и мордовский говор

Единою мелодией звучат.


Я счастье, русский брат, делю с тобою,

И не знакомы нам тоска и грусть.

Ведь на века, живя одной судьбою,

С мордвой и чудью породнилась Русь.


Родимая земля, ты так богата

Сияньем зорь и звонами берез!

Здесь русского я называю братом,

Ведь вместе с ним родился я и рос.

Максим Бебан.
Инсценированное стихотворение «Два Ивана»

Сквозь дожди и сквозь бураны

Посреди большой войны

Шли на запад, два Ивана –

Матери одной сыны.
Оба стойки, оба в силе,

На щеках – румянца мак.

Поровну они делили

Хлеб, и воду, и табак.


Путь был трудным,

Путь был длинным, нескончаем ураган.

Был один Иван мордвином,

Русским был другой Иван.


Выл пожар,

Свистели пули.

На краю лихой беды.

Из Днепра они хлебнули

Черной ледяной воды.
Вечерами на привале

Под двухрядную гармонь

Два Ивана запевали

Про печурку и огонь.


А потом в атаку снова,

Смерть – куда ни погляди.

Беззащитно и сурово

Сердце плавилось в груди.


В ненависти и печали

Два Ивана – соль земли –

Так друг друга выручали

Что себя не берегли.


Как-то раз сраженье длилось

Сутки в дымной горькой тьме.

Но наутро утвердилось

Наше знамя на холме.


Мир едва-едва очнулся,

Зачарован тишиной,

Как Иван – мордвин качнулся,

Пулей раненный шальной.


И упал.

К нему


Друг:

Русский «Ванюшка, что с тобой?!»

А Иван – мордвин белее мела:

Мордвин «В свой последний бой

Я сражался так, как нужно…

Зря несешь меня в санбат.»

Русский «Смерть перед дружбой безоружна –

Так в народе говорят.»

Отвечает русский Ваня

И несет его в санбат.

Русский «Скоро снова рядом встанешь.»

Мордвин «Нет, напрасно это, брат»

Русский «Нет, дружище, не напрасно –

Ты всего чуть-чуть задет

Долгий – долгий,

Красный – красный

За бойцами длился след.

Он тянулся прямо к солнцу

По мураве молодой

К медсанбатскому оконцу,

Где поят живой водой,

Где любую лечат рану,

Где лекарства не горчат,

Где бессмертие Ивану

По прибытии вручат.

Русский Ваня,

Зная это,

Друга нес туда скорей…

Всколыхнулась вдруг планета,

Время двинулось быстрей.

И взошли два обелиска

В полный рост –

Ни дать ни взять,

Где-то рядом,

Где-то близко

Жаль, что не всегда видать.

Павел Любаев.

В конце 80-х, в начале 90-х годов наша республика тоже пережила смутное время.

В 1995 году была принята новая Конституция. Вот уже десять лет Республика Мордовия шагает по пути примирения, согласия и созидания.
Чтец. В краю мордовском, где хлеба шумят,

Где шелестят сережками березки,

Мой русский брат мне говорит «Шумбрат»,

Что значит «Здравствуй» по- мордовски.

И, улыбаясь, в гости вновь зовет,

О пусть всегда сияют счастьем лица!

И будет мирным синий небосвод.


Эту страницу мы заканчиваем словами Н.И. Меркушкина

Мы вместе,сообща идем дорогой созидания!

Мы верим в твое будущее, наша Мордовия!

Ибо мы верим в будущее нашей великой России!

4 страница

Трудом творим мы мощь Отчизны.
Вед Да, велик путь нашей Родины, и ноша нелегка. Когда аркан татаро-монгол свистел над головой, шум пиров катился по улусам, когда кровь была дешевле, чем вино, когда в прежней жизни была сто раз унижена, была сожжена, разорена дотла раздета, другая страна бы постарела и поседела, не превысила бы и травы, а она русела, становилась выше, добрела – и вновь становилась на ноги. В единстве наша сила. А ещё почему? Кто знает?

Ученицы: Мы знаем ответ.

1 чтец. Труд – основа, фактор жизни,

Трудом любой рекорд мы бьём.

Трудом твоим мы мощь Отчизны

И все рекорды мы берем.

Г.Г. Чаванидзе.

2 чтец. Пока пространстве

Кружится планета

На ней, пропахшей солнцем,

никогда не будет дня,

чтоб не было рассвета,

не будет дня, чтоб не было труда!

1 чтец. Так было в нашей жизни быстротечной

в победном рёве

медных труб

взамен войны –

Великой и Отечественной –

Великий


и Отечественный
2 чтец. Свою страну,

свою судьбу врачуя,

не копили силы про запас

И не спасло нас

никакое чудо.

А что спасло?

Да только он и спас –

Великий и Отечественный.

Только!


Помноженный на тысячи,

Один…


Пусть медленно,

Пусть невозможно долго,

но праздник наш

поднялся из руин!

1 чтец. На стройках,

на полях,

и на дорогах,

в столичном гуле,

в деревнях глухих,

на самых немудреных,

мастерских!

Не надо


снисходительной гримасы

по поводу

«не той величины»

Ведь есть не только

БАМы и Кам Азы-

есть неизбывный

общий труд

страны!


2 чтец. Великий

от великого усилья,

вознесший над страной

крыло свое!

Отечественный!

Ибо в нем

и народы


равноправные её!

Р. Рождественский.

Песня о дружбе. А.Эшпай.

5 страница

Мы едины, поэтому непобедимы.

Народ создал много пословиц, в которых осуждается война и прославляется мир, дружба, братство, единство. Нам удалось собрать более 70 пословиц. Вот некоторые из них.

Цветам нужно солнце, а людям мир.

Мир зинет – камень треснет.

Мир дает хлеб, а война горе.

Мир – счастье для народа.

Где есть согласие, там сила.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Берись дружно, не будет грузно.

Один в поле не воин.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Одна пчела немного мёду натаскает.

Где единство, там и согласие.
Чтец. Мы татары,

чуваши,


Осетины и тувинцы,

кабардинцы и марийцы,

Калмыки, башкиры, коми –

С кем так славно мы знакомы,

И друг друга видеть рады!

Мы карелы и буряты,

И якуты, и удмурты…

Мы чеченцы, дагестанцы,

Российской Федерации посланцы.

Чтецы. Что же такое мы.


  1. Что же такое «мы»

  2. Мы – из лесов безбрежных,

  3. Мы – из блокадной тьмы.

  4. Мы - из стихов сгоревших,

  5. Из невысоких изб,

  6. Из песенного всесилья,

  7. Мы – из бессмертья,

  8. Из плоти твоей,
Россия!

  1. Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,

  1. Но – поднимались в рост,
Звонкие, как победа!

  1. Мы, продолжение дня,
Шли тяжело и мощно…

1,3,5,7. Можно убить меня

Все. Нас убить невозможно!

Р. Рождественский.

Песня «Если бы парни всей земли». В Соловьев-Седой.

Чтец. Я сторонюсь чужих и чуждых

Болот, трясин и мягких бродов,

Сияет радугою дружбы

Мне единение народов.

Оно такой встает вершиной!

Оно таким дыханьем дышит!

Ударишь громом в сердцевину –

И гром другой в горах услышишь.
То не язык, не просто звуки,

Не слов блуждающие льдины,

Слышны в них труд, и пот, и муки –

Живой союз семьи единой.

Павло Тычина.

Чтец. Тот, кто к дружбе стремится,

Нашу дружбу найдет,

Тот, кто к правде стремится,

Нашу правду найдет,

Тот, кто к песне стремится,

Нашу песню найдет.

Но кто ветер посеет,

Над миром

И днем и в ночи,

Побеждая преграды,

Победно звучи!

Не задержат тебя

На границах посты,

Сквозь колючки и рвы

Прорываешься ты!

Максим Танк.
Песня «Гимн демократической молодежи» А.Г. Новиков, Л. Ошанин.
Чтец с глобусом.

Этот шар, пролетающий мимо

Звезд, комет и космических трасс,

Неспроста именуется миром,

Почитается миром у нас.

Мир – высокое званье планеты,

В беспредельность направленный путь,

Карандаши беспощадной ракеты

Не посмеет его зачеркнуть.

Всей планете и родине милой

Высшей верностью будем верны,

Если, как говорится, всем миром

Землю мы защитим от войны.

Е. Долматовский.

Чтец. Летите, жаворонки, летите –

Из края в край спешите с утра,

Летите, звените – всем возвестите

посланье надежды, мира, добра:

Солнце и братство! Солнце и счастье! –

Звучит наш зов над землею всей, -

Творите счастье для всех людей!

Есть у любого народа отчизна –

Сколько народов, столько отчизн.

Но общая наша отчизна – Планета,

И общее наше богатство – жизнь,

Болит, как сердце, наша планета,

Но верим: она исцелиться должна –

Станет Планетой счастья и света

На все времена, на все времена

Фазу Алиева.

Песня Как воспеть эту землю

Над высокими зорями,

С ветром юга сиреневым,

С небом юга лазоревым.

С тем, что в сердце пропитано,

И навек не расстанемся

Над седыми Курилами

Снова день начинается.

Света тебе и радости,

Мира и благоденствия,

Верных друзей, хороших

Солнечных дней в судьбе.

Желаю тебе, земля моя,

Желаю тебе, земля моя,

Высокого неба ясного

И счастья желаю тебе.


Поздравления с праздником.
Гимн России.

Звучит песня « Родина моя»(сл. Р.Рождественского, муз. Д. Тухманова)

Я, ты, он, она

Вместе – целая страна

Вместе – дружная семья.

В слове «мы» сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих, и льняных,

Дружных и веселых

В городах и селах.

Участники и зрители встают и уходят под мелодию этой песни.

Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому . Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год" . В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".

Казанский собор , освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.

Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте. Прошло несколько десятков лет, и казанский священник Ермолай стал тем самым знаменитым патриархом Гермогеном. Именно он отказал полякам в подписании грамоты о роспуске ополчения. "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил полякам Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем!". Уповая на милость Божию, на помощь защитникам России патриарх повелел доставить из Казани икону Божией Матери. В Ярославле ее встретило второе русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву. Ополчение долго осаждало, но не могло взять захваченный поляками Китай-город. После принятия решения брать его штурмом перед Казанской иконой отслужили молебен. Предание гласит, что в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что "предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена". 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, засевшие в Кремле, сдались.

В память о тех событиях ежегодно 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю) к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича. Он находится на примыкающей к Красной площади Никольской улице, недалеко от Воскресенских ворот. Удивительной красоты Храм украшает большая мозаичная икона Казанской Божией матери.

По своему типу она относится к иконам Одигитрия - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие, В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы.

История преподносит нам немало уроков. После революции Собор, как и многие другие Храмы, был разрушен. Сначала Казанский собор закрыли и превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие. К счастью, архитектор П. Барановский, проводя в 1920 году реставрацию, успел сделать чертежи и замеры.

Времена сменились. По решению московского правительства Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту О. Журина, ученика П. Барановского. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм. Даже на фото Храм прекрасен. Но все-таки это следует увидеть своими глазами, чтобы по достоинству оценить его красоту и подвижнический труд архитектора, строителей и реставраторов, совершенный в столь короткий срок.


Начало смутного времени

После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Цари - самозванцы

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.

Народное единство

Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.

Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

День Казанской иконы Божией Матери

4 ноября с 2005 года отмечается как "День народного единства". Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена!