Во что одет иван царевич. Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером волке

Во что одет иван царевич. Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером волке
Во что одет иван царевич. Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером волке

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие дру­гие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из кото­рой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном - царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём верном друге, Иван-царевич креп­ко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, крас­ная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная - рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми во­лосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею кра­савицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными кам­нями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сло­жила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы - Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных ге­роев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произве­дения написаны яркими светлыми красками - это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живопи­си, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Знаете ли вы жанр картины «Иван-царевич на сером волке»? Сегодня мы рассмотрим этот шедевр Виктора Васнецов более подробно для того, чтобы лучше понять картину и вжиться в неё. Счастье тем, кто может полюбоваться шедевром вживую.

Виктор Васнецов

Картину «Иван-царевич на сером волке» подарил нам Виктор Васнецов. Он родился в 1848 году в небольшом селе в семье священника. Как и отец, мальчик учился в духовной семинарии. Первая его работа на художественном поприще - это роспись Вятского собора вместе с сосланным польским художником Михалом Андриолли. Именно после этого случая он определился в своем твердом намерении стать художником. Для того чтобы стать профессиональным живописцем, он отправляется в Петербург, где учился в рисовальной школе Крамского. Этого оказывается недостаточно, и парень поступает в академию художеств.

Поиски себя

Начиная с 1878 года Васнецов активно путешествует по Европе: он побывал во Франции и Италии. Творческий стиль Васнецова очень разнообразен. Он никогда не повторялся, всегда менялся. Когда он был связан с товариществом Передвижников, то его картины чаще всего были бытописательны. По максимуму проявить свой талант Васнецов смог тогда, когда начал писать в стиле модерн. Также считается, что его можно назвать основоположником некоего исконно русского стиля в живописи.

Картина

Описать картину "Иван-царевич на сером волке" можно только в том случае, если понимать русский колорит. Об этом мы погорим ниже, а сейчас рассмотрим картину подробнее. Она была написана Виктором Васнецовым в далеком 1889 году. Мы видим, что Иван настороже, ведь опасность подстерегает его на каждом шагу. При этом юноша нежно и крепко держит свою спутницу, волнуясь за неё больше, чем за себя самого. Елена измучилась от такой длительной погони, её плечи опустились, а глаза выражают усталость, и девушка припала к груди своего спасителя.

Серый волк насторожен больше всех, ведь именно он первым чует опасность. Его поза напряжена, а зоркие, наблюдательные глаза устремлены вперед. На картине видно его сильные лапы, которые уверенно мчат навстречу неизвестности. Несмотря на то что волк насторожен и аккуратен, он все же очень устал и истощен погоней. Темные краски картины вместе с изображенными измученными лицами героев создают тягостную атмосферу напряжения и опасности, которая висит в воздухе. Но есть ли надежда у наших героев? Они могут спастись? Понять это по картине можно, если внимательно в неё всмотреться и разглядеть все детали. Только тогда можно заметить, как цветущая яблоня совершенно не вписывается в стилистику картины. Именно она, красивая и пышная, означает надежду и веру в спасение. Таким образом, мы видим, что Виктор Васнецов использует символизм для того, чтобы показать стремление души каждого героя картины. Прекрасная яблоня расположена совсем незаметно, она не сразу бросается в глаза, поэтому, чтобы увидеть луч света в этой картине, её необходимо подробно рассмотреть.

Сюжет

Сюжет картины пришел из народа: из русских народных сказок о сильном и смелом герое, который всегда помогает тем, кто просит его о помощи. На картине Ивана окружает черный лес, который означает темную силу, что живет в лесных чащах. Герой сидит на сером волке - своем верном помощнике - вместе с красавицей Еленой. Старые и сильные деревья преграждают им дорогу своими огромными черными ветвями, из которых невозможно выпутаться. Эти древние ветви даже не пропускают солнечных лучей.

Подобные сюжеты широко распространены в русских краях. Герои-молодцы - это любимые персонажи русского народного творчества. Они присутствуют почти в каждой сказке, поэтому неудивительно, почему народный художник выбрал такую тему для картины. Иванушка - это всегда один и тот же герой: немного простоват, часто младший в семье, но всегда смышлёный, искренний и добрый. Именно благодаря всем этим качествам ему удается побеждать зло, спасать красавиц и творить добро на земле русской. Автор картины «Иван-царевич на сером волке» пытался показать, что героям тоже бывает трудно, они могут бояться, расстраиваться и сомневаться, но не перестают при этом быть хорошими. Картина показывает, что боятся все: и смелый Иван, и бесстрашный серый волк, и, конечно же, хрупкая Елена.

Герои

Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает троих героев: Елену Прекрасную, Ивана-царевича и серого волка. Обсудим каждого из них по отдельности.

Серый волк очень любопытен не только с точки зрения исследователей, но также и с точки зрения обычных зрителей. Он приковывает к себе внимание тем, что имеет человеческие глаза, которые очень точно и глубоко отражают его внутренние настроение. При этом следует понимать, что на картине изображен волкулак, которого на Руси боялись и прогоняли. Автор же показывает, что в сером волке в этот момент нет негативных черт, таких как кровожадность или дикость. Волк символизирует в картине совсем другое - преданность и жертвенность.

Иван-царевич чувствует себя более спокойно, но при этом можно заметить его насторожённость и робость с Еленой. Он крепко держит её и осматривается по сторонам. По его взгляду видно, что за красавицу он вступится даже в смертельную схватку.

Елена Прекрасная боится погони, но доверяет своему спасителю. Она печальна и все так же красива. Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает нам в образе Елены традиционную русскую красавицу с длинными светлыми волосами и прелестными украшениями.

Одежда персонажей

Картина «Иван-царевич на сером волке», фото которой есть в этой статье, полна мелких деталей одежды. На самом деле это очень важный момент, ведь автор прорисовывал каждую мелочь с особой тщательностью. Благодаря краскам Васнецов сумел живо передать одеяния главных героев. Рассматривая каждого из них, можно на себе ощутить вес этой красивой парчи, сафьяна, бархата и золотой нити. Несмотря на то что Елена опечалена, её наряд кажется слишком броским.

Стоит отметить, что образ девушки художник писал со своей родственницы Натальи Анатольевны, которая обладала абсолютной женственностью. И все-таки, несмотря на прорисовку деталей, Васнецов акцентировал внимание на внутреннем состоянии героев.

Иван-Царевич на сером волке

На данной картине Васнецова проиллюстрирован один из волнующих эпизодов русской народной сказки. Сразу виден лес, в котором стоят уже старые могущественные деревья, сквозь которые пробивается еле как свет и виднеется голубое небо, а это значит, что все закончится хорошо, ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Лес состоит в основном из сосен, в таком месте очень много зверей и птица. На фоне дремучего леса автор изобразил Ивана-Царевича на волке, а также красавица Василиса. Волк же бежит во всю прыть, так как они убегают от погони. Волк знает, что от него сейчас зависит жизнь не только своя, но и его друзей.

Васнецов изобразил волка сильным и огромным. Столь темный фон можно воспринять, что погоня напряжённая, герои переживают. Они понимают, что если их поймают, то разлука неизбежна. И поэтому сказочные герои выглядят не только напуганными, но и опечаленными. Не только лес очень мрачен и темный. Среди всего этого мрака видна красота героев. Иван представлен в красивом расшитом камзоле, а Василиса Прекрасная в красивом голубом платье с оранжевым подолом.

Царевич аккуратно придерживает свою возлюбленную. Трепетное и нежное отношение к девушке сразу можно рассмотреть с первого взгляда. Василиса также нежна к своему избраннику и от испуга прижалась к Ивану, ее роскошные длинные волосы распущены и разлохматились от ветра.

Картина очень насыщена эмоциями и сюжетом. Художник передал всю сказочность и тревожность момента. Цветущая яблоня, которая располагается на картине в нижнем углу справа говорит о начале любви и о светлом будущем.

Народные произведения самые доброе и самое волшебное, что есть для детей. В сказках всегда присутствуют отважные герои. В некоторых произведениях для детей животные помогают людям в беде.

Описание 2

В картине художник использовал контраст тонов. Фоном служит мрачный лес, выполненный темными красками. Коричневые стволы огромных деревьев с покрученными ветвями густо покрыты сизыми лишайниками и зеленоватым мхом. Зеленой листвы на них не видно, они кажутся мертвыми. Деревья растут близко друг другу, образуя непроходимую чащу и закрывая небо. Даже маленький лучик солнца не проникает в их темное царство. На дальнем плане между ними стелется зловещий, белый туман, который сбивает с пути, скрывает дорогу.

Лес очень неприветливый, страшный. В нем есть много поломанных ветвей, поваленных деревьев. Заброшенное место, где не ступает нога человека. Только на переднем плане как символ надежды распустилось белоснежными цветами молодое, робкое деревце. Еще несколькими белыми пятнами обозначены распустившиеся на водяной глади кувшинки. Вода в болоте такая же темно-зеленая, холодная, как и все вокруг.

Сквозь эту чащу пробирается Иван-царевич. Его верный друг Серый волк мчится со всех ног, чтобы спасти его и Елену Прекрасную. Зверь большими прыжками перескакивает через болото. Он уже устал, тяжело дышит, вывалив язык, но не останавливается. Шерсть волка лишь немного светлее окружающего пейзажа.

Иван-царевич и его спутница изображены в светлых тонах по центру картины, они ярко выделяются на фоне темного леса. На царевиче дорогие одежды светло-золотого цвета и голубой пояс. Его меч в украшенных узорами ножнах развевается от маневров волка. Он нахмурил брови и внимательно следит за происходящим, за преследователями. Лицо его суровое, сосредоточенное, он не намерен сдаваться.

Царевна в нежно-голубом одеянии, расшитом золотом, прижалась к царевичу. Она молодая, красивая. Головной убор девушки расшит драгоценными камнями, на шее и на руках – жемчужные нити. Она очень устала, лицо ее бледное и печальное, без тени румянца, глаза застыли. Во всей ее фигуре чувствуется обреченность. Она сидит, опустив руки, как неживая, ни на что не надеется. Ее длинные русые волосы растрепались. Но царевич крепко держит свою возлюбленную, он ее спасет.

Глядя на эту картину, чувствуешь тревогу за главных героев. Хочется, чтобы они поскорее выбрались из этого темного леса.

Сочинение Иван Царевич на Сером волке Васнецова

Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке. Окружающий их темный лес густой, мрачный и страшный вызывает не что иное, как страх и ужас.

По одежде изображенных персонажей и темных тонах леса, можно определить, что событие происходило осенью или ранней весной. И именно это подчеркивает сам сюжет и дает понять глубину страха и переживаний убегающих героев.
Ивана, автор картины изобразил смелым, сильным и мужественным, а прекрасную Елену нежной, хрупкой, испуганной и уставшей, как и должно быть в жизни.

Полотно вызвало у меня чувство восторга, потому как, читая сказку в детстве, я и близко не могла представить чувства и переживания героев. А здесь все так реалистично написано, как будто бы я стою в том дремучем лесу и смотрю, как мимо меня пробегает волк и два всадника. Художнику удалось с такой точностью изобразить героев, так удачно подобрал игру тонов, что они вот-вот выпрыгнут из рамки и побегут.

Сам же сюжет картины показывает, как Царевич преодолевает обрушившийся на него трудный путь из-за нарушения запретов. Под лапами волка нарисовано болото с кувшинками, старая яблоня, которая нагнула свои еще цветущие ветви к земле, а между другими деревьями виднеется густой туман. Елена и Царевич – единственное яркое пятно на этом полотне. Красная царская одежда добавляет гордости и уверенности герою, а алое с золотым окрасом одеяние красавицы придает ей нежности и женственности.

В глазах Ивана можно прочитать веру, надежду на спасение и уверенность. Сильными и мужественными руками он нежно прижимает к себе Елену, тем самым показывает ей, что она в безопасности. Однако Прекрасная до воли испугана и от безнадежности опустила руки и голову на плечо спасителю, кажется, что ей уже ничего не хочется, и она не верит что спасение близко.

Волк изображен таким образом, что сразу понятно, насколько быстро они мчатся по лесу, убегая от опасности. А тона, которыми автор разукрасил окрас волка на много светлее общего плана, тем самым он, наверное, хотел показать что «не так страшен волк как его рисуют» и что зверь человеку друг.

Какая бы ситуация не складывалась опасная или безнадежная всегда должна быть вера в спасение и надежда на лучшее.

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов

Краткая история создания

Главные герои

Анализ композиции

Описание картины «Иван-Царевич на Сером Волке» В. Васнецова

Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони, мчась сквозь дремучие лесные заросли верхом на Сером Волке. С тревогой всматривается Царевич в окружающий лес - если беглецов настигнут, их ждет неминуемая разлука. При этом он уверенно и крепко держит Елену, которая практически покорилась судьбе и испуганно прижимается к своему спасителю, стараясь не смотреть по сторонам…

Краткая история создания

Полотно Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» по праву считается одним из самых сказочных произведений русского изобразительного искусства. Эта картина была написана художником в 1889 году в период, когда он трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Ради создания картины Васнецов на некоторое время прервал работы в соборе. За основу сюжета он взял популярную народную сказку «Иван Царевич и Серый Волк».

Главные герои

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Анализ композиции

Вертикальная композиция картины вызывает у зрителя ощущение надвигающейся опасности и тревожной неизвестности. Главные герои как будто заключены в красный четырехугольник: красная шапка Царевича, красные ножны, красные сапоги и красный язык волка. Именно красный цвет помогает создать ощущение приближающейся опасности.

Окружающий пейзаж подчеркивает тревожное настроение беглецов. Действие картины происходит на фоне утренней зари, на переднем плане угрожающе темнеет болото, за густыми ветвями деревьев-великанов едва проглядывает серо-лиловое небо. Дремучий лес выглядит зловеще. Огромные деревья, поросшие мхом, встают непроходимой стеной, однако перед добрыми персонажами сказки они словно расступаются, помогая уйти от погони.

Оживление в мрачный пейзаж вносят цветущая яблоня и болотные кувшинки. Появление яблони вблизи лесного болота кажется необычным и настораживающим. Однако эта деталь имеет большое значение. Она переносит зрителя к самому началу сказочного повествования. Ведь именно с яблони, приносившей золотые яблоки, началась вся история.

Цветущая яблонька символизирует также начало новой жизни и любви, она вселяет в зрителя надежду, что все завершится благополучно. Серебристо-белые цветы дерева перекликаются с нарядом Елены и связывают в единое целое всю цветовую гамму картины. Полотно наполнено таинственным мерцанием, вызывающим ощущение прикосновения к чуду.

Васнецов в очередной раз доказал, что является непревзойденным мастером исторической и фольклорной живописи. Описать происходящее на картине можно строчкой из русской народной сказки: «Помчался серый волк с Иваном Царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает…».

Художник расположил персонажи по диагонали, благодаря чему создается ощущение движения.

Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом. Темные краски, в которых изображен лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчеркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.

Сказочное живописное полотно о Елене Прекрасной и Царевиче погружает зрителя в мир русского фольклора, помогая поверить в торжество добра над злом. В настоящее время картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Виктор Михайлович Васнецов - один из величайших русских художников-живописцев, известный своими прекрасными работами в жанре исторической и фольклорной живописи.

Краткая биография В.М. Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов родился в 3 мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. С согласия отца покинул семинарию до её окончания и отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов выезжал за границу после окончания Академии, однако выставлять свои работы начал с 1869 года. Участвовал в экспозициях передвижников и был участником мамонтовского кружка (объедение русской интеллигенции, основанное в Риме, но получившее развитие в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в Абрамцево).

Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством).

Наиболее известен Васнецов своими картинами былинно-исторической тематики: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Одна из любимейших народом картин - «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, всем знакомая с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.

История создания картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Одни долго вынашивают в голове идею, намечают план, готовят сотни эскизов - и только затем приступают к работе. Другие же действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и Серый Волк» была написана согласно второму варианту.

В 1889 году Васнецов был поглощён работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Внезапно родилась идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка. Для написания этой картины пришлось на время приостановить работу в киевском соборе - и, как результат, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим в себе все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.

Рабочая тетрадь входит в комплекс учебников «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов, разработанных в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивающих преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Герои-беглецы

Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес.

Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши - дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах - доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.

В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно (и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом.

Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове - богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника - Наталья Мамонтова.

Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони - мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти - зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.

Читайте ещё:
  • Введение в учебное пространство изобразительного искусства

Роль пейзажа в картине «Иван-царевич на Сером Волке»

Вся природа на картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревожность от происходящего и испытания, выпавшего на их долю.

Под лапами Волка пролегает болото, по бокам - вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропка. Кажется, что сгинут сказочные герои в этой непроглядной тьме, заплутает Серый Волк и настигнет беглецов погоня.

Но есть в пейзаже на картине и светлые стороны, доказывающие, что всё у молодых будет хорошо. Дерево в цвету и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь. Яблоня, с чьих плодов и началась история героев, своими бархатно-воздушными цветками чудесным образом «перекликается» с одеянием Елены Прекрасной, добавляя нежность картине. Благодаря сочетанию дремучего леса и цветущего дерева, могучего волка и маленьких водяных лилий, суровой тревоги Ивана-царевича и спокойной нежности Елены Прекрасной полотно словно светится изнутри, обладает истинным волшебством и дарует веру в чудо.

«Путь к свету»

Мастерство Виктора Васнецова заставляет героев картины оживать перед нашими взглядами. Беглецы запечатлены в момент движения, «выхвачены» из стремительного бега. Кажется, ещё немного - и Серый Волк выпрыгнет с полотна и убежит, продолжая нести молодых людей.

В картину «Иван-царевич на Сером Волке» необходимо всматриваться, любоваться. Это не просто изображение любимых героев,знакомых с детства, а настоящая песнь русским сказаниям и былинам, отражение борьбы добра со злом и тернистый путь к счастливому будущему. Известное полотно Виктора Васнецова выставляется в Государственной Третьяковской галерее. В любой момент можно посетить картинную галерею и насладиться этой картиной и другими творениями гениального художника.