Как добролюбов относится к жертвам темного царства. Жертвы тёмного царства в пьесе Гроза сочинение

Как добролюбов относится к жертвам темного царства. Жертвы тёмного царства в пьесе Гроза сочинение

Жертвы «темного царства» в драме Островского «Гроза».

Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты.

Ход урока.

I . Ученики рассказывают подготовленные сообщения о Варваре и Кудряше.

Выступающим необходимо обратить внимание на следующее: Варвара не протестует против устоев «темного царства», она приспосабливается к нему. В ней есть воля и смелость, но направлены они не на борьбу с порядками Кабанихи. Жизненные принципы Варвара определяет так: « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто все было.»Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери, но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Кудряш – противоположность Варвары, он гораздо умнее её, в нем сильнее сказывается народное начало. Это натура одаренная, добрая, чуткая, но своевольная. Миру «темного царства» Кудряш противопоставляет свою удаль озорство, его протест носит личный характер и выражается в «разгуле», ухарской «лихости». Такую позицию по отношению к «темному царству» тоже не принимает Островский.

II .Тихон в пьесе показан как типичный представитель купеческого мира, где экономический и семейно-бытовой деспотизм превращает человека в безропотную и покорную жертву.

Найдите первую реплику Кудряша о Тихоне в первом действии («Муж у неё…дурак»). Можно ли согласиться с такой оценкой?

Каково отношение Тихона к миру, ко всему присходящему в доме?

Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, привык до того, что в зрелом возрасте боится поступить против ее воли. Безропотно переносит он все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!" - говорит он и прибавляет потом: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!"

Что думает Тихон о поступке Катерины «по-маменькому» и по-своему? («Вот маменька говорит – её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась». – А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть на неё, пойми, Кулигин. Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на неё.») Бессильный защитить свою жену, вынужденный играть жалкую роль орудия в руках Кабанихи, Тихон не заслуживает уважения, Душевный мир Катерины ему, человеку не только безвольному, но и ограниченному, простоватому, непонятен. "Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки; а то так сама лезешь", - говорит он ей. Не понял он и драмы, назревающей в душе жены. Тихон невольно становится одним из виновников ее гибели, так как отказал в поддержке Катерине, оттолкнул ее в самый критический момент.

По мнению Добролюбова, Тихон - "живой труп - не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых!"

III .Борис – этот персонаж, единственный в пьесе, одет не по-русски. Это не только потому, что Борис образованнее других, не потому, что Калинов для него – трущоба, и он здесь чужой. Он понимает дикость и жестокость нравов калиновцев. Но он бессилен, нерешителен: материальная зависимость давит на него и превращает в жертву дяди-самодура. "Образование отняло у него силу делать пакости... но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие", - замечает Добролюбов.

Он живет настоящим днем и не очень думает о нравственных последствиях своей любви. (« Надолго ли муж-то уехал?... О, так мы погуляем! Время-то довольно… Никто не узнает про нашу любовь») Борис, не лишенный душевного благородства, отличается робостью, пассивностью и непоследовательностью своих поступков. Ни спасти, ни пожалеть Катерину он не в состоянии. В сцене последнего свидания Катерина думает о нем, он же и эти минуты не может преодолеть рабьего страха. (« Не застали бы нас здесь!», «Время мне, Катя.») Борис – каков он есть, с другой – созданный воображением Катерины. Прав Добролюбов, считавший, что Катерина полюбила его "больше на безлюдье", за отсутствием более достойного человека.

IV .Говоря о Кулигине, проанализируем основные реплики персонажа:

Каким предстает перед нами Кулигин при первом знакомстве?( I д., 1 явл.)

Каково отношение Кулигина к нравам города Калинова?

В чем смысл монолога «Вот такой, сударь, у нас городишко…»? ( III д., 3 яв.)

Зачем потребовалось Кулигину просить деньги у Дикого? Как хочет израсходовать их? ( IV д., 2 яв.)

Как относится Кулигин к семейной драме Кабановых? ( V д., 2 яв.)

Каково отношение Кулигина к самоубийству Катерины? ( V д, 8 яв.)

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Хочет улучшить город, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок, поэтому его считают чудаком.

V .Итог урока: Тихон и Борис не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих "темное царство", превратившее их в безвольных, забитых людей, обрекло на то, чтобы "жить и мучиться". Но и такие слабые, безвольные, смирившиеся с жизнью, доведенные до крайности люди, как обитатели Калинова, способны осудить деспотизм самодуров. Смерть Катерины подтолкнула Кудряша и Варвару к поискам иной жизни, заставила Кулигина впервые обратиться к самодурам с горьким упреком. Даже несчастный Тихон выходит из безоговорочного подчинения матери, жалеет, что не погиб вместе с женой: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигина, Тихона имеет другой характер, чем у Катерины. Но Островский показал, что "темное царство" начинает расшатываться, а Дикой и Кабаниха проявляют признаки страха перед непонятными им явлениями нового в окружающей их жизни.

Домашнее задание : подобрать цитаты к характеристике Катерины.

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница». «Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность. Таких жертв «тёмного царства» в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства». Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её.

Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни. Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. «Тёмное царство» найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина. Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!

» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».

Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».

Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

В атмосфере "темного царства", под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться.

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад.

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек - любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину.

Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением. Здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. Проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои "темного царства" и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил.

Иные, чем в Тихоне, черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь "опозорила" ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь"). Это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг. Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: "Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!"

Нет у него этой силы... Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен.

Среди персонажей пьесы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, наиболее ясно и здраво судит о "темном царстве" Кулигин. Этот механик-самоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Не случайно и сама фамилия Кулигина напоминает фамилию замечательного изобретателя-самоучки нижегородца Кулибина.

Кулигин осуждает собственнические инстинкты купечества, жестокое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему истинно прекрасному. Противопоставление Кулигина "темного царству" особенно выразительно в сцене столкновения с Диким.

Прося денег на солнечные часы, Кулигин не о себе заботится, его интересует "для всех вообще обывателей польза". А Дикой даже в толк не возьмет, о чем идет речь, настолько чуждо ему само понятие общественных интересов. Собеседники словно говорят на разных языках. Дикой зачастую просто не понимает слов Кулигина, особенно когда тот цитирует своих любимых поэтов XVIII века. На почтительные реплики Кулигина, украшенные цитатами, Дикой реагирует весьма своеобразно: "Ты у меня грубить не смей!" - и пугает Кулигина городничим.

Кулигин - незаурядный человек. Но не его назвал Добролюбов "лучом света в темном царстве". Почему? Да потому, что Кулигин бессилен, слаб в своем протесте. Так же как и Тихон, как Борис, Кулигин боится самодурной силы, склоняется перед ней. "Нечего делать, надо покориться!" - говорит он смиренно. Кулигин и других учит покорности. Так, он советует Кудряшу: "Лучше уж стерпеть". То же рекомендует он и Борису: "Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь".

Только в пятом акте, потрясенный гибелью Катерины, Кулигин поднимается до открытого протеста. Суровое обвинение звучит в его последних словах: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!" Этими словами Кулигин не только оправдывает самоубийство Катерины, освободившее ее от гнета, но и обвиняет в ее гибели немилосердных судей, погубивших свою жертву.

ХОЗЯЕВА И
ЖЕРТВЫ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА”



Действие
драмы “Гроза” происходит в провинциальном
городе Калинове, расположенном на берегу
Волги. Жители Калинова живут той замкнутой
и чуждой общественных интересов жизнью,
какая характеризовала быт глухих
провинциальных городков в старые,
дореформенные времена (пьеса написана в 1859
г.). Они живут в полном неведении того, что
совершается на белом свете. Но за внешним
спокойствием жизни кроются суровые,
мрачные нравы. Центральными фигурами этого
“темного царства” невежества и произвола
являются в драме Дикой и Кабаниха.


Дикой -
купец-самодур. Он привык к беспрекословному
повиновению окружающих, которые идут на что
угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно
тяжело приходится домашним, которые,
спасаясь от его ярости, целыми днями
прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец
затравил Дикой своего племянника, Бориса,
зная, что тот находится от него в полной
материальной зависимости. Благодаря
деньгам он держит в своих руках всю
бесправную массу обывателей и издевается
над ними.


Сдерживает
свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит
ровню себе, в том числе и перед Кабанихой.
Деспотизм, необузданный произвол,
невежество, грубость - вот те черты “жестоких
нравов”, которые характеризуют образ
самодура Дикого, типичного представителя “темного
царства”.


Кабаниха
прежде всего ханжа. Она прикрывает и
оправдывает все свои действия идеалами
патриархальной, церковной, домостроевской
старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке
и не терпит ни в ком из окружающих
проявления “своей воли”. Деспотизм ее в
домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм
Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
жертвы изо дня в день, истязая их
хладнокровно, назойливо. Семью она доводит
до полного развала. Она свела в могилу
Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а
Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный,
человек, потерял всякую способность думать
и жить самостоятельно.


Кабаниха,
наряду с Диким, является суровой
охранительницей устоев “темного царства”.


Центральным
в драме “Гроза” является образ Катерины.
Натура поэтически-мечтательная,
впечатлительная, с характером по
преимуществу “любящим, идеальным”, по
определению Добролюбова, Катерина обладает
в то же время пылкой и страстной душой. Она
борется между двумя чувствами: любовью к
Борису и сознанием “незаконности” этой
любви. Катерина способна не только на
смелые поступки, но и на полный разрыв с
опостылевшей ей средой и жизнью. После
родительского домашнего рая Катерина
попадает в обстановку, от которой веет
мертвящим холодом и бездушием. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа
разбиваются о рабскую приниженность и
недалекость Тихона. Любовь к Борису стала
единственным смыслом ее существования.
Катерина готова на все для любимого
человека, переступая даже те понятия о
грехе и добродетели

,
которые были для нее священными. Внутренняя
чистота и правдивость не позволяют ей лгать
в любви, обманывать. Катерина не хочет и не
может таить своего “греха”. Она публично,
на городском бульваре, кается перед мужем и
кончает жизнь самоубийством, бросаясь в
воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть
и бессильный протест против “темного
царства”. По словам Добролюбова, в ее
трагическом конце “дан страшный вызов
самодурной силе...”

Светлым
лучом в “темном царстве” можно назвать и
Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка,
мечтающий о том, чтобы найти вечный
двигатель. Кулигин думает не о своей личной
выгоде, а о благоустройстве родного города,
о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт,
романтик, одинок в городе со своим
восторженным отношением к природе. Кулигин
и Катерина, каждый по-своему, освещают
тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.


К жертвам “темного
царства” в пьесе относятся Тихон и Борис.
Тихон с детства привык во всем повиноваться
своей матери. Единственное заветное
желание Тихона - это вырваться, хотя бы
ненадолго, из-под ее опеки, загулять так,
чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему
любит жену. Он от всей души жалеет ее и
желает облегчить ее тяжелое положение. Но
человек он не только безвольный, но и
ограниченный, простоватый. Душевный мир
Катерины для него слишком высок и непонятен.
Отказав ей в поддержке в самый критический
момент ее жизни, он невольно становится
одним из виновников ее гибели.


Борис
искренно, по-настоящему любит Катерину,
готов пострадать за нее, облегчить ее муки.
Он единственный среди всех действительно
понимает Катерину, но у него недостает
решимости отстоять свою любовь, он не в
силах помочь ей. Так “темное царство”,
превратившее их в безвольных, забитых людей ,
не способных бороться за свое счастье,


обрекло
обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей
пьесе Островский поставил один из
важнейших вопросов того времени -
освобождение женщины от семейного рабства,
ее раскрепощение.

Жертвы «темного царства»

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и символичностью пьесы.

В центре сюжета пьесы - конфликт чувства Катерины, главной героини , с укладом жизни города Калинова. Но еще Добролюбов указывал на то, что читатели думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительные ноты касались самых разных сторон русского быта. В драме вынесен приговор «темному царству» и, следовательно, тому социально-политическому строю, который оно поддерживало.

Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. В этом месте все настолько однообразно и стабильно, что даже новости из других городов и из столицы сюда не доходят. Жители в городе замкнуты, недоверчивы, ненавидят все новое и слепо следуют домостроевскому укладу жизни, который уже давно себя изжил. Приверженцев старого образа жизни Островский называет «темным царством», к которому относятся Дикой и Кабаниха. К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», угнетенные, одинаково ощущающие влияние Дикого и Кабанихи, но по-разному выражающие свой протест против них.

Дикой – яркий представитель первой группы, Островский применяет к нему определение «самодур». Поведением Дикого руководят необузданный произвол и тупое упрямство. Он требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Самое главное для Дикого – это деньги. Ради них он готов на все – и на обман, и на мошенничество: «Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. На перевозе через Волгу он не посмел связаться с проезжим гусаром, но после опять-таки выместил свою злость дома, разогнав всех по чердакам и чуланам. Качества его характера проявляются и в речи. Дикой использует грубые и оскорбительные выражения: разбойник, червяк, дармоед, дурак и т.д. Деспотизм, невежество, грубость – черты, которые характеризуют образ этого героя, типичного представителя «темного царства». Но Дикой сдерживает свой нрав перед Кабанихой, своей кумой.

Марфа Игнатьевна Кабанова – еще одна сторонница «темного царства», она еще хуже своего мужа. Кулигин так ее описывает: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха умело прикрывает свои аморальные поступки идеалами патриархальной старины. Она соблюдает все обычаи и порядки, положенные домостроем. Новые же порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех она хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, инициативы. Кабаниха пытается произвести впечатление благочестивой и суеверной женщины. Но к домашним она сурова и жестока. Женщина разваливает семью: Катерина добровольно уходит из жизни; Варвара покидает дом; Тихон, добрый и мягкий человек, теряет способность думать и жить самостоятельно. Враг всему новому, Кабаниха все же предчувствует, что старине приходит конец, что наступают тяжелые для нее времена. В речи Кабановой встречаются и пословицы, и обороты народной речи. Все это делает ее язык своеобразным, но не скрывает сущность ее «темной» души.

Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих свободу и самостоятельность, неизбежно порождают людей-приспособленцев, которые боятся жить своим умом и поэтому подчиняются угнетателям. К таким жертвам «темного царства» в пьесе относятся Тихон, Варвара и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться матери, и в зрелом возрасте он боится поступить не по ее воле. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученое им в Москве, не позволяет ему ужиться в среде диких и кабаних. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Оба они – и Тихон, и Борис – не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».

Центральным персонажем пьесы, «лучом света в темном царстве», является Катерина. Она резко выделяется из той среды, в которой она родилась. Натура мечтательная, впечатлительная, нежная, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая!», - говорит она сама о себе. Девушка отличалась не только страстным, но и сильным характером . Она способна на полный разрыв с надоевшей ей средой. Конфликт между «темным царством» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически. Не получив поддержку у Бориса, девушка во время грозы заканчивает жизнь самоубийством!

Столкнув между собой «темное царство» и «светлый луч», Островский выразил протест против всего старого. «Лучше не жить, чем жить так!» - вот что означало самоубийство Катерины. Приговора обществу, выраженного в такой трагической форме, русская литература до «Грозы» еще не знала. Да, свет не покорил тьму, но ведь там, где есть луч, скоро появится солнце и затмит темноту.

И что слез льется за этими запорами,

невидимых и неслышимых.

А. Н. Островский

Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих мечту о свободе, о независимо-сти, неизбежно порождают людей запуганных и забитых, не смеющих жить своей волей, К таким жертвам «темного царства» относятся в драме «Гроза» Тихон и Борис.

Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, привык до того, что в зре-лом возрасте боится поступить против ее воли. Безропотно переносит он все изде-вательства Кабанихи, не смея протестовать. «Да как же я могу, маменька, вас ос-лушаться!» - говорит он и прибавляет потом: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Единственное заветное желание Тихона - это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, запить, загулять, загулять так, чтобы на целый год отгулять-ся. В сцене проводов деспотизм Кабанихи доходит до крайности и выясняется пол-ная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Кабанихи своими наставлениями довела его до полного изнеможения, и он, сохраняя почти-тельный тон, с нетерпением ждет, когда же кончится эта пытка.

Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Ему и со-вестно перед ней, и жалко ее, но ослушаться матери он не может. И вот, под дик-товку матери, он поучает Катерину, стремясь в то же время смягчить грубость слов и резкость интонаций матери. Бессильный защитить свою жену, вынужденный играть жалкую роль орудия в руках Кабанихи, Тихон не заслуживает уважения, Душевный мир Катерины ему, человеку не только безвольному, но и ограниченно-му, простоватому, непонятен. «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешь-ся, не то что ласки; а то так сама лезешь», - говорит он ей. Не понял он и драмы, назревающей в душе жены. Тихон невольно становится одним из виновников ее гибели, так как отказал в поддержке Катерине, оттолкнул ее в самый критический момент.

По мнению Добролюбова, Тихон - «живой труп - не один, не исключение, а це-лая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых!»

Борис, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Он получил коммерческое образование, не лишен «извест-ной степени благородства» (Добролюбов). Он понимает дикость и жестокость нра-вов калиновцев. Но он бессилен, нерешителен: материальная зависимость давит на него и превращает в жертву дяди-самодура. «Образование отняло у него силу де-лать пакости... но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают дру-гие», - замечает Добролюбов.

Борис искренне любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки: «Делайте со мной, что хотите, только ее не мучьте!» Единственный среди всех он понимает Катерину, но не в силах помочь ей. Борис - добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, считавший, что Катерина полюбила его «больше на безлюдье», за отсутствием более достойного человека . Материал с сайта

Оба они - и Тихон, и Борис не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, обрекло на то, чтобы «жить и мучиться». Но и такие слабые, безвольные, смирившиеся с жиз-нью, доведенные до крайности люди, как обитатели Калинова, способны осудить деспотизм самодуров. Смерть Катерины подтолкнула Кудряша и Варвару к поискам иной жизни, заставила Кулигина впервые обратиться к самодурам с горьким упреком. Даже несчастный Тихон выходит из безоговорочного подчинения матери, жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигина, Тихона имеет другой характер, чем у Катерины. Но Островский показал, что «тем-ное царство» начинает расшатываться, а Дикой и Кабаниха проявляют признаки страха перед непонятными им явлениями нового в окружающей их жизни.

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны . Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница». «Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность. Таких жертв « » в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны , чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства». Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её.

Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни . Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. « » найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина. Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».

Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».

Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Темное царство <Отрывок>…Мы уже замечали, что общие идеи принимаются, развиваются и выражаются художником в его произведениях совершенно иначе, нежели обыкновенными теоретиками. Не отвлеченные идеи и общие принципы занимают художника, а живые образы, в которых

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

Н. И. Ищук-Фадеева. «Гроза» А. Островского - христианская трагедия? г. Тверь Само понятие «философская трагедия» может показаться несколько сомнительным. Новое время, переживая этапы, во многом сходные с этапами становления драмы, обнаружило это: одна из первых

Из книги Поэт и проза: книга о Пастернаке автора Фатеева Наталья Александровна

Приложение к главе 2 «Дремучее царство растений» и «могучее царство зверей» В данном приложении представлены таблицы абсолютных частот для растительного и животного мира Пастернака. Показатели даются сначала по рубрикам «поэзия» (весь корпус стихотворений, включая

Из книги Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников автора Павлова Маргарита Михайловна

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Драма А.Н. Островского «Гроза» Из всех произведений Островского пьеса «Гроза» вызвала наибольший резонанс в обществе и наиболее острую полемику в критике. Это объяснялось как характером самой драмы (острота конфликта, его трагический исход, сильный и оригинальный образ

Из книги В спорах о России: А. Н. Островский автора Москвина Татьяна Владимировна

И.А. Гончаров Отзыв о драме «Гроза» г. Островского <…>Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким

Из книги Писатели и советские вожди автора Фрезинский Борис Яковлевич

М. М. Достоевский «Гроза». Драма в 5-ти действиях А.Н. Островского <…> Для этой чистой, незапятнанной натуры1 доступна одна только светлая сторона вещей; подчиняясь всему окружающему, находя все законным, она умела из мизерной2 жизни провинциального городка создать свой

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

П.И. Мельников-Печерский «Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского <…> Мы не станем разбирать прежних произведений даровитого нашего драматурга – они всем известны и об них много, очень много говорено в наших журналах. Скажем только одно, что все прежние

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Инонациональное и национальное в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Те «отблески и отсветы различных правд», о которых писал Марков, размышляя над проблемой «морализма Островского», можно признать коренной, определяющей чертой его драматургии.

Из книги автора

Из книги автора

2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.Узнать, почему

Из книги автора

3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она

Из книги автора

4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем

Из книги автора

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме а. Н. Островского «Гроза» I. Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии.II. Хозяева и жертвы «темного царства».1. «Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни»

Из книги автора

Добролюбов Н. А Луч света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского, СПб., 1860 г.) В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна

Из книги автора

Быкова Н. Г Драма А. Н. Островского «Гроза» «ГРОЗА» – драма, написанная А. Н. Островским в 1859 г.Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно.Главная