«Веселые нотки здоровья» Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

«Веселые нотки здоровья» Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

При посещении музыкальных занятий заведующий должен обратить внимание на следующее.
Каким было самочувствие и настроение детей к началу занятий (были ли дети психологически подготовлены к ним, было ли создано эмоционально-эстетическое отношение к предстоящим занятиям). Каким было начало занятия.
Давались ли упражнения для усвоения элементов музыкальной грамоты: а) восприятие музыки, сопровождающей музыкально-ритмические упражнения, слушание, узнавание, запоминание ее; б) определение характера, содержания, формы, средств выразительности (ритм, темп, динамика и др.) музыкальных произведений; в) выполнение музыкальной задачи в движении; г) развитие слуха и голоса, интонирование мелодии (звуковысотность, основные звуки лада, интервалы, нахождение тоники, транспонирование, пение без сопровождения, нахождение и извлечение звуков на детском инструменте и др.); д) самостоятельное решение детьми поставленных педагогом музыкальных задач, направленных на развитие музыкальных, музыкально-сенсорных, а также творческих способностей детей. Какие методы и приемы использовал педагог в этой части занятия. Какие произведения были отобраны для музыкально-ритмических и слуховых упражнений. Как они были исполнены. Отвечал ли этот подбор музыкально-педагогическим задачам, использовались ли на занятии все виды музыкальной деятельности - слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских инструментах (если нет, то почему). Построение занятия - соотношение и последовательность видов музыкальной деятельности; количество времени, уделенное каждому из них; целесообразность и логика построения занятия в целом.
Как было проведено слушание музыки. Каким было его программное содержание, задачи. Исполнялись ли произведения инструментальной музыки (по «Программе воспитания»). Какие произведения инструментальной и вокальной музыки прозвучали (названия, фамилии композиторов); были ли они знакомы детям или прослушивались впервые. Кто исполнял музыку (музыкальный руководитель, воспитатель), на каком инструменте. Насколько разнообразным было исполнение музыки (пение, фортепьяно, баян, грамзапись). Как дети слушали музыку и реагировали на нее; что просили исполнить повторно.
Состоялась ли беседа о прослушанных произведениях. Что свидетельствовало о заинтересованности детей, их любви к музыке.
Умения, навыки и знания детей, проявленные в процессе слушания и восприятия музыки. Уровень музыкально-художественного вкуса.
Использовалось ли выразительное исполнение инструментальных и вокальных произведений, отдельных их частей (вступление, заключение и др.). Какие еще приемы наглядного метода были применены (картины, пластинки и др.).
Насколько удачными были вступительное слово педагога, его пояснения (о содержании, характере музыки, средствах выразительности), вопросы и др.
Использовались ли приемы, активизирующие инициативу, творческие способности детей (предложения послушать, узнать, назвать, вспомнить произведение, определить его характер, форму, содержание - «о чем говорит музыка» и др.).
В чем выражалась роль воспитателя в процессе слушания музыки. Сколько времени было отведено на занятии слушанию музыки. Как осуществлялось обучение детей пению. Каково его программное содержание. Задачи, поставленные педагогом при знакомстве детей с новой, разучиваемой песней; при повторении песни знакомой, требующей совершенствования певческих и хоровых умений и навыков; при исполнении песни, выбранной по желанию детей, дающей возможность петь самостоятельно, без сопровождения. Исполняемые на занятии песни (названия, фамилии композиторов).
Качество детского пения и состояние вокальных умений и навыков: 1) певческих: а) звукообразование - поют ли дети естественным, мелодичным голосом (без форсирования), протяжно в песнях напевного характера и легко, звонко в песнях подвижного характера; б) дыхание - правильно ли дети пользуются певческим дыханием - перед фразой, между фразами, в конце песни; в) дикция - произносят ли слова внятно и четко, активно ли артикулируют слоги; 2) хоровых: а) чисто ли дети интонируют мелодию (строй) песни; б) дружно ли вступают и поют начало, конец песни, начало каждого куплета (ансамбль); в) как передают динамические (громче, тише и др.) и темповые оттенки (ускорение, замедление и др.).
Эмоционально ли исполнялись песни.
Какие приемы были использованы педагогом при ознакомлении детей с новой песней. Исполнялась ли песня (показ); кто был ее исполнителем (музыкальный руководитель, воспитатель или использовалась грамзапись). Беседа педагога по содержанию песни, его вопросы детям и др.
Приемы обучения вокальным навыкам: звукообразования (естественное, напевное, подвижное), дыхания (в песнях напевного, подвижного, легкого звучания), дикции (правильное, четкое произношение слов, активность артикуляционного аппарата), чистоты интонирования (настрой детей перед началом пения, умение прислушиваться к звукам инструмента, голосам педагогов, детей; исполнение попевок, их транспонирование; показ рукой движения мелодии; пение без музыкального сопровождения и др.), ансамбля (совместное начало и окончание каждого куплета, слитное исполнение динамических и темповых оттенков и др.).
Приемы исполнения хорошо знакомых, любимых песен, часто повторяемых по просьбе детей. Были ли использованы разнообразные приемы, исполнения песен детьми (пение хоровое, подгруппами, по одному, запевалы с хором и др.). В чем проявились приемы индивидуального подхода к детям. Какова была роль воспитателя и музыкального руководителя в обучении детей пению. Сколько времени на занятии было уделено пению.
Как было проведено обучение детей музыкально-ритмическим движениям. Какие виды движений были использованы на занятии (игра с пением или инструментальным сопровождением, инсценировка песни, хоровод; танец - народный, бальный, свободный и др.; упражнения - их цель). Не было ли предпочтения одного вида движений другим (вывод из наблюдений ряда занятий). Программное содержание различных видов движений. Педагогические задачи при разучивании игры (танца или хоровода), в игре, уже усвоенной, но требующей большей точности и выразительности движений, их связь с музыкой; в игре, хорошо усвоенной, выполняемой по инициативе детей.
Исполняют ли дети уже усвоенную игру с пением (или хоровод) без музыкального сопровождения, как исполняют без сопровождения хорошо знакомую песню.
Какие игры, танцы, хороводы, упражнения использовались на занятии (названия, фамилии композиторов).
Качество движений детей в различных видах музыкально-ритмической деятельности - их правильность, точность, ритмичность, естественная грациозность, выразительность. Эмоционально ли исполняют дети движения.
Какое место занимали наглядные приемы обучения (выразительное исполнение музыки, показ элементов движений, построений и др.) и словесные (интересный рассказ о новой игре, танце или хороводе, пояснение, напоминание и др.), индивидуальный подход к детям (выполнение движений отдельными детьми, деление детей на подгруппы, назначение новых ведущих, распределение ролей), приемы развития творческих задатков детей (предложения педагога, самостоятельные высказывания о характере музыки, о движениях, ей соответствующих, и т. д.).
Были ли применены различные приемы проведения игр, танцев, хороводов: исполнение инсценировки разным составом детей; разделение детей на подгруппы (играющих и поющих) с последующей сменой ролей; показ всей группе тех, кто хорошо танцует или поет.
Роль музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей музыкально-ритмическим движениям. Распределение работы между ними. Сколько времени на занятии было уделено музыкально-ритмической деятельности детей.
Какое место на занятии заняло обучение детей игре на музыкальных инструментах. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на занятии.
Каковы знания и умения детей: называют ли они инструменты, узнают ли их по звучанию, умеют ли пользоваться ими, извлекать звуки (молоточком, медиатором и др.); играют индивидуально или коллективно. Репертуар (назвать музыкальные произведения и их авторов).
Какие приемы были использованы педагогом в процессе обучения детей игре на инструментах. Были ли инструменты настроены. Какова роль и взаимоотношения воспитателя и музыкального руководителя при обучении детей игре на инструментах. Сколько времени было уделено на занятии этому виду деятельности.
При просмотре занятий заведующий также фиксирует: какие пособия были привлечены педагогами при обучении тому или иному виду музыкальной деятельности (картины, металлофон, фланелеграф, пластинки и проигрыватель и др.).
Какова организация и гигиенические условия занятий; целесообразно ли установлено в помещении фортепьяно, настроен ли инструмент; соответствуют ли стулья возрасту и росту детей, как они расставлены по отношению к фортепьяно и друг к другу; одежда, обувь детей; освещенность помещения, достаточно ли оно проветрено; длительность каждого этапа занятия (пение, слушание музыки, движения, игра на инструментах) и занятия в целом (его начало и конец).

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ


1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности - слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на инструментах. Соответствовало ли это содержание уровню музыкального и общего развития детей, их знаниям, умениям и навыкам (не было ли оно слишком сложным или слишком легким; недостаточно насыщенным или перегруженным). Отвечал ли репертуар «Программе воспитания» и поставленным задачам (примеры).
В чем выразилась связь содержания с предшествующим занятием: что было новым (на уровне разучивания, первоначального усвоения и закрепления), а что совершенствовалось; каким было их соотношение; была ли достигнута последовательность в постепенном усложнении содержания. Логично ли было построение и развитие занятия в целом.
2. Методы и приемы. Какие наглядные приемы (выразительное и художественное исполнение музыки, песни, танца; показ отдельных элементов: естественного, напевного или легкого, подвижного звучания голоса; вдоха и выдоха; произношения слов или артикуляции отдельных звуков; показ элементов танцевальных или гимнастических упражнений) и словесные приемы (вступительное слово, пояснения, вопросы, объяснение по содержанию песни, игры или танца) использовались в различных видах деятельности, а также на различных этапах усвоения детьми произведений (при знакомстве с новым произведением, при усвоении и разучивании произведения, при совершенствовании его исполнения).
Выразительны ли были исполнение музыки, показ отдельных элементов; говорил ли педагог доступно, кратко, выразительно (не было ли многословия, которое уводит от музыки и мешает ее воспринимать и воспроизводить).
Какими другими приемами (игры, упражнения) пользовался педагог, чтобы вызвать внимание, интерес детей к музыке к разучиваемым произведениям, развить активность, инициативу, а также творческие задатки детей. Как осуществлялся индивидуальный подход к воспитанникам.
Достаточно ли разнообразны и целесообразны приемы обучения в различных видах музыкальной деятельности детей. Методы и приемы работы музыкального руководителя и воспитателя, нет ли между ними параллелизма.
3. Деятельность детей. Как дети усваивали программное содержание (при слушании музыки, пении, движениях, игре на музыкальных инструментах). Не было ли оно слишком сложным или слишком легким; с интересом ли воспринимали его дети, насколько активно. Усвоили ли дети содержание (кто не усвоил, сколько детей - записать).
Каковы навыки учебной деятельности детей (в соответствии с требованиями к данной возрастной группе): достаточно ли они внимательны и активны; как слушают, воспринимают и выполняют указания педагога. Не утомились ли дети. Состояние музыкальных, певческих и хоровых умений и навыков детей, их музыкальных способностей (восприятие музыки, чувство ритма). Умеют ли дети слушать, воспринимать музыку (вокальную, инструментальную), узнавать, запоминать, называть произведения, их характер, жанр; есть ли у детей любимые произведения, просят ли они их исполнить.
В чем выразились чуткость детей к музыке (их высказывания, вопросы, просьбы), развитие их творческих задатков. Роль воспитателя.
Как дети пели. Состояние певческих и хоровых навыков: было ли естественным звукообразование (без форсирования; легкое и звонкое в песнях подвижного характера; нежное и мелодичное в песнях напевного характера); каковы дикция и активность артикуляционного аппарата; владеют ли дети певческим дыханием; чисто ли интонируют мелодии песен (строй); дружно ли вступают в начале песни, куплета; слитно ли исполняют динамические (громче, тише) и темповые оттенки песен (быстрее, медленнее и др.). Как развиты музыкальные способности детей, в частности музыкальный слух. Эмоционально ли пение детей.
Способствовало ли пение творческому развитию детей (характер исполнения, отдельные высказывания и др.).
Были ли использованы разнообразные приемы обучения пению (пение хором, подгруппами, по одному, цепочкой, с запевалами, с музыкальным сопровождением и без него), как они способствовали усвоению несен. Репертуар (назвать песни). Какие дети пели с наибольшим эмоциональным подъемом. Роль воспитателя в процессе пения детей. Достаточно ли правильны, ритмичны и музыкальны движения детей в играх, хороводах, танцах и упражнениях. Сформированы ли навыки согласования движений с музыкой (начало движения с началом музыки и окончание его с окончанием музыки; выражение в движении характера музыки). Достаточно ли развита у детей ритмическая способность. Насколько естественны и непринужденны движения детей; нет ли копирования движений взрослых.
Какие приемы способствовали созданию естественности и выразительности движений. Какое место занимали важнейшие приемы обучения детей выразительным движениям - показ, эмоциональное исполнение музыкальных произведений.
Игры, танцы, хороводы, упражнения на занятии (перечислить авторов движений, музыки). Что дети выполняли с наибольшим интересом. В чем проявились творческие способности детей. Роль воспитателя в организации музыкально-ритмической деятельности детей.
Как дети играли на музыкальных инструментах. Владеют ли они навыками звукоизвлечения (молоточком на металлофоне, медиатором на цитре и др.); находят ли звуки на инструментах, подбирают ли мелодии; объединены ли в ансамбли, оркестр. Какие приемы были применены при обучении детей игре. на инструментах. Репертуар (назвать произведения и авторов). Роль воспитателя в обучении детей игре на музыкальных инструментах.
4. Целесообразно ли построено занятие: последовательность и соотношение видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, движения под музыку, игра на детских инструментах).
Гигиенические требования к занятиям: как стоит инструмент, настроен ли; количество и размер стульев для детей; одежда, обувь детей; длительность каждого этапа и занятия в целом.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 комбинированного вида» города Пикалёво
Провела на методическом поезде: музыкальный руководитель Скородумова Людмила Владимировна г.Пикалёво 2013 г.
Цель:
- показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми программы;
- формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством здоровьесберегающих технологий;
- развивать музыкальные способности детей через разные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
* развивать музыкальные и творческие способности детей, умение входить в воображаемую ситуацию;
* развивать артикуляционный аппарат, умение соотносить движение с текстом в речевых играх, самомассажах;
* совершенствовать певческий голос, развивать ладовый слух, музыкальную память;
*учить импровизировать под музыку, выполняя творческие задания по теме «Весна», в использовании музыкальных инструментов;
*способствовать развитию воображения, мышления, слуха через знакомство с музыкой П.И.Чайковского «Сладкая грёза»;
* совершенствовать умение импровизировать под музыку весёлого танцевального характера («Полька», муз. М. Глинка);
* воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом, доброжелательности.
Музыкальный руководитель (поёт): к нам пришла весна, к нам пришла весна…(1 куплет песни «Пришла весна», муз. З.Левиной. сл. Л. Некрасовой).
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Давайте знакомиться: Людмила Владимировна. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Пришла весна. Дети и взрослые радуются пробуждению природы. Много гостей. Давайте пожелаем всем «Доброго утра».
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской).
1. Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка».
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.
Носик
И щёчки.
Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны.
Музыкальный руководитель:
Я расскажу вам о том, как музыка помогает нашему здоровью. А рассказать об этом нам помогут весёлые музыкальные нотки, их подарила нам красавица Весна. Мы отправимся в музыкальную страну волшебных звуков. Вы согласны? Тогда оправляемся в путь, а музыка подскажет нам дорогу…
Чтоб страну музыки найти
По извилистой дорожке
Предлагаю вам пройти.
Динамическое упражнение «По дорожке» (модель В.И.Ковалько, «Азбука физкультминуток».)
Музыкальный руководитель:
Как вы замечательно двигались. Движение - это здоровье!
Вот мы и на месте.… Сядем прямо, ноги вместе ставим. А теперь внимание. На волшебном нотном стане должны появиться наши помощницы - нотки здоровья.
Ой, а нотный стан пуст. Где же весенние нотки? Разбежались, потерялись. Надо постараться нотки все собрать. Вы умеете мечтать? Давайте вместе помечтаем о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем.
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Звучит музыка "Сладкая грёза" П. И. Чайковского. (Мультимедийный проектор).
Музыкальный руководитель:
Вам понравилась музыка? Что вы представили, слушая эту музыку. А кто поделится своими мечтами, фантазиями? (Ответы детей).
Эту пьесу «Сладкая грёза» написал русский композитор П.И. Чайковский. Свою пьесу П.И. Чайковский написал для своего племянника Володи, который очень любил, как и вы, играть с игрушками. Давайте поиграем в игру - я буду называть слова, которые рисуют характер этой пьесы. Если они подходят-ловите их, если. На ваш взгляд, не подходят-не ловите.

Тихая и спокойная (ловят)
Эта пьеса шутливая
Красивая (ловят)
Радостная
Нежная и грустная (ловят)
Резкая
Мечтательная (ловят)
Маршевая
Легкая и солнечная (ловят)

Сколько замечательных слов! Не зря П. И. Чайковский назвал свою музыку «Сладкая грёза» – это и есть сон, фантазии, мечты.
Музыкальный руководитель:
Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что мы вернули первую нотку. Ведь хорошее настроение вам дала целебная музыка. Посмотрите, нота возвращается на нотный стан.
Вторая нотка живёт на поляне веселых язычков. Здесь мы будем делать гимнастику для наших язычков.
Комплекс артикуляционной гимнастики.
Наши дети утром встали,
Чистить зубки побежали В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.
Вправо-влево, вправо-влево –
Чистим зубки мы умело.
А теперь расческу взяли В улыбке закусить язык зубами, «протаскивать».
И причесываться стали.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
А теперь язык наш - мяч. Рот закрыть, кончик языка с
Начинаем футбольный матч! напряжением упирать то в одну,
Гол забили мы! Ура!! то в другую щеку так, чтобы
под щекой надувались «мячики».
Музыкальный руководитель:
Ребята, а вот и вторая нотка! Вы догадались, какой секрет здоровья был у неё? Правильно, мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку, которая живёт в песне.
Но чтобы петь нам нужно спеть распевку. А для чего нам нужна распевка?
Чтобы разогреть голосовые связки…
Вспомним распевку «Горошина» Е. Тиличеевой. А теперь споём её шёпотом…
А вот и третья нотка появилась на нотном стане.
А сейчас песенка в подарок. Я спою вам весеннюю песенку «Пришла весна».
Песня «Пришла весна», муз З. Левиной, сл. Некрасовой.
Вам понравилась песня? О чём она? Давайте вместе с вами споём первый куплет и припев этой песенки. (Проговаривают слова и поют). Петь будем красиво, весело, звонко. (Поют первый куплет и припев).
Музыкальный руководитель: Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение? (Радостное, весёлое, доброе, хорошее, солнечное, весеннее). А вот и четвёртая нотка появилась на нотном стане.
- Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!
-Засиделись мы немножко, ну-ка, разомнёмся, крошки.
Музыкально - игровая пальчиковая гимнастика « Пиццикато», муз. Лео Делиб.
Музыкальный руководитель: Вам понравилась игра с пальчиками? А раньше вы делали такую гимнастику? Теперь научились. И пятая нотка находит своё место на нотном стане.
А следующую нотку найдём в музыкальной игре. Слушайте внимательно «Польку», на 1 часть делаем подскоки вокруг стульчиков с музыкальными инструментами, а на 2 часть играем на музыкальных инструментах, у которых остановились.
Игра с музыкальными инструментами» Полька», муз. И.Штрауса.
Музыкальный руководитель: Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, доброе). Вот и шестая нотка на стане. У нас не хватает только одной нотки.
- А может нотка спряталась в весёлом танце? Поищем?
Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать?
Постарайтесь сами придумать и станцевать весенний танец. Вспомните движения, которые вы знаете и под музыку изобразите образ Весны. Может танец спрятался в весенних ручейках, а может и в первых цветах, а может и в пении птиц (показ некоторых танцевальных движений). А поможет вам музыка композитора М.Глинки.
Танцевально-игровое творчество « Детская полька», муз. М.Глинка.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, последняя седьмая нотка вернулась на нотный стан. Каждая нотка поделилась своим секретом! Давайте вспомним, что нам сегодня помогло укреплять здоровье? (Ответы детей).
Массаж, гимнастика язычка, красивые песни, танец - одним словом можно сказать «Музыка»! Музыка и весеннее настроение помогают нам укреплять здоровье!
Желаю вам никогда не болеть и помните, что музыка обладает целебными свойствами. На память о нашей весенней встрече дарю вам волшебные нотки. (Всем детям раздают нотки). С Ларисой Леонидовной вы будете встречать весну. Всего вам доброго! До свидания!

Конспект музыкального занятия со здоровьесберегающими технологиями

«Прогулка»

Музыкальный руководитель:

Дата проведения: декабрь/январь

Количество детей: 25 человек

Образовательная область: «Музыка»

Интеграция областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Прогулка ».

Тип занятия: музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями

Дидактическая цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии

1. Образовательная:

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Закреплять умение петь коллективно , с музыкальным сопровождением

2. Развивающая:

Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Способствовать развитию творческой активности детей музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) .

1. Воспитательная:

Развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей

Воспитывать эстетический вкус в передаче образа

Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка

Воспитывать умение общаться через песню и танец

4. Оздоровительная:

С помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально - ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье

С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям0

Слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;

Способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Форма организации деятельности: групповая

Средства обучения:

1. Оборудование:

Музыкальный центр,

Музыкальные инструменты: треугольники, бубны, металлофоны.

2. Наглядный материал:

3. Музыкальный материал:

пьесса «Баба Яга» из Детского альбома муз.

«Зимние подарки» Сл. и муз. С. Насауленко

"Менуэт" сб. "Ритмическая Мозаика"

Предварительная работа:

Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года», разучивание песен, танца использование на занятиях пальчиковых гимнастик, валеологических распевок, психогимнастики.

Ход занятия:

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - приветливым лицам!»

Приветствие « Доброе утро ».

Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее

Мы погладим лобик, носик и щечки,

Будем мы красивыми как в лесу цветочки..

Разотрем ладошки-сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем-дружнее, дружнее

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем

Улыбнемся снова- "Будьте все здоровы"!

Музыкальный руководитель .

Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение. Сегодня я приглашаю вас на прогулку в сказочный зимний лес. Вставайте друг за другом и пойдем.

1.Хороводный шаг - руки на поясе, идем на все стопе

2.Поднялись на носочки

3.Перешагиваем встречные лужи

4.Перепрыгиваем кочки - становимся полукругом

Муз: А вот и лес...

Полный сказок и чудес.

С вами шли, шли, шли

И волшебный лес пришли.

А в лесу воздух чистый, свежий, давайте с вами подышим

Упражнение на дыхание.

А в сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес...)

В нем сосны, ели до небес (бес, бес, бес...)

А на ветках шепчут шишки (шишки, шишки....)

В гостях у нас сейчас детишки (тишки, тишки...)

Педагог:

Ребята, а я еще знаю зимнюю птицу-очень трудолюбивую. Отгадайте какую:

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка...
(Дятел)

Посмотрите, ребята, что наш приятель дятел приготовил нам под елкой.

Нашли в лесу под елкой мешок с музыкальными инструментами

Педагог: - Дятел сел на толстый сук
Дети:

Тук да тук, тук да тук!
Педагог:

Всем друзьям своим на юг
Дети:

Тук да тук, тук да тук!

Телеграммы дятел шлет,
Что зима уже идет,
Что не тает снег вокруг:
Дети:

Тук да тук, тук да тук!
Педагог:

Дятел зиму зимовал,
Дети:

Тук да тук, тук да тук!
Педагог:

В жарких странах не бывал!
Дети:

Тук да тук, тук да тук!
Педагог:

И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети:

Тук да тук, тук да тук!

Муз. рук . Давайте снова уберем инструменты под ёлочку.

А в этом лесу живёт ещё один сказочный герой, послушайте про него загадку:

Нос крючком,

Волосы торчком.

На метле летает,

След заметает. (Бабя Яга)

Правильно, это Баба Яга.

Она встречается во многих русских сказках. Известный русский композитор написал про бабу Ягу музыкальную пьесу и включил её в «Детский альбом». Давайте послушаем с вами пьесу «Баба Яга».

Звучит пьеса «Баба Яга» (фонограмма)

Как звучала музыка? (ответы детей)

Муз. рук. : Пьеса исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.

Послушаем пьесу ещё раз.

В конце пьесы заходит воспитатель в костюме Бабы Яги

Муз. рук. : Ребята, Баба Яга услышала свою музыку и пришла к вам в гости.

Баба Яга (воспитатель) :

Я теперь совсем другая,

Я хорошая не злая.

Песни, музыку люблю,

И с ребятами дружу.

Муз. рук. : Если ты стала добрая, оставайся с нами. И послушай веселое стихотворение, а наши пальчики нам помогут.

Пальчиковая гимнастика «Баба Яга»

В тёмной чаще /сжимают и разжимают пальцы в замке/

Есть избушка /складывают руки домиком/,

Стоит задом на перёд /поворачивают кисти рук тыльной стороной/.

В этой маленькой избушке /складывают руки домиком/.

Бабушка Яга живёт /делают окошечко из рук, качают головой/.

Нос такой кривой /дразнятся/.

Глаз такой косой /выполняют перекрещивающиеся движения пальцами/

Костяная нога /постукивают кулаком о кулак/

Здравствуй, Бабушка Яга! /Разводят руки в стороны/. (И. Бодраченко)

И. Бодраченко

Баба Яга .

Ох, как я люблю с детьми играть, а песни - то, как люблю петь!

Муз. рук .

Ребята, споём для Бабы Яги, а чтобы песни получились звонко, красиво, разбудим наши голоса.

Споём распевку: « Веники...помелики... »

« Скрипка » (пение закрытым ртом)

Установка при пении.

Ножки вместе, спинки прямо,

Чтобы песенка звучала.

После распевания, дети исполняют песни по выбору музыкального руководителя.

Баба яга. (воспитатель):

- Как вы звонко, красиво, спели песню. Сразу захотелось порхать, как бабочка и танцевать.

Муз. рук .:

Ребята, я приглашаю вас станцевать для Бабы Яги наш менуэт, но сначала надо разогреть наши ножки:

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали. Мы бежали.

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали.

Ножки, ножки отдыхали?

Отдыхали, отдыхали.

Вот как весело играли.

Танец Менуэт.

Баба Яга.
-
Вы и пели и плясали, а со мной не поиграли.

Песня –игра «Бабка-Ежка»

Муз. рук . Поиграем в русскую народную игру «Бабка ежка»

Дети идут по кругу и поют песню, баба Яга находится в центре круга. С окончанием песни баба Яга догоняет детей.

Бабка Ёжка, костяная ножка

С печки упала, ногу сломала.

Побежала в огород напугала весь народ,

А пошла на улицу

Испугала курицу.

Баба Яга.

- Раз, два. Раз, два,

Вот и кончилась игра.

Муз. рук .

Молодцы, ребята, вы были все дружны, внимательны, старались красиво петь и танцевать, а теперь нам пора возвращаться из сказочного леса в группу. А давайте бабушке-Яге картину зимнюю, волшебную подарим.

Выкладывание картины из бус «Зимний пейзаж»- разглядывают - обсуждают,

Бабя Яга: Ой и молодцы же вы, порадовали бабушку сегодня

И пели, и плясали, и играли и даже картину мне показали...Но мне уже пора в свою избушку возвращаться...До свиданья...

Муз. рук: Да и нам уже пора - вставайте все друг за другом, под музыку пойдём обратно в группу.

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. В основе конспекта использована программа "Здравствуй!" М.Лазарева, а так же валеологические песенки-распевки О. Арсеневской, гимнастики для развития речи Е. Косиновой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА ЗДОРОВЬЯ.

Программное содержание:

Формировать привычку к здоровому образу жизни и укреплению своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

Научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья.

Воспитывать у детей умение слушать музыку, эмоционально откликаться на неё. Продолжать работу над чистотой интонирования в пении, правильно брать дыхание при пении песен. Развивать творческую активность детей.

Направленность:
Занятие носит интегрированный характер, комплексно решает задачи музыкального и валеологического воспитания.

Научная основа:

Использование здоровьесберегающих технологий: программа «Здравствуй!»
М.Лазарева, гимнастика для развития речи Е. Косиновой, валеологические распевки О.Арсеневской.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Под музыку дети заходят в зал.

М.рук. Здравствуйте, ребята! Вы пришли на музыкальное занятие в наш музыкальный зал. У нас сегодня не простое занятие. Мы будем с помощью музыки укреплять своё здоровье. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Они тоже хотят посмотреть, как музыка помогает улучшить здоровье.
А на какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, на слово «здравствуй». Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы.

Приветствие «Музыка, здравствуй!». М.Лазарев.

М.рук. А сейчас давайте познакомимся с нашими гостями.

Игра-знакомство «Как тебя зовут?».

М. рук. Очень хорошо, ребята! Мы поздоровались с нашими воспитателями, назвали все свои имена. А сейчас давайте приготовим свои горлышки для пения, ушки для слушания, руки и ноги для танца.

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажом «Доброе утро!» сл. и музыка Арсеневской.


1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу

И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх

Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту

Носик и щечки.

Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и

Как в саду цветочки! левому плечу поочередно.

2. Разотрем ладошки движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

М. рук. А скажите, ребята, из чего состоит песенка?

Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков. А ещё мы с вами знаем, что с помощью звуков мы не только разговариваем и поём, но и можем сами себя вылечить. Давайте вспомним, какие целебные звуки мы знаем.

Целебный звук «В» - лечит насморк (когда начинается насморк)
Целебный звук «З» - когда болит горло
Целебный звук «Ж» - можно излечить кашель
Целебный звук «Н» - излечивает головную и зубную боль
Целебный звук «М» - способствует хорошему пищеварению
Целебный звук «Р» (Тр) - помогает снять усталость в конце дня
Звуки С, Ш (шипящие) - помогают отдохнуть, расслабиться.
Подсказка для детей – видео показ картинок букв.

М. рук: Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку.
(открывает ноты и видит пустые листы с дырками)

Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?
(ответы детей)


М.рук: Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать?
(задумывается) Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную.
Лариса Анатольевна, наберите, пожалуйста, справочную.
Воспитатель: (звонит по телефону)
Алло! Справочная? Помогите!
Нам помощника пришлите!
Надо нотки нам найти,
Чтоб занятие провести.
Говорит детям: Нам сейчас пришлют кота!
Вот спасибо! Красота!
М.рук: Про кота игру мы знаем
И сейчас в нее сыграем!
Речевая игра-диалог "Тра-та-та"
(модель Т.Тютюнниковой)
Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку с интонациями, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у Кота, длинных усов, кисточек на ушах.

Вместе: Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота!
Дев: За Кота-Котовича?
Мальч: За Петра Петровича!
Вместе: Он усат, полосат,
В ушах кисточки висят.
Ну, не Кот, а просто клад!

Появляется Кот Мурлыка.
Кот : Мяу-мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят!
Мяу! Всем привет, друзья!
Как же рад вас видеть я!
М. рук : Какой красивый котик! Как тебя зовут?
Кот : Песенку вы про меня спойте поскорее,
Ну, а я вам подпою «Мяу!» веселее!

Дети исполняют песню «Мурлыка».

М. рук .: Кот Мурлыка, где же нам нотки найти?
Кот : Все мыши живут в Мышином королевстве. Я думаю, что нотки надо искать там.
М.рук : Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?
Кот: Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я - Суперкот! Вперед, мои друзья!
Не сутультесь, грудь вперёд,
Приключение нас ждёт!

Под музыку «Не нужны нам доктора» дети шагают по залу.
М.рук: Ребята, впереди домик. Кот Мурлыка, это уже Мышиное королевство?
Кот (принюхивается ): Нет. Здесь мышами не пахнет. Но в домике кто-то есть!
Мурлыка выводит из домика двух Гномиков.
Гномик До:
В доме До Мажор живет,
Звонко песенки поет.
Добрые, мажорные,
Веселые, задорные!
Гномик Ре:
Ре Минор к реке пошел
Песню грустную завел.
Ох! Река проворная.
Ох! Судьба минорная!
М.рук : Ребята, это же братцы- гномики: Мажор и Минор! Откуда у них такие имена?
(Ответы детей).
Гномик До: Как же вы сюда попали?
Гномик Ре: Вы здесь что-то потеряли?
М.рук: Мы ищем Мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.
Гномик До : Ребята, а хотите с нами поиграть? Мы с братцем часто играем в интересную игру с волшебными человечками.
М.рук : Ребята, давайте и мы поиграем с Гномиками! (Раздать картинки).
Внимательно посмотрите на своих человечков. И сейчас будем угадывать характер музыки с помощью волшебных человечков и передавать его своей мимикой.
Слушание музыки (спокойная, грустная, весёлая).
«Весёлые движения» Весёлая музыка улучшает настроение
«Нытик» Неприятная музыка - учащённое сердцебиение
«Баю-баиньки» Спокойная музыка – восстанавливает дыхание
Программа М.Лазарева «Здравствуй!» (Диск с песнями).
Гномик Ре: Дети, как же всё кругом болит!
Что-то хрумкает в груди.
В горле все дерёт, горит.
Нос мой булькает, сопит.
М.рук: Не грусти, Ре Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат! Мы знаем целебные звуки и сейчас с помощью музыки будем тебя лечить.
Лечим грудь от кашля – целебный звук «Ж».

Пение песенки «Жуки» М.Лазарева. (при пении руку держим на груди).
Лечим горло – целебный звук «З».
Пение песни «Комар» М.Лазарева. (при пении рука на горле).
Лечим насморк – целебный звук «В».
Пение песни «Дунул ветерочек» М.Лазарева. (при пении указательные пальцы рук на крыльях носа).

Гномик Ре: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду петь эти замечательные песенки!
М.рук: А чтобы вы их не забывали, мы оставляем вам эти целебные звуки (картинки букв).
Гномик До: Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать!

Танец «Летка-Енька» для зверей.

Гномик Ре : Как с вами весело!
М.рук: А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому давайте подарим друг другу и всем нашим гостям свои улыбки. Смейтесь на здоровье!
Кот : Время нам нельзя терять,
Нужно нотки отыскать!
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Путь-дорога так легка!
Запевайте же скорей

Нашу песню веселей!

Шагают под музыку «Рельсы-рельсы» М.Лазарева. (выполняют движения по тексту).
Кот: Ребята, слышу какой-то чудесный запах! Посмотрите, цветочная поляна! Вот так чудо!
М.рук: На поляне, у реки,
Собрались в кружок цветы.
Жёлтые и синие,
Белые и красные –
До чего ж красивые,
До чего ж прекрасные!
Ребята, чтобы взять эти чудесные цветы в руки, давайте приготовим свои ладошки.

Пальчиковая игра «Волшебный цветок».
Спал цветок волшебным сном: (кулачок крепко сжат).
Показался лепесток, (Распрямить большой палец).
А за ним - его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал, (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (мизинец)
Вот раскрылся весь цветок! (кисть руки - в форме чашечки).
М.рук: А сейчас, ребята, возьмём все по цветочку, сядем на ковёр и понюхаем, какой аромат у цветов. Заодно немного отдохнём. Какой целебный звук поможет нам отдохнуть и расслабиться? («Ш»).

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» под музыку «Дыхание» М.Лазарева.
М.рук: Дети, послушайте, какая прекрасная музыка звучит! Что это? -Вальс!
Правильно, но это не простой вальс, а «Вальс цветов», а написал композитор
П.И.Чайковский. А какая музыка у вальса? Я предлагаю вам стать парами и мы вместе попробуем сочинить танец. Не забудьте нашего Мурлыку и Веру
Николаевну.

Танцевальная импровизация «Вальс цветов».

Кот: Ребята, мне кажется, здесь где-то рядом находятся нотки. Я слышу их запах. Давайте искать!

(Кот принюхивается, берёт один цветок, предлагает детям найти нотки в цветах).

М.рук : Здорово! С помощью своего хорошего настроения, с помощью любви к музыке и, конечно, с помощью Кота Мурлыки мы отыскали нотки и теперь я могу сыграть вам добрую песенку о целебных звуках.

Песня «Целебные звуки» М.Лазарева.

М.рук: Вот и закончилось наше занятие. Послушайте мой совет здоровья.
Любите себя и окружающих вас людей, уважайте их. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя и ветра, шёпот листьев, запахи растений. Голоса природы наполнят ваше сердце радостью и подарят здоровье.
Чтобы жить и не болеть,
Каждый день старайся петь!

«Веселые нотки здоровья»

Конспект музыкального занятия.

Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности: подгрупповая

Средства обучения:

1. Оборудование:

Музыкальный центр

Проектор

Ноутбук

Музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, деревянные палочки, шуршалки, колокольчик.

2. Наглядный материал:

Презентация

3. Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля», П.Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», В.Алексеев «Полька-топотушки», «Волшебство природы. Водопад», песня «Шел по лесу музыкант», валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» О.Н.Арсеневской,р.н.м.

Литература.

    Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.

    Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, ТЦ "Сфера", 2208.

Ход занятия.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Давайте пожелаем всем «Доброго утра» !!!

Валеологическаяпесенка-распевка с оздоровительным массажем

«Доброе утро»

1. Доброе утро! Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день «Пружинка».

Будет веселее. Поднимают ручки вверх.

2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.

Носик, и щечки.

Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому

Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.

3. Разотрем ладошки Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны.

Ведущий:

Замечательно, (говорит на фоне музыки и ведет детей змейкой к экрану)

Льётся музыка рекою,

Закружила всё вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет.

В царство музыки целебной

Поплывём за ними вслед?

Я приглашаю вас в гости в волшебный замок к Царице Целебной Музыки.

(появляется слайд с изображением замка).

У Царицы Целебной Музыки(слайд с её изображением )

есть помощницы - весёлые нотки здоровья, их всего семь – это нотки до, ре, ми,фа, соль, ля, си - они расскажут, как музыка помогает нам укреплять своё здоровье. Живут они здесь, на нотном стане.

(появляется слайд с нотным станом,но пустой ),

А нотный стан пуст, где же нотки? Посмотрите, вот открытка от Царицы Музыки, давайте откроем ее, может здесь найдем ответ.

«Чтоб секрет здоровья вам узнать - надо нотки все собрать, Путь нелегкий предстоит, вам массаж не повредит».

Воспитатель : Ну, что ж ребята, в путь. Я предлагаю вам выполнить игровой массаж,как подсказала нам царица.

Дети стоят парами по всему залу и под музыку,выполняют движения по тексту.

У меня такие ручки!

По-смо-три! гладят руки.

Звонко хлопают в ладоши. Хлопают

Раз, два, три!

Твои ручки тоже

На мои похожи., гладят по ручкам друг друга.

Покружись со мной разок.

У меня такие щечки!

По-смо-три! гладят свои щечки.

Пощипаю их немножко. Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже растирают

На мои похожи.щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок.

У меня такие ушки! массируют мочки ушей. Растирают

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

У меня такая спинка! гладят себя по спине.

По-смо-три! Шлепают ладошками.

Я похлопаю по спинке.

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже шлепают по спине друг друга.

На мою похожа.

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок. Кружатся «лодочкой».

Ведущий: Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, мы массаж сделали правильно. Смотрите и первая нотка « до» возвращается на нотный стан.

(появляется слайд с одной ноткой на стане)

«Вы умеете мечтать? Помечтайте о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем, а потом поделитесь своими впечатлениями со мной, Царицей Музыки».

Ведущий: -Устраивайтесь удобно на ковре, закрывайте глаза и немного помечтаем, а потом поделитесь своими мечтами, фантазиями.

Звучит музыка "Сладкая грёза" П. И. Чайковского.

Ведущий: Необыкновенная музыка. Какими красивыми словами можно сказать о ней? А кто поделится своими мечтами, фантазиями?

Ответы детей: Дети отвечают полными предложениями. Пример: Музыка звучала красивая, плавная, нежная, волшебная…и т.д.

Ведущий: Сколько замечательных слов, не зря П. И. Чайковский назвал свою музыку "Сладкая грёза" - это и есть сон, фантазии, мечты.

Давайте оживим свои фантазии, создадим выразительный, пластичный танец, мальчиков я попрошу присесть на стульчики, а девочек - станцевать

А помогут нам вот эти «бабочки»

(выходят девочки с бабочками в руках и выполняют танцевальные движения)

Двигательная импровизация под музыку «Сладкая грёза».

Ведущий: Вы прекрасно передали в танцевальной импровизации свои мечты и фантазии, молодцы.

Ребята, кто из девочек вам понравился больше? Чей танец был более легким, воздушным, волшебным?

Ответы мальчиков.

Ведущий: Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что вам понравилось это задание. Вот и вторая нота «ре» возвращается на нотный стан.

(появляется слайд с нотой на стане).

Третья нотка живёт на поляне зеркальных цветов.

Ведущий: Ребята, я знаю как мы можем использовать эти зеркальные цветы (дети берут « зеркальца – цветы») .

Давайте выполним гимнастику для нашего язычка (дети смотрят в зеркало и выполняют движения язычком)

Наш забавный язычок.. дети хором произносят слова.

Щелк, щелк. Щелк, щелк. Щелкают языком.

Зубки чистим мы умело, показывают, как чистят зубки

Вправо-влево, вправо-влево.

Мы ни сколько не устали. Высовывают язычок и «дразнят»

Вверх и вниз им двигать стали.

Словно пчелки пожужжали Ж-ж-ж-ж-ж

Как машина, поурчали У-у-у-у-у

Как, лошадки, вскачь пустились двигаются по залу прямым галопом

Вовремя остановились! Стоп! Останавливаются.

Слайд (появляется третья нотка)

Ведущий: Ребята, а вот и третья нотка–«ми»! Вы догадались, какой секрет здоровья был спрятан на этой полянке?

Ответы детей.

Ведущий: Правильно, мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку.

Четвертая нотка живёт в песне

Ведущий: А сейчас ребята я предлагаю вам спеть песенку для царицы, которую мы учили на прошлых занятиях.

Дети поют песню.

Какое у вас стало настроение?

Ответы детей.

Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

Слайд с четвертой ноткой

Ведущий: А вот и четвёртая нотка «фа» вернулась на нотный стан.

«Застоялись вы немножко,

Ну-ка, разомнитесь, крошки».

Ведущий: Я предлагаю выполнить вам

Музыкально - игровую гимнастику «По дорожке», чтобы размять наши ножки, а поможет вам музыка, слушайте внимательно мой текст и музыку которая будет звучать.

По извилистой дорожке

Предлагаю вам пройти.

Может, сможете, ребята,

В сказочный вы лес войти.

Идем спокойно, неспеша, Дети идут спокойным шагом под музыку

Прямо голову держа, «Марш» М. Роббера.

У всех осанка хороша.

Как солдаты мы шагаем, Дети маршируют высоко поднимая

Выше ноги поднимаем.колени, руки вдоль туловища под

Рук нельзя нам поднимать, «Марш деревянных солдатиков»

Только ножками шагать. П. И. Чайковского.

Спину прямо всем держать,

Чтобы была видна стать.

Вот пещера перед нами, Дети идут полуприседом под музыку

Чтоб пройти присядем с вами. Э. Грига «В пещере горного короля»

Полу - приседом пойдем,

Чтоб не стукнуться нам лбом.

Побежим мы как лисички Легкий бег, дети показывают «повадки»

Очень хитрые сестрички, лисы под музыку «Гавот» Госак.

Будем хвостиком вилять,

Будем след свой заметать.

Сказочные цветы на поляне Танец - фантазия «Вальс цветов»

Распустились. П. И. Чайковский.

В вальсе цветов они

Закружились.

Так красиво танцевали,

Но немного мы устали (дети останавливаются)

Ведущий: Ребята, чтобы отдохнуть надо просто правильно подышать. Сначала я покажу вам, как оно выполняется, а потом вы сделаете его сами.

Упражнение на дыхание.

Вот волшебный водопад Дети ладонями «ловят» воду.

Он умоет всех ребят. Дети «умываются».

Воздух в грудь мы набираем Руки вверх, глубокий вдох через нос.

И поглубже все ныряем. Дети приседают, группируются

А теперь мы все всплываем, Дети встают, руки в стороны.

И воздух дружно выдыхаем. Дети медленно делают выдох через рот.

Ведущий: Как вы замечательно двигались. Движение - это тоже здоровье!

(Появляется слайд с ноткой)

И пятая нотка «соль» находит своё место на нотном стане

«Лесная сказка ждет вас впереди.

А сопровождать ее должна музыка».

Ведущий: Ну, что ж, хорошо. Нам под силу это задание?

Ответ детей.

Ведущий: Ой, ребята, а я что-то не подберу слово. Вы мне поможете?

Ответы детей.

Ведущий: Скажите, кто у нас пишет музыку: поэт, писатель, композитор?

Ответы детей.

Ведущий: Спасибо, ребята, правильно композитор. Сейчас будет звучать музыка композитора Грига «Утро». Но прежде чем ей зазвучать, я хочу вам показать, какие необычные инструменты я вам принесла:

вот птичка-свистулька,

Шишки, – шуршалки -2 шт(бумага, пакет),

Колокольчик,

Султанчик,

Палочки,

Ребята, выберите себе один инструмент, а теперь я скажу какого героя выбудете озвучивать.

Шишки – для темы мишки,

Орешки – для белочки,

Палочки- Для дятла,

Шуршалки – для листочка,

Шуршалки – для лисички,

Султанчики – для ветра,

Свистулька – для жаворонка

Колокольчик – для росинки.

Ведущий: В нашей сказке у каждого героя свой музыкальный инструмент, попробуем озвучить сказку, а поможет нам опять музыка.

(Дети пробуют играть.)

На фоне музыки Грига дети играют оркестр. «Лесная Сказка».

Тихо бродит по дорожке - говорит ведущий.

Утро в золотой одёжке

Где листочком зашуршит Шуршалки

Где росинкой зазвенит колокольчики

Раздаётся громкий стук Деревянные палочки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –

Птенцам будет там тепло

Из-за леса, не спеша, шуршалки

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

по шелковой травке.

Белка прыгнула наверх Орехи

И грызет там свой орех -

Вот идёт по шишкам шишки

Косолапый мишка.

Ветерок вдруг налетел султанчики

По деревьям зашумел

Тучки разгоняет

Солнышко сияет

В небе крылья раскрывая свистулька

Жаворонок вьётся

Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

Над полями льётся.

Ведущий: Молодцы, ребята!

Сейчас мы с вами сделали музыкальную зарисовку «Лесная Сказка», мы ее нарисовали не на бумаге, воспринимали ее не зрительно, а на слух, через ушки. Замечательно получилось, вы все творческие ребята.

(Появляется слайд с ноткой на стане).

Ведущий: Вот и шестая нотка «ля» появилась на нотном стане.

«А может нотка прятаться в весёлом танце?»

Ответы детей.

Ведущий: Проверим?

Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать!

Танец – импровизация под веселую музыку.

Слайд с последней ноткой

Ведущий: Посмотрите, последняя нотка «си» вернулась на нотный стан. Царица музыки поделилась своим секретом.Давайте вместе вспомним, кто же нам сегодня помогал укреплять здоровье.

Ответы детей - музыка…

Ведущий: Правильно, музыка.

Ребята, а давайте все вместе посчитаем нотки.

Дети считают.

Ведущий: А теперь вспомним названия ноток.

Дети говорят названия- до, ре ….си.

«Вы вернули все мои нотки на нотный стан, спасибо, вам, ребята, до свидания!

Дети передают «скрипичный ключ» и говорят, что кому запомнилось и понравилось на занятии.

Ведущий: А теперь, ребята, скажем « до свидания» всем гостям.