Турецкая православная церковь. Православные храмы турции

Турецкая православная церковь. Православные храмы турции
Турецкая православная церковь. Православные храмы турции

Украинский сценарий грозит стать для Экуменического патриархата самоубийственным...


Фанар разверз под собой бездну. Будучи крошечным островком, существовавшим многие века лишь милостью Божией и попечением Русской православной церкви, затерявшимся в одном из стамбульских кварталов, Экуменический патриархат проявил такие вселенские амбиции, справиться с которыми ему не под силу.


Те, кто подтолкнули патриарха Варфоломея к авантюре , уже показали на Ближнем Востоке чего стоят их стратегические ухищрения. Однако служители Экуменического патриархата должны тоже трезвее смотреть на вещи. Увы, фанариоты давно превратились из служителей Церкви в церковных бюрократов.





Как-то раз в воскресенье утром автору этих строк, находившемуся в Стамбуле с туристической целью, довелось зайти в Фанар на предполагавшуюся воскресную службу. И оказалось, что служб там не бывает не только по будням, но часто и по воскресеньям. При этом, как подтвердили охранники, и патриарх на месте, и все остальные тоже. Только Богу молиться уже некогда. И вот эти-то фанариоты хотят утвердить своё первенство в православном мире? А ведь с такими претензиями от Фанара может ничего не остаться.


Попытки создания «национальных» православных церквей, на что упирает Экуменический патриархат, неизбежно коснутся его самого. Так, Турецкая православная церковь (ТПЦ) уже подала иск в суд на Константинопольский патриархат и патриарха Варфоломея. Истец утверждает, что у Фанара нет полномочий отправлять своих «экзархов» на Украину и давать там кому-либо автокефалию. Статус Константинопольского патриарха, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в Турции греков. И всё! ТПЦ назвала действия Варфоломея «преступлением», согласно «как турецким законам, так и Лозаннскому договору, который чётко прописал его [Экуменического патриарха. - Д.М. ] ответственность и круг обязанностей». В ТПЦ считают, что из-за превышения полномочий Варфоломею нельзя больше оставаться в Турции.





Неканоническая ТПЦ была образована в 1922 году по решению турецкого правительства, которое пыталось создать национальную церковь, не связанную с греческим православием. Сегодня эта церковь имеет три храма, пять общин и менее 1 тыс. прихожан. Она официально зарегистрирована как религиозная структура, может иметь и расширять свою церковную собственность. В настоящее время Турецкую православную церковь возглавляет патриарх Эфтим IV (Эренерол), в миру Паша Юмит Эренерол, внук основателя церкви Эфтима I.




Пока ТПЦ не признана ни одной из 15 поместных православных церквей мира. Однако в логике украинского сценария турецкое государство имеет все основания объявить «национальной церковью» именно ТПЦ, а фанариотов зарегистрировать как иностранное образование. Затем вся церковная собственность Экуменического патриархата перейдёт к ТПЦ, а турецкие власти, подобно украинским властям, обратятся с просьбой о её признании. И почему кому-либо туркам в этом отказывать, если Варфоломей дорожку уже проложил?


Толчок такому развитию событий могут дать дальнейшие шаги Фанара, запланированные им на ближайшее время. В конце октября - ноябре Варфоломей намеревается совместно с Румынской православной церковью приступить к следующей фазе раскола РПЦ: планирует предоставить автокефалию Молдавской православной церкви с последующим переходом её под власть румын. У Экуменического патриарха тут есть своя выгода - ему бы отошли в этом случае православные приходы Гагаузии. Из всех тюрков, проживающих в Молдавии, православные гагаузы (150 тыс.) по своему диалекту ближе всего анатолийским туркам. Немало их переехало в прежние годы в Турцию, а в последнее время они приезжают туда и на заработки. Общее количество гагаузов в Турции может достигать 50-75 тыс. Греков же в Турции осталось не более 2-3 тыс.




Задумывая «молдавский маневр», Варфоломей рассчитывает укрепить свои позиции в Турции, но тут его может ждать разочарование. Для ТПЦ гагаузы - главная адресная среда, поскольку другие православные тюрки (чуваши и якуты) достаточно далеки от языка и культуры Анатолии и гораздо прочнее интегрированы в РПЦ. Гагаузы Варфоломею не достанутся, это не крепостные, а свободные люди. Им, скорее, суждено стать дополнительным мостиком между РПЦ и ТПЦ, а следовательно, между Турцией и Россией. После получения собственности Фанара и расширения паствы за счет гагаузов ТПЦ вполне может влиться в ряд признанных малых православных церквей.


Национальная греческая (Элладская) церковь давно не в восторге от претензий Варфоломея, но из чувства национальной солидарности особых препятствий ему пока не чинила. Однако в условиях начатого Варфоломеем (самоубийственного для Фанара) расползания всемирного православия по национальным квартирам Элладская церковь вполне может пожелать перехода под свой омофор пока контролируемых Экуменическим патрархом приходов на Крите, а главное, такой драгоценной святыни, как гора Афон, где из 20 монастырей 17 - греческие. И почему бы Русской православной церкви не поддержать эти устремления? Тем самым могут быть урегулированы и правовые нестыковки вокруг статуса Афона, возникшие по милости Фанара, и значительно улучшены отношения РПЦ с материковой Грецией.





В связи с этим обращает на себя особое внимание визит в Сочи египетского президента ас-Сиси. В новых условиях одной из тем его переговоров с В. Путиным могло быть положение в грядущем православном мире Патриарха Александрийского Феодора II.





Поминаемый вторым в диптихе глав поместных православных церквей и поддержавший РПЦ в её споре с Константинополем, он по значению Александрии в становлении древнего христианства вполне может стать и первым. Именно здесь, в Египте, были созданы и до сих пор действуют первые в мире христианские монастыри Св. Антония и Св. Павла. Для Египта, полагающего себя частью Большой Святой Земли и считающего, что у него гораздо больше прав для этого, чем, например, у Турции, получение такого почётного первенства в православном мире престижно само по себе. Заметим, что в Египте проживают не менее 8-10 млн восточных христиан по сравнению с несколькими тысячами в Турции.





Действия Фанара могут привести не к экспансии неслыханных размеров, а к его полной маргинализации и последующему забвению. И будет, безусловно, жаль, ибо вместе с этим стамбульским кварталом уйдёт в прошлое важная часть византийской культуры. Однако как спасать тех, кто этого не хочет? Инициаторам «украинской автокефалии» из Вашингтона и Киева история воздаст по заслугам довольно быстро, но иерархам, поддавшимся на зов сладкоголосых сирен, придётся отвечать перед судом Божиим.


А что ждёт их в земной жизни? Не исключено, что последним пристанищем для Варфоломея явится та самая Андреевская церковь в Киеве (возле дома Михаила Булгакова), что подарена Экуменическому патриарху щедротами Порошенко. И в собеседниках у Варфоломея окажется призрак такого булгаковского литературного героя, как Воланд. Кто знает, может, весь этот переезд из негостеприимного Стамбула в прекрасный Киев спланирован сознательно. Однако энтузиасты «томоса» обещали украинцам нечто иное, а не дорогостоящих иждивенцев. И тогда жителям Украины может показаться очень странной раздача национально-культурного и религиозного достояния невесть кому и невесть за что...



Дмитрий МИНИН

Турецкая православная церковь подала иск в суд на Константинопольский патриархат и патриарха Варфоломея, передает .

Как заявила пресс-секретарь патриархата Турецкой Севги Эренерол, иск подан на фоне решения приступить к предоставлению автокефалии церкви на Украине. По ее словам, в иске указано, что «это дело политическое и далекое от религии».

«У Варфоломея нет полномочий отправлять своих экзархов на Украину и давать автокефалию ее церкви.

Статус Константинопольского патриарха, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в Турции греков», — сказала Эренерол.

Она также заявила, что Варфоломей превысил свои полномочия и вмешался во внутренние дела стран.

На действия Константинополя отреагировали и другие поместные церкви. Предстоятель Православной церкви в Америке митрополит Иона (Паффхаузен) призвал ответственные за раскол православия стороны «покаяться и прекратить безумие».

По его словам, предоставление автокефаилии Украинской православной церкви (УПЦ) является «великим искушением злом». При этом, по его мнению, Русская православная церковь (РПЦ) не имела другого выбора, кроме как прекратить отношения с Константинополем. Он предположил, что

предоставление автокефалии может привести к серьезному противостоянию на Украине, отметив, что верующие будут защищать свои храмы, «как защищали их от конфискации в Советском Союзе от .

Сербский патриарх Ириней считает, что решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви (УПЦ) может оказаться «катастрофическим».

«Сегодня наша Церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, вселенского патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви... признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию», — сказал священнослужитель о решении предоставить автокефалию УПЦ.

Он подчеркнул, что у Варфоломея «не было права» принимать такое решение, которое угрожает целостности и других православных церквей.

«В движении, которое привело к расколу, и не только на канонической территории автономной Украинской Православной Церкви … открывается возможность создания новых подразделений в других поместных Церквях», — обеспокоен Ириней.

Беспокойство сербского патриарха по этому поводу неудивительно. Юрисдикция СПЦ распространяется не только на Сербию, но также на Македонию и Черногорию, при чем в последней действует раскольническая самопровозглашенная Черногорская православная церковь.

Глава сербской церкви напомнил, что «дарование автокефалии не может быть прерогативой лишь одного Константинопольского патриархата», подобные решения принимаются лишь с согласия всех поместных православных церквей.

Ириней предостерег Константинопольский патриархат от дарования украинской церкви в одностороннем порядке, потому что это «не принесет согласия и мира на украинскую землю, но, наоборот, станет причиной новых разделений и новых расколов».

И действительно, после принятия Синодом РПЦ решения о разрыве отношений с Константинополем,

угроза раскола нависла не только над мировым православием, но и над УПЦ МП.

Будучи частью Русской православной церкви, УПЦ поддержало решение Синода, однако отдельные священнослужители готовы перейти под юрисдикцию Вселенского патриархата.

Иерарх Московского патриархата митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского патриархата.

«На последнем заседании Константинопольский патриархат отменил передачу Киевской митрополии Московскому патриархату. С тех пор мы можем считать, что территория Украины является территорией восстановленной митрополии Константинопольского патриархата. Собственно, с этого момента мы являемся, на сегодняшний день, клириками Константинопольской церкви», — заявил митрополит Александр.

Таким образом священнослужитель нарушил решение Синода РПЦ, которое запрещает священнослужителям русской церкви взаимодействовать с Константинополем.

— отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник Института Европы и президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.

По словам эксперта, по правилам украинский священник теперь должен быть предан анафеме, однако решение это может принять только митрополит УПЦ МП Онуфрий.

При этом Драбинко не впервые выступает против официальной позиции УПЦ Московского патриархата. В 2012 году Священный синод УПЦ МП даже обвинил его в недостойном поведении и снял его с должности главы Отдела внешних церковных связей. Как подчеркнули на заседании, митрополит «сеял смуту и подозрение среди епископата и духовенства».

К тому моменту, когда было принято это решение, Драбинко многие годы был референтом митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который тогда был болен.

Уже в этом году, весной, он подписал обращение к Варфоломею с просьбой предоставить УПЦ независимость. Примерно в то же время он опубликовал статью на сайте lb.ua, в которой объяснил необходимость автокефалии.

Более того, митрополит обвинил Россию в попытке аннексии украинской территории.

Однако Дыбенко на самом деле не является крупной фигурой в украинской церкви, отмечает Лункин. «Он — митрополит без епархии. Наверняка он пошел за Константинополем в поисках «хорошей жизни» и какой-то более достойной роли в создании единой украинской церкви», — говорит эксперт.

При этом Дыбенко — не единственный украинский священник, который еще до нынешнего раскола был настроен против Москвы. Таких священнослужителей в УПЦ МП наберется несколько десятков, говорит Лункин.

Тем не менее, даже не смотря на это, угрозу раскола в рамках УПЦ МП нельзя считать серьезной.

«И для этого есть несколько факторов. Во-первых, украинские политики передавили на церковь. Это не могло не сказаться на мнении священнослужителей. Во-вторых, в УПЦ МП есть четкое понимание, что действия Варфоломея противоправны. И наконец, в УПЦ МП мало кто хочет ассоциировать себя с раскольником Филаретом, который сейчас выглядит наиболее вероятной кандидатурой на роль главы объединенной Константинополем украинской церкви», — рассуждает эксперт.


Cтамбул, 14 ноября. В Турции ширится кампания с требованием запретить деятельность Константинопольской патриархии и перенести ее в Грецию. Она проводится по инициативе Фонда святого Николая, и нашла поддержку у различных организаций страны, сообщает РИА Новости .

"Наши действия ставят целью запрет в Турции Константинопольской патриархии, претендующей на предоставление ей статуса, аналогичного Ватикану. Нас поддерживают различные организации - общественные, гуманитарные и политические", - сказал РИА Новости руководитель фонда Муаммер Карабулут.

По его словам, турецкие граждане могут выразить свое отношение к проблеме патриархии путем интерактивного голосования в Интернете. С этой субботы оно организовано на специальном сайте "Патриархию - в Грецию", отметил глава фонда св. Николая.

Одним из первых инициативу запрета деятельности в Турции Константинопольской патриархии поддержал патриархат т.н. Независимой турецкой православной церкви.

"Константинопольская патриархия - религиозный институт Греции, где и должна находиться", - заявила представитель церкви Севги Эрнерол.

"Турция - светское и демократическое государство, и ни одна религиозная организация не имеет права заниматься на ее территории политической деятельностью. Константинопольский Патриарх Варфоломей I, именующий себя Вселенским, нарушает не только турецкие законы, но и незаконно присваивает себе лидерство над православным миром", - отметила представитель турецкой православной церкви.

По убеждению Эрнерол, "Варфоломей, используя определенные силы в США, вынашивает планы раскола Турции и подчинения Константинопольскому патриархату Русской Православной Церкви".

Инициативу запрета деятельности в Турции Константинопольской патриархии также поддержали представители националистических организаций, объединенных в "Платформу национальных сил". Накануне они провели в Стамбуле пикетирование патриархии.

"Мы не допустим превращения части Стамбула в Ватикан", - сказал РИА Новости один из руководителей "Платформы", глава Союза адвокатов Турции, Кемаль Керинчсиз.

"Мы осуждаем власти, которые не способны положить конец экуменическому беспределу Варфоломея", - отметил собеседник. Он указал на недопустимость нарушения главой Константинопольской патриархии действующих законов, касающихся ее статуса. По турецкому законодательству Варфоломей I является лидером немногочисленной греческой общины, сказал глава Союза адвокатов.

Экуменическая активность Константинопольского Патриарха в последние годы неоднократно становилась предметом серьезных споров в политических кругах Турции по вопросу статуса патриархии.

Черту под ними недавно подвел министр иностранных дел Абдуллах Гюль, заявив, что статус Константинопольской патриархии останется неизменным.

При этом он сослался на Лозаннское соглашение от 1923 года, в результате которого была образована современная Турция, и сказал, что "в нем нет ни слова о статусе патриархии и Патриарха".

Справка. По информации сайта "Иерархия Церквей" , непризнанная поместными православными Церквами Турецкая православная церковь была образована в 1922 по приказу турецкого правительства, которое пыталось создать "национальную" православную церковь, не связанную с греческим православием. Возглавил церковь Павел Каракиссаридис, туркоязычный грек из Малой Азии. Это была попытка оторвать живущих в Турции греков от Греции и сделать их патриотами молодой Турции.

Затея эта провалилась - кроме маленького количества православных турок, да минимума греков, в это новообразование никто не пошел. Сам Павел после провозглашения себя "патриархом" принял имя Эфтим и сменил греческую фамилию на турецкую - Эрнерол. В начале существования церкви Эфтиму удалось заполучить небольшое число последователей, 1 июня 1923 они пытались похитить Патриарха Мелетия IV, а 2 октября папа Эфтим осадил Синод Константинопольской Церкви и назначил свой синод, пытаясь провести в Церкви переворот, и в течение непродолжительного времени оккупировал здание патриархата.

После избрания нового Патриарха Константинопольского в декабре того же года самопровозглашенный папа и патриарх повторил акцию, однако на этот раз полиция его быстро выдворила. В 1924 году он захватил церковь Марии в Галате (район Стамбула, где было наибольшее число его сторонников). 6 июня было решено перенести резиденцию "Турецкого православного патриархата" из Кайсери в Стамбул. В 1926 году Эфтим захватил вторую церковь в Галате. Однако вскоре правительство Турции перестало поддерживать церковь открыто, а после смерти Ататюрка она вообще лишилась поддержки.

В 1956 году Эфтим захватывает еще две православные церкви в Галате. После того, как Эфтим заболел, его престол занимает его сын Тургут (Георгий) Эрнерол под именем Эфтим II. Церковь всегда была крайне малочисленна, однако существовала до недавнего времени и даже имела две общины за пределами Турции (не ясно насколько реальные). Мировое православие не признает это движение из-за многочисленных канонических нарушений, вплоть до женатого епископата и турецкого национализма. После смерти Эфтима II патриархом стал его брат Сельджук Эрнерол. Как отмечает сайт "Иерархия Церквей", кроме семьи Эрнерол больше в этой церкви верующих нет, храмы не функционируют из-за отсутствия священников.

Главами этой религиозной организации были:

Эфтим I (Эрнерол) (15 сентября 1922 -1962)
Эфтим II (Эрнерол) (1962-1991)
Эфтим III (Эрнерол) (1991 - декабрь 2002)



Ту́рция (тур. Türkiye ), официально Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti ) - государство, расположенное главным образом в Юго-Западной Азии, а частично (около 3 % территории, 20 % населения) - в Юго-Восточной Европе (Восточная Фракия). Образовалось в 1923 году в результате раздела Османской империи после её поражения в Первой мировой войне и последовавшей национально-освободительной войны турецкого народа, упразднения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство. Государственный язык - турецкий.

Крупнейшие города

  • Стамбул
  • Анкара
  • Измир
  • Бурса
  • Адана
  • Анталья
  • Конья

Православие в Турции

Христианство (а после церковного 1054 года и собственно православие ) - основная религия на территории современной Турции в III-ХV веках. Бывшее до XX века значительным православное меньшинство (греки, а также арабы) с 1920-х годов претерпело резкое сокращение и ныне сохраняется в Стамбуле и островах. Вся территория Турции находится в пределах церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (Хатай прежде входил в Антиохийский патриархат).

История

В регионе, ставшем впоследствии территорией Турции, в I и II веках проповедовал ряд апостолов и мужей апостольских, в частности Андрей Первозванный, который почитается как основатель Константинопольской церкви; здесь проходили заседания всех церковных соборов, признаваемых в православии вселенскими. Согласно новозаветной книге Деяния (11:26), впервые именование христиан в отношении последователей Христа было применено в Антиохии (ныне Турция, близ города Антакья).

К началу ХХ века в Малой Азии, равно как и в Восточной Фракии уже преобладали мусульмане, хотя православное большинство (71 %) сохранилось в районе Айдына (г. Смирна/современный Измир) и Трапезунда (Трабзона); православные также составляли значительное меньшинство населения Константинополя (столицы Османской империи).

По условиям греко-турецкого обмена населением 1923 года православные греки обязаны были покинуть Турцию, а мусульмане - Грецию; исключения составляли мусульмане Западной Фракии в Греции, с одной стороны, и православные греки в Константинополе - с другой. Бо́льшая часть последних покинула страну после погрома 1955 года.

Современное положение

На 2011 год по оценкам некоторых исследователей число православных в Турции составляет 0,008 % от численности населения страны (т. е около 5897 человек).

На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется 5 епархий Константинопольской Православной Церкви:

  1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая Патриархом: Стамбул и окрестности;
  2. Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
  3. Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
  4. Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
  5. Деркская митрополия.

Святые

  • св. ап. Павел
  • св. ап. и ев. Иоанн Богослов
  • св. ап. Филипп
  • св. свт. Николай Мирликийский
  • св. прав. Иоанн Русский
  • св. прп. Феодор Студит

Святыни

СТАМБУЛ (КОНСТАНТИНОПОЛЬ).

Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца Константинопольской Православной Церкви . Мощи и икона:

  • мц. Соломония (мать братьев Маккавеев),
  • мц. Евфимия Всехвальная (IV в.),
  • св. императорица Феофания (IX в.),
  • свт. Иоанн Златоуст (?),
  • свт. Григорий Богослов (?),
  • икона Божией Матери «Всеблаженная».

Монастырь Богоматери Балыклы Константинопольской Православной Церкви:

РУИНЫ ЕФЕСА. Разрушенный храм Св. Иоанна Богослова:

  • могила ап. Иоанна Богослова.

ДРЕВНИЙ ИЕРАПОЛИС (Памуккале):

Святые места и храмы

  • Собор святой Софии (Стамбул)
  • Храм святой Ирины (Стамбул)
  • Студийский монастырь (Стамбул)
  • Церковь святых Сергия и Вакха (Стамбул)
  • Церковь Божией Матери Паммакаристос (Стамбул)
  • Пещерные поселения исторической области Каппадокия
  • Дом, где жил святой Иоанн Русский (город Югрюп)
  • Храм святых Константина и Елены (Мустафапаша)
  • Миры Ликийские
  • Древний Иераполис / Памуккале (место проповеди и кончины ап. Филиппа)
  • Могила ап. Иоанна Богослова (Эфес)
  • Грот семи эфесских отроков
  • Древний театр - место бичевания ап. Павла
  • Храм святой Софии, где проходил Первый Вселенский собор (Никея)
  • Церковь монастыря Спасителя в Хоре
  • Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • Живоносный Источник Пресвятой Богородицы и храм в Балыклы
  • Болгарская церковь Архидиакона Стефана
  • Мидикийский монастырь в Зейтинбагы
  • Монастырь Панагия Сумела на скале Трабзона
  • Бывший храм на месте первоначального погребения свт. Николая (Демре)

Монастыри

  • Монастырь Святой Троицы на острове Хейбелиада (действующий)

Турецкая Православная церковь является непризнанной раскольничьей церковью.

Краткая история церкви

Церковь была образована в 1922 по приказу Турецкого правительства, которое пыталось создать "национальную" православную церковь, не связанную с греческим православием, и соответственно с греческим национализмом. Возглавил церковь Павел Каракиссаридис, туркоязычный грек из Малой Азии. Это была попытка оторвать живущих в Турции греков от Греции и сделать их патриотами молодой Турции. Затея эта провалилась - кроме маленького количества православных турок, да минимума греков, в это новообразование никто не пошел. Сам Павел после провозглашения себя "патриархом" принял имя Эфтим и сменил греческую фамилию на турецкую - Эрнерол. В начале существования церкви Эфтиму удалось заполучить небольшое число последователей, 1 июня 1923 они пытались похитить патриарха Мелетия IV, а 2 октября папа Эфтим осадил Синод Константинопольской церкви и назначил свой Синод, пытаясь провести в церкви переворот, и в течении непродолжительного времени оккупировал здание патриархата. После избрания нового патриарха в декабре того же года самопровозглашенный Папа и Патриарх повторил акцию, однако на этот раз полиция его быстро выдворила. В 1924 году он захватил церковь Марии в Галате (район Стамбула, где было наибольшее число его сторонников). 6 июня было решено перенести резиденцию "Турецкого Православного патриархата" из Кайсери в Стамбул. В 1926 году Эфтим захватил вторую церковь в Галате. Однако вскоре правительство Турции перестало поддерживать церковь открыто, а после смерти Ататюрка она вообще лишилась поддержки. В 1956 году Эфтим захватывает еще две православные церкви в Галате. После того, как Эфтим заболел, его престол занимает его сын Тургут (Георгий) Эрнерол под именем Эфтим II. Церковь всегда была крайне малочисленна, однако существовала до недавнего времени и даже имела две общины за пределами Турции (не ясно насколько реальные). Мировое православие не признает это движение из-за многочисленных канонических нарушений, вплоть до женатого епископата и турецкого национализма. После смерти Эфтима II патриархом стал его брат Сельджук Эрнерол. После его смерти существование церкви сомнительно, так как кроме семьи Эрнерол больше в ней верующих нет, церкви не функционируют из-за отсутствия священников. Одну из трех принадлежащих юрисдикции церквей сдают в наем. В 2003 четвертым патриархом стал внук первого из них, однако сомнительно, что его кто-то рукополагал, и вероятнее всего церковь функционирует как политическая организация. О реализации планов привлечения в церковь мигрировавших в Турцию гагаузов ничего не известно.

Глава церкви - "папа"

Эфтим I (Зеки Эрнерол) (15 сентября 1922 -1962)
Эфтим II (Тургут Эрнерол) (1962-1991)
Эфтим III (Сельджук Эрнерол) (1991 - декабрь 2002)
Эфтим IV (Паша Юмит Эрнерол) (2003 -