Стопочка пресвятой богородицы. Почаев – Дом Пресвятой Богородицы

Стопочка пресвятой богородицы. Почаев – Дом Пресвятой Богородицы

Одной из самых древних святынь Почаевского монастыря является Стопа Пресвятой Богородицы – источник многих чудес и исцелений. Первые исторические сведения об этой святыне относятся к 1240 году.

Княжеский Киев разгромлен и разорен татаро-монгольскими войсками. Русская земля пылает под вражеским гнетом. В поисках новых мест для монашеского подвига киевские монахи приходят на волынские земли и поселяются у подножия горы. Поселившись в пещерах, они проводят время в сугубой уединенной молитве, испрашивая у Пресвятой Богородицы ее заступничества и небесного покровительства, уповая на пребывание благодати Святой горы Афон и Киевских холмов на горе Почаевской.

Однажды ночью Пресвятая Богородица засвидетельствовала инокам Почаевских пещер слышание их молитвенных просьб, явившись в огненном столпе. Свидетелями этого великого чуда стали пастухи, пасшие отары овец, и монахи, молившиеся на вершине горы.

Подобно Неопалимой Купине на Синае, Пресвятая Богородица была объята пламенем. В руках ее был скипетр, а на голове – корона. Божья Матерь оставила на камне отпечаток своей правой стопы. Это явление длилось мгновение, но Стопа Пресвятой Богородицы осталась на горе навечно. В этом месте забил святой источник, от которого и до сегодня получают исцеление от болезней и укрепление в вере все, притекающие к этой святыне.

Это чудо было воспринято и истолковано как свидетельство приближения новых испытаний и бед, от которых Волынь и Русь будут страдать как бы горя в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеют и возродятся.

Более 400 лет со дня чудесного явления Богоматери на горе Почаевской Стопа находилась под открытым небом. В 1649 году на этом месте был построен Троицкий Собор. Однако через 150 лет его разобрали. На его месте был воздвигнут величественный каменный Успенский Собор. В процессе постройки строителям пришлось обратить Собор на север и нарушить традицию построения православного храма алтарем на восток. Причиной этого стала необходимость вместить под соборные своды Стопу Божьей Матери.

С момента появления на горе Почаевской Цельбоносная Стопа является источником чудес. Многие из них были занесены в Летопись и дошли до наших дней, многие же, особенно самые древние остались неведомы миру.

Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжело болел слуга, он почти утратил зрение. Однако по молитвам игумена Почаевского монастыря, помазав глаза водой от Стопы Пресвятой Богородицы, больной был исцелен.

Также известен случай чудесного исцеления священника Григория Белецкого в 1763 году. Он страдал от грудного нарыва, который прошел вскоре после помазания его Святой водой. Однако болезнь вернулась в более сложной форме: у него возник новый нарыв, внутренний. На полдороге к обители ему стало лучше и он смог самостоятельно войти в храм. Больной испил воды от Стопы, а дома омыл ею все тело. Боли уменьшились, опухоль спала, и вскоре он был полностью исцелен от недуга.

В 1780 году недалеко от Почаева умирал младенец возраста трех лет. После усердной молитвы к Пресвятой Богородице его матери во сне было видение старца, который сказал ей: “Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме”. Женщина дала сыну испить Святой воды от Стопы и опять уснула. Во сне ей явился тот же старец, который возвестил ей об исцелении сына. Проснувшись, она увидела мальчика, сидящим на кровати. Болезнь отступила, ребенок был чудесно исцелен.

За многие годы множество болезней и скорбей были преодолены по молитвам Пресвятой Богородицы у ее Цельбоносной Стопы. В благодарность за помощь и слышание молитв был составлен акафист, который уже более века служится каждую неделю по воскресным дням братией Почаевского монастыря у Стопы Пресвятой Богородицы.

Сегодня испить Святой воды от Стопы можно в Успенском Соборе Почаевской Лавры. Святыня укрыта специальным бронзовым позолоченным ковчегом у правой колонны собора, который венчает большой киот и барельефное изображение Явления Божьей Матери. Освященная чудом, Почаевская гора и сегодня является местом подвига монахов и местом паломничества многих богомольцев, приходящих под невидимый благодатный покров самой Царицы Небесной.

Почаевская гора, на которой расположена Лавра, — место особого предстояния Пресвятой Девы. Незримое Ее присутствие воплощено в нескольких святынях, одна из которых, самая древняя в Почаеве, — Цельбоносная Стопа Матери Божьей.

Внимание входящего в Успенский Собор приковывает к себе небольшой позолоченный ковчег у правой колонны. Помещенный за невысокой оградкой, он подобен древнему алтарю, будто служащему для непрерывно совершающегося таинства — благодатного присутствия Матери Божьей.

Ковчег находится под большим киотом с барельефным изображением произошедшего здесь в незапамятные времена чудесного явления Пресвятой Богородицы в столпе огненном. Случилось оно в 1240 году, в начале Батыева нашествия на Русь, когда пал и был уже разорен стольный Киев, а с ним и многие другие города и селения. Предание донесло до нас, что многие, и среди прочих — два неведомых инока Почаевских пещер, возносили тогда слезные молитвы Матери Божьей, испрашивая небесного Ее заступничества.
И вот однажды ночью, выйдя из пещеры после молитвенного стояния, монахи, а с ними пастухи из соседнего села, узрели на горе Пресвятую Богородицу, объятую пламенем подобно Неопалимой Купине, которая горела, но не сгорала во время откровения Божия Моисею на горе Синай (надо сказать, что для христиан образ Неопалимой Купины всегда служил знамением Матери Божьей). Главу Пречистой вен­чала корона, в руке Она держала скипетр. Изумленные, смотрели свидетели чудесного явления, а Божья Матерь тем временем медленно поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. Лишь мгновение стояла Она на камне, а след этот, впечатавшийся в твердь как в мягкий воск, остался навечно.
Видевшие это люди, имя одного из которых, Ивана Босый, сохранили предание, поняли, что чудесное явление, которое довелось им узреть, означает приближение на Русь новых бед, но в то же время и заступничество Матери Божьей, по молитвам которой Русь и возродится. Тут же возблагодарили они Господа и восславили Саму Деву. С той поры след Ее Стопы стал наполняться водой, подобно следу Стопы Господа нашего Иисуса Христа, оставленного Им на горе Елеонской при вознесении Своем.У подножия скалы, на которой произошло чудесное явление Божией Матери, иноки построили небольшой храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама же скала со следом Цельбоносной Стопы еще четыре сотни лет пребывала под открытым небом, пока в 1649 году возведенный на этом месте Троицкий храм не принял в себя источник со Стопой. Полтора века спустя Троицкую церковь разобрали, а на ее месте был построен Успенский собор.
Интересно, что, из-за необходимости заключить в строящийся храм источник с Цельбоносной Стопой и в соответствии с условиями местности, строителям пришлось несколько нарушить традицию и вместо востока обратить Успенский собор скорее на север.
С самого своего появления на горе Почаевской и поныне Стопа Матери Божией является источником многих чудес. Существует легенда, что в 1607 году татары (Орда к тому времени уже развалилась на множество мелких княжеств, которые по старой памяти периодически посылали свои отряды на Русь) подступили к стенам монастыря, повстречали старого монаха, шедшего в обитель, и отсекли ему голову. Убиенный чернец взял голову в руки, донес ее до чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и только тогда умер. Бытовала и другая легенда, согласно которой в 1674 году один из томившихся в турецком плену почаевских иноков так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день Ее Успения был прямо в кандалах перенесен в родную обитель.
Несомненно, чудес было очень много, но большинство из них (особенно самых древних) остались неведомы миру. Лишь от времен сравнительно недавних, отдаленных уже от самого чудесного явления, сохранились описания, сделанные непосредственными свидетелями. Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжко болел слуга Давид по прозвищу Гайдук. От многих болей глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Хойнацкая попросила тогдашнего игумена обители помолиться о болящем пред Почаевской иконой Пресвятой Богородицы и прислать воды от Стопы. После того как водой этой помазали слуге глаза, болезнь отступила.
Даже не искавшие специально исцеления от Цельбоносной Стопы порой получали его. Больная девушка по фамилии Загурская, будучи уже при смерти, попросила исповедавшего ее священника дать ей святой воды. Священник же имел с собой воду из следа Стопы, которую и предложил девушке. Выпив ее, она сразу же исцелилась. По выздоровлении, пожелав возблагодарить Пресвятую Деву, отправилась Загурская в Почаев, где прежде никогда не была. Случилось это в 1770 году.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия. Наполняющая Цельбоносную Стопу водица не иссякает. Однако теперь уже укрыта Стопа от глаз ковчегом, и лишь изображение ее можно увидеть на шелковом плате, который лежит на том ковчеге. Но все так же по капельке набирается святая вода и раздается богомольцам.

Видео Cтопа

"...день был как день, ясный, только вдруг ветер налетел - я на гору глянул, а над ней свет дивный на все небо разливается.Овцы мои в кучу сбились, птицы замолкли, а меня как-будто потянуло туда.Свет манит - я иду, иду к нему, а он все ярче становится и вдруг вижу в этом свете небесном сама Богородица встает.Я на колени упал руки к ней тяну и молюсь и плачу. А Богородица над каменной горой поднялась и вся в этом свете дивном, и в небе будто расстаяла.Я на камень гляжу, а на нем след остался и вода родниковая проступила

Так рассказывал Иван Босый - пастух с Волыни. Только одно мгновение простояла Богородица на твердом камне,а след ее остался навсегда. У подножия той скалы монахи построили храм, но сама скала и след небесный еще 400 лет оставались под открытым небом.Позже там построили церковь, а сейчас на ее месте стоит великолепный Успенский Собор.Дух захватывает когда видишь эту красоту.В память о чуде золотых дел мастер создал большой бронзовый киот с барельефом Почаевской Божьей Матери.
Само существование Почаевской Лавры уже является чудом - ни разу за всю ее долгую историю нога завоевателя на Почаевскую Гору не ступала.

Защита Богородицы

Чудеса в Почаеве не иссякали никогда. Когда в Лавре были базилиане — все так же стекался народ к Цельбоносной Стопе и чудотворной Почаевской иконе. А в советский период даже был обретен новый святой, по молитвам которого Господь дарует исцеление болящим. Незримое предстояние Матери Бо­жией над Почаевской Лаврой становится очевидным, если вспомнить основные вехи монастырской истории. Одно из зримых чудес произошло в 1675 году, когда монастырь оказался спасен от разграбления неприятелем. Тогда Почаев был осажден турками, и братия монастыря вместе с укрывшимися в нем окрестными жителями молилась за стенами обители, построенными незадолго до того при преподобном Иове, пред чудотворной Почаевской иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая явилась над осажденным монастырем в сиянии, сопровождаемая преподобным Иовом и множеством ангелов. Увидели их даже турки, изумились и начали стрелять по ним, однако стрелы возвращались на­зад, побивая пославших. Потрясенные иноверцы вынуждены были снять осаду. С тех пор это событие почитается в Лавре наряду с явлением Богородицы в столпе огненном и обретением чудотворного образа Почаевского. Именно ему посвящен придел в Похвальной церкви. Конечно, «ратное» чудо, касающееся множества людей, гораздо заметнее, чем то, что происходит с одним человеком. Но свидетельства чудес, произошедших по молитвам Пречистой пред Почаевским Ее образом или у Цельбоносной Стопы, в монастыре записываются с середины XVII века. Исцеления пред Почаевской иконой не прекращались и при униатах, неслучайно же Потоцкий добился коронации иконы.
Судя по всему, продолжалось при базилианах и почитание преподобного Иова, несмотря на то, что был он противником унии, много сделавшим для того, чтобы удержать Лавру в православии как можно дольше. Во всяком случае, в 1777 году Потоцкий даже подал в Ватикан ходатайство о канонизации преподобного Иова Почаевского и пожертвовал требовавшуюся на ведение этого дела сумму. В Риме начавшемуся процессу помешали именно труды православного святого в деле борьбы против греко-католичества — чудо-творения по его молитвам сомнению никто не подверг.
Не одну страницу займут описания чудес, совершившихся только у трех основных святынь — Цельбоносной Стопы, Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. А XX век подарил нового Почаевского святого, преподобного Амфилохия, и сейчас еще живы люди, которым случалось быть излеченными по его молитвам при его жизни. В Лавре собирают эти свидетельства, чтобы издать отдельной книгой. Среди них есть, например, рассказ одного протоиерея, у которого в 1960-е годы обнаружили рак горла. Он не мог уже ни петь, ни даже говорить. Спустя полгода после посещения преподобного, с которым они вместе отслужили водосвятие, во сне явился ему отец Иосиф и удалил из горла нечто темное. Врач, следившая за развитием болезни, долго не могла поверить, что священник обошелся без операции — в горле были видны следы удаления опухоли.
Было в XX веке и иное. Местные жители до сих пор вспоминают печальную историю местного партийного руководителя. Когда в 1959 году закрывали приписанный к Лавре Свято-Духовский скит, особо отличился секретарь Почаевского райкома КПСС Ичанский. Он срывал иконы, бросал их на пол и топтал ногами. Когда ошеломленные люди спросили безумца, не боится ли он Бога, тот ответил, что если Бог есть, то пусть заберет у него самое дорогое. Вернувшись домой, партийный начальник узнал, что именно в тот момент, когда глумился он над иконами, в химической лаборатории Львовского автозавода в руках его дочери, только начинавшей трудовой и жизненный путь после института, взорвалась колба с кислотой. Девушка погибла от ожогов. Ичанский настолько погряз в безверии, что вразумление не пошло ему на пользу и позже он покончил с собой.
Про попытки закрыть Лавру, последовавшие вскоре после разорения скита, ходит молва, будто над Троицким собором было явление то ли Самой Богородицы, то ли преподобного Иова. А в закрытом скиту все три десятилетия, пока вновь не был он открыт, очевидцы по ночам иногда слышали ангельское пение.

Πάπυρος святые источники (греч.)

Образ воды в Священном Писании символизировал дарованные Богом милость, благоденствие и благополучие.

На месте чудесного явления Божией Матери на земле сверхъестественным путем появлялись святые источники и родники.

С искренней молитвой вода святых источников способствует излечению страждущих и больных.

В Кингисеппском районе (бывший Ямбургский уезд) находится старинное село Котлы, куда приехали мы - паломники от храма св.Пророка Илии во главе со священником Виталием Кузнецовым .

В окрестностях этого села находились богатые месторождения «болотной руды» (бурого железняка) и большинство местных жителей, начиная еще с XV века, занималось железорудным промыслом и выгонкой смолы. Тогда же Котлы стали центром Котельской волости. Начиная с 1730 года в Котлах располагалась усадьба Альбрехтов, которая неоднократно перестраивалась. Эпоха семьи Альбрехт началась когда Котлы и часть соседних деревень были пожалованы генерал-майору Людвигу фон Альбрехту (в армии известному как Иван Иванович) Анной Иоанновной за помощь в воцарении на престол.

По данным переписи 1500 года в Водской пятине Новгородского княжества ("водь" - народ финно-угорской группы), упоминается Николо-Толдожский погост и говорится: «Село Котел богатое, с вновь построенной Никольской церковью на деньги местных крестьян и владельцев усадьбы Альбрехтов». Однокупольная каменная с колокольней церковь была построена в русско-византийском стиле. По завершении строительства храм был освящен отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1937 году храм был закрыт. С 1941 по 1942 год на территории села Котлы немцами был организован концлагерь, а в помещениях храма и близлежащих постройках содержались советские военнопленные.

Осенью 1942 года, во время германской оккупации, храм был отдан верующим но, из-за отсутствия священника, службы мирским чином совершала монахиня, прибывшая с военнопленными. С 1945 по 1959 год службы совершали разные священники, последний из них - о. Григорий Потемкин , очень много сделал для восстановления храма. В декабре 1959 года храм закрыли, а с 1960 по 1991 год в нем размещался сельский клуб. В мае 1991 года храм Св. Николая Чудотворца был отдан верующим и отреставрирован.

Нас в храме встретил иерей Николай Вахрушев. Отец Николай рассказал о святынях, находящихся в храме и пригласил в алтарь нашего батюшку о. Виталия. В храме есть ковчежец с частицей мощей свт. Николая Чудотворца.

Недалеко - в деревне Пиллово расположен святой источник «Почаевский».

По преданию упоминание об источнике относятся к 1700 г. и к 1742 г.

Над самим источником устроена деревянная часовня во имя Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Рядом с источником лежит камень с отпечатавшимися в нем тремя следами стоп Божией Матери. От святого источника в часовне вода отводится в купель, в которой наши паломники совершили омовения. Температура воды в купели летом около + 4 +6 С. Зимой +2 +3 С.

По преданию, более 300 лет назад, в деревне Пиллово жила одна благочестивая и богобоязненная женщина Анастасия с двумя детками. Когда из-за болезни мама уже не смогла вставать с постели, дети стали ходить в церковь одни. А в один из праздничных летних дней им встретилась странница, которая подала детям пузырек святой воды из стопы Пресвятой Богородицы, находящейся на Почаевской горе в Малороссии. Давая воду, странница обещала, что их мама обязательно поправится по молитвам Пресвятой Богородицы, приняв эту целебную воду. Добежав до маленькой речушки, которая протекает недалеко от родной деревни, они заспорили, кто из них принесет воду домой. И вдруг, пузырек выскользнул у них из рук и разбился. Дети испугались, что их мать не сможет исцелиться, и горько заплакали. Вдруг воды речушки озарились неземным светом. В сияющем огненном столпе явилась им сама Пресвятая Дева, стоящая на валуне. Она сказала детям, что по их молитвам Господь подаст исцеление их маме и на том месте, где была разлита вода, забьет родник с исцеляющей водой. И этой воды хватит не только их матери, чтобы избавиться от своих недугов, но и многим поколениям людей. А в знак чудесного явления Божьей Матери на камне останется след ее стопы. И из того места, на котором дети разлили воду, данную странницей, забил родник. После того, как священник храма святителя Николая Чудотворца причастил болящую Анастасию Святых Христовых Таин, и она выпила воду из источника, ей стало лучше. Скоро она сама смогла прийти к источнику, и, искупавшись в нем несколько раз, совершенно исцелилась. Когда об этом узнали жители деревни, они построили на источнике часовню, посвященную Пресвятой Богородице. Рядом с часовней, ниже по течению целебного ручья, была сделана купель, чтобы каждый болящий мог бы в ней искупаться.

В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост.

На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы , в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. Внутри этого восстанавливаемого храма для нас были накрыты столы для трапезы. После трапезы наша группа сфотографировалась на фоне храма Успения Божией Матери. Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце, обрадовавшее нас, так как поездка начиналась в дождь и первую часть пути он шел непрерывно. Затем мы отправились к Доложской пещере.

В нескольких километрах от села Заручье на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились.

В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде на том месте, где проходила Божия Матерь образовался грот и пробились два родника. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма поставлен памятный крест. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень, отчего на нем отпечатался ее след. В память этого события в 1761 г был освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы В том же году на престольный праздник (15 - стар. стиль/28 -нов. стиль августа) состоялся первый крестный ход из Доложска к пещере по дороге, по которой прошла Божия Матерь.

Недалеко от Доложской пещеры строится новая церковь во имя св. прав. Иоанна Кронштадского. Батюшка Адриан (Проворный) встретил нас там и рассказал историю постройки этого храма. О. Виталий Кузнецов и диакон Евгений Фомин отслужили в нем молебен св. Иоанну Кронштадскому.

Дальше наш путь продолжился к источнику в деревню Турово .

История возникновения святого Печерского источника в Турово начинается на рубеже XVI - XVII веков. Летом одна девушка пастушка явлением Пресвятой Богородицы была спасена от посягательств крестьянина. На этом месте открылся святой источник. Вскоре, в пещере была обретена чудотворная икона Успения Божьей Матери с ликами Спасителя, Иоанна Предтечи и Апостолов. На месте обретения иконы в местечке Малая Печорка была устроена деревянная часовня в честь иконы Печерской Божией Матери. В 1789 году из часовни икону перенесли в Лугу, в новый собор святой великомученицы Екатерины, где образ украсили серебряную вызолоченную ризой...

В Турово находилось поместье первой жены известного фотографа С.М. Прокудина-Горского, который впервые отснял фотографии России начала XX века в цвете. Его коллекция фотографий находится в библиотеке Конгресса США.

Каждый год в первую пятницу Петрова поста на источник совершается крестный ход с водосвятным молебном.

Полную историческую и интересную информацию в течении всего паломнического пути о местах явления Божией Матери в Ленинградской области нам поведал отец Виталий. Многое из того, что услышали об истории нашего края, было открытием для большинства из нас.

Спасибо всем участникам и организаторам этой паломнической поездки.

По стопам Богородицы. Святые источники иместа явления Божией Матери.

Прихожане храма св. Пророка Илии: Вера Куликова, Татьяна Рудакова

По Стопам Богородицы 17.06.2016 16:45

Русские люди всегда ощущали, что Россия является уделом Божией Матери, Домом Пресвятой Богородицы. Чудотворные Ее иконы незримо охраняют рубежи нашей Родины. На протяжении многих веков духовная опасность для Православия исходила прежде всего с Запада, который нес нашему Отечеству чуждое, разрушительное для православного человека мировоззрение. По западным рубежам России и восстали такие твердыни духа как Почаевский, Жировицкий, Псково-Печерский монастыри, хранящие в своих стенах чудотворные иконы Царицы Небесной. Можно сказать, что Божия Матерь обошла все западное пограничье, о чем свидетельствуют оставленные нам отпечатки Ее пречистых стоп, самым известным из которых является след в Почаеве. А вот о том, что и на северо-западной границе России расположен целый ряд почитаемых Стопочек, мало кто знает. К этим святыням и отправились паломники из нашего прихода во главе с протоиереем Владимиром Сергиенко, совершив двухдневную поездку по Причудью и Гдовщине.

Утром 16 мая мы выехали из солнечного Петербурга в сторону Ямбурга (с 1922 года - Кингисепп). Поездку, организованную паломнической службой «Сретение», сопровождала прекрасный православный экскурсовод Ирина Васильевна Лебединская. Первой остановкой в нашем пути стал источник близ деревни Пиллово (поворот на источник находится за несколько километров до Ямбурга).

Экскурсовод Ирина Васильевна Лебединская

Первая стопочка. Источник близ деревни Пиллово
Старинный святой источник по преданию открылся более трехсот лет назад двоим детям, пяти и шести лет, по воле Пресвятой Богородицы во. Эти младенцы получили от странницы пузырек с целебной водой из Почаева для исцеления их матери, страдавшей потерей зрения и прикованной к постели тяжелой болезнью ног. Недалеко от деревни они разбили этот пузырек. Дети в страхе стали молиться, и им явилась Пресвятая Богородица.


Вид на часовню у источника в Пиллово

Благословив их, она сказала, что на месте, где разбился сосуд, забьет источник целебной воды, которой хватит не только их матери, но и многим поколениям людей. Рядом с источником, как немой свидетель Силы Божией и Славы Богоматери находится камень, на котором доныне сохраняется след правой стопы Пресвятой Владычицы.

Местные жители построили деревянную часовню с купальней. Так как к часовне привозили на телегах тяжелобольных, то к ней вел конный спуск. Затем около 1742 года часовня была перестроена из местного камня-известняка. Видимо, с этого же времени к источнику был установлен ежегодный крестный ход из деревни Котлы через Пумолицы, Рапполово, Пиллово.

Несмотря на то, что погода заметно испортилась и заморосил весенний дождик большая часть группы совершила омовение в святых студеных водах источника в специально оборудованной купальне. Те, кто решились на такой подвиг, нисколько не пожалели - они ощутили очистительную благодать от воды и силы, которые Господь дарует по молитве в этом удивительном святом месте. Мы набрали воды из источника и отправились дальше. Наш путь лежал в Заручье.

Вторая стопочка. Заручье и Доложская пещера

По дороге экскурсовод рассказала нам историю этого удивительного края - северной Швейцарии, как когда-то называли ее путешественники. Заручье (Сланцевский район) - старинная деревня на озере Долгом, в которой находится Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Доложская пещера. В довоенное время приход в этих местах составлял шесть тысяч человек, только одна деревня Заручье насчитывала более сотни домов. А крестные ходы собирали до пятнадцати тысяч человек. Школа выпускала учащихся с полным средним образованием.

У Успенского храма в Заручье

В храме Успения Божией Матери, вид которого много и красноречиво говорит о только что пережитом XX веке, нас встретил игумен Адриан. Вместе с о.Владимиром он отслужил молебен. Здесь же, на небольшом прихрамовом подворье, наших паломников накормили вкусным обедом.

Игумен Адриан и прот.Владимир

Теперь наш путь лежал к самой Доложской Пещере. Она входит в список святых пещер России и является главной святыней этих мест - здесь несколько раз являлась Богородица. На лесной дороге Пресвятая Дева встретилась двум пастухам на праздник Успения. С тех пор по этой лесной тропинке совершаются крестные ходы.

Крест у Доложской пещеры

«В 1955 году храм над пещерой взорвали, чтобы получить кирпичи на свинарник. Но его не построили до сих пор, груда кирпичей долгое время лежала рядом. А пещера, в которой находится святой источник, до сих пор являет людям свои чудотворения. Паломники рассказывали, что после посещения пещеры у ребенка прошла онкология, а хромому мужчине сильно полегчало - заходил в пещеру одним - а вышел другим», - рассказывают об этом месте.


К сожалению, от храма, построенного по проекту известного архитектора Никонова, остался только фундамент. За ним и находится сама Пещера со святым источником. Здесь же протекает прозрачная речка с родниковой водой. В речке на большом круглом камне чудесным образом запечатлелась Стопа Богородицы.


Третья стопочка. Деревня Трутнево.

Побывав в Гдове у храма Державной иконы Божией Матери, полностью уничтоженного и восстановленного уже в наши дни, мы отправились далее вдоль берега Чудского озера по запланированному маршруту.

У храма Державной иконы Божией Матери в Гдове

Нам предстояло пройти по деревне Трутнево к еще одной Стопочке. Чтобы добраться до ручья, в котором находится камень со следом Богородицы и Младенца, нужно спуститься в овраг по крутой металлической лестнице. Ручей окружен красным песчаником удивительной красоты.

История святыни такова. В восемнадцатом столетии один помещик решил построить здесь мельницу, но, несмотря на неоднократные попытки предпринять строительство, все возводимое разрушалось. Мужики, ставшие свидетелями разрушения, заметили, что по долине реки идет женщина в белом одеянии и ведет за руку младенца также в белых одеждах. Пройдя вниз по руслу до излучины речки, женщина и дитя вошли в стену ущелья. После этого присутствующие заметили на одном из камней, лежащих в воде, следы. Один след большой, как от обуви взрослого человека, и несколько маленьких, младенческих, от босых ног, причем один из них такой четкий, что видны даже пальчики.

Желая получить добрый совет, помещик обратился к старожилам, и те сказали ему, что, очевидно, в видении их посетила сама Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом и что строить на этом месте нельзя, потому что место святое.

Помещик решил послушаться и выбрал новое место для плотины, на 200 метров выше по течению. Там плотина и была построена без каких-либо неприятностей, а первоначальное место стало почитаться как место явления Божией Матери.

Песчаник

Описанные события произошли в шестую пятницу после Пасхи, и с тех пор до 50-х годов XX века каждую шестую пятницу к месту явления стекалось огромное количество народа и духовенства.

После революции власти пытались убрать этот камень разными способами - перевернуть, откатить и т. д. Однако ничего не вышло, а люди, которые пытались с ним разделаться, заболевали.

У Стопочки в Трутнево

Известны чудеса исцеления от камня со святым следом Богородицы, а каждую шестую пятницу по Пасхе здесь вновь совершается крестный ход в честь Божией Матери. Сейчас рядом с этим местом возведен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница».

Четвертая стопочка. Спасо-Елеазаровский монастырь.

К вечеру того же дня, мы, наконец, добрались до Спасо-Елеазаровского монастыря, известного подвизавшимися в нем духоносными отцами и тем, что именно здесь старцем Филофеем была сформулирована золотая мысль, столь актуальная в наши дни: «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать». В монастыре нас с большим гостеприимством встретила наша прихожанка иконописец Ангелина, в настоящее время проходящая послушание в этой древней обители. Для нас были приготовлены трапеза и ночлег.

Спасо-Елиазаровский монастырь

Утром мы посетили монастырское богослужение. Начиналось оно в половине шестого акафистом Божией Матери, который читала сама игумения Евфросиния.

Завтрак в монастыре

После видов разбитых псковских деревень монастырь производит впечатление земного рая. Все чисто, аккуратно, везде приложен труд, во всем порядок и благолепие. Понимаешь, что если бы и во всех Псковских селениях возродились вера и благочестие, везде было бы так хорошо и уютно, как в этом монастыре.

На могиле нашей прихожанки схимонахини Клавдии (Петруненковой) прот.Владимир совершил панихиду. Он рассказал паломникам, что это был выдающийся человек, много сделавший для Церкви в тяжелое безбожное время и сохранивший крепкую веру.

На могиле схимонахини Клавдии, нашей прихожанки

Мы проследовали и еще к одной Стопочке, хранящейся в часовне у озера, неподалеку от монастыря. Камень этот привезен из Великих лук, от дома старицы Екатерины, которую в болезни посетила Сама Пресвятая Богородица. Отпечаток стопы на камне виден очень отчетливо, мы с благоговением приложились к нему.

У старца Николая
Находясь рядом с Псковским озером, мы не могли не посетить место жизни и упокоения подвижника благочестия ХХ cтолетия протоиерея Николая Гурьянова. Некоторые бывали у него при жизни и навсегда запомнили простоту и благолепный образ старца. Мы плыли на небольшом рыболовецком катере до Талабских островов, было ветрено, но наш кормчий умело вел судно к острову с храмом и возвышающейся колокольней.


Храм на о.Залит

Помолились на могиле старца, зашли в его тесную келью, в которую съезжалась вся Россия, приложились к иконам… К большому сожалению, в этом святом месте до сих пор распространяется литература сомнительного содержания, прославляющая старца в сане епископа, которого он никогда не принимал, и прочая клевета...


У могилы старца Николая Гурьянова

Обратный путь
Обратный путь был долгим. Мы успели посмотреть фильмы про старца Паисия и делились впечатлениями о тех местах, в которых нас сподобил побывать Господь в эти послепасхальные майские дни. Цветущие сады вдоль дорог были нам как напоминание о том, что когда-то в этих местах были большие деревни, здесь рождались и возрастали люди, в том числе выдающиеся люди России… Дивный край, святые храмы которого строили лучшие русские архитекторы, ныне почти оставлен людьми, но не оставлен Божией Матерью, он до сих пор под Ее Покровом, хранит следы Ее Пречистых стоп. Пресвятая Богородица, спаси Россию!

По материалам газеты "Воздвижение" № 4 (126).



Почаевская гора, на которой расположена Лавра, — место особого предстояния Пресвятой Девы. Незримое Ее присутствие воплощено в нескольких святынях, одна из которых, самая древняя в Почаеве, — Цельбоносная Стопа Матери Божьей.

Внимание входящего в Успенский Собор приковывает к себе небольшой позолоченный ковчег у правой колонны. Помещенный за невысокой оградкой, он подобен древнему алтарю, будто служащему для непрерывно совершающегося таинства — благодатного присутствия Матери Божьей.

Ковчег находится под большим киотом с барельефным изображением произошедшего здесь в незапамятные времена чудесного явления Пресвятой Богородицы в столпе огненном. Случилось оно в 1240 году, в начале Батыева нашествия на Русь, когда пал и был уже разорен стольный Киев, а с ним и многие другие города и селения. Предание донесло до нас, что многие, и среди прочих — два неведомых инока Почаевских пещер, возносили тогда слезные молитвы Матери Божьей, испрашивая небесного Ее заступничества.
И вот однажды ночью, выйдя из пещеры после молитвенного стояния, монахи, а с ними пастухи из соседнего села, узрели на горе Пресвятую Богородицу, объятую пламенем подобно Неопалимой Купине, которая горела, но не сгорала во время откровения Божия Моисею на горе Синай (надо сказать, что для христиан образ Неопалимой Купины всегда служил знамением Матери Божьей). Главу Пречистой вен­чала корона, в руке Она держала скипетр. Изумленные, смотрели свидетели чудесного явления, а Божья Матерь тем временем медленно поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. Лишь мгновение стояла Она на камне, а след этот, впечатавшийся в твердь как в мягкий воск, остался навечно.
Видевшие это люди, имя одного из которых, Ивана Босый, сохранили предание, поняли, что чудесное явление, которое довелось им узреть, означает приближение на Русь новых бед, но в то же время и заступничество Матери Божьей, по молитвам которой Русь и возродится. Тут же возблагодарили они Господа и восславили Саму Деву. С той поры след Ее Стопы стал наполняться водой, подобно следу Стопы Господа нашего Иисуса Христа, оставленного Им на горе Елеонской при вознесении Своем.У подножия скалы, на которой произошло чудесное явление Божией Матери, иноки построили небольшой храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама же скала со следом Цельбоносной Стопы еще четыре сотни лет пребывала под открытым небом, пока в 1649 году возведенный на этом месте Троицкий храм не принял в себя источник со Стопой. Полтора века спустя Троицкую церковь разобрали, а на ее месте был построен Успенский собор.
Интересно, что, из-за необходимости заключить в строящийся храм источник с Цельбоносной Стопой и в соответствии с условиями местности, строителям пришлось несколько нарушить традицию и вместо востока обратить Успенский собор скорее на север.
С самого своего появления на горе Почаевской и поныне Стопа Матери Божией является источником многих чудес. Существует легенда, что в 1607 году татары (Орда к тому времени уже развалилась на множество мелких княжеств, которые по старой памяти периодически посылали свои отряды на Русь) подступили к стенам монастыря, повстречали старого монаха, шедшего в обитель, и отсекли ему голову. Убиенный чернец взял голову в руки, донес ее до чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и только тогда умер. Бытовала и другая легенда, согласно которой в 1674 году один из томившихся в турецком плену почаевских иноков так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день Ее Успения был прямо в кандалах перенесен в родную обитель.
Несомненно, чудес было очень много, но большинство из них (особенно самых древних) остались неведомы миру. Лишь от времен сравнительно недавних, отдаленных уже от самого чудесного явления, сохранились описания, сделанные непосредственными свидетелями. Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжко болел слуга Давид по прозвищу Гайдук. От многих болей глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Хойнацкая попросила тогдашнего игумена обители помолиться о болящем пред Почаевской иконой Пресвятой Богородицы и прислать воды от Стопы. После того как водой этой помазали слуге глаза, болезнь отступила.
Даже не искавшие специально исцеления от Цельбоносной Стопы порой получали его. Больная девушка по фамилии Загурская, будучи уже при смерти, попросила исповедавшего ее священника дать ей святой воды. Священник же имел с собой воду из следа Стопы, которую и предложил девушке. Выпив ее, она сразу же исцелилась. По выздоровлении, пожелав возблагодарить Пресвятую Деву, отправилась Загурская в Почаев, где прежде никогда не была. Случилось это в 1770 году.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия. Наполняющая Цельбоносную Стопу водица не иссякает. Однако теперь уже укрыта Стопа от глаз ковчегом, и лишь изображение ее можно увидеть на шелковом плате, который лежит на том ковчеге. Но все так же по капельке набирается святая вода и раздается богомольцам.

Видео Cтопа

"...день был как день, ясный, только вдруг ветер налетел - я на гору глянул, а над ней свет дивный на все небо разливается.Овцы мои в кучу сбились, птицы замолкли, а меня как-будто потянуло туда.Свет манит - я иду, иду к нему, а он все ярче становится и вдруг вижу в этом свете небесном сама Богородица встает.Я на колени упал руки к ней тяну и молюсь и плачу. А Богородица над каменной горой поднялась и вся в этом свете дивном, и в небе будто расстаяла.Я на камень гляжу, а на нем след остался и вода родниковая проступила

Так рассказывал Иван Босый - пастух с Волыни. Только одно мгновение простояла Богородица на твердом камне,а след ее остался навсегда. У подножия той скалы монахи построили храм, но сама скала и след небесный еще 400 лет оставались под открытым небом.Позже там построили церковь, а сейчас на ее месте стоит великолепный Успенский Собор.Дух захватывает когда видишь эту красоту.В память о чуде золотых дел мастер создал большой бронзовый киот с барельефом Почаевской Божьей Матери.
Само существование Почаевской Лавры уже является чудом - ни разу за всю ее долгую историю нога завоевателя на Почаевскую Гору не ступала.

Защита Богородицы

Чудеса в Почаеве не иссякали никогда. Когда в Лавре были базилиане — все так же стекался народ к Цельбоносной Стопе и чудотворной Почаевской иконе. А в советский период даже был обретен новый святой, по молитвам которого Господь дарует исцеление болящим. Незримое предстояние Матери Бо­жией над Почаевской Лаврой становится очевидным, если вспомнить основные вехи монастырской истории. Одно из зримых чудес произошло в 1675 году, когда монастырь оказался спасен от разграбления неприятелем. Тогда Почаев был осажден турками, и братия монастыря вместе с укрывшимися в нем окрестными жителями молилась за стенами обители, построенными незадолго до того при преподобном Иове, пред чудотворной Почаевской иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая явилась над осажденным монастырем в сиянии, сопровождаемая преподобным Иовом и множеством ангелов. Увидели их даже турки, изумились и начали стрелять по ним, однако стрелы возвращались на­зад, побивая пославших. Потрясенные иноверцы вынуждены были снять осаду. С тех пор это событие почитается в Лавре наряду с явлением Богородицы в столпе огненном и обретением чудотворного образа Почаевского. Именно ему посвящен придел в Похвальной церкви. Конечно, «ратное» чудо, касающееся множества людей, гораздо заметнее, чем то, что происходит с одним человеком. Но свидетельства чудес, произошедших по молитвам Пречистой пред Почаевским Ее образом или у Цельбоносной Стопы, в монастыре записываются с середины XVII века. Исцеления пред Почаевской иконой не прекращались и при униатах, неслучайно же Потоцкий добился коронации иконы.
Судя по всему, продолжалось при базилианах и почитание преподобного Иова, несмотря на то, что был он противником унии, много сделавшим для того, чтобы удержать Лавру в православии как можно дольше. Во всяком случае, в 1777 году Потоцкий даже подал в Ватикан ходатайство о канонизации преподобного Иова Почаевского и пожертвовал требовавшуюся на ведение этого дела сумму. В Риме начавшемуся процессу помешали именно труды православного святого в деле борьбы против греко-католичества — чудо-творения по его молитвам сомнению никто не подверг.
Не одну страницу займут описания чудес, совершившихся только у трех основных святынь — Цельбоносной Стопы, Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. А XX век подарил нового Почаевского святого, преподобного Амфилохия, и сейчас еще живы люди, которым случалось быть излеченными по его молитвам при его жизни. В Лавре собирают эти свидетельства, чтобы издать отдельной книгой. Среди них есть, например, рассказ одного протоиерея, у которого в 1960-е годы обнаружили рак горла. Он не мог уже ни петь, ни даже говорить. Спустя полгода после посещения преподобного, с которым они вместе отслужили водосвятие, во сне явился ему отец Иосиф и удалил из горла нечто темное. Врач, следившая за развитием болезни, долго не могла поверить, что священник обошелся без операции — в горле были видны следы удаления опухоли.
Было в XX веке и иное. Местные жители до сих пор вспоминают печальную историю местного партийного руководителя. Когда в 1959 году закрывали приписанный к Лавре Свято-Духовский скит, особо отличился секретарь Почаевского райкома КПСС Ичанский. Он срывал иконы, бросал их на пол и топтал ногами. Когда ошеломленные люди спросили безумца, не боится ли он Бога, тот ответил, что если Бог есть, то пусть заберет у него самое дорогое. Вернувшись домой, партийный начальник узнал, что именно в тот момент, когда глумился он над иконами, в химической лаборатории Львовского автозавода в руках его дочери, только начинавшей трудовой и жизненный путь после института, взорвалась колба с кислотой. Девушка погибла от ожогов. Ичанский настолько погряз в безверии, что вразумление не пошло ему на пользу и позже он покончил с собой.
Про попытки закрыть Лавру, последовавшие вскоре после разорения скита, ходит молва, будто над Троицким собором было явление то ли Самой Богородицы, то ли преподобного Иова. А в закрытом скиту все три десятилетия, пока вновь не был он открыт, очевидцы по ночам иногда слышали ангельское пение.