Сообщение куприн биография кратко. Жизнь и творчество Куприна: краткое описание

Сообщение куприн биография кратко. Жизнь и творчество Куприна: краткое описание
Сообщение куприн биография кратко. Жизнь и творчество Куприна: краткое описание

Александр Иванович Куприн. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в Наровчате - умер 25 августа 1938 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русский писатель, переводчик.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына.

Мать, Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя.

В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.

В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы I созыва от Санкт-Петербургской губернии.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году со своей семьёй поселился в Гатчине.

После начала Первой мировой войны, открыл в своём доме военный госпиталь, и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм.Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину, был редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам. После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном . В это время сделал перевод «Дон Карлос» . Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки, где пробыл до июля 1920 года, после чего отправился в Париж.

К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах. Его литературные гонорары были скудными, а алкоголизм сопровождал все его годы в Париже. С 1932 года его зрение постоянно ухудшалось, и почерк стал значительно хуже. Возвращение в Советский Союз стало единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. В конце 1936 года он всё же решился обратиться за визой. В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину.

Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали «за» И. В. Сталин, В. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; воздержался К. Е. Ворошилов).

Умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

Повести и романы Александра Куприна:

1892 - «Впотьмах»
1896 - «Молох»
1897 - «Прапорщик армейский»
1898 - «Олеся»
1900 - «На переломе» (Кадеты)
1905 - «Поединок»
1907 - «Гамбринус»
1908 - «Суламифь»
1909-1915 - «Яма»
1910 - «Гранатовый браслет»
1913 - «Жидкое солнце»
1917 - «Звезда Соломона»
1928 - «Купол св. Исаакия Далматского»
1929 - «Колесо времени»
1928-1932 - «Юнкера»
1933 - «Жанета»

Рассказы Александра Куприна:

1889 - «Последний дебют»
1892 - «Психея»
1893 - «Лунной ночью»
1894 - «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
1895 - «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»
1896 - «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
1897 - «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»
1898 - «Одиночество», «Лесная глушь»
1899 - «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
1900 - «Дух века», «Погибшая сила», «Тапёр», «Палач»
1901 - «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
1902 - «На покое», «Болото»
1903 - «Трус», «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»
1904 - «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
1905 - «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»
1906 - «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
1907 - «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»
1908 - «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»
1910 - «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»
1911 - «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»
1912 - «Травка», «Чёрная молния»
1913 - «Анафема», «Слоновья прогулка»
1914 - «Святая ложь»
1917 - «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»
1918 - «Пегие лошади»
1919 - «Последний из буржуев»
1920 - «Лимонная корка», «Сказка»
1923 - «Однорукий комендант», «Судьба»
1924 - «Пощёчина»
1925 - «Ю-ю»
1926 - «Дочь великого Барнума»
1927 - «Синяя звезда»
1928 - «Инна»
1929 - «Скрипка Паганини», «Ольга Сур»
1933 - «Ночная фиалка»
1934 - «Последние рыцари», «Ральф»

Очерки Александра Куприна:

1897 - «Киевские типы»
1899 - «На глухарей»

1895-1897 - цикл очерков «Студент-драгун»
«Днепровский мореход»
«Будущая Патти»
«Лжесвидетель»
«Певчий»
«Пожарный»
«Квартирная хозяйка»
«Босяк»
«Вор»
«Художник»
«Стрелки»
«Заяц»
«Доктор»
«Ханжушка»
«Бенефициант»
«Поставщик карточек»

1900 - Путевые картинки:
От Киева до Ростова-на-Дону
От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели.

1901 - «Царицынское пожарище»
1904 - "Памяти Чехова"
1905 - «События в Севастополе»; «Сны»
1908 - «Немножко Финляндии»
1907-1911 - цикл очерков «Листригоны»
1909 - «Не трогайте нашего языка». О русскоязычных писателях-евреях.
1921 - «Ленин. Моментальная фотография»

Александр Иванович Куприн - известный писатель-реалист, чьи произведения находили отклик в сердцах читателей. Его творчество отличалось тем, что он стремился не только фактически верно отражать события, но и более всего тем, что Куприна внутренний мир человека интересовал куда больше, чем просто достоверное описание. Ниже будет описана краткая биография Куприна: детство, юношеские годы, творческая деятельность.

Детские годы писателя

Детство Куприна нельзя было назвать беззаботным. Родился писатель 26 августа 1870 г. в Пензенской губернии. Родителями Куприна были: потомственный дворянин И. И. Куприн, занимавший должность чиновника, и Л. А. Кулунчакова, происходившая из рода татарских князей. Писатель всегда гордился происхождением со стороны матери, да и в его внешности проглядывали татарские черты.

Спустя год отец Александра Ивановича скончался, а мать писателя осталась с двумя дочерьми и малолетним сыном на руках без какой-либо финансовой поддержки. Тогда гордой Любови Алексеевне пришлось унижаться перед высшими лицами, чтобы пристроить своих дочерей в казенный пансион. Сама же она, взяв с собою сына, переехала в Москву и устроилась на содержание во Вдовий дом, в котором будущий писатель прожил вместе с нею два года.

Позже он был зачислен на казенный счет Московского опекунского совета в сиротское училище. Детство Куприна там было безрадостным, полным скорби и размышлений о том, что в человеке стараются подавить чувство его собственного достоинства. После этого училища Александр поступил в военную гимназию, позднее преобразованную в кадетский корпус. Это были предпосылки к становлению офицерской карьеры.

Юность писателя

Детство Куприна и не было простым, да и учеба в кадетском корпусе тоже была нелегкой. Но именно тогда у него впервые появилось желание заниматься литературой и он начал писать первые стихи. Конечно, строгие условия жизни кадетов, военная муштра закалили характер Александра Ивановича Куприна, укрепили в нем волю. Позже его воспоминания о детских и юношеских годах найдут отражения в произведениях "Кадеты", "Храбрые беглецы", "Юнкера". Ведь не зря писатель всегда подчеркивал, что его творения во многом автобиографичны.

Военная юность Куприна началась с его поступления в Московское Александровское военное училище, по окончании которого он получил чин подпоручика. Затем он пошел служить в пехотный полк и побывал в маленьких провинциальных городках. Куприн не только исполнял свои служебные обязанности, но и изучал все стороны армейской жизни. Постоянная муштра, несправедливость, жестокость - все это нашло отражение в его рассказах, таких, как, например, "Куст сирени", "Поход", повести "Последний поединок", благодаря которой ему пришла всероссийская слава.

Начало литературной карьеры

Его вступление в ряды писателей датируется 1889 г., когда был опубликован его рассказ "Последний дебют". Позднее Куприн говорил о том, что когда он оставил военную службу, самым трудным для него было то, что у него не имелось никаких знаний. Поэтому Александр Иванович стал основательно изучать жизнь и читать книги.

Будущий известный русский писатель Куприн стал ездить по всей стране и попробовал себя во многих профессиях. Но делал он это, не потому что не мог определиться с дальнейшим видом деятельности, а потому что ему было это интересно. Куприн хотел досконально изучить жизнь и быт людей, их характеры, чтобы отразить эти наблюдения в своих рассказах.

Кроме того, что писатель изучал жизнь, он делал свои первые шаги на литературном поприще - печатал статьи, писал фельетоны, очерки. Значительным событием в его жизни стало сотрудничество с авторитетным журналом "Русское богатство". Именно в нем в период с 1893 по 1895 годы были напечатаны "Впотьмах", "Дознание". В этот же период Куприн знакомится с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким.

В 1896 г. издается первая книга Куприна - "Киевские типы", собрание его очерков и опубликована повесть "Молох". Спустя год в свет выходит сборник рассказов "Миниатюры", который Куприн преподнес Чехову.

О повести "Молох"

Рассказы Куприна отличались тем, что центральное место здесь отводилось не политике, а душевным переживаниям героев. Но это не значит, что писателя не волновали вопросы бедственного положения простого населения. В повести "Молох", которая принесла молодому писателю известность, рассказывается о тяжелых, даже гибельных, условиях труда для рабочих одного крупного сталелитейного завода.

Произведение получило такое название неслучайно: писатель сравнивает это предприятие с языческим богом, Молохом, требующим постоянные человеческие жертвы. Обострение социального конфликта (бунт рабочих против начальства) не было главным в произведении. Куприна больше интересовало то, как современная буржуазия может пагубно влиять на человека. Уже в этом произведении можно заметить интерес писателя к личности человека, его переживаниям, размышлениям. Куприн хотел показать читателю, что чувствует человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью.

Повесть о любви - "Олеся"

Не меньше произведений было написано о любви. В творчестве Куприна любовь занимала особое место. Он всегда писал о ней трогательно, трепетно. Его герои - это люди, способные переживать, испытывать искренние чувства. Одной из таких повестей является "Олеся", написанная в 1898 г.

Все созданные образы имеют поэтичный характер, в особенности образ главной героини Олеси. В произведении рассказывается о трагической любви между девушкой и рассказчиком, Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем. Он приехал в глушь, в Полесье, чтобы познакомиться с укладом жизни неизвестных ему жителей, их легендами и преданиями.

Олеся оказалась полесской ведьмой, но ничего общего с привычным образом таких женщин, она не имеет. В ней красота сочетается с внутренней силой, благородством, небольшой наивностью, но в то же время в ней чувствуется твердая воля и и небольшая толика властности. А ее гадания связаны не с картами или другими силами, а с тем, что она сразу распознает характер Ивана Тимофеевича.

Любовь между героями искренняя, всепоглощающая, благородная. Ведь Олеся не соглашается выйти замуж за него, потому что считает себя ему не ровней. Повесть заканчивается печально: Ивану не удалось второй раз увидеть Олесю, а на память о ней у него остались только красные бусы. И все другие произведения на любовную тему отличаются такой же чистотой, искренностью и благородством.

"Поединок"

Произведением, принесшим славу писателю и занявшим важное место в творчестве Куприна, стал "Поединок". Он был опубликован в мае 1905 г., уже в конце Русско-японской войны. А.И. Куприн написал всю правду армейских нравов на примере одного полка, находившегося в захолустном городке. Центральной темой произведения является становление личности, ее духовного пробуждения на примере героя Ромашова.

"Поединок" можно объяснить и как личный бой между писателем и отупляющими буднями царской армии, которые губят все то лучшее, что есть в человеке. Это произведение стало одним из самых известных, несмотря на то, что финал трагичен. Концовка произведения отражает те реалии, которые существовали в то время в царской армии.

Психологическая сторона произведений

В рассказах Куприн выступает как знаток психологического анализа именно благодаря тому, что он всегда стремился понять, что движет человеком, какие чувства им управляют. В 1905 г. писатель отправляется в Балаклаву и оттуда ездит в Севастополь, чтобы сделать заметки о событиях, произошедших на восставшем крейсере "Очаков".

После выхода в свет его очерка "События в Севастополе", его высылают из города и запрещают туда приезжать. Во время своего пребывания там, Куприн создает рассказ "Листригиновы", где главные лица - это простые рыбаки. Писатель описывает их нелегкий труд, характер, которые были близки по духу самому писателю.

В рассказе "Штабс-капитан Рыбников" психологический талант писателя раскрывается полностью. Журналист ведет скрытую борьбу с тайным агентом японской разведки. И не с целью его разоблачения, а для того, чтобы понять, что чувствует человек, что им движет, какая внутренняя борьба в нем происходит. Этот рассказ был высоко оценен читателями и критиками.

Тема любви

Особое место занимали в творчестве писатели произведения на любовную тему. Но это чувство не было страстным и всепоглощающим, скорее, он описывал любовь бескорыстную, самоотверженную, верную. Среди наиболее известных произведений "Суламифь" и "Гранатовый браслет".

Именно такая бескорыстная, возможно, даже жертвенная любовь, воспринимается героями как высшее счастье. То есть, духовная сила человека состоит в том, что нужно уметь ставить выше своего собственного благополучия счастье другого человека. Только такая любовь может принести истинную радость и интерес к жизни.

Личная жизнь писателя

А.И. Куприн был женат дважды. Его первой женой была Мария Давыдова, дочь известного виолончелиста. Но брак продержался всего 5 лет, но за это время у них родилась дочь Лидия. Второй женой Куприна стала Елизавета Морицовна-Гейнрих, с которой он обвенчался в 1909 г., хотя до этого события они уже два года жили вместе. У них родилось двое девочек - Ксения (в будущем - известная модель и артистка) и Зинаида (скончавшаяся в три года.) Супруга пережила Куприна на 4 года и окончила жизнь самоубийством в период блокады Ленинграда.

Эмиграция

Писатель принял участие в войне 1914 г., но из-за болезни ему пришлось вернуться в Гатчину, где он из своего дома сделал лазарет для раненых солдат. Куприн ждал Февральскую революцию, но, как и большинство, он не принял тех методов, которые использовали большевики для утверждения своей власти.

После того, как Белая армия потерпела поражение, семья Куприна отправляется в Эстонию, затем - в Финляндию. В 1920 г. он приезжает в Париж по приглашению И. А. Бунина. Годы, проведенные во время эмиграции, были плодотворными. Написанные им произведения пользовались успехом у публики. Но, несмотря на это, Куприн все сильнее тосковал по России и в 1936 г. писатель принимает решение вернуться на Родину.

Последние годы жизни писателя

Как и детство Куприна было непростым, так и последние годы его жизни были нелегкими. Его возвращение в СССР в 1937 г. наделало много шуму. 31 мая 1937 г. его встречала торжественная процессия, в которую входили известные литераторы и поклонники его творчества. Уже в то время у Куприна были серьезные проблемы со здоровьем, но он наделся, что на Родине сможет восстановить силы и продолжать заниматься литературной деятельностью. Но 25 августа 1938 г. Александра Ивановича Куприна не стало.

А. И. Куприн был не просто писателем, рассказывавшим о различных событиях. Он изучал человеческую природу, стремился познать характер каждого человека, с которым он встречался. Поэтому читая его рассказы, читатели сопереживают героям, грустят и радуются вместе с ними. Творчество А.И. Куприна занимает особое место в русской литературе.

Яркий представитель реализма, харизматичная личность и просто известный русский писатель начала 20 столетия - Александр Куприн. Биография его насыщена событиями, достаточно тяжела и переполнена океаном эмоций, благодаря которым мир познал лучшие его творения. «Молох», «Поединок», "Гранатовый браслет" и многие другие произведения, которые пополнили золотой фонд мирового искусства.

Начало пути

Родился 7.09.1870 в небольшом городке Наровчат, Пензенского округа. Его отец - государственный служащий Иван Куприн, биография которого очень коротка, так как он скончался, когда Саше было всего 2 года. После чего он остался с матерью Любовью Куприной, которая была татаркой княжеских кровей. Они терпели голод, унижения и лишения, поэтому его мать приняла тяжёлое решение отдать Сашу в отдел для малолетних детей-сирот Александровского военного училища в 1876 году. Воспитанник военной школы, Александр, окончил её во второй половине 80-х годов.

В начале 90-х после окончания военного училища он стал служащим пехотного Днепровского полка № 46. Успешная военная карьера так и осталась в мечтах, как рассказывает тревожная, насыщенная событиями и эмоциями биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что Александру не удалось поступить в высшее военно-учебное заведение из-за скандала. А всё из-за его горячего нрава, под действием алкоголя он сбросил с моста в воду служащего полиции. Дослужившись до звания поручика, в 1895 году он ушёл в отставку.

Темперамент писателя

Личность с невероятно ярким колоритом, жадно впитывающий впечатления, странник. Он перепробовал на себе множество ремесел: от чёрнорабочего до зубного техника. Очень эмоциональный и неординарный человек - Александр Иванович Куприн, биография которого переполнена яркими событиями, которые и стали основой многих его шедевров.

Его жизнь протекала достаточно бурно, о нём ходило множество слухов. Взрывной темперамент, отличная физическая форма, его так и тянуло испробовать себя, что давало ему бесценный жизненный опыт и укрепляло дух. Он постоянно стремился навстречу приключениям: погружался под воду в специальном снаряжении, совершал полёт на самолёте (из-за катастрофы чуть не умер), был основателем спортивного общества и т.д. В военные годы вместе со своей супругой оборудовал лазарет в собственном доме.

Он любил познавать человека, его характер и общался с людьми самых разнообразных профессий: специалисты с высшим техническим образованием, бродячие музыканты, рыболовы, карточные игроки, бедняки, священнослужители, предприниматели и т.д. А для того, чтобы лучше познать человека, прочувствовать его жизнь на себе, он был готов к самому безумному приключению. Исследователь, дух авантюризма которого просто зашкаливал - это Александр Куприн, биография писателя только подтверждает этот факт.

Он с огромным удовольствием работал журналистом во многих редакциях, публиковал статьи, сообщения в периодических изданиях. Часто ездил в командировки, проживал то в Московской области, то в Рязанской, а также в Крыму (Балаклавский район) и в городе Гатчине Ленинградской области.

Революционная деятельность

Его не устраивал тогдашний социальный порядок и царящая несправедливость, а поэтому как сильная личность он хотел как-то изменить ситуацию. Однако, несмотря на свои революционные настроения, писатель негативно относился к октябрьскому перевороту под руководством представителей социал-демократов (большевиков). Яркая, насыщенная событиями и различными трудностями - это Биография Куприна. Интересные факты из жизнеописания гласят о том, что Александр Иванович всё-таки сотрудничал с большевиками и даже хотел выпустить крестьянское издание под названием «Земля», а поэтому часто виделся с главой большевистской власти В. И. Лениным. Но в скором времени он внезапно перешёл на сторону «белых» (антибольшевистское движение). После того как они потерпели поражение, Куприн переехал в Финляндию, а потом во Францию, а именно в её столицу, где он остановился на некоторое время.

В 1937 он брал активное участие в прессе антибольшевистского движения, параллельно продолжая писать свои произведения. Неспокойная, наполненная борьбой за справедливость и эмоциями, именно такой была биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что в период времени от 1929 по 1933 год были написаны такие известные романы: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», а также опубликовано много статей и рассказов. Эмиграция отрицательно подействовала на писателя, он был невостребованным, терпел лишения и скучал по родной земле. Во второй половине 30-х годов, поверив пропаганде в Советском Союзе, он вместе с супругой вернулся в Россию. Омрачил возвращение тот факт, что Александр Иванович страдал от очень серьёзного недуга.

Народная жизнь глазами Куприна

Литературная деятельность Куприна пропитана классической для русских писателей манерой сострадания к народу, который вынужден бедствовать в убогой среде жизни. Волевая личность с сильной тягой к справедливости - Александр Куприн, биография которого гласит о том, что своё сочувствие он выражал в творчестве. К примеру, роман «Яма», написанный в начале 20 века, который рассказывает о тяжёлой жизни путан. А также образы интеллигентов, страдающих от лишений, которые они вынуждены терпеть.

Его любимые персонажи именно такие - рефлектирующие, немножко истеричные и очень сентиментальные. Например, повесть «Молох», где представителем такого образа является Бобров (инженер) - персонаж очень чувствительный, сострадающий и переживающий за простых заводских рабочих, которые тяжело трудятся, пока богачи катаются как сыр в масле на чужие деньги. Представителем таких образов в повести «Поединок» являются Ромашов и Назанский, которые наделены великой прочностью физической, в противовес трепетной и чувствительной душе. Ромашова очень раздражала военная деятельность, а именно пошлые офицеры и забитые солдаты. Наверное, ни один писатель так не осуждал военную среду, как Александр Куприн.

Писатель не относился к слезливым, народопоклонным литераторам, хотя его работы часто одобрял известный критик-народник Н.К. Михайловский. Его демократическое отношение к своим персонажам выражалось не только в описании их тяжёлой жизни. Человек из народа у Александра Куприна не только имел трепетную душу, но и был волевым и мог дать достойный отпор в нужный момент. Жизнь народа в творчестве Куприна - это свободное, стихийное и естественной течение, а персонажи имеют не только хлопоты и горести, но и радость, утешение (цикл рассказов «Листригоны»). Человек с ранимой душой и реалист - Куприн, биография по датам которого гласит о том, что данное произведение имело место в периоде с 1907 по 1911 года.

Реализм его выражался и в том, что автор описывал не только хорошие черты своих персонажей, но и не стеснялся показать их тёмную сторону (агрессия, жестокость, ярость). Ярким примером является рассказ «Гамбринус», где Куприн очень подробно описал еврейский погром. Это произведение было написано в 1907 году.

Восприятие жизни через творчество

Куприн - идеалист и романтик, что отображается в его творчестве: героические поступки, искренность, любовь, сострадание, доброта. Большинство его персонажей - это люди эмоциональные, те, которые выпали из обычной жизненной колеи, они в поисках истины, более свободного и полного бытия, чего-то прекрасного…

Ощущение любви, полноты жизни, вот чем пропитана биография Куприна, интересные факты из которой говорят о том, что никто иной не мог так же поэтично писать о чувствах. Что ярко отражается в повести «Гранатовый браслет», написанной в 1911 году. Именно в этом произведении Александр Иванович возвеличивает истинную, чистую, безвозмездную, идеальную любовь. Он очень точно отобразил характеры разнообразных пластов общества, детально и во всех подробностях описал окружающую его персонажей обстановку, их уклад жизни. Именно за его искренность он часто получал выговоры от критиков. Натурализм и эстетство - это главные черты творчества Куприна.

Его рассказы о животных «Барбос и Жулька», «Изумруд» вполне заслуживают место в фонде мирового искусства слова. Краткая биография Куприна гласит о том, что он один из немногих писателей, которые могли так чувствовать течение природной, настоящей жизни и так удачно это отобразить в своих произведениях. Ярким воплощением этого качества является повесть «Олеся», написанная в 1898 году, где он описывает отклонение от идеала естественного бытия.

Такое органичное мировосприятие, здоровый оптимизм - это главные отличительные свойства его творчества, в котором гармонично сливаются лирика и романтика, соразмерность сюжетно-композиционного центра, драматичность действий и истина.

Мастер литературного искусства

Виртуоз слова - Александр Иванович Куприн, биография которого гласит о том, что он мог очень точно и красиво описать пейзаж в литературном произведении. Его внешнее, визуальное и, можно сказать, обонятельное мировосприятие было просто превосходным. И.А. Бунин и А.И. Куприн часто соревновались на определение запаха разных ситуаций и явлений в своих шедеврах и не только... К тому же писатель мог отобразить истинный образ своих персонажей очень тщательно до мелочи: внешность, нрав, стиль общения и т.д. Он находил сложность и глубину, даже описывая животных, а все потому, что очень любил писать на эту тему.

Страстный жизнелюб, натуралист и реалист, именно таким был Александр Иванович Куприн. Краткая биография писателя гласит о том, что все его рассказы основаны на реальных событиях, а поэтому уникальны: естественные, яркие, без навязчивых умозрительных построений. Он раздумывал о смысле жизни, описывал истинную любовь, рассказывал о ненависти, волевых и героических поступках. Такие эмоции, как разочарование, отчаяние, борьба с самим собой, сильные и слабые стороны человека стали основными в его произведениях. Эти проявления экзистенциализма были типичными для его творчества и отображали сложный внутренний мир человека на стыке столетий.

Писатель переходного времени

Он действительно является представителем переходного этапа, что, несомненно, отразилось на его творчестве. Яркий типаж эпохи «бездорожья» - Александр Иванович Куприн, краткая биография которого говорит о том, что это время оставило отпечаток на его психике, а соответственно, и на произведениях автора. Его персонажи во многом напоминают героев А.П. Чехова, разница лишь в том, что образы Куприна не такие пессимистичные. К примеру, технолог Бобров из повести «Молох», Кашинцев из «Жидовки» и Сердюков из рассказа «Болото». Главные действующие лица Чехова чувствительные, совестные, но в то же время сломленные, измученные люди, которые потерялись сами в себе и разочаровались в жизни. Их шокирует агрессия, они очень сострадательны, но бороться уже не могут. Осознавая свою беспомощность, они воспринимают мир только через призму жестокости, несправедливости и бессмысленности.

Краткая биография Куприна подтверждает, что, несмотря на мягкость и чувствительность писателя, это был волевой человек, любящий жизнь, а поэтому его герои в чём-то похожи на него. У них сильная жажда жизни, за которую они очень крепко хватаются и не отпускают. Они слушают и сердце, и рассудок. К примеру, наркоман Бобров, который решил убить себя, прислушался к голосу разума и понял, что слишком любит жизнь, чтобы закончить всё раз и навсегда. Такая же жажда жизни жила и в Сердюкове (студент из произведения «Болото»), который очень сочувствовал леснику и его семье, умирающим от инфекционного заболевания. Он переночевал у них дома и за это короткое время чуть не сошёл с ума от боли, переживаний и сострадания. А с наступлением утра он стремится поскорее выбраться из этого кошмара, дабы увидеть солнце. Он как будто в тумане бежал оттуда и когда, наконец, взбежал на горку, просто захлебнулся от неожиданного прилива счастья.

Страстный жизнелюб - Александр Куприн, биография которого говорит о том, что писатель очень любил счастливые финалы. Окончание рассказа звучит символично и торжественно. Там написано о том, что туман расстилался у ног парня, о чистом голубом небе, о шёпоте зелёных веток, о золотом солнце, лучи которого «звенели ликующим торжеством победы». Что звучит как победа жизни над смертью.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) - яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных - алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Персонажи

Не нужно даже составлять план биографии Куприна, чтобы понять, что он со своими героями духовно близок. Это очень эмоциональные, надломленные личности, которые сострадают, негодуют из-за несправедливости и жестокости бытия, но ничего исправить не могут.

После «Поединка» появляется произведение под названием «Река жизни». В этом рассказе царят совсем другие настроения, произошло много освободительных процессов. Он является воплощением финала драмы интеллигенции, о которой повествует писатель. Куприн, творчество и биография которого тесно соединены, не изменяет себе, главный герой по-прежнему добрый, чувствительный интеллигент. Он представитель индивидуализма, нет, он не безучастный, бросившись в вихрь событий, понимает, что новая жизнь не для него. И прославляя радость бытия, он всё же решает уйти из жизни, так как считает, что не заслуживает её, о чём и пишет в предсмертной записке товарищу.

Тема любви и природы - это те области, в которых ярко выражены оптимистические настроения писателя. Такое чувство, как любовь, Куприн считал таинственным даром, который посылается только избранным. Это отношение отображается в романе «Гранатовый браслет», чего только стоит страстная речь Назанского или драматические отношения Ромашева с Шурой. А повествования Куприна о природе просто завораживают, вначале они могут показаться чересчур детальными и витиеватыми, но потом эта многоцветность начинает восхищать, так как приходит осознание, что это не стандартные обороты речи, а личные наблюдения автора. Становится понятно, как его захватывал процесс, как он впитывал впечатления, которые потом отображал в своём творчестве, и это просто зачаровывает.

Мастерство Куприна

Виртуоз пера, человек с прекрасной интуицией и пылкий жизнелюб, именно таким был Александр Куприн. Биография краткая рассказывает о том, что это был невероятно глубокий, гармоничный и внутренне наполненный человек. Он подсознательно чувствовал тайный смысл вещей, мог связать причины и понять последствия. Как прекрасный психолог он имел способность выделять главное в тексте, из-за чего его произведения казались идеальными, из которых ничего не уберёшь и не добавишь. Эти качества отображаются в «Вечернем госте», «Реке жизни», «Поединке».

Сферу литературных приёмов Александр Иванович ничем особо не пополнил. Однако в поздних произведениях автора, таких как «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» наблюдается резкая смена направления искусства, он явно тянется к импрессионизму. Рассказы становятся более драматичными и сжатыми. Куприн, биография которого насыщена событиями, позже опять возвращается к реализму. Имеется в виду роман-хроника «Яма», в котором он описывает быт публичных домов, делает он это в привычной манере, всё так же натурально и ничего не скрывая. Из-за чего периодически получает осуждение критиков. Однако это его не останавливало. Он не стремился к новому, зато пытался улучшать и развивать старое.

Итоги

Биография Куприна (кратко о главном):

  • Родился Куприн Александр Иванович 7.09.1870 в городке Наровчат, Пензенского округа в России.
  • Умер 25.08.1938 г. в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.
  • Жил писатель на стыке столетий, что неизменно отражалось на его творчестве. Пережил Октябрьскую революцию.
  • Направление искусства - реализм и импрессионизм. Основными жанрами являются новелла и повесть.
  • С 1902 года жил в браке с Давыдовой Марией Карловной. А с 1907 года - с Гейнрих Елизаветой Морицовной.
  • Отец - Куприн Иван Иванович. Мать - Куприна Любовь Алексеевна.
  • Имел двух дочек - Ксению и Лидию.

Лучшее обоняние в России

Александр Иванович был в гостях у Фёдора Шаляпина, который назвал его самым чутким носом России при гостях. На вечере присутствовал парфюмер из Франции, который решил проверить это, предложив Куприну назвать основные компоненты своей новой разработки. К величайшему удивлению всех присутствующих он справился с заданием.

Кроме того, у Куприна была странная привычка: при встрече или знакомстве он обнюхивал людей. Многих это обижало, а некоторых восхищало, они утверждали, что благодаря этому дару он распознаёт натуру человека. Единственным конкурентом Куприна был И. Бунин, они часто устраивали состязания.

Татарские корни

Куприн, как настоящий татарин, был очень вспыльчивый, эмоциональный и очень гордился своим происхождением. Его мать из рода татарских князей. Александр Иванович часто облачался в татарское одеяние: халат и цветная тюбетейка. В таком виде он любил посещать своих друзей, отдыхать в ресторанах. Причём в этом облачении он садился как настоящий хан и щурил глаза для большего сходства.

Человек-универсал

Александр Иванович поменял большое количество профессий до того, как нашёл своё истинное призвание. Он попробовал себя в боксе, педагогике, рыболовстве и в актёрском деле. Работал в цирке борцом, землемером, пилотом, бродячим музыкантом и т. д. Причём главная его цель была не деньги, а бесценный жизненный опыт. Александр Иванович заявлял, что хотел бы стать животным, растением или беременной женщиной, чтобы испытать все прелести родов.

Начало писательской деятельности

Первый писательский опыт он получил ещё в военном училище. Это был рассказ «Последний дебют», произведение было достаточно примитивным, но все же он решил его отправить в газету. Это донесли руководству училища, и Александр был наказан (двое суток в карцере). Он дал себе обещание больше никогда не писать. Однако слова не сдержал, так как встретил писателя И.Бунина, который попросил его написать небольшой рассказ. Куприн в то время был на мели, а поэтому согласился и на заработанные деньги купил себе продукты и обувь. Именно это событие и подтолкнуло его к серьёзной работе.

Вот такой он, известный писатель Александр Иванович Куприн, сильный физически человек с нежной и ранимой душой и со своими причудами. Большой жизнелюб и экспериментатор, сострадающий и имеющий большую тягу к справедливости. Натуралист и реалист Куприн оставил в наследие большое количество великолепных произведений, которые вполне заслуживают звания шедевров.

1. Годы учебы.
2. Отставка, начало литературной деятельности.
3. Эмиграция и возвращение на родину.

А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван Иванович Куприн умер от холеры в августе 1871 года. Вдова Любовь Алексеевна почти через три года переехала с тремя детьми в Москву, отдала дочерей в закрытые учебные заведения, Александр жил с матерью до шестилетнего возраста в Кудринском вдовьем доме. Следующие четыре года Куприн учился в Разумовском сиротском пансионе, где с 1877 года начинает писать стихи. Об этом периоде его жизни — рассказ «Храбрые беглецы» (1917).

Окончив пансион, поступает в Московскую военную гимназию (кадетский корпус). Учится он в кадетском корпусе восемь лет, там пишет лирические и шуточные стихотворения, переводит с французского и немецкого. Этот период жизни отражен в повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Поступает в Военное Александровское училище, в 1890 году заканчивая его подпоручиком. В 1889 году журнал «Русский сатирический листок» напечатал первый рассказ Куприна «Последний дебют». Автор считал рассказ не удавшимся. За публикацию Куприн получил двое суток карцера — юнкерам запрещали выступать в печати. Это описано в романе «Юнкера» (1928—1932), в рассказе «Типографская краска» (1929).

Служба в пехотном Днепровском полку в 1890— 1894 годах была подготовкой Куприна к военной карьере, но из-за буйного во хмелю нрава его не приняли в Академию Генштаба (силач Куприн сбросил в воду полицейского).

Поручик ушел в отставку. Жизнь его была бурной, ему довелось попробовать себя в самых разных сферах, от странничества до грузчика и дантиста. Он был завзятым авантюристом и исследователем — спускался под воду как водолаз, летал на аэроплане, создал атлетическое общество. Многие жизненные впечатления он положил в основу своих произведений. Годы службы отразились в военных рассказах «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), «Ночлег» (1895), в повести «Поединок» (1904—1905), рассказе «Свадьба» (1908).

В 1892 году Куприн начал работу над повестью «Впотьмах». В 1893 рукопись передана в редакцию «Русского богатства», альманаха, который издавали В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, И. Ф. Анненский. Повесть опубликована летом, а уже в конце осени в том же альманахе напечатан рассказ «Лунной ночью».

В ранних произведениях Куприна видно, как росло его мастерство. Все меньше подражания, склонность к психологическому анализу. Рассказы армейской тематики отличает симпатия к простому человеку, острая социальная направленность. Фельетоны и очерки сочными красками рисуют жизнь большого города.

После отставки Куприн переезжает в Киев, работает в газетах. Киевский период — плодотворное время в жизни Куприна. Он знакомится с жизнью горожан и самое интересное рассказывает в сборнике «Киевские типы». Эти очерки появляются в конце 1895 года в газете «Киевское слово», а в следующем году выходят отдельной книгой. Куприн работает учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе, пишет повесть «Молох», рассказ «Чудесный доктор», книгу «Миниатюры: очерки и рассказы», странствует, знакомится с И. А. Буниным. В 1898 году он живет в семье своей сестры и зятя, лесничего, в Рязанской губернии. В этих чудесных местах он начал работу над повестью «Олеся». Жители полесских лесов, такие как богатая внутренней и внешней красотой Олеся, продолжают и позже интересовать Куприна как объект для изображения — в рассказе «Конокрады» он рисует образ конокрада Бузыги, сильного, смелого героя. В этих произведениях Куприн создает свой «идеал естественного человека».

В 1899 году опубликован рассказ «Ночная смена». Куприн продолжает сотрудничество в газетах Киева, Ростова-на-Дону, в 1900 году публикует в киевской газете «Жизнь и искусство» первый вариант повести «Кадеты». Уезжает в Одессу, Ялту, где встречается с Чеховым, работает над рассказом «В цирке». Осенью снова уезжает в Рязанскую губернию, взяв подряд обмерить шестьсот десятин крестьянского леса. Вернувшись в Москву, в том же году входит в литературный кружок Н. Д. Телешова «Среда», знакомится с Л. Н. Андреевым, Ф. И. Шаляпиным.

В конце года Куприн переезжает в Петербург, чтобы заведовать отделом беллетристики в «Журнале для всех». Представленный И. А. Буниным издательнице журнала «Мир Божий» А. Давыдовой он публикует там рассказ «В цирке». Рассказ проникнут настроением гибели всего прекрасного. Куприн пересматривает «идеал естественного человека». Человек по природе своей прекрасен, способен вдохновить художника, но в жизни красота принижена, поэтому вызывает чувство сожаления, считает Куприн, Чехов оценивал рассказ таким образом: «"Осенью" Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское "В цирке" гораздо выше. "В цирке" — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком». Также он поставил в известность Куприна, что Л. Н. Толстой тоже читал произведение, и оно ему понравилось. В семейной жизни Куприна происходят перемены — он женится на М. Давыдовой, рождается дочь Лидия. Теперь он соредактор журнала вместе с А. И. Богдановичем и Ф. Д. Батюшковым. Его представляют Л. Н. Толстому, М. Горькому. В 1903 году в печати появляется рассказ «Болото», выходит первый том произведений.

В Крыму писатель делает первые наброски повести «Поединок», но уничтожает рукопись. По впечатлениям от встречи с бродячим цирком пишет рассказ «Белый пудель». В начале 1904 года Куприн отказывается от редакторства в журнале. Опубликован рассказ Куприна «Мирное житие». Он уезжает в Одессу, потом в Балаклаву.

Куприн был далек от революционного движения, но приближение революции отразилось в его творчестве — оно приобрело критическое разоблачительное начало. Очерк «Угар» (1904), в котором выражена идейная позиция Куприна, сатирически изображает «хозяев жизни», контрастом среди тихой лирической южной ночи изображено веселье праздной публики. В рассказах «Корь», «Хорошее общество» и «Жрец» отображен конфликт между «хорошим обществом» и демократической интеллигенцией. На поверку «хорошее общество» оказывается погрязшим в махинациях, это гнилые люди с мнимой добродетелью и показным благородством.

Куприн долго работает над рукописью «поединка», читает отрывки Горькому и получает его одобрение, но во время обыска жандармы изъяли часть рукописи. Выйдя в печать, повесть принесла автору славу и вызвала большой резонанс в критике. Своими глазами писатель наблюдает восстание на крейсере «Очаков», для этого он каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь. Он стал очевидцем расстрела крейсера и укрывал спасшихся матросов. Петербургская газета «Наша жизнь» публикует очерк Куприна «События в Севастополе». В декабре Куприна выслали из Балаклавы и запретили жить там впредь. Этому городу он посвятил цикл очерков «Листригоны» (1907—1911). В 1906 году вышел второй том рассказов Куприна. В журнале «Мир Божий» — рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Куприн говорил, что первой своей настоящей вещью считает «Поединок», а лучшей — «Штабс-капитана Рыбникова».

В 1907 году писатель разводится и женится на Е. Гейнрих, в этом браке рождается дочь Ксения. Куприн пишет «Изумруд» и «Суламифь», выпускает очередной том рассказов. В 1909 году получает Пушкинскую премию. За это время он создает «Реку жизни», «Яму», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце» (научная фантастика с элементами антиутопии).

В 1918 году Куприн выступает с критикой нового времени, его арестовывают. После освобождения он уезжает в Хельсинки и затем в Париж, где активно печатается. Но это не помогает семье жить в достатке. В 1924 году ему предлагают вернуться, и только спустя тринадцать лет тяжело больной писатель приезжает в Москву, а потом в Ленинград и в Гатчину. У Куприна обостряется болезнь пищевода и в августе 1938 года он умирает.

А.И. Куприн – яркий представитель русского критического реализма, чье творчество пришлось на сложнейшие пред- и послереволюционные годы XX в.

Писатель Куприн Александр Иванович (1870 - 1938).

Юные годы

Александр родился в небольшом городке Наровчате (сегодня это – Пензенская область) 26.08.1870 г. Он очень рано осиротел (отец умер, когда ребенку исполнился год; для матери с маленьким сыном наступил период немалых материальных затруднений). Мать сумела дать Саше образование: переехав в Москву, он учился в Московском Разумовском пансионе.

В 1887 г. Александр был принят в число учащихся Александровского военного училища. Годы учебы стали для него периодом накопления опыта и первых литературных трудов. В 1889 г. он опубликовал рассказ, которому дал название «Последний дебют».

Бурная молодость и начало зрелости

После учебы около 4 лет Куприн служил в Днепровском пехотному полку, а потом, выйдя в отставку, путешествовал по югу России и пробовал себя в различных профессиях: от грузчика до зубного врача. В это время он уже начинает активно писать. Выходят повесть «Молох», повесть «Олеся», ставшие впоследствии классикой рассказы «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Из-под пера писателя вышла доставившая ему литературную славу повесть «Поединок».

В годы Первой Мировой Куприн открыл в собственном доме военный госпиталь, участвовал в боевых действиях. Интересовался политикой, по своим взглядам был близок к эсерам.

Эмиграция и возвращение на Родину

Октябрьскую революцию Куприн не принял, примкнул к Белому движению, в 1919 г. эмигрировал. В течение 17 лет жил в Париже, продолжая работать. Одно из самых значительных произведений этого периода – повесть «Юнкера», основанная на воспоминаниях. Болезни, нищета, ностальгия по России вынуждают писателя в 1937 г. вернуться в Советский Союз. Но ему оставался всего год жизни – Александр Иванович скончался 25 августа 1938 г.

Его произведения, герои которых – представители небогатой интеллигенции и простого народа – не потеряли актуальности и в наше время. Герои Куприна любят жизнь, пытаются выстоять, противостоять окружающему цинизму и пошлости. Они живут в естественном, меняющемся мире, где вечно переплетаются и ведут друг с другом нескончаемый спор Добро и Зло.

Информация о Куприне кратко.