Сценарий познавательного досуга для пушкинской недели пушкина волшебные сказки. Развлечение по сказкам Пушкина для детского сада

Сценарий познавательного досуга для пушкинской недели пушкина волшебные сказки. Развлечение по сказкам Пушкина для детского сада

Образовательные цели:

· Обобщить и дополнить знания учащихся, которые получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

· Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

Развивающие цели:

· Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

· Развивать память, связную монологическую речь учащихся;

· Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;

· Вдохновить кого-либо начать писать собственные сказки или стихи.

Воспитательные цели:

· Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;

· Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;

· Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;

· Воспитывать чувство прекрасного;

· Укреплять дух соревнования;

Оборудование : музыкальный центр.

Оформление класса: Портрет А.С. Пушкина;

Плакат:

В класс пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся
И в игру скорей включайся!

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин

"Памяти Пушкина":


И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк; но в памяти народной
А. Плещеев.

"Парад сказочных героев" (под музыку входят ученики в сказочных костюмах).

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наша встреча будет для вас интересна и полезна, станет настоящим праздником.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: "Как бы я хотела сейчас оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты". Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Итак, представьте:

Сценка.

(На фоне мелодии ведущий читает текст, за столом сидит Арина Родионовна (вяжет), рядом маленький Пушкин.)

Ведущий.

Мерцали редкие огни деревни Михайловское: В доме Пушкиных, стоявшем среди парка, утонувшего в сугробах, светилось лишь одно окно: Сейчас, когда ночь окутывала землю, нет писем, не звенит колокольчик, возвещая о чьем-то приезде: И кажется, что на всем белом свете они только двое: Пушкин и няня.

Няня . - Вот взялись они за руки, и пошли, куда глаза глядят. Идут, идут - видят озеро большое, а у озера - табун лошадей. Захотелось Иванушке пить, а сестрица Аленушка не пускает. "Не пей, говорит, братец, а то будешь жеребеночком. Потерпи, милый, до колодца:" (Клубок шерсти скатился с колен няни на пол. Она, кряхтя, нагнулась, подняла и снова задвигала спицами, лукаво поглядела на Александра.) Сказывать дальше, аль спать будешь?

Ведущий .

Она быстро досказала сказку.

Няня . - Высватали Иванушке царевну из соседнего царства, свадьбу учинили, и такой веселый пир пошел, какого с начала мира не было: И я там была, - закончила няня, складывая работу и втыкая спицы в шерсть, - мед, пиво пила, по губам текло, да вот, жаль, в рот не попало. (Она тяжело поднялась с табурета). - Ну, спи, Христос с тобой, - сказала она и перекрестила Александра, приговаривая: "Спи, глазок, спи другой. О хорошем думай - сон хороший увидишь".

Ведущий.

Александр внимательно слушал сказку. Он затвердил в ней почти каждое слово, но готов был слушать еще и еще. Его убаюкивал певучий голос няни, а в голове шевелились при этом какие-то неясные и приятные мысли.

Слово учителя.

6 июня 2014 года в России отмечается 215-гая годовщина со дня рождения А.С.Пушкина.

Наше мероприятие называется "По страницам сказок А.С. Пушкина". Проведем мы его в форме путешествия. Почему путешествия? Да потому, что эта традиция народных сказок. Путешествуют сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, царевич на Сером волке, Иван - крестьянский сын: А так как вы все любите игры, песни, загадки и пляски, это будет необычное, игровое путешествие в удивительный волшебный мир пушкинских сказок. Но, прежде чем мы отправимся в путь, я хочу рассказать вам о событии, которое произошло недавно. В село Михайловское пришло удивительное письмо. Его прислал (кто бы вы думали?) Кот ученый. Он обратился в музей с просьбой помочь восстановить некоторые детали сказок, которые подзабыл. А так как у сотрудников перед юбилеем много работы, они попросили помочь коту вас, ребята, и переслали это письмо сюда, в школу №5.

(Учитель читает текст).

Многоуважаемые господа!

Долгие годы мои сказки были самым любимым развлечением всей российской детворы. В Лукоморье шли нескончаемым потоком люди. Я, не останавливаясь ни днем ни ночью, рассказывал и рассказывал сказки, пришедшие к нам из глубины веков от дедов и прадедов. Дети, слушавшие мои сказки, вырастали, становились мамами и папами и, в свою очередь, приводили ко мне своих детей.

Но я постарел, а мир изменился. Сейчас все меньше детей готовы слушать певучие народные сказки, их все больше интересуют телевидение и компьютеры. Школьники готовы часами играть с заморскими чудищами, все чаще выказывают неуважение родному языку, наследию устного народного творчества. Все меньше их приходит ко мне, в Лукоморье, на полянку сказок, все реже они готовы слушать, а тем более читать сказки. И я, старый и больной кот, ничего не могу с этим поделать.

Многоуважаемые господа, помогите мне! Не дайте погибнуть в сердцах детей любви к доброй, милой, лукавой русской сказке! Помогите восстановить в памяти их все подробности, все мельчайшие детали самых лучших из сказок - тех, что стали бессмертными, благодаря легкому поэтическому перу Александра Сергеевича Пушкина.

С надеждой и уважением к Вам, Кот ученый.

P.S. Вот такие сказки я рассказываю ребятам сейчас.

Старуха Салтану: ":Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось:"

Салтан (возмущенно) ":Какое корыто?! Что я царь или дитя?..."

Слово учителя.

Ребята! Вы поняли, какую сказку рассказал нам Кот? Можно ли назвать одну сказку? (нет, сначала прозвучали слова из "Сказки о рыбаке и рыбке", а затем из "Сказки о царе Салтане:").

Значит, действительно, у Кота проблемы, много он подзабыл. Вы готовы помочь ему вспомнить все? Тогда отправляемся в наше путешествие.

Но сначала нам надо открыть замок волшебной двери, через которую мы попадем в сказочную страну.

Для этого предлагаю задачки.

Задача №1:

Сколько раз закидывал старик невод в море? (Ответ: 3 раза).

Задача №2:

Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Ответ: 30 и 3 года).

Задача №3:

Сколько богатырей защищали мертвую царевну? (Ответ: семеро).

Задача №4:

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (Ответ: три щелчка по лбу).

Задача №5:

Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в "Сказке о мертвой царевне?» (Ответ: пять раз).

Задача №6:

Сколько девиц-сестриц сидело под окном? (ответ: три).

Задача №7:

Сколько раз князь Гвидон летал к Салтану? (Ответ: три раза).

1. Комар 2. Шмель 3. Муха

Учитель:

Первое место, куда мы попадаем - это "Аллея знатоков". Здесь нам придется ответить на вопросы сказочной викторины. (Условия: за каждый правильный ответ - один балл). Готовы? Повторим наши заветные слова: "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Первая часть викторины. "ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?" (Назовите произведение Пушкина, из которого приведены строки).

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
("Сказка о рыбаке и рыбке")

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
("Сказочная поэма "Руслан и Людмила")

Какая сказка начинается этими строками? О каком времени года идет речь в начале этой сказки?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи,
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", о зиме).

Вот восьмой уж день проходит,
Войско в горы царь уводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
("Сказка о золотом петушке").

Вторая часть викторины. "УЗНАЙ ГЕРОЯ".

О ком написан этот отрывок, из какой он сказки?

Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
(О царе Дадоне "Сказка о золотом петушке").

В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке").

Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется:
(Черномор из сказочной поэмы "Руслан и Людмила").

Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
(Царевич Елисей "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина,
Ах, витязь, то была (Наина - коварная колдунья из поэмы "Руслан и Людмила").

В уныньи, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один - Рогдай, воитель смелый:
Другой - Фарлаф, крикун надменный:
А кто третий соперник Руслана в поэме "Руслан и Людмила"?
(Молодой Хазарский хан Ратмир).

Перечислите за одну минуту всех героев "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", помните о том, что герои бывают живые и неживые. (1. Царь 2. Царица 3. Царевна 4. Царица-мачеха 5. Зеркальце 6. Пес Соколко 7. Чернавка 8. Царевич Елисей 9. Семеро богатырей 10. Солнце 11. Ветер 12. Месяц).

Молодцы! Многих героев сказок узнали! Сейчас будет задание посложней.

Третья часть викторины "ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ТЫ ЧИТАТЕЛЬ?".

Вы хорошо помните "Сказку о царе Салтане:". По жестокой несправедливости царицу и ее сына посадили в бочку, которую выбросили в море, но "пленники" обратились с мольбой к волне.

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько.
Как "освободились" из своего плена царица и ее сын?
Ответ ребят, уточнение учителя
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся;
Поднатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" - молвит он,
Вышиб дно и вышел вон.

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет:

Что делают из скорлупок золотых орешков, которые грызет белка в "Сказке о царе Салтане"?

Ответ:

Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.

Три раза закинул старик невод:
В первый раз пришел невод с тиной,
В третий раз с золотой рыбкой.

А во второй раз, с чем пришел невод в "Сказке о рыбаке и рыбке"?

Ответ:

С травою морскою.

"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе:"

Так сказал старик золотой рыбке, отпустив ее на свободу, но его старуха захотела воспользоваться умением золотой рыбки исполнять желания.

Кем хотела стать старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина?

Ответ: столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою. "Копилка для любознательных" (Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода).

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Вступление к какому произведению прозвучало? Что означает слово лукоморье?

Ответ: поэма в шести песнях "Руслан и Людмила".

Ребята, сейчас была сложная интеллектуальная игра, мы прошли длинную "Аллею знатоков" и теперь отправляемся дальше. Давайте скажем: Ура! Ура! Продолжается игра.

Домашнее задание смотрим. Сейчас мы с вами попадаем на бульвар "Веселых мимов". Было задание: с помощью пантомимы изобразите содержание какого-либо отрывка из любой сказки Пушкина.

Теперь мы попадаем в необыкновенное место города - на улицу "Забавных недоразумений". Здесь все таинственно, необычно. Всем нам предстоит применить фантазию и смекалку, чтобы справиться с этими непростыми заданиями. Готовы? Ну, давайте, рискнем. И чтобы нам сопутствовала удача, давайте снова повторим "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Сейчас прозвучат вопросы под рубрикой "Пушкинская сказка на новый лад".

Задание: Узнайте, какие пушкинские герои могли прислать такие телеграммы?

Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! (Ответ: Балда!).

Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Ответ: корабельщики).

Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно! (Ответ: молодая царевна).

Приеду с подарками, так как на весь мир одона наткала я полотна. (Ответ: вторая сестрица).

Очень жаль, приехать не могу:
"Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла".
(Ответ: царь Дадон).

Догадайтесь, герои каких сказок Пушкина могли бы дать такие объявления?

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как:

Укусы правого и левого глаза,
Волдыри на носу. (Ответ: Гвидон)

Тем, кто интересуется квартирой! Недорого сдаю на лето свою гостиницу в аренду.
В горнице имеются:
Кругом лавки, крытые ковром,
Стол дубовый,
Печь с лежанкой.
(Ответ: семеро богатырей).

Помните сказочный терем, к которому приходит царевна: лающий пес, тишина на подворье, в светлой горнице - лавки, крытые ковром, печь, полати.

Разгадайте загадку:
Я в сказке Пушкина герой,
Но если Л на Н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Ответ: Елисей - Енисей).

Будьте внимательны. Ответьте на такие необычные вопросы.

В какой сказке говорится о коварстве красивой девушке? Об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимых больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?

В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип "от каждого по способностям, каждому по труду" и присвоило заработную плату трудящегося. А последний учинил самосуд, причинил должностному лицу тяжкие телесные повреждения. (А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде").

Молодцы! Ну, а такого вы не ожидали. Супер игра. "Черный ящик"

Вам необходимо определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь. (Отвечают все, правильный ответ - лепесточек).

1. Балда с помощью этого предмета доказал бесенку свое превосходство. (Палка).

2. Предмет, перед красотою которого не устояла царевна. (Яблоко).

3. Предмет, с помощью которого Людмила определенное время находилась в безопасности в замке Черномора. (Колпак).

4. Балда с помощью этого предмета хотел "море морщить", "проклятое племя" бесов корчить. (Веревка).

5. С помощью этого предмета царица-мачеха пыталась узнать о своей красоте. (Зеркальце).

Мы с вами подошли к "Дому актера". Наши ребята покажут инсценированный отрывок из "Сказки о царе Салтане:".

СЦЕНКА

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет:

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира.

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорого нам твой образ благородный;Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Задачи:

— закреплять знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;

— формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;

— развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество;

— формировать умение играть сообща.

Воспитатель напоминает детям о том, что 6 июня родился великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Просит назвать сказки, которые он написал.

Дети называют: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по этим сказкам. А поможет войти в сказку волшебная Синяя птица. Дети берутся за руки, идут вереницей друг за другом по участку, подстраивая шаг под ритм четверостишья.

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей.

В гости к Пушкину придем,

Много сказок там найдем.

Дети попадают в первую сказку («Сказку о рыбаке и рыбке»). Воспитатель загадывает загадку.

Жадность и гордыня

Бабку подвели

И к корыту старому

Бабку привели.

Просит ответить на вопросы.

Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку? (Три раза).

Что просила бабка у золотой рыбки?» (Корыто, избу; стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает сплести невод (большую рыболовную сеть) и вместо деда выловить сначала тину, потом — траву морскую, а в третий раз — золотую рыбку. Одна половина детей, взявшись за руки, образуют невод (шеренгу), который забрасывается в море, а другая половина изображает последовательно тину, траву и золотую рыбку. Эти дети бегают, стараясь не попадать в невод. Кого «невод» «вылавливает» (замыкает шеренгу), тот выбывает из игры. Действия «невода» сопровождаются строками из сказки.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

После того, как дети «выловят» золотую рыбку, воспитатель предлагает показать ее. Проводится логоритмическая игра «Золотая рыбка» по стихотворению.

Золотая рыбка чешуей сверкает:

(Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз.)

Ах-ах-ах, ах-ах-ах!

(Ритмично покачивают руками за спиной, изображая хвост.)

Хвост, как из вуали, нежно распускает —

Так-так-так, так-так-так.

Машет плавниками, еле шевелит.

(Вытягивают руки по бокам, ритмично ими шевеля.)

Не спит, не спит, не спит.

В водорослях спрятаться поскорей спешит.

(Поднимают руки вверх, ритмично покачивают ими.)

Спешит, спешит, спешит.

Воспитатель предлагает вспомнить, как изменялось море от первой просьбы старика к последней (слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, черная буря) и показать его. Дети присаживаются на корточки, разводят руки в стороны и кладут их на плечи соседей. По мере изменения состояния моря дети постепенно поднимаются, изображая сплетенными руками сначала небольшое шевеление, а в конце — большие волны, которые «воем воют».

Дети перемещаются в следующую сказку при помощи Синей птицы («Сказку о царе Салтане...»). Воспитатель загадывает загадку.

Повстречался сын с отцом.

Выстроил для белки дом.

В лебедь белую влюбился,

На красавице женился.

Просит ответить на вопросы.

Как звали трех девиц-вредителей, из-за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном? (Повариха, ткачиха, баба Бабариха.)

Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? (Тридцать три богатыря.)

Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь? (Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям показать, как из моря выходят 33 богатыря (от корточек до полного роста); прекрасную царевну Лебедь; в парах — этюд «Коршун и лебедь». Этюды сопровождаются строками из сказки.

Воспитатель просит вспомнить, в кого превращался князь Гвидон, когда пытался на корабле добраться до царя Салтана. (В комара, муху, шмеля.)

Дети вспоминают.

Предлагает поиграть в подвижную игру «Ловишка». Только правила в ней будут немного изменены. Ловишками будут три ребенка — ткачиха, повариха и баба-Бабариха. Остальные дети будут изображать комаров, мух и шмелей, которые «улетают» от ловушек, изображая насекомых (можно поочередно) и издавая соответствующие звуки. Усложнение игры — завязать правый глаз «поварихе», левый глаз «ткачихе». Игра сопровождается строками из сказки.

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в третью сказку — «Сказку о мертвой царевне».

Воспитатель загадывает о ней загадку.

Странное зеркальце

В сказке той было.

С царицей недоброй

Оно говорило.

Дети отгадывают.

Воспитатель просит ребят ответить на вопросы.

Сколько богатырей жили в доме, который нашла в лесу царевна? (Семь.)

Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей.)

К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру.)

Воспитатель раздает детям по «волшебному зеркальцу». Дети изображают гордую, своенравную и ревнивую царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.

— Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Дети показывают, как радовалась царица, когда зеркальце подтверждало ее красоту.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Воспитатель спрашивает: «Как злая царица расправилась с царевной?»

Дети отвечают.

Воспитатель просит показать, как хотелось царевне съесть отравленное яблоко, как она его надкусила.

Под окно за пряжу села.

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Воспитатель предлагает «оседлать коней», и в роли королевича Елисея отправиться искать царевну. Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет...

Воспитатель выступает в роли солнца, месяца и ветра. Дети (в роли Елисея) обращаются к нему, используя строки сказки.

Свет наш солнышко!..

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в четвертую сказку — «Сказку о золотом петушке».

Воспитатель загадывает загадку.

Петушок царю помог.

Слово царь сдержать не смог,

Вот поэтому и умер —

В темя клюнул петушок.

Дети отгадывают.

Воспитатель задает вопросы.

Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец.)

Что обещал мудрецу за петушка царь? («Волю первую твою я исполню, как мою».)

Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царя об опасности.

— Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!

Дети изображают шамаханскую царицу, ее красоту, походку.

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя...

И она перед Дадоном

Улыбнулась — и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в пятую сказку — «Сказку о попе и о работнике его Балде». Воспитатель загадывает о сказке загадку.

В сказке поп и попадья,

Даже черти в море.

С ними за оброк Балда

С зайцем вместе спорит.

Воспитатель задает вопросы.

За сколько лет Балда должен был взять недоимки с чертей? (За три года.)

Кого выдал бесенку Балда за меньшого брата? (Зайца.)

Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)

Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха.)

Дети отвечают.

Воспитатель организует игры: «Кто первый обежит море» (как Балда и Бес); «Кто дальше палку бросит» (как бесенок и Балда). Проводит пластические этюды: «Как бесенок поднимал и нес кобылу», «Как Балда нес мешок и покрякивал».

В заключение дети вспоминают, в каких сказках А.С. Пушкина они побывали, проектируют дальнейшие путешествия по сказкам.

Сценарий мероприятия по сказкам для детского сада

Сценарий театрального фестиваля «Зелёный театр» по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках»

Авторы: Буренкова Татьяна Михайловна, ГБОУ СОШ № 922 (дошкольное отделение №1371),город Москва, воспитатель. Захожая Елена Анатольевна, ГБОУ СОШ № 922 (дошкольное отделение №1371), город Москва, музыкальный руководитель.
Описание работы: предлагаем вам сценарий театрального фестиваля «Зеленый театр» по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках», для детей старшего дошкольного возраста. Фестиваль рекомендуем провести летом, на природе, сделав импровизированный занавес и зрительный зал в тени деревьев.
Материал будет полезным для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, учителям начальных классов.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
Цель: Вызвать интерес к произведениям А.С. Пушкина, расширять литературный кругозор детей. Развивать мышление, связную речь, память, коммуникативные и творческие способности детей. Воспитывать у детей интерес к поэзии.

Ход театрального фестиваля:

Ведущий 1:
Доброе утро, дорогие ребята и взрослые! Сегодня, друзья, для всех без сомнения, в «Зеленом театре» у нас представление!

Ребенок 1: Театр наш стоит на зеленой лужайке. Деревья, как стены, зеленые тоже.
Ребенок 2: Зеленый кузнечик, что спрятался в травке, Увидеть концерт поскорей уже хочет!

Ведущий 2: А что мы увидим сегодня в нашем «Зеленом театре?»
Ведущий 1: Мы знаем, вы любите песни, игры и пляски, но нет ничего интересней доброй и мудрой сказки!
Сегодня вы побываете в сказках, которые написал великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Жил он давно, но мы его сказки знаем и любим до сих пор.
Ведущий 2: Ребята, вы готовы отправиться в сказку? В нашем «Зеленом театре» ничего невозможного нет, нужно лишь сказать сказочные слова и попросить нам помочь Ветер.

Все зрители хором:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты гуляешь на просторе
Отнеси нас в сказку вскоре...
(раздаются звуки ветра, ребенок в костюме «Ветра» пробегает и срывает ткань со сказочного дуба)

Ведущий 1 : Ой, посмотрите, а вот и знаменитый «Дуб зеленый». Кажется, чудеса начинаются…(звучит отрывок песни «Чудеса»)

Дети средней группы инсценируют фрагмент из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны…

Ведущий 2: Спасибо ребята. (дети с импровизированной сцены проходят в зрительный зал)

Ведущий 1: А где же кот ученый? Может спрятался где или спит? Давайте его позовем, разбудим! (дети зовут кота)

Кот: Мур - мяу! А вот и я! Я - знаменитый кот ученый! Я пришел к вам не один, со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся, вы ведь любите сказки? Сейчас проверим:
Мур-мяу, сказка начинается и первый гость появляется!
(звучит музыка и входит царица с гордым видом и с зеркальцем в руках)

Царица:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(Зеркало молчит. Царица дышит,трет зеркало, встряхивает)
Царица:
Ах, ты глупое стекло, Что молчишь ты мне на зло! (кладет зеркало на пенёк)
Царица берёт яблоко со «сказочного дуба». Обращаясь к ребёнку говорит:
Царица:
Возьми-ка яблочко наливное! Так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто медом налилось, видны семечки насквозь!

Кот:
Нет уж, не надо! Я, ребята эту сказку знаю, а вы узнали эту героиню? Из какой она сказки? (ответы детей)
Кот:
Ребята, а ещё в каких сказках Пушкина есть царицы? (ответы детей)
(Кот обращается к Царице)
Кот: Лучше Царица будь доброй и оставайся на нашем празднике в «Зеленом театре» (царица улыбается и проходит в зрительный зал к ребятам)

Звучит сказочная музыка
Кот: Сказка продолжается, второй гость появляется.

Ведущий 1 :
В свете есть такое диво:
Ель растет перед дворцом,
А под ней - хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая! (выход ребенка в костюме «Белочки»)
Белка песенки поёт
Ребяток слушать их зовёт!

На сцену из зрительного зала выходят дети старшего дошкольного возраста берут музыкальные инструменты.

Оркестр исполняет русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»

Кот: А этот герой из какой сказки? (ответы детей)
Кот: Белка, ты нам очень понравилась и друзья твои, помощники - Молодцы!
Оставайтесь в нашем «Зеленом театре»
Ведущий 1 : Чем больше гостей-тем больше друзей, тем будет ещё веселей!

Ведущий 2 :
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря.

(звучит плеск моря и под фрагмент песни «Богатырская наша сила» в исп. ВИА «Цветы» выходят богатыри (дети старшего дошкольного возраста)

Черномор :
Мы красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
А. я - дядька Черномор.


Ребёнок 1:
Мы отныне ежедневно
Вместе будем непременно,
Выходить из вод морских.
Черномор:
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора в дозор нам.

Кот: Мур - мяу, ребята, вы узнали этих героев? Из какой они сказки? (ответы детей)
Кот: Дядька Черномор, не спеши в дозор, останься в нашем «Зеленом театре» (богатыри и Черномор занимают места в зрительном зале)

Кот:
Так, задам я вопрос потрудней. Какие сказочные герои А.С. Пушкина живут под водой? (ответы детей)
Давайте заглянем в новую сказку.

На сцену выходит Старик, а за ним идет Старуха с разбитым корытом в руках, ругает старика (дети старшей и подготовительной группы)

Старуха:
Дурачина, ты, простофиля!
Не сумел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше - то совсем прохудилось…

Ведущий: И пошел дед к синему морю…(выходят девочки с тканью)

Танец с тканью «Море»

Ведущий: Видит, море слегка разыгралось(большие волны)
Ведущий: Стал он кликать золотую рыбку…
Старик (зовёт) : Рыбка!

между волн появляется «золотая рыбка»

Танец «Золотой рыбки» исполняется под музыку Рима Хасанова

Ведущий: Приплыла к нему рыбка и спросила:
Рыбка: «Чего тебе надобно, старче?»
Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает:
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка,
Ругает меня старуха,
Не дает старику мне покою.
Хочет она новое корыто,
Наше – то совсем раскололось!

Рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто…»

(звучат звуки природы "шум волн",тихая плавная музыка (муз. Рим Хасанов), рыбка уплывает,дети уносят ткань(море),раздаются аплодисменты героям сказки, происходит смена декораций, а в это время…)

Кот:
Ребята, вы хотите со мной поиграть? Что же здесь, да и откуда? И какое будет чудо?
Вносят расписной ларец с предметами из разных сказок А. С. Пушкина: разбитое корыто, невод, белочка, говорящее зеркало, золотой петушок, прялка, яблоко…)

Ученый кот проводит викторину: «Чьи вещи?»

Кот хвалит детей : Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. (кот уносит ларец)

Вдруг на ширме появляется «Золотой петушок»(игрушка БИ-БА-БО,раздается голос:
Золотой петушок:
Ку-ка-ре-ку! - ко-ко-ко! Вижу очень далеко! (2 раза)

Ведущий :
Ребята, откуда взялся петушок? Неужели он сказочный? Из какой он сказки?(ответы детей)

Ведущий:
Послушайте, что сказал мудрец царю Дадону о золотом петушке?

Выходит царь и мудрец
Мудрец:
Посади ты эту птицу-
Ведущий: молвил он царю
Мудрец: - на спицу!
Ведущий : И секрет ему сказал
Мудрец:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой! (царь и мудрец уходят)

Ведущий: А что будет впереди, приготовься, погляди!
Выставляем декорации, шатер, угощение, шарф для шамаханской девицы

Ведущий:
Войско в горы царь приводит (царь, стража идут под бодрую музыку)
И про меж высоких гор
Видит шелковый шатер…
Ведущий: Вдруг шатер распахнулся
...и девица
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря (кружится)
Тихо встретила царя (подходит к царю)
И она перед Дадоном,
Улыбнулась и – с поклоном,
Его за руку взяла
И в шатер свой увела (стража стоит около шатра)

Ведущий:
На ковер его сажала,
Всяким явством угощала... (звучит восточная музыка,девица угощает царя персиками,виноградом)

Ведущий: Танцевала перед ним.
Восточный танец (исполняет Шамаханская царица,под любую восточную мелодию )

Ведущий: А потом уложила отдыхать
На парчовую кровать... (укрывает царя легким шарфом)

Ведущий:
И потом неделю ровно(царь просыпается,садится "по-турецки")
Околдован, восхищен (Царь:"О-о-о!")
Пировал у ней Дадон.

Ведущий:
Наконец и в путь обратный.(царь встаёт,берет за руку Шамаханскую девицу)
Со своею силой ратной (стража встала за царём)
И с девицей молодой
Царь отправился домой…
Поехали по импровизированной сцене…

Из-за ширмы выходит мудрец.

Ведущий:
Вдруг в толпе увидел он
Старый друг его…

Царь: А, здорово, мой отец -
Ведущий: молвил царь ему,-
Царь: Что скажешь?
Подь поближе… Что прикажешь?

Мудрец: Царь! –
Ведущий : ответствует мудрец
Мудрец:
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою?
Подари же мне девицу,
Шамаханскую царицу!

Ведущий: Крайне царь был изумлен...

Царь:
Я, конечно обещал, но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Попроси ты от меня:
Хоть казну,
Хоть коня,
Хоть полцарства моего!

Мудрец:
Не хочу я ничего!
Подари же мне девицу,
Шамаханскую царицу!

Ведущий: Плюнул царь:
Царь: «Так нет!
Ничего ты не получишь,
Сам себя ты только мучишь!
Убирайся, цел пока…
Стража! Оттащите старика!(стражники оттесняют мудреца)

Ведущий:
Старичок хотел заспорить
Но с царем накладно вздорить,
Царь хватил его жезлом
По лбу…
Тот упал ничком
Да и дух вон!

Ведущий:
Вся столица содрогнулась, а девица
Девица: Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Ведущий:
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок слетел со спицы, (вылетает уже из-за ширмы ребёнок в костюме петушка)

Ведущий:
К колеснице подлетел
И царю на темя сел,
Клюнул в темя!
В тоже время,
С колесницы пал Дадон
Охнул раз – и умер он.(дети инсценируют слова автора)

Ведущий:
А царица, вдруг пропала,
Будто вовсе не бывала…
Звучит сказочная музыка по усмотрению музыкального руководителя

Ведущий:
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец! (все артисты встают,выстраиваются в шеренгу)

Все артисты хором
- Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок! (поклон артистов, аплодисменты)

Кот:
Хорошо гулять по сказочной стране-
Интересно это тебе и мне!
Ведущий :
Если в сказку с добрым сердцем ты идешь, то всегда друзей себе найдешь!
Ребёнок:
Ведь с друзьями интересно так в пути- К новым сказкам, к волшебству вперёд идти!

Все дети исполняют песню «Третья песенка дядюшки АУ» слова Э. Успенского, музыка А. Журбина.

Литература:
1.А.С.Пушкин

Жанна Казанцева

Под музыку «В мире много сказок » дети змейкой входят в зал и садятся на стулья.

Музрук : Дети! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин . В начале лета отмечается его день рождения.

Мы Пушкину наш праздник посвятим

Наполнив зал волшебными стихами

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными словами.

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина , но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки , которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки . И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает) Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова

Волшебная палочка раз, два, три

В сказку нас перенеси !

Дети закрывают глаза. Выносится дуб. И выдвигается стол с сундуком.

Вот мы и в Лукоморье .

У Лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом….

Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять ?

Играет музыка и в зал входит ученый кот с книгой.

Здравствуйте ребята! Я ученый кот.

Говорят коты и кошки

Любят греться на окошке

Любят сливки и печенье

Но не любят приключенья.

Я- совсем наоборот

Я не зря – Ученый кот!

Я в душе авантюрист

И немножечко артист

Но – подчеркиваю, лично

Я учился на отлично

И поэтому – то вот,

Я вполне ученый кот.

Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье ?

Музрук : Уважаемый кот, мы путешествуем по Пушкинским сказкам .

Кот : А вы их знаете?

Ребенок1 :

Сказки Пушкина мы знаем .

Любим очень и читаем

Ребенок 2 :

Изучаем наизусть

В них живет наш русский дух.

Кот : Ну, я сейчас это проверю. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.

Вот вам моя первая загадка :

Она не простая

Чешуёй сверкает,

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет.

Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке» Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем к ней в подводное царство.

Девочки исполняют «Танец золотых рыбок»

Кот : Молодцы девочки! А теперь пусть мальчики покажут свое мастерство в игре «Кто быстрее поймает рыбку»

Конкурс «Кто быстрее поймает рыбку»

Кот : А теперь пришло время для второй загадки :

В море остров есть далёкий,

Там под ёлкою высокой

Звонко песенку поет,

Золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает.

И засеян двор большой

Золотою скорлупой!

Это право не безделка!

Вы догадались, кто это? …

Кот : Правильно, белка из сказки «О царе Салтане его славном сыне Гвидоне и прекрасной царевне лебеди»

Под музыку выходит белочка и исполняет песенку

Кот : А теперь, давайте поможем белочке разобрать орешки.

Игра “Разбери орешки для Белочки”

(дети с завязанными глазами соревнуются, кто быстрее рассортирует грецкие орехи и фундук по мискам)

Отгадайте мою третью загадку

Ну, а он с высокой спицы

Стережет царя границы.

Чуть опасность, где видна,

Он очнется от сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит : «Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!»

Тут же все в поход идут

И отпор врагу дают!

Он красивый, золотой!

Он Дадону как родной :

Шпоры, перья, гребешок!

Кто он, дети?. (Петушок)

Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке»

Кот : Выходи петушок поиграй с ребятами.

Проводится игра «Петух»

Дети стоят лицом в круг. Посередине круга петух. Он ходит внутри круга. Остальные дети идут по кругу, высоко поднимая ноги и размахивая руками, приговаривая :

Трух, тух,тух,тух!

Ходит по – двору петух

Сам – со шпорами,

Хвост с узорами!

После этих слов дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, и говорят :

Под окном стоит.

На весь двор кричит.

Кто услышит-

Тот бежит!

После этих слов петух хлопает себя крыльями по бокам кричит Ку-ка-ре-ку! дети разбегаются петух их догоняет.

Кот : Пришло время для новой загадки.

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все, как есть, ему покажет

У него злая царица спрашивала

Я ль, на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» Да, с зеркалами спорить трудно, зато с ними можно поиграть.

Игра – эстафета «Я самая красивая!»

Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений.

Есть у нас такое диво,

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя.

Тридцать три богатыря.

Ребята, скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми)

Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные.

Конкурсы :

«Перетягивание каната»

«Доставь важное донесение»

Любили и берегли русские богатыри родную землю. А вы ребята, знает пословицы о родине.

Под музыку выходят дети и читают пословицы о родине.

Ребенок 1 : Жить, родине служить!

Ребенок 2 : С родной земли умри не сойди.

Ребенок 3 :Родина мать, умей за нее постоять.

Ребенок 4 : Кто за Родину горой, тот истинный герой

Ребенок 5 : Нет в мире краше родины нашей.

Музрук : Наша с вами Родина – матушка Россия. Родиной мы зовем ее, потому что в ней родились и все здесь для нас родное. Матерью – потому, что она вскормила нас своими водами, выучила своему языку. Сегодня мы с вами вспоминали стихи великого русского поэта А. С. Пушкина .

Мой Пушкин ! Мой поэт! Моя отрада!

Спасибо за любовь к родному слову.

Мы этой встрече были очень рады.

Кот : Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается . Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

Под музыку «Чудеса» дети покидают зал.

Предмет: Внеклассное чтение

Класс : 3-4 класс

Пояснительная записка

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», – писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.

Учащиеся младших классов нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Также очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы. Поэтому я и выбрала для урока форму наглядной презентации.

Младшие школьники стремятся познавать мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность обучающимся проявить себя. Не случайно именно игровые уроки и пользуются наибольшей популярностью, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы. А все вместе это является средством привлечения детей в библиотеку, приобщения их к чтению. Моя практика показала эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного урока, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку. И тогда он становится увлеченным читателем.

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Поэтому я полностью согласна с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде.

Цель моей работы – показать ребятам (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями. Пушкин А. С. – один из самых любимых писателей у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

Надеюсь, что данный мультимедийный продукт будет применяться педагогами и библиотекарями, послужит основой для урока внеклассного чтения, облегчит работу при подготовке и проведении его.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с биографией писателя.
  2. Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.
  3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Время реализации занятия: 45 мин.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения библиотекарем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  3. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
  4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

Необходимое оборудование и материалы для занятия компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

  1. Windows XP; Редактор Microsoft PowerPoint; Microsoft Word.
  2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала – Приложение 1 .

Карта занятия:

Комментарий хода урока Время(мин) слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Название темы 1 1
Рассказ библиотекаря об А.С. Пушкине. 5 2-4 Внимание
Звучит отрывок из стихотворения Пушкина А.С. «К няне» 1 5 Внимание
Рассказ библиотекаря 1 6 Внимание
Библиотекарь предлагает обучающимся определить о каком стихотворении идет речь и рассказать его. («У Лукоморья»). 3 7 Память
Понимание материала
Развитие речи
Рассказ библиотекаря 5 8,9 Внимание
Память
Вниманию обучающихся предлагается литературная разминка 3 С 10 по 15 Активность
Наблюдательность
Организованность
Далее предлагается игра, которая состоит из 6 номинаций:
  1. «Сказка о золотом петушке»
  2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей»
  3. «Сказка о попе и работнике его Балде»
  4. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  5. «Все сказки»
  6. «Сказка о царе Салтане»
Право выбора за обучающимися. Вопросы и ответы представлены на слайдах презентации.
18 С 16 по 54 Внимание Активность
Наблюдательность
Организованность
Сообразительность
Самостоятельность
Умение формулировать ответы
Подведение итогов, награждение. 2
В заключение библиотекарь читает стихотворение о сказках Пушкина А.С. 1 55 Внимание

Ход урока

Данный урок включает в себя презентацию «ПУШКИН А.С.». Здесь дан полный ход урока. Смена слайдов – по щелчку. Чтение произведений надо организовать заранее, т.к. данный урок требует знания сказок Пушкина А.

СЛАЙД 2 (на данном слайде необходимо во время перечисления литературных героев делать щелчок для появления соответствующей иллюстрации). Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! (ЩЕЛЧОК) И гордого Гвидона. (ЩЕЛЧОК) И белую Царевну Лебедь. (ЩЕЛЧОК) И бойкого Балду. И чародея Черномора. (ЩЕЛЧОК) И славного Руслана.

СЛАЙД 3 Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? ( В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».)

СЛАЙД 4 Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

СЛАЙД 5 Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) ! (ЩЕЛЧОК) И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью. Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать? (ответы детей). СЛАЙД 6 От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:

Я ждал тебя: в вечерней тишине
являлась ты весёлою старушкой
и надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях. (звучит стихотворение «К няне»).

(ЩЕЛЧОК) Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».

С усердием перекрестит меня
и сказки русские рассказывать мне станет.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.

СЛАЙД 7 «Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...»А как об этом сказано у самого Пушкина? Вспомнили? (Библиотекарь предлагает прочитать наизусть стихотворение «У лукоморья»).

СЛАЙД 8 Становясь старше вы узнаете и другие более серьезные произведения Пушкина. 170 лет уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича (он умер в 1837 году), а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь его. Если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских писателей и поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя Александра Сергеевича Пушкина. (для появления иллюстраций необходимо щелкнуть на слайде). Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, Одессе и Кишиневе, Тбилиси, Ташкенте, в Болдине, Михайловском, Святогорском монастыре, Томске... И каждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами в руках приходит множество людей, чтобы еще раз выразить ему свою любовь и восхищение.Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к 200-летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, на знаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую красавицу-жену Наталью Николаевну, был установлен памятник “Пушкин и Натали”. А совсем недавно, в апреле 2004 года, первый памятник Пушкину был открыт в США, в Вашингтоне. Его установили на 22-й улице возле университета им. Дж. Вашинггона. Автор - народный художник России Александр Бурганов.

СЛАЙД 9 Но не только русские люди, но и за рубежом читают Пушкина: его сочинения переведены почти на все иностранные языки. Множество стихотворений Александра Сергеевича положено на музыку (романсы); почти на все крупные произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский», и многие другие. Они постоянно идут на сценах театров в нашей стране и за границей.

СЛАЙД 10 (для того, чтобы привлечь внимание детей и настроить их на викторину предлагается литературная разминка, которая поможет детям вспомнить сказки и даст возможность более активно работать самостоятельно). Предварительно класс можно разделить на команды. Звучат строчки из сказок:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане...»)

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
(Сказка о попе и работнике его Балде.)

СЛАЙД 14 Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(Сказка о рыбаке и рыбке.)

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.

(Сказка о золотом петушке.)

СЛАЙД 16 Выбери номинацию . (предлагается выбрать номинацию, которая соответствует определенной сказке и нажать на обложку книги, оформленную как гиперссылка).

СЛАЙД 17 Номинация «Сказка о рыбаке и рыбке» Ответы на слайде появляются по щелчку.

СЛАЙД 18 Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)

СЛАЙД 19 Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

СЛАЙД 20 Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)

СЛАЙД 21Сколько раз закидывал старик в море невод? (3)

СЛАЙД 22Назовите все желания старухи по порядку. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской )

СЛАЙД 23 Номинация «Сказка о царе Салтане». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 24 Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. (1 – комар; 2 – шмель; 3 – муха).

Слайд 25 Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану. (Повариха – про чудесную белку; Ткачиха – про 33 богатыря; Бабариха – про Царевну-лебедь).

СЛАЙД 26 Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежемесячно, еженедельно, ежедневно ).

СЛАЙД 27 Перечислить по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь).

СЛАЙД 28 Какими родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном? (Бабариха – бабушка, ткачихи и повариха – тетя, царь Салтан – отец, Царевна-Лебедь – жена, Царица – мать).

СЛАЙД 29 Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Баян, Буян , Боян).

СЛАЙД 30 Номинация «Сказка о попе и работнике его Балде». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 31 Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Попадья говорит: «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».)

СЛАЙД 32 Что поп велел собрать с чертей (дань, налог, оброк , пошлину)

СЛАЙД 33 В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием. (1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум).

СЛАЙД 34 За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? ( За 2 года, 3 года, за 4 года)

СЛАЙД 35 В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком? (1 – помогли зайцы, 2 – закинул за тучу, 3 проскакал на коне).

СЛАЙД 36 Номинация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 37 Молодая царевна была отравлена яблоком? (да, нет)

СЛАЙД 38 К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер).

СЛАЙД 39 Какая кличка была у собаки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырей» (Тарзан, Соколко , Белка, Стрелка, Жулик)

СЛАЙД 40 Определите занятие семи богатырей. (охота, охрана границ, расчистка леса, отлов браконьеров)

СЛАЙД 41 Сколько торговых городов и теремов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (7 городов, 140 теремов)

СЛАЙД 42. Номинация «Сказка о золотом петушке» . На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 43 Что входит в обязанности золотого петушка? (охранять царство , воевать за царство; будить царя)

СЛАЙД 44 Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Черномор, Звездочет , Колдун, Чародей)

СЛАЙД 45 Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? (Волю первую твою, Я исполню как свою)

СЛАЙД 46 Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)

СЛАЙД 47Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

СЛАЙД 48 Номинация «Все сказки». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 49 Найди лишнего героя. (Лягушка )

СЛАЙД 50 Сопоставь литературного героя со сказкой. (Гвидон – «Сказка о царе Салтане»; Елисей – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Чертенок – «Сказка о попе и работнике его Балде»; Звездочет – «Сказка о золотом петушке»; Кот ученый – «У Лукоморья»; Столбовая дворянка – «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 51 Кто или что здесь лишнее. (волшебное зеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок)

СЛАЙД 52 Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане », «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 53 Сопоставь слово с его толкованием. (Лукоморье – морской залив, берег; Полба – особый вид пшеницы; Пава – самка павлина).

Подведение итогов. Награждение.

Завершить встречу стихотворением:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)

В ходе урока используются разные виды сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: обучающийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахматова А А Последняя сказкаПушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 18-51.
  2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были
  3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.-191 с: ил.
  4. Пушкин А.С.: В зеркале двух столетий:[Электронный ресурс] . - М: Республиканский мультимедиацентр, 2002. - (Познавательная коллекция).
  5. Читаем, учимся, играем.-2006.-8
  6. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
  7. lib.ru Библиотека Мошкова.