День славянской письменности и культуры мероприятия в библиотеке. Библиотечный урок «азбука, прошедшая через века» к дню славянской письменности и культуры провели в библиотеке-филиале n2

День славянской письменности и культуры мероприятия в библиотеке. Библиотечный урок «азбука, прошедшая через века» к дню славянской письменности и культуры провели в библиотеке-филиале n2

Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.

Цель проекта: формирование положительного образа библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; содействие воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории своего села, уважительного отношения к людям труда. Развитие интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Свет дневной – есть слово книжное»

Цель: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия для современности, формировать положительный образ библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; развивать интерес к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

В: Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. А 27 мая – День библиотеки. Попробуем представить себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали,как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.

В: Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте,на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словестная строка…

(Е.Завьялова)

В: Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. показ слайдов

В: Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах, черноризец Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый- « когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали при помощи черт и резов». Второй –« когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письмами» , но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи.

В: В 1899 году на Украине при раскопках археологи нашли глиняный сосуд с необычным орнаментом.(слайд) возможно,что эти рисунки – именно те знаки, которые Храбр называет «чертами и резами». Такие знаки появились у славян в III - VI веках. Но это не стало основой нашего современного алфавита. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

В: Попробуйте проверить свои знания и ответить на вопросы викторины:

  1. Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ)
  2. Кору, какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы)
  3. На территории, какой современной страны изобрели бумагу? (Китай)
  4. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные? (Пётр I)
  5. Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)
  6. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
  7. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)
  8. Первый писчий материал? (Папирус)
  9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток)
  10. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).
  11. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)

В: Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв, но была крайне неудобной для чтения. Братья Солунские – Кирилл и Мефодий, часть букв позаимствовали из греческого алфавита, часть придумали сами. За подвиг-создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. Славянскую азбуку стали называть кириллицей.

В: В давние времена книги писались от руки. Чтобы написать одну книгу, забрать её в драгоценный оклад, нарисовать иллюстрации,- на все это уходило около 5-6 лет кропотливого труда. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства. Естественно, такая книга была очень редкой и дорогой.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

В: Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовления книги. В середине 14 века на Русь пришло книгопечатание. Первый русский первопечатник Иван Федоров в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке « Апостол».

В: Грамотные люди во все времена ценились на Руси. О них складывались пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о грамоте и учении.

Доскажи пословицу.

1. Что написано пером – не вырубишь топором.

2. Не красна книга письмом – а красна …умом.

3. Азбука наука – а ребятам … мука.

4. Грамоте учиться – всегда … пригодиться.

5. Ученье – красота, а неученье …простота.

6. Корень ученья горек – да плод … его сладок.

7. Книга мала – а ума … придала.

В: Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно храниться. (Ю.Ваган)

В: С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, и с незапамятных времен появились на нашей земле библиотеки – кладовые мудростей.

Попав однажды в плен чудесный,

Не вырвешься уже вовек!

Мир бесконечно интересный,

Волшебный мир библиотек!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Серноводская библиотека была открыта в 1953 году. К сожалению, не сохранилось фотографий и данных о составе книжного фонда.

Сегодня библиотека располагается на втором этаже в доме культуры. В ее фонде насчитывается более 12,5 тыс. экземпляров.

Библиотека состоит из абонемента и читального зал.

На абонементе книги выдаются на дом: взрослым – на месяц, детям – на 10 дней. Здесь фонд разделен на возрастные категории:

Читатели 8-9 лет – «Острова книжных сокровищ»

И читатели 10-15 лет «Библиоград».

Читальный зал – это место, где можно почитать книгу в комфортной обстановке.

Кроме того, для детей существует Зал электронных ресурсов, где пользователь может бесплатно посетить обучающие сайты и скопировать или распечатать нужную информацию.

Для взрослых ведет работу Общественный центр доступа к социально-значимым сайтам.

Для маленького пользователя выделен свой фонд, где можно не только полистать книгу, но и поиграть.

Красочные журналы, энциклопедии – это увлекательное чтение для многих посетителей!

Библиотека - слово то какое,

Оно почти как Библия - святое

Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,

Недаром говорят: "Аптека для души".

Библиотека, в том ее значение,

В котором она издревле была,

Что находили в ней мы вдохновенье,

И чтоб душа раскрыться здесь могла!

С течением времени библиотека развивается и пополняется новыми изданиями. А в этом году учащимися 6 класса под руководством Александровой И.А. на базе серноводской библиотеки было проведено исследование.

Посмотрите, какой была библиотека в 1954 году и какой она стала сейчас!

Книжный фонд

2 481

12 603

Поступление за год

Выбыло за год

Число читателей

1402

Книговыдача

2935

36326

Выставки

В результате кропотливой работы был выявлен самый читаемый автор.

Им стал А.С. Пушкин, который в свою очередь писал о книге так:

«Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил данным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями».

ШКОЛА

1 чт: Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так же естественно - необходимо, как свет, как воздух, как счастье и радость, как любовь и доброта, столь нужные нам для того, чтобы ежеминутно ощущать всю прелесть самого бесхитростного бытия.

2 чт: Пушкин - это то, что было до тебя – будет после! Он - сама жизнь! Пушкиным представлена вся гамма человеческих переживаний и чувств!

1чт: Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения переписываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.

2чт: Уже 176 лет прошло со дня смерти Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всё растёт.

Вот и сегодня мы хотели вспомнить Александра Сергеевича и его творения, ведь 6 июня Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет!

3чт: Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь?

Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в, то, же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.

1чт : Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь завоет, то заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со своей старой няней?

2чт: Кто не читал смешной сказки о попе и о работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом петушке?

3чт: Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьёзные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое этакое, чего раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин.

1чт: А знаете ли вы, Пушкин написал единственную басню «Художник и сапожник» и вас есть уникальная возможность познакомиться с ней.

Художник и сапожник

Продолжительность: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица :

Сапожник

Художник

Рассказчик

Мастерская с открытым окном. Посреди сцены стоит мольберт на нем холст с изображением разряженного щеголя и девушки в шелковой тунике. Художник, напевая себе под нос мелодию, водит по холсту кистью.

Рассказчик

Один художник, явно из великих,

Чье мастерство прославится в веках,

Писал картину «Сны об Эвридике»,

И танцевала кисть в его руках.

Пылало вдохновенье, словно пламя –

Его раздул в нем дьявол или Бог?

Но всё же и житейскими делами

Пренебрегать художник наш не мог.

Раздается ритмичный стук железякой по пустой банке.

Художник высовывается в окно.

Художник Зайди, любезный! Работенка есть!

Сапожник заходит в мастерскую и ставит на пол свой ящик с инструментами. Художник достает ботинок с оторванной подошвой и протягивает его Сапожнику.

Сапожник (рассматривая ботинок)

Так-так! Посмотрим… Обувь неплохая,

Поправим дело. Можно тут присесть?

Сапожник достает молоток, садится на свой ящик, стучит им по ботинку и возвращает его хозяину.

Сапожник Годок послужит.

Художник Много благодарен!

Художник протягивает Сапожнику деньги. Сапожник смотрит на картину.

Сапожник

Занятное, я вижу, ремесло.

И много платят за такое баре?

Художник Да как кому со вкусом повезло.

Сапожник подходит ближе к картине и рассматривает ее.

Сапожник (насмешливо) Позволь заметить, ты рисуешь франта,

Весь разодет он в шелк и кружева,

А сапоги-то у него без ранта.

Сапожник тычет пальцем в картину.

Сапожник Надел бы он такие черта с два!

Художник смотрит на картину.

Художник (озабоченно)

Без ранта? Да, я вижу, точно-точно...

Наметан у тебя, пройдоха, глаз!

Сейчас исправлю.

Художник водит кистью по холсту. Сапожник заглядывает ему через плечо.

Сапожник (деловито) Чуть пониже строчку!

Художник снова проводит кистью по холсту.

Художник И что б, любезный, делал я без вас?

Сапожник (высокомерно с видом знатока)

А тут еще лицо немного криво…

Девицы грудь не слишком ли нага?

Художник (насмешливо)

Однако, критик из тебя ретивый!

Суди, дружок, не выше сапога!

Художник выталкивает Сапожника за дверь.

Рассказчик

Немало есть любителей на свете

Судить о неизвестном им предмете

Амбициозно, с видом знатоков.

Друзья, не позволяйте дурням этим,

Моральных вам навешать тумаков!

2чт : Почти на все крупные произведения А.С. Пушкина написаны оперы. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

3чт: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и «Барышня – крестьянка».

1чт: Обращение к произведению А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.

Инсценировка «Барышня - крестьянка»

В: Как свидетельствует история, библиотека - была и будет Священным храмом живых печатных слов. Ведь неспроста два праздника: День славянской культуры и письменности, который мы празднуем 24 мая и День библиотек 27 мая - всегда рядом.

В: Английский писатель Уильям Теккерей сказал замечательные слова о библиотеке: « Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».

В: Пусть библиотека наполнит вашу духовную чашу! А сейчас для вас прозвучит песня: « Есть по соседству библиотека»

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-hudozhnik_i_sapozhnik.html


24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Традиционно это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народностей. «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ» - праздничное мероприятие для учащихся младшей и средней школы, посвящённое этой важнейшей вехе нашей истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого

Дню славянской письменности и культуры

1. Чем была вызвана.

Примерный сценарий-погружение праздника славянской письменности и культуры

Звучит фонограмма общеславянского гимна «Славяне».

На сцену выходят ведущие (взрослый и ребенок)

Ведущий-ребенок читает стихи И. А. Бунина

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь Слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь. (1915)

Взрослый ведущий :

Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

И современнее и резче. (Б. Ахмадуллина. 1962)

Вновь в стенах гостеприимного Дворца Культуры встречаются те, кому дорога история нашего Отечества, его культура, дорог наш язык, его истоки. Повсюду в нашей стране и за рубежом празднуются дни славянской культуры и письменности, потому что в мае отмечается память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – учителей словенских. Создатели новой азбуки оставили в наследство славянским народам то, что обогатило нашу культуру, сделало ее плодоносной, подобно тому, как дикая маслина бывает привита благородными побегами, и рождается новая жизнестойкая порода. Почему была так успешна их деятельность? Потому что высока была их цель: приобщить славян к вере христианской через постижение грамоты, через изучение науки книжной.

И мы хотим почтить их память, начав наш праздник с исполнения древнего песнопения в их честь – тропаря. (Уходят. Хор рядом со сценой запевает тропарь.)

Яко апостолом единонравнии

И словенских стран учителие,

Кирилле и Мефодие богомудрии,

Владыку всех молите,

Вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии,

Умирити мир

И спасти души наша.

Выходит взрослый ведущий. И сегодня в путешествие на именины Славянской Азбуки отправятся школьники.

На сцену выбегает гонец. Он размахивает свитком. Два других выносят и ставят на авансцену большую КОРЗИНУ.

Гонец: (Громко) Послание от Ее Величества! (останавливается). Кто тут путешественники?

Ее Величество приказала передать вам Послание!

Путешественники принимают свиток. Разворачивают, читают.

«Мои дорогие друзья! Рада приветствовать вас в начале вашего пути. В этот раз вам предстоит путешествие во времени и пространстве. Вы окажетесь в разных ситуациях, увидите события из истории письменности. И каждый раз вам предстоит назвать время, место и действующих лиц. Всякий раз, когда вы будете испытывать затруднения, вам поможет моя сказочная КОРЗИНА ЗНАНИЙ. Обращайтесь к ней за помощью. Желаю удачи!

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА»

Взрослый ведущий: (Обращаясь к залу): Пожелаем и мы успехов нашим путешественникам. Кто знает, быть может, им пригодятся и знания тех, кто сидит в зале.

Участники располагаются слева на авансцене. Гаснет свет. Звучит музыка.

СЦЕНКА 1 Детство Кирилла и Мефодия.

Звучит фонограмма « шум моря». Освещается середина сцены. На ней два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».

Младший: (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.

Младший. А почему у славян нет своих книг?

Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.

Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).

Старший. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.

Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.

Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

На сцене появляется учитель. Он слышит разговор мальчиков.

Младший. Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!

Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны пергамена – латинский и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий кто хочет научиться писать – должен учиться греческому языку.

Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.

Учитель. Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие. Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.

Младший. Но на изучение языков уходит много времени. И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.

Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…

Учитель. Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли найдутся ученые мужи, способные на такой труд. Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко) Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)

Начинает звучать греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. Освещение постепенно становится бледнее. Ярко освещен только младший мальчик на авансцене. Он молча смотрит вперед, как бы вглядываясь в будущее. Музыка становится громче. Затем свет гаснет.

К о н е ц с ц е н к и.

Ведущий задает вопросы:

1. Кто были эти мальчики, которых мы сейчас видели на сцене?

2. В какой стране они родились, в каком городе, в каком веке?

3. В какой стране началась их переводческая деятельность и как эта страна называется сейчас?

4. Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей?

5. Кто еще повторил подвиг св. равноапостольных Кирилла и Мефодия для народов, не имеющих своей письменности. Когда это было?

Если путешественники затрудняются ответить, они ищут в КОРЗИНЕ ЗНАНИЙ конверт с соответствующей надписью сценки, вскрывают его и зачитывают ответ.

Так они поступают после каждой сценки!

СЦЕНКА 2. В типографии Ивана Федорова. Москва. 1564 год.

В одном углу сцены двое. Они перекладывают стопки листов. С другого конца из-за задней кулисы выбегает мальчик. Внезапно он останавливается, пытаясь рассмотреть вывеску ПЕЧАТНЫЙ ДВОР.

Мальчик. Чего это там?

1 взрослый. А ты зайди, сам посмотри.

Мальчик. (осторожно приближается. Рассматривает). Ух, ты! И чего же это будет!

2 взрослый. Книга будет.

Мальчик. (недоверчиво). Книга? Книги пером и чернилами пишут, а тут какие-то столбы да доски.

1 взрослый. А мы буквы из олова отливаем, а потом складываем одна к другой и печатаем. Так вот страницы и выходят.

Мальчик. А можно мне буковку потрогать?

2 взрослый. А ты грамоту-то разумеешь? Ну-ка возьми букву, на которую твое имя начинается.

Мальчик (достает букву М). Вот, Мыслете моя буква будет!

1 взрослый. И как же тебя звать?

Мальчик. Я сын бондаря Якова Казарина. Научите меня вот так буквы складывать. Я вам подсобить могу. Вы теперь новый лист набирать будете?

2 взрослый. Да разве мы по одному печатаем? Мы сразу много одинаковых делаем. Вот сегодня заканчиваем работу – вон новых книг появится! (показывает на стопки книг)

1 взрослый. Ты, брат, погоди! Я вот хочу Букварь напечатать! *Для пользы русского народа!* Чтобы в каждом доме своя книга была - детишек обучать.(** Надпись на букваре)

Мальчик. И у меня и у моих братьев свой букварь будет?!

2 взрослый. Придет время – обязательно будет! (громко, обращаясь в зал, держа в руках большую книгу) А вот запомни сегодняшний день - первая на Руси книга напечатана! Прожектор – на центр сцены.

Гаснет свет. Музыка.

К о н е ц с ц е н к и.

Вопросы ведущего:

Кто был перед нами на сцене?

Какой день просил запомнить Иван Федоров?

Какая книга была закончена в тот день?

СЦЕНКА 3 Реформа азбуки Петра 1

На сцене лавка, стол.

Дед. Все нынче не так! Посмотришь раньше на человека – борода, шуба соболья, сразу видать – боярин. (Комично) А теперь – лицо голое, платье куцее. Не поймешь – то ли купец, то ли кто. Ладно бы сами так ходили, а то и детей обряжают.

Мальчик (читает). Наш – Есть - НЕ, Буки – Он - БО, НЕБО…

Входит отец.

Дед. (ворчливо) Боярин, а работает, как простой ремесленник, раньше этих кораблей не было - и ничего, жили.

Отец: Андрей, я тебе книгу принес.

Дед. Что еще за книга? Он еще и Часослов не весь прочитал.

Отец: Успеет, тятя, прочтет. (Протягивает подбежавшему сыну) Держи, сынок!

Сын. (медленно читает) Г- е – о – м – е –т - р -и –я. (Указывает пальцем на страницу). А это что?

Отец: Это цифры, чтобы числа обозначать. Может, теперь, в навигацкую школу поступишь. Нужны России ученые люди.

Дед: (заглядывает в книгу). Это что за цифры такие? Испокон веку на Руси числа буквами писали. Аз – один. Веди – два. Чем плохо?

Мальчик (радостно) Дедуля, так же легче! Сразу видно, где число, а где слово написано!

Дед (продолжая вглядываться, с горечью): А слова-то, слова! И-эх!

Мальчик. (утешающее) Конечно, дедушка, эти буквы не такие красивые, но зато простые! Их писать легче.

Дед: Все бы вам легче!

Отец. (Обращаясь к залу). С новыми буквами наукам обучаться будем! (Кладет руку сыну на плечо). Правда, сынок?

Музыка. Гаснет свет.

К о н е ц с ц е н к и.

Вопросы ведущего:

Какой момент истории государства Российского предстал сейчас перед нами? Время? Правление? Событие?

Какая книга была напечатана первой новым гражданским алфавитом?

Какие буквы Российская Академия Наук была вынуждена вернуть в русскую азбуку в том 18 веке?

Сценка 4. Реформа азбуки 1918. В типографии.

На сцене двое (мастер и подмастерье). Они приводят в порядок кем-то разбросанные вещи (коробки, ящики и пр.).

Мастер. Ну, вот наконец-то убрались. Сколько шуму-то было! Наганом угрожали. Сдавайте, говорят, ненужные литеры!

Подмастерье. А почему они «ненужные»?

Мастер. Да, вот послушай… (Берет газету «Известия», читает декрет):

«В целях освобождения школы от непроизводительного труда (делает выразительную паузу, поднимает лицо):

Исключить букву t (ять) с последующей заменой ее через е

Исключить букву A (фита) с заменой ее через ф.

Исключить букву B (и десятеричная) с заменой ее через и.

Исключить букву ъ (ер) в конце слов (Немая пауза).

Подмастерье. Как же это мы завтра раздел “Объявлений” набирать будем? “ОБЯВЛЕНИЯ”, что ли? Ведь все-все твердые знаки забрали.

Мастер. (с грустью, растерянно) Да, вот “Ведомости” уже через апостроф печатали. Ну, да ладно, ложись спать, завтра работы много.

Ложатся на лавки, засыпают. Звучит “волшебная” музыка.

В углу оживает неподвижная кучка букв. Они встают, подходят к авансцене.

Ижица (маленькая, с тонким голоском, мотает головой): Не верю, не верю, не верю, не верю! (Меняет интонацию) Господи, что же жто делается?! Исключили!? Так ведь меня еще при Императоре Петре Великом пытались исключить, да не смогли без меня обходиться, вот Академия Наук меня и восстановила! Потому как без ижицы ми1ръ от мv1ра отличить? И кто такие будут «мvроносицы»? Опять же, как поговорку-то правильно понимать «Все мы одним мv1ромъ мазаны»?

И десятеричная. (очень худенькая, говорит с достоинством). А меня при Петре Великом одну оставляли, без сестрицы (показывает на букву И, которая стоит насупившись). А теперь спорили-спорили, кто лучше, да и поступили наоборот.

И восьмеричная. (толстенькая, флегматичная). А ведь хотели опять как тогда, сестрицу оставить, она, мол, тоньше (комично разводит руки, показывая свою полноту. И десятеричная при этом грустно выпрямляет худенькие плечики). Бумагу, мол, будем экономить! (С сарказмом) Целый 1 процент!

И десятеричная. Эх, графа Толстого на них не нашлось! Пойти, теперь отличи «Войну и мир» Льва Николаевича от «Войны и мbра» Маяковского?!

Фита. (Торжественно, с пафосом, на греческом) «Пистево ис эна феон патера…» (Меняет интонацию) Вску1ю шата1шася z5зы1цы, и5 лю1дbе поучи1шася тще1тнымъ? В европейских языках чего только нет: одни и те же звуки разные буквы передают, да еще и по несколько согласных кряду. Но ведь никто и не смеет орфографию менять, а у нас-то, у нас-то! (С болью). Одно слово, безбожники!

Ять. Это что же теперь получается? Осёлъ и осtлъ теперь одинаково будут писать? А как теперь существительное мtлъ отличить от глагола мелъ? А падежные окончания? (Поворачивается к залу, говорит протяжно) Ох, и намучаются наши школьники с безударными гласными!

Звучит та же музыка. Гаснет свет.

К о н е ц с ц е н к и.

Вопросы ведущего:

1.К какому времени относится эта сценка? Какие события тогда происходили?

2. О каком мире говорила буква Ижица, кто такие мироносицы и что означает поговорка “Одним миром мазаны”?

3. О каком мире идет речь в названии романа Толстого и поэмы Маяковского?

На каких языках говорила буква Фита и что она процитировала?

Ведущий: Прошли годы. Привыкли люди к новой орфографии. И вот уже в современных школах изучается полная азбука-кириллица. По всей Руси, садясь за парту, школьники учатся читать и писать древние буквы. И уже появились свои знатоки. Сегодня некоторые из них – на нашей сцене. Сейчас они получат письменное задание. Им предстоит прочесть текст из древней книги, что будет весьма непросто, так как он написан в соответствии с древней традицией без разделения на слова.

Ассистенты выносят текст из древней книги на большом листе. Путешественники удаляются за сцену. Пока они выполняют задание, на сцену приглашается хор.

Возвратившись, путешественники читают текст.

Взрослый ведущий: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Мы все вместе с нашими героями побывали в разных странах и городах, увидели разные события. Наши путешественники показали себя истинными знатоками славянской культуры и письменности. И сейчас наступает торжественный момент встречи с Ее Величеством Славянской Азбукой.

Звучит торжественная музыка. Появляется Ее Величество Славянская Азбука. Она произносит торжественную речь и награждает путешественников.

Сводный хор исполняет гимн создателям азбуки (Музыка В.И. Главача, слова М.П. Розенгейма).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!

Заключительное слово ведущего.

Список литературы:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб, 2004.

2. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М., 1982.

3. Белякова С.М., Новикова Л.А., Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.

4. Гальковский Н.М. Христианство и язычество. т.1 – Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси; т.2 – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе – М., 2003, 320 стр. т.1, т.2

5. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

6. Зеленин Д.К. Избранные труды. М., 1994.

7. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. М., 1993.

8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1994.

9. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период). М., 1965.

10. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М., 1984.

11. Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.

12. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

13. Селищев А.М. Славянское языкознание. Т.1. М., 1941.

14. Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.

15. Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М., 1993.

16. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Подготовка к празднику.

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Традиционно это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народностей.

С полным основанием можно говорить об уникальности этого праздника. Он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни. Обращение к истокам национальных культур славянских народов и их тесная взаимосвязь подчеркивают органическое единство и вместе с тем многообразие культурных традиций.

Почти двенадцать веков отделяют нас от того времени, когда жили, творили великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Первоучители не только перевели с древнегреческого на славянский главнейшие христианские книги, но и воспитали целую плеяду учеников, от которых разрослось древо великой славянской культуры.

При проведении Дня славянской письменности и культуры организаторы и участники должны ставить перед собой следующие цели и задачи:

Сохранение подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории русского языка и отечественной культуре;

Развитие эстетического чувства школьников на основе элементов традиционной культуры;

Развитие межпредметных связей всех учебных курсов, содержание которых позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Отправной точкой в формировании сценария праздника должна служить сама азбука. История ее создания, а также все яркие события из жизни братьев Кирилла и Мефодия и их учеников и последователей – существенная и немаловажная часть подготовительной и праздничной программы в направлении изучения славянской письменности и культуры. Формат праздника – погружение в эпоху – позволяет организовать диалог культур.

В программу праздника могут входить также следующие конкурсы:

Конкурс изобразительных работ,

Конкурс народных костюмов,

Конкурс фольклорных коллективов,

Конкурс традиционной русской кухни,

Конкурс детских письменных работ,

Конкурс тетрадей по русскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Примерные вопросы для подготовки участников праздника

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

1. Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

1. В какой стране они родились, в каком городе, в каком веке?

2. В какой стране началась их переводческая деятельность и как эта страна называется сейчас?

3. Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей?

*Кто еще повторил подвиг св. равноапостольных Кирилла и Мефодия для народов, не имеющих своей письменности. Когда это было?

2. Первая датированная печатная книга

1. Имена первопечатников Российских.

2. Какой день отмечается как день появления первой печатной книги.

3. Какая книга появилась в этот день?

3. Реформа правописания Петра 1

1. Чем была вызвана.

2. Какие буквы были реформированы.

3. Какая книга была напечатана первой новым гражданским алфавитом?

4.* Какие буквы Российская Академия Наук была вынуждена вернуть в русскую азбуку в том 18 веке?

4. Реформа правописания 1918 года

1. Какие буквы были реформированы.

2. Что такое миръ, мbръ, мv1ро, кто такие мироносицы и что означает поговорка «Одним миром мазаны»?

3. О каком мире идет речь в названии романа Толстого «Война и мир»?

5. Как записывались числительные в древних книгах.

6. Знать имена и их происхождение (как переводится имя и из какого языка).


Сценарий мероприятия к празднику славянской письменности и культуры "Свет и добро святых Кирилла и Мефодия"

Матвиенко Валентина Николаевна, преподаватель междисциплинарного курса «Русский язык с
методикой преподавания», преподаватель-методист
Место работы: ГПОУ "Макеевский педагогический колледж"

Сценарий общеколледжного внеаудиторного мероприятия (литературно-историческая композиция) Свет и добро святых Кирилла и Мефодия

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей будущих специалистов, приобщение их к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.
Задачи:
Познакомить с просветительской деятельностью св. рвнп. Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.
Развивать способности и пробуждать интерес, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.
Развивать культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас студентов.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты, благоговение перед тайной познания.
Сформировать нравственные качества студента, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к родному слову, патриотические чувства).
Оборудование:
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
2.Видео: «Мой Донбасс», «Пресвятая Богородица», «Молитва Богородице».
3.Мультимедийная презентация
4.Изображения святых Кирилла и Мефодия
5.Церковнославянский алфавит (кириллица)
6.Репродукции из рукотворных книг, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке
Ход мероприятия
(Видео «Наш Донбасс»)
Ведущий 1. Родина…Что такое Родина?
Ведущий 2. Это – мой любимый Донбасс!
Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – колыбель степной травы и запахи полыни.
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты неба серого и радость, и унынье.
Ведущий 3. Твой воздух, запыленный, чище слез девичьих,
Рябины горькой вкус знакомый с детских лет.
Проснешься на рассвете в звонком пенье птичьем –
Клин журавлиный с неба шлет тебе привет.


Ведущий 4. Поля пшеницы – словно реки золотые,
Зеленые леса и пышные сады.
Пленяющим ароматом травы полевые
Оставят в сердце навсегда следы.


Ведущий 1. Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – край заводов, шахт и терриконов.
Ты – край несломленных и доблестных людей.
Ты – глыба мощи, красоты и силы.


Ведущий 2. Что такое Родина? Родина – это и наш родной язык, великий, могучий русский язык!


Ведущий 3. Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Ведущий 4. В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща: свет сквозной,
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К. Бальмонт
Ведущий 1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам
жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь


Ведущий 2. Под пером наших писателей и поэтов оживает все богатство и великолепие русского языка.
Ведущий 3. Под пером ученых рождаются научные трактаты.
Ведущий 4. Как здорово, что к нам дошли великие творения человеческого разума, как здорово, что мы можем
это прочитать.
Ведущий 1. Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем,
как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую
речь; кто же создал русский алфавит?
(Видео. Колокола и флейта)


Лингвист 1. Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории.
У славянской письменности удивительное происхождение.
Лингвист 2. Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и
культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту
письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.


Ведущий 1. Для тех, кто слышит имена их в первый раз, мы начинаем свой рассказ.

Историк 1. Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций
Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было
семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка
– греческий и болгарский.


Историк 2. Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны
как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.


Историк 1. Михаил Солунский – старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В
20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет
он решил изменить свою жизнь.

Чтец 1. Но слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышленьях,
Молиться Богу на заре,
Дни проводя в уединенье.
Историк 2. Михаил оставил военную службу и отправился на Афон.Постригся в монахи и получил имя Мефодий.
Историк 1. Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при
дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику,
все эллинские художества, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим
учеником и прозвали его Философом.
Историк 2. Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете
философию.


Историк 1. Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли
язычников.
Историк 2. Византийский император отправил братьев Соунских в царство Хазарское, а затем в славянскую
страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет
христианства, веру христианскую.


Историк 1. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и
соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. Славяне не могли
просвещать свой разум.
Историк 2. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут
прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг!
Историк 1. По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской
Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию.
Чтец 2. Тихо тлеет огонек лампады,
Дремлет тишина в монастыре,
Только слышно, как звенят цикады
В зарослях колючих на горе.
Хорошо навек уединиться
Средь седых и величавых гор,
Размышлять о Боге, и молиться,
И смотреть в сияющий простор.
(Видео. Молитва Богородице – песня Малышев)


Чтец 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты научила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
(Звучит тихая музыка)
Ведущий 1. В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину
стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
(Молитва Богородице)


Ведущий 2. После молебна братья и пятеро их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки.
Все получалось у них легко, потому что Сам Господь руководил ими. Азбука складывалась, как
мозаичная картина.
Лингвист 1. Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В
азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание –
совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ –
буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: АЗ БУКИ
ВЕДИ – я знаю буквы. ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ – слово – это достояние. ЖИВИТЕ – значит жить в
труде, а не прозябать. ЗЕЛО – усердно. ЗЕМЛЯ – планета Земля и ее обитатели – земляне. И –
союз и. ИЖЕ – те, которые они же. КА́КО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные. Эта часть
азбуки означала: Живете зело, земля, и иже ка́ко люди – живите, трудясь усердно, земляне, и
как подобает людям. МЫСЛЕТЕ НАШ ОН ПОКОЙ – постигайте наше мироздание.
Лингвист 2. РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух. СЛОВО – передающее
знание. ТВЕРДО – уверенно, убежденно. Так три слова складываются во фразу: рцы слово твердо
– неси знания убежденно. УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай. ФЕРТ –
оплодотворяет. Азбука зафиксировала различия звуков «п» и «ф». В середине века
южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «П» на Руси звали фрягами именно из-за особенностей
речи. В немецком языке слово «герр» обозначает господин, Бог, в греческом «иеро»
переводится – божественный, в английском HERO Герой, а также русское имя бога – Хорос.
Выходит, что буква ХЕР имела значение «божественный, данный свыше». УК ФЕРТ ХЕР: знание –
дар Божий.
Лингвист 1. «ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ» расшифровывается как «дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет
постичь»!
Ведущий 2. Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание – дар божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!


Ведущий 3. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего
великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания,
нашего бытия как русской нации.
Ведущий 4. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец,
Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было
Слово…».


Чтец 2. Помолившись Богу поутру,
Наклонившись над листом святой,
Буквы подносил к его перу
Лучезарный Ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Всевышнею рукой.
И казалась, блеск небесных звезд
Эта книга бережно хранит,
И казалась, Сам Иисус Христос
По-славянски с нами говорит!
Историк 1. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и
Мефодий усердно просвещали славян, обучали грамоте и основывали новые церкви.
Историк 2. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.
Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.
Ведущий 1. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке,
создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!




Ведущий 2. Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская связь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Ведущий 3. Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ведущий 4. Перед упокоением Константин принял схиму с именем Кирилл.Константин прожил всего 42 года.
Православная Церковь почитает братьев Кирилла и Мефодия как равноапостольных святых и считает
первыми славянскими учителями.


Чтец 1. По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Чтец 2. Спасибо Вам, святые наши братья,
За ваши непрестанные труды,
За азбуку, преподанную нам,
А главное – за Библию святую.
Чтец 3. Прошли года, и просвещенье
Меж русских светочем зажглось
От поколенья к поколенью…
От предков наших, как сынам,
Оно завещано и нам.
Чтец 4. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Чтец 5. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Лингвист 1. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели
постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для
письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва
увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы.
Лингвист 2. Лишь при Петре I изменилось количество букв, их стало 36. Внесли новые буквы – Ё и Й.
Лингвист 1. В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33
буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
Чтец 1. С кириллицы начал родное слово,
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Чтец 2. Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковских, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет и Тютчев с ними нет разлук!
Чтец 3. А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Чтец 4. Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
О.Я. Яковенко



Ведущий 1. Язык – это наследие, получаемое от предков, к которому надо относиться, как к чему-то
священному, неоценимому и недоступному для оскорбление.
Ф. Ницше
Ведущий 2. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучения и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью.
А. Куприн
Ведущий 3. Взывают к нам великие поэты и писатели, учёные-лингвисты, философы сберечь русский язык, его
красоту, богатство, величие, стройность.
Ведущий 4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках
умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И. Тургенев
Ведущий 1. Наш язык – это русской культуры великой основа,
И его нужно нам охранять, развивать и беречь –
Очень важно избавить его от всего наносного,
Защитить от «словесного мусора» русскую речь.
М. Крюков
Ведущий 2. Звуча у Пушкину так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке.
Е. Евтушенко
Ведущий 3. А мы, будущие учителя и воспитатели, как мы изучаем русский язык, как мы к нему относимся,
как мы его бережем?
Ведущий 4. Да, особенный наш молодежный язык, в основе которого явно чувствуется блатной жаргон.
Напомнить некоторые наши слова? Начнем с самых безобидных: стипуха, общага, училка, шпора,
бурса.


Ведущий 1. А какими словами мы выражаем свои эмоции!
Прикольно, клёво, круто, зашибись, офигенно, балдежно, вау, супер, отстой, стремно, кайфово,
кумарит.
Ведущий 2. Продолжим?
Блин, задрало, по фиг, фигня, в лом, жесть, капец.
Ведущий 3. До бесконечности можно приводить примеры жаргонных слов. О, а как «прикольно» наши юноши
обращаются к девушкам: деваха, гёрл, чувиха…


Ведущий 4. А девушки - к юношам: баклан, чувак, чел, паря…
Да, чу́дная наша речь!


Ведущий 1. Мир, любовь, добро, восхищение природой, чудом жизни имеют нескончаемые языковые сре́дства.
Богат язык и выражениями враждебности, грубости, осуждения, обвинения, подавления, обиды,
оскорбления. Богат и резкими выражениями крайней досады и гнева – ругательствами.
Ведущий 2. Наш язык постоянно вульгаризируется. Особенно это опасно в связи с тотальным внедрением в
нашу речь грубой брани, «ненормативной лексики», как любят теперь корректно выражаться, то
есть обычной матерщины.


Ведущий 3. Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и
фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого м любо.
А. Чехов
Лингвист 1. Убогий язык непременно связан с примитивным мышлением, а это соответствует нередко и
недостойное поведение. Убогий язык – это и примитивная, убогая душа.
Лингвист 2. А если в нашей речи много жаргонной и ненормативной лексики – имеем ли мы право учить детей?
Имеем ли мы право их воспитывать?
Историк 1. Святитель Игнатий (Брянчани́нов) нас предостерегал: «Божественная цель слова в писателях, во
всех учителях…Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и
спасения в средство развращения и погубления!»


Историк 2. Алексей Толстой предостерегал нас: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.»
Ведущий 4. «Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,наш дар бессмертный - речь…»
Случайно ли – в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на
призыв своего старшего современника:
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
НАВЕКИ!
Чтец 1. Глубокий смысл этих строк: сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не родину даже – но: слово.
Чтец 2. Потому что в слове – всё. И ДОМ, И ЖИЗНЬ, И РОДИНА, И ВЕРА!

Игра для школьников ко Дню славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников: День славянской письменности и культуры

Цели: формировать понятия о значении календарной даты; способствовать усвоению понятия «культура»; приобщать к русской национальной культуре.

Ход мероприятия

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием
Братьев славных, равноапостольных.
В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словении,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии
В Украине, Хорватии, Сербии,
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель: 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нёс своему народу свет знаний через книгу.
У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас этот праздник отмечают уже во многих российских городах.
Говоря об этом празднике, нельзя не вспомнить о греческих монахах Кирилле и Мефодии, которые придумали славянскую азбуку. В честь их азбуку назвали кириллицей. На ней были написаны первые русские книги.

Братья Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Ело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите было 24 буквы, а в славянском – 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.
В древности бумаги не было, и, чтобы передавать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент.
Что такое пергамент? (Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа.)
Её натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтобы она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на коре дуба).
На чём писали наши предки? (На бересте.)
Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Великом Новгороде нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Мы живём в мире надписей. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать.
Но время шло, знания людей расширялись, они не умещались в памяти человека, вот тогда и возникла письменность.
Древнейшая письменность называется пиктографией – рисуночным письмом. Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.
- А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки.)
Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.
Иероглифы – первоначально это означало «священные письмена». В глубокой древности использовались в Египте, а в наше время – в Китае и Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Овладеть таким письмом было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.
Клинопись – письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.
Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!
33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года, а раньше была кириллица, и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – мама.
В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось.
- А сейчас давайте с вами поиграем.

1. Игра «Наборщик»
Из букв оного слова составьте как можно больше слов.
Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, взор, воз, вред.

2. Игра «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Хлев, укол, полк, олень, град, стол, уточка, зубр, удочка, клещ, скот, тепло, столб, коса, волк, мель, беда, щель, мрак, смех, снаряд, краска, экран.
2. добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот – крот.
Роза (гроза), рубка (трубка), клад (склад), лапа (лампа), лень (олень), стол (ствол, столб), шар (шарф), дар (удар), усы (бусы).
3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, галка, полено, киска, песок, свет, рамочка, ножка, клин, зубы, орёл.

3. Игра «Угадай слова»
Осль (соль), кшока (кошка), цилаис (лисица), демвеьд (медведь), осва (сова), кшаукук (кукушка), жё (ёж), кмыша (мышка), ковл (волк), аязц (заяц), хёорк (хорёк), бкела (белка).

4. ЗАДАНИЕ нарисовать буквы славянской азбуки
- В заключение ещё несколько слов об одном человеке.
Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в XV веке немец Иоганн Гутенберг напечатал на бумаге 10 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане. В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в XVI веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатник Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец. За заслуги пере Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Сценарий Дня славянской письменности и культуры:

«Лишь слову жизнь дана»

Разработала

Учитель русского языка

И литературы

Власова Г.М.

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий: А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий : В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий : Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!