Рассказы про баню в женский день. Интересные исторические факты про русскую баню

Рассказы про баню в женский день. Интересные исторические факты про русскую баню
Рассказы про баню в женский день. Интересные исторические факты про русскую баню

22.01.2016

Я думаю, что каждому живущему человеку на территории России очень интересно будет послушать историю русской бани. Ведь мы ходим в неё, но не знаем, откуда эта традиция пришла, кто к нам её принёс. В данной статье мы попытаемся вам об этом рассказать.

Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком. Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.

У всех народов баня считалась местом особенным, священным. Поговорка о том, что после мытья в бане словно заново родился, берет начало с давних – давних времен. Ниже рассмотрим, какие народы и страны начинали вводить в свою культуру баню.

Отдельные племена Америки пользуются «древней» баней и по сей день. То есть, строился конусообразный шалаш, посредине которого выкапывалось небольшое углубление. В эту ямку клали раскаленные на костре камни и брызгали на них водой. Сейчас этим способом пользуются туристы, экспедиторы, геологи и прочие.

Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет, и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то веху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар. Таким образом, люди очищали свое тело и душу. Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет. В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.

В России парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней. Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.

Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека монаха Нестора Летописца . Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя». Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла…о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно. Есть интересный факт, произошедший в 945 году. После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.

Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.

В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих русских. Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы. Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно. Они утверждали, что мозговые и мышечные такни от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был субботний день, в который было принято парится.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. Они дочиста выметали пол, устилали его соломой, и как говорили по этому поводу иностранцы – «парились так, что из них дух вон вылетал». Но тем не менее, эти способом пользуются и по сей день хоть и редко.

В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей. В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали Владимира) имелись бани для «немогущих». Это были первые на Руси, своего рода лечебницы. Вначале 12 века, проживала на Руси внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.

История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.

Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай «блуждавший» в то время соблюдать должны были все. После проведенной ночи вдвоем люди обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведенной совместно ночи. Такие люди поддавались легким насмешкам и шуточкам (ведь довольно странно, когда несколько человек стоит перед церковью, а не заходит во внутрь). До начала 18 века исключительно все проходили следующий обряд. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе. Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.

Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.

Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не додерживаться. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. использовали в основном березовые.

После того, как русская баня стала присуща фактически в любой стране, разные народы вносили в нее свои коррективы. Вот к примеру, ислам сопоставлял очищение в бане к религиозным помыслам, исключительно так.

Сейчас достоверно никто не может сказать откуда русская баня взяла свое начало. Одни говорят спартанцами завезена, другие думают что арабами, но ведь вполне вероятно, что русская баня была придумана славянами. Почему бы и нет? Это предположение подтверждает несколько интересных моментов. Так как мылись в банях русские, не мылся еще никто, то есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя. Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.

В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности. В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины. И лишь с 1734 года поступил запрет на вхождения мужчин в женскую, а женщин в мужскую бани.

В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками. Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем установления места под строительство церкви. В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавами, то есть чем выше, тем жарче.

Во времена Петра I в Петербурге проживал камер-юнкер Берхольц, который в своих записках о России описывал всю прелесть русской бани и степень обслуживания в них. Русские женщины знали, как правильно сделать нужную температуру, насколько сильно «отбыть» веником, и в какой момент окатить холодной водой.

Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Русская баня – история ее довольно таки интересна, и она начинает немного меняться с приходом ко власти Петра I. В то время начинается «мода» и склонения к античной культуре. Начали возводить строения по типу римских домов. Копию римских терн соорудили в помещении Большого Дворца в Царском Селе.

Как можно узнать из источников русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна. Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани». Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.

На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные». Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый. В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей. Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.

Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом и подходом к лечению болезней.

Видео об истроии русской бани:


Внимание сексуально озабоченным, на сайте нет порно рассказов.

К ненастью у бабушки ломило спину. Лечилась она своеобразно - просила меня "потоптать". Бабушка становилась на четвереньки у дивана, я забирался ногами на ее спину и топтал. Старушка кряхтела и поворачивала то один, то другой бок. На два-три дня боли утихали, но наступал момент, когда надо было лечить спину всерьез. Тогда бабушка отправлялась в баню.

Баня была старая, в ней мылись еще колодники, которых в прошлом веке гнали в Сибирь через наш город. Топили ее углем два черных кочегара. Зимой баня парила, словно котелок с картошкой. Не только из трубы, но и из-под крыши, от окон валил белый пар. За сто лет банных трудов кирпичи отсырели и плохо держали тепло. Поэтому баню начинали топить еще с ночи.

Бабушка шла к открытию. Березовый веник торчал из ее самодельной сумки. В бане бабушка проводила целый день. И даже не просто в бане, а именно в парилке. До сих пор не понимаю, как выдерживало ее маленькое, сухонькое тело многочасовые истязания жарой и прутьями...

В этот день моей обязанностью было привести бабушку из бани. Поздним вечером я приходил в уже опустевший банный коридор, открывал дверь в женское отделение и, преодолевая желание заглянуть, кричал: "Тетенька, позовите бабушку Звереву!"

За дверью раздавался смех, потом выходила банщица и говорила: "Посиди, сынок, подожди. Твою бабушку только еще из парилки вывели..." Через полчаса выходила раскрасневшаяся помолодевшая бабушка, и мы шли домой. Спина после этого с месяц ее не донимала.

Без названия

Говорят, граждане, в Америке бани отличные. Туда, например, гражданин придёт, скинет бельё в особый ящик и пойдёт себе мыться. Беспокоиться даже не будет - мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмёт. Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику:


Гут бай, дескать, присмотри.


Только и всего. Помоется этот американец, назад придёт, а ему чистое бельё подают - стираное и глаженое. Портянки небось белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишко! А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно. У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошёл в баню (не ехать же, думаю, в Америку), - дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой. А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать - некуда. Карманов нету. Кругом - живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь. Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошёл в баню. Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытьё? Грех один. Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трёх шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли. Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, её себе взять, а гражданин не выпущает.


Ты что ж это, - говорит, - чужие шайки воруешь? Как ляпну, - говорит, - тебе шайкой между глаз - не зарадуешься.


Я говорю:


Не царский, - говорю, - режим шайками ляпать. Эгоизм, - говорю, - какой. Надо же, - говорю, - и другим помыться. Не в театре, - говорю.


А он задом повернулся и моется. «Не стоять же, - думаю, - над его душой. Теперича, - думаю, - он нарочно три дня будет мыться». Пошёл дальше. Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался – не знаю. А только тую шайку я взял себе. Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться - какое же мытьё? Грех один. Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь. А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идёт. Один штаны моет, другой подштанники трёт, третий ещё что-то крутит. Только, скажем, вымылся - опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки - мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трёшь. Грех один. «Ну их, - думаю, - в болото. Дома домоюсь». Иду в предбанник. Выдают на номер бельё. Гляжу - всё моё, штаны не мои.


Граждане, - говорю. - На моих тут дырка была. А на этих эвон где.


А банщик говорит:


Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, - говорит.


Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальтом. Пальто не выдают - номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок - нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка. Подаю банщику верёвку - не хочет.


По верёвке, - говорит, - не выдаю. Это, - говорит, - каждый гражданин настрижёт верёвок - польт не напасёшься. Обожди, - говорит, - когда публика разойдётся - выдам, какое останется.


Я говорю:

Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же, - говорю. - Выдай, говорю, по приметам. Один, - говорю, - карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то, - говорю, - верхняя есть, нижних же не предвидится.


Всё-таки выдал. И верёвки не взял. Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл. Вернулся снова. В пальто не впущают.


Раздевайтесь, - говорят.


Я говорю:


Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре, - говорю. - Выдайте тогда хоть стоимость мыла.


Не дают. Не дают - не надо. Пошёл без мыла. Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес? Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.


1924. М.М. ЗОЩЕНКО. Голубая книга.

Издревле люди верили в приметы про баню и старались соблюдать определенные правила.

Баня на Руси была особенным местом.Считалось,что баня-это нечистое место во всех отношениях: в ней живет нечистая сила,в ней люди смывают все свои грехи и грязь.Поэтому с ней связано очень много поверий и примет про баню.

Приметы при строительстве бани

При строительстве бани в старину следовали определенным обячаям,чтобы задобрить злого духа,который обитают в бане:

      • под порогом нужно было закопать черную курицу
      • при первой топке печи-каменки бросить туда щепотку соли
      • после первой парной баннику надо обязательно оставить хлеб с солью,чтобы в дальнейшем с ним жить в мире

На месте сгоревшей бани нельзя ничего строить

Раз баня сгорела,значит так захотела нечистая сила.Нельзя строить на этом месте ни новую баню,ни тем более дом. Обязательно будет новый пожар,не дай боже,с человеческими жертвами. Только в крайних случаях,когда была безвыходная ситуация,не было другого места или еще по какой причине,принималось решение построить баню заново.Тогда обязательно проводился обряд очищения места от нечистой силы,устанавливалась защита от огня.

Баня должна строиться на задворках,подальше от дома

Возможно люди боялись нечистой силы,потому что заходили мыться в баню без нательного крестика,беззащитными.

К тому же,баня -место смывания грязи,грехов,болезней,где «нечистые»женщины рожали детей, поэтому она должна быть изолирована от жилья.

Раньше люди ложились спать с заходом солнца.Так было положено,потому что в темное время суток начиналась жизнь других существ. И чтобы с ними не пересекаться,выбегая ночью по нужде,бани строились на задворках.

Баня смывает все грехи и болезни

На Руси считалось,что баня смывает не только грязь,но и все грехи. Поэтому люди ходили туда регулярно. Не мыться в бане было грехом.

Считалось,что и болезни возникают от грехов.У человека болит то,чем он грешит. Например,горло болит от богохульства и сквернословия. А проблемы с желудком от чревоугодия.

Церковь считала очень сильным грехом гордость,потому что от нее происходят высокомерие, презрение других, высокое мнение о себе, крайний эгоизм. Гордость ведет прямо к болезни. Об этом говорил преподобный Нил Синайский (15 век):

«Гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью, если созреет, прорвется и причинит большую неприятность».

Чтобы вылечить болезнь человека сначала обязательно вели его в баню. Баня смывает грязь,грехи и дает силу для выздоровления.

Там же и заговаривали от болезней,например таким заговором на горящие угли:

«Батюшка ты, Царь-Огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Будь Ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок-пылок, обжигаешь, палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья… Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, - жги и спали с раба божия (Имя) вся- ки скорби и болезни, страхи и переполохи…»

Женщина не должна мыться первой в бане

Церковь считает женщину не чистой. Даже при крещении очередь выстраивают так: сначала мужчины,потом дети,а женщины креститься должны только в последнюю очередь.

Точно также и в бане: сначала парятся и моются мужчины,потом дети,а потом женщины.Только так и никак иначе.

Возможно причина возникновения такого правила идет из Св. Евангелия от Марка, глава 5, 25-34:

«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, -услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Типа,если женщина вымоется в бане первой,то все ее грехи(болезни) могут перейти на тех,кто будет в бане после нее.

После 12 ночи в баню ходить нельзя

В бане хозяин банник.А ночью к нему в гости приходит всякая нечисть,поэтому и нельзя. Если бы к вам не званные гости пришли после полуночи,вы были бы рады? Так и банник считает,что не званных гостей нужно учить уму разуму,вот и «шуткует».А его друзья ему в этом помогают. В зависимости от их настроения «шутки» могут закончиться очень плохо для человека.

Во всяком случае,на Руси придерживались этого правила. Исключением были гадания,которые как раз нужно было проводить именно ночью,потому что в гаданиях должен был участвовать банник и другие темные силы. Это и доказывает,что любые гадания-это от нечистого.

Баня и Новый Год

Это не Эльдар Рязанов придумал в фильме «С легким паром»,что нужно 31 декабря идти в баню,а -это старинная примета про баню: человек должен войти в новый год не только чистым телом,но и очиститься в бане от болезней(грехов).

Перед походом в баню нужно прибраться в доме,очистить его от старой энергетики,накопленной за год,освободить пространство для новой положительной энергии дома и человека. Обновленный человек из бани должен придти в чистый дом,в чистой одежде,чтобы новый год начался для него положительной,чистой энергетикой для дальнейшего успеха в жизни и обретения крепкого здоровья.
Хотя в наше время многие считают все поверья и приметы про баню предрассудками,но все же они имеют место и сейчас.

P.S.Ответ на вопрос по эрудиции,заданный в статье «Интерьер в бане»:

Пьеса называлась «Ирония судьбы». А фраза была с такими словами:»Вы что, ребята, в баню никогда не ходите и пива не пьете?».

Для неосведомленного гражданина процесс посещения бани выглядит следующим образом: зашел, разделся, помылся, посидел в парилке, выпил кваса в комнате отдыха, опять помылся, оделся, ушел. Для знающих же людей поход в парную – это настоящее таинство, подготовка и непосредственно проведение которого требует учета множества важных нюансов и мелочей. При этом порядок посещения русской бани, финской сауны, турецкого хамама и японского офуро (самые популярные виды бань) будет несколько, а в некоторых случаях и весьма значительно различаться. С информацией обо всех особенностях рассматриваемого мероприятия вам предлагается ознакомиться далее.

Начать изучение таинства проведения банных процедур следует с рассмотрения сведений о возможности посещения парильни и отсутствия таковой у представителей некоторых категорий граждан. Все сводится к особенностям температурно-вла жностных условий в парилке, которые в нормальных условиях дарят человеку лишь пользу, оказывая всестороннее положительное воздействие, но при наличии определенных недугов способны спровоцировать серьезные осложнения.

На удивление, в парилку не запрещается ходить даже людям, страдающим органическими недугами сердца при условии отсутствия активной воспалительной фазы. Наряду с этим, пациентам с сердечной недостаточностью от посещения бани следует воздерживаться. Что касается других распространенных сердечно-сосудис тых заболеваний, ишемическим больным при условии отсутствия приступов стенокардии ходить в баню можно (если доктор разрешит). Не запрещается это делать и лицам, перенесшим инфаркт миокарда. В этом случае главное, чтобы после инфаркта прошло не менее чем 6 месяцев, и не было прямых противопоказаний, о наличии/отсутств ии которых может судить лишь лечащий врач.

Посещение бани пойдет на пользу людям с аллергией и пациентам с заболеваниями верхних дыхательных путей (бронхиты, ларингиты и т.п.). Ходить в баню следует также лицам с хроническими заболеваниями легких и пациентам, перенесшим воспаление легких, опять-таки, при отсутствии врачебных противопоказаний.

Не запрещается ходить в парилку и тем, кто имеет определенные болезни нервной системы. Врачи нередко рекомендуют хороший пар пациентам с болезненными ощущениями в позвоночных корешках, невыраженными параличами, гипертонусом мышц, неврозами и др.

Установлено, что баня эффективно помогает бороться с нарушениями сна и детским энурезом, позволяет быстрее восстановиться после хирургического лечения, различных травм, улучшить состояние при наличии болезней суставов, легче переносить осложнения, вызываемые проблемами с пищеварительной системой.

Поочередное воздействие на организм горячего пара и холодной воды способствует улучшению кровообращения, что очень полезно при наличии хронических болезней. Помимо этого, в условиях бани из организма активно выводятся разного рода воспалительные компоненты. Отмечается активизация и нормализация работы почти всех основных органов и систем. Именно по этой причине посещать баню нередко советуют женщинам, страдающим разного рода дисфункциями, а также пациенткам в период менопаузы и после таковой.

Важное замечание! Гражданам с хроническими воспалениями мочеполовой системы и гормональной недостаточностью врачи рекомендуют отдавать большее предпочтение сухому пару, т.е. сауне, а не традиционной русской парной или другим разновидностям бани.

Даже беременным женщинам, если отсутствуют осложнения и индивидуальные противопоказания, не возбраняется париться. Стоит лишь вспомнить историю: на Руси женщины традиционно рожали в натопленной парилке. Во-первых, наши предки свято верили в чудодейственное целебное воздействие пара, во-вторых, баню тогда топили «по-черному» и в те времена это помещение являлось одним из наиболее стерильных среди всех доступных простому обывателю. Сегодня, разумеется, на столь экстремальные роды не решается практически никто.

Говорят, что баня и беременность - несовместимы? Наоборот, баня во время беременности полезна

Теперь о том, кому стоит временно воздерживаться от походов в баню.

У вас повышенная температура? Какая-нибудь хроническая болезнь перешла в активную острую фазу? Не ходите в парилку, пока состояние вашего здоровья не нормализуется.

Забыть о бане вообще в большинстве случаев приходится людям, страдающим тромбофлебитом, постоянными мигренями, разного рода онкологическими заболеваниями и прочими тяжелыми недугами:

  • гипертонической болезнью на III стадии;
  • острым инфарктом миокарда, тромбофлебитом с венозной недостаточностью, а также любого рода острыми воспалительными заболеваниями сердечно-сосудис той системы;
  • общим атеросклерозом;
  • анорексией (требует отдельного уточнения);
  • острыми воспалениями, инфекционными болезнями;
  • эпилепсией в любой стадии и форме;
  • болезнью Паркинсона;
  • прочими индивидуальными противопоказания ми.

В целом противопоказание м к походу в парильню является любого рода обострение того или иного заболевания.

Осторожными при посещении бани должны быть граждане, склонные к кровотечениям, страдающие гипертонической болезнью на I и II стадиях либо сердечной недостаточностью, имеющие нестабильную стенокардию. Для таких пациентов резкая смена температурного режима противопоказана, т.е., даже если доктор разрешил сходить в парилку, прыгать после нее в холодный бассейн или снежный сугроб точно не стоит.

Таким образом, если вы не до конца уверены в состоянии своего здоровья, перед походом в парилку или даже турецкий хамам со сравнительно щадящими условиями, обязательно пообщайтесь с доктором. Квалифицированны й специалист всесторонне оценит ваше состояние и даст наиболее дельные рекомендации.

Полезный совет! Если вы перешагнули уважительную возрастную отметку в 60 лет и никогда до этого не были в бане, лучше и не начинайте. Исключение составляют лишь граждане с отменным здоровьем, получившие от врача «зеленый свет» на поход в баню.

Нельзя париться после обильного употребления спиртного и плотного приема пищи. Хотя многие граждане не представляют свой поход в баню без холодной водки или хотя бы светлого пива, употребление подобной продукции является противопоказанны м – нагрузки на сердечно-сосудис тую систему будут ненормально высокими.

Из России в Финляндию, Турцию и Японию: особенности существующих разновидностей бань

Для русского человека баня – это помещение с высокой температурой и влажным паром, для жителя Финляндии – то же самое, но без последнего. Турки любят расслабляться, лежа на подогреваемых «скамьях», а японцы – сидя в бочке с теплой водой (после этого они обычно ложатся в емкость с теплыми сыпучими материалами). В следующей таблице вы можете ознакомиться с ключевыми особенностями каждой из упомянутых разновидностей парилок.

Таблица. Особенности бань мира

Разновидность бани Описание
В русской бане жарко (но не так, как в финской сауне) и влажно. В среднем температуру в парилке держат на уровне 55-60°С, иногда до 70°С. Влажность доходит до 55-60%.
Сюда человек приходит попариться, следовательно, ключевой составляющей банных процедур является пар, образующийся путем поддачи воды, кваса, травяного настоя и прочих подходящих жидкостей на раскаленные камни, включенные в состав печи.
Пар может быть тяжелым (крайне нежелательно) и легким (оптимальный вариант). Тяжелый пар образуется в случае поддачи воды на не слишком хорошо (до 200 градусов) разогретые камни. Вода испаряется крупными частицами, вдыхание которых приводит к возникновению одышки и прочих неприятных ощущений. Именно поэтому для комфортного времяпрепровождения в бане очень важно уметь готовить именно легкий пар. Для этого вода небольшими порциями поддается на хорошо раскаленные камни (от 400 градусов, лучше – порядка 600 градусов, т.е. докрасна).
Посетители бани проводят время, сидя или лежа на полоках. Установка полок осуществляется в 1-3 яруса. Горячий воздух, в соответствии с законами физики, устремляется вверх. Следовательно, на нижней полке в парилке будет наименее жарко (здесь обычно проводят время дети, люди с ослабленным здоровьем и неопытные банщики), на верхней – горячее всего.
В среднем знающие люди рекомендуют не проводить в парилке дольше 5-10 минут. В остальном же каждому рекомендуется ориентироваться на собственные ощущения и состояние, но слишком переусердствовать тоже не стоит – можно получить тепловой удар со всеми вытекающими.
Традиционно русские бани укомплектовывались кирпичными печами специальной конструкции. Сегодня они нередко заменяются металлическими агрегатами или даже электрическими каменками. В этом моменте владельцу предстоит принять решение самостоятельно.
После парилки банщики традиционно окунаются в бассейн/бочку/купель с холодной водой, а те, кто особенно чтут традиции, выходят на улицу и «ныряют» в снег. Резкая смена температуры при отсутствии проблем со здоровьем доставляет приятные ощущения, сравнимые со своего рода эйфорией, и в целом является полезной для человеческого организма.
Между заходами в парилку рекомендуется выдерживать в среднем 20-минутный перерыв. Делать больше 2-3 заходов не рекомендуется.
В финской сауне, в отличие от русской бани, очень жарко и сухо. Сюда приходят, чтобы как следует прогреться. Температура воздуха в парном помещении финской сауны может доходить вплоть до 90-120°С. Влажность редко превышает 15%, зачастую она держится на еще более низком уровне (3-10%). В условиях низкой влажности столь экстремальные температуры переносятся большинством посетителей весьма неплохо.
Начинающим любителям сауны рекомендуется знакомиться с «финской жемчужиной», сидя на нижних полках, постепенно перебираясь вверх при наличии такого желания и отсутствии неблагоприятных реакций со стороны организма.
В парном помещении финской сауны не рекомендуется проводить более 15-20 минут (начинающим – меньше, до 5-10 минут). Рекомендации в отношении количества заходов и длительности перерывов между ними аналогичны русской бане. На голову следует надевать специальную шапочку, снижающую вероятность получения теплового удара к минимуму.
Для далеких предков современных жителей Турции (а для многих из них и в настоящее время) посещение бани является не столько гигиенической процедурой, сколько настоящим религиозным ритуалом.
В целом подобного рода бани не являются исключительно турецким достоянием – в Арабских Эмиратах, Сирии, Таджикистане и множестве других восточных стран парильни строятся по схожему принципу.
Одной из главных изюминок восточного хамама, отличающей его от русской бани и финской сауны, является уникальная в своем роде внутренняя отделка . Древесина здесь практически не используется: поверхности, лежанки и элементы интерьера изготавливаются/украшаются мрамором и декорируются мозаикой. Потолок традиционно имеет купольную форму, благодаря чему конденсированная влага не капает на посетителей бани, а стекает по стенкам.
В зависимости от конкретного помещения (в современной восточной бане их 3), температура в хамаме может варьироваться от 30 до 100 градусов. Более подробно эти аспекты будут рассмотрены в соответствующем разделе о правилах посещения турецкой бани.
Офуро – традиционная японская баня, которую неосведомленный человек, привыкший к парилкам с печами, полками и вениками, может и баней-то не посчитать. Главный элемент офуро – бочка с водой. Вернее, даже 2 бочки: в первой температура воды держится на уровне 35 градусов, во второй – 40-50 градусов. Подогрев осуществляется специальной печью, чаще всего встроенной в днище емкости. Для комфортного пребывания в офуро, ее внутреннее пространство укомплектовывается специальными сидениями. Посетителю настоятельно не рекомендуется погружаться в воду глубже, чем до уровня сердца – может стать плохо.
Время пребывания в емкости с водой рекомендуется выдерживать в пределах 7-15 минут.
После бочки посетителю предлагается провести 15-20 минут в емкости, наполненной подогретыми до 50-60 градусов кедровыми опилками, листвой и различными целебными травами. В завершение процедуры посетитель погружается во вторую ванну, наполненную морской галькой. Здесь температура выдерживается на уровне 45-50 градусов. Более детально нюансы времяпрепровождения в японской бане будут освящены в соответствующем разделе.

В современных банных комплексах можно приобрести/взять на прокат абсолютно все, что нужно для комфортного времяпрепровожде ния. Если вы не хотите тратить лишние деньги либо попросту брезгуете пользоваться предлагаемыми комплексом вещами, возьмите все необходимое с собой.

Перечень включает следующие принадлежности:

  • резиновые тапочки – босяком по скользкому мокрому полу лучше не ходить, т.к. можно упасть. Кстати, в восточном хамаме традиционно носят не резиновые тапочки, а обувь с деревянными подошвами, защищающими кожу от высоких температур;
  • – берется по желанию;
  • банную шапку – защищает от теплового удара и в целом добавляет колорита. Подходят шапочки, изготовленные из хлопка, льна и натуральной шерсти. Синтетических изделий следует избегать;
  • рукавицы. Понадобятся, если планируется «работа веником». Подходят изделия из натуральной шерсти и брезента;
  • халат или простынь. В целом, если вы не стесняетесь ходить голышом и все свои, можете их и не брать;
  • подстилку. Ее вы расстелите на лавке в парилке – нередко полки разогреваются до такого состояния, что сидеть/лежать на них весьма некомфортно. Можно заменить простыней или полотенцем;
  • средства для ухода за кожей и волосами, мочалка и т.п.;
  • чистое нижнее белье/одежда;
  • аромамасла (если хотите). Используйте лишь средства и составы, разработанные специально для применения в банях и саунах.

Дополнительно можете захватить расческу, пемзу для пяток, фен и т.п.

Техника безопасности, или что делать в бане не рекомендуется

Итак, вы прибыли в баню. Неважно, в какую именно – положения техники безопасного посещения остаются одинаковыми для любой разновидности парилки и поэтому приводятся перед информацией о правилах посещения бани. Нарушение приведенных рекомендаций сыграет против вас, и вместо пользы, удовольствия и расслабления получится один вред, дискомфорт или, что еще хуже, проблемы со здоровьем.

Положения на этот счет приведены в таблице.

Таблица. Меры предосторожности в бане

Рекомендации Пояснения
Пребывание в температурных условиях парилки итак создает нагрузку на сердце. Употребление же спиртных напитков повысит эти нагрузки в несколько раз. Последствия могут быть самыми неблагоприятными, вплоть до сердечного приступа.
В жару происходит отток крови от внутренних органов к коже. Нормальное переваривание пищи в подобных условиях становится невозможным. Результат – тяжесть в животе.
Перед посещением бани, равно как и непосредственно в бане, можно есть только натуральную пищу, не содержащую ароматизаторов, красителей и разного рода консервантов.
Газы провоцируют возникновение вредных процессов в пищеварительной системе. В нормальных условиях организм здорового человека с ними обычно справляется. В бане же, как отмечалось, внутренние органы работают по-другому, и употребление газировки может спровоцировать дискомфортные ощущения в животе или даже более серьезные проблемы.
Употребление таковых способствует замедлению потоотделения. В бане безопасно пить теплый чай или хотя бы напитки комнатной температуры.
Рекомендация актуальна и для сильно уставших граждан. В особенности противопоказано посещение бани, если недомогание присутствует в комплексе с повышенной температурой тела.
Многие любят совмещать банные процедуры и половые контакты. Удовольствие может обернуться чрезмерным увеличением нагрузок на сердечно-сосудистую систему со всеми вытекающими. В комнате отдыха это делать можно, в парилке – нет.
Участие в соревнованиях из разряда «кто дольше просидит на верхней полке» уместны, во-первых, если вы являетесь банщиком со стажем, во-вторых, если вы имеете «железное» здоровье. Находитесь в парилке ровно столько, сколько можете и при такой температуре, которую вы нормально переносите. Устраивать различные показательные мероприятия в подобных условиях себе дороже.
Переборщите с поддачей воды – получите тяжелый пар, что сделает невозможным пребывание в парилке. За раз рекомендуется поддавать не более 100-250 мл обязательно теплой воды.
Длительный контакт веника с кипятком приведет к тому, что листья осыплются и изделие развалится.
Сидеть на самой верхней полке, держа при этом голову под потолком и свешивая ноги вниз нельзя. Разница температур в месте нахождения упомянутых частей тела может достигать 30 градусов и более, притом, что в районе ног будет холоднее, а в большем количестве тепла нуждаются именно они. На верхней банной полке по возможности следует исключительно лежать.
Гели для душа и любые другие представители этого «семейства» тоже под запретом. Использование таковых во время мытья приводит к обезжириванию кожных покровов, которые в данном состоянии крайне негативно переносят контакты с горячим воздухом и становятся более восприимчивыми к ожогам.
Мокрые волосы хуже защищают голову от перегрева.
Посидели 5-10 минут в парилке (со временем можно увеличивать до 15-20 минут, если это не ухудшает самочувствие) и ушли отдыхать в прохладную комнтау. При этом длительность отдыха должна в пару раз превышать продолжительность пребывания в парилке.
Холодной (ледяной – необязательно) можно, т.к. наибольшую пользу приносят именно контрастные процедуры. Сочетать посещение парилки с обливанием теплой водой бессмысленно.
Проводите в парилке столько времени, сколько позволяет ваша выдержка и самочувствие. Не пытайтесь угнаться за бывалыми парильщиками с многолетним опытом.

Перед изучением особенностей посещения существующих разновидностей бань, не лишним будет узнать, что делать, если парильщику вдруг стало плохо. Самая распространенная проблема самочувствия в бане – перегрев. Понять, что человек перегрелся, можно по следующим признакам:

  • сильному учащению сердцебиения;
  • затрудненному дыханию;
  • болезненным ощущениям, чувству давления в висках;
  • головокружению;
  • появлению звона в ушах, характерных «мушек» перед глазами;
  • тошноте.

В случае возникновения любого из вышеперечисленны х проявлений, нужно выйти из парилки и постараться прийти в себя в комнате отдыха или любом другом прохладном помещении . Если в течение нескольких минут не становится лучше или самочувствие стремительно ухудшается, следует обратиться к администратору комплекса (он наверняка знает, что делать и располагает требуемыми медикаментами и средствами для оказания первой помощи) или вызвать врача самостоятельно, если становится понятно, что справиться с возникшей проблемой не представляется возможным.

Как ходить в баню: описание процесса и важные замечания

Вам предлагается ознакомиться с особенностями посещения разных бань мира.

Правильно ходим в русскую баню

Ходим в баню правильно, чтобы укрепить здоровье

Для неосведомленного человека баня – это просто помещение с высокой температурой. Процедура ее посещения для подобных граждан выглядит приблизительно так: пришел, разделся, помылся, попарился, окунулся в бассейн, обсох и ушел. Конечно, можно и так. Но гораздо более приятной и максимально полезной для организма процедура посещения парильни станет, если подойти к ее проведению с умом. Регулярно ходя в баню и делая все правильно, вы начнете замечать, что кожа разглаживается, лишний вес уходит, а хронические болезни беспокоят гораздо реже.

Итак, вы пришли в баню, разделись, приняли душ (голову не мочим, тело моем без использования мыла, геля и т.п.), вытерлись насухо полотенцем и пошли в парилку.

Душ в бане принимаем без мыла

Первый заход будет подготовительным, т.е. ваш организм перестроится на новые для себя условия. Под воздействием жары кожные поры раскроются, прилив крови к ней усилится. Рекомендованная длительность первого захода – до 10 минут. Лучше, чтобы температура в парилке во время первого захода была сравнительно невысокой – до 50-55 градусов.

Спустя указанные 10 минут (если вам тяжело, выходите раньше) покиньте помещение парилки и отдохните. При желании можете окунуться в бассейн. Отдыхать надо не менее 15-20 минут.

Второй заход в парилку более серьезный. При желании температуру можно увеличивать. Длительность захода определяйте по собственным ощущениям. В целом, даже если вы прекрасно себя чувствуете, находиться в парилке дольше 20 минут настоятельно не рекомендуется.

Для максимальной пользы, совмещайте нахождение в парилке с косметическими и оздоровительными процедурами. Наиболее древняя и традиционная из них – хлестание веником.

Неподготовленном у человеку, в особенности, никогда не видевшему классическую русскую баню раньше, хлестание веником может показаться чем-то из разряда садомазохизма. Наряду с этим, данная процедура имеет вполне обоснованную медицинскую подоплеку. Прежде всего, хлестание веником по своему механизму действия является интенсивным массажем, способствующим улучшению кровообращения в мышцах и органах. Аналогичная процедура проводится в восточных массажных кабинетах, только вместо веников там используют бамбуковые палочки.

Веник из бамбука - экзотика или полезный банный аксессуар

Помимо этого, при хлестании веником по распаренной коже, она активно впитывает содержащиеся в листьях полезные вещества. Именно поэтому для изготовления веников рекомендуется использовать натуральные целебные растения.

Не менее полезной банной процедурой является нанесение на кожу натурального скраба. С давних времен женщины используют для этого мед. Липкая и густая масса проникает в раскрытые кожные поры, обеспечивая ее эффективную очистку от различных вредных веществ. Можно просто покрыть медом проблемные участки тела и сделать массаж, как бы приклеивая руку к меду и отрывая его от липкой массы. После массажа мед следует смыть.

В завершение банных процедур можете принять прохладный душ и выпить теплый чай. С рекомендациями в отношении пребывания в парилке в целом, поддачи воды на камни, техники безопасности и прочих моментов вы уже ознакомились.

Важно! Перед заходом в парилку обязательно снимите с себя любые украшения, в особенности металлические – нагревшись, они обожгут вашу кожу. Прежде чем садиться на полку, укройте ее полотенцем или сложенной в несколько раз простыней.

Видео – Как ходить в баню

Подготовка (переодевание, прием душа и т.п.) проводится так же, как и перед посещением русской бани. Далее присутствует ряд отличий.

Сидеть на полке (в особенности, если она самая верхняя), свесив ноги, не рекомендуется – может стать плохо. Лучше расстелить на лавке простыню и принять лежачее положение. Сами ноги, при этом, по возможности следует держать чуть выше, чем голову – сердцу будет проще работать. Для обеспечения требуемого «перепада» можно использовать специальную подножку – такие присутствуют практически во всех саунах.

Находясь в сауне, дышите ртом и старайтесь не разговаривать.

Важно! Пользоваться веником в финской сауне нельзя – здесь гораздо жарче, чем в русской бане, а влажность практически отсутствует. В таких условиях хлестание веником вместо пользы для организма принесет лишь ожоги.

После выхода из парильного помещения надо остыть. Оптимальный способ выбирайте сами, принимая во внимание собственное самочувствие, состояние организма и имеющийся опыт. Вариантов достаточно много: от обливания водой, принятия холодного душа и окунания в бассейн до «ныряния» в сугроб и погружения в прорубь.

Во время отдыха между заходами в парильню (а длительность перерыва, как отмечалось, должна минимум в 2 раза превышать время пребывания в парильной комнате) восстановите состояние водно-солевого баланса. Для этого можете выпить минеральную воду (негазированную) , квас, отвар трав либо теплый зеленый чай. Если вы больше любите черный чай, готовьте его с мятой либо ромашкой, также подойдет мелисса и смородина – наличие таковых в составе напитка будет нивелировать возбуждающее действие такого чая. Алкоголь, кофе и энергетические напитки пить в сауне нельзя.

Ржаной хлебный русский квас - идеальный напиток после сауны и бани

Рекомендации в отношении второго и дальнейших заходов в парилку аналогичны. Количество заходов можете выбирать сами, ориентируясь на собственные ощущения. Главное, чтобы суммарно вы провели в парилке не более 40 минут. Длительность банной процедуры в целом целесообразно выдерживать на уровне 2-3 часов, больше – не имеет смысла, разве что вам захочется весело провести время в комнате отдыха с приятной компанией.

Во время последнего захода в парилку не стоит взбираться на верхнюю полку. Ваша цель – подготовить свой организм к постепенному и плавному охлаждению. Резкие температурные перепады на этой стадии ни к чему. Выйдите из парилки, примите прохладный душ (здесь уже можно использовать мыло и гели и мыть голову), вытритесь, немного остыньте и идите гулять на улицу. Рекомендованная продолжительност ь прогулки – до получаса.

Полезно знать! Прекрасным завершением банных процедур в финской сауне станет расслабляющий массаж.

Если у вас повышенная температура, имеют место инфекции кожи, злокачественные новообразования, нарушения внутренних обменных процессов, сосудистая недостаточность, проблемы с кровообращением, либо же вы склонны к кровотечениям и у вас плохо сворачивается кровь, от похода в финскую сауну следует воздержаться. В любом случае, прежде чем подвергать свое тело подобным температурным воздействиям, не лишним будет проконсультирова ться с доктором.

Доктор решает - можно или нет

Видео – Как париться в финской сауне

Правильно ходим в восточный хамам

Турецкая баня в ее современном виде состоит из 3 главных комнат, традиционно выполняющихся в форме круга. У каждого из помещений собственное предназначение. С информацией по этому поводу вы можете ознакомиться в следующей таблице.

Таблица. Что делать в помещениях турецкой бани

Помещение Описание
Эта комната совмещает в себе функции раздевалки и помывочной. Здесь посетитель избавляется от одежды, омывает свое тело (мыло, гели и пр. по-прежнему не используются, а голова не мочится) и оборачивается в полотенце.
Полезный совет! В соответствии с восточными традициями, пребывать в хамаме в обнаженном виде нельзя. В остальном можете ориентироваться на личные предпочтения и принципы.
Обуваться в хамаме, как отмечалось, лучше всего в деревянную обувь – она защитит кожу ступней от ожогов, т.к. в турецких банях полы обычно подогреваются.
Средняя температура воздуха в джамекяне держится на уровне 30-35 градусов. То есть здесь человек может не только раздеться и помыться, но и подготовить свое тело к более жарким «испытаниям».
Промежуточное помещение, т.н. «теплая комната ». Здесь немного теплее, чем в раздевалке-помывочной, но не так жарко, как в основном, «горячем» помещении. Традиционно илыклык используется в качестве комнаты отдыха. Здесь можно остыть после посещения последнего помещения, выпить травяной чай и пообщаться с друзьями.
Самое жаркое помещение турецкой бани. Воздух здесь редко прогревается сильнее, чем до 50-60 градусов, однако возможно поднятие температуры до 100 градусов. Нередко в харарете обустраивается бассейн, предназначение которого, прежде всего, сводится к поддержанию требуемого уровня влажности. Практически 100%-й показатель влажности воздуха в парилке является одним из ключевых отличий турецкого хамама от других разновидностей бань. Тело посетителей здесь прогревается не за счет тепла воздуха, а посредством воздействия влажного пара.
Для подачи горячего воздуха в помещение турецкая баня укомплектовывается системой труб и форсунок. Нередко дополнительно подаются ароматические эссенции, способствующие лучшему расслаблению и получению большего удовольствия.

В идеале правильный порядок действий в харарете имеет следующий вид. Посетитель пару минут привыкает к окружающим условиям, после чего начинается сеанс массажа. На протяжении нескольких минут специально обученный человек, надев на руки жесткие перчатки из натуральных материалов, растирает тело посетителя. Во время такого массажа раскрываются кожные поры, что способствует выведению из организма вредных шлаков и токсинов.

После массажа происходит намыливание тела. Делается это по особенной технологии. В центре «горячего» помещения любого настоящего хамама установлен гебек-таши, представляющий собой своего рода стол из мрамора. Посетитель, лежащий на этом столе, подвергается сеансу пенного массажа, в ходе которого тело покрывается облаком пены, после чего банщик или заменяющий его товарищ тщательно очищает тело парильщика, вооружившись жесткой мочалкой. В ходе такой процедуры происходит не только очистка кожных покровов, но и активизация кровяного и лимфатического обращений, улучшаются обменные процессы, устраняются отмершие частички кожи.

Вот лишь неполный перечень положительных воздействий, на которые может рассчитывать посетитель такой бани:

  • нормализация обменных функций и работы сердечно-сосудис той системы организма;
  • устранение или хотя бы существенное облегчение ревматических болей;
  • очищение, а иногда даже заметное омоложение кожи;
  • устранение лишнего веса;
  • улучшение самочувствия, избавление от депрессий, стрессовых состояний и переживаний;
  • профилактика простуд и обострений различных хронических недугов.

При этом японская баня почти не имеет противопоказаний к посещению. От подобных процедур рекомендуется воздерживаться разве что лицам с хроническими недугами в стадии обострения, а также гражданам с туберкулезом, эпилепсией и прочими упомянутыми ранее болезнями, беременным женщинам и детям, не достигшим трехлетнего возраста.

Вымывшись, посетитель приступает к банным процедурам. В помещении обычно находится 2 бочки из древесины сосны либо дуба, также подобные емкости могут делаться из лиственницы и кедра.

В первой емкости вода подогревается в среднем до 35 градусов, в следующей немного теплее – порядка 40-50 градусов. Разместиться в емкости, как отмечалось, нужно так, чтобы уровень воды был немного ниже сердца, в противном случае нагрузки на сердечно-сосудис тую систему будут слишком сильными.

Для усиления полезного эффекта в воду могут добавляться различные соли, травяные эффекты и прочие вещества.

Важное замечание! Нередко для экономии места владельцы салонных бань устанавливают в помещении одну бочку, укомплектовывая ее печью, позволяющей постепенно нагревать воду.

Проведя время в бочке, человек вытирается насухо и переходит к следующей стадии процедуры, предполагающей времяпрепровожде ние в деревянных ванных с различным содержимым. В первой бане предлагается полежать 15-20 минут, погрузившись по шею в смесь опилок (обычно они кедровые), измельченных листьев, целебных растений и др., подогретую примерно до 50 градусов (иногда больше). В ходе процедуры распаренная кожа насыщается полезными эфирными маслами.

Вторую деревянную ванну наполняют морской галькой. Средняя температура – 40-50 градусов. Во время пребывания в емкости достигается массажный эффект, благодаря которому снимается нагрузка с позвоночника посетителя и в целом оказывается оздоровительное воздействие на его организм.

Примечание! Не исключается возможность отдельного приема «сухой» бани – эффект также будет весьма выраженным и положительным.

Традиционно процедура завершается чайной церемонией, в ходе которой парильщик окончательно расслабляется, восстанавливает силы и нормализует водный баланс своего организма. Пить рекомендуется зеленый чай, можно с корицей либо жасмином.

Удачного вам похода в баню и будьте здоровы!

Видео – Как правильно ходить в баню

К ненастью у бабушки ломило спину. Лечилась она своеобразно - просила меня "потоптать". Бабушка становилась на четвереньки у дивана, я забирался ногами на ее спину и топтал. Старушка кряхтела и поворачивала то один, то другой бок. На два-три дня боли утихали, но наступал момент, когда надо было лечить спину всерьез. Тогда бабушка отправлялась в баню.

Баня была старая, в ней мылись еще колодники, которых в прошлом веке гнали в Сибирь через наш город. Топили ее углем два черных кочегара. Зимой баня парила, словно котелок с картошкой. Не только из трубы, но и из-под крыши, от окон валил белый пар. За сто лет банных трудов кирпичи отсырели и плохо держали тепло. Поэтому баню начинали топить еще с ночи.

Бабушка шла к открытию. Березовый веник торчал из ее самодельной сумки. В бане бабушка проводила целый день. И даже не просто в бане, а именно в парилке. До сих пор не понимаю, как выдерживало ее маленькое, сухонькое тело многочасовые истязания жарой и прутьями...

В этот день моей обязанностью было привести бабушку из бани. Поздним вечером я приходил в уже опустевший банный коридор, открывал дверь в женское отделение и, преодолевая желание заглянуть, кричал: "Тетенька, позовите бабушку Звереву!"

За дверью раздавался смех, потом выходила банщица и говорила: "Посиди, сынок, подожди. Твою бабушку только еще из парилки вывели..." Через полчаса выходила раскрасневшаяся помолодевшая бабушка, и мы шли домой. Спина после этого с месяц ее не донимала.

Без названия

Говорят, граждане, в Америке бани отличные. Туда, например, гражданин придёт, скинет бельё в особый ящик и пойдёт себе мыться. Беспокоиться даже не будет - мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмёт. Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику:


Гут бай, дескать, присмотри.


Только и всего. Помоется этот американец, назад придёт, а ему чистое бельё подают - стираное и глаженое. Портянки небось белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишко! А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно. У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошёл в баню (не ехать же, думаю, в Америку), - дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой. А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать - некуда. Карманов нету. Кругом - живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь. Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошёл в баню. Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытьё? Грех один. Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трёх шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли. Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, её себе взять, а гражданин не выпущает.


Ты что ж это, - говорит, - чужие шайки воруешь? Как ляпну, - говорит, - тебе шайкой между глаз - не зарадуешься.


Я говорю:


Не царский, - говорю, - режим шайками ляпать. Эгоизм, - говорю, - какой. Надо же, - говорю, - и другим помыться. Не в театре, - говорю.


А он задом повернулся и моется. «Не стоять же, - думаю, - над его душой. Теперича, - думаю, - он нарочно три дня будет мыться». Пошёл дальше. Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался – не знаю. А только тую шайку я взял себе. Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться - какое же мытьё? Грех один. Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь. А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идёт. Один штаны моет, другой подштанники трёт, третий ещё что-то крутит. Только, скажем, вымылся - опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки - мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трёшь. Грех один. «Ну их, - думаю, - в болото. Дома домоюсь». Иду в предбанник. Выдают на номер бельё. Гляжу - всё моё, штаны не мои.


Граждане, - говорю. - На моих тут дырка была. А на этих эвон где.


А банщик говорит:


Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, - говорит.


Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальтом. Пальто не выдают - номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок - нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка. Подаю банщику верёвку - не хочет.


По верёвке, - говорит, - не выдаю. Это, - говорит, - каждый гражданин настрижёт верёвок - польт не напасёшься. Обожди, - говорит, - когда публика разойдётся - выдам, какое останется.


Я говорю:

Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же, - говорю. - Выдай, говорю, по приметам. Один, - говорю, - карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то, - говорю, - верхняя есть, нижних же не предвидится.


Всё-таки выдал. И верёвки не взял. Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл. Вернулся снова. В пальто не впущают.


Раздевайтесь, - говорят.


Я говорю:


Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре, - говорю. - Выдайте тогда хоть стоимость мыла.


Не дают. Не дают - не надо. Пошёл без мыла. Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес? Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.


1924. М.М. ЗОЩЕНКО. Голубая книга.

Каждый год в Чистый четверг, в канун Пасхи, православные смывают с себя накопившиеся грехи. Принято считать, что поход в баню в этот день — исконная отечественная традиция, которой русские следуют на протяжении многих веков. На самом деле это легенда, созданная иностранцами, не бывавшими на Руси нигде, кроме Москвы и крупных городов. Лишь самые зажиточные русские люди могли позволить себе собственную баню. Большинство же парилось в русских печах, рискуя при этом угореть и пачкаясь в саже. Даже на исходе XIX века были целые губернии, где жители столетиями мылись только два раза — при рождении и после смерти. Не меньше легенд создано позднее и вокруг общественных бань в городах. Но, судя по документам, семейными номерами, например, пользовались в легендарных банях не семьи, а проститутки для приема клиентов, семейные же люди не ходили туда из боязни заразиться дурными болезнями.

"Выходят, как их Бог создал"

Правда, немалое число жителей Российской империи решали проблему выбора между баней и печью куда проще — не мылись вовсе. В 1876 году Александр II поставил во главе Минской губернии камергера В. Чарыкова. К новому месту назначения новый губернатор прибыл из Вятки, где на протяжении шести лет не без успеха управлял обширным лесным краем. Так что можно было представить себе его удивление, когда он узнал, что жители подведомственных ему отныне территорий не имеют бань, не моются в печах и никогда не купаются в реках и иных водоемах. Причин тому называлось множество. Считалось, что помещики-католики, сами не имея привычки к баням, не приучили к ним и крестьян. Возможно, дело было в постоянной тяжелой усталости, из-за которой у крестьян не хватало сил не только на то, чтобы построить баню, но и попросту натаскать воды для помывки в сенях, как это делалось в южных частях страны. Купание же в реках и озерах не было распространено и за пределами Минской губернии. Ведь купальный сезон длился с 24 июня, с Ивана Купалы, до Ильина дня — 20 июля, да к тому же вода и в это время далеко не в каждом водоеме средней полосы прогревалась выше 15-17 градусов.

Впрочем, в деревнях русских староверов, бежавших от "никоновой ереси" за пределы Московского государства, все обстояло совершенно иначе: по субботам и перед праздниками топились бани, а дети летом плескались на речных отмелях.

Камергер Чарыков решил, что гигиена прежде всего, и издал строгий указ о повсеместном строительстве бань и организации мест купания на реках, озерах и прудах. Вот только с исполнением строгого указания власти в уездах не торопились. Как правило, все уездные начальники ссылались на отсутствие средств на покупку леса и строительство бань, а также на то, что дно рек топко и крестьян никакими силами не удается загнать в воду. А вот из Пинского уезда сообщали, что и в построенные бани никто ходить не хочет, а в свое оправдание приводили местную пословицу: "Пинчук моется два раза в жизни — при рождении и по смерти". Однако губернатор настаивал на своем, и бани со скрипом, но все-таки строились. Вот только это не принесло никаких результатов. Один из врачей, инспектировавших губернию, в 1890-х писал, что, проезжая по уездам, он постоянно встречал развалины бань, построенных по приказу Чарыкова. Уцелели лишь немногие, в уездных городках, которыми пользовались присланные из великорусских губерний чиновники и учителя.

Тот же автор констатировал, что водобоязнью в Минской губернии поражены не только крестьяне, но и представители других сословий. И в качестве примера рассказывал историю вдовы священника, у которой случился колтун — волосы от отсутствия ухода спутались и превратились в паклю, которую невозможно было расчесать. Проще всего было бы остричь волосы, но, по народным поверьям, в этом случае колтун проникал в голову, так что попадья сколько могла терпела, а потом, когда волосы стали слишком тяжелы и грозили сломать шею, слегла и находилась в таком состоянии 42 года. Причем, как отмечал врач, за нею ухаживали все это время две дочери, не вышедшие замуж, чтобы ухаживать за матерью. И подобных примеров в тех местах, как утверждал автор отчета, пусть и не таких гротескных, насчитывалось множество.

Куда более эффективным средством внедрения бань в места, где их отродясь не бывало, оказался переход от рекрутского набора к срочной службе в армии. Солдаты и матросы за время службы приучались к бане и чистоте, и те из них, кто, отбыв службу, возвращался в родные места, нередко старались обзавестись собственной парильней. Но еще большую роль в распространении бань сыграл рост доходов крестьян. Ведь баня, как и в прежние времена, оставалась символом престижа и состоятельности. Из-за революции и войн процесс, правда, несколько затянулся, и во многих русских деревнях традиционные русские бани появились лишь многие десятилетия спустя — в эпоху развитого социализма.

"Эти номера — рассадники заразы"

Обзавестись собственной баней жителям городов было намного сложнее. Однако эти подданные империи всегда могли воспользоваться услугами общественных и производственных бань. Последние, при фабриках и заводах, подвергались постоянной критике прогрессивной российской общественности. Практически на всех предприятиях немалая плата за пользование баней — 5-7 копеек за сеанс — вычиталась из зарплаты рабочих, а собственники при этом норовили сэкономить на топливе или банном оборудовании, чего не случалось в частных банях. Петербургский художник М. Григорьев писал:

"При входе в вестибюль бани прежде всего бросался в глаза большой киот с лампадкой, долженствующий призвать благодать Божию на торговое дело. По бокам шли прилавки, на которых торговали вениками, мылом, губками, мочалками, полотенцами, носками, мочеными и морожеными яблоками, пряниками, леденцами, пивом, лимонадом, квасом. Тут же была расположена касса; в особых металлических футлярчиках были вложены катушки билетов, которые отрывал кассир".

Частные бани, как правило, отапливались и обслуживались гораздо лучше фабричных, но чаще всего оказывались и значительно дороже.

"Плата,— свидетельствовали петербургские бытописатели,— была по классам — 5, 10, 20, 40 копеек и семейные номера за 1 рубль. В дешевых классах (5 и 10 коп.) в раздевальнях скамьи были деревянные крашеные, одежда сдавалась старосте. В дорогих банях (20 и 40 коп.) были мягкие диваны и оттоманки в белых чехлах, верхняя одежда сдавалась на вешалку, а платье и белье не сдавались. В мыльных скамьи были деревянные, некрашеные. В семейных номерах была раздевалка с оттоманкой и мягкими стульями в белых чехлах и мыльная с полком, ванной, душем и большой деревянной скамьей".

Правда, во многих банях семейные номера назывались так чисто номинально.

"Для того чтобы можно было помыться всем семейством,— вспоминал Григорьев,— в банях были специальные номера и на вывесках писали: "Семейные бани". На самом же деле эти номера занимали проститутки со своими кавалерами да еще больные с явными признаками дурных болезней на теле. Считалось, что эти номера — рассадники заразы, и ходить в них избегали".

Состоятельные господа, как правило, предпочитали мытье с помощью банщиков:

"В дорогих классах,— свидетельствовал тот же источник,— для парения и мытья нанимали банщиков, которые были специалистами в своем деле: в их руках веник играл, сначала вежливо и нежно касаясь всех частей тела посетителя, постепенно сила удара крепчала до тех пор, пока слышались поощрительные междометия. Здесь со стороны банщика должно быть тонкое чутье, чтобы вовремя остановиться и не обидеть лежащего. Затем банщик переходил к доморощенному массажу: ребрами ладоней как бы рубил тело посетителя, затем растирал с похлопыванием и, наконец, неожиданно сильным и ловким движением приводил посетителя в сидячее положение".

Несмотря на тяготы работы, служба в бане была неплохим способом выйти в люди.

"Банщики жалованья не получали,— свидетельствовали Засосов и Пызин,— довольствовались чаевыми. Их работа была тяжелая, но в артели банщиков все же стремились попасть, так как доходы были хорошие, а работа чистая. К тому же при бане было общежитие для холостых и одиноких. Кочегары, кассиры и прачки были наемные и получали жалованье. Самое доходное место было у коридорных семейных номеров, там перепадало много чаевых за разные услуги".

Случалось, что путь от прислуживания в бане к собственному делу не всегда оказывался праведным. Петербургские бытописатели вспоминали прогремевшую в начале XX века историю кассира из бань братьев Тарасовых:

"Вначале, в молодые годы, он работал коридорным при номерах. Разбитной, очень услужливый, красивый ярославец вскоре обратил на себя внимание своей деловитостью и смышленостью и был выдвинут на должность кассира бань. Шли годы, Никита толстел и своим благообразным видом стал походить и лицом и фигурой па знаменитого композитора Глазунова. Но впоследствии было обнаружено, что сходство его с этим благородным, безупречным человеком исключительно внешнее. На самом деле он оказался большим "мазуриком": помимо билетов Тарасовых заказал рулоны собственных билетов и начал бойко ими торговать: один билет настоящий — Тарасова, другой — свой. Начала заметно уменьшаться доходность бань, а фигура кассира начала полнеть. Кассир стал одеваться по последней моде, носил булавку в галстуке и запонки с бриллиантами и двубортную золотую цепь, на одном конце ее золотые часы, а на другой золотой секундомер, необходимый ему при игре на бегах. А жалованье имел небольшое, рублей 70, и квартиру при бане с отоплением и освещением. Кроме этой аферы он делал коммерческие махинации при приемке угля и дров для бани и имел доход от поставщиков пива и лимонада. Художества его были вскрыты и доложены хозяину. Тарасов сказал: "Выгнать этого подлеца немедленно". Управляющий доложил: "У него семья, надо дать ему время пристроиться".— "Черт с ним, дайте ему срок две недели, а потом предоставить ему лошадь для вывозки имущества". Тарасов и его управляющий оказались наивными людьми: Никитка уже арендовал две бани в Петербурге, о чем ни Тарасовы, ни их управляющий ничего не знали. Собрался он в два дня, квартира у него уже была при арендуемых банях, и закатил такое новоселье с шампанским, что приглашенные только ахали".

РИГ сайт Старенькая поселковая баня стояла на берегу реки. Она была построена, наверное, в 30-х годах прошлого века, до того она была маленькой и ветхой.

В общем, давно дышала на ладан. Ее топили два раза в неделю - в субботу и воскресенье. В первый день мылись женщины, во второй - мужчины. По идее, давным-давно пора было построить новую, более современную баню, с двумя отделениями, которая работала бы и в другие дни недели. Наконец, к счастью селян, в поселок приехал новый начальник, то есть он на самом деле по должности значился председателем райисполкома, но население по старинке всех должностных лиц называло: начальство. Так вот этому тойону страшно не понравилась старая баня, ему там даже мыться, видимо, было стремно (хотя такое слово тогда еще не появилось в обиходе, но, мне кажется, оно как нельзя лучше выражает ощущение того тойона: фу, мол!). И по его велению в скором времени аккурат рядышком со старенькой появилась новая баня, приятно пахнущая свежим деревом, как и ожидалось с двумя отделениями и другим расписанием. Ну а старенькая осталась стоять до поры до времени. То ли сносить было некому, то ли новому начальнику она не мешала. Оставшись не у дел, она стремительно ветшала и сделала опасный крен в сторону реки. Летом под ней целыми днями плескалась в реке детвора. Зимой и поздней осенью баня пугала редких прохожих своим угрюмым, зловещим видом. Про эту баньку еще в пору ее работы ходило множество слухов.

Говорят, однажды в бане умер молодой парень. По слухам, совершенно здоровый, спортсмен-разрядник по вольной борьбе, которому местный тренер прочил славное будущее. К слову, парень этот и так уже не жил в этом селе, он учился в городе в каком-то училище и приехал на летние каникулы домой. В бане этой работала его мать: продавала билеты, была банщицей и уборщицей, а дети - их у нее было то ли пятеро, то ли шестеро - помогали ей топить и убираться. Сын этот был у нее самый любимый, поскольку остальные не обладали никакими талантами и учились так себе, конечно же, женщина гордилась своим сыном-спортсменом и возлагала на него большие надежды. В тот день он, как обычно, помылся в бане со своим младшим братом, после помывки они должны были хорошенько отмыть полки, ошпарить деревянные скамейки, железные тазы и помыть каменный пол. Младшего возле бани ждали дружки, и он стал ныть: мол, отпусти меня, пожалуйста. Брат, что делать, отпустил его.

Мать, не дождавшись старшего, начала беспокоиться и вместе с другими детьми пошла узнать, в чем дело. Парень без признаков жизни ничком лежал на самой верхней полке парной. На его лице застыла гримаса страха. Приехавшие по вызову медики констатировали смерть от остановки сердца. А почему это произошло, никто ничего не мог сказать.

Когда ни с того ни с сего погибает молодой человек, волей-неволей возникает вопрос: как это могло случиться? Почему с ним это случилось? После похорон по селу пошли всевозможные толки, которые усилились после приезда из армии младшего брата покойного. Нужно сказать, что братья были удивительно похожи друг на друга, будто клонированные. К тому же младший во всем подражал старшему и был больше всех в семье привязан к нему. Для него такая ранняя и нелепая смерть брата была шоком. Говорят, что его видели сидящим на берегу возле старой бани с застывшим, как будто замороженным лицом. Лучше бы он заплакал, говорили сердобольные сельчане и советовали Варваре, матери, поскорей отправить его на учебу. Вскоре так и случилось: парень уехал поступать в то же училище, где раньше учился его брат.

После его отъезда кто-то из его друзей рассказал удивительную вещь: оказывается, в смерти брата парень обвинял одну местную девушку - Райку Ч., которая утонула четыре года тому назад, купаясь под этой баней в реке. Ее нашли не сразу, течение в этом месте довольно быстрое, тело девушки унесло далеко за пределы села, в конце концов ее выловили рыбаки. Девушка эта только-только закончила школу, но никуда, как другие выпускники, поступать не поехала. Как выяснилось потом, она была беременна. И виноват в этом, как говорили знающие люди, не кто иной, а именно тот парень, умерший в бане. В тот год он как раз приехал из армии и на первых же танцах в сельском клубе заметил и выделил в толпе старшеклассниц, которые всеми правдами и неправдами ухитрялись проникать во взрослые танцы, совершенно зрелую на вид симпатичную Райку. Они стали встречаться. Конечно, родители девушки были против того, чтобы их несовершеннолетняя дочь встречалась с взрослым парнем, и всячески препятствовали этому. Благодаря их сопротивлению роман еще больше разгорелся. Подружки таскали записки от одной стороны к другой, и молодые все равно ухитрялись встречаться. И если любовь девчонки, для которой это было первое серьезное чувство, все больше разгоралась, то парень вроде как стал остывать. Возможно, кто-то его приструнил из вышестоящего звена, была одна такая ретивая инструкторша в райкоме комсомола, которая сама была бы не прочь прибрать такого парня к рукам, тем более года уже поджимали. А тут какая-то малолетка путается под ногами… А как далеко зашло у них дело, может, в селе и не знали.

В общем, к весне парень, так сказать, сдулся и не знал, куда спрятаться от влюбленной девчонки. В то же время он, видимо, боялся ее родителей и не мог ее сразу взять и отшить, а когда узнал о ее беременности, вообще чуть не наложил в штаны. Дело было как раз аккурат после выпускного бала. Они встретились на берегу реки, где у них произошел последний откровенный разговор. Сейчас, конечно, трудно строить предположение, что там между ними произошло, что такого он ей сказал, но девчонка с того дня буквально стала таять от тоски. Веселая и озорная от природы, она закрылась дома и никуда не выходила, перестала следить за собой, подурнела. Свою лепту, скорей всего, внесли и родители, особенно языкастая мать. Однажды девочки-соседки позвали ее искупаться возле старой бани. В тот день стоял очень жаркий душный день, и девушка нехотя пошла с девочками на реку. Путь лежал мимо бани, во дворе которой она увидела свою любовь. Он что-то делал там, кажется, колол дрова, а на завалинке сидела новая зазноба парня - та самая активистка-комсомолка, вся из себя причепуренная, в игривом сарафане, и звонко смеялась. Увлеченный разговором, парень даже не посмотрел в сторону девчоночьей стайки.

Через каких-то полчаса Рая утонет, а девочки, эти маленькие пигалицы, не смогут ее спасти. Начнется страшная гроза, а когда хватятся, побегут к моторкам, будет уже поздно. Так никто и не узнает, была ли это трагическая случайность или Рая покончила собой от несчастной любви. После Раиной гибели парень быстро уехал, так что и инструкторша осталась с носом. Об этом случае поговорили, поохали и вскоре забыли. Каждый год в этом селе, стоящем на берегу Лены, тонули люди, в основном молодые.

А через год про баню эту стали рассказывать нехорошие истории. По слухам, припозднившихся посетителей бани стала пугать молодая девушка, которая неожиданно появлялась перед ними в парной. Она была похожа на утопленницу, с длинными распущенными волосами, безумным взглядом она шарила руками перед собой, как будто кого-то искала и хотела утащить с собой.

В парную теперь стали заходить только скопом по три человека, не меньше, а если совсем не заходить, то какая тогда баня?! Женщин банное привидение вроде не трогало. Как-то оно возникло и перед братом того парня: он, как обычно, пришел, чтобы помочь матери с уборкой. Баня была еще теплая, вот он и решил сначала вымыться, попариться, залез на полку и лег. И даже чуток задремал, как вдруг перед ним откуда ни возьмись возникла какая-то странная белая фигура, которая как бы колыхалась в парном воздухе. От испуга он сразу проснулся, но фигура не растаяла, а, наоборот, пошла на него, протягивая к нему руки и скаля зубы. Воздух в парной наполнился тошнотворно-гнилостным запахом. От ужаса он, кажется, на минуту отключился, а когда опомнился, услышал в раздевалке голоса младших братьев. Им он ничего не рассказал, чтобы не пугать, хотя понял, кто это был. Это была Рая, она, наверное, искала брата и приняла его за него. Возможно, ее спугнули братишки, которые вовремя подоспели. А может, ей нужен был только брат. Кто знает… И она все равно нашла в конце концов того, кого ждала все это время и за кем охотилась…

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА,

«Эхо столицы»