Примеры верной любви в литературе. Так, в лирике М.Ю

Примеры верной любви в литературе. Так, в лирике М.Ю

Одна из важнейших тем многих романов XIX века - тема любви. Как правило, она является стержнем всего произведения, вокруг которого происходят все события. Любовь служит причиной возникновения различных конфликтов, развития сюжетной линии. Именно чувства правят событиями, жизнью, миром; из-за них человек совершает то или иное действие, и не важно - будь то любовь к себе или другому человеку. Бывает, что герой идет на преступление или совершает какой-то аморальный поступок, мотивируя свои действия страстной любовью и ревностью, но, как правило, такие чувства ложны и губительны.
Между разными героями - разная любовь, нельзя сказать, что она одна и одинакова, но можно определить основные ее направления, которые будут общими.
Обреченная любовь, трагическая. Это любовь «крайностей». Она захватывает или сильных людей или падших. Например, Базаров. Он никогда и не думал о настоящей любви, но, встретив Анну Сергеевну Одинцову, понял, что это такое. Полюбив ее, он увидел мир в другом ракурсе: все, что казалось ничтожным, оказывается важным и значимым; жизнь становится чем-то загадочным; природа притягивает и является частицей самого человека, живет внутри него. С самого начала понятно, что любовь Базарова и Одинцовой обречена. Эти две страстные и сильные натуры не могут любить друг друга, не могут создать семью. Анна Сергеевна Одинцова это понимает и отчасти из-за этого отказывает Базарову, хотя любит его ничуть не меньше, чем он ее. Одинцова доказывает это, приехав к нему в деревню, когда Базаров находится при смерти. Не люби она его, зачем это делать? А раз так, значит, известие о его болезни всколыхнуло душу, и Базаров небезразличен Анне Сергеевне. Эта любовь кончается ничем: Базаров умирает, а Анна
Сергеевна Одинцова остается жить, как и жила прежде. Возможно, это роковая любовь, потому что отчасти она и губит Базарова. Другой пример трагической любви - это любовь Сони и Николая («Война и мир»). Соня безумно любила Николая, а он постоянно колебался: то он думал, что любит ее, то - нет. Эта любовь была неполноценна и не могла быть иной, так как Соня - падшая женщина, она из тех людей, которые не способны создать семью и обречены жить «на краю чужого гнезда» (так и получилось). На самом деле Николай никогда не любил Соню, ему лишь хотелось ее любить, это был обман. Когда в нем пробудились настоящие чувства, он сразу это понял. Лишь увидев Марью, Николай влюбился. Он почувствовал себя, как никогда раньше с Соней или с кем-то другим. Вот где была истинная любовь. Безусловно, Николай питал какие-то чувства к Соне, но это были лишь жалость и воспоминание о прежних днях. Он знал, что Соня его любит и любит по-настоящему и, понимая ее, не мог нанести такой сильный удар - отвергнуть их дружбу. Николай сделал все, чтобы смягчить ее несчастье, но тем не менее Соня была несчастна. Эта любовь (Николая и Сони) причинила невыносимую боль Соне, закончившись не так, как она этого ожидала; и открыла глаза Николаю, дав понять, что такое ложные, а что настоящие чувства, и помогла разобраться в самом себе.
Наиболее трагична любовь Катерины и Бориса («Гроза»). Она была обречена с самого начала. Катерина - молодая девушка, добрая, наивная, но с необычайно сильным характером. Она не успела узнать настоящую любовь, как была выдана замуж за грубого, скучного Тихона. Катерина стремилась познать мир, ей было абсолютно все интересно, поэтому неудивительно, что ее сразу же потянуло к Борису. Он был молод, красив. Это был человек из другого мира, с другими интересами, новыми идеями. Борис и Катерина тотчас же заметили друг друга, так как оба выделялись из серой однородной массы людей города Калинова. Жители города были скучны, однообразны, жили старыми ценностями, законами «Домостроя», ложной верой и развратом. Катерина так стремилась познать настоящую любовь и, лишь прикоснувшись к ней, погибла, эта любовь закончилась, не успев начаться.

  • Сила любви заставляет человека меняться ради того, кого он любит
  • Любовь не всегда красива внешне, она выражается в счастье внутри человека
  • Любовь может заставить человека пойти на необдуманные, бесстрашные и даже безнравственные поступки
  • Суть любви заключается в том числе и в том, что любящий человек никогда не причинит боли возлюбленному
  • Любовь к людям – это способность пожертвовать собой ради их счастья
  • Любовь открывает в человеке лучшие чувства

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Настоящей можно назвать любовь Пьера Безухова к Наташе Ростовой. Он знал, что Наташа – невеста Андрея Болконского, его друга, поэтому не позволял себе лишнего. Лучшие чувства Пьера проявлялись в готовности помочь, поддержать в трудной ситуации. Он уважал человека, которого любит. У Пьера была возможность ухаживать за Наташей, когда князь Андрей был в отъезде, но он считал низким препятствовать чужому счастью, рушить отношения близких для него людей. Такова настоящая любовь: она живет внутри человека, проявляется в благородных поступках.

А. Куприн “Гранатовый браслет”. Способным на истинную любовь оказывается Желтков, обыкновенный чиновник. Любовь к Вере Шеиной – основа его жизни. Все свое существование Желтков посвятил этой женщине. Он понимал, что они не могут быть вместе: уж очень сильно различалось социальное положение этих двух людей. Желтков не мешал Вере Николаевне жить, не мечтал ее завоевать, а просто любил – это было для него высшим счастьем. Самоубийство героя – это не трусость, ведь он ушел из жизни, чтобы не мешать Вере Шеиной. Желтков подарил ей самое дорогое, что имел – гранатовый браслет. Он простился с жизнью с чувством благодарности за все, что подарила ему любовь.

М. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Любовь Маргариты к Мастеру можно назвать настоящей, невероятно сильной. Маргарита готова пойти на все, что позволит ей снова быть с любимым человеком. Она вступает в сделку с дьяволом, становится королевой на балу у сатаны. И все ради одного человека – Мастера, без которого она жить не может. Любовь побуждает человека совершать самые безумные поступки. Сила любви выше чувства страха. Маргарита доказывает это, за что и получает награду – вечный покой вместе с Мастером.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Выходец из рабочего класса, бедный молодой моряк Мартин Иден влюбляется в Руфь Морз – девушку, принадлежащую к высшему сословию. Любовь побуждает малообразованного юношу развиваться, чтобы преодолеть пропасть, разделяющую его и Руфь. Мартин Иден много читает, начинает писать свои произведения. Скоро он становится одним из самых образованных людей, имеющих на все собственный взгляд, чаще всего отличный от господствующих в обществе мнений. Мартин Иден и Руфь Морз помолвлены, но это держится в тайне, ведь молодой человек по-прежнему старается стать писателем, но так и не имеет денег в кармане. В Мартина Идена никто не верит: ни сестры, ни Руфь, ни семья Морзов. Он же во имя любви усердно трудится: пишет, спит по четыре часа, читает, снова пишет, потому что любит Руфь по-настоящему, хочет обеспечить их счастье. После скандала вокруг личности Мартина Идена, устроенного молодым репортером, помолвку разрывают. Руфь не желает даже говорить с ним. Но когда он становится популярным, богатым, получает признание, тогда его и начинают любить. Руфь уже не против выйти за него замуж: она говорит, что всегда его любила, что совершила ужасную ошибку. Но Мартин Иден не верит этим словам. Он понимает, что ничуть не изменился за это время. Когда помолвка была разорвана, произведения, получившие признание, уже были написаны. А значит, раз Руфь рассталась с ним тогда, она по-настоящему не любила. А вот любовь Мартина Идена была истинной, настоящей, чистой.

М. Горький “Старуха Изергиль”. Настоящей может быть не только любовь между двумя сердцами, но и любовь к людям в целом. Данко, герой произведения, жертвует жизнью во имя спасения людей. Его цель благородна. Данко вырывает из груди сердце и освещает им путь. Люди выходят из леса и оказываются спасены. Но никто уже не помнит о подвиге героя, а ведь он отдал жизнь ради счастья окружающих.

Введение. 3
1... Концепция любви в рассказах И.А. Бунина. 5
2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” 8
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11

Введение В современном мире одной из самых актуальных тем является тема любви. Это прекрасное чувство воспевалось еще с древнейших времен, и к счастью, никогда не устареет. Любовь, какой бы она не была, одинаково волнует как взрослого, так и ребенка, многие готовы совершать подвиги ради любви, а некоторые даже не осознают всю красоту и силу этого чувства. Именно поэтому многие поэты и писатели стремились показать истинное место любви в человеческой жизни, человеческих отношениях, используя свои, присущие только им приемы, и, выражая в своих произведениях, свои взгляды на это прекрасное чувство. С вулканической энергией тема любви раскрывается в современной литературе: о ней пишут и поэты, и писатели, философы и журналисты, а также критики. За несколько последних десятилетий о любви пишется намного больше, чем за несколько веков. При этом литература отличается оригинальностью мышления и интенсивными поисками. Целью данной работы является раскрытие выбранной темы. Исходя из цели, можно выделить следующие задачу: выяснить на примере творчества двух писателей, какую роль все-таки занимает любовь в современной литературе. Конечно, невозможно в рамках одного реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и нельзя отдать предпочтение какому-либо автору, поэтому выбор поэтов и писателей в данном реферате, на примере творчества которых автор попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных автором писателей слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную ими тему. В произведениях многих писателей сложились определенные особенности отношения к неувядающей никогда и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изменение нашей жизни, переключение организма в определенном направлении, более прекрасном, чем было раньше. В этом и заключается огромная нравственная сила любви, истребляющая эгоизм, и возрождающая человека в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ бога, то идеальное начало, которое связано с образом вечной красоты и женственности. Воплощение в индивидуальной жизни такого начала создает неизмеримое блаженство, то самое чувство радости, которое знакомо практически каждому человеку. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней отражается единая, истинная индивидуальность.

1. Концепция любви в рассказах И.А. Бунина И.А. Бунин всегда имел весьма своеобразный, отличный от большинства других писателей того времени взгляд на любовные отношения. Образ любви в его творчестве – это особое взаимодействие духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, нельзя постичь, не познав плоти. Именно поэтому отстаивал в своих произведениях чистое отношение к телесному и плотскому. Любовь в его видении означало загадочное влечение двух полов друг к другу, чем и отличались его произведения от творчества других авторов. Одну из самых лучших книг рассказов о любви И. Бунина “Темные аллеи» не зря называют энциклопедией любовных драм, в ней писатель смог объединить и трагичность, и нежность, и красоту, связанные с прекрасным чувством любви. Герои “Темных аллей” не препятствуют природе, их поступки всегда противоречат общепринятой морали. Любовь всегда преступает норме, выходит за рамки обыденности. А аморальность для писателя является неким признаком подлинности любви, так как обыкновенная мораль оказывается привычной схемой, в которую не укладывается стихия современной жизни. При описании подробностей, связанных с риском и телом, когда автор становится беспристрастным, дабы не перейти тонкую грань, которая отделяет его искусство от порнографии, Бунин наоборот всегда много волнуется – до спазма в горле, до страстной дрожи, так как для него все, что связано с взаимоотношениями полов, овеяно тайнами и святостью. Как правило, за счастьем любви в “Темных аллеях” обязательно следует расставание или даже смерть. Герои упиваются близостью друг друга, но приводит она, к нашему сожалению, к разлуке, смерти или убийству. Счастье не всегда может быть вечным: Натали умирает в преждевременных родах, Галя Ганская отравилась, рассказе “Руся” влюбленных разлучает истеричная мать Руси. И. Бунин позволил каждому герою только насладиться прекрасным чувством, после чего лишает их возможности быть счастливыми даже жизни. Герой рассказа “Натали” полюбил сразу двоих, но семейного счастья не смог найти ни с одной. В рассказе “Генрих” очень много женских образов на любой вкус, но главный герой предпочел одиночество и свободу от “жен человеческих”. Любовь в рассказах Бунина никогда не заканчивается счастливым браком, он сам лишает своих героев личного счастья, потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере чувств. Любовь по привычке не может стать лучше, чем любовь внезапная, но искренняя. Герой рассказа “Темные аллеи” никак не может связать себя узами брака с крестьянкой Надеждой, но женившись на женщине своего круга, не обретает семейного счастья. Однако, несмотря на краткость, любовь все-таки остается вечной в памяти героя именно потому, что было мимолетной. Отличительной особенностью любви в понимании является сочетание не совсем сочетаемых вещей. Эта странная связь любви и смерти постоянно фигурирует у Бунина, именно поэтому название сборника “Темные аллеи” вовсе не означает “темные”, а просто запутанные и трагические лабиринты любви. Любовь, какой бы она не была является великим счастьем, даже если она завершается трагически. К такому выводу, пускай поздно, но приходят большинство бунинских героев, потерявших или разрушивших свою любовь. В этаком позднем раскаянии, запоздалом просветлении героев таится та самая особенность, которая позволяет нам говорить и о несовершенстве людей, которые не научились жить, осознавать и дорожить своими чувствами, и о несовершенстве самой жизни и тех обстоятельств, которые очень часто препятствуют истинным человеческим взаимоотношениям, а самое важное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют неугасающий след духовной красоты и преданности.

2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” Книгой жизни можно назвать фантастический, философский и исторический роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который занимает особое место в русской литературе и дает читателям возможность понять мировоззрения и поиски автора. Один из главных принципов романа связана с “вечной любовью” Мастера и Маргариты. Возможно, в их глазах горел никому непонятный огонек, по другому никак не объяснишь ту любовь, которая “пробежала” перед ними и поразила обоих. Благодаря такой внезапной любви, мы могли ожидать пылкий, страстный, бурный роман, но все было тихо, мирно, по-домашнему. Маргарита каждый день посещала подвальную квартирку Мастера, “ надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...”. Вот как бережно и умиротворенно продвигались их отношения. Не погасили любовь ни несчастные дни, когда роман Мастера был оскорблен критиками и жизнь для влюбленных была приостановлена, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его ничем не предвещаемое исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на секунду, она могла только мысленно просить его, чтобы он освободил ее от чувств. Чувства Мастера и Маргариты будут вечными только потому, что один из них будет бороться за чувства двоих. Маргарита пожертвует собой ради любви Маргарита, а Мастер, испугавшись такого сильного чувства, в итоге попадет в сумасшедший дом, в душе надеясь, что Маргарита забудет его навсегда. Но, разве что-либо может заставить отказаться от своих чувств? Можно сказать «нет». Но в романе именно трусость Мастера помогла ему бежать от любви, от всего мира и от самого себя. Но Маргарита еще раз доказывает, что ради любви она готова на любое испытание, даже стать ведьмой, чтобы найти возлюбленного. Когда читаешь посвященные Маргарите эпизоды, приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной любви, с которой каждый из нас готов был совершить свой «последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть. Во всех выходках Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора произведения, в котором и нежность, и ласка и гордость за нее – за настоящее королевское достоинство, благодарность за Мастера, которого она своей любовью спасла от безумия и возвратила в жизнь. Все события и явления отражаются в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не хотел. Только для Мастера и Маргариты писатель приберег отдельный счастливый финал: их ожидает вечный покой. Булгаков в своем произведении показал ту силу любви, ради которой любой человек сможет преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь счастья и покоя.

Заключение
Подводя итоги, хочется отметить, что литература на протяжении многих лет обращалась к теме любви, пытаясь объяснить ее нравственный и философский смысл. В этой традиции любовь понимается широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к нравственному совершенствованию, а также моральной отзывчивости. Концепция любви предполагает единство философии и понятия любви, и потому она так тесно связана с миром литературных образов. На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, автор попытался раскрыть тему любви, используя взгляд на нее разных писателей. Любовь в произведениях И.А. Бунина проявляется как прекрасное чувство, глубоко-нравственное, как великое счастье, даже если оно завершается трагически. В произведении “Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает, что каждый любящий человек способен на жертву ради счастья и спокойствия любимого человека. И при этом и он также остается счастливым. Времена меняются, но проблемы остаются такими же: “в чем смысл жизни”, “что есть добро и что такое зло”, “что такое любовь и в чем ее смысл”. Автор поддерживает точку зрения многих, что тема любви будет звучать вечно и согласен с мнением выбранных писателей и поэтов о том, что чувство любви бывает разное, глубокое и бесконечно нежное. Любовь делает человека благородным, мягким и милосердным. Она выявляет в каждом из нас все самое хорошее, делает нашу жизнь прекрасней.

Список использованной литературы 1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX–XX веков. М., 1995 – 45 с. . 2. А.А. Ивкин “Философия любви”, М. 2006 г. - 235 с. 3. Бабарынкин Ф.Г. “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991. г. – 150 с. 4. Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – 260 с. 5. Бунин И.А. Избранное, “Максла”, Рига, 1985 г – 210 с. 6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1. (Первая публикация романа). 7. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 2006. – 230 с. 8. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - 145 с. 9. Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – 250 с. 10. Ларионов М.Ю. Художественная литература. М. 1999 г. – 140 с.

Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 147.
Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 182.
Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - с. 34.
Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – с. 115.

Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих... М. Булгаков

Любовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте...

Впрочем, любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

Вспомним героев романа Тургенева "Отцы и дети" - Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример - герои произведения Булгакова "Мастер и Маргарита". Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты.

Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как "Тяжелый крест достался ей на долю...", "Я не люблю иронии твоей...", чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты...

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

    Любовь... А что это такое? Мы так часто говорим "я люблю...", что уже многие не задумываются над смыслом этих слов. А ведь Роберт Рождественский прав. Жизнь каждого человека наполнена любовью, да и сама жизнь тоже начинается с любви. Каждого...

    Любовь - большое и прекрасное чувство. О нем написано множество книг. Но все равно оно остается для каждого неизвестным, неизведанным, каждый открывает его для себя по-своему. Тимко, например, открыл для себя красоту окружающего мира, увидел, какими...

    Современная литература 50--80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие. Всех авторов невозможно перечислить, так как их очень...

    С любимыми не расставайтесь... В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но - стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к этому. Ведь именно в стихах легче выразить чувства. Как, впрочем,...

  1. (51 слово) Безусловно, каждому из нас знакома Шекспировская пьеса «Ромео и Джульетта» — история о настоящей, искренней и непростой любви, которая стоит жизни, ведь герои погибли, чтобы всегда быть вместе. В их бытие не было иного смысла, любовь представлялась им единственной идеей человеческого существования. В своем стремлении к ней они обрели бессмертие.
  2. (44 слова) Любовь - это не всегда идеальная сказка со счастливым концом. Для примера нам достаточно вспомнить Григория Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Его чувства эгоистичны, непостоянны, они причиняют боль. Возможно, просто не каждый умеет любить, или для этого нужен другой, особый человек.
  3. (30 слов) В произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема любви раскрывается во взаимоотношениях главного героя и Розы. Мальчик заботился о цветке, отдавал ему всю душу, хоть тот и постоянно капризничал.
  4. (50 слов) Примером сильной, но безответной любви является всем знакомая история Татьяны и Онегина из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Героиня, получив отказ, не поменяла своего отношения к возлюбленному, и даже будучи замужем, она все еще питала нежные чувства к Евгению. Настоящая любовь живёт с нами на протяжении всей жизни.
  5. (62 слова) Любовь - это когда чувствуешь, что у тебя будто бы растут крылья. Это ощущение хорошо знакомо героине повести И.С. Тургенева «Ася». Подобно птице, впервые взлетев над землёй, она бесповоротно влюбляется в Н. Н. Он же упускает свое счастье, испугавшись бурного порыва девушки. Однако ее «окрыленность» пленяет его, герой понимает, что встретил «ту самую», но теряет ее навсегда из-за своей неразборчивости и трусости.
  6. (66 слов) О любви нам повествует Данте Алигьери в своём произведении «Новая жизнь». Когда у его возлюбленной погиб отец, весь город собрался проститься с ним. Данте не заходил в дом умершего, но ему было достаточно слышать женщин, которые беседовали о том, как сильно Беатриче страдает. И Данте мучился так, словно был там и видел Беатриче. Любовь - это и умение разделять горе, переживать его также, как и своё.
  7. (43 слова) Любовь — это намного больше, чем влюбленность или привязанность. Трагическая история крестьянки из повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина показывает нам обратную, жестокую сторону отношений. Эраст предает ее, и героиня не выдерживает удара: она бросается в реку. Для нее эмоции – это больше, чем жизнь.
  8. (44 слова) Любовь — это умение ждать. В прекрасном стихотворении К.М. Симонова «Жди меня» мы в каждой строчке чувствуем простоту и искренность настоящей любви, хотя это слово ни разу там не упоминается. Повторяющееся слово «жди» звучит так, словно от этого зависит его победа и жизнь.
  9. (44 слова) Любовь — это способность совершить любой подвиг во имя близкого человека. В произведении «Русские женщины» Н.А. Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны никакие лишения. Они отказались от сытой, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями-декабристами.
  10. (42 слова) В рассказе И.А. Бунина «Натали» нам представляется яркий пример того, что любовь - это нечто прекрасное, но в то же время невероятно трагическое, неопознанное «недоумение счастья». Несмотря на свой негативный опыт, Мещерский все же вновь «летит на пламя» первых чувств, чтобы обжечься.

Примеры из жизни, кино и СМИ

  1. (62 слова) Я считаю, что любовь живет в домашнем уюте, в ежедневной рутине, за семейным завтраком рано утром. Именно искренняя забота о любимом человеке может сохранять свое тепло в течение долгих лет. Я вижу это, например, когда приезжаю к бабушке с дедушкой, их любовь живет в самых простых фразах вроде: «Дед, тебе сливок в кашу подлить?». В чуткости и поддержке выражаются настоящие чувства.
  2. (63 слова) Однажды в детстве у меня было сольное выступление по фигурному катанию, я безумно переживала. И когда я успешно закончила свое выступление, я заметила, что кто-то бросил мне на лед две плюшевых игрушки, я была так счастлива! Ведь точно также кидают игрушки знаменитым фигуристам! Спустя время я узнала, что эти подарки были от моей мамы, она хотела, чтобы я чувствовала себя настоящим победителем.
  3. (59 слов) Любовь - это принимать и ценить человека таким, какой он есть. В фильме Стивена Рознблума «Любовь и другие лекарства» главная героиня борется с болезнью Паркинсона. Она хочет, чтобы ее молодой человек был счастлив, и не хочет его удерживать. Но Джейми обладает силой духа и уверен, что вместе они справятся с любыми сложностями, просто потому что они друг друга любят.
  4. (37 слов) Знаменитый психолог Эрих Фромм писал, что любовь - это искусство. Как искусство, любовь подлежит такому же освоению, как, например, живопись, литература или музыка. Эту науку можно и нужно изучать, и, правда, многим из нас нужно учиться любить.
  5. (53 слова) На примере прекрасного фильма-мюзикла Тома Кросса «Ла-ла-лэнд», мы видим, что любовь показывает нам нашу настоящую суть, дает нам смелости стать теми, кем мы являемся. Несмотря на трагичный конец, оба героя воплотили в жизнь все, о чем они мечтали. Но в погоне за успехом они потеряли самих себя, потому что пренебрегли важностью любви.
  6. (50 слов) Любовь - это чувство, которое нас возвышает, и открывает в нас лучшие стороны. Психолог А. Лэнгле писал: «Без резонанса чувств мир остается пустым и немым — музыка не умеет звука, картины не имеют цвета, воспоминания бледнеют и больше не задевают душу». Без эмоций не будет ничего, что нам так нравится.
  7. (37 слов) Чтобы любить кого-то, для начала нужно полюбить себя. Психолог А. Лэнгле считает, что такая любовь открывает доступ к самому себе, зарождает определенное мироощущение. И после того, как ты поймешь и примешь себя, ты научишься любить других.
  8. (47 слов) Любовь - это умение любить весь мир, как учили меня мои родители. Это чувство живет во всем, в каждом живом существе, и это не просто отношение к определенному объекту, это привязанность ко всему миру. Если она направлена на что-то одно, то она не может считаться полной и настоящей.
  9. (49 слов) В каждом из нас есть место особенной, ни на что не похожей любви. Это, например, любовь к земле, где ты родился. В путешествиях не прошло ни одного дня, чтобы я не думала о родине. Смотрю погоду в своем городе, интересуюсь у знакомых обо всех изменениях и очень-очень скучаю.
  10. (29 слов) Любовь - это вечный источник вдохновения для деятелей искусства. Я прочитала в журнале, что по статистике, 85% всех песен написано именно во имя того самого слова из пяти букв.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!