Дени дидро основные идеи. Дидро и энциклопедия Д дидро основные труды

Дени дидро основные идеи. Дидро и энциклопедия Д дидро основные труды
Дени дидро основные идеи. Дидро и энциклопедия Д дидро основные труды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

П рактическая работа

Взгляды философа Дени Дидро

1. Биография Дени Дидро

дидро философ материализм

Дени Дидро (Denis Diderot) (1713-84) - французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80).

В философских произведениях Дени Дидро - «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «СонД"Аламбера» (1769, издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Поддерживал дружеские отношения в Дмитрием Алексеевичем Голицыным, представителем рода Голицыных.

Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума - в романе «Племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.

Дени Дидро родился 5 октября 1713, Лангр. Его мать, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец - Дидье Дидро - ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там, в янсенистском коллеже д"Аркур, по другим - в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.

В 1743 Дени Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э.Э.К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль - октябрь 1749).

2. Дидро и энциклопедия

В начале 1740-х у парижского издателя А.Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А.К. Бриассон, М.А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором - аббатом Ж.П. Де Гуа де Мальвом - решились в 1747 доверить свое начинание Дени Дидро и Д"Аламберу. Неизвестно, кому в точности - Дидро, Д"Аламберу или аббату де Гуа - принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.

На протяжении последующих 25 лет Д. Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии», которую ему удалось провести через все рифы. А их было не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д"Аламбера и временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал около 6000 статей) и Д"Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор Ж.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ.

Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие - абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия.

В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по образу и подобию «Нового Органона» Фрэнсиса Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера, Мопертюи, Д"Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.

В 50-е годы Дени Дидро опубликовал две пьесы - «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро - повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) - остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.

Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего друга Ф.М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дени Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений.

4. Дидро и Россия

Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 века 25 сборников переводов из «Энциклопедии».

Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

В 1773 Дени по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).

5. Становление материализма

Коренной перелом в мировоззрении Дидро произошел уже через год после публикации перевода труда Шефтсбери, в 1746 году . В своем первом оригинальном произведении «Pensees Philosophiques»- «Философские размышления», Дени подверг принципиальной критике им же ранее пропагандируемый тезис об органической связи моральных принципов с религией. Отныне он отстаивает новую идею, согласно которой нравственность неподвластна религии. Дидро теперь стремится искать корни моральных принципов не в потустороннем мире, а в собственно человеческой природе. Веру в добродетель и глубокие основания для нее он усматривает в натуре человеческого духа.

Дидро решительно восстает против аскетизма, настойчиво требуя раскрепощения человеческих тел. В этой связи в «Философских размышлениях» он пишет:

«Верх безумия - ставить себе целью разрушение страстей. Как хорош этот богословский святоша, который выбивается из последних сил, чтобы ничего не желать, ничего не любить, ничего не чувствовать, и который сделался бы под конец настоящим чудищем, если бы преуспел в своем начинании!»

Примечательно, что в этот период своих исканий, еще отстаивая принципы деизма, Дени трактует природу бога отнюдь не в духе традиционного богословия. В «Философских размышлениях» можно обнаружить пантеистические тенденции в духе представлений Бенедикта Спинозы. Именно под этим углом зрения Дидро констатировал:

«Люди изгнали божество из своей среды, они заточили его в святилище; стенами храма замыкается место, где его можно видеть, за их пределами оно не существует»

Наблюдая вокруг себя горе и страдания людей, угнетаемых существующими порядками, мыслитель начинает испытывать сомнение в милосердии и справедливости сверхъестественного начала:

«Слыша, как изображают верховное существо, слыша о его гневливости, о суровости его мести, слыша известные сравнения, выражающие численное соотношения между теми, кого удостаивает своей помощи, самая честная душа была бы готова пожелать, чтобы такого существа никогда не было»

Таким образом, уже в ранних скептических размышлениях относительно природы божества просматривается направление эволюции мировоззрения Дидро в сторону философского материализма и атеизма. Солидаризируясь с представлениями таких видных философов, какМ.Монтеньи П.Бейль, которые разделяли в своих воззрениях принципы скептицизма, Дидро гораздо определеннее, чем они, выражал сомнение в существовании сверхъестественного. Он утверждал, что то, что никогда не было подвергнуто сомнению, не могло быть и доказанным. Ищущего истину молодого мыслителя принципы скептицизма удовлетворить не могли.

В процессе глубокого изучения достижений естественных наук своего времени, особенно физиологии, Дени Дидро, решительно и настойчиво преодолевая идеи прошлого, приходит к философскому материализму и атеизму. Уже в 1747 году, в своем произведении «Прогулкаскептика» Дидро подчеркивает полную несостоятельность и абсурдность божественного откровения. При этом он выдвигает благородную цель, которая должна вдохновлять искателя истины «…просветить и усовершенствовать человеческий разум». В этом произведении Дидро бог выступает под именем «государя», который якобы управляет не только своим царством, но и всем миром. Дидро дает этому «государю» характеристику, которая проникнута духом отрицания сверхъестественного начала. Со всей категоричностью философ заявляет:

«Никто его не видел, а те из его приближенных, которые будто бы разговаривали с ним (намек на Моисея, Христа и Мухаммеда), высказались о нем в таких темных выражениях и приписали ему такие странные, противоречивые свойства, что одна часть народа не перестала с тем пор строить разные системы для объяснения этой загадки или драться между собой за торжество своих мнений; другая же часть предпочла сомневаться во всем, что говорят про государя, а некоторые даже решили ничему этому совсем не верить».

Атеистические взгляды Дени Дидро окончательно сложились в конце 40-х годов 18 века, о чем свидетельствует его знаменитое «Письмо о слепых в назидание зрячим», увидевшее свет в 1749году. В этом произведении Дидро выступает уже как последователь философского материализма. Исходным пунктом его рассуждений является тезис:

«Мы живем в эпоху, когда философский дух освободил нас от массы предрассудков»

Кардинальный вопрос, который занимает философа в этом направлении, - это вопрос о том, в какой степени наши понятия, наши представления об окружающем мире определяются органами чувств человека и к чему в этом отношении ведет отсутствие такого чувства как зрение. Свою концепцию Дидро излагает устамиСаундерсона, действительно существовавшего слепого ученого, бывшего профессором математики в Кембридже. Саундерсон заявляет, что он согласился бы с богословами, которые, ссылаясь на величие и «чудеса» природы, доказывают бытие и всемогущество бога осязанием. Но это никому не удавалось. Зато с помощью осязания, даже при отсутствии зрения, человек способен осознать существование материи и движения. В этом произведении философа ярко и убедительно показана несостоятельность богословских представлений о могуществе божества. Правда, говорить, об этом открыто, цензурные условия того времени не позволяли, поэтому Дени приходилось или излагать свои мысли аллегорически, или солидаризироваться с теми, кто колеблется между верой и неверием. В этом отношении показательно письмоДидро Вольтеру от 11 июля 1749 года,проникнутое духом сомнений и содержащее несколько противоречивых суждений. Рассказывая, например, о своей солидарности с Саундерсоном, Дидро утверждал, что

«..телесное существо, не менее зависимо от духовного существа, чем духовное существо - от телесного существа, что они составляют в совокупности вселенную и что вселенная есть бог»

Сомнения, долго преследовавшие его, Дидро выразил в «Письме Вольтеру» в следующих словах:

«Я верю в бога, хотя живу в ладу с атеистами».

И все же при всех его мировоззренческих колебаниях в многотрудных и упорных исканиях истины Дидро все более приближался к последовательным материалистическим позициями.

Заключение

Дидро развил теорию, согласно которой знание, опыт имеет целью не постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познания. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного.

Центральным делом жизни Дидро стало создание Энциклопедии. Передовая по содержанию, Энциклопедия была боевой по тону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов, предрассудков, верований. Несмотря огромные трудности, Дидро сумел довести издание Энциклопедии до конца.

Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики он стремился осуществлять в своих романах и драмах.

Но при всех этих достижениях Дидро в понимании общественных явлений остался идеалистом. Борясь против феодального деспотизма, он защищал политический строй просвещённой монархии.

Таким образом, роль Дидро очень велика для эпохи Просвещения. Дидро был убеждён, что человечество движется вперёд, и помогал этому движению.

Список литературы

1. Акимова А.А. Дидро. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 1963, с. 151-170, 386-390, 432-475.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3, Новое время, 1996, с. 487-493.

3. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т., Изд. четвёртое, М., Политическая литература, 1980, с. 98.

4. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История. Мир в новое время. 1640-1870. Учебник для 9 класса. СПб: «СМИО Пресс», 2002, с. 79-80.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Дени Дидро как величайший философ, романист и художественный критик. Этапы его жизни и образования, формирование творческой личности. Работа Дидро у Екатерины II в библиотеке и основание коллекции Эрмитажа. Особенности литературного наследия Дидро.

    доклад , добавлен 23.12.2009

    Философские воззрения французского писателя, философа-просветителя и драматурга Дени Дидро. Приезд в Петербург и беседы с Екатериной Второй. Создание "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Теория просвещенного абсолютизма.

    презентация , добавлен 26.02.2012

    Смысл счастья по мнению французского философа-просветителя Дени Дидро. Представление о том, как можно дарить счастье другим, делая счастливыми себя. Действие закона "магнетизма" в отношениях между людьми. Мать Тереза как пример добродетельного человека.

    эссе , добавлен 28.07.2012

    Материализм как философское направление, его основные идеи и направления исследования, временные и территориальные сферы распространенности. Материализм философов-просветителей Д. Дидро и П. Гольбаха, анализ их главных произведений и идейных мыслей.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Анализ философских представлений материалистов Д. Дидро и Л. Фейербаха. Внутренняя противоречивость основных идей французского Просвещения, природы и воспитания. Диалоги Дидро. Антропологический материализм Фейербаха. Сходства и различия в концепциях.

    реферат , добавлен 15.04.2016

    Изменения в эпоху Просвещения во взглядах на проблему людей с ограниченными возможностями здоровья, отражение этих идей в трактате Д. Дидро "Письмо о слепых, предназначенное зрячим". Основные суждения, мысли, выводы и наблюдения автора, трактование души.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2015

    Материализм – одно из главных направлений в философии, его достоинства и слабые стороны. Французские философы-материалисты: Дидро Д. - просветитель, энциклопедист, создатель учения о сущности материи; Гольбах П.А. – идеолог буржуазной революции XVIII в.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Сущность и основные принципы идеологии французского Просвещения. Философские воззрения Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро, Д"Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций - крупнейшие представители просветительской мысли во Франции.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Ф. Ницше как немецкий мыслитель, философ, классический филолог, создатель самобытного философского учения, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Краткий очерк жизни и деятельности философа, истоки мировоззрения.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Природа в учениях английских материалистов 17 в. Идеи просветителей как источник возникновения марксистской философии. Механистический материализм Т. Гоббса. Основные идеи представителей французского материализма: Ламетри, Дидро, Вольтера, Гольбаха.

Дени Дидро – французский писатель, драматург, просветитель, философ-материалист; основатель, редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»; выразитель идей третьего сословия, сторонник просвещенной монархии, яростный противник абсолютизма, церкви и религиозного мировоззрения в целом. 5 октября 1713 г. он родился во французском Лангре, простой семье ремесленника.

Родители хотели, чтобы сын стал священником, поэтому с 1723 по 1728 г. он получал образование в местном иезуитском коллеже, стал в 1726 г. аббатом, отличался религиозностью, вел аскетический образ жизни. В 1728 или 1729 г., чтобы окончить обучение, Дидро приехал в Париж, выбрав или янсенистский коллеж д"Аркур, или иезуитский коллеж Людовика Великого (версии разнятся). Есть мнение, что он учился сразу в двух, и агрессивное противоборство двух течений привело к разочарованию в выбранном пути. В 1732 г. Дидро оканчивает факультет искусств Парижского университета, получает степень магистра, но, вместо того, чтобы идти работать в соответствии со специальностью, сделал выбор в пользу свободной жизни и свободных занятий.

В 1743 г. он вступил в брак и зарабатывал средства для молодой семьи, делая переводы. На протяжении 1743-1748 гг. появлялись первые философские работы Дидро («Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим»(1749)), свидетельствующие о переходе на позиции сначала деизма, затем атеизма и материализма. Из-за последней работы Дидро на несколько месяцев арестовали.

Увидевшие свет в 50-ых гг. пьесы «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства», как и написанные впоследствии повести и романы, говорили о новом художественном подходе, стремлении рассказывать о жизни обычных людей, принадлежащих к третьему сословию, верности гуманистическим идеалам, были написаны в реалистичной, понятной, лишенной словесных изысков манере.

Славу Дени Дидро снискал своей многолетней и упорной работой над «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая систематизировала научные постулаты того времени и стала мощным просветительским инструментом, своеобразным манифестом французского Просвещения. Первоначальный замысел издателя А.Ф. Ле Бретона, возникший в начале 40-х, предполагал адаптацию уже существующей английской энциклопедии. Однако в итоге он был трансформирован в выпуск самостоятельного издания, возглавлять которое было доверено Дидро. Четверть века он руководил подготовкой 28 томов, сам написал порядка 6 тысяч статей, сотрудничал с Вольтером , Гольбахом, Монтескье , с признанными специалистами различных наук и искусств. Издание «Энциклопедии» сопровождалось разнообразными сложностями, но Дени Дидро удалось уберечь свое детище от закрытия.

Издавать «Энциклопедию» в Россию ему предлагала Екатерина II , но Дидро отказался, продолжая лавировать между опасными рифами на родине. С октября 1773 г. по март 1774 г. он пробыл в России по приглашению императрицы, предложил на рассмотрение проект системы народного образования, основывавшийся на принципах бессословности и предусматривавший бесплатное начальное обучение. Заболевание желудочно-кишечного тракта поставила точку в его биографии 31 июля 1784 г.; в это время он находился в Париже.

Биография из Википедии

Мировоззрение

Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Также он являлся сторонником деизма.

По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную.

Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. Когда Дидро в 1773 году приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она обласкала мыслителя, беседовала с ним целыми часами, но скептически отнеслась к его проектам об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ почти (т.к. пока деньги шли мыслитель скончался) получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой.

Идеологом буржуазии Дидро является и в своих литературных произведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся в Англии (Лилло, Мур, Камберленд и др.).

Творчество

В 1757 году появилась его первая пьеса «Внебрачный сын» (фр. Un fils naturel), а в следующем 1758 году другая - «Отец семейства» (фр. Père de famille). Само заглавие обоих произведений указывает на то, что их сюжетами послужили семейные отношения. В первом Дидро защищал права незаконнорождённых детей, во второй - права сына выбирать себе жену по указанию сердца, а не отца. В рассуждениях, сопровождавших эти пьесы, Дидро устанавливает новый вид драматического искусства, который он называет «серьёзным жанром». Классический театр проводил строгое разделение между трагедией, жанром, существовавшим для возвышенных и героических тем, для изображения высшего сословия, с одной стороны, и комедией с будничными темами и героями из простых сословий - с другой. Самый факт установления среднего (между трагедией и комедией) жанра, который получил впоследствии такое распространение под именем драмы, свидетельствовал о том влиянии, которое оказывала буржуазия на развитие литературы. «Серьёзный жанр» снимал границы, отделявшие аристократические классы от низших, возвышенные чувства от будничных. Право на трагическое перестало быть исключительным правом придворного общества.

По учению Дидро, трогательные и возвышенные чувства можно найти и у бедняка. С другой стороны, забавное и смешное не чуждо и придворной аристократии. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Чувствительность и нравоучение - основные черты нового жанра, вопросы семьи и морали - его главные темы, добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне - преобладающие герои. Новый жанр вполне соответствовал задачам Просветительного века, театр стал проводником освободительных идей, вернулся к человеческой природе, отменил все условности, этикет, торжественный стих и высокий стиль классического направления, вполне отвечая вкусам буржуазии, которая не имела героических предков и воспоминаний, любила семейный очаг и жила в атмосфере своих будничных забот.

Эти же взгляды - верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в искусстве - Дидро отстаивает и в качестве критика и теоретика искусства. Он писал не только о литературе, но и об изобразительных искусствах («Салоны») и об искусстве актёра («Парадокс об актёре»). В своих «Салонах» он сближал живопись и скульптуру с литературой, требовал «нравственных картин» и рассматривал изобразительные искусства как своеобразное средство воздействия на умы. «Парадокс об актёре» до сих пор не утратил своего значения по богатству и оригинальности мыслей. Дидро - враг актёрской теории «нутра». Актёр должен играть обдуманно, изучив природу человека, неуклонно подражая какому-нибудь идеальному образцу, руководимый своим воображением, своей памятью, - такой актёр будет всегда равно совершенен: всё у него размерено, соображено, изучено, приведено в стройный порядок. «Власть над нами принадлежит не тому, кто в экстазе, кто - вне себя: эта власть - привилегия того, кто владеет собой».

Если драмы Дидро сохранили только исторический интерес, то более счастливым оказался Дидро в своих повестях. В них он удачнее проводит то положительное, что внесли идеологи буржуазии в литературу. Здесь ярко выражена зависимость героя от среды, их связь и взаимодействие: герой вставлен в рамки бытовых условий, и человеку вообще, человеку рационалистически, отвлечённо построенному классиками, противопоставляется общественный тип, живой образ, озаряющий смысл целой эпохи.

Из беллетристических произведений Дидро наибольшей известностью пользуется «Жак Фаталист» (фр. Jacques le fataliste, 1773) и в особенности «Племянник Рамо» (фр. Le Neveu de Rameau, опубликовано посмертно), лучшее из его художественных произведений. «Жак Фаталист» - повесть о странствиях и приключениях двух приятелей, в которую автор вставил ряд эпизодов. Здесь выведена вереница характерных фигур того времени, подвергнуты критике распущенность, эгоизм, бессодержательность, мелочность и отсутствие глубоких интересов в так называемом «обществе»; этому последнему противопоставляются примеры добродетели, искренность и чувствительность - качества, обретённые Дидро в буржуазной среде. Рамо, герой другой повести - талантливый циник, одновременно отталкивающий своей беспринципностью и привлекающий своими парадоксальными суждениями. В его лице Дидро воплотил всё отвратительное, что таилось в недрах старого общества. Рамо - это накипь, образующаяся на поверхности моря, взволнованного идейными бурями, в эпоху начавшейся ликвидации остатков дворянско-церковного господства. Это - муть, поднявшаяся со дна, когда свежая струя ворвалась в застоявшиеся воды, когда дрогнул и заколебался в своих основах старый мир и связанные с ним понятия. Рамо легко переходит от раболепия к наглости, он - не просто негодяй, он - виртуоз клеветы и обмана, он наслаждается бессилием честных людей в их борьбе с негодяями и испытывает что-то вроде художественного наслаждения, нападая на слабые, уязвимые стороны просветительной философии, любуется своей удобной позицией циника и беззастенчивостью нахала, которая позволяет ему легко и искусно проникать в лазейки, случайно образовавшиеся во время сложной социальной борьбы, есть и пить не без удовольствия и проводить время в праздности. Рамо отрицает всякую мораль - не только те устои, на которых держалось старое общество, но и новую, возникшую вместе с ростом буржуазии. Он враг всякой организованной общественности, типичная богема, индивидуалист, которого возмущает всякая дисциплина, всякое насилие над личностью. И, тем не менее, в Рамо есть нечто от самого Дидро, а именно огромный запас жизненных сил, могучее чувство природы, естественное ощущение своего «я» - то, что являлось существенным элементом в учении энциклопедистов. Дидро в конце концов готов в одном пункте признать его правым: «самое главное, чтобы вы и я существовали и были сами собою, а всё прочее пусть идёт, как может».

Следует указать также на повесть Дидро «Монахиня» (фр. La religieuse), где изображены развращённые нравы женского монастыря. Рассказ ведётся от лица молодой девушки-послушницы, не понимающей того, что она переживает. Тонкое сочетание чувствительности, смелого натурализма и психологической правды делает «Монахиню» одним из лучших произведений французской прозы XVIII века. Благодаря своей остро проведённой антиклерикальной тенденции «La religieuse» является великолепным образцом антирелигиозной пропаганды XVIII века.

Дидро - автор фразы «Лестничный ум», эквивалента русской поговорки «задним умом крепок». В своём эссе Paradoxe sur le comédien Дидро описывает, как во время обеда в доме государственного деятеля Жака Неккера ему было сделано замечание, которое заставило его надолго замолчать, потому что, как он объясняет, «чувствительный человек, такой как я, был преисполнен выдвинутым аргументом, смутился и смог ясно размышлять, только спустившись с лестницы».

О религии говорил: «Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть».

«Энциклопедия»

Дидро обладал широким и всесторонним образованием, солидными знаниями в области философии и естествознания, социальных наук, литературы, живописи, театра и т. п. Это позволило ему стать организатором и главным редактором «Энциклопедии», первый том которой вышел в 1751 году, и которая с перерывами издавалась в течение двадцати девяти лет. Дидро был автором большинства статей по точным наукам, экономике, механике, философии, политике, религии. Под его редакцией были созданы первые 28 из 35 томов «Энциклопедии» - 17 томов текста (6 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами.

К 200-летию со дня смерти Дидро в 1984 году французской почтой для заморского департамента Уоллис и Футуна была выпущена почтовая марка номиналом в 100 франков с портретом философа и изображением титульного листа «Энциклопедии».

Кинематограф

  • Дамы Булонского леса (1945) - режиссёр Робер Брессон, экранизация одной из историй в романе Дени Дидро «Жак фаталист».
  • Монахиня (1966) - режиссёр Жак Риветт. Точное название фильма - «Сюзанна Симонен, монахиня Дени Дидро».
  • Жак-фаталист и его хозяин (ТВ, 1984) - режиссёр Клод Сантелли.
  • Распутник (2000) - режиссёр Габриэль Агийон.
  • Фаталист (2005) - режиссёр Жуан Бутелью.
  • Монахиня (2013) - режиссёр Гийом Никлу.

Память

В 1979 г. Международный астрономический союз присвоил имя Дени Дидро кратеру на обратной стороне Луны.

Дидро известный французский писатель, философ-просветитель и драматург. Ниже читайте краткую биографию Дени Дидро.

Дени Дидро (Denis Diderot) родился во Франции, в городе Лангр, 5 октября 1713 года. Стал основателем одного из крупнейших справочных изданий 18 века, которое, как кажется многим, подготовило почву для Великой французской революции. Это издание называется «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (фр. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers).

Дени Дидро отказался от церковной карьеры, несмотря на то, что это было большим желанием его семьи. В результате этого отец отказался от его содержания. Дидро стал зарабатывать на жизнь, давая частные уроки и занимаясь написанием статей в журналы. Большую часть заработка он получал, писав сочинения для проповедей.

Творчество в биографии Дени Дидро

В 1743 году Дени Дидро вступил в брак, женившись на Антуанетти Шампьон, которая жила в большой бедности. За какое-то время до свадьбы Дидро поехал в Лангр, чтобы потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния. Но поездка закончилась неудачно. Отцу удалось посадить его в тюрьму. Дидро бежал из тюрьмы и вернулся в Париж, после чего обвенчался со своей возлюбленной. В то же время надо отметить, что биографию Дени Дидро не красит тот факт, что он был неверным мужем и часто увлекался другими женщинами.

После свадьбы Дидро зарабатывал на жизнь переводами. Он перевел с английского языка «Историю Греции», «Опыт о достоинстве и добродетели», «Медицинский словарь». В то время он написал свои первые работы, которые ясно говорили о смелости начинающего автора. Некоторые из них: «Философские мысли» (1746 год), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747 год) и другие. Этими работами Дидро заявил о себе, как об атеисте, материалисте и детермисте. Его труд «Философские мысли» был напечатан без имени автора и имел очень большой успех. Выразилось это также в том, что труд был публично сожжен.

Говоря о творческой биографии Дени Дидро, необходимо отдельно отметить, что вместе с другом Даламбером он получил приглашение стать в начале огромного нового труда, названного, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Изначально планировалось просто перевести с английского энциклопедию Э. Чемберса. Но благодаря больших усилиям Дидро и его друга, труд превратился в огромное обозрение современного состояния знаний во Франции.

В течение 25 лет Дидро оставался во главе выросший до 28 томов «Энциклопедии». В этот период он столкнулся со множеством трудностей, и тюремное заключение, и приостановка публикаций, и кризис, который привел к уходу Даламбера. В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Помимо Дидро и Даламбера, в ее создании участвовали такие гении, как Руссо, Вольтер, Монтескье. Одним из основных поставщиков статей был Гольбах. Его дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распространялись труды радикального и атеистического характера.

Через какое-то время после завершения первого издания «Энциклопедии» Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых. Оно было продолжением более раннего Письма о слепых. Оба Письма исходили из теории Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали абсолютной истиной. Смысл теории, что не существует "врожденных идей", все знание приобретается из опыта.

Екатерина II в биографии Дени Дидро

В середине 1760-х годов, когда работа над «Энциклопедией» была почти завершена, Дени Дидро принял решение продать свою библиотеку. Его друг хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Екатерина II приобрела его библиотеку за 50 тысяч ливров и дала ему право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

Дени Дидро написал даже несколько трактатов для Екатерины II. В них он пытался объяснить императрице зло абсолютистской власти и склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости. Результата это не принесло. Дидро прожил в Петербурге с октября 1773 года до марта 1774 года. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук.

Если вы уже ознакомились с биографией Дени Дидро, вы можете поставить оценку данному писателю вверху страницы. Кроме того помимо биографии Дени Дидро предлагаем вам почитать о других писателях в разделе

В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743 1748 годах он перевел с английского "Историю Греции" Стениана, "Опыт о достоинстве и добродетели" Шефтсбери, "Медицинский словарь" Джеймса.

В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном Д"Аламбером он получил приглашение стать во главе издания "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Поначалу словарь рассматривался как перевод "Энциклопедии" Эфраима Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Д"Аламбера превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Дидро занимался историей философии и ремесел .

В 1772 году первое издание "Энциклопедии" было завершено. Работа заняла 25 лет. "Энциклопедия" составила 28 томов — 17 томов статей и 11 томов иллюстраций. Помимо Дидро, который написал около шести тысяч статей, к ее созданию были привлечены философы Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах. Статьи по разделам писали скульптор Этьенн Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, естествоиспытатели Луи Жан Мари Добантон и Николя Демаре, экономист Франсуа Кенэ и др.
В своих первых философских работах "Философские мысли" (1746) и "Аллеи, или прогулка скептика" (1747) Дидро придерживался деизма. В сочинении "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские воззрения на природу . В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был арестован и заключен в Венсеннский замок.
Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях "Мысли об истолковании природы" (1754), "Разговор Д"Аламбера и Дидро" (1769), "Философские принципы относительно материи и движения" (1770) и др.

Дидро — автор нескольких пьес и романов. В 1750 е годы им были опубликованы две пьесы — "Побочный сын или Испытания добродетели" (1757) и "Отец семейства" (1758). Отказавшись от поэтики классицизма, Дидро драматург стремился реализовать принципы новой ("мещанской") драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.

Главные художественные произведения Дидро повесть "Монахиня" (1760), роман диалог "Племянник Рамо" (1762 1779), роман "Жак фаталист и его хозяин" (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.

В 1759 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры художественных выставок — "Салоны". Они были размещены в рукописной газете "Литературная корреспонденция" его друга литератора Фридриха Мельхиора Гримма, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям.

В 1765 году российская императрица . Заплатив за библиотеку, Екатерина оставила книги в его пожизненное пользование и назначила философу ежегодное жалованье в качестве библиотекаря, выплатив деньги за 50 лет вперед.

С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания на "Наказ" Екатерины II вызвали ярость императрицы.

В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. Он приготовил материал для своего друга историка Гийома Тома Франсуа Рейналя с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал "Эссе о Сенеке", где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие.

31 июля 1784 года Дени Дидро скончался. Он был похоронен в церкви Святого Роха (Saint Roch), но во времена Французской революции 1789 года все захоронения в церкви были разорены, а тела перенесены в общую могилу.

У Дени Дидро и его жены Анны Антуанетты было трое детей, двое из которых умерли в раннем возрасте, осталась младшая дочь Мария Анжелика (1753 1824).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ДИДРО (Diderot) ДЕНИ - французский писатель, философ.

Ро-дил-ся в се-мье ре-мес-лен-ни-ка. Бле-стя-ще окон-чив ие-зу-ит-ский кол-леж в Лан-гре, Дидро сбе-жал в Па-риж; учил-ся в кол-ле-же д’Аркур, за-ни-мал-ся литературой, фи-ло-со-фи-ей, тео-ло-ги-ей, ма-те-ма-ти-кой и пра-вом. По-лу-чил зва-ние ма-ги-ст-ра ис-кусств в Сор-бон-не (1732). Ра-бо-тал пись-мо-во-ди-те-лем у про-ку-ро-ра, учи-те-лем; за-ни-мал-ся пе-ре-во-да-ми с английского языка. В 1742 году по-зна-ко-мил-ся с Ж.Ж. Рус-со, с 1749 года уча-ст-во-вал в ра-бо-те круж-ка П.А. Голь-ба-ха.

В ран-них со-чи-не-ни-ях («Фи-ло-соф-ские мыс-ли» («Pensées philosophiques», опубликовано ано-ним-но в Гаа-ге в 1746 году, по-ле-ми-ка с деи-стической по-зи-ций с хри-сти-ан-ской фи-ло-со-фи-ей Б. Пас-ка-ля), ро-ман «Не-скром-ные со-кро-ви-ща» («Les bijoux in-dis-crets», 1748), «Пись-мо о сле-пых в на-зи-да-ние зря-чим» («Lettre sur les aveugles à l’usa-ge de ceux qui voient», 1749), за пуб-ли-ка-цию ко-то-ро-го был за-клю-чён в тюрь-му) за-пе-чат-ле-но ста-нов-ле-ние ма-те-риа-ли-стических и атеи-стических идей Дидро. С 1747 года Дидро совместно с Ж.Д’Аламбером на-чал ра-бо-ту над мно-го-том-ным про-ек-том «Эн-цик-ло-пе-дия, или Тол-ко-вый сло-варь на-ук, ис-кусств и ре-мё-сел» («Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», 1751-1780), став-шим гран-ди-оз-ным сво-дом на-учных зна-ний эпо-хи Про-све-ще-ния. Дидро на-пи-сал для из-да-ния около 6000 ста-тей, при-влёк к со-труд-ни-чест-ву многих из-вест-ных учё-ных и пи-са-телей-эн-цик-ло-пе-ди-стов (Воль-те-ра, Ш.Л. Мон-тес-кьё , Ж.Ж. Рус-со, П.А. Голь-ба-ха и других). По-сле за-пре-та «Эн-цик-ло-пе-дии» и вне-се-ния её в «Ин-декс за-пре-щён-ных книг» (1759) Дидро до-вёл про-ект до кон-ца, под-поль-но вы-пус-кая и рас-сы-лая то-ма под-пис-чи-кам.

В со-чи-не-ни-ях «Мыс-ли об объ-яс-не-нии при-ро-ды» («Pensées sur l’in-ter-pré-tation de la nature», 1754), «Раз-го-вор д’Аламбера с Дид-ро» («Entretien entre d’Alembert et Diderot») и «Сон д’Алам-бера» («Rêve d’Alembert»; оба 1769, издание 1830), «Фи-ло-соф-ские прин-ци-пы ма-те-рии и дви-же-ния» («Sur la matière et le mouvement», 1770, издание 1798) Дидро, в от-ли-чие от ме-ха-ни-циз-ма П.А. Голь-ба-ха и К.А. Гель-ве-ция, раз-ви-вал ор-га-ни-че-ски--ди-на-мическое по-ни-ма-ние уни-вер-су-ма (внутренняя си-ла, про-яв-ляю-щая-ся в дви-же-нии, и чув-ст-ви-тель-ность как все-об-щие свой-ст-ва ма-те-рии, на-чи-ная с её мель-чай-ших еди-ниц - ка-че-ст-вен-но раз-лич-ных мо-ле-кул).

Бо́ль-шая часть ху-дожественной про-зы Дидро не пуб-ли-ко-ва-лась при его жиз-ни, од-на-ко бы-ла из-вест-на со-вре-мен-ни-кам в ру-ко-пи-сях. Ро-ман «Мо-на-хи-ня» («La réli-gi-eu-se», 1760, опубл. в 1796, эк-ра-ни-за-ция Ж. Ри-ве-та, 1965), на-пи-сан-ный в ис-по-ве-даль-ной фор-ме от ли-ца де-вуш-ки, на-силь-но за-то-чён-ной в мо-на-стырь, от-ме-чен влия-ни-ем по-эти-ки сен-ти-мен-та-лиз-ма (пре-ж-де все-го твор-че-ст-ва С. Ри-чард-со-на). Об-ли-чая про-ти-во-ес-те-ст-вен-ность мо-на-стыр-ской жиз-ни, ро-ман трак-ту-ет стрем-ле-ние к сво-бо-де как из-на-чаль-но при-су-щее че-ло-ве-ку свой-ст-во. Ро-ман--диа-лог «Пле-мян-ник Ра-мо» («Le neveu de Rameau», 1762-1793, опубликован на немецком языке в пе-ре-во-де И.В. Гё-те в 1805 году, на французском языке - 1823 года) де-мон-ст-ри-ру-ет кри-тический под-ход Дидро к про-све-ти-тель-ским по-сту-ла-там, «со-кра-ти-че-ский» ха-рак-тер его мыш-ле-ния, спо-соб-ность вес-ти спор с са-мим со-бой. Фи-лософский ро-ман-диа-лог «Жак-фа-та-лист» («Jacques le fa-ta-liste», 1773, опубликован на немецком языке в пе-ре-во-де Гё-те в 1792 году; на французском языке - в 1796 году) ори-ги-наль-но раз-ви-ва-ет тра-ди-ции Л. Стер-на, от-ли-ча-ясь но-ва-тор-ст-вом по-ве-ст-во-вательные фор-мы, при-чуд-ли-вым раз-ви-ти-ем сю-же-та, со-че-та-ни-ем иг-ры и серь-ёз-но-сти, иро-нии и ме-лан-хо-лии. Русские пе-ре-во-ды Дидро на-ча-ли по-яв-лять-ся в середине XVIII века («Не-скром-ные са-мо-цве-ты», 1748, «Мо-на-хи-ня», 1760, и другие).

Сочинения :

Собрание сочинений: В 10 т. М.; Л., 1935-1947; Œuvres complètes. P., 1975-2004-. Vol. 1-25-;

Эс-те-ти-ка и ли-те-ра-тур-ная кри-ти-ка. М., 1980;

Са-ло-ны. М., 1989. Т. 1-2; Мо-на-хи-ня. Пле-мян-ник Ра-мо. М., 2006.

Иллюстрация:

Д. Дид-ро. Порт-рет ра-бо-ты Л. М. Ван-лоо. 1767. Лувр (Па-риж).