Правило последнее: будьте верны себе. В представлении общества

Правило последнее: будьте верны себе. В представлении общества
Правило последнее: будьте верны себе. В представлении общества

Поддерживайте нужное состояние разума. Панк - это сопротивление тирании в любой форме и действия на основе собственных решений и собственного пути, независимо от того, что говорят другие. Это связано с восстанием и против истеблишмента.

  • Читайте литературу на классические панковские темы, такие как сопротивление тирании, DIY, мятеж, анти-авторитаризм и анархия. Чем больше вы знаете, тем легче вы сможете выразить себя.
  • Найдите интересные способы выразить то, что вы знаете и почему вы думаете, что это важно. Существует разница между жалующимися авторитетными фигурами и направлением против структуры власти, в первую очередь.
  • Поговорите с единомышленниками и инакомыслящими людьми. Вам нужно поговорить с кем-то, чтобы по-настоящему освоиться в вашей собственной точке зрения. Кроме того, если вы говорите только с единомышленниками, как вы будете доносить свой радикальный взгляд до тех, кто нуждается в этом больше всего?

Найдите сцену. Познакомьтесь с другими людьми, которые имеют такие же, как у вас убеждения. Таким образом, вы будете чувствовать себя комфортно, изучая свою панк сторону без осуждения или конфликта в клетке.

  • Ходите на панк концерты. Некоторые места проведения печатаются на плакатах, проверяйте местные телеграфные столбы.
  • Выясните, где в вашем районе встречаются панки, будь то конкретное место или ориентир. Панки обычно не встречаются в клубах, если это не ради музыки. Они пытаются использовать как можно больше общественное пространство.
  • Если ничего не помогает, спросите любого панка на улице, когда следующий концерт.
  • Не бойтесь признаться, что вы новичок во всем этом. Все через это проходили и они, вероятно, вас поймут. Если вы дружелюбны, вы понравитесь людям независимо от того, знаете ли вы все панк группы на земле или имеете типичную для панка одежду.
  • Зарегистрируйтесь в панковском интернет-сообществе. Здесь вы можете познакомиться с другими панки со всего мира, обменять MP3, найти шоу или открыть для себя новые группы.
  • Избегайте потребительства. Панки очень изобретательны. Найдите новые пути, чтобы наслаждаться, не выкидывая деньги на крупные мероприятия.

    • Наслаждайтесь на открытом воздухе, будь то поход в горы или в парк с друзьями.
    • Научитесь готовить. Это не только приятный способ провести время, но и экономит деньги - больше для вас, менее для общества.
    • Найдите бесплатные мероприятия через друзей, на сайтах, которые вам нравятся или используйте местные форумы событий.
    • Станьте хитрым. Вы не поддерживаете обычные магазины, которые продают аналоговую одежду.
    • Посещайте торговый центр или крупный супермаркет только тогда, когда в этом есть необходимость. Даже такие вещи, как мебель можно найти бесплатно на сайтах, таких как craigslist.org и freecycle.org. Если вы должны покупать что-то, попробуйте найти это здесь в первую очередь. Это будет дешевле для вас и немного меньше для истеблишмента.

    Внешний вид

    1. Выражайте свою позицию через одежду. Панк одежда знаковая, потому что охватывает уникальное чувство бунта и индивидуализма. Пусть ваше отношение против истеблишмента выражают ваши наряды.

      • Панки известны своей уникальностью. Не позволяйте себе беспокоиться о том, что вы не похожи на панка. Носите то, что вы хотите, убеждая, что это относительно альтернативно, и вы будете вписываться в любую панк тусовку.
      • Сделать свою собственную одежду, если сможете. Инвестируйте деньги в швейную машинку. Таким образом, вы можете создать действительно уникальный внешний вид без поддержки изготовителей.
      • Сделайте одежду сами. Много панковской одежды смотрится так, как будто ее делали своими руками. Для панка всегда лучше переделать что-то старое, чем поддержать потребительство и купить что-то новое.
    2. Начните с некоторых главных панковских вещей. Если вы в замешательстве по поводу того, как носить панк гардероб, вот некоторые моменты для рассмотрения:

      • Узкие джинсы или рабочие джинсы
      • Черные кожаные куртки или джинсовые жилеты
      • Шипованная одежда и браслеты
      • По большей части черная одежда
      • Шотландка, камуфляж, принты животных и пятен крови
      • Порванная одежда, скрепленная английскими булавками
      • Футболки с группами
      • Нашивки с панк группами
      • Черные футболки
      • Ирокезы, колючие или окрашенные волосы
      • Кожаные (или из заменителя) куртки с нашивками групп, булавки или краской нанесенная символика анархии
      • Бандажные штаны или брюки с добавлением украшений, таких как молнии, идущие сзади по ногам, цепи, металлические кольца или другие дополнения
      • Ремни с патронами
      • Одежда из сетки
      • Классические аксессуары могут включать в себя напульсники, шипованные пояса, ремни с патронами и браслеты с шипами-пирамидами, звездами или обычными шипами.
    3. Доведите до ума некоторые футболки или куртки, которые вы покупаете. Это похоже на переделку, но небольшие штрихи помогут выразить свою уникальную точку зрения. Может быть стоит отрезать рукава, пришить политические нашивки или просто сократить вырез или вывернуть на изнанку - это все вещи, которые обычный человек не осмелится попробовать, тем более для эстетического эффекта.

      • Вырежьте или отрежьте часть одежды и замените вырез рядом английских булавок, прикрепленных близко друг к другу и не выставляйте на показ тело.
      • Трафареты названий групп или символику на вашу одежду вы можете нанести самостоятельно.
      • Заставьте свои джинсы выглядеть изношенными. Используйте ножницы или наждачку, чтобы обрезать их или пройтись по ним наждачной бумагой для потертого вида.
      • Можно целенаправленно побрызгать отбеливателем на джинсы или футболки, чтобы создать интересные образы, или чтобы они выглядели более изношенно.
    4. Найдите панк обувь. Считается, что вам нужно много ходить, учитывая ваш панк образ жизни, так как довольно часто панки избегают частный транспорт по мере возможности. Вам нужна крепкая, долговечная пара обуви или две, но вы должны приобрести ее традиционным способом.

      • Ботинки для мужчин и женщин. Ботинки чаще всего должны быть темного цвета, и это лучший выбор: они долго прослужат, вы можете найти их по дешевке и эстетически поработать над ними, как и с остальной частью вашей одежды.
      • Держитесь подальше от обувных брендов. Потому что меркантилизм и материализм не одобряются панками, многие из них покупают ботинки в армейских магазинах.
      • Основная панковская обувь включают черные ботинки Dr. Martens, Converse и некоторую обувь для скейтбордистов, например, Draven и Tuks. Обратите внимание, что, поскольку они принадлежат брендам, некоторые панки отказываются их покупать, несмотря на эстетику, вы можете столкнуться с людьми, которые не согласятся с вашим выбором обуви.
      • Секонд-хенды являются хорошим местом, чтобы покупать дешевые туфли и ботинки. В этом случае вам не придется думать о том, что ваши деньги идут многонациональным корпорациям.
    5. Сделайте прическу. Заострите волосы или уложите в ирокез. Вы также можете покрасить волосы.

      • И мужчины и женщины могут сделать спортирокез, и (хотя это в первую очередь мужская прическа) некоторые девушки могут сделать devilock. Исследуйте различные виды и думайте о том, что лучше всего выражает именно вас. Возможно, вы захотите ирокез, bihawk, trihawk, "bitch" ручки или даже обычные антенны.
      • Если вы беспокоитесь о том, что не будете вписываться со своей прической в каких-то консервативных рабочих ситуациях, всегда есть fauxhawk (широкая полоса посередине головы, которую можно расчесывать вниз, чтобы скрыть бритые бока). Будьте осторожны, так как этот стиль иногда пользуется неодобрением других панков, так как ваш вид может приспосабливаться к господствующему миру.
      • Хоть это и не является наиболее распространенной для панков прической, длинные волосы до подбородка тоже приемлемы для панка.
      • Используйте случайные вещи, такие, как перья, бисер, ленты и галстуки в волосах, что тоже поможет вам выделиться, если нужно.
      • Можно также использовать разнообразные прически панков 80-ых и даже дреды, которые тоже выступали элементом в субкультуре панков.
      • Рассмотрите «умирающие» волосы. Вы могли бы окраситься в угольно-черный цвет, в платинового блондина, в ярко-красный или какой-либо неестественный цвет, например, в зеленый или синий. Что бы вы ни выбрали, будьте готовы придерживаться его некоторое время (или попробовать для начала временный краситель).
      • Если вы не хотите возиться со сложными прическами, побрейте голову. Это огромный посыл другим: вам не нужно делать то, что делают другие! Бритая голова всегда была классическим панк имиджем и может быть использована как мужчинами, так и женщинами.
    6. Сделайте пирсинг и татуировки. Модификация тела - еще один способ, с помощью которого панки идентифицируют себя.

      • Вы увидите много панков с кольцами в ушах , часто довольно больших размеров.
      • Перегородки и пирсинг губ преобладают у обоих полов.
      • Татуировки имеют большое разнообразие изображений. Много панков использует название своей любимой группы или паутину на локтях (имейте в виду, что в Великобритании паутина на локте означает, что вы были в тюрьме). У Straight Edge панков иногда есть изображение Х на внешних сторонах кистей обеих рук. Старая школа татуировки (например, Sailor Jerry) очень популярны, особенно на участках груди и рукавов.
      • Просто помните, что все татуировки, которые вы выбрали, останутся там навсегда! Убедитесь, что вы выбираете то, что отражает вашу индивидуальность, а не только ваши текущие пристрастия!
    7. Будьте терпеливы с вашим стилем. Многие люди будут бояться идти с вами рядом, или, что еще хуже, вы можете засомневаться в правильности своего выбора, чтобы не навлечь на себя проблемы. Это своего рода верно, но нет никакого способа, чтобы перейти от не панка к панку в одночасье. Вы не можете купить знания о панк-музыке и вы не можете получить целый гардероб панка без трудных поисков. Сходите на шоу, представьтесь другим панкам, и постепенно ваш стиль будет развиваться оттуда.

    Панк музыка

      Идите на панк шоу каждый раз, как подворачивается такая возможность. Это большая часть того, чтобы быть панком. Энергетика панка - это удивительно. Вы не должны идти в слэм зону, но за этим интересно наблюдать. Играйте безопасно и весело проводите время. Познакомьтесь с вашей местной тусовкой, вы, вероятно, будете видеть тех же самых людей и группы на концертах в течение долгого времени.

      Ознакомьтесь с музыкой, новой и старой. Есть много различных типов панк музыки, и очень важно помнить, что не каждый панк слушает одно и то же. Много панков сосредоточены на одной эпохе этого музыкального жанра, но стиль музыки в корне изменился с течением времени. Это список разных эпох панк музыки и некоторые группы, которые повлияли на него.

    1. Попробуйте послушать некоторые жанры панка:

      • Панк-рок. В целом, это громкая тяжелая рок-музыка с главной темой электрогитары, энергичная барабанная дробь, тяжелый бас и началось все это с движении панков против истеблишмента. Стандартный панк-рок: Ramones, Clash, Sex Pistols, Green Day (в основном ранний), Alkaline Trio, Rancid и Against Me!
      • Современный панк: Against Me!, Gallows, Dropkick Murphys, Title Fight и т.д.
      • Селтик-панк - панк с использованием некоторых ирландских инструментов: Dropkick Murphys, Flogging Molly, the Briggs.
      • Хардкор-панк (или хардкор) Быстрый и сильный панк с вокалом, далеким от мелодичного. Например: Black Flag, Minor Threat, Bad Brains, Gallows, Poison Idea, Suicidal Tendencies (хотя это главным образом трэш-метал), AFI (ранний), Conflict, Rise Against, Agnostic Front, Kill Your Idols и т.д.
      • Битдаун хардкор (или мошкор/битдаун/янгкрю/тачгай хардкор). Хардкор-панк более нагруженный и более интенсивный, орущий вокал и низкочастотные урчания. Часто традиционные металкор группы (Hatebreed, Converge, I Am War, Earth Crisis, Unit 731, Bury Your Dead) называются хардкором. Металкор гораздо тяжелее, чем тачгай хардкор и имеет элементы металла. Битдаун группы: Madball, Agnostic Front (поздний), Youth of Today, Death Before Dishonor и др. группы, которые также играют металкор Terror, Vision of Disorder и Stick to Your Guns.
      • Oй! Часто их воспринимают как расистские, но это не так. Ой! далеки от расизма. Ой! являются панк жанром и любимы скинхедами (не расистскими), которые всегда были просты, подходили для пабов. Высокие частоты гитар, взятые за основу и некоторое влияние блюза, лежат в основе этого стиля. Например: Cockney Rejects, Sham 69, Skrewdriver (первый альбом; до расизма), 4-Skins, The Business, The Exploited, UK Subs и т.д.
      • Краст-панк. Быстрый, сумасшедший, родившийся под влиянием металла в 1980 в Англии. Группы: Amebix и Electro Hippies. Часто эти группы ходили во всем черном, носили черную кожаную и джинсовую одежду с призывами, нашивками и дредами.
      • Трэшкор. Быстрый, сумасшедший, наполненный взрывами хардкор, берущий свое начало в начале 1980-х годов. Группы: DRI, Raw Power и Electro Hippies.
      • Ди-бит. Тяжелый металл под влиянием хардкора с некоторыми металлическими чертами, но все еще чистый хардкор. Икона жанра – Discharge. Барабаны крайне агрессивны.
      • Куинкор. Хардкор-панк, который поддерживает права гомосексуалистов и геев. Главные группы Dicks и Big Boys.
      • Стрит-панк. Начался в эру UK82 (1980). Это хардкор панк стиля с запоминающимися припевами, песнопениями, текстами, как правило, на антикорпоративную/восстающую/политическую/и др. тематику, который основывается на звуке соло гитары. Одежда - в черные кожаные куртки, джинсовые жилеты, множество шипов, облегающие или узкие джинсы, клетчатые брюки, черные военные ботинки и разноцветные ирокезы на голове. Группы: The Exploited, the Casualties, Clit 45, GBH, Cheap Sex, the Virus, Street Dogs и т.д.
      • Пауэрвайленс. Большинство из них панки. Этот стиль часто испытывает влияние хардкора, кора, трэшкора и грайндкора. Это, как правило, чрезвычайно хаотичный трэшкор с криками и воплями, и песни обычно очень короткие. Группы: Iron Lung и Spazz.
      • Ска-панк. Панк с некоторым ска влиянием: Rancid, Against All Authority и Operation Ivy.
      • Скейт-панк. Быстрый панк-рок с большим количеством гитарных риффов, иногда соло, пения и сырого звука. Этот стиль пользуются популярностью у панков и скейтбордистов. Группы: MxPx, NOFX, Blink-182 (1992-1997; перед воссоединением с Трэвисом), Bone Brigade, Guttermouth, Pennywise и Suicidal Tendencies. Группы также часто имеют комедийные песни.
      • Мелодичный хардкор. Похож на хардкор, но имеет мелодичный вокал и звучание. Группы: Rise Against и Bad Religion.
      • Хоррор-панк. Это готический панк с темным звуком и ужасными текстами песен. Группы делают акцент на черные костюмы с ярким стилизованным макияжем и одеты в кожу, шипы и волосы уложены в стиле devilocks (не путать с эмо). Например: Misfits, Balzac, AFI (1998-2000), Murderdolls и т.д.
      • Дэз-рок. Вид готической панк-музыки, которая очень темная, атмосферная и имеет навязчивые и мрачные тексты и темы. Группы: Christian Death и Alien Sex Fiend.
      • Пост-панк. Панк, но более сложный, интравертный и экспериментальный. Группы: Joy Division, the Clash, The Cure (ранний) и Siouxsie & The Banshees.
    2. Эти жанры являются либо производными от панка, либо слиянием жанров. Они не панковские, но вытекают из него. Много людей называют это панком, хотя некоторые утверждают, что это не так.

      • Эмо - тип музыки, произошедший из панка/альтернативы с использованием мелодий и эмоциональной лирики. Первоначально это была основа для эмоционального хардкора и находилась под влиянием хардкор-панка и пост- хардкора. Это позже было использовано не для панка, а для альтернативны/инди/поп звучания. Сначала это были группы, такие как Rites of Spring, The Hated and Embrace. Позднее это были Jawbreaker, Sunny Day Real Estate, Jimmy Eat World, The Get Up Kids, American Football и Drive Like Jehu. Теперь это Senses Fail, My Chemical Romance, From First to Last, Snowing, Red Jumpsuit Apparatus, Thursday, Paramore, Dashboard Confessional and the Used.
      • Скремо - поджанр эмо, только более жесткий и использует крики. Сначала это были группы Pg 99, I Hate Myself, Orchid (не металлическая группа) и Saetia. Сейчас это такие группы, как I Would Set Myself on Fire for You, Underoath, Thursday и Alexisonfire.
      • Поп-панк - громкий поп-рок с мощными аккордами и панком. Он имеет запоминающиеся припевы, всплывающие мелодии, счастливые мелодии, тексты, как правило, с подростковым оттенком и находится под влиянием таких групп, как Descendants, Green Day, Ramones, Screeching Weasel, The Offspring и Bad Religion. Bands include Sum 41, Blink-182, Good Charlotte, Simple Plan, Lit, Jimmy Eat World, Man Overboard, New Found Glory, Yellowcard, Motion City Soundtrack, Millencolin and Fall Out Boy.

    Дополнительная информация

    Панк группы:

    • Тупой панк непривлекателен; быть умным панком блестяще. Знайте грамматику, написание, историю, географию и т.д., и вы будете разрушать стереотипы некоторых людей о том, каков панк есть на самом деле! Панк постоянно растет и развивается. Не опускайтесь вниз ради всех. Есть умные, классные панки, и если вы первый из них и вы встречаете всяких толкачей, не обращайте на них внимания, так как они есть везде, и не уподобляйтесь им просто потому, что они являются частью чего-то, частью чего хотите быть и вы. Они представляют собой самый низкий общий знаменатель большого целого, и лучшие образцы для подражания именно там.
    • Никогда не бойтесь того, что люди могут подумать о вас.
    • Будьте индивидуальны. В этом весь панк. Если вы хотите длинные волосы, отрастите их. Если у вас есть альбом Келли Кларксон рядом с Misfits, ничего страшного. Большая часть панка - это убеждения. Даже Джонни Роттен был, как говорят современные панки, "вешалкой для одежды". Помните, что это не о том, что вы носите, а о том, кто вы есть. Вот что самое главное.
    • Не будьте расистом. Это нехорошо ни для себя или кого-либо еще. Все панки против расистов. Это делает вас похожим на "нацистский панк", и это не панк. "Белые люди" не стоят больше, чем людей с темной кожей. Как к вам относятся не должно зависеть от того, откуда вы родом или от цвета вашей кожи. Это не имеет значения, вы должны судить о людях по их отношению и внутреннему миру.
    • Не забывайте жить вслух. Если кто-то высмеивает вас, игнорируйте его. Не беспокойтесь о том, что думают другие. Будьте самим собой.
    • Просто потому, что вы панк не значит, что панк - ваша единственная музыка. Панк - это не о музыке, которую играют в рамках какого-то движения. Есть много ответвлений и других направлений типа рокабилли, хард-рока, ска, сайкобилли и тяжелого металла (помните, что вас могут не понять, если вы признаетесь, что слушаете не панк музыку. Любители вышеперечисленных групп могут не воспринимать вас, если вы будете слушать что-то другое. Слушайте то, что хотите! Важно отметить, что некоторые панки будут настроены против вас, если вы отклонитесь от слушания основной музыки панка).
    • Не думайте, что знаете лучше, чем кто-либо. Существует кто-то, кто всегда будет знать больше.
    • Уважайте старших, если они заслуживают уважения. Если кто-то подходит к вам в костюме и при галстуке и говорит вам, что им нравится ваша футболка Misfit, будьте круты и поинтересуйтесь, является ли этот человек поклонником. Возможно, этот человек на самом деле видел, как они играют в прямом эфире в 70-х, когда панк- сцена только делала первые шаги, и он может рассказать отличные истории, а еще лучше, рассказать о некоторых группах, которых вы никогда не слышали.
    • Распространенное заблуждение о панках, это то, что они не следят за собой (то есть бездомные, вечно пьяные, не закончили школу и т.д.). Это мнение создано теми, кто не является панком, поэтому постарайтесь убедить людей, что у вас есть работа, манеры и жизнь, которую вы действительно хотите. Хорошим примером успешного панк будет Тим Армстронг из Rancid. Окончил школу, воевал с алкоголизм, завел себе дом и работает с бесчисленными режиссерами и художниками. Другие люди хотят увидеть вас как панка, так покажите им себя с другой стороны.
    • Если вы собираетесь выглядеть как панк, одевайтесь, чтобы выглядеть по-панковски. Когда вы сомневаетесь в себе, помните что это то, кто вы есть. Это то, что вы любите. Не позволяйте никому решать что-то за вас.
    • Если вы не были панком раньше, люди могут немного волноваться. Будьте милым, однако. И не надо говорить до свидания своим старым друзьям и уходить к новым. Заведите новых друзей, сохранив при этом старых - это правило в значительной степени для всех.
    • Помните, что если вы не поддерживаете что-то, вы влюбитесь во что-то другое.
    • Не все панки ненавидят правительство. Если вы его ненавидите, ненавидьте по причине, и если вы не ненавидите его, не притворяйтесь.
    • Если вы собираетесь злоупотреблять панк движением и использовать его только для того, чтобы казаться модным, то забудьте об этом. Никто, включая закаленных панков, не поверит вам.
    • Разница между позером и истинным панком в том, что первые всегда беспокоятся о том, панки ли они. Просто делайте то, что хотите. Это и есть панк: думать самим, играть по собственным правилам и ничьим другим.
    • Это не обязательно выражается только в том, как вы одеваетесь или что вы слушаете; это тип мышления, часто сопровождающийся выразительной музыкой и одеждой.
    • Панк-рок означает много вещей для многих людей. Есть люди, которые думают, что все в корпоративной Америке есть зло, и те, кто покупает панк одежду в торговых центрах. Всегда нужно с уважением относиться к любому, будь то центровой панк, который метит стать революционным активистом, или старый Fogie со своими неясными 30-летними нашивками, который может вас чему-то научить. Всегда прислушивайтесь к тем, с кем вы не согласны, представляйте свои аргументы таким образом, чтобы принимать, что другие имеют право на свою точку зрения, даже если вы не согласны с ним. «Молл-панки» были тоже детьми, которые имели черные рубашки, колючие волосы и пирсинг, и они тоже называли себя панками. Они также слушали поп-панк, такой как Sum 41, New Found Glory и Good Charlotte.
    • Помните, что переходить на свой путь в панк нужно постепенно. Если вы выйдете из дома однажды в панковской одежде, как панки на углу улицы, это будет всего лишь костюм, не более того.
    • Если ваши родители или опекуны не согласны с вашим панк пристрастием и т. д., послушайте их и объясните им, во что вы верите. Рассмотрите их точку зрения. Ваша мама, возможно, будет сильно возражать против ваших вновь окрашенных волос, потому что с этим цветом вы родились, и ей трудно смириться, что вы уже выросли.
    • Много люди не знают, что панк на самом деле означает. Некоторые говорят, что это все идет против мейнстрима, потому что это господствующая тенденция. Тем не менее, как это ни парадоксально, Ramones, Sex Pistols, Clash и т.д. были очень мейнстримными в 20 веке, но по-прежнему оставались панк-рок легендами. Любой, кто пытается быть анти - мейнстримным, пытается вписаться в мейнстрим в любом случае. Есть много людей, которые пытаются это сделать. Реальные панки хотят быть самими собой. Не бойтесь любить господствующие вещи, если вы их делаете.
    • Некоторые люди думают, что панк - это всегда протест и внесение изменений. Но даже легенды, такие как Уотти Бьюкен и Джелло Биафра сказали, что это было больше восстание и DIY отношения. Тем не менее, некоторые панки действительно часто организовывают акции протеста или беспорядки, когда они имеют проблемы с законом.
    • Прослушивание панк-рока не делает из вас панка.
    • Родители/учителя/боссы/ и т.д. могут угрожать панк эстетике, потому что они не понимают ее. Вы считаете себя послом вашей общины, но они считают, что вы гораздо более шокирующие/мятежные/подрывные, и пытаются вернуть вас домой, даже если вы выглядите далеким от стереотипа, который навязали обществу средства массовой информации.
    • В панке есть скинхеды. Не путайте их с неонацистами! Не все скинхеды расисты! Эти SHARP (скинхеды против расовых предрассудков) или скинхеды рабочего класса. Они часто представляют жанр Oй!, панк жанр со ссылкой на такие группы, как The Business, 4- Skins, Sham 69 и The Exploited.
    • Цель панка - все не важно.
    • Помните, панк-рок стал движением, как жанр музыки. Панк группы являются таковыми из-за своего звучания. Популярность, внешность, фанаты и т.д. не влияют на то, чем является панк группа. На самом деле, некоторые думают, что панк должен оставаться непонятым, несмотря на популярность Sex Pistols, Ramones и The Clash.
    • Если вы играете панк-рок, делайте музыку ради него, а не для продажи или популярности. Тем не менее, распродажа не то же самое, что получение известности или изменение звучания.
  • Сопротивление искусства и искусство сопротивления

    Специальное сообщение Rebel Scene

    Кажется, что некоторые моменты жизни, созданные людьми, людьми, которые создавали эти моменты из своих жизней, являлись моментами только в определенном этапе истории. Те движения, что являлись сопротивлением обществу, которые мы наблюдали в истории, рано или поздно лишались своего прежнего значения. Многие явления, такие как некоторые автономные кварталы или организованные группировки прямого действия, теряли свой элемент угрозы из-за невозможности противостояния государству, полиции, армии. А такие, как хиппи, рок и другие субкультуры, просто превратились в массовые. И с другой стороны они были радостно приняты такими как есть, потому что этот нестандарт и вызывающий образ жизни смог принести доход всем. Они коммерциализовались и стали частью индустрии. Эти субкультуры отторгнули свою протестность, ее идеалы перестали тревожить действительность, они влились в утвердившийся порядок и окончательно умерли.

    Ценность вашей политики на мэйнстрим уровне

    Во многом та субкультура, которую мы наблюдаем уже более тридцати лет, потеряла, а точнее, так и не приобрела элемент угрозы. Но всегда панк рок был наделен духом, искренностью, надеждами. Он наполнил музыкальным содержанием голос протеста. Начиная с конца 70-х он открывал очень много глаз, раскрывал секреты этого мира, но, в конце концов, это не мешает ему стать объектом продажи, спекуляции и объектом рекламного бигборда, часто даже не подозревая об этом. Такие банды, как Chumbawamba может и не потеряли своей словесной политичности, но они потеряли дух панка. Они пошли на компромиссы с господствующей индустрией через СМИ или лэйблы. Они пытались бороться с ними в их собственной игре. И, конечно же, проиграли.

    В нашем потребительском мире, разделенном на элиту и всех остальных, которым показывают, как можно жить, и с детства это общество воспитывает нас, чтобы быть пассивным зрителем «успеха» меньшинства, очень легко поддаться на искушение, потому что каждый желает добиться «успеха», как его кумир, видя беззаботную жизнь звезд музыки. Именно на этом играют продюсеры и промоутеры, обещая большие гонорары, дорогой аппарат на сцене и релизы с большими тиражами во всех музыкальных магазинах. Вот почему многие продают себя как артистов. И многие из тех, кто называет себя панком. Все мы знаем, что те субкультуры, когда они говорят о политике с предоставленной для них сцены, ТВ, радио, они говорят не своими словами, а словами масс-медиа, которые не будут против этого, потому что эти слова вносят баланс, который показывает, что в нашей индустрии, направленной только на прибыль и поддерживающей войны, есть кто-то, кто против этого, и вроде всем становится спокойней. Таким образом, те протестные слова только поддерживают существующую индустрию. «Революция не может быть передана по телевидению». Неужели вы думаете, что если бы эти способы были результативными, боссы бы не препятствовали им? Они хотят вас в свою газету, телешоу, фестиваль, большой лэйбл, потому что им все равно, что продавать – гель для волос или радикальную политику, если она продается. Потому что им надо всегда подавать что-то новое и «современное», потому что они знают, что старое, в конце концов, может пресытить. И здесь они рассчитывают на вас, потому что нигде сообщение не может быть таким сильным, как сообщение от людей из этой же среды/субкультуры. Когда искусство воспроизводится в коммерческих интересах, будь то в кино, рекламе, фестивалях, слова о свободе и идеях теряют свой смысл или имеют его только в определенном контексте, придуманном индустрией. И слова эти нельзя принимать за чистую правду, не потому что они врут, а потому, что они говорят с позволения тех, кому мы не верим. Когда искусство выходит на мэйнстрим уровень, это не может объясняться тактикой или стратегией мелкого масштаба, это объясняется трансформацией капитализма и готовностью пустить в оборот все, что может принести доход, и ослаблением политической базы банды. Музыка души становится ходовой музыкой, искренность меняется на стоимость.

    И назревает вопрос: «Вы используете свою банду, чтоб нести политику, или вы используете политику, чтоб нести свою банду?»

    Как сделать панк угрозой

    Наверное, снова. Так как же нам не потерять наш дух, протест, не обрезать корни? И сделать из панк субкультуры самый продолжительный, масштабный и массовый, не имеющих границ протест, когда-либо известный в истории?

    Если мы хотим пробить брешь в тоталитарной стене системы своей уникальной субкультурой, мы должны говорить и действовать так, чтобы мы были не только понятны, но и поняты. Но как мы можем надеяться на правильное понимание сказанных нами слов о том, что государство – зло и корпорации – говно (которые не изменят мир, и не обманывай себя, ты это прекрасно знаешь), если мы не откроем человеку, первый раз попавшему на панк шоу, альтернативный образ жизни. Если мы хотим рассказать людям о политике в нашем панк роке, то все в нем – политика. То, что ты покупаешь, то, что ты носишь, то, что ты употребляешь в пищу, то, на каких инструментах играешь и каким образом ты их достаешь, то, на майках какой фирмы ты печатаешь лого своей группы, – все это политика нашей культуры. Если мы действительно хотим преобразовать нашу культуру абсолютно новым способом, создать политически сознательную контркультуру, отличную от других субкультур, покупка и продажа товаров должны играть минимальную роль в наших отношениях. Станет ясно, если посмотреть на корпоративную эксплуатацию субкультур хиппи, хип хопа, популярного панк рока и сотни других, что те движения, которые, прежде всего, сосредотачиваются на продаже своих продуктов, изображении своего сообщества, в первую очередь подвержены корпоративным интересам. И человек, первый раз попавший на панк концерт в надежде открыть для себя целый новый мир, основанный на взаимоподдержке, демонстрирующей сотрудничество и сопротивление, а не очередное общество на капиталистической основе, увидит, что это очередная социальная тусовка, снабженная только лишь словесной политикой, и которая ничего нового предложить не может. Посмотрите на любую фотографию с концерта, и что вы увидите? Определенный стиль всех присутствующих там людей, как будто демонстрирующий, что надо носить такие определенные марки, которые совсем не дешевы, чтобы быть вовлеченным в хардкор.

    Путь, которым мы живем и творим, может быть примером, а скучные и предсказуемые слова между песнями вряд ли. Вряд ли можно рассчитывать на изменение мира, если мы сами не можем изобрести новые способы жизни и творчества, а изобретая их, не оставаться верным этим способам, и соглашаясь на компромиссы. Наверное, нам даже не пришлось бы что-то говорить между песнями, потому что человек и так бы увидел, что концерт, общество на нем, – все организовано так, что мы называем diy анархо панк. Помните, что вы открыли для себя, когда первый раз попали на панк шоу? Абсолютно иной мир, мир, построенный на абсолютно иных отношениях, где все шло вразрез с вашими обычными до этого представлениями о мире, не так ли?

    Как мы можем надеяться на понимание наших слов, говорящих о панк этике, отрицающей рок-звезд, и неразделении на артистов и публику и незарабатывании денег, когда мы играем в клубах и на больших фестивалях с заранее коммерческой выгодой, со сценой, окруженной охранниками? Выступления на тысячных фестивалях или концертах, организованных как «музыканты»-«публика» или продажа дисков в торговых центрах может и дает возможность рассказать каждому о своих политических идеях, но музыканты таким образом все равно остаются в понятии о недосягаемости, и все держится на основе недостижимость, элита, кумиры, герои. Это поддерживает существующее разделение, которое выгодно господствующей культуре, потому что потребители в таком раскладе остаются таковыми. Из-за своей любви к музыке они заставлены покупать диски (в том числе и ваши, если вы хотите этого) в торговых центрах, заставлены быть пассивным наблюдателем вас на телевидении, и большом концерте с охраной, что усиливает их веру в то, что это люди, которых никогда не встретить и с которыми никогда не поговорить, что это одаренные музыканты со связями в индустрии, что в этом невозможно принять участие и так далее, вместо того, чтобы деятельность музыкантов наталкивала их самих создавать музыку, идеи, каналы коммуникаций. А наши концерты, и каналы дистро, и лэйблы, сделанные в тесном сотрудничестве, взаимодействии на личном уровне, непосредственно стирая грань между «сценой» и «публикой», дадут людям понять, что каждый может начать делать то, что делаем мы, тем самым мотивировать их делать самому и таким образом наши проекты могут зажечь еще один, и еще, и так далее по цепочке.

    Мы протестуем против экономических и государственных законов, но, сами того не подозревая, или не желая подозревать, мы привносим их в панк сцену. В нашей сцене, где многие из нас сопротивляются работе, хотят вкладывать деньги в политические проекты, мы не должны руководствоваться экономическими канонами типа «нормально ли продавать диск по столько-то, если в магазине он стоит столько-то», или «эта цена билета равна цене двух бутылок пива», потому что в таком случае мы отталкиваемся от господствующей экономики. Существующая экономика, нацеленная на прибыль, имеет основной фундамент – дешевле покупка и дороже продажа, и, следуя такой логике в нашей панк-сцене, мы не создаем свою среду, мы не идем в разрез с господствующей экономикой, а наоборот поддерживаем ее. И мы заставляем людей ходить на свои рабочие места, которые они не любят, чаще и больше, для того чтобы платить за наши проекты с завышенными ценами. Это пример того, как капитализм влияет на панк-сцену и притупляет разнообразие расходования средств. Устанавливая цены на билет, или диск, или зин, или любой другой наш продукт, мы должны держать цены как можно ниже, в зависимости от реальных затрат и развития в будущем, чтоб у людей оставались и без того не большие деньги на финансирование своих политических d.i.y. проектов.

    В конце концов, слова о политике внушают опасение, и задают, наверное, самый важный вопрос о нашем активизме: «стоит ли этому верить, есть ли в этом смысл, если сами музыканты своим идеям не верны, иначе, как они очутились на этом концерте, как их диск оказался в этом магазине?» и так далее.

    В этом есть еще одна проблема, когда панки не думают о таких «немасштабных» компромиссах, а думают, что они продадут себя, как артистов, только если их увидят по ТВ, или когда они сыграют на фестивале обувной фирмы.

    Некоторые заметки по поводу концертов

    Сколько бы мы ни говорили о протестности наших панк концертов, после них все равно все расходятся по домам, от концерта не осталось и следа, а протестность покоится в воображении музыкантов и хорошо, если у пришедших посмотреть. Нет, в Беларуси, например, или в других некоторых местах восточной Европы, типа Вильнюса и не только, определенная роль сопротивления существует, в условиях, когда власти мониторят каждый концерт или стараются ликвидировать места, в которых эти концерты устраиваются. Но со стороны концерты проходят по отработанному сценарию – начало, выступление, музыканты-зрители, которые стоят и иногда танцуют, конец. Нововведения очень часто вызывают настороженность, из-за привычных рамок концерта, созданных индустрией. Начало концерта в 11 утра или час ночи, банды, которые созданы прямо во время концерта с импровизированным выступлением, 15 минут для сэта с настройкой для каждой банды, когда участники банд располагались бы по всему периметру зала в толпе, и каждый концерт мы придумывали бы новые танцы. Как было бы весело и динамично, если бы мы применяли эти элементы в гигах? Каждый концерт был бы интересным, как будто он ваш первый, и которого бы очень ждали. Чтоб каждый концерт был как праздник и карнавал друзей, главная цель которых развеселить друг друга. Вы все еще помните, какие у вас были впечатления, когда вы первый раз попали на панк-шоу, и с каким нетерпением вы ждали следующего? Наше воображение и идеи несли бы подрыв устоявшимся стандартам развлекательного мира. Наша сцена и концерт – это как маленький мир того, о котором мы мечтаем. Каждый концерт показывал бы, что это возможность иметь больше веселья, больше событий, больше интересной жизни для всех, и все дополняли бы друг друга.

    Этика «делай сам» существовала задолго до появления панк-рока, она существовала тысячи и тысячи лет назад, столько, сколько существует человечество. Только тогда она не имела названия, да и не нужно было его иметь, потому что это было основой общества. Когда люди сами создавали свою инфраструктуру, по вечерам устраивали себе концерты вокруг костра, и не было цели продажи или выгоды. Но это очень скоро оказалось невозможным с построением цивилизации, что значит первых порывов к власти и деньгам, когда все было обращено в товарную форму. Сейчас, для создания DIY искусства возможности становится меньше. Мы привнесли DIY в панк/хардкор, и стали создавать отношения, делать вещи и активность альтернативными господствующей культуре. В мире монополизированных масс-медиа, которые поддерживают существующий порядок мира, мы не можем представить коммуникацию без ТВ, радио, газет. И почти нет возможности сказать и быть услышанным во всей полноте. Но, создавая свои альтернативные источники информации, как например, indymedia или журналы, мы сами создаем коммуникацию нашего сообщества – честную и открытую. Ты не просишь права сказать, ты просто делаешь это. Ты говоришь все, если хочешь, потому что, например, на концертах не всегда достаточно времени и возможности сделать это. Нашими неиерархичными и разбросанными повсюду в мире средствами медиа мы подрываем СМИ.

    Делай Сам или Со Своими Друзьями (Do It Yourself or With Your Friends, DIY/DIWYF) во всем, что касается музыки, политики – это прямое действие и жизнь. Наш анархистский панк-рок-андеграунд это не остров, наш способ жизни распространяется во всем мире. Нашей культурой, только не вписанной в рамки господствующей, мы показываем, как человек может жить свободно от круга потребления, создавать искусство, экономику, действительно свободную от этого капиталистического общества и его институтов. Мы показываем, как масса распадается на индивидуальности, существующая не в юнити, или какой другой тусовке, скрепленной какими-то правилами или партбилетами, а в гармонии. Не поддавайтесь на искушение и не склоняйтесь к компромиссам, чтобы найти легкий путь, и отказываясь от всего, что может принести доход каким-то институтам, а вместо этого – свободная игра воображения, креативное создание элементов сцены, и тогда наши идеи вместе с искренностью и, что самое главное, верностью своим словам во всех аспектах жизни и панка, приобретают силу, когда-либо возможную в мире, потому что люди, видящие это на концертах, буклетах панк-пластинки, баррикадах на саммитах, индимедиях, сами приобретают энергию и желание сохранить и улучшить жизнь. Нам надо создать общество, где бы все кричало, танцевало, одевалось, игралось, организовывалось, думалось, относилось друг к другу способами, которыми никто не воображал прежде. Давайте думать как, и пытаться создавать свои собственные новые возможности для распространения наших идей, а не искать легкого или прибыльного пути. Именно искусство, панк-рок, и то, каким мы его делаем, дает осознать нам всем еще не достигнутые, но новые реалии и возможности, стремление к которым и создает из субкультры – «контр», а не укрепляет чей-то бизнес, как все в этом мире. В противном же случае наш панк-рок дает лишь нишу для людей по интересам и превращается в очередную социальную тусовку. Он становится не реальным свойством души, а набором определенных склонностей и увлечений, не приносящих хлопот, как будто становясь моральным или религиозным устоем.

    Взято из минского журнала анархистского и хардкор/панк действия Rebel Desire #2

    Субкультуры существовали во все времена. Молодежь в надежде выразить свою индивидуальность старалась одеваться по-особенному, не так, как все. За одеждой следовало особое мышление, и в итоге это все перерастало в идеологию. Мир накрывала волна хиппи, диско, гранжа и панка. Панки считаются одними из самых вызывающих из всех направлений. О них слышали все, и при этом все еще находятся люди, задающиеся вопросом: панки - это кто? Попробуем разобраться в этом.

    От музыки к субкультуре

    Своим появлением панки обязаны одноименному музыкальному направлению - панк-року. Появился этот стиль музыки в 70-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Музыканты взбунтовались против всех остальных направлений рока, ставших в то время слишком лиричными и депрессивными. Так и появился панк-рок, сохранивший задорность старого доброго рок-н-ролла в соединении с примитивной игрой на музыкальных инструментах. Примитивность игры была нарочитой, ведь панк-рок - это то, что доступно всем желающим.

    В 70-е годы мир узнавал все новые и новые группы: Pink Floyd, Deep Purple, Yes, Led Zeppelin, Genesis. Они быстро получили всеобщее признание, а вслед за этим и большие сборы за концерты. Участники этих групп жили в дорогих особняках, ездили в шикарных лимузинах с личными телохранителями. Того, что объединяло их с панк-молодежью, у них постепенно не осталось. Их в 12 минут и выступления под фонограмму просто не походили на то, что так любили уличные бунтари-подростки.

    6 ноября 1975 года Лондонский колледж искусств потрясло выступление вызывающей панк-рок-группы с не менее вызывающим названием. Это были Sex Pistols. В последующем они стали идолом панков. У них было то, что нужно для настоящего панк-рока: простые аккорды, примитивная игра, не требующая больших затрат, доступные концерты.

    Значение слова "панк"

    Слово "панк" произошло от английского разговорного слова, означающего "нехороший", "дрянной". Достоверно неизвестно, как именно возникла у представителей идея называться именно так: то ли так обзывали бунтарей-анархистов, то ли потому, что их музыку называли именно так. Так или иначе, слово прижилось.

    Идеология

    Идеология панков основывается на свободе. Панк-субкультура выступает за реализацию человеческой свободы без какого-либо давления со стороны. Иначе говоря, если человек волен ходить, в чем он хочет, значит, он действительно должен иметь возможность идти по улице в рваных ботинках и не получать при этом тыканья пальцем в спину. Свобода слова - еще один важный момент для них. В своих песнях панки не стесняются в выражениях, используют нецензурную лексику, ведь право свободы слова гарантировано множеством конвенций по правам человека.

    Несмотря на суждения общества, панк - это вовсе не мода, а идея, придающая смысл представителям этого течения. Многие считают это возрастным фактором, будто бы это лишь то, что пройдет после подросткового бунтарского возраста. В реальности это не всегда так. Истинный панк остается таким на всю жизнь.

    Характерные черты личности

    Вопрос о том, что такое панк, не совсем корректный. Лучше спрашивать, и тогда все сразу станет ясно. Один истинный представитель субкультуры способен дать представление о том, что собой представляет все направление.

    Панк - это человек, стремящийся к независимости, иначе говоря, индивидуализму. Такой человек, даже несмотря на то что часто находится среди шумной компании, одиночка сам по себе. Его не волнует общество с его проблемами и потребности других людей. Для панков характерна анархия, антиавторитаризм, антигомофобия, нигилизм. Панк - это человек асоциальный, отрицающий любую культуру, не уважающий старшее поколение по принципу: «Если стар, значит, тебя уважают». Он всегда против любого порядка, власти.

    Внешний облик

    Панк-субкультура имеет свои характерные черты, благодаря которым ее можно отличить от всех остальных, в том числе и внешние. Несмотря на то что внешний облик для панков особого значения не имеет, все они выглядят похоже.

    • Ирокез. Эта прическа зародилась еще до появления панков. Индейцы делали ее во время своих тайных обрядов, чтобы таким образом напугать всех вокруг. Панки используют разные варианты. В классическом варианте волосы выбриваются, и остается лишь полоса длинных волос вдоль головы. Их ставят при помощи лака как большие иглы.

    • Прическа-"помойка". Подходит для всех, кто не любит заморачиваться. Достаточно просто взлохматить волосы, и прическа готова.
    • Обилие аксессуаров. Это цепи, заклепки, нашивки, ошейники, напульсники, булавки. Ими покрывают весь образ с ног до головы по правилу «чем больше, тем лучше».
    • Рваные штаны. Их рвут либо специально, в знак протеста, либо не зашивают после драки на концерте. Даже если из-за дыр в штанах видны пикантные области, это никого не смущает, ведь так даже лучше. Панк - это всегда свобода и нарушение общественных норм, и иногда это может шокировать.
    • Косухи. От байкерских их отличает то, что они разукрашиваются при помощи баллончиков с краской. На них могут быть разные надписи и множество заклепок.

    В представлении общества

    Многолетняя практика показала, что люди отказываются понимать, что такое панк и что он хочет показать миру. По опросам, проводимым в свое время социологами, в столице России было выявлено, что большая часть населения считает их не более чем людьми, страдающими шизофренией. Их считают отклонением от нормы, больными и невоспитанными.

    С одной стороны, эта точка зрения вполне оправдана. Многие панки сами показывают себя не с самой лучшей стороны, совершая преступления. Пропагандируя слова, действий, мыслей и взглядов, они в итоге не подумали о том, что сами нарушают эту же свободу других людей. Нельзя сказать, что все панки являются такими, потому что многие из них достойны уважения. Первоначально панк - это доступная музыка и протест против серости жизни. Со временем превращаясь в сборище настоящих оборванцев, панк потерял свое истинное лицо.

    Увы, их называют отбросами, как и в 70-е. Молодежь, некогда захотевшая обрести свободу, в итоге не нашла всеобщего признания. И сегодня наблюдается спад панк-движения и замена его новыми направлениями.

    Панков, таких, какими именно их знали раньше практически не осталось. Конечно они существуют в определенных кругах, совместно «тусуются», но, прогуливаясь на улице даже по большому городу, не всегда посчастливится столкнуться с представителем этой субкультуры. Тем не менее, культура панков жива, пока живы их кумиры. О том, как одеваются панки, мы и поговорим в этой статье.

    Когда панков как субкультуры еще не существовало, этим словом называли уличных проституток, заключенных «шестерок» и людей, которых приравнивали к отбросам общества. Все изменилось в конце 60-х – начале 70-х, когда под влиянием культуры хиппи, стало возрастать число молодежи, отрицающей сложившиеся уклады общества. Молодежь не хотела быть похожей на старшее поколение, они хотели выделиться, продемонстрировать свои взгляды, которые возможно помогли бы улучшить мир, а может напротив, заживо его «похоронить».

    Музыка битлов, «Rolling Stones» провоцировала появление молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл. Поколение хиппи необходимо было сменить, ведь новая молодежь отличалась от своих предшественников. Представители новой субкультуры стали противоположностью хиппи, сменив их лозунг «Мир и любовь» на «Секс и насилие». Однако это возникло в процессе становления панк-культуры, ведь изначально панк зародился в качестве музыкального движения, главную роль в котором сыграло творчество группы «Ramones».

    Роль Малкольма Макларена и Вивьен Вествуд в культуре панков

    Важную роль в стиле одежды панков сыграли Вивьен Вествуд и Малкольм Макларен. В 1971 году под влиянием новых музыкальных течений Малкольм открыл магазинчик под названием «Let it Rock». Торговля в бутике шла, но магазинчик не пользовался бешеной популярностью. Тогда, в 1975 году, под влиянием волны анархизма и бунтарства, спровоцированного молодыми панками, Малкольм решил сменить название своей торговой точки на звучное «Sex». Целевой аудиторией покупателей бутика была маргинальная молодежь, не мыслящая свою жизнь без провокаций и бросания вызовов толпе. Наряды шила Вивьен, которая в далеком прошлом забросила художественную школу.

    Вествуд еще не была известным дизайнером, она была амбициозна, у нее отсутствовал опыт в пошиве одежды, а поэтому Вивьен делала акцент на необычности нарядов. Она была первым дизайнером, беспощадно оторвавшим у футболок рукава, украшавшей одежду панков английскими булавками, которые скрепляли грубые швы и лохмотья. Вивьен ввела моду на рваные джинсы и первой сделала прическу «ежик» из обесцвеченных волос.

    В магазинчике Малкольма и Вествуд нередко можно было встретить футболки с вызывающими надписями, рубахи, украшенные на рукавах свастикой, брутальные ремни и куртки с огромным количеством шипов. Настоящий фурор в карьере Вествуд сыграла знаменитая майка с портретом английской королевы Елизаветы II, на губе которой красовалась английская булавка.

    В то время как Вивьен шила наряды, Макларен в 1974 году основал группу «Sex Pistols», которая развивала и направляла молодых панков, раскрывая смысл культуры в музыке, повадках и одеждах.

    Панки любят выделяться из толпы, используя для этого все, что только могут. Среди особенностей имиджа панков следует выделить:

    • Наличие английских булавок. Панки их носят их на одежде, аксессуарах и даже создают из них браслеты или используют в качестве серег. В общем, английские булавки приветствуются в огромном количестве.
    • Черепа, кости, скелеты и пр. Могут выступать в качестве принта на майке, балахоне или быть частью украшения, например, браслета или кольца.
    • Логотипы панк-групп и их участников. Могут базироваться на одежде, рюкзаках, напульсниках, ободках и прочих предметах гардероба.
    • Цепочки. Тяжелые большие цепочки панки могут вертеть в руках или приколоть их к брюкам и юбкам.
    • Преобладание черного цвета . В одежде панков доминирует черный цвет, который впоследствии стал наследием мрачных депрессивных готов.
    • Небрежность. Рваные джинсы, дырки и прорези на майках, изредка скрепленные английскими булавками характеризуют стиль панков.
    • Наличие шипов. Панки любят шипованную одежду, которая возможно, играет роль физической самообороны и психологической защиты.
    • Вызывающие и провокационные надписи на одежде. Панки бросают вызов обществу и совсем не стесняются говорить об этом «вслух».
    • Разноцветные ирокезы. Волосы сбриваются по бокам, остается лишь копна волос по середине головы, от лба к затылку. Панки делают начес на волосах и помогают волосам «стоять дыбом» при помощи лака, мусса или пива.
    • Заклепки. Традиционно ими украшаются косухи, ботинки и брюки.
    • Клетчатый принт . Используется на платьях и юбках.
    • Анархистские знаки.

    Какую одежду носят панки?

    Составлять луке в стиле панков Вам позволят следующая одежда из панк-гардероба:

    • Рваные потертые джинсы. Разработка дизайнера Вивьен Вествуд стала, пожалуй, основой стиля панков. Так что знайте, что если у Вас есть такие джинсы в гардеробе, это ничто иное как наследие панк-культуры.
    • Черные брюки. Материалом может выступать деним или кожа. Девушкам-панкам сексуальности придадут разрезы на брюках. К брюкам можно надеть майку или футболку с английскими булавками, высокие сапоги или ботильоны. Так образ будет смотреться современно и не будет ужасающим и пугающим, как ранее одевались панки.
    • Ботинки Dr Martens. Излюбленная обувь панков. Вероятно, потому что в таких ботинках им было удобней «отстаивать интересы» при конфликтах с полицейскими или представителями других субкультур.
    • Клетчатые брюки. Мы уже начали говорить о клетчатом принте ранее. Сейчас же дополним информацию о том, что их можно сочетать с футболкой с изображением или логотипом любимой группы.
    • Балахоны, майки, футболки с изображением любимых групп, надписей.
    • Юбки. Из черной кожи, в клетку, а может и длинный вечерний вариант, декорированный английскими булавками, а может и кружевом.
    • Колготки в сетку. Панки-девушки романтичны, и как любая леди хотят выглядеть сексуально в кругу мужчин. Колготки или чулки в сетку будут весьма уместны в их образах.
    • Куртки-косухи. Без них никуда! Панки носят куртки, украшенные заклепками и шипами.
    • Куртки из лоскутов. Такие куртки панки делают самостоятельно, сшивая между собой лоскуты кожи и скрепляя швы английскими булавками или грубыми швами.
    • Верхняя одежда. Тренчи, пальто прямого покроя, куртки.
    • Аксессуары. Сгодятся ошейники и браслеты с шипами, потертые ремни, украшения с черепами, крестами и т.д.

    Создавая образ в панк-стиле не забудьте подвести глаза и накрасить губы яркой или темной помадой. И не переусердствуйте при составлении комплекта! Достаточно пары элементов, иначе к Вам начнут бояться подходить мужчины!

    Панк или панки (англ. «punk») – молодежное направление в культуре, возникшее в конце 60-х — начале 70-х годов в Великобритании; стиль — панк неотъемлемо связан с именем .

    Слово «punk» в английском языке до появления собственно самого панк-течения использовалось как ругательство, означавшее примерно то же, что и «подонок». В других случаях оно могло употребляться, как обычное нецензурное выражение.

    В американском жаргоне слово «punk» использовалось по отношению к заключенным-шестеркам или же просто к людям, имеющим отношение к преступной деятельности. Также слово «punk» могло означать «отбросы», «гнилье», «грязь».

    Внешний вид и атрибуты панков:

    Истоки панка, как стиля, берут свое начало в 60-х годах, когда в эпоху под влиянием «Beatles» и «Rolling Stones» появились молодежные команды, исполняющие рок-н-ролл. Несмотря на то, что хиппи оказали сильнейшее влияние на мировую культуру, в 70-х годах они уже немного поднадоели. Молодежи хотелось чего-то нового и острого. Вместо мирного лозунга хиппи «Любовь и мир» панки предпочли формулу «Секс и насилие», а главными словами панк-стиля стали «анархия», «бунт» и «помойка».

    Изначально стиль «панк» возник как направление в музыке благодаря американской группе «Ramones». Жанр «панк-рок» предполагал не столько умение, сколько стремление играть в сочетании с нарочито примитивным звучанием, вызывающе вульгарным поведением на сцене и нырянием в зрительскую толпу.

    Идеологом популяризации стиля «панк» в моде стал Малкольм Макларен, британский музыкант и продюсер. Начало стилю было положено в 1975 году в Лондоне, когда Макларен в связи с новыми провокационными анархистскими веяниями, пришедшими из Америки, решил сменить модное направление своего , открытого в 1971 году совместно с Вивьен Вествуд. Так бутик, пользовавшийся достаточно большой популярностью, сменил свое название «Let it Rock» на дерзкое «Sex». Новый магазин был ориентирован на маргинальную молодежь. И здесь нельзя умолчать о Вивьен Вествуд, которая и считается создательницей направления «панк» в моде.

    Далеко не все современные панки знают о том, что их любимые ирокезы, рваные джинсы и прочие атрибуты стиля придумала Вивьен Вествуд. Сейчас она является одним из самых знаменитых дизайнеров в мире, однако в то время такое нельзя было и предположить. Рано вышедшая замуж лишь для того, чтобы сбежать из бедной и нищей семьи, Вивьен Вествуд забросила художественную школу. Правда, она все же получила педагогическое образование и даже успела поработать учителем. Однако спокойная и размеренная жизнь продлилась всего три года, пока Вествуд не развелась с мужем и не встретила Макларена. Вместе они стали активно заниматься делами магазина.

    Не получившая никакого специального образования или опыта в портновском деле, она первой изобрела совершенно сумасшедшие одеяния – рваные и майки с вызывающими надписями, которые сочинял Макларен.

    «Я не террорист, не арестовывайте меня», «Будь разумным - требуй невозможного!», «Пустое поколение» или фашистский лозунг «Мы не боимся руин!»

    — такие надписи украшали разодранные со всех сторон футболки.

    Вивьен первая сделала себе ежик из обесцвеченных волос – фирменная прическа в стиле панков всего мира. Она также первой поиздевалась над футболкой, оторвав ей рукава, распоров плечевые швы и завязав лоскуты узлом на спине. Самое скандальное ее произведение – майка с портретом английской королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Каждая создаваемая Вествуд модель призывала потрясать морально устоявшееся общество. Для этого в их совместном с Маклареном магазине было все – со свастикой на рукавах, майки и футболки с нецензурными надписями, драные колготки, все в заклепках и шипах кожанки, брутальные ремни и, конечно же, в неимоверных количествах английские булавки, которые скрепляли лоскуты рваной одежды. Нетрудно себе представить, какой бешеной популярностью пользовался в Лондоне бутик «Sex». Это была настоящая Мекка панков, которая с радостью открывала двери для всех желающих.

    В 1974 году Мальком Макларен становится менеджером группы, для которой сам придумал скандальное название «Sex Pistols». Играли они примерно так же профессионально, как Вивьен Вествуд – шила, однако это не воспрепятствовало им стать скандальными кумирами нового поколения и содействовать популяризации панк-стиля.

    При всей своей вульгарности и маргинальности панк-стиль настолько захватил умы, что даже итальянская версия издания « » в 1976 году посвятила несколько страниц панковской антимоде. В 1977 году Зандра Роудс (прозванная «принцесса панка») представила свою коллекцию под названием «Концептуальный шик», где были показаны нарядные атласные с прорехами и английскими булавками. Мода на панк-стиль привела к тому, что многие ведущие решили использовать его с коммерческой точки зрения. Они начали выпускать специальные коллекции, которые отличались высоким качеством (в отличие от самоделок самих панков) и шли нарасхват, принося высокую прибыль.

    После того как группа «Sex Pistols» распалась, Вивьен Вествуд покинула Макларена и продолжила работать самостоятельно. Она увлеклась созданием коллекций в историческом стиле, но, разумеется, не без панковской эстетики. В начале 80-х годов ее модели на были размалеваны краской, волосы их были покрыты грязью и шляпами из мешковины.

    Сейчас панк-стиль в одежде встречается редко. Довольно часто можно услышать о том, что итальянские и французские мастера создают коллекции под влиянием стиля «панк», но это уже скорее пост-панк, где от панк-стиля остались немногочисленные элементы.