Айвазовский какие картины писал. Иван Константинович Айвазовский

Айвазовский какие картины писал. Иван Константинович Айвазовский
Айвазовский какие картины писал. Иван Константинович Айвазовский

Если вы любите морскую тему, предлагаем посмотреть картины Айвазовского — фото с названиями (самые знаменитые) представлены ниже.. Мы переплели вехи жизни с творчеством и лучшими картинами мариниста.

Черное море (1881)

Это зрелая работа, созданная им в 64-летнем возрасте. Сначала маринист назвал картину «На Черном море начинает разыгрывать буря», сократив позже до «Черного моря». Об этом полотне высоко отзывались даже самые ярые критики-современники творчества Айвазовского, считавшие, что романтизму пришел конец.

Айвазовский Иван Константинович (Гайвазовский) – сын армянского предпринимателя. Родился в Феодосии в 1817 году, там же и умер в 1900. Он учился в Академии Художеств Петербурга у М.Н. Воробьева и Ф.Таннера (французского мариниста). Работал в Крыму, как «пенсионер» Академии (1830-1840), в это же время посетил Англию, Францию и еще несколько стран.


Еще одна картина, написанная в лучшие годы творчества Айвазовского. Этот период искусствоведы называют «голубым». В серии работ художника читается особая манера исполнения, появившаяся у мариниста после 1870 года.

В каждом из произведений Айвазовского чувствуется романтизм. Это веяния того времени – отойти от обыденного и окунуться в мир за пределами серых будней. Айвазовскому удавались морские баталии и изображение стихии. Искусствоведы с твердостью в голосе заявляют, что полотна художника – самые эмоциональные шедевры 19 века.


Айвазовскому 81 год. Он отходит от привычных кораблей, мелких фигур. Сейчас все его внимание занимает море. Художнику заказывали еще несколько работ в эти его годы, но именно эту работу считают главным наследием Айвазовского. Он оставил картину любимой Феодосии, где она до сих пор и находится.

Художник много путешествовал не только по России, но и по Европе, бывал на Средиземноморье. С 1845 года преимущественно жил и работал в Феодосии. Еще в 1840-х годах, благодаря точности и быстроте кисти, а также эмоциональному настрою и тяготению к героике полотен, заслужил мировую славу. Стал академиком в 1845, профессором в 1847, почетным членом Академии Художеств в 1887.


Айвазовский родился и периодами жил в Феодосии, поэтому ей уделено столько внимания. Это одна из самых спокойных работ художника.

Не обошло его влияние французских мастеров морского пейзажа К.Верне и Е.Лоррена. Со временем, избавившись от резких контрастов и «кулисной» композиции, он обретает подлинную живописную свободу. Особенно это чувствуется в его изображении бескрайней и буйной мощи стихии моря, в его закатах и оживающем на волнах свете луны, в отваге людей, сражавшихся с морской стихией («Девятый вал», о чем мы поговорим немного позже).


Свои лучшие шедевры Айвазовский всегда создавал быстро – ему требовалось от силы 2 дня. Особенно, когда работа делалась по вдохновению, а не по заказу, получалось лучше всего. Маринист начинал с быстрого наброска с указанием главных элементов и источников света. А потом он отправлялся в мастерскую и уже по памяти восстанавливал каждый оттенок. Именно так и появилась работа «Море. Коктебельская бухта».

В его работах поразительное сочетание яркости и тонального единства, тонких решений светотени и, конечно, вечно живая чарующая вода. Айвазовский за свою жизнь написал немногим больше 6 000 картин, а еще много акварелей и рисунков.


Одна из самых лучших картин «голубого» периода.

Став с 1844 года живописцем при Главном морском штабе, принял участие в морских компаниях. Его полотна: «Буря на Черном море», «Георгиевский монастырь», «Чесменский бой», «Вход в Севастопольскую бухту» – овеяны духом величественной героики. Писал Иван Айвазовский и пейзажи, особенно интересны кавказские и украинские, и на религиозные темы, а ряд своих работ посвятил истории Армении.

Батальное полотно с изображением корабля русской флотилии. Несмотря на общий драматизм сюжетного момента, Айвазовский гордился русскими моряками, которым удалось победить в этом непростом бою. «Чесменский бой» относится к раннему периоду творчества мариниста.

Будучи человеком состоятельным, Айвазовский также известен как благотворитель, активно помогавший градоустройству Феодосии, где и можно наиболее полно познакомиться с его творчеством в картинной галерее, носящей его имя.


Айвазовский ненадолго покидал родную Феодосию. Даже когда Санкт-Петербург открыл перед ним все двери со званиями, славой и деньгами, маринист всей душой устремлялся домой, к морю.

Осев в доме на побережье, художник навсегда остался предан морю. Оно стало его музой и главным героем для картин. Постоянно общаясь с моряками, художник знал о суевериях, которые жили в их кругах. Знал о роковой девятой волне, которая несла судам только гибель.


С первых дней выставочных показов картина превратилась в шедевр. В тот же год ее купил для Эрмитажа сам Николай I. Сегодня «Девятый вал» — это и есть Айвазовский. Это лучшая и самая известная его работа.

На этом мы заканчиваем изучать картины Айвазовского. Фото с названиями (самые знаменитые) добавьте себе в закладки и поделитесь в комментариях, какая из работ вам понравилась больше всего.

Черное море является постоянным и наиболее частым объектом изображения Ивана Айвазовского. Уроженец Феодосии, великий маринист почти наизусть знал родные берега, поэтому воды Черного моря в его творчестве настолько разнообразны. «Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает простотой и внутренней силой. На ней не изображено ничего, кроме моря, и именно это делает ее тонкой и прекрасной.

Художник-маринист Иван Айвазовский

Настоящее имя признанного мастера морского пейзажа - Ованес Айвазян, он происходит из семьи обедневшего армянского купца. В силу тяжелого финансового положения юный Айвазовский не мог позволить себе достойного обучения искусству рисования и живописи, пока не привлек своим природным талантом внимание главного архитектора Феодосии.

После начальной помощи со стороны своего благодетеля Айвазовский сумел быстро добиться признания и популярности. Большую роль в достижении статуса академика художеств сыграла его уникальная манера изображать воду в целом и морские пейзажи в частности.

Талант живописца не ограничивался изображениями моря, о чем свидетельствуют его многочисленные портреты, редкие жанровые композиции и сюжеты на религиозную тематику. Однако единственной и неугасаемой страстью Айвазовского было море.

Черное море в творчестве Айвазовского

Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах. Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий. Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.

Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях - в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.

Описание картины Айвазовского «Черное море»

Несмотря на частое изображение родных берегов, в творческом наследии Айвазовского есть только одна картина, которая называется просто «Черное море». Это полотно было создано художником в 1881 году и открывает зрителям вид на бескрайний морской простор, застывший на холсте перед самым началом бури. Второе название картины - «На Черном море начинает разыгрываться буря».

«Черное море» — картина Айвазовского, характеризующаяся простотой сюжета и практически идеальными пропорциями композиции. Полотно изображает потемневшее море с частыми, неспокойными, но еще не высокими волнами, украшенными небольшими пенными гребнями. Такие волны, пронизанные лучами света и словно светящиеся изнутри, современники художника называли «волнами Айвазовского».

Линия горизонта делит картину почти идеально на две равные части - снизу бурное море, сверху потемневшее небо, а между ними едва проглядывает сквозь завесу тумана тонкая полоса суши и стремящийся к ней одинокий парус.

Анализ картины

«Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает взгляды непринужденной гармонией и необычайно реалистичной цветовой палитрой. Кроме того что картина композиционно разделена пополам на море и небо, элементы этих двух частей словно отражаются друг в друге.

Темные облака справа сливаются и образуют равносторонний клин с темными волнами бушующего моря. Игра света и тени в картине создает живую композицию, динамичность которой подчеркивается слегка накрененной влево линией горизонта.

Симметричность форм в картине противоположна асимметрии в нанесении цветов: в то время как небо пестрит богатой палитрой оттенков, среди которых лиловый, голубой, лазурный, серый и цвет слоновой кости, раскинувшееся под небом море не может похвастать таким хроматическим разнообразием. Море на картине Айвазовского «Черное море» выполнено в иссиня-зелёных, приглушенных тонах. Картина «Черное море» (Айвазовский мастерски изобразил состояние водной стихии) должна покорять не изобилием деталей и буйством цветов, а реалистичностью, естественной красотой и силой бушующего моря.

Черное море на других полотнах Айвазовского

Черное море было вечной темой Айвазовского и никогда надолго не покидало холсты, над которыми работал великий маринист. Работы художника воспевают красоту, изменчивость и природную силу водной стихии, поэтому не удивительно, что близкое Айвазовскому Черное море показано на его картинах во всем своем разнообразии и непостоянстве.

Спокойное и безмятежное Черное море можно увидеть на картинах «Вход в Севастопольскую бухту» и «Гурзуф», а его воды, пронизанные лучами закатного солнца, запечатлены на полотнах «Вид моря с гор Крыма» и «Закат солнца у крымских берегов». Описание картины Айвазовского «Буря на Черном море» усложняется тем, что в наследии мариниста есть три картины с таким названием.

Айвазовский изображал Черное море в первых лучах восходящего солнца («Восход солнца в Феодосии») и в штормовой ветер («Вид Одессы с моря»). На картинах художника поглощены туманом («Туманное утро») или освещены яркой луной («Феодосия. Лунная ночь»). Каждое изображение Черного моря говорит о том, что художник-маринист Иван Айвазовский бережно хранил его в памяти всю свою жизнь и даже в Италии не переставал писать виды родных берегов.

Иван Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, поэтому его детство прошло в бедности, но талант мальчика был замечен, и ему помогали. Кое-что он перенял у местного архитектора, после учился в симферопольской гимназии, где своими успехами в рисовании поразил влиятельные лица, которые посодействовали его поступлению в Академию Художеств.

Собственные интересы Иван Константинович определил не сразу. Решающую роль в его творчестве сыграл приезд в Петербург французского художника Ф. Таннера, владевшего приемами изображения воды. В 1836 г. Таннер принял юношу к себе в помощники и обучил приемам, которыми владел. Уже осенью того же года Иван Айвазовский представил на академическую выставку пять морских пейзажей. Эти картины были оценены очень высоко, о них появились отклики в газетах. А в 1837 г. за две новые работы ему дали большую золотую медаль и присвоили звание художника, этими картинами были «Большой рейд в Кронштадте», «Штиль на Финском заливе». Весной 1838 г. Иван Константинович вернулся в Феодосию, где обустроил себе мастерскую, в которой начал работать, набираясь опыта в письме с натуры.

С 1840 по 1844 гг. Айвазовский пробыл в Италии в качестве заграничного пенсионера от Академии Художеств, а также побывал в Германии, Франции, Испании, Голландии. В течение этих четырех лет художник плодотворно трудился и экспонировал свои работы, которые везде имели большой успех. После возвращения из странствий Айвазовский получил звание академика Академии Художеств, а также был причислен к Главному морскому штабу. Все это позволило Ивану Айвазовскому уже в следующем году отправиться вместе с экспедицией известного русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке в Турцию, Грецию, Малую Азию и набраться новых впечатлений, которые он последствие использовал в своих картинах. Также Айвазовский неоднократно бывал на Кавказе, в Египте, Ницце, Флоренции, и даже в Америке.

В 1846 г. Айвазовский соорудил себе новую просторную мастерскую в Феодосии, где в основном и работал. Теперь он больше работал, полагаясь на редкую зрительную память и приемы, которые усвоил давным-давно и с тех пор усовершенствовал их, доведя до автоматизма. Художник мог написать большую картину за пару-тройку часов, что делал не раз, хвастаясь своим умением и талантом перед изумленными зрителями.

Наследием Айвазовского стала целая изобразительная энциклопедия моря, которое он запечатлел в разнообразнейших состояниях. Он оставил 6000 картин, которые являются неравноценными. Среди них есть шаблонные, среднего качества, и отличные, типа всем известного «Девятого вала» (1850) или «Черного моря» (1881). Кроме того, Айвазовским написано немало исторических батальных картин, которые повествуют о победных сражениях русского флота. Море – это то, что он писал с умением и любовью. Пытаясь писать простые пейзажи, Айвазовский получал более скромные результаты, изображая человека, становился беспомощным.

29 июля 1817 года родился художник Иван Айвазовский. Сейчас, когда ценность картины легко измерить её ценой, Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Взглянем на 7 знаменитых картин феодосийского художника.

«Вид Константинополя и Босфора» (1856)

В 2012 году на британском аукционе Sotheby’s был установлен новый рекорд для картин российского мариниста. Полотно под названием «Вид Константинополя и Босфора» было продано за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.
Назначенный на пост художника Адмиралтейства в 1845 году, Айвазовский в составе Средиземноморской географической экспедиции посетил Стамбул и острова греческого архипелага. Столица Османской империи произвела на художника неизгладимое впечатление. За несколько дней пребывания он сделал десятки эскизов, многие из которых легли в основу будущих картин. Более чем через 10 лет по памяти, как и большинство своих полотен, Иван Айвазовский восстановил вид константинопольского порта и мечети Топхане Нусретие.

«Американские суда у скалы Гибралтара» (1873)

До апреля 2012 года самой дорогой из картин Ивана Айвазовского оставалась работа «Американские суда у скалы Гибралтара», проданная в 2007 году с аукциона Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов.
Эту картину Айвазовский также писал по памяти. «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину», — так художник формулировал свой творческий метод.
Гибралтарская скала была написана Айвазовским через 30 лет после того, как он побывал в британской колонии. Волны, корабли, моряки, борющиеся со стихией, сама розовая скала - плод фантазии художника, работавшего в своей тихой мастерской в Феодосии. Но, выдуманный, пейзаж выглядит донельзя правдиво.

«Варяги на Днепре» (1876)

Третье место среди коммерческих успехов Айвазовского занимает картина «Варяги на Днепре», ушедшая с молотка в 2006 году за 3 миллиона 300 тысяч долларов.
Сюжет картины - путь варягов по главной торговой артерии Киевской Руси, Днепру. Обращение к героическому прошлому, редкое для творчества Айвазовского, — это дань романтической традиции. На переднем плане картины - ладья, на которой стоят сильные и отважные воины, и среди них, судя по всему, сам князь. Героическое начало сюжета подчёркивается вторым названием картины: «Варяжская сага - путь из варяг в греки».

«Вид Константинополя» (1852)

Четвёртый миллионер кисти Айвазовского - «Вид Константинополя», ещё одна картина, написанная по впечатлениям от поездки 1845 года. Её цена составила 3 миллиона 150 тысяч долларов.
Вскоре после окончания Крымской войны Айвазовский возвращался из Парижа, где состоялось открытие его персональной выставки. Путь художника лежал через Стамбул. Там он был принят турецким султаном и пожалован орденом «Нишан Али» IV степени. С тех пор завязалась тесная дружба Айвазовского с константинопольцами. Он приезжал сюда не раз: в 1874, 1880, 1882, 1888 и 1890 годах. Здесь проходили его выставки, он встречался с правителями Турции и получал от них награды.

«Исаакиевский собор в морозный день» (1891)

Картина «Исаакиевский собор в морозный день» была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 125 тысяч долларов в 2004 году. Это один из редких городских пейзажей художника-мариниста.
С Петербургом была связана вся жизнь Айвазовского, хотя родился и большую её часть он прожил в Крыму. В Петербург он переезжает из Феодосии в 16 лет, чтобы поступить в Академию художеств. Вскоре, благодаря своим успехам, молодой живописец завязывает знакомства с ведущими художниками, писателями, музыкантами: Пушкиным, Жуковским, Глинкой, Брюлловым. В 27 лет он становится академиком пейзажной живописи Петербургской Академии художеств. И затем, в течение жизни, Айвазовский регулярно приезжает в столицу.

«Константинополь на заре» (1851)

Шестое место занимает ещё один вид Константинополя, на сей раз «Константинополь на заре». Он продан был в 2007-м за 1 миллион 800 тысяч долларов. Эта картина является самой ранней из «константинопольских миллионерш» Айвазовского.
Российский маринист довольно скоро получил признание в Европе и Америке как состоявшийся мастер пейзажа. Особенные отношения его связывали с извечными военными соперниками России, турками. Но дружба продолжалась до 90-х годов, когда султан Абдул-Гамид развернул в Константинополе и по всей стране геноцид против армян. Многие из беженцев скрывались в Феодосии. Айвазовский им оказывал всяческую помощь, а награды, полученные от турецкого правительства, демонстративно бросил в море.

«Девятый вал» (1850)

Главная тема творчества Айвазовского - противостояние человека и стихии. Самое знаменитое его полотно, «Девятый вал» — только седьмое по стоимости. В 2005 году оно было продано за 1 миллион 704 тысячи долларов.
В центре сюжета - несколько моряков, которые спаслись во время бушевавшей всю ночь бури. Она в щепки разметала корабль, но они, уцепившись за мачту, остались в живых. Четверо держатся за мачту, а пятый в надежде цепляется за товарища. Восходит солнце, но испытания моряков не окончены: надвигается девятый вал. Последовательный романтик, Айвазовский на этой ранней работе показывает упорство людей, сражающихся со стихией, но бессильных против неё.