Новая замечательная французская группа «Цирк.

Новая замечательная французская группа «Цирк.

Осенью 2013 года свое первое сценическое шоу в Париже представит новая музыкальная группа «Circus» (Цирк), созданная годом ранее отнюдь не молодыми, начинающими музыкантами. Оригинальный проект в стиле «Феллини-рок» родился силами популярного автора и композитора Каложеро, известных музыкантов Филиппа Умински и Станисласа, а также скрипачки Карен Брюнон и гитаристки Эльзы Фурлон.

В группу вошли 5 музыкантов, но не молодых и начинающих. Многие участники группы во Франции уже ни в каких представлениях не нуждаются. Еще меньше нуждаются в представлениях некоторые авторы первых песен новой группы «Circus».

Новая «музыкально-цирковая» группа возникла по инициативе известного французского автора-композитора-исполнителя Каложеро (Calogero). Плечом к плечу с ним встали его близкие друзья и музыкальные соавторы Станислас (Stanislas) и Филипп Умински (Philippe Uminski). И наконец, группу «Circus» украсили скрипачка Карен Брюнон (Karen Brunon) и гитаристка Эльза Фурлон (Elsa Fourlon). А среди соавторов песен молодой, но маститой группы оказались классик французского поп-рока Жан-Жак Гольдманн и шансонье Марк Лавуан.

Альбом группы «Circus» вышел в ноябре 2012 года. Его открывает песня «Это что еще за цирк?»

В группе «Circus» поют все пять ее участников и участниц – без исключения. Кроме того, каждый играет на одном или нескольких музыкальных инструментах. Каложеро исполняет партию бас-гитары или губной гармоники, партию клавишных исполняет Станислас, Филипп Умински и Эльза Фурлон составляют гитарный дуэт, а скрипка поет в руках Карен Брюнон. Этот музыкальный расклад соблюдается и в песне «Дружеская печаль». Эту песню «Chagrin d"ami», а также еще 5 текстов для группы «Цирк» написал известный и популярный французский шансонье Марк Лавуан. Песня «Дружеская печаль» стала вторым синглом и хитом первого альбом.

Каложеро трудно отрицать, что растущий успех группы «Цирк» во многом обязан его личному успеху и известности во Франции. Однако, композитор не устает повторять, что это не его сольный проект, а сотворчество всех членов квинтета. «Я же объединился не просто с музыкантами, а с артистами, творцами», - подчеркивает Каложеро. Его близкий друг Станислас снискал успех в 2007 году сольным альбомом «Неустойчивое равновесие» (L’équilibre instable) . Филипп Умински имеет за плечами солидную карьеру аранжировщика, работавшего с Джонни Халлидеем, Жюльеном Клером и Каложеро. В сольной карьере автора-композитора-исполнителя настоящий успех пришел к Умински в прошлом году: событием в новой французской песне стал его альбом «Моя первая любовь».

Если говорить о «прекрасной половине» группы, скрипачке Карен Брюнон и гитаристке Эльзе Фурлон, их роль тоже не сводится к простому аккомпанементу. В одной из композиций им полностью отдана вокальная партия. Женский дуэт Карен Брюнон и Эльзы Фурлон в песне «Самоубийственная любовь» (L"Amour suicide) первого альбома группы «Circus».

Критики часто вспоминают популярную в 1960-70-е годы американскую рок-группу Beach Boys. Нет-нет да и прозвучит отдаленное сравнение с Beatles. О легендарной «ливерпульской четверке» вспоминают и сами участники французского проекта. Так, в одном из интервью Каложеро определил дух и характер своего «музыкально-циркового» проекта: «Мы можем играть как в маленьком салоне, так и на большой сцене – для нас безразлично. Мы как Beatles, которые спели «Get back» на крыше дома. «Маленькая группа», как говаривал Маккартни».

Альбом этой «маленькой» французской группы «Цирк» прекрасно слушается как диск приятной поп-музыки. Его мелодика кому-то напоминает творчество французского композитора Мишеля Леграна, кому-то – творчество итальянца Нино Рота. Ну а сами музыканты определяют свой стиль как «Феллини-рок». Их музыка, наверно, подошла бы к фильмам итальянского классика – фееричным, то цирковым, то ностальгическим, то философским. К миру Федерико Феллини в альбоме группы «Цирк» отсылает, в том числе, песня «Римские ночи» (Les Nuits Romaines).

Circus Maximus (группа) Circus Maximus (группа)

Биография

Группа была основана в 2000 году, когда клавишник Эспен Сторо и бас-гитарист Глен Като Моллен пригласили музыкантов для создания проекта в стиле прогрессивного метала, который позже получил название Circus Maximus . Поначалу группа играла только кавер-версии на различных фестивалях и в клубах, накапливая опыт от проигранного материала таких групп, как Dream Theater и Symphony X . Но после записи двух демо-дисков европейский лейбл Frontiers Records заинтересовался мастерством их исполнения, оригинальностью звучания и предложил контракт.

В 2004 году группа начала работу над дебютным альбомом и уже в мае 2005 года записала полноформатный CD под названием «The 1st Chapter », который был выпущен под лейблом Frontiers Records. В том же году отправились в тур в поддержку альбома, где наряду с другими концертами выступили на фестивале ProgPower USA. Но через полгода, в ноябре 2005-го, клавишник и один из основателей группы Эспен Сторо заявил, что покидает коллектив по личным причинам. Спустя некоторое время его заменил Лассе Финбротен . В начале 2006 года стал официальным участником группы.

В первой половине 2007 года Circus Maximus проводили время в студии, записывая свой второй студийный альбом. Новый CD под названием «Isolate » вышел 7-го августа 2007 года на том же лейбле. Альбом пользовался большим успехом. В тур в поддержку альбома были также включены различные фестивали Европы и США, такие как ProgPower USA, ProgPower Europe, ProgPower Scandinavia, Sweden Rock и MetalHear. Также в 2008 году коллектив выступал на «разогреве» у группы Symphony X в их турне в поддержку альбома «Paradise Lost ».

18 ноября 2008 года группа опубликовала сообщение на своём сайте о том, что начинают пре-продакшн нового альбома «Nine », который планиуют выпустить в 2010 под лейблом Frontiers Records. Но планы не реализовались вовремя, и дата релиза был отложена до 2012 года. Участники коллектива говорили, что альбом будет более мелодичным и ярким, чем два предыдущих. Официальный релиз в Европе состоялся на 1 июня 2012, а в США на 5 июня 2012 года. Тур в поддержку альбома начался с концерта в Осло (Норвегия), где сет-лист состоял в основном из композиций альбома «Nine» . 14 сентября 2012 года было официально объявлено об участии коллектива на фестивале ProgPower USA XIV .

Состав

Текущий состав

  • Михаель Эриксен (норв. Michael Eriksen ) - вокал
  • Лассе Финбротен (норв. Lasse Finbråten ) - клавишные
  • Матс Хауген (норв. Mats Haugen ) - гитара
  • Трулс Хауген (норв. Truls Haugen ) - ударные
  • Глен Като Моллен (норв. Glen Cato Møllen ) - бас-гитара

Бывшие участники

  • Эспен Сторо (норв. Espen Storø ) - клавишные (2000-2005)

Дискография

  • - The 1st Chapter
  • - Nine
  • 2016 - Havoc

Напишите отзыв о статье "Circus Maximus (группа)"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.) на сайте Myspace
  • на Last.fm
  • (англ.) на сайте Myspace
  • (англ.) на сайте Myspace

Отрывок, характеризующий Circus Maximus (группа)

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.

Осенью 2013 года свое первое сценическое шоу в Париже представит новая музыкальная группа «Circus» (Цирк), созданная годом ранее отнюдь не молодыми, начинающими музыкантами. Оригинальный проект в стиле «Феллини-рок» родился силами популярного автора и композитора Каложеро, известных музыкантов Филиппа Умински и Станисласа, а также скрипачки Карен Брюнон и гитаристки Эльзы Фурлон.

Добрый вечер. В студии RFI Дмитрий Гусев и Елена Габриeлян.
- Здравствуйте. Это программа «Французский музыкальный подкаст». Программа о современной музыке и песне во Франции, о французских звездах и хитах, о музыкальных модах и тенденциях.

И в этом выпуске «Музыкального подкаста» мы устроим вам цирк. Точнее, не мы, а новая французская музыкальная группа, возникшая в прошлом году.

- Это команда с названием «Circus» – так во французском произношении звучит латинское слово «цирк». В группу вошли 5 музыкантов, но не молодых и начинающих. Многие участники группы во Франции уже ни в каких представлениях не нуждаются. Еще меньше нуждаются в представлениях некоторые авторы первых песен новой группы «Circus».

Итак, новая «музыкально-цирковая» группа возникла по инициативе известного французского автора-композитора-исполнителя Каложеро (Calogero). Плечом к плечу с ним встали его близкие друзья и музыкальные соавторы Станислас (Stanislas) и Филипп Умински (Philippe Uminski). И наконец, группу «Circus» украсили скрипачка Карен Брюнон (Karen Brunon) и гитаристка Эльза Фурлон (Elsa Fourlon). А среди соавторов песен молодой, но маститой группы оказались классик французского поп-рока Жан-Жак Гольдманн и шансонье Марк Лавуан .

Альбом группы «Circus» вышел в ноябре 2012 года. Его открывает песня «Это что еще за цирк?»

Основатель группы «Circus» Каложеро – фигура известная и популярная на музыкальной сцене Франции.

Свой путь в музыке он начал еще в конце 1980-х годов – в составе группы Les Charts, в начале 1990-х группа выпустила успешные альбомы и синглы. А сольный успех пришел к композитору-автору-исполнителю постепенно в первой половине 2000-х, когда тиражи его альбомов стали миллионными. Что же заставило успешного солиста взяться за создание группы, а не продолжить карьеру очередным авторским альбомом?

В интервью телерадиокомпании RTL Каложеро постарался объяснить мотивы своего эксперимента: «Петь одному – замечательно, но вернуться на сцену с группой, с приятелями – в этом есть что-то семейное и что-то цирковое». Вот в такой семейной, празднично-цирковой атмосфере был записан первый альбом группы «Circus». В котором песни объединяет цирковая тематика… Так, самый первый сингл альбома – песня «По проволоке» (Sur un fil) – отсылает к цирковым канатоходцам, чье рискованное искусство становится метафорой нашей жизни. Жизни, которая «держится только на тонкой проволоке», в которое каждое дуновение заставляет человека неустойчиво балансировать и колебаться в нерешительности. «По проволоке, мы идем по проволоке, глупые канатоходцы».

Первый сингл группы «Цирк» вышел задолго до появления всего альбома – в июне прошлого года. Слова этой песни для команды Каложеро написал классик французского поп-рока Жан-Жак Гольдман.

В группе «Circus» поют все пять ее участников и участниц – без исключения. Кроме того, каждый играет на одном или нескольких музыкальных инструментах. Каложеро исполняет партию бас-гитары или губной гармоники, партию клавишных исполняет Станислас, Филипп Умински и Эльза Фурлон составляют гитарный дуэт, а скрипка поет в руках Карен Брюнон. Этот музыкальный расклад соблюдается и в песне «Дружеская печаль». Эту песню «Chagrin d"ami», а также еще 5 текстов для группы «Цирк» написал известный и популярный французский шансонье Марк Лавуан. Песня «Дружеская печаль» стала вторым синглом и хитом первого альбом.

Каложеро трудно отрицать, что растущий успех группы «Цирк» во многом обязан его личному успеху и известности во Франции. Однако, композитор не устает повторять, что это не его сольный проект, а сотворчество всех членов квинтета. «Я же объединился не просто с музыкантами, а с артистами, творцами», - подчеркивает Каложеро. Его близкий друг Станислас снискал успех в 2007 году сольным альбомом «Неустойчивое равновесие» (L’équilibre instable) . Филипп Умински имеет за плечами солидную карьеру аранжировщика, работавшего с Джонни Халлидеем, Жюльеном Клером и Каложеро. В сольной карьере автора-композитора-исполнителя настоящий успех пришел к Умински в прошлом году: событием в новой французской песне стал его альбом «Моя первая любовь».

Если говорить о «прекрасной половине» группы, скрипачке Карен Брюнон и гитаристке Эльзе Фурлон, их роль тоже не сводится к простому аккомпанементу. В одной из композиций им полностью отдана вокальная партия. Женский дуэт Карен Брюнон и Эльзы Фурлон в песне «Самоубийственная любовь» (L"Amour suicide) первого альбома группы «Circus».

А что говорят сами музыканты и критики о стиле нового французского квинтета «Цирк»?

Критики часто вспоминают популярную в 1960-70-е годы американскую рок-группу Beach Boys. Нет-нет да и прозвучит отдаленное сравнение с Beatles. О легендарной «ливерпульской четверке» вспоминают и сами участники французского проекта. Так, в одном из интервью Каложеро определил дух и характер своего «музыкально-циркового» проекта: «Мы можем играть как в маленьком салоне, так и на большой сцене – для нас безразлично. Мы как Beatles, которые спели «Get back» на крыше дома. «Маленькая группа», как говаривал Маккартни».

Альбом этой «маленькой» французской группы «Цирк» прекрасно слушается как диск приятной поп-музыки. Его мелодика кому-то напоминает творчество французского композитора Мишеля Леграна, кому-то – творчество итальянца Нино Рота. Ну а сами музыканты определяют свой стиль как «Феллини-рок». Их музыка, наверно, подошла бы к фильмам итальянского классика – фееричным, то цирковым, то ностальгическим, то философским. К миру Федерико Феллини в альбоме группы «Цирк» отсылает, в том числе, песня «Римские ночи» (Les Nuits Romaines).

Альбом новой французской группы с названием «Цирк» - проект рискованный…

Это отмечают и критики, и признают сами музыканты. Окажется ли их «музыкально-цирковая» идея и их проект в стиле «Феллини-рок» успешным? Продолжит ли группа «Цирк» свое существование или остановится на первом и единственном альбоме?

В ожидании «долгосрочной» реакции публики у группы «Цирк» все же есть дальнейшие планы. К осени 2013 года музыканты квинтета готовят свой выход на сцену – музыкальный спектакль, которое иногда представляют как «Circus Opera Pop» (цирковая поп-опера). Некоторые подробности будущего спектакля раскрыл Каложеро. К 13 песням альбома группы на сцене добавятся еще 8 новых композиций. Квинтет музыкантов выйдет на авансцену как обычная рок-группа, но Каложеро обещает в качестве сюрприза театрализованное и цирковое действо. «Никто до сих пор такого не делал», - таинственно сообщает лидер группы «Circus». Спектакль будет показан, возможно, на сцене парижского театра Мариньи.

В ожидании этого музыкально-циркового шоу мы завершаем нашу программу о французской группе «Circus» песней из их дебютного альбома. Она носит название «Исток» (L’Origine). А рефреном в этой песне звучит философская фраза о том, что «мы все возвращаемся к истокам, возвращаемся гораздо больше, чем сами себе это представляем».

Это была программа «Французский музыкальный подкаст».
- В студии РФИ с вами были Дмитрий Гусев и Елена Габриэлян. Бина Эссаян – за режиссерским пультом.
- До свидания.
- До встречи в эфире.