Добро и зло в русской народной сказке «Царевна-лягушка. Конспект тематического вечера в старшей группе «Добро и зло в русских народных сказках Зло и добро в зарубежных народных сказках
Конспект занятия: «Добро и зло в сказках»
Цель: Развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия «добро» и «зло».
Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).
Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.
Формировать уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия.
Орг. момет
Звучит песня «Дорогою добра»
2. Самоопределение к деятельности
О чём эта песня?(о доброте, о друзьях)
Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?
Назовите противоположное слово слову «добро». Да сегодня речь пойдёт о «добре и зле в сказках».
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки .
Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.
3. Работа по теме
Как догадались, что это?
1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая.
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.
7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь. 9. Золушка
10. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.
Вы увидели много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»?
(дети отвечают)
Учитель обобщает ответы детей: «Добро –
это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит
, д
ружба
, с
частье
, р
адость улыбки, хорошие поступки
»
Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.
Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Что такое зло? (дети отвечают)
Учитель обобщает ответы детей: «Зло – этовред,
б
оль, страдание, обида, грубость, драки, злые слова
,
плохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу».
Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка»
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать.
Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску).
- Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
-А что такое пословица? (ответы)
Пословица - это народная мудрость, совет всем людям.
Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»
Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать.
На доске дети собирают три пословицы:
«Жизнь дана на добрые дела»
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
- Как понимаете смысл? (ответы)
-
А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)
- Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)
Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, при встрече…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, простите,пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье все говорят …(до свидания)
Эти слова всем известны давно,
Видишь - они и просты, и не новы.
Но я ещё повторю все равно:
Добрые люди, будьте здоровы!
Кроссворд
В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?
Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.
За новыми мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила
)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит
)
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая
)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино
)
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух
)
Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка
)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил
)
На интерактивной доске разгадывается кроссворд. Получается слово «СПАСИБО »
– А только ли добрые слова нужны в жизни? (дела)
- Есть в народе такая пословица: «Худо тому, кто добра не творит никому» (пословица вывешивается на доску)
«Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (дерево доброты с листочками –правилами доброты)
Это дерево даст свои плоды, вырастут новые деревья и, появится целый сад.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Итог
На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Наш сад наполнится «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.
Рефлексия
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.
Приложение
Пословицы:
1 - За добро добром и платят
2 - Доброе слово лечит, а злое калечит
3 - Жизнь дана на добрые дела
«Доброе слово и кошке приятно»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
Кроссворд
Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:
За новыми мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила
)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит
)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая
)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино
)
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух
)
Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка
)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил
)
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.
Слайд «Положительные герои и где они живут»
Иван-царевич
Иван-дурак
Василиса Прекрасная
Волк, Лиса, Заяц, Медведь и другие.
Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире. «В некотором царстве, в некотором государстве».
Слайд «Злые силы и место их обитания»
Кощей Бессмертный
Змей Горыныч
Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитает в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Вот матушка предупреждает Добрыню: «И не надо тебе ездить на далью гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные…»
Слайд «Иван»
Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак. Иван, младший сын, назван глупым, так как в нем отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоевывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения…
Слайд «Василиса»
Положительная героиня сказок Василиса наделена мудростью и способностью превращаться. Она сильная от природы, поэтому справляется с любым заданием и трудностями. Она очень добрая и трудолюбивая. Василиса - значит царственная. Прекрасная духовно и внешне - высоконравственная, у нее развиты чувства справедливости, благородства. За все испытания, которые встречаются Василисе на пути, ее ждет свадьба и счастливая судьба.
Слайд «Волк»
Волк - часто глупый, простоватый, доверчивый.
Иногда злой, может быть помощником человека.
Лиса - хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.
«Медведь»
Медведь - добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.
Слайд «Заяц и другие животные»
Заяц - хитрый, трусливый. Еж - умный, осторожный, находчивый. Жар-птица - мудрая. Мышка - трудолюбивая, добрая. Кот - коварный, предприимчивый.
Слайд «Кощей Бессмертный»
Кощей - персонаж волшебных сказок, демоническое существо, враждебное людям, сила его в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. Тайну смерти Кощея выведывает его племянница. По ее указанию с помощью животных-помощников разбивают яйцо, после чего Кощей гибнет. Имя Кощея возводят к древнерусскому «кощей» в значении «пленник», «раб» - позорить, посрамлять; к слову «кость» со значением изможденного старика-скряги или же скелета: Кощей - мертвец, скелет, и потому бессмертен.
Слайд «Змей Горыныч»
Змей - популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Змей - образ мирового фольклора. В русских сказках Змей Горыныч - многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия - воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов Змей - похититель, он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины - на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает все, пытающихся переправиться. Бой со Змеем и победа над ним - один из главных подвигов героя.
Слайд «Баба-Яга»
Баба-яга - популярный персонаж восточнославянских сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. («сидит Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос», «на железной ступе едет, железным толкачом погоняет»); обычное место обитания - избушка на курьих ножках в лесу, в тридевятом царстве». Баба-Яга принадлежит мифологическому миру; она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти.
Слайд «Цвет добра и зла»
Белый цвет - цвет чистоты, света.
Голубой, синий цвет - цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.
Красный цвет - цвет правды, борьбы со злом.
Зеленый и желтый цвет - цвет надежды, радости.
Слайд «Цвет зла»
Черный цвет - цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.
Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.
Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы: радуги и плодородной земли. Отсюда мы черпаем жизненные силы, помогающие нам противостоять злым существам, возможно, живущим рядом с нами.
Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.
Просмотр содержимого документа
«"Добро и зло в русских народных сказках" »
Добро и зло в русских сказках
Выполнила:
Проценко Настя
ученица 5 «А» кл.
МОУ СОШ №6
Учитель:
Анисимова О.М .
- Как хорошо, что есть на Земле
- Сказки чудесные эти!
- Сказку возьмём, вместе прочтём
- И про неё пропоём!
- Пусть живут вечно сказки,
- Пусть они дарят людям
- Волшебство, справедливость,
- Красоту и добро!
- Выяснить, какие герои представляют добрые и злые силы русских народных сказок.
- Выяснить характер «добрых» и «злых» сил.
- Роль добра и зла в русских народных сказках.
- Понять, чему учат сказки.
Иван простодушен, незлоблив, состадателен. Он борется со злом, помогает слабым, бесстрашный и добрый герой. В начале сказки обычно беден, проходя испытания он получает награду.
Василиса
Василиса наделена мудростью, добрая и трудолюбивая, справедливая и благородная.
Волк – часто глупый, простоватый и доверчивый. Иногда злой, может быть помощником человека.
Лиса – хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.
Медведь – добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.
Заяц – хитрый и трусливый.
Еж – умный, осторожный и находчивый.
Жар - птица
Жар-птица – мудрая.
Мышка – трудолюбивая.
Кот – коварный и предприимчивый
Кощей Бессмертный
Кощей – демоническое существо, враждебное людям, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. В конце сказки умирает.
Змей Горыныч
Змей Горыныч многоголовое существо способное летать, извергающее огонь. Похищает людей, осаждает города.
Баба - Яга
Баба-Яга – уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. Она хозяйка леса, зверей и птиц.
- Цвет чистоты, света
- Цвет неба, воды, жизни
- Цвет радости
- Цвет правды, борьбы со злом
- Цвет надежды
- Цвет злых сил
- Цвет нечести
Маретта Быстрова
Цель : Воспитывать доброжелательность , умение правильно оценивать действия персонажей. Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки . Вызвать эмоциональный отклик на появление знакомых героев.
Предварительная работа : воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок» .
Воспитатель : Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам . Издавна русские люди придумывали сказки : себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом , и изображалось это по разному : на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.
Злые персонажи как правило имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки.
А добрые персонажи , наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.
«Добро » и «зло» – главные моральные понятия в жизни.
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности , образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – это противоположность добра , это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.
Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу , каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.
Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич» .
Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два –
Отлетела голова.
Еще выпад три-четыре
Отлетели остальные.
(Выполнение движений по тексту)
А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником» .
Цель : разложить, используя характеристики, красные и синие кубики. Выяснить каких кубиков больше «добрых » (красные) или «злых» (синие) .
Воспитатель перечисляет характеристики : трусость, сострадание, жестокость, терпение, любовь, забота, зависть, жадность, лень, дружба, отзывчивость,. Два ребенка выкладывают кубики в стороны под диктовку детей.
Воспитатель : Дети, давайте посчитаем сколько каких кубиков.
Дети : шесть красных «добрых » и четыре синих «злых» .
Воспитатель : Дети, каких кубиков больше!
Дети : «Добрых » !
Воспитатель : Так и в сказках добро всегда побеждает зло.
Воспитатель : Детки, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки » .
Цель : Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа . Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.
Воспитатель читает загадки :
Берегись болезнь любая : грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает славный доктор (Айболит) В ступе летаю, детей похищаю.
В избе на куриной ноге проживаю.
Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)
В его любимой песенке поется :
Если добрый ты , то всегда легко,
А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд) . На овчарку он похож :
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) .
Воспитатель : Детки, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино» .
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Воспитатель : Детки, а теперь я познакомлю вас с театром теней.
Мы с вами разыграем сказку «Колобок» .
(воспитатель знакомит детей с принципами работы теневого театра, выбирает актеров и сказка началась )
Воспитатель : Дети, наш вечер подошел к концу , давайте скажем артистам большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра .
Действительно, нужно ли современному ребёнку, который родился в 21 веке, читать народные сказки, где герои летают не в ракете, а на ковре – самолёте, ездят не на машинах, а на печках, скачут на серых волках и многое, многое другое.
И оказывается, что современные учёные и психологи говорят о том, что чтение русских народных сказок благотворно сказывается на психологическом состоянии малыша. Поэтому народную сказку необходимо читать ребёнку.
1. В сказке добро всегда побеждает зло.
Ребёнок учится сопереживать герою сказки, малыш делает самостоятельные выводы о добре и зле. Злой персонаж сказки, как правило, гибнет, а хороший – не только побеждает, но и чем-то вознаграждается.
2.Сказка пробуждает в ребёнке сложные механизмы, которые помогают малышу противостоять стрессовым ситуациям.
В народной сказке всегда присутствует глубинный смысл, который воздействует на ребёнка на подсознательном уровне.
В волшебных сказках главный герой должен преодолеть какие-то препятствия, чтобы дойти до цели. Очень часто сказочный герой, как любой человек не верит в свои силы или боится чего-то или кого-то. Но в итоге, наш герой преодолевает все препятствия на пути и достигает поставленной цели.
Волшебная сказка, как бы подготавливает малыша, у которого ещё нет своего жизненного опыта, к будущей взрослой жизни, где будут препятствия на пути к цели, где может быть страх преодоления цель или страх неизвестности.
3. Страшные эпизоды в сказках.
Действительно, в сказках очень много достаточно страшных эпизодов, например, Баба – Яга хочет зажарить и съесть мальчика.
И в реальной жизни такое поведение неприемлемо, но в сказке – это нормально. Дети, слушая о таких странных «жестокостях» на подсознательном уровне как бы «разряжают» свои страхи.
А вот один эпизод из реальной жизни.
Одна мама решила оградить своего ребёнка от жестокостей в сказках, поэтому все сказки для её девочки были переделаны. Например, в сказке о Красной Шапочке волк не съедал девочку, и Красная Шапочка убегала. Так было со всеми героями, которые попадали в трудные ситуации в сказках.
В пятилетнем возрасте девочка была чрезвычайно пуглива, ей сложно было общаться и с детьми, и со взрослыми, её направили на консультацию к психологу.
Убирая из сказок «страшные» эпизоды, заботливая мама убрала самое главное: конфликт и способность ему противостоять, страх за героя, опыт смерти и возрождения. И сказка после таких изменений уже не могла выполнять свою психотерапевтическую функцию.Читайте ещё статьи в рубрике
«Добро и зло в русских народных сказках»
Добро и зло в русских народных сказках.
Воспитатель Попова В.В.
Попова Мария
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин
В сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло ? Все герои сказок строго подразделяются на положительных и отрицательных.
Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.
Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать» . Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла.
Слушая сказки, каждый ребенок сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо. И стремится подражать добрым героям. Так формируются понятия: добро и зло.
Кашу кушай,
сказку слушай
Умом-разумом
смекай,
да на ус наматывай!