Добро и зло в русской народной сказке «Царевна-лягушка. Конспект тематического вечера в старшей группе «Добро и зло в русских народных сказках Зло и добро в зарубежных народных сказках

Добро и зло в русской народной сказке «Царевна-лягушка. Конспект тематического вечера в старшей группе «Добро и зло в русских народных сказках Зло и добро в зарубежных народных сказках
Добро и зло в русской народной сказке «Царевна-лягушка. Конспект тематического вечера в старшей группе «Добро и зло в русских народных сказках Зло и добро в зарубежных народных сказках

Конспект занятия: «Добро и зло в сказках»

Цель: Развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия «добро» и «зло».

    Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).

    Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.

    Формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия.

    Орг. момет

Звучит песня «Дорогою добра»
2. Самоопределение к деятельности

О чём эта песня?(о доброте, о друзьях)

Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Назовите противоположное слово слову «добро». Да сегодня речь пойдёт о «добре и зле в сказках».

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки .

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.

3. Работа по теме
Как догадались, что это?

1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая.
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь. 9. Золушка

10. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.

Вы увидели много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»? (дети отвечают)
Учитель обобщает ответы детей: «Добро это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит , д ружба , с частье , р адость улыбки, хорошие поступки »

Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.

Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Что такое зло? (дети отвечают)
Учитель обобщает ответы детей: «Зло – этовред, б оль, страдание, обида, грубость, драки, злые слова , плохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу».

Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка»
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать.

Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску).
- Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
-А что такое пословица? (ответы)
Пословица - это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»

Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать.
На доске дети собирают три пословицы:

«Жизнь дана на добрые дела»
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
- Как понимаете смысл? (ответы)

- А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)
- Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)

Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите,пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

Эти слова всем известны давно,

Видишь - они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Кроссворд
В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?

Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.


За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила )

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит )


Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая )

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино )

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух )

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка )

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил )

На интерактивной доске разгадывается кроссворд. Получается слово «СПАСИБО »

– А только ли добрые слова нужны в жизни? (дела)
- Есть в народе такая пословица: «Худо тому, кто добра не творит никому» (пословица вывешивается на доску)

«Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (дерево доброты с листочками –правилами доброты) Это дерево даст свои плоды, вырастут новые деревья и, появится целый сад.

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Итог

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Наш сад наполнится «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.

Рефлексия
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

Приложение

Пословицы:

1 - За добро добром и платят
2 - Доброе слово лечит, а злое калечит
3 - Жизнь дана на добрые дела
«Доброе слово и кошке приятно»
«Худо тому, кто добра не делает никому»

Кроссворд
Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:

За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила )

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит )

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая )

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино )

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух )

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка )

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил )

    Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

    Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

    Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.

    Слайд «Положительные герои и где они живут»

    Иван-царевич

    Иван-дурак

    Василиса Прекрасная

    Волк, Лиса, Заяц, Медведь и другие.

    Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире. «В некотором царстве, в некотором государстве».

    Слайд «Злые силы и место их обитания»

    Кощей Бессмертный

    Змей Горыныч

    Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитает в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Вот матушка предупреждает Добрыню: «И не надо тебе ездить на далью гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные…»

    Слайд «Иван»

    Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак. Иван, младший сын, назван глупым, так как в нем отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоевывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения…

    Слайд «Василиса»

    Положительная героиня сказок Василиса наделена мудростью и способностью превращаться. Она сильная от природы, поэтому справляется с любым заданием и трудностями. Она очень добрая и трудолюбивая. Василиса - значит царственная. Прекрасная духовно и внешне - высоконравственная, у нее развиты чувства справедливости, благородства. За все испытания, которые встречаются Василисе на пути, ее ждет свадьба и счастливая судьба.

    Слайд «Волк»

    Волк - часто глупый, простоватый, доверчивый.

    Иногда злой, может быть помощником человека.

    Лиса - хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.

    «Медведь»

    Медведь - добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.

    Слайд «Заяц и другие животные»

    Заяц - хитрый, трусливый. Еж - умный, осторожный, находчивый. Жар-птица - мудрая. Мышка - трудолюбивая, добрая. Кот - коварный, предприимчивый.

    Слайд «Кощей Бессмертный»

    Кощей - персонаж волшебных сказок, демоническое существо, враждебное людям, сила его в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. Тайну смерти Кощея выведывает его племянница. По ее указанию с помощью животных-помощников разбивают яйцо, после чего Кощей гибнет. Имя Кощея возводят к древнерусскому «кощей» в значении «пленник», «раб» - позорить, посрамлять; к слову «кость» со значением изможденного старика-скряги или же скелета: Кощей - мертвец, скелет, и потому бессмертен.

    Слайд «Змей Горыныч»

    Змей - популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Змей - образ мирового фольклора. В русских сказках Змей Горыныч - многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия - воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов Змей - похититель, он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины - на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает все, пытающихся переправиться. Бой со Змеем и победа над ним - один из главных подвигов героя.

    Слайд «Баба-Яга»

    Баба-яга - популярный персонаж восточнославянских сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. («сидит Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос», «на железной ступе едет, железным толкачом погоняет»); обычное место обитания - избушка на курьих ножках в лесу, в тридевятом царстве». Баба-Яга принадлежит мифологическому миру; она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти.

    Слайд «Цвет добра и зла»

    Белый цвет - цвет чистоты, света.

    Голубой, синий цвет - цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.

    Красный цвет - цвет правды, борьбы со злом.

    Зеленый и желтый цвет - цвет надежды, радости.

    Слайд «Цвет зла»

    Черный цвет - цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.

    Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.

    Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы: радуги и плодородной земли. Отсюда мы черпаем жизненные силы, помогающие нам противостоять злым существам, возможно, живущим рядом с нами.

    Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

    Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Просмотр содержимого документа
«"Добро и зло в русских народных сказках" »

Добро и зло в русских сказках

Выполнила:

Проценко Настя

ученица 5 «А» кл.

МОУ СОШ №6

Учитель:

Анисимова О.М .


  • Как хорошо, что есть на Земле
  • Сказки чудесные эти!
  • Сказку возьмём, вместе прочтём
  • И про неё пропоём!
  • Пусть живут вечно сказки,
  • Пусть они дарят людям
  • Волшебство, справедливость,
  • Красоту и добро!

  • Выяснить, какие герои представляют добрые и злые силы русских народных сказок.
  • Выяснить характер «добрых» и «злых» сил.
  • Роль добра и зла в русских народных сказках.
  • Понять, чему учат сказки.



Иван простодушен, незлоблив, состадателен. Он борется со злом, помогает слабым, бесстрашный и добрый герой. В начале сказки обычно беден, проходя испытания он получает награду.


Василиса

Василиса наделена мудростью, добрая и трудолюбивая, справедливая и благородная.


Волк – часто глупый, простоватый и доверчивый. Иногда злой, может быть помощником человека.


Лиса – хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.


Медведь – добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.


Заяц – хитрый и трусливый.


Еж – умный, осторожный и находчивый.


Жар - птица

Жар-птица – мудрая.


Мышка – трудолюбивая.


Кот – коварный и предприимчивый


Кощей Бессмертный

Кощей – демоническое существо, враждебное людям, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. В конце сказки умирает.


Змей Горыныч

Змей Горыныч многоголовое существо способное летать, извергающее огонь. Похищает людей, осаждает города.


Баба - Яга

Баба-Яга – уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. Она хозяйка леса, зверей и птиц.


  • Цвет чистоты, света
  • Цвет неба, воды, жизни
  • Цвет радости
  • Цвет правды, борьбы со злом
  • Цвет надежды

  • Цвет злых сил
  • Цвет нечести

Маретта Быстрова

Цель : Воспитывать доброжелательность , умение правильно оценивать действия персонажей. Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки . Вызвать эмоциональный отклик на появление знакомых героев.

Предварительная работа : воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок» .

Воспитатель : Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам . Издавна русские люди придумывали сказки : себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом , и изображалось это по разному : на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Злые персонажи как правило имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки.

А добрые персонажи , наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

«Добро » и «зло» – главные моральные понятия в жизни.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности , образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – это противоположность добра , это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу , каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич» .

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Волшебным он взмахнет мечом И Змей-Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Еще выпад три-четыре

Отлетели остальные.

(Выполнение движений по тексту)

А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником» .

Цель : разложить, используя характеристики, красные и синие кубики. Выяснить каких кубиков больше «добрых » (красные) или «злых» (синие) .

Воспитатель перечисляет характеристики : трусость, сострадание, жестокость, терпение, любовь, забота, зависть, жадность, лень, дружба, отзывчивость,. Два ребенка выкладывают кубики в стороны под диктовку детей.

Воспитатель : Дети, давайте посчитаем сколько каких кубиков.

Дети : шесть красных «добрых » и четыре синих «злых» .

Воспитатель : Дети, каких кубиков больше!

Дети : «Добрых » !

Воспитатель : Так и в сказках добро всегда побеждает зло.

Воспитатель : Детки, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки » .

Цель : Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа . Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.

Воспитатель читает загадки :

Берегись болезнь любая : грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает славный доктор (Айболит) В ступе летаю, детей похищаю.

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

В его любимой песенке поется :

Если добрый ты , то всегда легко,

А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд) . На овчарку он похож :

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) .

Воспитатель : Детки, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино» .

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Воспитатель : Детки, а теперь я познакомлю вас с театром теней.

Мы с вами разыграем сказку «Колобок» .

(воспитатель знакомит детей с принципами работы теневого театра, выбирает актеров и сказка началась )

Воспитатель : Дети, наш вечер подошел к концу , давайте скажем артистам большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра .

Действительно, нужно ли современному ребёнку, который родился в 21 веке, читать народные сказки, где герои летают не в ракете, а на ковре – самолёте, ездят не на машинах, а на печках, скачут на серых волках и многое, многое другое.

И оказывается, что современные учёные и психологи говорят о том, что чтение русских народных сказок благотворно сказывается на психологическом состоянии малыша. Поэтому народную сказку необходимо читать ребёнку.

1. В сказке добро всегда побеждает зло.

Ребёнок учится сопереживать герою сказки, малыш делает самостоятельные выводы о добре и зле. Злой персонаж сказки, как правило, гибнет, а хороший – не только побеждает, но и чем-то вознаграждается.

2.Сказка пробуждает в ребёнке сложные механизмы, которые помогают малышу противостоять стрессовым ситуациям.

В народной сказке всегда присутствует глубинный смысл, который воздействует на ребёнка на подсознательном уровне.

В волшебных сказках главный герой должен преодолеть какие-то препятствия, чтобы дойти до цели. Очень часто сказочный герой, как любой человек не верит в свои силы или боится чего-то или кого-то. Но в итоге, наш герой преодолевает все препятствия на пути и достигает поставленной цели.

Волшебная сказка, как бы подготавливает малыша, у которого ещё нет своего жизненного опыта, к будущей взрослой жизни, где будут препятствия на пути к цели, где может быть страх преодоления цель или страх неизвестности.

3. Страшные эпизоды в сказках.

Действительно, в сказках очень много достаточно страшных эпизодов, например, Баба – Яга хочет зажарить и съесть мальчика.

И в реальной жизни такое поведение неприемлемо, но в сказке – это нормально. Дети, слушая о таких странных «жестокостях» на подсознательном уровне как бы «разряжают» свои страхи.

А вот один эпизод из реальной жизни.

Одна мама решила оградить своего ребёнка от жестокостей в сказках, поэтому все сказки для её девочки были переделаны. Например, в сказке о Красной Шапочке волк не съедал девочку, и Красная Шапочка убегала. Так было со всеми героями, которые попадали в трудные ситуации в сказках.

В пятилетнем возрасте девочка была чрезвычайно пуглива, ей сложно было общаться и с детьми, и со взрослыми, её направили на консультацию к психологу.

Убирая из сказок «страшные» эпизоды, заботливая мама убрала самое главное: конфликт и способность ему противостоять, страх за героя, опыт смерти и возрождения. И сказка после таких изменений уже не могла выполнять свою психотерапевтическую функцию.

Читайте ещё статьи в рубрике

«Добро и зло в русских народных сказках»

Добро и зло в русских народных сказках.

Воспитатель Попова В.В.

Попова Мария


«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин

В сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.


Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло ? Все герои сказок строго подразделяются на положительных и отрицательных.

Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.




Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать» . Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.


А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла.


Слушая сказки, каждый ребенок сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо. И стремится подражать добрым героям. Так формируются понятия: добро и зло.

Кашу кушай,

сказку слушай

Умом-разумом

смекай,

да на ус наматывай!