Незаслуженно забытый мастер: выставка художника Михаила Шемякина “нарисовалась” в Музее русского импрессионизма. Другой михаил шемякин Династия: абрикосовы — шемякины

Незаслуженно забытый мастер: выставка художника Михаила Шемякина “нарисовалась” в Музее русского импрессионизма. Другой михаил шемякин Династия: абрикосовы — шемякины
Незаслуженно забытый мастер: выставка художника Михаила Шемякина “нарисовалась” в Музее русского импрессионизма. Другой михаил шемякин Династия: абрикосовы — шемякины

“Михаил Шемякин. Совсем другой художник” - выставка с таким интригующим названием открылась в Музее русского импрессионизма. Михаил Федорович Шемякин, тезка и однофамилиц известного современника, “жил тихо, а творил страстно”, как говорил о нем Илья Репин. Полотна Шемякина - это соцветие броских красок, изящество точных линий и волны теплых человеческих чувств. Выставку посетила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова .

Коровин называл его русским Рафаэлем, а Маяковский объявил “реалистом-импрессионистом-кубистом”. В картинах Михаила Шемякина резкий мазок переходит в плавный изгиб, а буйные цвета рождают нежные оттенки. Будь то оранжево-синие “Гиацинты ночью”, мраморная “Натурщица”, полная музыкальности “Скрипка” или трепетные портреты жены - нарисованное в равной степени отражает реальность и транслирует личные впечатления автора. Рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: При любом приобретении картины музеем проводится визуальная оценка - подходит это нам стилистически или не подходит, достойно это уровня музея или нет. И вот когда мы увидели “Девушку в матроске” Шемякина, стало понятно, что она нам необходима. Далее у нас появилось еще несколько произведений Шемякина, потому что мы уже знали, что это очень и очень достойный мастер. И когда уже стала собираться разная информация, стало понятно, что “вырисовывается” выставка.

Михаил Шемякин жил спокойно и ровно - без лишних драм, революций и мятежей. Вырос в семье обеспеченных фабрикантов, окончил Московское училище живописи, занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. Женой молодого художника стала дочь известного чешского скрипача Ивана Войтеховича - Людмила Гржимали. В доме бывали именитые музыканты, которые часто позировали живописцу. При жизни Михаил Шемякин был популярен, устраивал персональные выставки, имел учеников. А после смерти оказался незаслуженно забыт. И это - не единичный случай, продолжает Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: Таких художников очень много и в русской истории искусства, и в европейской, и в мировой. Меняется мода, меняются идолы, меняются кумиры. Кто-то остается в истории искусств, других забывают…

Чтобы напомнить, а кому-то и впервые рассказать о Михаиле Шемякине, устроители выставки записали аудиогид - в формате спектакля в 4 актах. Драматург Юлия Поспелова сочинила пьесу на основе дневников и воспоминаний художника, а молодые актеры разыграли ее по ролям. Артист Василий Буткевич - голос Михаила Шемякина в постановке - признается, что до работы ничего не знал о своем герое, зато теперь относится к нему с большим теплом.

БУТКЕВИЧ: Я испытывал какие-то необычайно трогательные чувства вот именно по отношению к нему. И так вышло, что говорил только за Михаила Шемякина, то есть я с ним работал много и долго. И очень какая-то трогательная получилась история, даже местами сентиментальная.

Актер говорит: когда впервые узнал, что будет озвучивать художника Михаила Шемякина, кинулся изучать досье знаменитого современника - приятеля Владимира Высоцкого, давно живущего во Франции. Однако этот живописец никакого родственного отношения к герою выставки не имеет.

Популярное

26.06.2019, 09:08

«Почему Россия всем должна?»

СОЛОВЬЁВ: «Хочу сказать сразу, что искренне рад тому, что Тина Гивиевна, услышав мою критику и разбор одного из постов, посвященных Грузии в Телеграм-канале, тут же мне написала, попросила возможности прийти, чтобы впрямую высказать свое мнение, чтобы это не превращалось исключительно в телефонное интервью».

12 октября 2017 в Музее русского импрессионизма состоялось официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», где был представлен экспериментальный формат знакомства с жизнью и творчеством мастера – саундпроменад «ШЕМЯКИН». В нем персонажи оживают, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, влюбляются и умирают . Выставка будет открыта для посещения с 13 октября 2017 по 17 января 2018 года.

Ретроспектива произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина, ученика Валентина Серова и Константина Коровина, объединила более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Одна из работ, портрет легендарного основателя кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» (ныне концерт «Бабаевский»), никогда ранее не была представлена. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Специально для выставки Музей русского импрессионизма совместно с драматургом Юлией Поспеловой и создал аудиоспектакль, основанный на неопубликованных воспоминаниях сына художника и документальных материалах, – саундпроменад «Шемякин» . Это принципиально новый формат знакомства с выставкой, где зрителей ждет встреча с десятками персонажей, за каждым из которых стоит жизнь реального человека. Здесь можно услышать, как солистка Большого театра исполняет арию из новой оперы C.В. Рахманинова, узнать, как Ф.И. Шаляпин пытался изобразить монаха с портрета авторства Шемякина и примерить на себя роль скрипача И.В. Гржимали, который готовится к самому важному выступлению в своей жизни. Того самого Гржимали, на чьей скрипке виртуозно играет Владимир Спиваков.

В этот вечер первыми отправились на саундпроменад по выставке Михаила Федоровича Шемякина Борис Щербаков, Михаил Грушевский, Снежина Кулова, Светлана Абрамова, Елена Ищеева, Андрей Назимов, Анжелика Каширина, Мари Коберидзе, Антонина Клименко, Барт Дорса, Джеймс Корриган, Иосиф Райхельгауз и другие.

Торжественно открыли выставку основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц и Юлия Петрова, директор Музея.

Об аудиоспектакле рассказали его автор, драматург МХАТ им. А. П. Чехова Юлия Поспелова и актер «Мастерской Дмитрия Брусникина» Василий Буткевич: «Оказалось невероятно интересно заниматься этим проектом, и тем более запустить его именно в музейном пространстве. На нас произвела огромное впечатление сама задумка: по выставке тебя водит не экскурсовод, а непосредственно сам художник. Всего записывалось четыре актера, но из их голосов был создан целый мир. Процесс реализации доставил и авторам, и актерам огромное удовольствие.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить о русских импрессионистах, а именно о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста» - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

К выставке издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Аудиоспектакль по выставке «Михаил Шемякин. Совсем другой художник».


Вы приходите на выставку Михаила Шемякина. Вам известно лишь, что он не тот Михаил Шемякин, который создал скульптуру Петра, а совсем другой художник. Где-то вы прочитали, что он самобытный русский импрессионист, ученик Серова и Коровина. Эти слова, кажется, призваны рассказать о нем, но разве от них стало понятнее, что перед вами за человек?

«…Рождество.

Ёлку нарядили в гостиной.

Нам нельзя заходить в гостиную.

Мы с Федей стоим возле закрытых дверей и ждем…

В залах вы найдете десятки портретов. Среди них есть высокий статный старик, нежная обнаженная в жемчужных тонах, элегантная дама с проседью, неуклюжий извозчик в синем до пят кафтане, да мало ли еще, кого вы там встретите! Все они реальные персонажи, за каждым из них стоит своя история, у каждого – своя судьба. Кто они, какую жизнь прожили и почему сегодня вы пришли на них посмотреть?

…В зале темно, я смотрю в окно,

на Большой Никитской вечер.

Рождество – это когда бог стал человеком.

Папа, наверное, сейчас раскладывает подарки.

Вот бы мне набор гвардейцев в коробке.

Синие сумерки,

И небо, и снег, и все кругом - синее…

К нам в руки попали уникальные материалы – неопубликованные воспоминания сына художника. Его тоже звали Михаил, как и отца. В них он рассказывает о жизни в консерваторской квартире (да-да, он жил в консерватории на Большой Никитской), о встрече отца с П. И. Чайковским, Ф. И. Шаляпиным, Н. А. Бердяевым и еще сотней современников, о которых мы разве что можем прочитать в книгах. Он вспоминает, как Лиля Брик с Владимиром Маяковским собирали розовые пионы во дворе их дачи на Акуловой горе и как С. В. Рахманинов убеждал солистку «Большого театра» Надежду Салину исполнить партию в его новой опере. Изучив материалы, мы поняли, что можем рассказать своему зрителю больше, сделать героев картин объемными и живыми.

Это папа идет к двери,

Сейчас он распахнет высокие двери

и начнется праздник.

Сейчас будет елка,

вся в разноцветных блестящих шарах

и разных фигурках – зайцах, медведях, ангелах,

хлопушках, серебряной мишуре.

Вот двери открываются…

Опираясь на архивные документы и воспоминания сына художника, мы совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» создали аудиоспектакль по выставке, где рассказали от первого лица о героях с полотен художника.

на маленьком столике

у самой елки

плетеная корзинка –

гиацинты в горшочках.

Корзинку дедушке подарил

Отец улыбается.

Федя с очень серьезным лицом –

Закусил губу, он распаковывает подарок…»

Здесь персонажи живут, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, умирают и влюбляются. Все, что требуется – это лишь надеть наушники, нажать кнопку «Пуск» и отправиться вслед за художником на променад по его простой и одновременно удивительной жизни.

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.

Основную экспозицию составляют картины из коллекции основателя музея Бориса Минца: работы выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и является членом Международного совета музеев ICOM.

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, мультимедийный зал, образовательная интерактивная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией – новый музей является культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской деятельностью.

Драматург. Пьесы опубликованы в журналах «Современная драматургия», «Кольцо А», «Процесс». В 2016 году вышел авторский сборник пьес под названием «Серые мальчики». Спектакли по пьесам Юлии Поспеловой поставлены в МХАТ им. Чехова, Санкт-Петербургском городском театре, Севастопольском ТЮЗе, Вышневолоцком драматическом областном театре, Югорском художественном театре, театре «Северная Сцена» и др.

«Мастерская Дмитрия Брусникина»

Роли озвучивали: Василий Буткевич, Мария Крылова, Василий Михайлов и Екатерина Боровикова.

Курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ (2011 – 2015).
На курсе работали режиссеры Юрий Квятковский, Марина Брусникина, Алена Хованская, Сергей Щедрин, Михаил Мокеев, Алексей Розин, Максим Диденко, Наталья Ворожбит и др.
Руководитель курса – актер МХТ им. Чехова, режиссер, профессор, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Брусникин.
Журнал «Афиша» назвал курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ событием сезона 2012-2013. Спектакли Мастерской идут в ведущих московских театрах – «Практика», Театр.doc, Учебный театр Школы-студии МХАТ.

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» – сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ - ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова - Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»

Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети – я и мой старший брат, – ждали у дверей в большой соседней комнате – «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. – вспоминал сын художника Михаил. – А, Шемякин! - сказал поэт. - Видал Вашу работу на выставке. Вы - реалист – импрессионист – кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством - будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?

1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.
2. Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264
3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог – Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.
4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки – М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

В Музее русского импрессионизма скоро открывается ретроспектива импрессиониста первой половины XX века Михаила Фёдоровича Шемякина. В экспозицию войдут работы из Третьяковки, Русского музея и из других собраний. Некоторые вещи покажут впервые

13 октября 2017 - 17 января 2018
Михаил Шемякин. Совсем другой художник
Музей русского импрессионизма
Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11
rusimp.su

Михаил Фёдорович Шемякин (1875–1944) - реалист, импрессионист, член творческих объединений «Товарищество передвижных художественных выставок», «Союз русских художников», «Общество московских художников».

Будущий живописец и график родился в купеческой семье. Его дедом был фабрикант Алексей Абрикосов, основатель кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»). Художественное образование Шемякин получил сначала в московской гимназии, потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей были В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. А. Коровин. С 1899 по 1901 Михаил Фёдорович Шемякин учился в Германии, в знаменитой мюнхенской школе А. Ашбе. Через несколько лет после возвращения в Москву он стал участвовать в выставках передвижников, а позже вступил в Товарищество. В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств. В 1913 основал художественную студию в Москве.

После революции Михаил Фёдорович Шемякин преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918–1929). В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. Позже преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 - в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности. Во время Великой Отечественной войны Михаил Фёдорович Шемякин был эвакуирован в Узбекистан, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте. Скончался в Москве в 1944 году.

Кроме ГТГ и ГРМ, работы на выставку «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» привезут из Нижнетагильского музея изобразительных искусств, художественных музеев Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и других. К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Источник : пресс-релиз Музея русского импрессионизма


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019

Натурщица.1905

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина — «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». Выставку назвали так, чтобы посетители ошибочно не приняли импрессиониста Шемякина за нашего современника, скульптора-метафизика Шемякина. В состав экспозиции известного мастера войдет более 50 работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе (он будет представлен на выставке), заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух “Монахов”: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, “сыграл” Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. “Здорово!” — сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Судьба сводила художника с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к его творчеству. Владимир Маяковский назвал его «реалист — импрессионист — кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством, будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Приглашаем участников проекта «Сноб» первыми увидеть работы импрессиониста Шемякина на торжественном открытии выставки.