Вячеслав гордеев. О театре Областной театр балета в кузьминках

Вячеслав гордеев. О театре Областной театр балета в кузьминках
Вячеслав гордеев. О театре Областной театр балета в кузьминках

Гордеев!.. Материал журналиста Светланы Пановой о выдающемся представителе русского балета

Об авторе

Светлана Панова — журналист, член Союза журналистов России. Ещё студенткой журфака пришла на ТВ в передачу «Добрый вечер, Москва» , работала на первом канале, в конце 90-ых вела передачи из стран Скандинавии на «Радио России».Всегда помнит своё первое интервью на заводе имени Лихачёва с молодым рабочим, только что вернувшимся из Афганистана… Герои её сюжетов и публикаций — политики, артисты,чиновники, инженеры, рабочие, министры…Особенно любит жанр интервью.»Прежде чем рассказать о человеке, его надо понять»..)

Гордеев Вячеслав

Через несколько десятков лет в честь его имени назовут комету.

А пока маленький мальчик сидел перед экраном телевизора и смотрел на происходящее там широко распахнутыми глазами. Транслировали балет «Ромео и Джульетта» Чайковского. Танцевала Галина Уланова.

Это была даже не вспышка, а, скорее какая-то импрессия… И он влюбился в это действо, Навсегда,… И захотел быть там, на сцене.

Ибо можно долго готовиться, а дойти за один миг…

И это оказалось не просто блажью Сколько труда, мозолей, пота, преодоления всевозможных барьеров потребовалось, прежде чем западная пресса окрестит его «золотым мальчиком», в Германии публика поднимет машину, в которой он приедет, на руках, а Президент Америка Никсон в Овальном кабинете подарит ему золотые запонки на память …

Вячеслав Гордеев- народный артист СССР, легендарный солист Большого театра, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер, педагог…

А ведь «легенды» Большого могло бы и не быть. Если бы тогда, в далеком 1959, они с мамой прошли мимо объявления на дверях Московского хореографического училища « Проводим конкурс для особо одаренных детей 12 лет Отобранные будут учиться на артиста балета по ускоренной шестилетней программе». Мама поддержала, и они рискнули. Из шестисот детей выбрали троих… Мечта стала ближе, но предстояло испытание на выносливость.

Меня всегда интересовал вопрос, о чем думает танцовщик, когда крутит фуэте? Считает обороты? Или постоянно находится в образе? .

Слава Гордеев попал в училище на курс Пестова, блистательного и вдумчивого педагога. И - началось…

«Воспитывал» ноги. Цель: прыгнуть 1000 раз на бетонном полу. Босиком. А потом ещё 200 раз - со стула на пол… А рядом-Барышников, Годунов, Богатырев… График жесточайший.

«Подъём в 8.00. В 9.15. - у балетного станка. В 10..00 рубашка уже мокрая, снимал, приступал к «общему классу» .Затем - репетиция, вторая, третья… Первая его сцена - Кремлёвский дворец съездов, Слава Гордеев в роли пажа. Совсем рядом танцует Плисецкая.

«Я был долго оглоушен этим состоянием. Помню, долго ходил по Москве и спрашивал себя: «

Неужели это со мной?»».

И вот они, первые гастроли с училищем. .Париж и Лондон. Славе Гордееву доверили исполнить несколько номеров: па-де-де из Пламени Парижа» Астафьева, адажио из «Каменного цветка» Прокофьева и вариации Феникса из «Красного мака» Глиэра.

Уже с первых появлений на сцене и критика, и публика отмечает умение молодого артиста прорабатывать партию до мельчайших подробностей, до фанатизма. Поразила и особая, гордеевская пластика. Критика отмечала, что ему удалось раскрыть и показать всю красоту мужского танца на сцене.Его восемь раз вызывали на бис…»Золотой мальчик», любимец публики… Но какая-то стальная пружина внутри не давала возможности расслабиться Позвала не испортила.

На выпускном вечере в Хореографическом всем запомнился исполненный гопак на музыку Соловьёва-Седова из балета «Тарас Бульба». Его прочтение по-новому роли, строгая академичность поразили и преподавателей, и однокурсников. С самых первых шагов зарождалась эта уникальная вдумчивость в роль, желание (и умение) её развивать.

Вот и наступил волнующий момент распределения. Как одному из лучших, на выбор предложили три варианта. Гордеев выбирает Большой театр, условия кордебалета с маленькой зарплатой. Но счастье безмерное-вот Он-Большой! Великая сцена и великие мастера рядом!

Он будет танцевать в Большом театре с 1968 по 1989 год. Начнет с кордебалета, затем перейдёт к крупным ролям. Дебютом станет роль Арлекина в «Щелкунчике». Сразу же начали говорить о его строгом следовании классики. На сцене он был уверен, потрясающе красив и внутренне свободен.Манеру исполнения монотонно оттачивал в ходе изнуряющих репетиций в классах Большого театра. Учителями Гордеева были знаменитые Варламов и Мессерер.

Над каждой партией Гордеев работал напряженно, он следовал великим традициям русской сцены, привнося в каждую роль свой почерк, свою трактовку. Ведь в балете, как говорят сам артисты, важны и ноги, и голова одинаково. О нём вскоре заговорили как о виртуозном танцовщике. Только он мог делать такие упругие прыжки и четкие вращения. На гастролях искушенная западная публика Гордеева вызывала на бис по восемь раз! Он всегда танцевал так как дышал и жил…И российскому, и зарубежному зрителю навсегда запомнились спектакли с участием Гордеева: Альберт в «Жизели», Клавдио в « Любови за любовь», Икар в «Икаре», Ромэо в Ромео и Джульетте», Зигфрид в «Лебедином озере», заглавная партия в «Спартаке», Базиль в «Дон Кихоте»…

Замечателен был их дуэт с Надеждой Павловой, с которой он выступал на протяжении десяти лет, находясь в браке. Оба были великолепны, грациозны и изысканны на сцене! Они были молоды так же, как и их герои на сцене. .Они рассказывали о себе, искренне и трогательно… Они понимали друг друга…Когда перестали, каждый продолжил свой путь, хотя и после этого их творческое сотрудничество продолжалось: Гордеев поставил специально для Павловой несколько концертных номеров… Вообще, Судьба часто испытывала его на порядочность и верность своим принципам. На гастролях в Америке ему предлагали остаться в стране за очень дорогой контракт - не остался; руководя балетной труппой Большого театра, с честью выходил из множества сложных ситуаций- наверное, потому что всегда имел свой стержень Да и сегодня, когда он успешно руководит театром «Русский балет». Он все тот же Гордеев, счастливый в каждом деле. И верный себе А ведь во все времена в России это было очень сложно…

Его и сегодня с утра можно с утра застать у станка в балетном классе. «Легенда» наравне со своими подопечными, артистами театра

«Русский балет» работает, не делая себе скидок. .Блестящий опыт не заглушил эту Одержимость. Его театр любим и знаком всем-и российскому зрителю, и зарубежному. С восторгом принимаем и в российской глубинке, и за пределами России. И снова критика оценивает, а публика аплодирует. И снова новые планки.

А Гордеев завтра к 12 00 снова займёт своё место у станка. И рубашка будет мокрая…

1972 г. - II премия Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве.
1973 г. – I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1975 г. – премия Ленинского Комсомола за высокое исполнительское мастерство.
1976 г. – звание «Заслуженный артист РСФСР» (Российской Федерации).
1982 г. – звание «Народный артист РСФСР».
1984 г. – звание «Народный артист СССР».
1991 г. – Орден Трудового Красного знамени.
1992 г. – Приз «Лучший хореограф года» Ассоциации западноевропейских импресарио;
приз Мориса Бежара «Лучшему хореографу конкурса» Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» за хореографический номер «Инструктаж авиапассажиров перед полетом в Теннесси» на музыку ансамбля «Манхэттен Трансфер» (Пермь).
1994 г. – Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Рыцарь балета».
1999 г. – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
2005 г. – Правительственная премия имени Ф.В. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России» за 2004 год.
2006 г. – Орден Петра Великого I степени «За заслуги и большой личный вклад в развитие искусства».
2007 г. – орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Биография

«Танец Вячеслава Гордеева отличают благородство формы, высокая техническая точность. Уверенность в турах и пируэтах. Он обладает хорошим прыжком, умеет в поддержках быть надёжным и пластичным ».
премьер Большого балета Борис Хохлов

Родился 3 августа 1948 г. в Москве. В 1968 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где выпускался у Петра Пестова. Выезжал с училищем на гастроли в Париж (1968 г.). В 1968-89 гг. танцевал в составе труппы Большого театра. В 1995-97 гг. руководил балетной труппой Большого театра.
В 1983 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, в 87-м - балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
С 1998 г. является профессором кафедры хореографии Российской академии славянской культуры (Москва). С 99-го - официальным представителем Фонда Рудольфа Нуреева в России и странах СНГ.
С 2007 г. – депутат Московской областной Думы, заместитель председателя комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма.

Репертуар

Арлекин («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, 1969 г.)
Пан (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1969 г.)
вставное па де де («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1970 г.)
Арапчонок (опера «Аида» Дж. Верди, хореография Р. Захарова, 1970 г.)
Пастух («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича, 1970 г.)
Кузнечик («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1970 г.)
Па де труа («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, А. Мессерера, 1971 г.)
Юноша («Икар» С. Слонимского, хореография В. Васильева, 1971 г.) - первый исполнитель
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1972 г.)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик», 1972 г.)
Ферхад («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича, 1974 г.)
Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1974 г.)
заглавная партия («Спартак», 1974 г.)
Граф Альберт («Жизель», 1975 г.)
Клавдио («Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро, 1976 г.)
Икар («Икар», хореография В. Васильева, вторая редакция, 1978 г.)
па де де («Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.А. Моцарта и Ж. Рамо, хореография В. Васильева, 1978 г.)
Сергей («Ангара» А. Эшпая, хореография Ю. Григоровича, 1978 .)
Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1979 г.) - первый исполнитель в Большом театре
Солор (картина «Тени» из балета «Баядерка» Л. Микуса, хореография М. Петипа, 1980 г.)
Принц («Деревянный принц» Б. Бартока, хореография А. Петрова, 1981 г.) – первый исполнитель
солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1982 г.)
Принц Зигфрид («Лебединое озеро» в первой редакции Ю. Григоровича, 1984 г.)

Был партнером Раисы Стручковой, Марины Кондратьевой, Екатерины Максимовой, Нины Сорокиной, Людмилы Семеняки и др. В 1973-85 гг. – постоянный партнер Надежды Павловой.

Будучи руководителем балетной труппы Большого, возобновил балет «Ромео и Джульетта» в постановке Л. Лавровского (1995 г.), поставил одноактный балет «Последнее танго» на музыку А. Пьяццоллы по мотивам романа P. Эйли «Последнее танго в Париже» и одноименного фильма Б. Бертолуччи (1996 г.), хореографический номер «Мираж» на музыку В.А. Моцарта (1996 г.). Был режиссером-постановщиком юбилейного концерта Ольги Лепешинской в Большом театре (1996 г.).

В 1984-95 гг., 1997-2007 гг. и вновь с 2008 г. – художественный руководитель Московского государственного областного театра «Русский балет».
Поставил спектакли:
«Ожившие картины» на музыку И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта (1986 г.), «Неожиданные маневры, или Свадьба с генералом» на музыку Дж. Россини (1989 г.), «Щелкунчик» (1993), «Золушка» (2001); осуществил новые редакции балетов «Вальпургиева ночь» (1985 г.), «Гран па» на музыку Р. Дриго, Л. Делиба (1986 г.), «Пахита» Л. Минкуса (1987 г.), «Дон Кихот» (1989 г.), «Лебединое озеро», «Жизель», «Сюита часов» из оперы «Джоконда» А. Понкьелли (все в 1991 г.), «Коппелия» Л. Делиба (1992 г.), «Спящая красавица» (1999 г.), «Шехеразада» (2004 г.); поставил свыше двадцати хореографических номеров. Написал либретто и постановил по ним спектакли «В честь Петипа», «В честь Горского», «В честь Фокина» (2001г.), в которых исполнил соответственно роли Петипа, Горского и М.М. Фокина, а также концертной программы «Роман с балетом, или Реверанс критику» (2005 г.). В 2005 г. открыл Школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет».

В 2003 г. на творческом вечере («Все впервые») в честь собственного 55-летия (Государственный центральный концертный зал «Россия») исполнил фрагмент из балета «Онегин» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Крэнко) и партию Мавра в балете «Павана мавра» на музыку Г. Перселла (хореография Х. Лимона).

В 2003-06 гг. возглавлял балетную труппу Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, где поставил «Лебединое озеро» (2003 г.), «Щелкунчик» (2004 г.), «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера (оба в 2005 г.), «Дон Кихот» (2006).

В качестве балетмейстера-постановщика принял участие в постановке спектакля «Любовь глазами сыщика» П. Шеффера в Московском академическом театре имени В.В. Маяковского (2004 г., режиссер Сергей Арцибашев).
В 2007 г. в рамках Года России в Китае на сцене театра «Московская оперетта» поставил с артистами театра «Русский балет» балет «Течет речка» на музыку В. Дзо.

Неоднократно выступал в качестве председателя жюри международных конкурсов артистов балета – в Японии (Осака), Корее, Душанбе.

Творчеству Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой посвящён телефильм-концерт «Дуэт молодых» (режиссер В. Граве, т/о «Экран», 1977 г.).
Снимался – в дуэте с Екатериной Максимовой – во фрагменте из II акта балета «Жизель» (режиссер В. Граве, т/о «Экран», 1974 г.), в художественном фильме «Сицилианская защита» (режиссер И. Усов, «Ленфильм», 1980 г.), в оригинальном телевизионном балете «Поэмы» на музыку Ф. Листа («Гамлет», «Мазепа», «Орфей и Эвридика», хореография Бориса Барановского и самого Вячеслава Гордеева, режиссер Ф. Слидовкер, т/о «Экран», 1981 г.), в телефильме-концерте «Интервью в зарубежном антракте» (режиссер Ю. Рашкин, 1991 г.), в телевизионном документальном фильме «Александр Годунов. Побег в никуда» (режиссер Л. Вьюгина, производство «РТР», 2005 г.).

Распечатать


Московский областной государственный театр «Русский Балет» радует своим творчеством российскую и зарубежную публику уже более 30 лет. Свою творческую жизнь театр начал в 1984 году с небольшого ансамбля «Молодой балет», руководителем которого стал выдающийся танцовщик, премьер Большого театра, народный артист СССР Вячеслава Гордеева . Его талант и сценический опыт, незаурядный дар организатора преобразили ансамбль в перспективный высокопрофессиональный балетный коллектив, который впоследствии вырос в государственный театр «Русский Балет». В самом названии заложена основная миссия театра – популяризация русского классического балетного искусства, сохранение великого наследия русской классической школы.

Сегодня театр «Русский Балет» известен и любим ценителями танцевального искусства не только в Москве и в Московской области, но и в отдаленных регионах нашей страны. Большое внимание «Русский Балет» уделяет гастрольной деятельности за рубежом и видит в этом свой вклад в популяризацию русского балета и повышение престижа российской культуры в мире. Артисты театра «Русский балет» всегда желанные гости на самых престижных зарубежных сценических площадках. Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Снискав всеобщее признание своим виртуозным мастерством,неповторимым почерком, высокой исполнительской культурой, театр открывает зрителю великолепие мира танца, приобщает к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры.

Мировое признание «Русскому балету» принесли не только шедевры классической хореографии, но и авторские работы Вячеслава Гордеева – самобытные, с безукоризненным вкусом постановки – от хореографических миниатюр до спектаклей разных жанров и стилей. Богатый востребованный репертуар на базе традиций русской классической балетной школы, интересные работы в современной хореографической стилистике, высокое качество исполнения – все это определило успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Большую часть репертуара театра занимает классическое наследие – это «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Коппелия», «Дон Кихот», «Шопениана», «Шехеразада», «Чиполлино». Значительную часть к репертуара составляют постановки Вячеслава Гордеева, удостоенного специального приза Мориса Бежара «Лучшему хореографу» и многих других наград.

Сегодня в труппу театра «Русский балет» входят более семидесяти танцовщиков. Среди них заслуженные артисты, участники и победители международных конкурсов балета. На сцене блистают Анна Щербакова, Юлия Звягина, Дмитрий Котермин, Максим Фомин, Владимир Минеев. Исполнительский состав ежегодно пополняется молодыми талантами – выпускниками лучших хореографических учебных заведений России. В труппе работают и проходят стажировку артисты из Японии, Италии, США.

Артистов театра «Русский балет» приглашают как в большие зарубежные турне, так и престижные Гала – концерты, где наряду с мировыми звездами они украшают своими выступлениями международный программы, поднимая авторитет российской культуры.

Английская газета «WesternMorningNews» отметила: «Редко кому выпадает удача лицезреть современный талант России в таком блеске». В Германии «Русский балет» стал обладателем «Золотого билета», свидетельствующего о более чем стотысячной аудитории, посетившей его спектакли только в ходе одного турне. Театр, названный английским изданием «TheJournal» - «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного Ассоциацией западноевропейских импресарио.

В России театр «Русский Балет» награжден престижной национальной премией имени Федора Волкова - основателя русского театра.