Альманах из назад в будущее 2. Назад в будущее

Альманах из назад в будущее 2. Назад в будущее
Альманах из назад в будущее 2. Назад в будущее

Действие второй части фильма «Назад в будущее» происходит, как известно, в 2015 году. После тщательной ревизии технологических прогнозов из фильма было обнаружено, что почти все они сбылись - даже летающие скейтборды уже есть.

(Всего 2 фото + 8 видео)


1. Видеочат

Технологию видеоконференций в свое время предсказали все кому не лень, Роберт Земекис не исключение. Так оно и вышло: скайп появился в 2003 году, позже к нему присоединились Facetime, Viber и проч. Только вряд ли кто-то обсуждает в скайпе аферы, как это делают в фильме старый Марти МакФлай и его нечистый на руку партнер Нидлс. К тому же во вселенной Земекиса нет интернета, видео тут - опция телефонной связи. Отсюда пара трогательных моментов: перед тем как выйти в чат, МакФлай просит своих вздорных детей освободить линию, а после получает по факсу бумажку об увольнении. Факсы, как известно, вымерли, но, в конце концов, это не агентство предсказаний, а комедийно-приключенческий фильм для юношества. Лучше обратить внимание на следующие откровения: немыслимый в домохозяйствах 1989 года плоский экран (да еще с соотношением сторон 16:9 вместо тогдашнего телестандарта 4:3), текстовые сообщения на этом экране и догадку, что в видеочате за тобой тоже могут следить.


2. Летающая машина


4. Летающая доска

Точнее - доска, парящая в нескольких сантиметрах от земли. Бесполезна над водой. Предполагает множество модификаций, в том числе с реактивным двигателем (и тогда доску можно ласково называть «Питбулем»). Первый - довольно сомнительный - образец ховерборда появился пять лет назад. В истекшем году деньги на промышленное производство более-менее реалистичной модели собирали всем миром. «Более-менее» тут означает, что ховерборд страшно шумит, летает минут пять и только над металлической поверхностью, цена опытного образца что-то около 10 тысяч долларов. Выпуск досок в том или ином виде компания Hendo Hoverboard обещает, как и положено, в октябре - напомним, что Док, Марти и его подружка были в будущем 21 октября 2015 года.


5. «Умные» кроссовки

Самошнурующиеся кроссовки пытались делать энтузиасты из проекта Powerlace . Еще Nike как-то выпустила небольшую партию Air Mag для фанатов за несколько тысяч долларов за пару - их мигом разобрали (но что-то всегда можно найти на eBay). В этом году дизайнер компании вроде бы подтвердил , что они выпустят новую версию кроссовок. В октябре, разумеется.


6. Жестовый контроллер

В ностальгическом кафе «Восьмидесятые», где молодой МакФлай демонстрирует старинное искусство стрельбы из геймерского пистолета, над ним смеются школьники (один из них - маленький Элайджа Вуд). Потому что игры, в которые надо играть руками, - это для детей. Предсказание сбылось наполовину. У нас есть бесконтактные контроллеры Kinect и Wii, и вот они как раз больше подходят детям. Большинству игроков, а это вполне взрослые люди, до сих пор приходится иметь дело с геймпадом, мышкой и клавиатурой.

7. Бионический протез

Выпуск бумажной газеты USA Today дает много занятных подробностей о жизни в воображаемом 2015 году. Хотя по большей части авторы не угадали: Диана, к сожалению, не стала королевой, президентом США выбрали не женщину, у Швейцарии пока нет проблем с терроризмом. Но, скажем, сообщение об отстраненном питчере, который использовал в игре свою бионическую руку «без калибровки», не такая уж и фантастика. Речь не про питчера - про руку. Первые успешные испытания бионических протезов, которыми управляют силой мысли, состоялись еще в прошлом году. Холестерин, кстати, тоже реабилитировали.


8. Большой айфон

При желании в фильме можно разглядеть даже прообраз айфона, или как минимум мобильного устройства для приема платежей, предположительно с дисплеем и датчиком отпечатка пальца. Это та штука в руке старика, который просит Марти пожертвовать денег на ремонт легендарных городских часов. Допустим, что выглядит устройство как андроид из 1989-го, но мысль верная: портативный экран для беспроводной связи с миром - главный герой нашего времени.


9. Голограмма

Голографическую рекламу, как у несуществующих «Челюстей-19», нам пока не показывают. Но все же этот пародийный эпизод содержит намек сразу на несколько популярных в настоящем 2015 году явлений. Бесконечные сиквелы, 3D-формат во всех его проявлениях и, возможно, грядущий расцвет собственно голографии. Вспомним выступление цифрового Майкла Джексона прошлым летом в Лас-Вегасе.


10. «Умные» очки

Во время семейного ужина дети Марти МакФлая сидят в очках - в них они смотрят телевизор и, похоже, болтают с друзьями. Все это похоже на Google Glass и шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Ни тем ни другим в нашем 2015 году пользоваться за обеденным столом невозможно, но тут надо просто заменить очки на смартфон - и можно считать, что прогноз сбылся. Собственно, в таких деталях вся сила и обаяние этого фильма, особенно для 80–90-х, когда будущее в кино чаще оборачивалось космосом, утопией или апокалиптическим кошмаром. Тут герои попадают в относительно дружелюбный городок, где, в сущности, все по-прежнему, изменились только мелочи, и появилось больше классных гаджетов. Машины летают, но многие на них еще и ездят. Людей нарядили в форму работников коммунальных служб, но всегда найдется дедушка в кардигане и с тростью. Есть «умные» очки, но можно почитать газету. Новые технологии лишь сильнее подчеркивают вечное. Например, что отцов и детей иногда разделяет пропасть. Создателям фильма, правда, не пришло в голову, что в 2015 году болезненная страсть к гаджетам накроет скорее отцов, чем их детей.

  • Майкл Джей Фокс изначально был главным кандидатом на получение роли Марти, однако в то время он активно снимался в одном из семейных сериалов и не мог себе позволить съемки в другом проекте. Первые три недели в роли Марти снимался актер Эрик Столц , но он не удовлетворял требованиям режиссера и поэтому вскоре был уволен. Студии пришлось переснимать весь материал с нуля.
  • Майкл Джей Фокс согласился принять участие в съемках, не отказавшись и от сериального «мыла». Продюсеры сериала «Семейные узы » (1982-1989) отпустили Майкла на съёмки «Назад в будущее» при условии, что работа в кинофильме не повредит его занятости в сериале. Поэтому Фокс снимался в «Узах» днем, а ночью играл в картине Роберта Земекиса . Каждый день после записи очередной серии он тут же мчался на съемочную площадку картины. Съёмки велись 6 часов в день — с 6,30 вечера до 2,30 ночи. Фокс за время съёмок фильма спал лишь 5-6 часов в день.
  • Сценаристы долго не могли понять, каким же образом представить машину времени. В первой версии сценария данным устройством являлась лазерная установка в лаборатории доктора Брауна. Также был вариант с холодильником, но эту идею отвергли из-за возникших опасений, что маленькие детишки начнут проверять свои холодильники на наличие в нем похожего устройства и ненароком закроют дверцу за собой. Лишь в третьей версии сценария машина времени стала автомобилем DeLorean.
  • Когда Роберт Земекис пытался продать идею своего фильма, он обратился в компанию, знаменитую своими семейными картинами, — компанию Уолта Диснея . Однако они зарубили сценарий на корню, посчитав, что изображение любовных взаимоотношений мамы и сына, пусть даже и через призму времени (кстати, разница в возрасте актеров, исполняющих эти роли, в действительности составляет всего 10 дней) будет довольно рискованным мероприятием для компании, дорожащей своей репутацией.
  • Когда Рональд Рейган (действующий президент США) смотрел картину в первый раз, он был настолько поражен репликой Дока: «Да как актер смог стать президентом?», что попросил персонал кинотеатра остановить пленку, перемотать и прокрутить этот момент еще раз.
  • Оркестр под управлением Алана Сильвестри , привлеченный для записи звуковой дорожки к фильму, стал самым многочисленным по составу на момент выхода картины в свет.
  • В рамках картины состоялось первое появление на экране актера Билли Зейна , впоследствии сыгравшего роль главного злодея в фильме «Титаник » (1997).
  • Многие кандидатки на роль Дженнифер были отвергнуты лишь по причине слишком высокого роста — все они были выше Майкла Джея Фокса (рост 1,64 м).
  • Глава компании Universal Pictures Сид Шейнберг был решительно против использования слова «будущее» в названии картины. Сам же он настаивал на следующем названии — «Пришелец с Плутона», увязывая факт появления именно такого названия с шутками Марти, звучащими по ходу действия.
  • На роль Дока пробовался Джон Литгоу .
  • Кристофер Ллойд создавал образ своего персонажа — Дока, основываясь на манерах поведения физика Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковски .
  • Несмотря на то, что картина носит вымышленный характер, и в ней активно эксплуатируется тема путешествий во времени, съемочной бригаде пришлось использовать спецэффекты всего 32 раза.
  • По ходу съемок было использовано три автомобиля марки DeLorean.
  • Актрисе Лие Томпсон пришлось проводить ежедневно порядка 3 часов в гримерке, чтобы из 23-летней девушки превратиться в 47-летнюю.
  • Когда первый фильм был закончен, продолжения не планировалось. Вслед за летящим ДеЛореаном сразу шли финальные титры. Когда впоследствии вышли вторая и третья часть, и первая появилась на видео, между финальной сценой и титрами была добавлена вставка «To Be Continued…» (Продолжение следует). Для DVD-версии эту вставку снова убрали, восстановив оригинальную киноверсию.
  • Майкл Дж. Фокс только на десять дней младше Лии Томпсон , сыгравшей его маму, и почти на три года старше своего экранного отца в исполнении Криспина Гловера .
  • На DeLorean стоят шины Good Year.
  • Для декораций главной улицы города были использованы декорации фильма «Гремлины » (1984).
  • Точно такую же башню с часами можно заметить в фильме «Убить пересмешника » (1962).
  • «Домашний конвертер энергии мистер Фьюжн» — это на самом деле кофемолка Krups.
  • Устройство, к которому Марти подключает свою гитару в лаборатории Дока Брауна, содержит ярлык «CRM-114». Точно так же назывался дешифратор на B-52 в фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу » (1964), такой же серийный номер был у юпитерохода в фильме «2001 год: Космическая одиссея » (1968).
  • Дата путешествия Марти в прошлое (5 ноября), также была использована в «Гонщик во времени: Приключения Лайла Сванна » (1982).
  • Уэнди Джо Спербер , сыгравшая Линду МакФлай, на три года старше Лии Томпсон (Лоррэин МакФлай) и на шесть лет старше своего экранного отца в исполнении Криспина Гловера .
  • Сцена, в которой Док Браун повисает на стрелке часов, напоминает сцену из фильма «Грехи господина Дидлбока » (1946) с участием Гарольда Ллойда , которая в свою очередь является ремейком «Наконец в безопасности! » (1923).
  • На кровати Марти можно заметить журнал «RQ», что расшифровывается как «Reference Quarterly», и является печатным изданием, предназначенным для библиотекарей.
  • В одной из удаленных сцен Марти подсматривает за Лоррэин во время контрольной в школе и видит, что она списывает у соседки.
  • Собака Дока Брауна, Эйнштейн, возвращается из первого путешествия во времени в 1:21. Примечательно, что для совершения путешествия во времени требуется 1,21 гигаватта электроэнергии.
  • Автомобильный номер «DeLorean» — 3CZV657 — реально существующий автомобильный номер, зарегистрированный в штате Калифорния.
  • Бой часов на башне точь-в-точь совпадает с боем часов в фильме «Машина времени » (1960), снятого по книге Герберта Джорджа Уэллса .
  • Эпизод с Дартом Вейдером впервые появился в третьем варианте сценария. Изначально Марти должен был явиться своему отцу Джорджу в «костюме пришельца».
  • Имя доктора Брауна — Эмметт (Emmett) является наоборот прочитанным словом «время» (time), только произнесенным по слогам (em-it).
  • Инициалы для среднего имени Дока Брауна — «L», однако на протяжении трех фильмов мы так и не узнали, как они расшифровываются. Боб Гейл , сценарист фильма, открыл завесу тайны: среднее имя Брауна — Латроп (Lathrop), что является наоборот прочитанным словом «портал» (portal).
  • Одна сцена была удалена из фильма. В промежутке между семейным ужином и звонком Дока Брауна, разбудившим Марти, последний хотел послать аудиокассету в звукозаписывающую компанию. Марти не решался этого сделать и оставлял пустой конверт на столе. В сцене, вошедшей в фильм, он идет на завтрак, держа в руке запечатанный конверт, что говорит о том, что он всё же решился послать свои промо-записи в звукозаписывающую компанию.
  • Дом Дока Брауна находится на проспекте Вестморленд в Пасадене, штат Калифорния. До 1966 года дом принадлежал семье Гэмблов. После 1966 года его переоборудовали в Университет Южной Калифорнии. В настоящее время в данном здании находится исторический музей.
  • На роль Марти МакФлая рассматривались кандидатуры Кори Харта и Си Томаса Хауэлла .
  • «DeLorean» — DMC-12 модели 1981 года с шестицилиндровым двигателем PRV (Peugeot/Renault/Volvo). Основой для ядерного реактора послужил колпак, закрывающий центральную часть колеса Dodge Polara. В специальном издании фильма на DVD ошибочно утверждается, что у данной модели автомобиля четырехцилиндровый двигатель.
  • Фильм настолько понравился Рональду Рейгану , что он включил ссылку на картину Земекиса в своё обращение к нации в 1986 году: «И как было сказано в фильме «Назад в будущее», «Там, куда мы отправляемся, дороги нам не понадобятся».
  • В начальной сцене фильма все часы показывают 7:55 (отстают на 25 минут), за исключением одних часов, которые лежат на полу рядом с чемоданом с плутонием: они показывают правильное время (8:20).
  • Изначально Рон Кобб должен был создать внешний дизайн «DeLorean». Однако он предпочел поработать над другим проектом, и ему на смену пришел Эндрю Проберт .
  • Во французском дубляже фильма, когда Марти просыпается в 1955, его молодая мама называет его Пьер Карден вместо Кэлвина Клейна . В итальянском дубляже она зовет его Леви Страусс.
  • Кандидатура Джеффа Голдблюма рассматривалась на роль Дока Брауна.
  • На поточном конденсаторе можно заметить две надписи: «Отключите поточный конденсатор перед тем, как его открыть» и «Защитите глаза от света».
  • Когда Марти является своему отцу в образе Дарта Вейдера с планеты Вулкан, он вставляет в плеер кассету с надписью «Van Halen ». Композиция, под которую просыпается Джордж МакФлай, — неназванная композиция Эдварда Ван Хэлена, написанная для фильма «Без тормозов » (1984), где одну из ролей сыграла Лиа Томпсон .
  • По словам Боба Гейла , идея фильма пришла ему в голову, когда он гостил у своих родителей и нашел школьный выпускной фотоальбом своего отца. Он узнал, что тот был старшиной класса. Тут он вспомнил старшину своего класса, с которым он не дружил. И он подумал — а если бы он был с отцом одного возраста, стали бы они друзьями.
  • В кинотеатре Хилл Вэлли идет фильм под названием «Королева скота из Монтаны » (1954), где главные роли сыграли Барбара Стэнвик и Рональд Рейган . Последний был переизбран на второй срок в президенты США в 1984 году. В следующем году «Назад в будущее» вышло в кинопрокат.
  • По версии британского канала «Channel 4» фильм занял 7 место в списке «Лучших семейных фильмов».
  • В фильме «Марти » (1955) главного героя зовут точно так же, как и Марти МакФлая. Вдобавок владельца кафе также зовут Лу. По словам Роберта Земекиса и Боба Гейла , одинаковые имена персонажей — это всего лишь совпадение.
  • Сид Шейнберг , глава студии «Universal Pictures», внес в фильм немало изменений, среди которых были: — Док Браун вместо профессора Брауна. — Изначально у Дока в качестве домашнего животного должно было быть шимпанзе. Сид предложил собаку по имени Эйнштейн. — Первоначальное имя матери Марти — Мэг. Затем его изменили на Айлин. После чего Сид настоял, чтобы его изменили на Лоррэин. Точно так же звали его жену — Лоррэин Гэри.
  • Телефонный номер Дока в 1955 году — Klondike 54385. Буквы «K» и «L» находятся на цифре 5. Следовательно, номер Дока начинается с префикса 555. Таким образом, получается, что это — вымышленный номер.
  • Роберт Земекис специально создал начальную сцену, повторяющую начало фильма «Машина времени » (1960), как дань уважения фильму Джорджа Пэла . Панель, показывающая время, куда ты отправляешься, настоящее время и время последнего путешествия, мигает красными, зелеными и желтыми огоньками соответственно. Точно такие же цвета были использованы для панели управления машиной времени в картине Пэла.
  • Для того чтобы найти координаторов для сцен, где Марти катается на скейтборде, Боб Гейл отправился на пляж в Калифорнии и увидел двух скейтеров, один из которых, Пер Линдер, впоследствии стал чемпионом Европы, а второй из них стал дублером Эрика Столца . Однако после того, как Эрик покинул проект, дублера также заменили.
  • Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную. Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим.
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • В первых версиях сценария машина времени получала недостающую для запуска энергию в пустыне Невады на ядерных испытаниях, но продюсерский штаб посчитал, что одна только эта сцена раздует бюджет до астрономических пределов, и остановились на варианте с молнией.
  • Когда Марти пытается перезапустить DeLorean, находясь в 1955 году, фары автомобиля азбукой Морзе обозначают команду SOS.
  • Когда Марти совершает прыжок в прошлое, то он оказывается на ферме, принадлежащей семье Пибади (фамилию можно прочитать на почтовом ящике). Сына фермера зовут Шерман. Точно так же звали мальчика, путешествовавшего во времени в эпизодах «Peabody`s Improbable History» анимационного шоу «Приключения бельчонка Рокки и лосенка Буллвинкля » (1961-1964).
  • Согласно фильму «Назад в будущее 3 » (1990), часы на башне начали свой ход в 20:00 пятого сентября 1885 года. В данном фильме молния попадает в башню с часами в 22:04 двенадцатого ноября 1955 года. Таким образом, часы на башне функционировали на протяжении 70 лет, 2 месяцев, 7 дней, 2 часов и 4 минут.
  • Супермаркет, возле которого встречаются Марти МакФлай и Док Браун, называется «Две сосны». Док говорит, что вся земля в округе принадлежала фермеру Пибади, который выращивал сосны. Когда Марти попадает в прошлое, он сбивает одну из сосен на земле Пибади. Когда Марти возвращается в 1985 год в конце фильма, то на вывеске перед супермаркетом написано: «Одинокая сосна».
  • В оригинальном сценарии фильма, датированным 1981 годом, рок-н-ролльное выступление Марти привело к беспорядкам, на подавление которых были брошены силы полиции. Вдобавок Марти рассказывал Доку о «секретном ингредиенте», заставившим работать машину времени, — обычной «Кока-коле». Данные обстоятельства привели к изменению хода течения времени. Когда Марти вернулся обратно, он попал в альтернативные 1980-е, которые соответствовали концепции писателей-фантастов 1950-х гг. Причем многие революционные изобретения были созданы Доком Брауном и работали на «Кока-коле». Марти также обнаруживал, что рок-н-ролл так и не был создан, и он намеревался начать отложенную культурную революцию. Отец Марти находил старую газету, в которой была статья о «школьном бунте» в 1950-х, и на фотографии узнавал своего сына.
  • К тест-просмотру фильма «Industrial Light and Magic» не успели доделать спецэффекты для последней сцены фильма, где мы видим летающую «DeLorean», поэтому последние минуты картины были показаны в черно-белом формате. Но это было абсолютно неважно, т. к. публике фильм ужасно понравился.
  • Гитары, на которых играет Марти:
      - Erlewine Chiquita (в начальной сцене фильма);
      - Ibanez black Strat copy (сцена, где Марти играет со своей группой в 1980-х);
      - Gibson ES-335 (сцена на балу).
  • В самом начале фильма в комнате Дока можно увидеть часы, на стрелке которых висит маленький человечек. В сцене с молнией Док так же повисает на стрелке часов.

«Назад в будущее» - культовая научно-фантастическая трилогия о путешествиях во времени. Одним из самых любимых фильмов, которые сняли продюсер Стивен Спилберг и режиссер Роберт Земекис, является вторая ее часть - «Назад в будущее 2». В фильме, созданном в 1989 году, главные герои отправляются почти на 30 лет вперед - в 21 октября 2015 года, в сегодняшний день.

Перед нами предстает мир, который тогда еще не существовал. Мы видим его таким, каким его нарисовало воображение создателей фильма. Конечно, до неба, заполненного летающими автомобилями мы пока не дожили, но в остальном сценаристам, продюсерам и режиссеру удалось с удивительно точностью спрогнозировать будущее.

В этот самый день, увековеченный в легендарном фильме, АиФ.ru решил посмотреть, какие же изобретения, о которых в 1989 году с трудом можно было даже мечтать, предсказали в фильме «Назад в будущее 2».

1. «Умные» очки

В первом же эпизоде Док Браун, один из главных героев фильма, изобретатель машины времени, появляется на летающем автомобиле - он прибыл из далекого будущего - из 21 октября 2015 года. Его другу, молодому человеку по имени Марти МакФлай сразу же бросаются в глаза стального цвета очки, скрывающие добрую половину лица Дока. От них ко рту ученого тянется микрофон. Становится понятно, что это не просто защита от солнечного цвета, а какое-то хитрое устройство, возможно даже по голосовой команде выводящее нужное изображение на экран, встроенный в линзы очков. Да и сын Марти потом тоже сидит за столом, смотря телевизор в подобных очках.

И что мы имеем сегодня? Сразу на ум приходят «умные» очки Google Glass. Они способны распознавать голосовые команды, подключаться к сети интернет, выводить необходимую информацию на небольшой экран, так, чтобы она была доступна для чтения владельцу очков. Кроме того эти очки способны снимать видео достаточно хорошего качества и в нужный момент делать фотографии.

Умные очки Фото: Кадр из фильма

2. «Умные» часы

После того, как Док с Марти и его подругой возвращаются в будущее, они попадают под ливень, который не позволяет им выйти из автомобиля. В этот момент Док бросает взгляд на часы и говорит, что дождь закончится через пять секунд. Идет сигнал и ливень прекращается. После этого на протяжении всего фильма ученый периодически бросает взгляд на часы, причем, не только в те моменты, когда ему необходимо узнать время. Становится ясно, что часы выдают какую-то дополнительную информацию.

Сегодня один из самых ходовых товаров на рынке электроники - Apple Watch, - «умные» часы, которые также позволяют выходить в сеть, следить за своим здоровьем, управлять телефоном, планшетом и телевизором, просматривать фотографии, наблюдать за текстовыми трансляциями спортивных событий и играть. Вполне возможно, что именно ими и пользовался Док Браун в будущем.

Док использует умные часы Фото: Кадр из фильма

3. Цифровой бинокль

Находясь в будущем главные герои старались быть максимально аккуратными, чтобы оказать как можно меньшее воздействие на ход времени. Для этого Док Браун периодически наблюдал за происходящим с расстояния. Помогало ему это делать небольшое устройство, которое с помощью цифровых технологий приближало изображение и даже выделяло необходимых персонажей.

На самом деле по своей форме и функции устройство в руках ученого похоже на современные цифровые фотоаппараты, которые обладают функцией многократного цифрового «зума», то есть увеличения. Кроме того, они, естественно, могут делать фотографии и снимать видео. Док же вполне мог использовать такую же камеру просто в качестве бинокля.

Устройство Дока многократно приближает изображение происходящего Фото: Кадр из фильма

4. Летающая камера

В начале фильма скейтеры, гнавшиеся за Марти, влетают в огромный витраж, расположенный на фасаде городской ратуши, разбивая его в дребезги. Их тут же забирает полиция, а все происходящее для новостного канала снимает парящая в воздухе камера.

Сегодня мечтой любого начинающего оператора является квадрокоптер - устройство с четырьмя пропеллерами, которое способно летать под управлением со смартфона. Поначалу квадрокоптеры использовались просто в качестве развлечения, но в последнее время на них цепляют камеры и снимают свадьбы, дни рождения, а также новостные сюжеты в тех местах, куда доступ человеку затруднен.

Задержание хулиганов снимает летающая камера Фото: Кадр из фильма

5. Планшетный компьютер

Когда полицейские находят подругу Марти, которая без сознания лежит на мусорных баках, они пытаются установить ее личность с помощью электронного приспособления, похожего на книгу. Это приспособление считывает отпечаток пальца девушки и выдает на экран всю информацию о ней.

Сразу становится понятно, что перед нами в руках полицейских прообраз современных планшетных компьютеров. Причем, создатели фильма сумели учесть даже возможность этого устройства считывать отпечатки пальцев. Не секрет же, что в современных планшетах реализована возможность распознавания хозяина по отпечатку пальца.

Полицейские используют планшетный копмьютер Фото: Кадр из фильма

6. Информация о пробках на дорогах

Собираясь в дальнюю дорогу загород Док Браун бросает взгляд на огромное табло, установленное посреди города. Оно сообщает ученому о сильных затруднениях на дорогах - пробки.

В 1989 году в Москве еще не было пробок, зато сегодня на главных магистралях установлены цветные табло, которые показывают состояние траффика на ближайших улицах, помогая водителям выбрать кратчайший путь. Кроме того, в смартфонах есть специальное приложение, которое выполняет ту же функцию.

Экран с информацией о пробках на дорогах Фото: Кадр из фильма

7. Вход по отпечаткам пальцев

Когда полицейские доставляют подругу Марти в ее будущий дом, они открывают дверь, просто приложив ее руку к специальному устройству. Оно, считав отпечаток пальца, впускает хозяйку домой.

Сегодня во многих бизнес-центрах, фитнес-клубах и других учреждениях, куда необходим персонализированный вход, используются специальные турникеты, которые пропускают не только по магнитной карте, но и с помощью отпечатка пальца. Это гарантирует, что в здание или помещение входит тот, кто надо.

Дверь открывается по отпечатку пальца Фото: Кадр из фильма

8. Домашние проекторы

В будущем доме Марти вместо вида из окна на специальный экран проецируются разные фотографии красивейших мест на земле так, что создается впечатление, будто этот вид сейчас находится за окном.

Возможно,в 1989 году домашние проекторы и считались чем-то из ряда вон выходящим, но сейчас домашний кинотеатр с проектором, который может вывести либо на стену, либо на специальный экран любое изображение - обычное дело.

Проектор дома сегодня - обычное дело Фото: Кадр из фильма

9. Безналичная оплата такси

Бифф, проследив за Доком и Марти на такси расплачивается с водителем не деньгами. Он просто подносит палец к какому-то устройству, которое считывает его отпечаток и списывает средства со счета.

Сегодня во многих городах России расплатиться за проезд на такси можно, даже не утруждая себя поднесением пальца к специальному устройству. По окончании поездки деньги просто автоматически списываются со счета, привязанного к приложению для вызова такси на вашем смартфона.

Сегодня для оплаты проезда в такси даже не надо снимать отпечаток пальца Фото: Кадр из фильма

10. Плоский ТВ, показывающий несколько канало

Будущий сын Марти, вернувшись домой, плюхается в кресло перед плоским телевизором и выводит на экран шесть разных каналов, которые пытается смотреть одновременно.

Технология, позволяющая выводить на экран несколько каналов - это даже не настоящее. Для нас это уже прошлое, которое оказалось практически бесполезным. Зато плоские и тонкие телевизоры - реальность. Некоторые из них даже способны показывать изображения в режиме 3D.

Для нас такой ТВ уже прошлое Фото: Кадр из фильма

11. «Умный дом»

В будущем семья МакФлаев, находясь в доме, управляет всей бытовой техникой, отдавая голосовые команды. По такому же принципу включается и выключается телевизор, свет и многие другие электрические приборы.

Сегодня эта система называется «умный дом» и широко используется в современном обществе.

Домашние устройства в будущем понимают голосовые команды, прямо как сегодня Фото: Кадр из фильма

12. Видео-телефон

Будущий Марти в своем кабинете общается с коллегами по видео-телефону. Во время разговора он может видеть своего собеседника, а вся информация о нем выводится на экран телевизора, висящего на стене.

Сегодня можно устраивать целые видеоконференции с друзьями при помощи таких приложений, как Skype. Во многих телевизорах, умеющих подключаться к интернету, даже есть специальное приложение, позволяющее прямо с ТВ общаться с друзьями, родственниками и просто знакомыми.

Видеосвязь и сегодня не роскошь, а средство общения Фото: Кадр из фильма

13. Ховерборд

Главная мечта фанатов знаменитой трилогии - летающий скейтборд, который в фильме назвали «ховербордом». Он парит над асфальтом и используется точно также, как и скейт.

Сегодня нет полнофункционального ховерборда. Но разработчики работают над его созданием. Пока же летающая доска может парить не над любой поверхностью, а над специально предназначенным для этого покрытием. Да и весит она достаточно много.

Летающая доска уже существует, но она пока не так функциональна, как в фильме Фото: Кадр из фильма

На дворе 2015 год. Самое время овладеть спортивным альманахом 1950-2000 и разбогатеть! Так подумал Марти во второй части фильма "Назад в будущее", а в след за ним и вредный Бифф. Не будем напоминать весь закрученный сюжет, ловко играющийся с перемещениями во времени, просто предлагаем вам стать владельцем "Спортивного альманаха Грейс".

Любопытный факт: Бифф из 2015-го передаёт сам себе в 1955-м спортивный альманах. Мельком заглянув в него, он с иронией говорит «Флорида выиграет чемпионат мира по бейсболу 1997-го года, ну конечно». Фильм вышел в 1989 году. Восемь лет спустя на чемпионате мира по бейсболу действительно выиграла команда Флориды, «Florida Marlins». Самое интересное - в 1989 году у Флориды вообще не было своей бейсбольной команды, и «Florida Marlins» ещё не существовали!

Подробнее о товаре "Спортивный Альманах Грейс 1950-2000"

  • Качественная реплика спортивного альманаха Грейс 1950-2000
  • Содержит реальные основные спортивные результаты матчей по баскетболу, футболу, боксу, лошадиным скачкам и т.д.
  • Альманах поставляется в суперобложке
  • Прилагается чек из магазина «Blast From The Past» («Привет из прошлого»), который получил Марти при покупке альманаха
  • Размер: 22см х 15см

Все мы любим этот поистине великолепный фильм. Я смотрел его раз 10, каждую серию)). И посмотрел бы еще раз с удовольствием.
Нашлись любопытствующие люди, которые внимательно просмотрели это вино и сопоставили некоторые данные.
В результате получилась ОЧЕНЬ любопытная подборка разных нестыковок и других интересных вещей, которую я рекомендую к просмотру.
Предупреждаю сразу, букв много, но оно того стоит.

Эту идею фильма режиссер предлагал разным киностудиям. В то время (80-е годы) была большая мода на тинейджерские комедии с сексуальными шутками. Поэтому большинство киностудий отказалось от проекта: он был для них слишком пристойным. Когда же Земекис предложил фильм студии Диснея, они отказались, посчитав сюжет, в котором мать влюбляется в своего будущего сына, наоборот, слишком пошлым.

Сид Шайнберг, начальник студии Юниверсал, потребовал от Роберта Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Мег, а не Лоррэйн (жену самого Шайнберга звали Лоррэйн). Доку Брауну в качестве спутника полагался шимпанзе, а не собака. И наконец: Шайнберг считал, что фильм со словом "будущее" в названии не может быть кассовым - и потребовал поменять название на "Космический пришелец с Плутона" (Space Man from Pluto). В сцене, где Марти МакФлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан, он должен был сказать "с планеты Плутон". Шайнберг послал соответствующий меморандум. На помощь режиссеру пришел исполняющий продюсер Стивен Спилберг: он послал в ответ "Спасибо, Сид, за удачную шутку - мы очень смеялись." Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал настаивать.

Фильм начинается так же, как "Машина Времени" (1960) - коллажем из разных часов.

В начале фильма показываются часы, на которых висит человек. Это - знаменитая сцена с участем комика Гарольда Ллойда (фильм "Наконец в безопасности" 1923 года). В этом фильме Гарольд Ллойд висит на стрелке башенных часов... и именно эту сцену пародирует другой Ллойд - Кристофер в конце фильма, вися на часах ратуши.

Диктор новостей в начале фильма - актриса Дебора Хармон, которая уже снималась у Роберта Земекиса в 1980 году в фильме "Подержанные машины"

В начале фильма видно, что у Дока Брауна есть хобби - он играет на саксофоне.

Огромный усилитель, к которому Марти в начале фильма присоединяет электрогитару в лаборатории Дока - носит обозначение CRM-114. Именно так назывался декодер сообщений в фильме Стэнли Кубрика "Доктор Стрэйнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". Кроме того, это - номер космического корабля из фильма "2001 - космическая одиссея", тоже Стэнли Кубрика.

Солнечные очки, которые Марти носит в начале фильма были исключительно для рекламных целей, и больше в трилогии не появляются. Для фильма было заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных продуктов. Одни из них - очевидны ("Пепси", "Тексако", "Тойота"), а другие - нет. Компания "California Raisin", изготовитель изюма, заплатила 50"000 долларов за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, "на кинопленке изюм выглядит как кучка дерьма". Поэтому логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Ред. Фирма запротестовала - и ей вернули гонорар.

В 1985 году Док Браун живет в гараже своей виллы из 1955 года. Сам же дом сгорел! В начале фильма это можно прочесть на вырезках из газеты, висящих на стене. Кроме того, там же написано, что он продал свою землю девелоперам - поэтому в 1985 году рядом с домом Брауна стоит ресторан Burger King.

В начале фильма, где Марти МакФлай участвует в состязании муз. групп, в роли одного из судей появляется певец Хьюи Льюис, автор песен к фильму "The Power of Love" и "Back In Time". Именно он, когда Марти играет инструментальную версию "Power of Love", жалуется на то, что группа "громковата".

Блондин рядом с Марти, который показан в этой же сцене - Пол Хэнсон, учитель Майкла Джей Фокса по гитаре, натаскавший его для фильма.

На номере автомобиля, мимо которого Марти и Дженнифер проходят после прослушивания, написано «FOR MARY» - в честь Мэри Рэдфорд, ассистентки режиссера второй съемочной группы, Фрэнка Маршалла.

Все сцены 1985 года на площади перед зданием суда были отсняты к концу съемок. Сначала кулисы города были созданы в ярких тонах для 1955 года, а потом «состарены» и ободраны для 1985 года. Многие лавки, существовавшие в 1955 году, закрыты в 1985. На скамейке, на которой сидят Марти и Дженнифер, красуется логотип ювелирного магазина «Zales», который теперь находится в торговом центре «Две елки». В 1955 году этот магазин расположен еще на главной площади!

В начале первой части карниз перед циферблатом часов на здании суда цел, так как Марти еще не изменил прошлое. После того, как Док оступается и обрушивает часть карниза в конце фильма (в 1955 году), этого куска недостает и в 1985 году. И в 2015 году его тоже нет!

Дженнифер записывает свой телефон на листовку о восстановлении часов. Ее номер – 555-4823. В американских фильмах все номера телефонов начинаются на 555, чтобы на них никто не звонил реально, так как этого кода в США не существует.

Когда «Назад в Будущее» вышел в кино в Австралии, Майклу Джей Фоксу пришлось сняться в телевизионном ролике для австралийского телевидения и предупредить общественность об опасности цепляния за автомобили на скейтборде.

Статуи львов, стоящие на въезде в район «Lyon Estate», созданы по образу и подобию таких же львов, украшающих Сент-Луис, родной город сценариста Боба Гейла.

Криспин Гловер, игравший Джорджа МакФлая, отца Марти, на самом деле на три года младше Майкла Джей Фокса.

Чтобы превратиться из 23-летней Ли Томпсон в 47-летнюю Лоррэйн МакФлай, ей приходилось проводить 3 часа в гримерной.

26 октября 1985 года в 1:20 ночи на стоянке торгового центра Пуэнте Хиллз Молл, где был отснят торговый центр «Две Елки», собралась масса фанатов, чтобы посмотреть, не случится ли там чего. Фильм вышел в США в июне 1985 года, поэтому показанные в фильме события 1985 года еще только предстояли...

В процессе сценария концепция машины времени многократно менялась. Сначала это был лазерный прибор размером с комнату. Затем машина времени стала выглядеть, как холодильник. Роберт Земекис рассказал в интервью, что этот концепт отбросили, опасаясь, что маленькие дети будут забираться в холодильник и пострадают при этом. Была еще одна идея - для возвраи щения в 1985 год ДеЛореан нужно было довезти до полигона для испытания атомных бомб. Сохранился даже вариант сценария с этой идеей.

В фильме используется модель ДеЛореана 1981 года с шестью цилиндрами. На ДВД его неправильно обозначают четырехцилиндровиком.

Крышка на атомном реакторе на корме ДеЛореана – на самом деле колпак колеса автомобиля «Додж Полярис».

На ДеЛореане в фильме шкала спидометра доходит до 95 миль в час. Но на реальных спидометрах ДеЛореанов до включительно 1985 года шкала достигала всего 85 миль! Недостаточно для путешествия во времени.

Цвета дисплея установки времени в машине времени (красный, зеленый, желтый) – отсылка к фильму «Машина времени» 1960го года, где использовались лампы тех же цветов.

На потоковом накопителе есть две надписи: «Отключать привод накопителя перед открытием» и «Защищать глаза от света».

Док Браун всегда носит несколько наручных часов. Это особенно хорошо видно, когда он объясняет Марти, как работает машина времени. Эта привычка у него остается надолго, как показывает это фото из второй части.

тобы путешествовать во времени, нужно достичь скорости в 88 миль в час. Цифра 8, повернутая на 90°, означает в математике «бесконечность». Тем не менее, Боб Гейл сказал в интервью, что число 88 выбрано произвольно – оно просто хорошо звучит.

В фильме Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» Голди Хоун говорит, что 26 октября 1985 года она выпила эликсир вечной юности. Это – дата первого путешествия во времени.

Дата, в которую Марти отправляется во времени – 5 ноября. Именно этот день – цель путешествия во времени в фильмах «Time After Time» (1979) и «Timerider: The Adventures of Lyle Swann» (1982). Кроме того 5 ноября – день рождения отца автора сценария Боба Гейла. Кроме того, именно отец невольно подкинул сюжет фильма Бобу Гейлу. Когда Боб рассматривал старый школьный альбом отца, он задался мыслью, были бы они друзьями, если бы ходили в школу в одно время. Так родилась идея о подростке, который сталкивается со своими родителями-сверстниками. Еще же дата выбрана по той причине, что в американских школах балы, как правило, состоятся в ноябре.

Сына старика Пибоди, проживавшего на месте торгового центра, зовут Шерман. Шерманом звали мальчика из мультфильма «Приключения Рори и Бульвинкля», который путешествовал во времени со своей собакой. Собаку звали Мистер Пибоди.

Фиктивный комикс «Истории из космоса» (Tales from Space) появлялся минимум дважды в сериале «Оливер Бин».

В сценарии не было написано, что Марти будет стукаться головой о дверь ДеЛореана. Эта идея появилась во время съемок, когда механизм дверей изрядно износился и дверь открывалась недостаточно быстро.

По книге, опубликованной параллелньно с фильмом, Марти прячет ДеЛореан в гараже недостроенного дома своих родителей в Lyon Estates. Но бюджет не позволял создать целую улицу в недостроенном виде – и поэтому в фильме Марти прячет машину за рекламным щитом.

В 1955 году в кино идут, помимо фильма с Рональдом Рейганом, еще два фильма: "This Boy’s Life" (рабочее название фильма Спилберга «E.T. – инопланетянин») и "Watch The Skies" (рабочее название фильма Спилберга «Близкие контакты третьей степени»). Эти же фильмы идут в кино в фильме «Гремлины», который также продюсировал Стивен Спилберг. Кстати, сами «Гремлины» снимались на кулисах главной площади из «Назад в будущее».

Площадь перед зданием суда сверху похожа на потоковый накопитель.

Колокол на башне здания суда играет ту же мелодию, что и часы в фильме «Машина времени» 1960 года по роману Герберта Уэллса. Кроме того, это мелодия колоколов лондонского Биг Бена.

Мэра «Голди» Уилсона прозвали так из-за его золотого зуба.

Фамилии мэров Рэд Томас и Голди Уилсон вместе образуют имя актера, игравшего Биффа Тэннена - Томаса Уилсона.

Марка «Кэлвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому в итальянском дубляже Марти в 1955 году называют «Леви Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден»...

В Италии телевидение было государственным, и понятия «Rerun» (повторный показ) в этом языке не существовало. Поэтому в итальянском дубляже Марти видел телевизионное шоу «на видео». В русском переводе он его видел «в записи».

У Лоррэйн есть брат и сестра. Брата Милтона играет Джейсон Херви, который позже снимался в роли брата главного героя в сериале «Чудесные годы». Сестру Салли играет Майя Брютон, позже игравшая сестру главного героя в телесериале «Паркер Льюис». Таким образом они продолжили традицию играть брата/сестру главного героя.

На футболке Линды МакФлай стоит надпись «Класс ’84 года». Майкл Джей Фокс снимался в 1982 году в фильме с таким названием.

Школа Хилл Вэлли на самом деле находится в городе Уайттир в Калифорнии. В этой школе учился бывший президент США Ричард Никсон.

В сцене, в которой Марти посещает Джорджа в школе, на заднем плане висит плакат «Рона Вудворда – в президенты класса!» Рональд Вудворд – «Key Grip», то есть, главный рабочий-постановщик фильма.

Когда Марти идут с Доком по школе, на заднем плане висит плакат «Bulldogs vs. Indians». «Bulldogs» была командой по амер. футболу начальной школы Боба Гейла, а «Indians» - средней школы.

Когда Марти навещает Джорджа в костюме «Дарта Вейдера», он играет ему через плеер музыку «Ван Хэйлен». Однако здесь имеется в виду не группа «Van Halen», а их главный гитарист, Эдвард Ван Хэйлен. Если присмотреться, то на кассете видно маленькую приписку «Edward». Для того, чтобы использовать имя группы в фильме, нужно было заручиться согласием всех ее членов. Так как это сделать не удалось, продюсеры заручились согласием (и именем) только лидера группы. Песня, которую Марти играет в плеере, называется «Untitled» («Без названия») и была вообще-то написана для фильма «The Wild Life» (1984). В этом фильме в главных ролях снимаются Эрик Столц и Ли Томпсон.

Эрик Столц был даже запланирован на роль Марти МакФлая! Майкл Джей Фокс был связан контрактом с сериалом «Семейные узы» («Family Ties») и не мог принимать участие в фильме. Через несколько недель после начала съемок продюсеры поняли, что Столц не подходит на роль подростка. Поэтому его уволили из фильма, и пришлось обновлять весь гардероб Марти МакФлая.

Тем не менее, когда Майкл Джей Фокс снимался в «Назад в будущее», он все еще был связан контрактом с сериалом «Семейные узы». Поэтому днем он снимался в сериале, а по ночам ездил на съемки фильма. Поэтому первым делом были отсняты ночные сцены (стоянка у торгового центра, возвращение в 1985 год итд.). Дневные съемки проходили по выходным.

В одном месте в фильме все же можно увидеть Эрика Столца. Он уже снимался в течение нескольких недель, и многие сцены с ним были уже отсняты. В сцене, в которой Марти сбивает Биффа с ног ударом (в кафе 1955 года перед погоней за скейтбордом) – показан кулак Эрика Столца. Также ходят слухи, что в сцене, в которой Марти ныряет в ДеЛореан на стоянке, спасаясь от ливийцев – тоже показан Столц. Тем не менее над этой сценой до сих пор спорят знатоки: у Столца в этих сценах был совершенно другой костюм.

Клаудия Уэллс должна была играть Дженнифер вместе с Эриком Столцом. Однако сроки съемок постоянно сдвигались, и в конце концов она не смогла принимать участие в съемках. На ее место была взята актриса Мелора Хардин. Однако после того, как Столца уволили, Мелора оказалась ростом выше Майкла Джей Фокса – и тем самым не годилась на роль его девушки. Клаудия Уэллс тем временем снова освободилась и получила роль Дженнифер назад. Тем не менее Хардин тоже удалось познакомиться с путешествиями во времени: она снималась в сериалах «Квантовый скачок» и «Патруль времени».

Кроме того, на роль Дока Брауна также одно время планировался другой актер. Джон Литгоу, известный по сериалу «Третья планета от Солнца». Он даже снимался вместе с Кристофером Ллойдом в фильме «Приключения Баккару Банзая в восьмом измерении», где играл сумасшедшего ученого (!). А Кристофер Ллойд играл там инопланетянина.

Кристофер Ллойд играл персонаж «Эммета Л. Брауна» как смесь из Альберта Эйнштейна и композитора Леопольда Стоковски.

Ли Томпсон (Лоррэйн) и Кристофер Ллойд (Док) снимались вместе в шести фильмах: трилогия «Назад в будущее», «Деннис-мучитель», «Право не отвечать на вопросы» и телефильм «Haunted Lighthouse». Тем не менее за все это время у них была всего одна разговорная сцена:
Марти: Это Док... мой дядя! Доктор Браун.
Лоррэйн: Здравствуйте.
Док: Здрасьте.

Начало песни «Johnny B. Goode» Чака Берри – 1:1 соответствует началу песни «Fun, Fun, Fun» группы Beach Boys. «Johnny B. Goode» вышел в 1958 году, «Fun, Fun, Fun» - в 1964

Во время исполнения «Johnny B. Goode» лидер группы на балу, Марвин Берри, звонит своему кузену Чаку. Чак Берри – автор песни «Johnny B. Goode».

В титрах первой части написано, что песню «Johnny B. Goode» исполняет Марти МакФлай. На самом деле ее исполнял Марк Кэмпбел, а гитарное соло играл Тим Мэй.

Для сцены, в которой на фото появляются брат и сестра Марти, студия спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM) сделала гитарный гриф размером в 3-4 раза больше обычного, и использовала увеличенное фото. Это была единственная возможность реализовать этот эффект в 1985 году.

В одной из старых версий сценария Марти со своим рок-н-роллом вызвал на школьном балу массовые беспорядки. Чтобы их погасить, приезжает отряд полиции. Кроме того, в той версии сценария Док добывает секретную составную часть Кока-колы. И когда они возвращаются в 1985, все машины выглядят, как в 50-х годах – но способны летать... Отчасти следы этой концепции можно увидеть во второй части, в рекламном ролике Голди Уилсона III-го.

Если внимательно посмотреть на ключи от ДеЛореана, то на брелке написано: «555-1128 OUT-A-TIME», и на задней стороне – «Brown Dr. – JFK – Hill Valley, CA». Это – телефон и адрес Дока!

Фары ДеЛореана мигают по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки: SOS!

Бомж на скамейке, которого Марти называет «Рэд» - не бывший мэр Рэд Томас из 1955 года. Майкл Джей Фокс импровизировал в этой сцене. В сценарии этого имени не было.

Есть мнение, что ДеЛореан глохнет и не заводится, потому что в это время происходит прыжок во времени. Когда он заглох в 1955 году за несколько минут до 10:04 – во второй части приблизительно в это время в машину времени бьет молния и отправляет Дока в 1885 год. Когда он вернулся в 1985 год и заглох, как раз приблизительно в это время (1:20) Эйнштейн путешествует на одну минуту вперед.
Однако эта теория достаточно спорная: когда снималась первая часть, продолжения еще и в мыслях не было. Кроме того, времена этих прыжков не соответствуют времени заглушивания мотора.

В начале фильма Марти подъезжает встретить Дока к торговому центру «Две елки» (Twin Pines Mall). Так как он раздавил одну из елок Пибоди в 1955 году, в конце фильма торговый центр называется «Одинокая елка» (Lone Pine Mall).

Будильник в комнате Марти играет песню «Back In Time» группы «Huey Lewis And The News», которая также исполняла песню «The Power Of Love». Кроме того, на стене у Марти висит рекламный плакат к альбому Хьюи Люиса «Sports».

На кровати Марти лежит журнал RQ. На самом деле это журнал для библиотекарей и называется "Reference Quarterly".

Новый фузионный реактор «Mr. Fusion – Домашний преобразователь энергии» на ДеЛореане создан из кофемолки марки Крупс.

Сцену, в которой Марти спрашивает Дока, будут ли они в будущем «полными кретинами» («assholes») сняли дважды – для американской телеверсии с менее ругательным диалогом.

Состав оркестра Алана Сильвестри для записи музыки к «Назад в будущее» был в то время самым большим, когда-либо собранным для записи музыки к фильму.

В 1955 году «Оскар» за лучший фильм достался фильму «Марти». Но по словам продюсера Боба Гейла это не было причиной выбора имени главного героя. Им просто понравилось это имя.

Имя Эмметт происходит от слова «Time» (время). Оно просто написано задом наперед, а согласные удвоены.

Второе имя Дока – Латроп (Lathrop) – при прочтении задом наперед превращается в «Портал».

Фамилия «Тэннен» в первой части не упоминается ни разу. В финальных титрах стоит, что это фамилия Биффа. Происходит это имя от тогдашнего президента студии Юниверсал, Неда Тэннена. В начале планировалось, что Биффа будет играть Дж. Дж. Коэн (он играл дружка Биффа по имени «Скинхед» - «Бифф, погляди на этот жилет! Малый боится утонуть.»). Но Эрик Столц оказался выше Коэна ростом, поэтому на роль Биффа был взят Том Уилсон. А вот если бы Фокс играл Марти с самого начала, то Биффа бы таки играл Дж. Дж. Коэн!

В роли еще одного приспешника Биффа снимается Билли Зейн («Титаник») в своей первой кинороли.

В видеоклипе «The Power Of Love», опубликованном в то время, Док Браун подъезжает на ДеЛореане к клубу, в котором выступают «Huey Lewis And The News». Несколько девушек уговаривают его зайти в клуб, а несколько зевак «одалживают» в это время ДеЛореан. Затем следует песня, а в конце ДеЛореан возвращается из путешествия во времени.

Когда первый фильм был закончен, продолжения не планировалось. Вслед за летящим ДеЛореаном сразу шли финальные титры. Когда впоследствии вышли вторая и третья часть, и первая появилась на видео, между финальной сценой и титрами была добавлена вставка «To Be Continued…» (Продолжение следует). Для ДВД-версии эту вставку снова убрали, восстановив оригинальую киноверсию.

Нет, мы никогда не собирались назвать эту часть "Назад из будущего".
Боб Гейл, автор сценария
Конец первой части задумывался, как шутка. В то время никто серьезно не думал о продолжении, иначе бы в машину времени не стали сажать Дженнифер. Из-за трудностей сценаристов вставить ее в сюжет, Дженнифер усыпили в самом начале путешествия в 2015 год...

Вторая и третья часть были задуманы одним фильмом под рабочим названием «Парадокс». Но реализация была бы слишком дорогостоящей. Однако вариант сценария «Парадокса» сохранился.

В еще одном варианте сиквела Марти пришлось бы вернуться не в 1955-й год, а в 1967-й – и познакомиться со своими родителями, ставшими хиппи. Но Земекис запорол этот вариант, так как он слишком похож на первую часть. К тому же, возвращение в 1955-й год гораздо богаче в плане «другой точки зрения на события первой части».

Во второй части сменилась актриса, игравшая Дженнифер. Клаудия Уэллз, игравшая ее в первой части, ушла из кинематографа из-за проблем с наркотиками, поэтому во второй части Дженнифер играла Элизабет Шью.

Первая связь между Клинтом Иствудом и «Назад в Будущее» - заставка второй части идет поверх материала (полета над облаками), снятого ILM для фильма «Файрфокс» с Клинтом Иствудом в главной роли.

Такси, в которое чуть не врезается ДеЛореан при выходе во времени в 2015 году – то же самое, что везло Биффа позже.

Когда доктор провозглашает «Мы подлетаем к Хилл Вэлли, время: 16:29, вторник, 21 октября 2015 года!» В оригинале он говорит «4:29 PM» - и в это время счетчик ДВД показывает ровно 0:04:29! Правда, только на американской версии в NTSC, так как европейская версия в PAL немного ускорена (25 кадров в секунду вместо 24 кинокадров).

Причиной того, что Док стягивает со своего лица кожу придумали для того, чтобы ему не пришлось носить грим «старого Дока Брауна» в течение всех продолжений.

В 1955, 1985 и 2015 годах на площади перед судом есть автозаправка "Texaco".

В будущем в кино идет фильм «Челюсти-19», режиссер – Макс Спилберг. У Спилберга действительно есть сын по имени Макс.

Марти заглядывает в 2015 году в антикварную лавку и видит на витрине фигурку Кролика Роджера. В фильме «Кто подставил Кролика Роджера» (1988) Роберт Земекис был режиссером, а Кристофер Ллойд играл главного злодея.

Кроме того в этой же витрине – куртка Марти из первой части.

В «Кафе 80-х» официанты – электронные варианты Майкла Джексона, Рональда Рэйгана и Аятоллы Хомейни. Это – пародия на сериал 80-х годов «Max Headroom». Там тоже был компьютерный персонаж, и он так же заикался.

На стене в «Кафе 80-х» висят головы-изображения разных знаменитых личностей. Слева направо: Фидель Кастро, принц Чарльз, Михаил Горбачев, Хауард Коселл, Рональд Рейган, Аятолла Хомейни.

Одного из детей, которым Марти показывает комп. игру «Дикий стрелок», с легкостью узнают сектанты «Властелина Колец» - это Элайджа Вуд! Ему тогда было 8 лет, и это - одна из его первых ролей.

Компьютерная игра «Дикий стрелок» - вообще-то не использовалась в игровых автоматах, а только на приставках Нинтендо. Для фильма ее встроили в игральный автомат.

На мониторах в «Кафе 80-х» идут сериалы 80-х годов, причем все – компании Universal. В их числе: "The Smurfs" (мультфильмы), "Cheers" (ситком), "Family Ties" («Семейные узы» с Майклом Джей Фоксом!), "Taxi" («Такси» с Кристофером Ллойдом!), CNN, "Oprah Winfrey" (токшоу), "Geraldo" (токшоу), "Pee Wee’s Playhouse", "Wheel of Fortune" (аналог «Поля чудес»), "Miami Vice", "Magnum P.I.", "Dallas" (сериалы).

Вторую и третью часть фильма снимали через 4 и 5 лет после первой, соответственно. За это время Майкл Дж. Фокс уже разучился кататься на скейтборде.

В одном из вариантов сценария вместо погони на летающих скейтбордах планировалась сцена на стадионе футуристичной игры «Сламболл», в которой игроки носят специальные кроссовки для бега по вертикальной стене. Но этот вариант оказался слишком дорогим, и поэтому создатели фильма решили сделать сцену погони на скейтах более похожей на ту, что была в 1955 году. Кстати, в этой версии сценария Джордж МакФлай вывихнул спину не при гольфе, а при сламболле.

Когда снималась сцена, где банда Биффа врезается в фасад здания суда, каскадер Черил Уилер-Диксон, заменявшая актрису Дарлин Фогель, сильно повредила ноги, налетев на колонну здания суда, и была госпитализирована на несколько недель. Так как она, лежа в больнице, не могла пересняться, сцена так и вошла в фильм.

Старика, мечтающего о том, чтобы вернуться в прошлое и поставить деньги на выигравшую бейсбольную команду, играет Чарльз Фляйшер. Он озвучивал Кролика Роджера в фильме Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера?».

Этого старика зовут Терри. Это тот самый Терри, который чистил машину Биффа в 1955 году от навоза и взял с него 300 долларов. В бонусах есть удаленная сцена, в которой старый Бифф в 2015 году все еще попрекает Терри этими 300 долларами.

Рик Картер, художник-постановщик второй и третьей части, болен легастенией, поэтому надписи на многих щитах, созданных им, пришлось исправлять. Кроме того, он создал много футуристичных плакатов с японскими иероглифами, и утверждал, что они имеют смысл – что впоследствии было опровергнуто японскими посетителями киностудии.

Второй вариант газеты «USA Today», где показана арестованная банда Гриффа, открывает их настоящие имена. Под кличками "Data", "Spike" и "Whitey" скрываются Рэйф Ангер, Лесли О’Малли и Честер Ногура. Другие статьи в этой газете: «Вашингтон готовится к визиту королевы Дианы» и «Новый налет пальцевой банды». Так как оплата в 2015 году производится с помощью отпечатка пальца, естественно, появляются преступные банды, охотящиеся за пальцами обывателей!

Альманах стоит 32,19 доллара США включая НДС. Марти заплатил за него с помощью отпечатка пальца. Таким образом, деньги за альманах были сняты со счета 47-летнего Марти МакФлая.

Вряд ли тоненький альманах, показанный в фильме, мог бы уместить 50 лет спортивной статистики, включая региональные результаты колледжских соревнований. Но книгу специально сделали такой тоненькой, чтобы она влезала в карман куртки Марти и карман брюк Биффа.

Док говорит, что оставил пса Эйнштейна в «Вакууме времени». Эту фразу придумали, чтобы описать, что случилось с Эйнштейном: в конце первой части Док уехал с ним в будущее, но вернулся без него.

Марти-мл. выходит из «Кафе 80-х» и его чуть не давит автомобиль. Он гневно кричит на водителя «Я здесь иду! Я здесь иду!» Это – цитата из фильма «Полночный ковбой»

Фамилии двух женщин-полицейских из 2015 года – «Риз» и «Фоули». Во всех фильмах, которые образовались в соавторстве Боба Земекиса и Боба Гейла, полицейские носят эти фамилии.

Футуристические машины из 2015 года уже появлялись в других фильмах. Например, «Звездная машина» из фильма «Последний звездный боец» и «Спиннер» из фильма «Бегущий по лезвию». Остальные машины – модифицированные «Форд Проуб», «Мустанг», «БМВ» и несколько олдтаймеров.

Такси из будущего, на котором едет Бифф – модифицированный «Ситроэн ДС». Этот автомобиль начали производить в 1955 году, так что она вполне могла бы появиться и в первой части. Также это такси показано в качестве выгоревшей развалюхи в альтернативном 1985 году.

Летающий робот, который водит собаку на прогулку, позаимствован из фильма «Батарейки не прилагаются».

В 2015 году мода на ношение двух галстуков сразу! На 47-летнем Марти надето два галстука. На Доке Брауне тоже, но они прозрачные, поэтому это не очень заметно.

Сценарный ход о гибели Джорджа МакФлая был создан по причине, что Криспин Гловер отказался играть эту роль в продолжении! Поэтому на роль Джорджа был нанят актер Джеффри Вайссман. В аттракционе Universal Tours Вайссман играл роли Стэна Лоурела, Чарли Чаплина и Гроучо Маркса. Сцены из 1955 года, в которых показан Криспин Гловер в роли Джорджа, были взяты из первой части. После выхода фильма Гловер подал в суд на продюсеров, и им пришлось ему заплатить за использование этого материала.

Гловер в роли Джорджа

Вайссман в роли Джорджа

Джордж висит в 2015 году вверх ногами по трем причинам:
- чтобы не было видно, что это другой актер
- потому что это смешно
- если бы Криспин Гловер все-таки передумал, его можно бы было поставить вверх тормашками.

Роль Нидлза, коллеги Марти, который в третьей части вызывает его на автогонку, играет Майкл Балзари, более известный под именем «Flea» (Блоха) – басист группы «Red Hot Chili Peppers».

На факсе, уведомляющем Марти об увольнении, написан адрес предприятия: «11249 Business Center Road, Hill Valley, CA 95420-4345». На самом деле этот почтовый индекс принадлежит городку Каспар. Он находится в пятистах милях к северу от Лос-Анджелеса на тихоокеанском побережье.

В Хилл Вэлли кто-то злоупотребляет граффити. В 1985 году (1-я часть) на входе граффити «BOB» (в честь двух Бобов, Земекиса и Гейла).

В переулке в 2015 году какой-то нерадивый школьник набрызгал «Class of "16». Из надписи «Hilldale – The Address Of Success» (Хиллдэйл – Адрес успеха) кто-то сделал «The Address of Suckers» (Адрес неудачников).

В году 1985 кто-то переделал «Hill Valley» в «Hell Valley» (долина ада).

Казино «Biff Tannen’s Pleasure Paradise» (Рай Радостей Биффа Тэннена) был сделан по образу казино «Plaza Hotel & Casino» в Лас-Вегасе.

Неоновый знак с подписью Биффа Тэннена похож на неоновый знак «Bob Stupak’s Vegas World Casino».

В газете от 16 марта 1973 года написано, что Джордж МакФлай был найден мертвым в переулке, в двух кварталах от общественного центра Хилл Вэлли. В этом центре МакФлай должен был получить награду за многолетнюю борьбу с концерном «БиффКо.»

Когда Бифф достает из сейфа альманах и подает его Марти, видно, что он его хранит в полиэтиленовом пакете, чтобы защитить от пыли. Суперобложка, которую так расхваляла продавщица, нет - ведь он в нее завернул порнографический журнал на танцах в 1955 году, чтобы дать директору Стрикленду!

Вторая связь "Назад в Будущее" с Клинтом Иствудом. Бифф смотрит по телевизору фильм Серджио Леоне "За пригоршню долларов". В третьей части Майкл Джей Фокс сыграет свой вариант этой сцены из знаменитого спагетти-вестерна.

В газете от 4 мая 1958 года изображена фотография Биффа, выигравшего в свой 21-й день рождения 1"182"000 долларов на скачках.

Чтобы сэкономить время и деньги, во второй части кулисы студии Юниверсал были созданы по частям. Улица 1955 года была воссоздана только с одной стороны, на другой стороне улицы были кулисы 1985А-года с «Раем радостей Биффа Тэннена». Так как оригинальных кулис из первой части не сохранилось, пришлось воссоздавать всю улицу заново – и это обошло