Мудрые высказывания, цитаты, афоризмы и изречения. Великие о Славянах

Мудрые высказывания, цитаты, афоризмы и изречения. Великие о Славянах
Мудрые высказывания, цитаты, афоризмы и изречения. Великие о Славянах

Пословицы и поговорки Росов. Дохристианский период

1. ЧЕЛОМ В ПРОРУБЬ - НОГАМИ В ИСТИНУ.

2. ПО ПРИМЕТАМ ЧАРУ СЛАВЯТ.

3. ПО ЧАРЕ ИСТИНА, А В ПРОСТОДУШЬЕ - МУДРОСТЬ.

4. НЕ В ВЕЗЕНЬЕ ПРИБЫЛЬ. А В ПРЕИЗБЫТКЕ ВЛАС.

5. ОДИН ВОЛОСОК РОД ДЕРЖИТ.

6. ЧАРА ВОССИЯЕТ - СЛАВА СБУДЕТЬСЯ.

(«Чара» есть вино, употребимое и солнцем и людьми, подразумевается только чара с сурьей).

7. У ВСЕХ ДЕЛ ГОЛОВА ОДНА - РОД.

8. РОДИВШИСЬ В УЗРЕ, НЕ ПРОПАДЁШЬ В УЗДЕ.

9. ПО НАРЕЧИЮ - НАЧАЛО.

10. НАРЕЧЕННЫЕ СХОДЯТСЯ - КОЛИ БРОД РАСХОДИТЬСЯ.

11. ПО БРОДУ НАЧАЛА НЕТ.

12. КАБЫ РЕЧЕЮ НЕ БАЛОВАЛИСЬ - ИЗ ЯИЦ ЦЫПЛЯТА НЕ ВЫЛУПЛЯЛИСЬ.

13. КАЖДОЙ ЦЫПЕ ПО ЦЫПУХЕ, ПО КОЖУТИ И НАВАРУХЕ.

14. СИНЕЙ ПТИЦЕЙ ВЗЛЕТИШЬ - В КОРОМЫСЛО УГОДИШЬ.

15. В КОРОМЫСЛЕ МУДРОСТЬ РОДА.

16. КОРОМЫСЛО КОСМОС ЗНАЕТ.

17. КОРОМЫСЛО - МОСТЫ В КОСМОС.

18. ВСЯКА НЕЧИСТЬ КОРОМЫСЛА УБОИТСЯ, ВСЯК РОЖДЕНИЕМ ОБЯЗАН КОРОМЫСЛУ.

19. ЗАПЛЕЧНАЯ НОША ТЯЖЕЛА, А С КОРОМЫСЛОМ ПРЕОДОЛИМА.

20. ДОЛЯ - НЕДОЛЯ, А КОРОМЫСЛО УВЕСИТ.

21. ПО ПРЯДИ СОХА ПЕРЕНОЩНАЯ, ПО РЯДУ - НОГА ПЕРЕСТУПНАЯ.

22. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ВЫСЕВИ СЕВУ - ПО КРАДЕ И ПРЕЙДЁТСЯ.

23. ВОЗВЕЛИТШИ РОД И САЖЕНЬ ПРИЙДЁТ.

24. РОД РОДИТСЯ И ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.

25. У КРЕНЯ ЕСТЬ ЗАБОР, У КРЫНЯ - ВЕСЬ ЧЕРТОГ, А ВОЗВЕЛИТШЕНОЕ СТОЙМЯ СТОИТ («креня» - кривда, «крыня» - правда)

26. ВОЗЛЮБИ, ЛЮБИ ЗАПРЕТ.

27. ВО РАДУГЕ БОГ РОДИТЬСЯ - ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.

28. ПРАВДА С КРИВДОЮ РОЗНЯТЬСЯ - ЛИШЬ КОРОМЫСЛА УБОЯТЬСЯ.

29. ЛЮТЫЙ ВОРОГ - СТАРУХА БЕЗЗУБА.

30. НЕТ КРИВДЫ ЗЛЕЕ - ЧЕМ ЗУБЫ СТЁРТЫ.

31. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ПЕРЕСЕЙ ТРАВУ, СВЯТА КРИНИЦА, ПО ЖИТУ - И ХЛЕБ.

32. ИЗ УСТАЛИ ПОРОСЛЬ СЕЕТСЯ.

33. ПО ПРИЧИНЕ И ОХВАТ УМА.

34. ПО ЛЮБУ И МИР.

35. ВО СЛАВИ - ДЕД, НА ЗЕМЛЕ - РАЙ, ПОД ЗЕМЛЁЙ - РОЙ, А В НЕБЕ - ИСТИНА.

36. ВО СЛАВУ РОДА ВОСПОЁТ МЛАДО. МЛАДО, СТАРО - ВСЁ ОДНО.

37. ВОЗСИЯЕТ РОД - ОЖИВЁТ НАРОД.

38. НАРОД ВО СЛАВЕ МОГУЧ.

39. ОБРЯЗШИЕ СЕВЕР - ПОЛУЧАЮТ РАЙ.

40. НА СЕВЕРЕ - МОГУЧ НАРОД, А ВО ХЛЕВЕ - ЗЫБЬ-ЗЕМУН.

41. БОРУ ЧАДИШЬ - СВЕТ ХВАЛИШЬ.

42. ИЗ ТРИЗНЫ ВОЗРОДИВШИСЬ - БОРУ НЕ ОДОЛЕТЬ.

43. УБОР - БОРЕЮ, А СЫТЬ - ЗЕМЛЕ.

44. СЫТНО БОРЕЮ - ХВАЛА БОГАМ.

45. УБОР НА СВЯТА - ВОЗЫМЕЕШЬ СИЛУ.

46. НЕТ ПРЕГРАД БОРЕЮ, КОЛИ СВЕТО ЧТИШЬ.

47. ИЗУМСТВО - СВЕТ БОРЕЯ.

48. ПРИЛЕПИШЬ КРАДУ - РОД ОБОСНЁШЬ.

49. ИЗ-ЗА МОРЯ -ОКИЯНА ВЕТЕР ВСЕГДА ПО БУЯНУ.

50. БРЕЕШЬ БОРОДУ - СЕМЯ ПУСТЕЕТ.

51. ПОБРИТОМУ ЛЮБО ЗНАТЬ - ДЕТЕЙ НЕ РОЖАТЬ.

52. УЛЕПНОЕ ОТРОДЬЕ В ХВОСТЕ ЗАКРУЧЕНО.

53. У РОЖЕНИЦЫ СВЕТЕЛ УМ.

54. И ЗМЕЮ ПАСКУДНО ЖИТЬ, КОЛЬ В ХЛЕВУ ОДНО ЗОЛОТО.

55. УЗРИШЬ МНОГО, КОЛИ СЕЛО ОГРОМНО.

56.О ПРАВДЕ КРИВДА СКАЖЕТ.

57. ПО НЕДОМЫСЛИЮ И УМ.

58. НЕ ЛЕЗЬ В СОР - НЕ ПОЛУЧИШЬ РАЗДОР.

59. У ИНОЙ МЫСЛИ И ВЕТЕР НАЧАЛО.

60. ОБ ИСТИНЕ СПОРИТЬ - ПРАВДУ ЗАБЫТЬ.

61. ПО ЛЖИ И УМЕНИЕ БЕГАТЬ.

62. ПО РАЗУ КАК ПО ТРИ, ПО ТРИ РАВНО КАК ПО РАЗУ, КОЛИ ОПЫТА НЕТ.

63. В КАЖДОЙ СВЕТЁЛКЕ СВОЁ КОРОМЫСЛО.

(«Коромысло» - созвездие Большой Медведицы у славян)

64. НЕПОЮЩЕМУ НА ТЫНЕ - СМЕРТЬ ОТ ДОСТАЛИ (переизбыток).

65. ПО ТЫНУ И РАССВЕТ.

66. У РОДА ПОЮЩИХ РАССВЕТ - НЕТ ЗАКАТА.

67. У КАЖДОГО ПРАЗДНИКА СВОЙ ГЛАС.

68. ЖИВОТ РОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОЧИ.

69. ОЧИ В НЕБО - ДИТЯ К РОДУ.

70. РОД ВЕЛИК - ЗУБЫ БЕЛЫ.

71. ЛЮБА И ПРИБОЙ ОДОЛЕЕТ.

72. СЕЙ В ВОДЕ - ГРЕМУЧИМ СМЕРТЬ!

73. ВОДА ВОДОЙ, А ХЛЫНЕТ - НЕ ОПОМНИШЬСЯ, В СВОЙ ЧЕРЁД - ВОДА СВОЯ.

(дано пояснение: на тыне пели рассвет и кто рождался обязан был петь на тыне, иначе - смерть. Встречная просьба - дать пословицу о муже.)

74. ПО МУЖУ (ЧАРЕ) БРОВИ СХОДЯТСЯ, ВОТ ТЕБЕ И ПОСЛОВИЦА.

1. СВЕТ В ОКНЕ - ЧТОБ СНАРУЖИ ВИДЕТЬ.

2. НЕ ДЕЛИ ТОГО, ЧЕГО САМ НЕ ИМЕЕШЬ И НИКОГДА ИМЕТЬ НЕ БУДЕШЬ.

3. НЕ СТОЙ ПОДЛЕ ТОГО, ЧТО СИЛЫ НЕ ДАЁТ - ИДИ ТУДА, ГДЕ СИЛА ТЕЧЁТ.

4. БУДИ СОЛОВЬЯ НЕ БАСНЯМИ, А СВЕТОМ ЛАЗОРЕВЫМ.

5. ДАЙ ДЕРЖАТЬСЯ ЗА ТЕБЯ ТОМУ, КТО ПЛЫТЬ ХОЧЕТ, А НЕ НА ДНО МЕТИТ.

6. БУДИ ЗАРЮ НЕ ПРИЧИТАНЬЯМИ, А СОЛНЦА В НЕБЕ ЛОБЫЗАНЬЯМИ.

7. СИЛА МУДРОСТИ НЕ В ТВОИХ ЛЕТАХ, А В РАДЕНИИ БОЖЬЕМ И ОТ СНА ВОССТАВШИХ РОДАХ.

8. КОЛИ ДЕНЬ - ДЕНЬСКОЙ РАЗБОЕМ БУДИШЬ - ВЕКОВУЮ КЛАДЬ ОПАЛОЮ ОСТУДИШЬ.

9. ЛЁГКОЮ БУДЕТ ДОБЫЧА ДЛЯ СЕБЯ, КОЛЬ УСЛАДУ В НЕЙ ИЩЕШЬ.

10. ДУЮТ ВЕТРЫ НЕ СТОЙ СТОРОНЫ, ЧТО ПОДЛЁТНА - УБЛАЖАЮТ ЛИШЬ ТУ, ЧТО ВО МГЛЕ ИСКРОМЁТНА.

11. РАДОСТЬ СЕРДЦЕ ВЗБУЯНИТЬ НЕ МОЖЕТ - ГУБИТ СЕРДЦЕ ТОСКА, МЕСЯЦАМИ ЧТО ГЛОЖЕТ.

12. ДАЛЕКО ЗА ЛЕСОМ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ, А ТУДА СТРЕМИТСЯ, ЧТОБ В РОСЕ ОМЫТЬСЯ.

13. ПО ДОЛИНЕ РОВНОЙ, НО ВО ТЬМЕ КТО ХОДИТ - НИ ПУТИ, НИ СОЛНЦА В СУЕ НЕ НАХОДИТ.

14. ВО РУБАШКЕ ЯРКОЙ ТЕЛО ДОМ СВОЙ ИЩЕТ, А ДУША ВО ЗВЁЗДАХ ВЕЧНУ ПРИСТАНЬ РЫЩЕТ.

15. РУКИ В ЗЛАТЕ НЕ КУПАЙТЕ, А ДЛЯ ЗНАТНЫХ ДЕЛ ПРИБЕРЕГАЙТЕ.

16. РОБОСТЬ В ДЕЛЕ НЕ ПОМОЖЕТ - ЯД ГОРДЫНИ СЕРДЦЕ ГЛОЖЕТ.

17. ПРЫТКОСТЬ ПОПЕРЁД КОЛЬ СТАВИШЬ И ЗАБАВУ В ДЕЛЕ ЗРИШЬ - ВО ИСТОКЕ ДЕЛО ОБЕЗГЛАВИШЬ…

18. СПЕТА ЛЬ БУДЕТ ПЕСНЯ ДО КОНЦА, КОЛЬ В НЕЙ НЕТУ КРАСНОГО СЛОВЦА.

19. ВЬЁТСЯ ЛЬ ВПЕРЕДИ ДОРОГА, КОЛИ СКЛИЗКАЯ У НЕЙ ПОДЛОГА?!

20. ПОЗАБАВИТЬСЯ ЛИШЬ СМОЖЕШЬ, КОЛИ ЗРЯ НАУКУ ГЛОЖЕШЬ.

21. МЕНЬШЕ ТЕЛО ОБУВАЙ - МЫСЛИ СВЕТОМ ЛУЧШЕ НАВОСТРЯЙ

22. ЧРЕЗ РУИНЫ, КОЛЬ ВО ПРОШЛОЕ ИДЁШЬ - ХРУПКИЙ СТАН И МЫСЛИ ХЛИПКИ ОБРЕТЁШЬ.

23. ПО ГОРАМ-ДОЛАМ ШАГАЕМ - ТОЛЬКО ПРЫТКОСТЬ ОБРЕТАЕМ, А ЗА СОЛНЦЕМ ТЯНЕМСЯ - СВЕТУ БОЖЬЮ НРАВИМСЯ.

24. ВО СЕМИ ВОДАХ, НА СЕМИ ВЕТРАХ, ДА ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ ОБЪЯВИЛСЯ СВЕТОВ ДЕНЬ. ВО БОЛОТЕ ТЕНЬ РОДИЛАСЬ, НОЧИ ПИТЬ ДАЛА, А С ДНЁМ НЕ ПОРОДНИЛАСЬ.

25. БЕГАЛИ ПИЯВКИ ДА ПО СВЕЖЕЙ ТРАВКЕ, КАК БЫ ПРЫГАТЬ НЕ СТАРАЛИСЬ МЫСЛЯМИ ВО МОКРОТЕ ОСТАЛИСЬ.

26. КУР СЧИТАЙ ДО ВЕЧЕРА, В ГОЛОВЕ КОЛЬ МЕССИВО.

27. ВЕСЕЛ, ЯРОК БЫЛ ПЕТУХ И ЛАСКАЛ ОН ГЛАСОМ СЛУХ, С ДЯТЛОМ ПОПЫТАЛСЯ СОСТЯЗАТЬСЯ, ДО ГЛУБИН ВО ДЕРЕВЕ ДОБРАТЬСЯ, ПЫЖИЛСЯ, ПАВЛИНОМ ХВОСТ РАЗДУЛ, ШПОРЫ ВВЕРХ, А ГОЛОВОЮ ВНИЗ НЫРНУЛ.

28. ВЕТЕР ВО ПОЛЕ РЕЗВИЛСЯ, ИЗ ВОСХОДА ДЕНЬ РОДИЛСЯ, ДОЖДИК НОГИ ОМЫВАЛ, А ЗАКАТ ВО ПЛАМЯ ВЕЧЕР ПЕЛЕНАЛ.

29. ТЬМОЮ ЧТО ПОМЕЧЕНО - СВЕТОМ БУДЕТ СЕЧЕНО.

30. КОРОТАЕШЬ ЖИЗНЬ, КОЛЬ БОБЫЛЁМ - ЗАРОСТЁТ ДОРОГА КОВЫЛЁМ.

31. ВО ЦВЕТУ, КОЛЬ БУЙНОМ ТЫ РОДИШЬСЯ, ВО ГНЕЗДЕ РОДНОМ НЕ ЗАСИДИШСЯ.

32. КОЛИ ТЬМОЮ МЫСЛЬ ПРОБУЖЕНА, В ХЛАД ИЛЬ ПЛАМЕНЬ БУДЕТ ГРУЖЕНА.

33. К СВЕТУ ВАСИЛЬКОВУ КОЛИ ТЯНЕШЬСЯ - С ЖГУЧИМИ ПРИВЫЧКАМИ РАССТАНЕШЬСЯ.

34. СТОЙ НЕ СТОЙ ВОДА ТЕЧЁТ, ИЛЬ ОМОЕТ ИЛЬ СНЕСЁТ.

КОЛИ ВОВСЕ ОТОЙТИ - В ЖАЖДУ МОЖНО ТЛЕН ВВЕСТИ.

А КОЛЬ ПРОЧЬ ИЛЬ ПО ТЕЧЕНЬЮ - ВОЛЯ ЛИШЬ ТВОЯ (твое решенье)

35. НА ПАРУ-ТО ПИЩА СЛАЩЕ, НА ОГНЕ ЖЕ БУЙНОМ СМАЩЕ!

36. РОДОМ МАЛЫМ НЕ ГНУШАЙСЯ, МЫСЛЕЮ БЛАГОЙ К НЕМУ ВЕРТАЙСЯ, КОЛИ ДАЛ ТЕБЕ ЖИТЬЁ, ТО РАЗДЕЛИТ И ПИТЬЁ.

37. ДОРОГА-ТО НЕ ДОРОГА, А В ДОРОГЕ ТОЙ ПОДМОГА, ЧТО ГОТОВА СИЛЫ ДАТЬ, ЧТОБ ПУТИ В ЕДИН СВЕРСТАТЬ.

38. ЕСТЬ ЛИ ПРОК ВО ТОЙ ВОДИЦЕ, ДЛЯ ПИТЬЯ ЧТО НЕ ГОДИТСЯ?!

39. ПРИВЕЛА ДОРОГА ДА К КРУТУ ОТРОГУ, А РЕКИ ИЗЛУЧИНА - МЫСЛИ ПЕРЕМУЧИЛА (вариант: «кривь и кось навьючила»).

40. ГУЛЯЛ ВЕТЕР В ПОЛЕ, СВИЛА ВОЛЯ ДОЛЮ.

ВЕТЕР ВОЛЬНЫМ НАРОДИТСЯ, ВОЛЯ Ж С ДОЛЕЮ РОДНИТСЯ.

41. УМ ПО-СВОЕМУ КУМЕКАЛ - НА ЧУЖУЮ ПАШНЮ ВЪЕХАЛ.

НЕТ МЕЖУ ОСВОБОДИТЬ - ДАЛ ЗЕРНУ ЧУЖОМУ ПИТЬ.

42. ВЕРЕНИЦА-НЕБЫЛИЦА - НЕПОКОРНА КОБЫЛИЦА.

СРАЗУ ЕСЛИ НЕ СУЗДАЕШЬ - УПРЯЖЬ, ВРЕМЯ ПОТЕРЯЕШЬ.

43. ПРИВЕЛА ДОРОГА К ЖИЗНЕННУ ПОРОГУ, КОЛИ ПУТЬ ТОТ СКУЧЕН, ТО ПОРОГИ КРУЧЕ.

44. ШАГОМ ПЕШИМ ИЗ-ПОД ПЛЁТКИ, СНОСИШЬ ВСЕ РАВНО ПОДМЁТКИ.

45. ЕСЛИ В НЕБО ТЫ ШАГАЕШЬ - КРЫЛЬЯ РАЗОМ ОБРЕТАЕШЬ.

1. ЗА ГРАНЬЮ ВЕХ КОСМИЧЕСКИХ И ВЫШЕ ФАНТАЗИЯ УЖ РАЗУМА НЕ СЛЫШИТ.

2. В КОСМИЧЕСКИХ ДОЛИНАХ РАСПРОСТЁРТЫ ГРАНИЦЫ РАЗУМА, ФАНТАЗИИ УЖ СТЁРТЫ.

3. ВЕЛИКО ПОЛЕ, ГДЕ НЕ СЯКНЕТ ВОЛЯ, А ПЛЕН ЕЁ - У КАРМЫ В ДОЛЕ.

4. НЕТ МЕРЫ, КОЕЙ РАЗУМ МЕРИТ, ЕСТЬ ВЕРА, ЧТО УМЫ ПРОВЕРИТ.

5. УГРОЗОЙ СОН - ЛУЧА ОБЪЁМ, ОБИЛЕН СВЕТ И ТЕНИ НЕТ.

6. ВО КРУГЕ СВЕТ ИЗ МЛЕЧНЫХ ЛЕТ, КОЛЬ СВЕТ ПОБЛЕК - ИССЯК ТВОЙ ОБЕРЕГ.

7. СОГРЕТ, ОБЛАСКАН С МАЛЫХ ЛЕТ ЗЕМНОЮ МАТУШКОЙ - ВОСПРЯНЕШЬ СВЯТОЧЕМ В РОДУ ВСЕЛЕНСКОЙ ЛАДУШКИ!

8. БЕДУ НАВЛЕКШИЙ - НЕ СМИРЕНЕН, В ДУШЕ - РАЗЛАД, А В ТЕЛЕ - БРЕМЯ!

9. НЕТ СИЛЫ РОСТА В ВСХОДАХ ТЕХ, КОГО ПОПУТАЛ БЕС И ГРЕХ.

10. КОЛЬ СВЕТ В ДУШЕ СВОЕЙ ТЫ СПАС, ТО РАСПРОСТИШЬСЯ С ТЬМОЙ ТЫ ВРАЗ.

11. У НИТИ ДВА КОНЦА, ЧТОБ СВЯЗЬ ВЯЗАТЬ - НЕ НА КЛОЧКИ СУДЬБУ ТЕРЗАТЬ!

12. НЕТ ПОСТИЖЕНИЮ ПРЕДЕЛА, ГРАНИЦ ЗАПРЕТ - ЗАСЛОН ДЛЯ ВЕРЫ.

13. ПОСЕЯН СВЕТОМ ДЕНЬ, А ТЬМОЮ НОЧЬ. НА ТО И СВЕТ, ЧТОБ ТЕНИ ПРЕВОЗМОЧЬ.

14. НЕ ОТВРАТИШЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ, ПРИМИ БЕЗ РОПОТА ЗНАМЕНЬЕ, КОТОРЫМ БОГ С ТОБОЙ ДЕЛИЛСЯ, КОГДА НА СВЕТ БЕЛ ТЫ ЯВИЛСЯ.

15. НЕ ВЕДОМ СУЕТЕ ПОЧИН, ОН В НЕБО СТАРТ И ДУХУ ЧИН

16. ЕДИНА НИТЬ В ТВОЁМ ТВОРЕНЬЕ И ДУХУ СВЯТУ ПРИОБЩЕНЬЕ

: Я бы сказал о немцах то, что Вольтер говорил о Боге: если бы немцев не было, их стоило бы выдумать, ибо ничто так успешно не объединяет славян, как укоренившаяся в них ненависть к немцам.

Бакунин :
Славяне в политическом отношении - дети.
Бакунин :
Черт побери всех славян, со всею их военною будущностью, если после многолетнего рабства, мучения, молчания они должны принести человечеству новые цепи!
Бакунин :
Есть между нашими славянофилами несколько честных людей, которые не на шутку верят, что русский народ горит нетерпением лететь на помощь "братьям славянам", про существование которых он даже не знает. Его чрезвычайно удивили бы, сказав ему, что он сам славянский народ.
Бакунин :
Верно то, что ни одно славянское племя само собой не создало государства.
Бакунин :
В немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины, в славянах же не только нет этой страсти, но действуют и живут страсти совершенно противные; поэтому, чтобы дисциплинировать их, надо держать под палкою, в то время как всякий немец с убеждением, свободно съел палку. Его свобода состоит именно в том, что он вымуштрован и охотно преклоняется перед всяким начальством...
Бакунин :
Немцы ищут жизни и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб.
Бакунин :
Славяне... останутся чрезвычайно ничтожны и бедны, пока будут продолжать хлопотать о своем узком, эгоистическом и вместе с тем отвлеченном славянизме.
Бакунин :
Бакунин :
Образование великого славянского государства есть не что иное, как образование громадного славяно-народного рабства.
Николай Некрасов :
Где ж, как не в буре, и развернуться славянской натуре?
Н.Я. Данилевский :
Борьба с Западом - единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий, для поглощения ими мелких раздоров между разными славянскими племенами и направлениями.

Человечность, отзывчивость и то сочувствие радостям и страданиям вообще присущи душе славянина. Эта душа менее всего подвержена вспышкам грубого эгоизма, столь свойственного германской расе, или кичливой аффектации, столь характерной для романской. Отзывчивость и сочувствие славянина к чужому доходит до самозабвения, до полного пренебрежения своим «я». Это можно ясно установить по общему характеру культурного развития в России, как в значительной степени и других народностей славянского племени.

Славейков Пенчо - болгарский поэт, ХIХ-ХХ в.


Отношение к японцам коммодора Перри и тактика русского посла Путятина были диаметрально противоположны. Русский посол, уважая древние законы Японии, старался словами убедить японцев. Коммодор Перри с самого начала пытался угрозами напугать японцев и готов был в крайнем случае даже прибегнуть к вооруженной силе.

Токутоми И. - японский историк, ХХ в.


Наша артиллерия была взята в плен в битве под Тарутиным, артиллеристы обезоружены и уведены. В тот же вечер захватившие их казаки, празднуя победу, вздумали закончить день, радостный для них и горький для нас, национальными танцами, причем, разумеется, выпивка не была забыта. Сердца их размягчились, они захотели всех сделать участниками веселья, радости, вспомнили о своих пленных и пригласили их принять участие в веселье. Наши бедные артиллеристы сначала воспользовались этим предложением, как отдыхом от своей смертельной усталости, но потом мало-помалу под впечатлением дружеского обращения присоединились к танцам и приняли искреннее участие в них. Казакам это так понравилось, что они совсем разнежились, и когда обоюдная дружба дошла до высшей точки, французы наши оделись в полную форму, взяли оружие и после самых сердечных рукопожатий, объятий и поцелуев расстались с казаками, их отпустили домой.


А вот как обращались французы с нашими пленными:

«В Можайске оказалось более 10 000 раненых русских, размещенных в домах и церквах, все они были безжалостно изгнаны, на их койках были размещены раненые французы. Эта мера стоила жизни несчастным русским, все они умерли в страшных мучениях».



Везде с французскими пленными обращались очень добродушно и даже хорошо. На каждого пленного, при даровой квартире и отоплении, отпускалось по 50 коп. на офицера и по 15 коп. на солдата. Те из пленных, которые знали какое-либо мастерство или обладали каким-либо талантом, очень ценились и зарабатывали хорошие деньги.

Газо - французский военачальник, генерал, начальник обоза главной квартиры Наполеона I, ХIХ в.


Русский переживает мир не из «я», а из «мы».

Сколь братским является обычай называть друг друга не по титулам и званиям, а по имени и отчеству! Это признак подлинного и внутреннего демократизма.

Шубарт Вальтер - немецкий философ, ХХ в.


В Унгени я заметил часового, караулившего двух турецких пленных. У меня были пироги с говядиной, и я предложил часовому. Думая, что у меня только один пирог, он отказался и предложил мне дать его турку, который, по его мнению, был голоднее, чем он. Когда турок, получив пирог, начал молиться, то часовой, обратясь к другим своим товарищам, шепотом проговорил: «Тише, молчите, турка молится». Все замолчали.

Лютеранский пастор, очевидец Освободительной войны 1877-1878 гг.


Немногие армяне, уцелевшие от погромов, ссылки, искали спасения в других странах. 300 тысяч человек, в том числе множество сирот, приютила и обогрела Россия, где были созданы комитеты помощи беженцам из Западной Армении. И благодаря братскому участию русского народа, кавказских армян и других народов России, беженцы были спасены от голодной смерти.

Лейлин - армянский публицист, ХХ в.


Русские прежде всего заботятся о налаживании нормальной жизни города и об обеспечении населения продовольствием. Вы знаете, меня тронуло это мероприятие русского командования. Я уже дважды плакал в присутствии своих детей.

Штиммен - немец, ХХ в.


После опубликования новых норм (питания жителям взятого Берлина) все врачи находились в возбужденном состоянии и просто торжествовали. Мы не ожидали такого великодушия к немецкому народу, который заслуживает наказания за тот вред, который он причинил русским.

Шефер - немецкий врач, ХХ в.


Одной из таких совместных акций стало обращение к берлинскому сенату, в котором выражается настоятельная просьба сохранить в столице объединенной Германии площадь и улицу имени Берзарина. Свою нелегкую деятельность на посту военного коменданта освобожденного Берлина этот человек начал с приказов об обеспечении немецкого населения продовольствием и строжайшем наказании за мародерство и насилие.

Я внимательно изучала распоряжения немецких оккупационных властей в Белоруссии, но не нашла там ничего подобного.

Кайзер Катарина - немецкая тележурналистка, ХХ в.


(Русские) искренни и сообщительны о своих собственных делах, даже самых интимных, до такой степени, что нам трудно вообразить.

Скайлер Ю. - американский дипломат, секретарь американской миссии в России, ХIХ в.


Благочестивое стремление к осуществлению своего идеала есть признак великой будущности русских крестьян. Искренность отношения к своей вере и искренность чувств у русских есть выдающаяся черта среди других наций Европы. Подобная искренность является принадлежностью не одних только крестьян, но все русские имеют таковую.

Ерозу - японская газета, ХХ в.


При женитьбах они принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственницами по крови, избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сестрах.



У них не устраиваются публичные дома с блудницами, от которых, как то, например, водится в Персии и некоторых иных странах, власти получают некоторый доход.

У них имеется правильный брак, и каждому разрешается иметь только одну жену.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественник


Со дня на день я все больше убеждаюсь, насколько приличествует здесь (при русском дворе) сохранять сдержанность и не подражать куртизанским привычкам, которые слишком усвоены дипломатическим корпусом.

Барант Амабль Проспер де (1782-1866) - французский дипломат, посол в России в 1835-1840 гг.


Я никогда не видел, чтобы люди всех классов были друг с другом столь вежливы. Извозчик неизменно приветствует своего товарища, который в свою очередь отвечает ему тем же, швейцар раскланивается с малярами и так далее.

Кюстин Астольф де (1790-1857) - маркиз, французский писатель


Визит корабля, как сказали в префектуре города, вызвал два чувства: восторга и досады. Восторг от того, что таких корректных, воспитанных и деликатных военных моряков, как советские, тулонцы не знали. А досада за напрасно потраченные франки. Дело в том, что префектура перед подобными визитами других флотов оплачивает дополнительные силы для наведения порядка в городе. Особенно город «вздрагивает» во время захода английских военных кораблей. В этот раз префект очень горевал за выброшенные впустую из городской казны деньги. Лучше бы, заметил он, они ушли бы на подарки советским морякам.

Французы, посещавшие крейсер «Азов»


Русским законом установлено, чтобы всякая находка немедленно относилась в Приказ, где записывается имя принесшего, день находки и принесения вещи, равно как и самая вещь. Неодушевленные вещи хранятся в Приказе, а животные на царской конюшне. Поэтому всякий, потерявший какую-нибудь вещь, осведомляется о ней в Приказе, а если это животное, то разыскивает его на царской конюшне.

Корб Иоанн (ок. 1670 - ок. 1741) - австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента


В те времена (середина XIX века) французы вдруг обнаружили особую тягу к «славянской душе». Они восхищались ею.

Регулярное, пунктуальное и самое что ни на есть добросовестное поведение россиян в отношении займов, которые им выдавались, покорило французские финансовые и кредитные круги.

Журнал «История»


В одной из таких экспедиций погиб любимец Императора, заведовавший его личной охраной, полковник Рато. Видя перед собой сотню или полторы казаков, которые к тому же начали отступать, Рато погнался за ними и попал в засаду. Все драгуны были изрублены, Рато тяжело ранен и взят в плен, где через несколько дней умер.

Драгунский полк, полагая, что их товарищ только пленен, собрал и переслал ему 1 200 франков. Деньги эти были получены князем Кутузовым уже после смерти Рато и немедленно возвращены в полк с извещением о кончине храброго офицера.

Газо - французский военачальник, генерал, начальник обоза главной квартиры Наполеона I, ХIХ в.


Ничто не может сравниться с гостеприимством русских. Ни разу не случалось нам делать утренние визиты, не получив при этом приглашения на обед. Вначале мы считали это простой любезностью и ждали вторичного приглашения, но вскоре мы убедились, что это лишнее и мы обрадуем хозяев, если явимся к ним без всякой церемонии.

Кокс Уильям (1748-1828) - английский историк


Корм для лошадей и все, до них касающееся, доставлялось мне также в изобилии. Когда однажды я купил живую рыбу, они рассердились, считая это зазорным для своего князя, и выдали мне четыре живых рыбины.

Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - австрийский дипломат, императорский посол в России в 1516-1517 и в 1525-1526 гг.

"Проблема многих в том, что мы ищем счастья не там где оно есть, а там где мы хотим."

"Вещи предназначены для того, чтобы ими пользоваться, а люди, чтобы их любить. Но мы часто любим вещи и пользуемся людьми."

"Люди, заявляющие: "В жизни нужно попробовать все!", по факту пробуют все только самое плохое."

"Нужно отделять понятие Любви от наслаждения. Любовь - вложенная сила, наслаждение - это потребление."

"Красота женщины - это приманка. Главное - в ее сердце."

"Невозможно «пить мало», «курить редко», «изменять жене в пределах разумного». Нет «золотой середины» при определении степени порочности."

"Не говори Богу, что у тебя есть проблема, повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог."

"Поколения за поколениями люди работают на ненавистных работах только для того, чтобы иметь возможность купить то, что им не нужно." (Чак Палан)

"Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого - вот извечная заповедь."

"До смерти я не доживу."

"Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире."

"Нам всегда кажется что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят." (Л.Н. Толстой)

"Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели." (Л.Н. Толстой)

"Если ты понял,что несчастнее всех в этом мире страданий счастливцы, значит ты понял всё." (Л.А. Сенека)

"Нет добра и зла. Есть знание или отсутствие их." (Сократ)

"Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё." (Б. Паскаль)

Сент-Экзюпери Антуан де:

"Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр."

"Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух."

"Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность."

"Глаза слепы. Искать надо сердцем."

"Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь по невозможности быть обиженным."

"Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения."

"Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»"

"Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

(Маленький принц)

"Жить - значит медленно рождаться."

"Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви."

(Военный летчик)

Несмотря на то, что история славянских народов уходит корнями в глубокую древность, этот факт не торопится популяризировать официальная наука. До сих пор в некоторых изданиях ссылаются на немецких историков Миллера и Шлецера, благодаря которым получила распространение крайне недобросовестная и однобокая версия истории Руси, недаром великий Ломоносов считал их сочинения собранием нелепостей и измышлений:

«У Миллера на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно... Сие так чудно, что если бы Миллер умел изобразить живым штилем, то он бы Россию сделал столь бедным народом, каким еще ни один (…) народ ни от какого писателя не представлен…».

Шлецер без тени сомнения заявлял: «На Руси до Рюрика были, конечно, люди, но люди без государства; они жили как лесные звери, ничем не выделялись, без всякого общения с миром и потому никем из культурных европейцев не отмеченные и не описанные… Дикие, грубые славяне начали делаться общественными людьми только благодаря посредству германцев, которым назначено было судьбою рассеять в северо-западном и северо-восточном мирах первые семена цивилизации».

И это пишет человек, не только не читавший древних летописей, но и не сумевший выучить русский язык, невзирая на то, что он до конца своих дней жил в России!

Август Шлецер и Герхард Миллер

С тем, что древность славянских корней сознательно утаивалась на протяжении столетий, сложно спорить. Но неужели действительно отсутствуют источники, подтверждающие подлинный возраст истории славян-ариев, которая, конечно же, не ограничивается полутора тысячелетиями, отпущенными ей миллерами и шлецерами?

Конечно, не стоит забывать, что множество древнейших источников исчезло или было уничтожено. Сгорели знаменитые Александрийская, Константинопольская, Афинская библиотеки. Потерялись следы книгохранилищ Ивана Грозного и Ярослава Мудрого. А сколько еще ценных летописных материалов было уничтожено на Руси!

Но, тем не менее, мы и сегодня можем найти у античных и более поздних авторов целый ряд подтверждений древности и великого прошлого славянских народов. Многие из известных историков, писателей, правителей или полководцев не обошли вниманием эту тему.

Одними из первых это сделали Гомер и Геродот. Правда, в их трудах славяно-арийские народы упоминаются под именами венедов, венетов, вендов, антов, энетов, ругов, скифов и сербов .

Прозванный отцом истории Геродот дал одно из первых описаний древних обитателей Причерноморья: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись» .

Спустя почти два с половиной тысячелетия прославившийся своей воинственностью король Пруссии Фридрих Второй практически повторил эти слова: «Избегайте столкновения с жестоким и непобедимым народом. Русские происходят от скифов, разрушивших Римскую империю…»


Фридрих II

Как видим, по поводу скифских корней русичей у Фридриха нет и тени сомнения. А вот чтобы внести ясность в тему якобы «жестокости» славянских воинов, приведем слова еще одного автора – Маврикия Стратега (6-7 вв. н.э., Византия), написавшего знаменитый трактат о военном искусстве «Стратегикон». В трактате довольно внушительная часть посвящена славянским народам, из этого документа мы узнаем, что «племена славян и антов… многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья…»


Немногим ранее почти то же самое утверждал византийский историк и писатель Прокопий Кесарийский (507 – 565 гг.): «Самим нападать на других, чтобы завладеть их имуществом и людьми, законы их запрещают так же, как и торговать людьми. Поэтому рабов они не имеют, а работают все без различия должности и положения...»

Прокопий отмечает не только бесстрашие и миролюбие, но и высокую духовность славянских народов.

Об их могуществе, образе жизни, территории писали многие древнеримские, готские, итальянские, арабские, немецкие, а также русские и другие знаменитые историки, путешественники, географы, писатели и прочие выдающиеся люди своего времени.

Но, пожалуй, наиболее однозначно около 400 лет назад высказался итальянский священник Мауро Орбини в своей книге «Славянское царство» (опубликована в 1601 году): «Славянский род старше пирамид и столь многочислен, что населил полмира» .

Под заголовком «Великие о Славянах» без сомнения должны стоять и более поздние имена первой величины – Екатерины Великой и Михаила Васильевича Ломоносова.

Российская императрица писала: «Славяне на востоке, западе и севере обладали толикими областями, что в Европе едва ли осталась землица, до которой они не касались» .

М.В.Ломоносов, русский гений и ученый-универсал, в своих исторических изысканиях имел возможность работать с ныне исчезнувшими летописями и античными источниками, в частности, он опирался на труды Плиния, Птолемея, Страбона. Свои выводы он изложил в обширном историческом труде, из которого до наших дней дошла малая часть, но и сохранившейся информации достаточно, чтобы всерьез пересмотреть многие постулаты современной исторической науки.

О древности и величии Славян говорили ученые последующих столетий – Чертков, Классен, Воланский и многие другие.

Тема «Великие о Славянах», конечно, не исчерпывается приведенными авторами и их цитатами. Вопреки представлениям о том, что до наших дней дошло слишком мало сведений о древности славянских народов, таких материалов множество. Например, сохранилось довольно много сербских и болгарских источников, из которых можно почерпнуть богатые сведения о далеком прошлом славянских Предков. Именно поэтому ученые этих стран практически сразу признали подлинность «Велесовой Книги» - они нашли в ней прямые подтверждения сведений, изложенных в их летописях и преданиях.

Сегодня ученые обнаруживают все новые и новые материалы. Найден и переведен на русский язык первый вариант сочинений Орбини, благодаря чему появилась возможность прочесть этот труд в первоначальном виде, без сокращений. Археологические находки текущих десятилетий вызвали новый всплеск интереса к истории славянских народов, в свет вышли сотни книг, исследующих эту тему. Благодаря этим исследованиям, можно с уверенностью сказать, что корни Славян-Ариев уходят в глубокое прошлое, которое насчитывает никак не меньше 4-5 десятков тысячелетий, а, по мнению целого ряда специалистов, этот возраст на порядок древнее. В следующих наших статьях мы более подробно расскажем о выдающихся людях, коснувшихся этой темы в разных странах, в разные времена и эпохи.