Вологодская роспись по золоту. Вологодские росписи

Вологодская роспись по золоту. Вологодские росписи
Вологодская роспись по золоту. Вологодские росписи

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX - начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи.

Шекснинская золоченка

Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, - основные мотивы шекснинской росписи.


По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера - шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние - насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции - древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок - красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи - символика мироздания и мироустройства.



1.


Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия - шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки

Будем рисовать вот такой круглый поднос с хохломским узором.

Нам понадобится:

Кисти белка 1, белка 2, широкая плоская для фона, ваша любимая для вашего лака;

Краски (в принципе, любые укрывистые, но лучше водостойкие, например, темпера)

Эскиз на бумаге

Собственно поднос (у меня он диаметром 25 см по выступам фигурного края)

Лак (любой не сильно желтящий, я, например, использовала ПФ-283)

Немножко фантазии и много усидчивости:)

Покрываем наш поднос базовым фоном. В хохломе это золотой (мы не совсем точно соблюдаем оригинальную технологию), в вологодской (северной) разновидности хохломы используется серебряный фон, я же в данном случае поэскпериментировала, и взяла тёплый жемчужно-белый цвет.

Пока фон сохнет, да ещё и со всех сторон, у насесть куча времени на прорисовку эскиза. Об этом этапе я напишу чуть позже (на примере именно этого эскиза) в отдельном МК, сейчас же мы имеем уже готовый эскиз точно для нашего произведения, нарисованный на бумаге (у меня была калька).

Разместим готовый эскиз на нашем блюде, закрепим малярным скотчем и передавим шариковой ручкой с кончившимся стержнем на наше блюдо. Линии получатся не цветные, зато рельефные -- видимые только под определённым углом. Сфотографировать это у меня не получилось, так что смотрим фотографию следующего этапа -- тонкой кисточкой начинаем по этим линиям обводить чёрной краской.

На мой взгляд, для этого нет ничего лучше белки-1 и чёрной темперы, но если вам удобнее другими -- воля ваша.


Линии должны быть очень тонкими и аккуратными, так как фон потом у нас будет не везде чёрный, и неровные линии будут сразу заметны неаккуратным грязным пятном. При этом вовсе не надо заморачиваться на равномерную толщину на протяжении всей длины линии -- достаточно, если утолщения будут в гармоничных местах, например, в середине фигурной скобочки. Вот что должно получиться итоге.


При внимательном рассмотрении можно заметить, что некоторые линии, особенно зубчики листиков, не замкнуты. Это не от моей рассеянности или лени, а потому что при не-чёрном фоне так получается лучше. Если бы фон был ещё светлее (например, красный), да ещё и весь, а не как тут, зонарный, то и стебли надо было бы прорисовывать только одинарной линией -- вторая была бы цвета фона.

Также я решила не обводить ягодки чёрным, так они на данном этапе отрисованы не были, только ножки для них.

Теперь мы решаем, где именно будут проходить границы чёрного и голубого фонов, и начинаем заливку. Попутно оставляем незакрашенным место под ягодки. Для фона берём кисточку потолще -- отлично подойдёт белка-2 . Более того, если она не подходит, хочется взять кисть потолще -- значит, вы не лучшим образом составили эскиз, оставив слишком много места под фон:)



Сочтя, что оставлять место под ягодки несколько утомительно, тем более, что потом всё равно придётся уточнять их очертания, я применительно к голубой части фона попробовала обратный порядок.

Сначала ягодки:


А потом и голубой фон. Разницы по трудозатратности особой не заметила:)

Снова вооружаемся тонкой кистью и чёрной краской и делаем разживку. Немножко красных точечек, натыканных обратным концом кисточки, оживят картину.

Любуемся. Дожидаемся высыхания -- и идём с нашим шедевром к зеркалу, выискивать упущенные недочёты. Почему не просто смотрим? Да потому что глаз замылился, а так -- словно другой объект. Кроме зеркала ещё хорошо помогает сфотать и подробно рассмотреть. Например, тут становится видно светлое пространство между ягодками, которые на чёрном фоне. Исправляем все обнаруженные недочёты и пишем травку вокруг всего стебля и вообще, где много пустоты.

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX - начале XX веков. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около двадцати видов росписи.

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции - древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри. Она отличается многоцветием: красные, оранжевые, зеленые, голубые, золотые и серебряные оттенки накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Сокровенная символика гаютинской росписи - символика мироздания и мироустройства. Такая роспись присутствовала в основном на прялках, а современные вологодские мастера украшают ею сувениры - шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.

Шекснинская золоченка до недавних времен относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, - основные мотивы шекснинской росписи. По цветовой гамме и манере письма она напоминает хохломскую («кудрину»), а узоры ее похожи на орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Ею украшали предметы мебели и внутреннюю отделку домов. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX - начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый, а желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных.

Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Он трактовался как страж, оберегающий хозяйское добро. Кроме того, в Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда. Просматривается в его узорах и древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера - древа жизни. Ведущий орнамент, «цветущая ветвь» - одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» - распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. Так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.

Уфтюгская роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.

Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона - вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция - гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные грациозные птицы. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.

Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку - блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными - розан, ягодка, тюльпан, листок, так и животными - лев или птицы. Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

К северным графическим росписям XVIII в. относится группа расписных деревянных коробов кубической формы с откидными крышками и деревянными решетками, укрепляющими снаружи их днища. Роспись одного из них по традиции определяется как вологодская. Это короб-укладка, расписанный снаружи кистью прямо по лубу смелыми размашистыми черными контурами в сочетании с раскраской красным и зеленым цветом. Изображенные лев, птицы, растения и особенно фигуры пьющих вино людей с бокалами в руках поражают экспрессией лаконичного рисунка.

Короб. Конец XVII - начало XVIII вв.
Вологодская губ.


Исследователи относят истоки этого вида росписи к допетровскому времени, видят в ней "наиболее старые художественные традиции" графических росписей. Действительно, при всей самобытности стиля круг образов, растительные мотивы, особенности цветовой гаммы - все заставляет видеть истоки росписей лубяных коробов в росписях устюжских сундуков и ларцов XVII в. Есть сходство и с росписью крышки сундука из Сольвычегодска.

На близость к центрам Вологодского края - Великому Устюгу и Сольвычегодску - указывают техника и характер изображения внутри крышки короба, где по тонкому слою мелового грунта четко прорисованы попугай и цветочная веточка. Более точно определить центр производства этих росписей пока не удается. Выяснение этого вопроса – дело будущих поисков и исследований.


Короб. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей


Деталь росписи внутри крышки короба.

К кругу вологодских графических росписей XVIII в. относятся еще три произведения. Большой лубяной короб-укладка расписан снаружи и внутри на крышке по белому фону. Птицы, растительные мотивы - тюльпаны, кустики с ягодами, дерево с многоярусной кроной близки к устюжским. Фигуры, поставленные в легких ракурсах, и особенно изображение гуляющей рука об руку пары в саду в прошлом искусстве аналогий не имеют. Возможно, прототипами им послужили гравюры или лубочные картинки западноевропейского происхождения.


Коробки. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей

Два других коробка также снаружи украшены белофонной росписью: завитками, похожими на волюты и цветы, и мотивами, подобными картушам в резьбе по кости, в чекане по меди XVIII в. Здесь, по-видимому, несколько неуклюже, сбивчиво по рисунку интерпретируются элементы барочной и рокайльной орнаментации. Фигурка кавалера внутри крышек позаимствована в русских лубках.


Н.В.Тарановская

Литература:
. Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
. С.К.Просвиркина, С.К.Жегалова. Расписные сундуки XVII-XVIII вв. - В кн.: Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967
. В.М.Василенко. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII - ХХвв. - В кн.: Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х - ХХ веков. М., 1974
. В.М.Василенко. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. - В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971