«Логоритмика в музыкальной деятельности дошкольников» Методическая разработка. Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

«Логоритмика в музыкальной деятельности дошкольников» Методическая разработка. Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
«Логоритмика в музыкальной деятельности дошкольников» Методическая разработка. Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логопедическая ритмика

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Решению этих задач способствует использование логоритмических упражнений в комплексе развивающих методик.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение специального речевого материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности. Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем.

Все окружающее нас живет по законам ритма, смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые, ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием 4 чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

На своих занятиях я использую элементы логоритмики много и часто. Приведенные ниже упражнения могут использоваться мной как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях с логопедической группой. Многие упражнения я рекомендую воспитателям для проведения в группе в свободное время, на прогулке или во время занятий в качестве физкультминуток.

Логоритмические упражнения по Н.В. Нищевой

Различные виды ходьбы
Их можно сочетать с музыкой, пением, рифмованным текстом. Это следующие виды ходьбы:

    По дорожке, обозначенной двумя канатами.

Мы гуляем по дороге. Топ-топ-топ. Шагают ноги.

По дороге мы шагаем, На канат не наступаем.

    Группой под барабан к противоположной стене зала;

Мы идем гурьбой по залу,

Для ходьбы нам места мало.

Совершаем поворот

И опять идем вперед.

    Стайкой вдоль каната, выложенного по кругу (дети идут под четкие, редкие удары барабана (или звуки марша), после остановки поворачиваются лицом в круг).

Мы шагаем, как солдаты,

Мы шагаем вдоль каната.

Остановку совершаем,

А теперь назад шагаем.

    Вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонне по одному).

Друг за другом, друг за другом

Дружно мы идем по кругу.

Очень правильно шагаем,

На канат не наступаем.

    Друг за другом, держась левой рукой за веревку (под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать пением гласных звуков или рифмованным текстом).

За веревочку схватились

И в вагоны превратились.

И пустились в путь далек,

Лишь оставили дымок.

    Друг за другом, держась рукой за веревку, с изменением направления (педагог следит за тем, чтобы с изменением направления повороты детей были плавными, спокойными, а темп ходьбы - медленным).

За веревочку схватились,

Дружно в дальний путь пустились.

Нужно крепко нам держаться,

Чтоб в пути не потеряться.

До стены дошли и вот Совершаем поворот.

    Друг за другом, держась за руки (дети соединяются таким образом, чтобы при ходьбе слева направо они были слегка повернуты внутрь круга, правая рука каждого ребенка должна быть впереди, левую руку он дает идущему сзади (подготовка к хороводам)).

К нам вчера зима пришла,

Закружила, замела.

Пух лебяжий на газонах,

Елки в снежных капюшонах.

На дорожке белый кот.

Кот, который не поймет,

Как же вдруг вчера зима

Ночью к нам пришла сама?

    По доске, положенной на пол (соскок с доски выполняется мягко, на носки).

Через речку по мостку

Я иду, а не бегу.

Вот и кончился мосток.

Выполняю я соскок.

    С перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол (пять-десять палок раскладываются на расстоянии 35-40 см одна от другой. Педагог, показывая движение, перешагивает через палки, высоко поднимая колени, затем это выполняют дети.

На зеленую траву,

На опавшую листву он ложился.

Первый снег арбузом пах.

Словно розы на кустах, распустился.

На зеленую траву,

На опавшую листву он ложился.

Первый снег растаял вдруг.

Стало мокрым все вокруг в нашей роще.

И зеленую траву,

И опавшую листву дождь полощет.

    Друг за другом с флажками в руках

Мы шагаем на парад

Детско-садовский отряд

Раз-два-три-черыре

На парад пойти решили

    С перешагиванием через кубики

Вижу в камушках дорожку

Поднимаю выше ножки,

Через камушки шагаю

И на них не наступаю.

    По канату друг за другом приставными шагами

Боком боком, по канату

Мы идем, как акробаты.

По канату мы шагаем

Мы на пол не наступаем

    Друг за другом между стульями

Мы идем по кругу дружно

Обойти все стулья нужно

Раз-два-три-четыре,

Стать мы ловкими решили

    Друг за другом змейкой, с перешагиванием через канат, положенный на пол.

Змейкой дружно мы шагаем

На канат не наступаем

Никуда мы не спешим

Мы идем, а не бежим

    На носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы

По горячему песку

Быстро к морю побегу

Я на пятках побегу

Так я ног не обожгу

    Друг за другом с высоким подниманием колена

Конь мой, коник вороной,

Скачет дальней стороной

Грива развевается

Люди удивляются:

«Вот так всадник на коне!»

И дают дорогу мне.

Помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу.

Колыбельная

Спят зайчата и лисята А-а-а

Спят циплята и утята А-а-а

Лишь не спит одна луна А-а-а

Мне в окно она видна А-а-а

Зайка от лисы петляет

От лисицы убегает

Серый зайка, убегай

Ква-ква-ква

На полянке на опушке

Скачем скачем, как лягушки

Где высокая трава

Ква ква ква! Ква ква ква

Дети бегут по кругу, расставив руки в стороны и произносят текст

Мы не дети, мы пилоты,

Быстро сели в самолеты

Ты пилот и я пилот

В руки- руль, нога на газ

Мы стартуем все сейчас

Спать (Дети раскачивают руками ритмично и произносят только звук Ш)

Спать ложатся малыши Ш-ш-ш

Нашалились от души Ш-ш-ш

Нашумелись от души Ш-ш-ш

И теперь подушка Шепчет сны на ушко Ш-ш-ш

Кузнечик (Дети скачут в полуприсяди и произносят только автоматизированный звук)

Мы кузнечики мы скачем,

Мы смеемся, а не плачем

Громко-громко мы хохочем

Мы хохочем и стрекочем

Мы увидели кота (взрослый поет четные строки, ребенок нечетные, сопровождая их хлопками)

Мы увидели кота

Молока дадим коту

Спели песню о коте

Поиграли мы с котом

Том-том-том

Упражнения на мышечный тонус

Дети учатся управлять своими движениями.

Морские камушки

Дышит море в тишине

Солнце светит в вышине

Море, солнце, высота,

Тишина и красота,

Только волны побежали,

Там, где камушки лежали

Камни в море убежали

Загремели зашуршали

Упражнения, активизирующие внимание

На качели на качели (ритмично по очереди приседают и встают)

На качели зайки сели

На качели зайки сели

Выше облака взлетели (Поднимают руки над головой, продолжают приседать и встевать)

Выше дома, выше крыши

Выше выше, выше, выше

Раз два, раз два

Закружилась голова (Кружатся на месте, руки в стороны)

Так качались так летали

Так устали и упали (Приседают, падают на ковер)

Звери (Дети по тексту изображают разных зверей)

Скачет зайка по кусточкам

По болоту и по кочкам

Белка прыгает по веткам

Гриб несет бельчатам -деткам

Ходит мишка косолапый

У него кривые лапы

Без тропинок без дорожек

Катится колючий ежик

Ослик головой кивает (Идут по кругу, кивая головой)

Он кивает и зевает

Очень хочет ослик спать (Останавливается, потягивается)

Но не знает, где кровать (Приседают, подкладывают ладони под щеку)

Дети стоят лицом в круг и поют. На последнее двустишие выполняют танцевальное двтжение по кругу

Дождик дождик

Кап-кап-кап

Дождик льет с еловых лап

Кап-кап-кап

С крыш, с зонтов прохожих,

С мокрой кошки тоже

Кап-кап-кап

Слушай, дождик, хватит капать

Надоела детям слякоть

Кап-кап-кап

Хватит слезы проливать!

Нам пора идти гулять!

Кап-кап-кап

Упражнения на координацию пения с движением. (Дети поют и выполняют движения по тексту)

Выше дома

Мо поднимемся повыше

Выше дома, выше крыши

А потом присядем низко

Ниже пса и ниже киски

Мы вдохнули, улыбнулись,

Прямо к солнцу потянулись

Постояли, посмотрели

Выдох сделали и сели

Дельфины

Как красивые дельфины

Подставляем солнцу спины

Раз нырнули, два нырнули,

Полежали отдохнули

Посмотри-ка посмотри

Прилетели снегири

На рябину дружно сели

Облепили, загалдели,

Гомонили, гомонили,

Гроздья ягод уронили

На снегу лежит рябина

И краснеет как рубины

Песенки

Колыбельная

Сон пришел ко всем на свете А-а-а

Спят в своих кроватках дети А-а-а

Спят зайчата и лисята А-а-а

Спят цыплята и утята А-а-а

Рыбки спят на дне пруда А-а-а

В сонной речке спит вода А-а-а

Лишь не спит луна одна А-а-а

Мне в окно она видна А-а-а

Пупсик мой кричит в коляске Уа-уа-уа

Закрывать не хочет глазки Уа-уа-уа

Пупсик мой не хочет спать Уа-уа-уа

Хочет в лес идти гулять Уа-уа-уа

В лес не дам ему идти Уа-уа-уа

Вдруг заблудится в пути Уа-уа-уа

Упрямый ослик

Ослик по тропе идет Иа-иа

Ослик ьюк травы несет Иа Иа

Очень длинная тропа Иа иа

И тяжелая трава Иа иа

Ослик маленький устал Иа иа

Посреди дороги стал Иа-иа

Был упрямым как осел Иа-иа

Так домой и не дошел Иа-иа

Неваляшки

Неваляшки неваляшки

Вместо шапочек – кудряшки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Неваляшки неваляшки

Разноцветные рубашки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Неваляшки толстобоки

Кнопкой нос, в румянце щеки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Неваляшки-три подружки

На носу у них веснушки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Петрушки

Мы мальчишки, Мы Петрушки,

Развеселые игрушки.

В ярко-красных колпаках, С погремушками в руках.

Мы мальчишки, мы Петрушки,

Развеселые игрушки

Бубенцы на колпаках

И веснушки на щеках

Мы мальчишки, мы Петрушки,

Развеселые игрушки.

Любим шутки, любим смех,

И танцуем лучше всех.

Упражнения на развитие подражательности

Птичья стая (Дети бегут по кругу, на носочках, изображая полет птиц)

Превратились в птичью стаю

Улетаем, улетаем.

Машут крылья на прощанье:

До свиданья, до свиданья!

Зайки (выполняют ритмично, руки перед грудью)

На лесной лужайке

Веселятся зайки

Прыгают, лопочут,

Лапками топочут

Пряг скок, Прыг скок! (ритмично шагают на месте)

Поскакали под кусток (Совершают ритмичные прыжки)

Лисички (Идут по кругу, изображая походку лисы)

Ах ты лисонька лиса, Ах ты рыжая краса

Тихо лапками ступает, Никого не испугает

Заметает след хвостом, ты с лисичкою знаком?

Волк (идут крадучись, а в конце разбегаются по площадке)

Серый волк крадется в чаще

Очень страшный, настоящий

Громко лязгает зубами,

Ой, бежим скорее к маме

Индюшата (Стоят лицом в круг, ритмично кивают головами. В конце приседают, закрывают лицо ладонями)

Индющата, индюшата,

Пили воду из ушата

Ой, не видно инд.шат,

Опрокинули ушат Бл-Бл-Бл-бл

Коротышки медвежата

Погулять бредут куда-то

Вперевалку друг за другом

Целый день бегут по кругу

Ох, устали невозможно.

Посидеть на травке можно.

Побороться, поваляться,

В ручейке позакаляться.

Скачет резвый жеребенок

Рыжей лошади ребенок

Где же мама, далеко?

Рысью скачет лошадь-мать

Сына рыжего искать.

Иго-го, Сынок, не плач,

Вместе мы помчимся вскачь!

Бельчата

Эти резвые бельчата (Прыгают по кругу)

Целый день спешат куда-то

С ветки прыг, на ветку скок (Остановились. Прыжки в круг и обратно)

С елки прямо на дубок,

А потом опять на елку,

Не поймать бельчаток волку (Разбегаются по площадке)

Ослик головой кивает (Идут по кругу, кивают головой)

Он кивает и зевает

Очень хочет ослик спать (Остановились, потягиваются)

Но не знает где кровать (Присели, положили ладони под щеку)

Тигренок

Тигр, полосатый киска (Стоят на четвереньках, кивают головой)

Наклонился к миске низко

Лижет мясо языком

С мясом, видно, не знаком.

Просто он еще ребенок, (Встают, передвигаются по кругу, прискоками)

Очень маленький тигренок

Надо дать ему пока (Встают лицом в круг. Изображают, как пьют молоко)

Два стакана молока

Елка лапы опустила (Дети стоят лицом в круг, руки вдоль тела)

И под снегом загрустила (опустили голову вниз)

Задремала до весны (кладут сложенные ладони под левую щеку)

Елка спит и видит сны

Что подснежник распустился (Поднимают голову, руки, встают на носки)

Что журавлик возвратился (Бегут, совершая взмахи крыльями)

Что бежит ручей журчащий (Бегут на носочках, руки на поясе)

Что медведь проснулся в чаще (идут вперевалку)

Что пришла вена красна (шагают, гордо подняв голову)

И что елкам не до сна

Игры на развитие слухового внимания и чувства ритма

Топотушки

Громко мы потопаем То-топ-топ

Громко мы похлопаем Хлоп-хлоп-хлоп

Тихо мы потопаем Топ-топ-топ

Тихо мы похлопаем Хлоп-хлоп-хлоп

Топ-Топ-Топ- громко

Топ-Топ-Топ – тихо

Топать мы умеем лихо

Хлоп-Хлоп-Хлоп – громко

Хлоп-Хлоп-Хлоп – тихо

Хлопать мы умеем лихо

Бьем в ладошки

Топ! Топ! Правой ножкой

Топ Топ левой ножкой

Хлоп Хлоп! Бьем в ладошки

Хлоп Хлоп! Бьем в ладошки

Сели, встали, потянулись,

Потянулись, улыбнулись,

Сели-встали, Сели встали

На носочках побежали

На березке, на опушке,

Счет годам ведет кукушка

Все считает на суку

Ку-ку ку-ку

Ку-ку, ку-ку

Колокольчики

На поляке слышен звон

Дин-Дон, Дин-Дон

Колокольчики звенят,

Дин-Дон, Дин-Дон

Звоном радуют рубят, Дин-Дон, Дин-Дон

Лужи солнца на паркете,

Капли солнца на стене

И капель на всей планете

Звонкий гимн поет весне

Кап-кап-кап

Звонкий гимн поет весне

Кап-кап-кап

Звонкий гимн поет весне

Дождик -чистюля

Тучу с лесов дождик сшил

Он сегодня не спешил

По листочкам громко хлопал

Тряпку лужами заштопал

Пузыри пускал на речке

Намочил мое крылечко

На шоссе машины мыл

Он таким чистюлей был

Хлоп-хлоп-хлоп

Он таким чистюлей был

Упражнения для уточнения произношения звуков

Кузнечики

Как кузнечики мы скачем

Мы смеемся, а не плачем

Громко громко мы хохочем,

Мы хохочем и стрекочем

Гуси на лугу пасутся,

Меж собой они дерутся,

Наклоняют шеи низко,

И шипят как злые киски-

Спать ложатся малыши

Нашалились от души

Нашумелись от души

Им теперь подушка

Шепчет сны на ушко

Шмель тяжелый и мохнатый

Черно-желтый, полосатый,

Над шиповником кружит,

От жужанья весь дрожит

Пчелы-хлопотуньи кружат над цветами.

Собирают пчелы сладкий желтый мед,

Чтобы пили с медом, чай мы круглый год.

Морской волк

Волк морской мотор заводит,

В море синее уходит.

Заведи язык-мотор,

Чтобы вызвать в море шторм

Мы не Ани, мы не Алики,

Превращаемся мы в ялики,

По волнам реки плывем,

Песню громкую поем,

Упражнения со звукоподражанием

Мы сегодня не ребята,

Мы пушистые цыплята

Друг ха другом побежим,

Громко-громко запищим,

Желтые цыплята

Ходят желтые цыплята

Пи-пи-пи, пи-пи-пи

Хоть они и маловаты

Пи-пи-пи, пи-пи-пи,

Могут зернышки искать

Пи-пи-пи, пи-пи-пи,

Землю лапкой разгребать.

Пи-пи-пи! Пи-пи-пи

На полянке на опушке

Скачем, скачем, как лягушки,

Где высокая трава,

Ква-ква-ква

Состязались 2 лягушки

Как-то раз в вокале

Две лягушки на опушке щеки раздували

Спели раз и спели два

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

Лягушата

Лгушата попрыгушки

Скачут в травке на опушке

Прыг скок, Ква-ква-ква

Очень мокрая трава.

Дайте нам скорей простынку,

Протереть брющко и спинку

Кто что говорит

По дорожке гуси в ряд

Гуси громко говорят

Мы идем гулять в луга!

А на речку утки в рядУтки громко говорят

Кря-кря-кря!

Мы плывем гулять в моря!

Возле дома куры в ряд,

Куры громко говорят:

«Мы от дома никуда!

Куд-куда, куд-куда!»

Кто там лает в конуре

Под березой в во дворе

Хвост крючком и мокрый нос,

Это мой любимый пес

Гав Гав Гав

Му-му-му Мычит корова

Забодаб Катю с Вовой

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко!

Кто там бабушкин клубок

Под скамейку уволок?

Кто мяукал под окошком?

Это бабушкина кошка

Мяу-мяу-мяу!

Паровозик паровоз

Белый пар из под колес

Яркий свет огромных фар

Справа пар и слева пар

Чух-чух-чух! Ту-ту!

Целый день индюк болтал

И ни капли не устал

Просто очень важным стал

Вот об этом и болтал

Кто гуляет за забором?

У кого бородка, шпоры?

Ярко-красный гребешок?

Это Петя-петушок!

Кука-реку!

Утки-ути-утки

Уточки-малютки

На волнах качались

Брызгали, плескались,

Игры-дразнилки для автоматизации звуков

На лугу пасем быка

На лугу пасем быка

Сена дали мы быку

Покатались на быке

Побежали за быком

Ком-ком-ком

Вышли гуси на луга

Щиплют травку на лугу

От гусей бежим бегом

Гом-гом-гом

Мы увидели кота

Мы увидели кота

Молока дадим коту

Спели песню о коте

Поиграем мы с котом

Том-том-том

Мы ведем домой коня

Мы ведем домой коня

Ня-ня-ня, ня-ня-ня

Мы овса дадим коню,

Покатались на коне

Мы любуемся конем

Нем-нем-нем

Вот так нос у индюка

Видят дети индюка

Вот так нос у индюка

Дали зерен индюку

Говорят об индюке

Подружились с индюком

Ком-ком-ком

Поиграем мы с лисой

Вот под елочкой лиса\Са-са-са

Что за хвостик у лисы

Нарисуем мы лису

Поболтаем о лисе

Поиграем мы с лисой

Сой-сой-сой

Испугались мы козла

В поле встретили козла

Говорили мы с козлом

Лом-лом-лом

Травки дали мы козлу

Пели песню о козле

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад № 3

Непосредственная образовательная деятельность Музыка

«Путешествие в музыкальную страну» с элементами логоритмики.

Подготовила музыкальный руководитель

Морозова С.В.

Цель:

Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать речь у детей в музыкальной деятельности: подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению, развитие координации речи с движением, активизация речи детей через разные виды музыкальной деятельности.
  2. Развивать свободное общение с детьми: общительность, инициативность, самостоятельность, дружелюбие, креативность.

Методы и приемы:

  1. Метод умственного поиска: вдумайся, вслушайся, выскажи.
  2. Логопедические упражнения: фонопедическое, упражнения для языка, двигательное.
  3. Метод вопросов, игровые и воображаемые ситуации.
  4. Использование информационно – коммуникативных технологий.

Ход занятия.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Дети гуляют по залу в рассыпную, с окончание музыки находят себе пару, здороваются.

Здравствуй, друг! (рукопожатие)

Как ты тут? (Хлопают друг друга по плечу)

Где ты был? (Теребят за ушко)

Я скучал. (Скрещивают руки на груди)

Ты пришел. (Разводят руки в стороны)

Хорошо. (Обнимаются).

Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну, которой нет ни на карте, ни на глобусе. Это очень интересная страна - музыкальная. Вы хотите туда отправиться? (Ответ детей). В этой стране мы будем петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. А чтобы туда попасть – надо красиво покружиться и сказать такие слова: «Покружись, повернись, в стране волшебной окажись!»

Вот мы и оказались в волшебной стране. Посмотрите, какая здесь чудесная полянка. Давайте присядем на нее. Эта полянка называется «Угадай-ка». Послушайте, какая музыка звучит? Как она называется? Кто ее написал? («Октябрь» П.И. Чайковский»). Что вы представляли, когда звучала музыка? (Ответы детей).

А к нам залетел осенний листочек. Он поможет нам поиграть и придумать разные слова о характере этой музыки. (Дети характеризуют музыку).

Двигательное упражнение « Прогулка в лесу».

В лес отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем Ходят змейкой.

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали Бегут на носках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом.

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке Маршируют.

Мы весело шагаем.

Вот мы и пришли. А эта полянка называется «Поиграй-ка». На полянке выросли грибочки. (ИКТ). (Дети прохлопывают ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах).

Ребята, а что нужно, чтобы в лесу выросли грибы? (Дождики). А какие бывают дождики? (Сильные, грибные, ливни, и т.д.) Вспомните, когда дождик начинает накрапывать, то мы его сначала и не замечаем. Но вот капли начинают капать чаще, и уже слышна его незатейливая песенка. Возьмите деревянные палочки – мы с вами изобразим как капает дождик. Стихотворение «Ливень» М. Новиковой.

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь эта песня началась.

Но вот дождь пошел сильней, и закапал веселей:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Ливень льет как из ведра!

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Перестать тебе пора!

Капли капают все реже и медленнее, песенка дождя звучит все тише и тише. Вот и последняя капля упала с крыши, дождь закончился.

Ребята, а какие еще музыкальные инструменты подходят для того, чтобы сыграть дождик? Выберите музыкальные инструменты сами. (Дети аккомпанируют «Под дождем мы поем» С. Слонимского)

Вот и полянка. А называется она «Песенная». Что мы будет здесь делать? (Петь песни). Но сначала нам надо подготовить свой язычок.

Упражнение для языка.

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок переворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок захотел посмотреть, какая погода на улице. Постучал в одну щечку – нет там окошка, постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Поскакал язычок по лесенке, пересчитал все дощечки у забора (язык погладит сначала верхние зубы, потом нижние) , сел в поезд и поехал в лес (произнести «чу-чи…»). Интересно, что же увидел язычок в лесу?

Фонопедическое упражнение «Перед дождем»

Заунывный ветер гонит Дети делают crescendo и diminuendo на

Стаю туч на край небес. звук (у).

Ель надломленная стонет, Делают штро-бас на связках звук (а).

Глухо шепчет темный лес. Тихо и долго произносят «nama – nama».

На ручей рябой и пестрый, Произносят короткие звуки «а».

За листком летит листок,

Над струей, сухой и острой, набегает холодок. Звук «у».

Полумрак на все ложится; diminuendo на звук «у»

Налетев со всех сторон, Произносят «кар» в разных

С криком в воздухе кружится регистрах.

Стая галок и ворон. Н. Некрасов.

Мы хорошо подготовили свой язычок. А какую мы споем песню – нам подскажут загадки.

  1. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? (зайка).

  1. Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь).

  1. Возле леса на опушке,
    Украшая тёмный бор,
    Вырос пёстрый, как Петрушка,
    Ядовитый …мухомор
  2. Летом, осенью, зимой
    Идет по тропочке лесной.
    След хвосточком заметает.
    А как её зовут, кто знает?(Лиса)

Инсценировка «Мухоморчик»

Вместе с быстрым ветерком полянку следующую найдем.

А эта полянка танцевальная. Приглашайте мальчики девочек на танец.

Танец «Добрый жук»

Игра «Шел козел по лесу».

Весело поиграли, но нам пора возвращаться в детский сад.

Покружись, покрутись. В детском саду окажись!

Понравилось вам путешествие? Что вам понравилось? (Ответы детей).


Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

  • Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Существует много игр для развития дыхания. Предлагаем Вам те, которые обязательно понравятся вашему ребёнку.

  1. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.
  2. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.
  3. Нравится малышам пускать мыльные пузыри.
  4. Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гармошка. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент.
  5. Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д.
  6. Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.

  • Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом: "Мы поём громко, как слоник. Мы поём тихо, как мышка".
  • Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.
  • Под звучание бубна, погремушки и других различных музыкальных инструментов можно дать инструкцию ребёнку: "На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно". Опираясь на этот пример, можно давать всевозможные задания с движением и сменой темпа, силы звучания музыкальных инструментов.
  • В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти по комнате и проговаривать слова:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай — и на бочок.

  • Упражнения без музыкального сопровождения могут быть использованы во время утренней гимнастики.
  • Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т.д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате. После того, как медленный шаг освоен, рассажите малышу, что барабан может издавать коротние и быстрые удары. Под них можно бегать, как зайчик.

Дома, прослушивая различные песенки, мелодии, можно вместе с ребёнком хлопать под музыку, топать ногой, отстукивать ритм по столу и т.д.

Своеобразным "обучением" являются речевые игры — подражание голосам животных. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка. Взрослые учат ребёнка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию.

Не отчаивайтесь, если у вас что-то не получится с первого раза. Многократное повторение и терпение помогут вам.

Обсуждение

Логоритмикой занимаются почти все логопеды.
Да и во многих психологических или педагогических занятиях они присутсвуют как определенный этап занятия.
Детям логоритмические задания очень нравятся, это считай игра.)))

27.06.2008 00:13:54, Irina-psy-neyro

здорово,нам бы понравилось-проблемы с речью,координацией,музыку любим! а занятия где-то есть? вы проводите?

Комментировать статью "Что такое логоритмика?"

Логоритмика по звуко-артикуляционной таблице.. Обучение чтению. Раннее развитие. Логоритмика по звуко-артикуляционной таблице. Звуко-артикуляционная таблица русского языка. В нашей таблице все звуки сгруппированы по артикуляторным признакам.

Обсуждение

Чем отличается Ваша методика или теория от подхода и методики, разработанной Н.А. Зайцевым в 80-х годах? Хотелось бы обратить внимание на особенности этих различий - так, как вы это ощущаете или видите.
Вроде были теоретики, которые тщательно разбирали методику Зайцева в РАО. Знакомы ли вы с их работами?
Понятно, что Вы пробуете настаивать на том, что надо обучать только с трёх лет. Но я бы на этом не зацикливался: даже иудеи обучают чтению уже 3 тысячи лет почти с самого рождения, а мусульмане - с 4-х месяцев после зачатия... Но это не значит, что у них совсем уж никудышняя методика.
Главное, чтобы методика была понятна либо родителям, как у Зайцева, либо воспитателям детских садов. Педагоги же её, Вашу методику, как и методику Зайцева всё равно не примут, потому что она "отнимает хлеб у учителей начальной школы".
Но я считаю, что чем больше будет методик, тем больше будет давление прогресса на "традиционную антинаучную педагогику" и тем быстрее её отменят и дети будут лучше, как предлагаете Вы, и быстрее читать, как рекомендует Шура Сорокин...

Ритмика и мальчик) Советовательное!. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики.

Обсуждение

мы ходили с трех до пяти лет как раз на ритмику, группа была 50/50 мальчики-девочки:) у нас это была гимнастика-игры под музыку... потом уже, лет в пять, народ стал разбредаться в секции-кружки по интересам:)

а что такое в ритмике что не совместимо с мальчиком?
Я бы отдала на годик, а там уж и в спортсекцию можно,а может ему еще и понравится и будете дальше на ритмику водить.

Ритмика и другие допзанятия в саду. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Мы ходим в сад с 1 сентября, вот вчера спрашивали, хотим ли мы ходить на занятия по ритмике.

Логоритмика. Мама Тоши сделала замечательные, на мой взгляд, клипы для обучения по методике Домана. Они коротенькие, взгляните. В свое время я делала такого же типа, только в домашних альбомах. А это для всеобщего детского прогляда, особенно аутичного...

Логопедический сад. Логопедия. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Вместе только на физ-ру, музыку, логоритмику, ЛФК. Да, забыла. Ещё и с психологом должны быть индивидуальные или фронт.занятия (в зависимости от...

Светлана Синёва
Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ

"Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ"

Светлана Синёва

Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

1. Сообщение: "Актуальность использования данной методики на музыкальных занятиях в ДОУ и в рсботе с родителями".

2. Практическая часть:

Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!";

Дыхательная гимнастика "Ладошки";

Артикуляционная гимнастика "Снеговички и Сосульки";

Игровой массаж "Капуста";

Пальчиковая игра "Я хочу построить дом";

Речевая игра "Танец червяков";

Сказка-шумелка "Теремок";

Коммуникативная игра "Побежали, побежали";

Музыкотерапия "Тихо, тихо".

Актуальность использования данной методики.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.

Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?

Во-первых, по сравнению с детьми, которых мы воспитывали 10 лет назад, нынешние гиперактивные дети нуждаются в постоянном обновлении материала не только на музыкальных, но и на остальных занятиях. То, что они слышали на предыдущем занятии, для них уже не интересно, слушать музыку, положив руки на коленочки – это уж ооочень скучно, да и заучивание новых песен – совсем заунывное занятие. Стоит возникнуть одной лишь паре секунд заминке со стороны музыкального руководителя, как дети "встают на уши", и, кажется, что уже ничего их не угомонит. И вот тут-то приходит на помощь наша "волшебная" логоритмика. Совсем не обязательно повышать на детей голос и командовать, чтобы все встали в круг. Достаточно нажать кнопочку на музыкальном центре и… о, чудо! Дети услышали новую мелодию, увидели, что музыкальный руководитель приготовился выполнять какие-то незнакомые движения, и им сразу стало интересно на это посмотреть. Притихли… Смотрят… Улыбаются… Начинают повторять движения… Прислушиваются к тексту… А самое главное – берут пример с других. Ведь «дурной» пример заразителен, а товарищи, стоящие рядом, смотрят на взрослого и повторяют, значит и мне надо повторять…

А представьте себе летний период в детском саду… Ребятишки вышли на прогулку, каждый занялся своим "важным" делом, своей игрой. И вдруг воспитатель объявляет: "Дети, все идём на музыкальное занятие!" И вместо того, чтобы расстроиться от этого неожиданного объявления, оторванные от игры дети буквально облепляют музыкального руководителя и начинают спрашивать: "А мы сегодня будем бегать как сороконожка?", "А мы поиграем в «Охотников и зайцев?" "А сегодня медвежонок к нам придёт потанцевать?" Причём, эта заинтересованность никак не зависит от возраста детей. Летом, как известно, группы в садах смешанные, и всем детям одинаково интересно 15-25 минут "постоять на ушах" под музыку. И каждое музыкальное занятие превращается для детей в праздник. Ну а когда музыкант уходит в отпуск, воспитатель может воспользоваться данным материалом на прогулке или в группе. Причём, дети, уже усвоившие игровые упражнения, могут выполнять их самостоятельно.

Но это, как вы понимаете, не единственная причина использования данных технологий на музыкальных занятиях. Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:

валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению) ;

дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха) ;

артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата) ;

игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека) ;

пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма) ;

речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас) ;

сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества) ;

коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта) ;

музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание) .

Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. У вас сразу возникнет вопрос: "А стоит ли заниматься с детьми, у которых подобные нарушения отсутствуют или ещё не ясно, присутствуют ли, так как они очень малы?" Отвечаю: "Конечно, стоит!" Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.

Помимо всего вышесказанного, логоритмика может использоваться как интерактивная форма взаимодействия детского сада и родителей. Ведь не у всех родителей есть время и возможность посещать Центр раннего развития ребёнка. В этом случае целесообразно будет предложить им проводить занятия по логоритмике дома. Это можно сделать с помощью «Музыкального киоска», организованного в родительском уголке или в папке-передвижке. Записываем на диск комплекс упражнений в формате mp3 и предлагаем родителям скопировать его дома на свой компьютер. Вместе с диском необходимо предоставить брошюру с описанием движений на бумажном носителе. После того, как мама или папа скопирует диск, он возвращает его обратно в "Музыкальный киоск" для пользования другими родителями. Музыкальный материал нужно систематически обновлять, иначе детям просто надоест выполнять одни и те же упражнения.

Практическая часть

1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"

Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).

Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши).

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту).

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя "фонарики").

Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём (Трут ушки).

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны).

2. Дыхательная гимнастика.

Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.

"Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки всё сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.

3. Артикуляционная гимнастика.

Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.

"Снеговички и Сосульки"

Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).

"Ах, какие же вы толстячки!"

Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).

"Не такие уж мы толстячки!"

А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).

"О, да вы ещё и сердиты!"

Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).

"У-у-у! Мы действительно сердиты!"

Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).

"Разговаривать с вами не будем!"

А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.

"Мы играть с вами тоже не будем!"

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

4. Игровой массаж.

Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегают" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмут").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину).

5. Пальчиковая игра.

"Я хочу построить дом".

Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).

Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).

Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).

Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными

пальцами).

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая

большой мяч).

Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем

двигают вверх-вниз ("собачка лает").

Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).

Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).

Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).

Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).

Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).

Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,

покачать из стороны в сторону).

А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

правой).

6. Речевая игра.

Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

"Танец червяков"

Хоть у нас есть две руки, (Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх- вниз).

Две руки, две руки,

Мы совсем как червяки,

Совсем как червяки.

И у нас уже готов, (Соединяют руки в "замок" над головой,

Уж готов, уж готов выполняют наклоны в стороны).

Новый танец червяков,

Танец червяков.

Будем хвостиком вилять, (Шевелят обеими ладошками за спиной внизу,

Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.

Извиваться, приседать, + приседают).

Немножко приседать.

Ручки можем раскачать, (Машут руками вперёд-назад поочерёдно).

Раскачать, раскачать,

Ножкой можем помахать, (Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд).

Можем помахать.

Пальчиками поболтать, (Трясут обеими кистями рук перед собой).

Поболтать, поболтать,

Каблучками постучать, (Топают поочерёдно ногами).

Немножко постучать.

Носиками помотать, (Поворачивают голову влево, вправо).

Помотать, помотать,

Головами покивать, (Кивают головой).

Можем покивать.

7. Сказка-шумелка.

Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.

"Теремок"

Тук-тук-тук, молоток - (Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку).

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. ("Шуршунчик").

Медведь в теремке с самоваром сидит.

(Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Мышку в дом впускает, ("Шуршунчик").

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст бумаги).

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он в барабан застучал. (Стук в барабан).

Мышку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Зайца в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотку несёт. (Трещотка).

Зайку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Лисичку в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (Бубен).

Лису Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Волка в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц").

8. Коммуникативная игра.

Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

"Побежали, побежали"

Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочко").

И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки).

"Ссориться не смей!"

Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз).

Крепко обнялись, (Обнимаются).

Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

к следующему партнёру вправо по кругу).

И за руки взялись. (Берутся за руки).

Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

9. Музыкотерапия.

Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

"Тихо, тихо"

Тихо, тихо, будто в сказке,

Мы на коврике лежим.

Все закроем наши глазки,

И представим, что мы спим.

Сон нам снится, будто в море

Мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе

Волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем

Среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины,

Нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке.

Просыпаться нам пора.

Открываем свои глазки,

Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!",

Скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом

И помашем на прощанье.

Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

Атрибуты:

Фортепиано, молоточки, деревянный брусок, бумага, барабан, колокольчик, бубен, трещотка, шуршунчик, 2 чашки с водой, музыкальный центр.

Список литературы.

1. "Поиграем, потанцуем" Г. П. Федорова С-Пб, Издательство "Акцидент" 1997год.

2. "Логоритмика" О. А. Новиковская С-Пб "Корона принт" 2005год.

3. "Ритмическая пластика для дошкольников" А. И. Буренина С-Пб. 1994год.

4. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей" Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

5. М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду".

6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской. Волгоград, Издательство "Учитель" 2013 год.

Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Не является исключением и город Красногорск. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

Развитие слухового внимания и фонематического слуха;

Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).

Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и

стихи, сопровождаемые

движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и

выразительности речи, речевого слуха и

речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и

дифференциации звуков,

фонопедические упражнения. Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Я предполагаю последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

Я выделяю следующие направления работы:

Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

Формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

Развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей

Конспект логоритмического занятия