Конспект занятия НОД «Путешествие в Страну музыки. Нод по музыке.docx - Конспект музыкального занятия (НОД) в старшей подготовительной группе «Волшебная книга музыки

Конспект занятия НОД «Путешествие в Страну музыки. Нод по музыке.docx - Конспект музыкального занятия (НОД) в старшей подготовительной группе «Волшебная книга музыки

Конспект

музыкальной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ЭОР

«В гости к музыке»

Цель:

Познакомить детей с музыкальными пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского

Задачи:

    Образовательные:

Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского

Обогащать музыкальные впечатления детей

Закреплять понятие жанр. Уметь определять на слух жанры: марш, полька, вальс

Закреплять знания об инструментах симфонического оркестра.

    Развивающие:

Развивать эмоционально-образное и ассоциативное восприятие музыки

Развивать музыкальные и творческие способности детей

Развивать сенсорное восприятие музыки: различать звучание музыкальных инструментов

Закреплять музыкально-ритмические навыки и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

    Воспитательные:

Прививать любовь к классической музыке

Воспитывать культуру слушания музыки

Формировать музыкальный вкус.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, электронный материал в форме презентации «В гости к музыке», аудиоматериал.

Атрибуты: солдатские кивера, лошадки, шарфы, бубны, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник, деревянные палочки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Под музыку «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети входят в зал.

(Слайд 1)

Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы знаете, что художник пишет картины, писатель – книги, а кто сочиняет музыку? Ответы детей.

Правильно! И сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского.

(Слайд 2)

П.И.Чайковский жил очень давно – более 100 лет назад. Он написал столько музыкальных произведений, что его и в наше время помнят и ценят во всём мире.

П.И.Чайковский сочинил много опер, балетов, симфоний, и для детей он тоже много музыки написал.

Из своих детских воспоминаний он создаёт «Детский альбом», (слайд 3)

в котором с помощью звуков изобразил всё, чем он любил заниматься в детстве.

А где можно слушать музыку? Ответы детей.

Мы сегодня отправимся в концертный зал слушать музыку П.И.Чайковского.

Посмотрите, какие бывают концертные залы. (Слайд 4)

Вот так они выглядят снаружи. Это здание нашей Краснодарской филармонии.

А вот так внутри. (Слайд 5)

А теперь давайте пройдём в концертный зал и займём свои места.

Под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети садятся на стульчики.

Кто мы теперь в концертном зале? Ответы детей.

Слушатели! А в старину говорили – почтеннейшая публика! Что это значит?

Сядьте так, чтобы про вас можно было так сказать «Почтеннейшая публика!».

Я буду конферансье – рассказчик на этом концерте. И так – начинаем! (Слайд 3)

« Бом, бом, бом –

Открывается альбом.

Не простой, а музыкальный,

То весёлый, то печальный,

Сочинённый для ребят

Много, много лет назад».

Звучит «Сладкая грёза» (слайд 6)

Скажите, какая была музыка? Спокойная, светлая, нежная, тихая.

А что такое грёза? Мечты, воспоминания.

Как приятно мечтать о чём-то, глядя в окно холодным зимним днём.

П.И.Чайковский, когда был маленьким, любил слушать рассказы своей любимой бабушки, мечтать и, конечно же, любил свои игрушки, играть с ними.

Вот, сколько их много! (Слайд 7)

Я думаю, что вы сможете сами узнать игрушку, изображённую в музыке.

Звучит «Игра в лошадки»

О чём эта музыка? Ответы детей.

Как она звучит? Быстро, стремительно, отрывисто, громко.

На что похожа музыка?

Какая игрушка изображена в музыке? Ответы детей. (Слайд 8)

Пьеса называется «Игра в лошадки».

А теперь послушаем следующую пьесу из «Детского альбома» и узнаем, какую ещё игрушку изобразил П.И.Чайковский в музыке.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» (слайд 7)

Узнали? Кто прозвучал в музыке? Ответы детей.

А какая была музыка? Громкая, ритмичная, чёткая, бодрая.

Отгадайте жанр. (Слайд 9)

Правильно! Это – марш. (Слайд 10)

П.И.Чайковский так и назвал эту пьесу «Марш деревянных солдатиков»

«Мы деревянные солдаты,

Мы маршируем левой-правой.

Мы стражи сказочных ворот,

Их охраняем круглый год.

Мы маршируем чётко, браво,

Нам не страшны путей преграды,

Мы охраняем городок, где музыка живёт!»

Сейчас я предлагаю поиграть. Часть мальчиков будут маршировать, как солдатики (надеваются кивера), а другая часть мальчиков – скакать на лошадках (раздаются кони) . Чья музыка зазвучит, те и выполняют задание.

Игра «Солдаты и всадники»

садятся.

Мы продолжаем слушать пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского

Звучит «Вальс»

Какая музыка? Светлая, лёгкая, красивая. (Слайд 9)

А какого она жанра? Ответы детей.

Правильно – жанр танца.

А какой танцевальный жанр? Дети отвечают. (Слайд 11)

Под музыку П.И.Чайковского мы можем не только мечтать, маршировать и играть в игрушки, но и танцевать. Девочки, возьмите шарфики и давайте станцуем вальс.

Звучит «Вальс», девочки танцуют с шарфиками

садятся.

Муз. руководитель: «Бом, бом, бом – мы листаем наш альбом!»

Я предлагаю вашему вниманию прослушать ещё одну пьесу из «Детского альбома».

Звучит «Полька» (Слайд 12)

Какой характер музыки? Лёгкий, весёлый.

А какой танцевальный жанр? Ответы детей.

Правильно – полька.

А какие вы услышали музыкальные инструменты? (Слайд 13)

- Правильно – скрипка. (Слайд 14)

К какой группе инструментов симфонического оркестра она относится? Ответы.

(Слайд 15)

Какие ещё музыкальные инструменты относятся к этой группе? Ответы детей.

Какие ещё группы инструментов симфонического оркестра вы знаете? (Слайд 16)

Сейчас мы прослушаем эту же польку, только в исполнении оркестра ударных инструментов.

Звучит «Полька» из «Детского альбома» в исп. ансамбля «Виват»

Изменилась музыка?

Характер музыки остался тот же весёлый, лёгкий, а изменился образ.

Какие ударные музыкальные инструменты вы услышали? (Слайд 17)

А теперь я предлагаю вам поиграть в оркестре. Давайте возьмём музыкальные инструменты и сыграем «Польку» П.И.Чайковского

Игра в оркестре «Полька»

Дорогие друзья, наша встреча с музыкой подходит к концу. Занавес в концертном зале опускается (слайд 18), спасибо за внимание, почтеннейшая публика!

Ребята, сегодня мы с вами побывали в концертном зале и познакомились с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, историей создания сборника «Детский альбом» и с некоторыми пьесами из этого альбома. Я надеюсь, что вы с удовольствием слушали музыку, танцевали, играли в оркестре. Мне очень понравилось быть участницей этого концерта, а вам? Ответы детей.

Под музыку «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» дети выходят из зала

Список используемой литературы и музыкального материала:

    И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки»: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб./2010

    И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» 3CD старшая группа

    Н. А. Метлов «Музыка -детям»: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985.

    Т. Н. Девятова «Звук – волшебник» / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2006.

    Тематические дни и недели в ДОУ. Музыка. /Автор-сост. Н. Б.Улашенко – Волгоград: ИТД «Корифей»

Авторский материал для музыкальных руководителей. Конспект открытого конкурсного занятия в старшей группе ДОУ с использованием здоровьеберегающих технологий. в кимеются приложения из которых можно составить мультимедийную презенитацию у занятию. Данное занятие заняло первое место на конкурсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по музыке

« Путешествие по волшебным островам »

Вид: тематическая НОД

Тема: «Путешествие по волшебным островам»

Тип: занятие - путешествие

Возрастная группа: старшая группа

Задачи :

Развивающая:

  • Создавать условия для развития: чувства метроритмической пульсации; ладового чувства; звуковысотного, интонационного слуха; артикуляционной моторики; дикции; певческого и речевого дыхания; внимания; координации; памяти; слухового, творческого воображения и ассоциативного мышления;

Образовательная:

  • учить различать разнохарактерную музыку;
  • побуждать детей к творчеству через сочинительство песен;
  • раскрыть понятие «голосовые связки»;
  • содействовать формированию словарного запаса эмоций и чувств.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру слушания;
  • воспитывать субъективно-ценностное отношение к искусству

Методы: наглядный, практический, словесный, игровой.

Приёмы: объяснение, беседа, показ.

Технические средства обучения: звуковые, зрительные.

Педагогические технологии: гуманно-личностная, игровая, РТВ.

Оборудование: мультимедийная установка, карта волшебных островов, детские музыкальные инструменты, разноцветные карточки «Цветовая палитра», портрет композитора П.И. Чайковского, разноцветные нотки, линейка с ниткой для опыта, воздушный шарик, булавка, записка с кричалкой.

Репертуар:

  1. Валеологическая распевка «Здравствуйте».
  2. Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету».
  3. Музыкально–подвижная игра на воображение «Подводные обитатели»
  4. Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
  5. Оркестр «Волна».
  6. Общий танец «Барбарики».
  7. Дыхательная гимнастика «Свечка».
  8. «Осенняя песнь» П.И. Чайковский.
  9. «Неаполитанская песня» П.И. Чайковский.
  10. «Весёлая песенка».

Ход занятия

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня эту музыкальную встречу, мы проведём вместе. Зовут меня Татьяна Юрьевна.

Давайте поздороваемся необычно, повторяйте за мной:

Валеологическая распевка «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте!

Я вам предлагаю отправиться в путешествие по волшебным островам. Вы любите путешествовать?

А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами и мы все тоже станем волшебниками. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»

Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку

Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку

Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко рот

Конфеткой угостились, Дети облизываются

И в волшебников превратились.

Пора нам отправится в путь.

СЛАЙД № 1 КАРТА ОСТРОВОВ (см. приложение №1)

Мы с вами будем путешествовать вот по этой карте.

(Обращает внимание на карту с волшебными островами, рассматривает её с детьми). Но как нам попасть на первый остров?

(Ответы детей)

Ребята, мы же с вами волшебники и можем превращаться в кого захотим. Давайте мы с вами превратимся в подводных обитателей и доберёмся до острова. Под красивую музыку вы будете плыть, а как только музыка остановиться вы тоже должны замереть в позе подводного обитателя и сказать мне в кого вы превратились.

Раз, два три повернись –

Волшебство начнись!!

Музыкально – подвижная игра на воображение

«Подводные обитатели»

(Дети двигаются под музыку, изображая подводных обитателей. С окончанием музыки они рассказывают, кого они изображают.)

Музыкальный руководитель включает музыку ещё раз и приглашает детей «проплыть» на стульчики

СЛАЙД № 2 «ОСТРОВ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ» (см. приложение №2)

Музыкальный руководитель:

Ну, вот мы с вами и попали на первый остров «Волшебных звуков». Посмотрите, какие необычные деревья на этом острове. Кто же живёт здесь?

(Дети рассматривают изображения острова и видят, что деревья в виде музыкальных инструментов)

Музыкальный руководитель:

Да, судя по деревьям это остров музыкальных инструментов. Мы с вами сейчас отгадаем, какие музыкальные инструменты живут на этом острове.

Проводится музыкально - дидактическая игра «Угадай, на чём играю»

(Музыкальный руководитель по очереди играет на музыкальных инструментах, спрятанных за ширмой, а дети должны угадать какой инструмент звучит).

Музыкальный руководитель:

Здорово, ребята, молодцы, угадали все инструменты.

А сейчас инструменты все возьмём

С ними мы играть начнём.

Вы смотрите на меня,

Дирижёром буду я.

Лишь рукою я взмахну,

Инструменты оживлю.

Лишь взмахну я выше, вы играйте громче,

Лишь взмахну я ниже,

Вы играйте тише.

Общий оркестр «Волна»

Музыкальный руководитель:

К берегу плывёт волна, Дети играют на музыкальных

А за ней ещё одна. инструментах.

Эта выше, Играют громче.

Эта ниже, Играют тихо.

Эта вовсе не видна. Замолкают.

Разразился страшный шторм, Дети громко играют

А потом всё тише, тише. Дети играют тише.

И волна всё ниже, ниже. Замолкают.

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята! Пока не разыгрался опять страшный шторм давайте, спрячем скорее музыкальные инструменты и отправимся на следующий волшебный остров, который называется «Гармония». А добраться туда мы сможем только с помощью весёлого волшебного танца. Вы готовы?

(Ответы детей)

Исполняется общий танец «Барбарики»

Музыкальный руководитель:

Ребята, этот весёлый танец разжёг в нас горячий огонь. Давайте мы с вами этот огонь скорее потушим, чтобы совсем не сгореть.

Дыхательная гимнастика «Свечка»

СЛАЙД № 3 ОСТРОВ «ГАРМОНИЯ» (см. приложение №3)

Музыкальный руководитель:

Дети, посмотрите какой он интересный этот остров «Гармония».

(Дети вместе с музыкальным руководителем рассматривают остров. Он разделён пополам – одна половина раскрашена в холодные тона, а другая в тёплые.)

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, на одной половинке живёт кот Мажор -

Он лучший друг ребят.

С собой всегда приносит

Улыбку, шутку, смех,

И если дружишь с ним

То ждёт тебя успех!

А на другой половинке живёт кот Минор –

Со смехом ему не по пути,

Он грустью дорожит.

Любит, вздыхая слёзы лить

И предлагает нам:

Давайте вместе погрустим,

О чем не знает сам!

Дети, давайте поздороваемся с котом Мажором и котом Минором. Но так, чтобы не обидеть ни того ни другого.

(Дети пропевают слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад)

Ребята, у котика Минора есть одно любимое музыкальное произведение, я вам сейчас его исполню.

«Осеннюю песнь» П.И. Чайковского.

А как вы думаете, почему эта любимая музыка Минора, какой у неё характер?

(Ответы детей: она грустная, унылая, хмурая)

Да, ребята, я полностью с вами согласна. Это произведение называется «Осенняя песня». А какие бы вы выбрали краски, чтобы нарисовать эту музыку?

(Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру)

А давайте теперь послушаем любимое произведение кота Мажора.

Музыкальный руководитель исполняет

«Неаполитанскую песню» П.И. Чайковского

Это музыкальное произведение называется «Неаполитанская песня». А эта музыка по характеру какая? (Ответы детей: весёлая, подвижная)

А какие бы краски вы выбрали, чтобы нарисовать эту музыку? (Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру).

Да, ребята, какая разная музыка! Я вам открою одну тайну – эту разную музыку написал один и тот же человек. А как называется человек, который сочиняет музыку? (Ответы детей: Композитор) . Так вот, эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. (Музыкальный руководитель показывает портрет композитора). Вы не раз ещё услышите музыку этого композитора и увидите его портрет потому, что он написал много музыки для детей. У него есть альбом с музыкальными произведениями написанных для детей, он так и называется «Детский альбом». Так как зовут этого композитора? (Ответы детей).

Ну, что же, ребята, пора нам отправляться дальше навстречу неизведанным островам.

А попадём мы на другой остров лишь тогда, когда выполним следующее задание.

Нужно найти кое-что прозрачное и воздушное, воспользоваться кое-чем острым, достать, что там находится и громко прочитать.

(Дети выполняют задание: находят воздушный шарик и булавку прокалывают шарик, достают записку с кричалкой и громко повторяют за музыкальным руководителем)

Домисолькой стать хочу,

Звонко песни я пою!

СЛАЙД №4 ОСТРОВ «ДОМИСОЛЬКА» (см. приложение №4)

Музыкальный руководитель:

Вот мы с вами на острове «Домисолька». На этом острове живут весёлые нотки. Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается?

(Ответы детей: песенка ). Вы любите петь песенки? (Ответы детей). А вы знаете, что петь песенки, разговаривать нам помогают голосовые связки?

Материал: линейка с натянутой тонкой нитью.

Ход опыта:

Ребята подносят руку к горлу, произносят слово шепотом, затем очень громко и объясняют, что почувствовали рукой. Тихо - дрожания не было, громко - дрожание было. Педагог рассказывает о голосовых связках, сравнивая их с тонкой ниточкой. Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, если подергать слабо - извлекается тихий звук, и наоборот. Поэтому, если говорить очень громко, то можно повредить голосовые связки (нитка рвется).

Ну, вот мы с вами разобрались, что нам помогают петь голосовые связки. Теперь настало время исполнить песенку, но для начала мы с вами её сочиним. Мы же волшебники и многое умеем, например: сочинять песенки.

Ну что ж, сначала сочиним слова для нашей песни. Я буду начинать фразу, а вы, ребята, мне помогайте - заканчивайте её, предлагайте свою варианты.

Итак:

Я гуляю во дворе

Вижу домик на …

Дети: на горе (на холме, на траве),

Музыкальный руководитель:

Я по лесенке взберусь

И в окошко …….

Дети: постучусь,

Музыкальный руководитель:

Принимай-ка, дом, гостей,

Открывай скорее …..

Дети: дверь!

Музыкальный руководитель:

А ещё можно так:

Принимай-ка, дом, ребят,

Нас, весёлых…

Дети: Дошколят!

Как будем петь первый вариант или второй?

(Решение детей)

Давайте для начала мы песенку проговорим стихами шёпотом.

(Дети исполняют песенку шёпотом под музыкальный аккомпонимент)

А теперь мы исполним песенку весело, задорно, но не забывайте, что если громко петь, то можно повредить голосовые связки!

Исполняют «Весёлую песенку»

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие по волшебным островам, нам надо возвращаться в детский сад. Вы зажмурьте глаза, а я прочитаю волшебные слова.

Раз, два, три – повернись,

Волшебство остановись.

Музыкальный руководитель:

Ребята, вот мы с вами и вернулись. Вам понравилось путешествие по волшебным островам? У меня есть карта волшебной страны и разноцветные нотки, там, где вам понравилось больше всего отметьте волшебной ноткой.

(Дети приклеивают разноцветные нотки к тому острову, на котором им понравилось)

Музыкальный руководитель:

Мне было очень приятно с вами познакомится. И я думаю, что вы были волшебниками только потому, что внимательно слушали, старались, были прилежными.

Если хочешь волшебником стать?

Надо только помечтать!

А ещё добавить знаний

И терпенья не забудь.

Вот тогда свершится чудо

Только подожди чуть – чуть.

Спасибо, ребята, до свидания!


Организация: Детский сад №29 «Ягодка»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк

Цель: Обогатить жизненный опыт детей яркими впечатлениями, предоставить возможность выразить себя в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие: Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. Продолжать знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского. Совершенствовать речь детей, умение чётко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас. Формировать познавательный интерес детей в процессе музыкальной деятельности.

Развивающие: Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению, прорабатывая различными способами по фонопедическому методу В.В.Емельянова. Закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после вступления, изменять силу голоса, владеть разнообразными приёмами пения. Совершенствовать выполнение образных движений в соответствии с характером музыки. Развивать танцевальное творчество, проявляя оригинальность, выразительность и самостоятельность.

Воспитывающие: Формировать культуру слушания классической музыки. Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство коллективизма, инициативность, самостоятельность.

Техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Аудио и видеотехника

Медиатека

  • Мультимедийная презентация
  • Фонограммы

Оборудование:

  • Музыкальные знаки (форте, пиано)
  • Музыкальные нотки
  • Ударные музыкальные инструменты (тарелочки, ложки, тон-блок, ореховые дорожки..)
  • Снежок
  • Бумажные шапочки

Ход занятия:

Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук. : Добрый день, ребята. Ребята, я очень рада всех вас видеть. Но сегодня я хотела бы с вами познакомиться поближе. Для этого я предлагаю вам придумать свой танцевальный этюд под названием « Давайте познакомимся» , т.е. вы должны придумать, как бы представить себя, найти выразительные движения, это может быть какая-то необычная поза, жест…

Этюд: «Давайте познакомимся»

Муз. рук: Кто вам больше понравился? Кто точнее смог выразить себя? Мне так понравилось с вами знакомиться, вы были все такие разные, необычные, а значит вы талантливые! Наверное, вы все любите заниматься музыкой? (Ответ детей)

А теперь я хочу вас пригласить на музыкальную выставку картин, и быть вашим экскурсоводом. Вы согласны со мной отправиться? Вы знаете, что такое выставка картин? (ответы детей) Только это будет необычная выставка. Картины на этой выставке мы не только увидим, а ещё и услышим.

Ребята, а как же нам пройти на выставку? Раз это музыкальная выставка, значит мы должны выполнить какое-то музыкальное задание? Попасть нам туда поможет музыкальная дорожка, по которой отправляясь в путь, мы должны выполнить танцевальные задания. Вы готовы?

(Дети выполняют движения по тексту и проходят, таким образом, музыкальный зал) .

Дружно за руки возьмёмся

Все шагаем не спеша,

Ногу ставим мы с носка.

Ровно держим спинку,

Прямо, как тростинку.

Шаг с носка, подскоки, боковой галоп.

Вот мы и на музыкальной выставке. Слайд (шкатулка, куколка)

Ребятки, что изображено на картине? А вы бы, хотели открыть эту красивую шкатулочку, и узнать, что же в ней находится? Слайд: Открывается шкатулка в ней - пряники.)

Интересно, почему мы с вами видим пряники? Ребята, кто любил пряники?

Маленький Петя. Композитор, Пётр И.Ч. сочиняя музыку «Новая кукла» вспомнил куклу, которую часто видел в детстве. Она украшала комнату, в которой жили девочки. Это была заводная кукла с подвижными суставами – её руки и ноги двигались и сгибались. И будущий композитор забегал к девочкам, чтобы на неё полюбоваться. Правда, в комнату он наведывался не только ради куклы. Здесь стояли сундуки, в которых хранились пряники. Вот они-то и интересовали маленького Петю в первую очередь.

П.И.Чайковский - великий русский композитор.

В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры П.И. Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Самый маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

"Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".

Слайд – «Шагающие солдатики, кукла»

П.И.Чайковский писал пьесы не только для девочек, но и для мальчиков. Пьесы, которых говорится об этих играх, называются «Игра в лошадки»

Мальчики любят играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово "марш"? (ответ

детей) Да, слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.

А эта пьеса чем отличается от музыки деревянных солдатиков? Как она называется?

«Новая кукла». Мелодия в ней словно сверкает от счастья, передавая радость и восторг.

Слушание: «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла»

Слайд –«Зимняя картина»

Что вы там видите? Как ребятишки веселятся, радуются зиме, пушистому снегу.

Но зимний снег бывает колючим и резким. Завоет холодный ветер, загудит метель. Музыку метели нужно изобразить иначе, чем танец снежинок – игра должна быть решительной, напористой, быстрой:

Ме – тель гу – дит, в тру – бе шу – мит.

Очень страшно одному, а метель все у-у-у, да у-у-у!

Слайд – «Воробушки»

Ой, смотрите-ка, прилетел воробей, который тоже радуется зимнему дню, напевая свою песенку:

Чик-чирик, чик-чирик, на снежок я прыг! (воробей)

Давайте и мы споём его песенку.

А теперь разогреем свой артикуляционный аппарат и поиграем язычком, вижу, что губы у вас замерзли.

Язычок свой показали, и немного покусали.

А теперь им поиграли, наши губки облизали.

Шарики мы покатали, шарик мы свой надували,

ОЙ! Вот и лопнул шарик мой!

Улыбнитесь поскорей, всем нам стало веселей!

Упражнения по фонопедическому методу развития голоса В.Емельянова

Ребятки, угадайте что это за мелодия? Правильно. Это зимняя песенка.

Исполнять её, мы будем, внимательно наблюдая за этими музыкальными знаками. Как они называются, и что они в переводе обозначают. (Форте и пиано.)

Воспитатель показывает музыкальные знаки и дети исполняют песню то тихо, то громко.

Звучит «Зимняя песенка» В. Витлиной

Слайд- «Ёлочка»

На этой картине мы видим ёлочку. А мы с вами знаем песню про ёлочку?

Давайте-ка закрепим с вами слова. Что ёлочке мы скажем? Здравствуй…

Что мы делаем у ёлки? Водим хоровод. При помощи наводящих вопросов, дети закрепляют текст песни.

А петь эту песенку нам помогут вот такие музыкальные нотки (нотка-рыбка, нотка-дети)

Звучит песня: Здравствуй, здравствуй, ёлка.А.Михайленко

Слайд- «Сверкающая ёлка».

Нашей ёлочке понравилось, как мы исполняли песенку. Песенка прозвучала весело, радостно, звонко.

Слайд- «Скрипичный ключ, ёжик, играющий на барабане.»

Посмотрите, скрипичный ключ здесь нарисован, что бы это значило?

Не приходилось ли вам встречать музыкальных ёжиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру, представьте, приходилось!

Давайте послушаем, как он это описал:

С барабаном ходит ёжик: бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик: бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно, бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

Барабан забыл в саду он, бум-бум-бум!

Муз.рук.: Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Скажите, какие слова всё время повторялись в стихах, через строчку? Сколько ударов барабана изображают эти слова? А теперь достанем с вами свой игрушечный барабан, возьмём в руки палочки. На повторяющиеся слова будете исполнять игру на барабане точно, ритмично.

А теперь мы с вами возьмём ударные музыкальные инструменты и на них изобразим музыкального ёжика.

Оркестр ударных инструментов: «Музыкальный ёжик»

Муз.Рук.-ль: Что такое, что случилось?

Вдруг погода изменилась,

Дул весёлый ветерок

И посыпал вдруг снежок.

Становитесь все в кружок,

Танцевать будет снежок.

Проводиться игра – танец: «Волшебный снежок»

Муз.рук.: Какие же вы умнички, сколько танцевальных движений вы знаете, что можете любого героя изобразить.

Наша экскурсия подошла к концу и нам пора вернутся в детский сад. Вы оказались внимательными слушателями, замечательными исполнителями и просто хорошими удивительными ребятами. А что больше всего запомнилось и понравилось вам? Почему понравилось? Вы меня сегодня так удивили, что я для вас подготовила бумажные шапочки, на которых написано «Я-Молодец!»

Используемая литература:

  • Е.И.Юдина «мой первый учебник по музыке и творчеству»,
  • «Справочник музыкального руководителя» №3 2015г.
  • «Развитие голоса» В.В.Емельянов

Конспект НОД «Веселый оркестр»

Цель: Расширение представлений о музыкальных инструментах.

Интеграция областей:

Художественно – эстетическое развитие

1.Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления.

2. Развивать музыкальную память.

3. Продолжить учить детей слушать музыкальные фрагменты внимательно сначала до конца.

4. Учить детей слышать красоту в звучании того или иного инструмента, запоминать название и звучание данного инструмента.

Познавательное развитие

Закрепить с детьми понятие "оркестр", виды оркестров, группы инструментов.

Речевое развитие

Расширять кругозор и словарный запас детей.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать музыкальную память

Предварительная работа:

    Знакомство с видами оркестров

    Разучивание песни "Модница", танца "Коротышки"

    Рассматривание иллюстраций ранней и поздней осени

    Заучивание и чтение стихов

Оборудование:

    экран, проектор, ноутбук

    музыкальный центр

    Иллюстрации музыкальных инструментов

Методы:

    Наглядный - мультимедийная презентация, музыкальный инструмент скрипка.

    Практический - слушание, пение, танец

    Словесный - беседа, использование художественного слова.

Логика образовательной деятельности

Дети под музыку заходят в зал. Встают в большой круг.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель: Я - веселая До - ми - соль - ка, У меня очень хорошее радостное настроение. Мне хочется, чтобы и вы не скучали. Я поделюсь с вами своим настроением. Давайте передадим его по кругу.

С ладошки сдувает, передает рядом стоящему ребенку, он передает дальше.

Ну вот, теперь мы все радостные и веселые, улыбнемся друг другу.

Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю отправится в удивительное путешествие - в город музыкальных инструментов. Хотите? До этого города добраться нелегко. Отправимся мы туда на облаке. Согласны? Рассаживайтесь поудобнее.

Мы на облаке летим

На землю с облака глядим.
Видим горы Слайд 2.


Это просто чудеса!
В мир волшебный, в мир прекрасный
В музыкальный мир войдем
Многое мы там узнаем
И с собою привезем.
А.В.Глотова

Вот мы с вами и прибыли в город музыкальных инструментов.

Скажите, пожалуйста, какие инструменты вы знаете?

Ответы детей

На какие группы делятся музыкальные инструменты?

Ответы детей

Ребята, что такое оркестр?

Ответы детей

Правильно, это большая группа музыкантов, которой управляет дирижер.

А какие виды оркестров вы знаете?

Ответы детей

Сегодня я вам расскажу, какие инструменты составляют основную часть симфонического оркестра. Слайд 5.

Давайте посмотрим, какие группы инструментов

входят в состав симфонического оркестра. Слайд 6.

    Струнно - смычковые

    Духовые медные,

    Духовые деревянные

В городе музыкальных инструментов есть Оркестровая площадь. На ней мы с вами и находимся. А вот здесь проживает семья струнно - смычковых инструментов. Слайд 7.

К ним-то мы и отправимся в гости.

Дети рассаживаются на стульчики возле экрана.

Струнно - смычковая группа особая
Я вам открою секрет:
Не смогут звучать инструменты как надо,
Если смычка рядом нет.

Ребята, королевой симфонического оркестра называют скрипку.

Ребята, а вы хотели бы встретиться со скрипкой?

А вот и она, королева симфонического оркестра.

Рассматривание скрипки (настоящая)

Посмотрите, какая у нее шея - гриф, туловище - дека и очень тонкая талия. У скрипки 4 струны, у каждой струны есть свое имя.

Скрипка совсем не умеет скрипеть
Скрипка умеет причудливо петь
Скрипач аккуратно скрипку берет
Ее на плечо слегка, мягко кладет
Правой рукой смычок поднимает
И в этот момент как бы все замирает
Вздохнув, опускает на струны смычок:
Послушайте скрипку: Тихо! Молчок!

Слушание звуков скрипки (аудио запись)

Красиво звучит скрипка, правда, ребята? В маленькой скрипке таится голос поразительной чистоты и силы. Она может радоваться, плакать, сердиться. Посмотрите, сколько места занимают скрипки в симфоническом оркестре.

Давайте мы с вами представим, что мы юные скрипачи и попробуем поиграть на скрипочках.

Дети имитируют игру на скрипке.

Молодцы, у вас неплохо получилось.

Вы знаете, у скрипки есть старший брат. Слайд 10.

Зовут его альт. По внешнему виду он очень похож на скрипку, но немножечко больше размером и звук у него бархатный, насыщенный. Давайте послушаем, как он звучит.

Прослушивание звучания альта

И.С.Бах "Страсти по Матфею" (вступление, фрагмент)

На скрипке играет скрипач, а на альте - альтист.

В симфоническом оркестре альты занимают вот эту часть. Слайд 11.

Интересно, а кто же еще есть в семье струнно-смычковых инструментов?

Она больше скрипки и альта
На них похожа очень
Госпожа Виолончель
На ней смычком играют тоже.

Виолончель можно назвать мамой скрипки и альта.

Она больше размером, играют на ней сидя. Слайд 13.

У нее есть специальная палочка, на которую во время игры опирается инструмент. Голос у нее более низкий, мягкий. Про виолончель говорят, что она плачет. Давайте послушаем, как она звучит.

Прослушивание звучания виолончели .

К. Сен-Санс "Лебедь"

Играет на виолончели музыкант - виолончелист.

А в симфоническом оркестре они находятся справа от дирижера. Слайд 14.

А вот и папа этой музыкальной семьи большой красивый контрабас.

Посмотрите, какой он огромный. Звук у контрабаса очень низкий, Играет на нем стоя музыкант - контрабасист.

Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, а вы подумайте и скажите, кого же изобразил композитор.

Прослушивание звучания контрабаса

К. Сен-Санс "Слон"

В симфоническом оркестре контрабас занимает самую заднюю позицию струнно - смычковых инструментов. Слайд 16.

Вот мы и познакомились с семьей струнно - смычковых инструментов.

Какие музыкальные инструменты живут в этой семье?

Ответы детей

Звучное имя у каждого есть

Попробуй запомнить или прочесть!

Скрипочка - дочка, Слайд 17.

брат ее альт. Слайд 18.

Мама – виолончель. Слайд 19.

А самый большой - контрабас, гудит, будто ласковый шмель. Слайд 20.

Молодцы, ребята вы со всем справились.

А вы знаете, в городе музыкальных инструментов есть парк. Называется он "Времена года". И сейчас я предлагаю вам туда отправиться. Хотите? Тогда в путь.

Физкультминутка

Мы пойдем сначала вправо, 1 - 2 - 3
А потом пойдем налево, 1 - 2 - 3
А потом все соберемся 1 - 2 - 3
А потом все разойдемся 1 - 2 - 3
А потом мы все присядем 1 - 2 - 3
А потом мы дружно встанем 1 - 2 - 3

Вот мы и в парке. Присаживайтесь на скамеечки. Этот парк волшебный, музыкальный. Смотрите, а вот и птички-нотки.

полетели, давайте глазками посмотрим,

куда же они полетели

Гимнастика для глаз "ПТИЧКА"

Птичка полетела - вверх,
Птичка полетела - вниз,
Птичка полетела - вправо,
Птичка полетела - влево,
И на ладошку села!
Птичка полетела - вверх,
Птичка полетела - вниз,
Птичка полетела - вправо,
Птичка полетела - влево,
И улетела!

Какое время года сейчас в парке?

Ответы детей

Правильно, осень. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и очень - очень красивая. Какая это осень? Правильно, золотая. Давайте о ней споем песню "Модница"

Песня "Модница" Сл. и муз. О.П.Григорьевой "Колокольчик" № 43 стр. 7

Вот осень золотая. Слайд 22.


Явилась к нам опять
Красавица такая
Что глаз не оторвать
Как будто из журнала
Где модницы стоят
Со вкусом выбирала
Осенний свой наряд

Модница, модница к нам спешит торопится

Вот в красном сарафане.

С рябинками стоит. Слайд 24.


А вот в платочке рыжем,
С грибочками сидит. Слайд 25.


Среди полей пшеничных, Слайд 26.


В наряде золотом
А в шляпке симпатичной
Гуляет под дождем.

Модница, модница к нам спешит торопится,
Посмотреть мы рады на ее наряды

Молодцы, ребята. Вторая осень - невидная собой, грустная с тихим плачем мелкого дождя, утренними заморозками. Ее называют: поздняя осень. Сейчас мы с вами услышим, как звучит симфонический оркестр. Мы послушаем "Осеннюю песню" Петра Ильича Чайковского.

Скажите, в чем различие между золотой и поздней осенью?

Ответы детей

Как называется музыкальное произведение, которое мы с вами прослушали?

По-моему, вы загрустили? Наверное, вспомнили о солнечных летних днях, да? Не грустите, посмотрите, в этом парке есть даже танцевальная площадка.

Пойдемте, потанцуем.

Танец "Коротышки"

Разработка движений А.В.Глотовой

Молодцы! У вас опять хорошее настроение. Слайд 29.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. А вот и облако, давайте попрощаемся с городом музыкальных инструментов и отправимся в путь. Рассаживайтесь поудобнее. Слайд 30.

С семьей каких инструментов мы с вами познакомились?

В состав какого оркестра входят струнно-смычковые инструменты?

Какой инструмент из этой семьи самый большой?

Вот мы и прибыли в детский сад. Слайд 30.

Дети встают в круг. Вам понравилось путешествие?

Кому было интересно побывать в городе музыкальных инструментов, возьмите скрипичный ключ, а кому что-то не понравилось или было неинтересно, возьмите паузу.

Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.

Музыкальное прощание. Слайд 31.

Дети под музыку выходят из зала.

«Откуда музыка пришла»

Возраст детей: подготовительная группа

Музыкальный руководитель: Суковатых Н.В.

МБДОУ №4 «Росинка»

Цель НОД: Познакомить детей с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.

Задачи:

Образовательная область «Социализация»:

Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Задачи образовательной области «Музыка»:

- расширять представления о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии музыки, развивать чувство ритма, обучать навыкам исполнения музыки по несложным схемам, используя музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки, маракасы).

Задачи образовательной области « Познание»:

Формировать у детей картины мира, расширение кругозора познания различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.

Задачи Образовательной области «Коммуникация»:

Участие в ансамблевом исполнении, взаимодействие с муз. руководителем и другими детьми в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов).

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Познакомить с произведениями: стихотворением « Край родной» и рассказом В.И. Белова « Лад»

Этапы занятия:

I. Организационный этап (3 мин.)

II. Постановка проблемы (4 мин.)

III. Этап усвоения новых знаний (12 мин.)

IV. Закрепление знаний – оркестр (8 мин.) дидактическая игра (4 мин),

V Подведение итогов мероприятия, релаксация (4 мин.)

Необходимое оборудование и материалы :

Оборудование : мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, стулья, расставленные полукругом перед экраном в «образовательной зоне», на столах стаканчики из-под йогурта, канцелярские резинки, детские шумовые инструменты (маракасы, ложки, бубны, трещотки)

Наглядность:

1. мультимедийная презентация, включающая в себя всё необходимое иллюстративно -видео-музыкальное обеспечение;

2. выставка предметов русского быта.

Предварительная работа: Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, барабанка, трещотка, разучивание русской народной попевки « Божья коровка», основные навыки игры на детских шумовых инструментах;

Технологии, используемые в НОД:

Презентация, выполненная музыкальным руководителем;

технологии детского музицирования;

технологии здоровьесбережения;

технологии формирования певческой культуры дошкольников;

технологии становления ассоциативно-образного мышления.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение нового материала с

иллюстрацией большого количества наглядности через компьютерную презентацию, выставку предметов быта; частично-поисковый (для развития самостоятельности мышления).

Конспект НОД

Ход занятия:

Организационный момент,

приветствие

Постановка проблемы

Этап усвоения новых знаний.

Этап закрепления знаний.

Диагностика.

Итог, релаксация.

Дети входят в зал под русскую народную мелодию " Полянка"

Муз. руководитель : Здравствуйте, ребята. Как я рада вас видеть! Вы заметили, какая музыка вас сегодня встречает! (Светлая, радостная, яркая). Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.

Коммуникативная игра с ладошками.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

А сейчас я на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключений нам, ребята, не найти!

На наше занятие я принесла необыкновенную шкатулочку в ней лежат волшебные листочки, которые помогут нам путешествовать.

Раз, два, три повернись,

На полянке окажись.

Дети выполняют импровизацию с листочками под музыку

Звучит лирическая русская народная мелодия. На экране – красивый пейзаж русской природы Дети проходят на полянку, присаживаются вместе с музыкальным руководителем.

М.р. За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая –

Всё в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

Пролетают гуси-лебеди

Над бескрайними просторами:

Над лугами, над дубравами

И над синими озёрами.

На широкую дороженьку

Приведёт тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская!

Какая красивая музыка сопровождала нас на этой прогулке. Это музыканты играют так красиво на русских народных инструментах.

Муз. р. На лесной поляне столько чудес! Хранит много тайн красавец лес.

А вы знаете, что именно здесь в лесу родина многих музыкальных народных инструментов. Как вы думаете, почему именно здесь появились первые муз. инструменты? Кто догадался? Как же их отыскать? Навостри-ка уши, тишину послушай!Слышишь?

Мир без звуков был бы грустный.

Серый, скучный и "невкусный".

Ответы и предположения детей.

Муз. р .: Человек всегда старался подражать звукам природы.

Он стал прислушиваться к звукам окружающей действительности и многое, казавшееся раньше ему простым шумом, стало для него музыкой. Он научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов, и они зазвучали, заговорили, стали музыкальными инструментами.

Муз. р: Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Человек ударил по нему и дерево зазвучало.

Сначала человек немного испугался - звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум, бум, бум! Бум, бум! И догадался сделать инструмент из дерева. Я расскажу вам про старинный, русский инструмент. Это барабанка.

«Пастух первым в деревне поднимается на ноги, идет по улице, барабаня в барабанку . Хочешь не хочешь - вставай, выгоняй скотину. Звери в лесу побаивались этого звонкого ритмичного стука. У пастуха, кроме малой, которую он всегда держал при себе, в разных концах поскотины имелись еще и большие барабанки. Они висели постоянно в определенных местах, каждый идущий мимо считал своим долгом побарабанить». На основе пастушьей барабанки люди затем смастерили бубен.
Музык. р: Посмотрите, на растениях висят коробочки с семенами. Они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент. Как вы думаете, какой? Ответы детей

Погремушка – шумовой инструмент. Раньше она называлась шаркун. Её плели из прутиков или бересты. А внутри был горох.

Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. Какой? (Ответы детей) . Трещотка тоже деревянный шумовой инструмент.

А сейчас еще послушайте деревянные звуки и постарайтесь угадать, что же это такое? Ответы детей. Это дятел стучит по сосне Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.

На нашей полянке тоже есть палочки. Но они сейчас превратятся в ударные инструменты, а вы слушайте и мне помогайте

Ритмодекламация. Стихотворение «Палочка-стукалочка»

Тук-тук-тук-тук – это что за звук? (ударять палочку о палочку)
Деревянный это звук тук-тук-тук-тук.
(Ударять палочками о пол)
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил как долотом тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять скрестно палочками)
Деревянный молоточек о пол
Подбивает ваш каблук тук-тук-тук-тук.

Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в надломленных полых стеблях камыша (Звук ). Если срезать этот стебелёк и подуть в него, какой получится музыкальный инструмент? (Ответы детей )

На чью песню похож звук дудочки? Правильно, на песенку птиц. Также догадались люди делать духовые инструменты из костей животных - такие дудочки можно теперь видеть в музеях среди разных орудий каменного века. А ещё были свистульки из глины.

Давайте и мы поиграем с ветерком.

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки

И поют свои песенки.

Осенние листочки

На веточках сидят,

Осенние листочки

Детям говорят;

Осиновый – а-а-а-…

Рябиновый –и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый–у-у-у…
На поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива запела, зазвенела. (Звук ) Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот однажды кто-то прислушался к нему, стал снова трогать тетиву и слушать ее пение.

«А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. Так охотничий лук стал музыкальным инструментом.

А сейчас, ребята, у вас есть возможность попробовать себя в роле мастеров музыкальных инструментов.

ЭКСПЕРИМЕНТ

У вас на столах есть резиночки. Натягиваем резиновое колечко на стаканчик и легонько дергаем за него. Вы не только ощущаете, но и видите колебания резинки. Если дернуть посильней, вибрация будет сильной, а звук громче.

Что мы сделали с резинкой, чтобы появился звук?

Правильно, пощипывали. А если натянуть резинку посильней, что будет? Выводы, ответы детей.

Так появились струны.

Одним из древних инструментов являются звончатые гусли. Скажите, на что похожа доска? На крыло. По середине отверстие и сверху натянуты струны. Их название происходит от древнеславянского слова “густы”, что означает гудеть. Струна на инструменте гудела, ее называли гусла, много гудящих струн – гусли. Много веков прошло, прежде чем к этой, единственной, струне добавили еще несколько, и получились гусли - один из древнейших инструментов.)

Когда наши предки обнаруживали свойство какого-нибудь предмета звучать, им такие открытия казались настоящими чудесами: на их глазах предметы оживали, обретали голос. Послушайте сказку.

Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель и рожок.
Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

На дощечке есть насечки,

Деревянный, озорной.

Этот инструмент называется рубель. В старину им гладили вещи.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали»,- сказали ложки.
- «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Сейчас мы с вами, ребята, будем сами исполнять народную музыку.

Дети переходят в музыкальную двигательно- активную зону и берут музыкальные инструменты.

Муз. р: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свой ритм точно, то он не будет мешать остальным музыкантам.

Музыкально-дидактическая игра «Чья музыка играет?»
Дети делятся на 4 подгруппы. Музыкальные инструменты разложены возле картинок: зайцы белки, лося, муравья.

М. р: Посмотрите, на полянку прибежали зверята, они хотят поиграть с вами и помогут вам правильно проиграть каждый ритм.

Разучиваем с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждыми « музыкантами », а затем, со всеми вместе.

Каждая подгруппа проигрывает по схеме-слайду свой ритм.

Лось-шаг,шаг,шаг,шаг.

Зай-ка,зай-ка,зай-ка.

Му-ра-вей, му-ра-вей.

Бе-лоч-ка, бе-лоч-ка.

М.р. Ребята, мне кажется, что этот ритм напоминает какую-то очень знакомую песню. Прислушайтесь? Узнали? (Ответы детей: этот ритм похож на песню" Как у наших у ворот») Верно, молодцы, вы узнали песню. Давайте ещё раз пропоём её вместе, но нам тоже нужно настроиться и подготовить наши горлышки к исполнению песен. Поможет нам ударный музыкальный инструмент трещотка. Музыкальный руководитель играет на трещотке и поёт вместе с детьми: “Треско-треско-трескотуха, протрещала прямо в ухо: раз-два, раз-два-три, мне дружочек помоги”

Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.

ОРКЕСТР

Молодцы, ребята, слушали друг друга, друдно подпевали. А я слышу ещё какие-то звуки на нашей поляне. Дети угадывают, какой инструмент спрятался за деревом. Проводится диагностика в форме дидактической игры.

Музыкальный руководитель. Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось оно вам? Что вы узнали нового? Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали. (Познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления, услышали их голоса, учились играть по схемам). Что было самым интересным? Расскажите теперь о ней своим родителям и друзьям. Какое у вас настроение? Давайте подарим наше хорошее настроение другим? (Дети сдувают настроение с ладошки). С помощью наших волшебных листочков мы возвращаемся в свою группу.

Музыкальная попевка «До свиданья»

Диск нар. мелодия

"Полянка"

Красивая шкатулочка, листочки из цветной фольги. Диск Екатерины Железновой " Игры - песенки" сб. 4

гос. нар. оркестр « Узоры луговые»

(Слайд №3 – №10: смена слайдов производится автоматически)

Слайд№11

Звуки леса. Диск " Удивительное рядом"

(Слайд № 12)

(Слайды№13,14)

В.И.Белов«Лад».

(Слайды№15,16)

(Слайд №17)

(Слайд № 18)

Слайд № 19

Слайд№ 20

Слайд№21

Слайд № 22

На каждого по 2 деревянные палочки.

Слайд №23

Т.Э. Тютюнникова "Деревянные истории"

Слайд №24

Слайд №25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд №29

Резинки канцелярские, стаканчики из- под йогурта

Слайд № 30

(Видео. Слайд №31

Слайд № 32

Г.Левашева Отрывок из книги “Поговорим о музыке”

Слайд №33

Слайд № 34

Слайд № 35

Слайд№36

Видеоролик "Скоморохи".

Слайды №№ 37,38

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, маракасы, бубны.

Слайд № 39

Слайды

№№ 40,41,42,43

Слайд № 44

Слайды №№45,46,47,48