Как выглядит петрушка сказочный персонаж. Кукольный театр

Как выглядит петрушка сказочный персонаж. Кукольный театр
Как выглядит петрушка сказочный персонаж. Кукольный театр

Мастер – класс по рукоделию: Перчаточная кукла Петрушка в технике папье-маше

Чупракова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования
Описание. Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.
Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, учителей, реализующих программы по кукольному театру.
Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.
Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.
Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня.
Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра
Задачи: Образовательные:
- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- развитие интереса к творчеству, театру.

Ход занятия

В. Берестов «Рука – артистка».
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:
Мой красивый колпачок
Сдвинут лихо на бочок.
Я забавная игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
Ну, конечно же, Петрушка.
История Петрушки.
Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет, очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст.

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.
Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).
Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ.
Инструменты и материалы , необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.
Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).
Подготовка массы папье – маше.


Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.
Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.


Лепка головы.
Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.



Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.
Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.


Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.


Пошив костюма
Инструктаж по технике безопасности
Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.
Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.


Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.
Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).



Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.



Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


Роспись головы.
Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.



Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.


И нам уже улыбается веселый Петрушка!
Изготовление волос
Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.



Соединение деталей
Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.
Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение
В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей.

Иванов Вячеслав

Скачать:

Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Тюкалинского муниципального района Омской области

«Дом детского творчества»

XLVII

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Народный кукольный герой Петрушка»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: литературное творчество, 5-8 классы

Выполнил:

воспитанник

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Иванов Вячеслав Сергеевич

Научный руководитель:

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Мигунова Елена Александровна

Омск - 2015

Введение с. 3

I. Подготовительная часть

  1. Театр кукол с. 4-5
  2. Виды кукол с. 6
  3. Как возникли куклы-актеры с. 7
  4. Народный кукольный герой Петрушка с. 8-10

II. Практическая часть

  1. Репертуар Петрушки с. 11-12
  2. Мой репертуар с. 13

III. Заключение с. 14

IV. Список используемой литературы и интернет ресурсов с. 15

V. Приложение с. 16-21

Введение

Взрослые люди часто вспоминают, какое неизгладимое впечатление производил на них театр в детстве.

Очень часто первым театром каждого ребенка становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на нас - детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство дает реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, так перчаточная кукла «Петрушка» доставляет огромную радость и не только зрителям, но и самому актеру, который ведет ее. Именно эта кукла заинтересовала меня, что и является актуальностью моего проекта. Так как Петрушка является народным героем, то я назвал свой проект: «Народный кукольный герой Петрушка».

Цель: создать коллекцию театральных миниатюр для младших зрителей, используя народную куклу Петрушку.

Задачи:

Изучить необходимую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

Подобрать репертуар для постановок;

Провести ряд репетиций и выступить перед зрителями.

Объект: кукла Петрушка

Предмет : художественный образ Петрушки.

Гипотеза: думаю, что Петрушка является удивительно интересным персонажем.

  1. Подготовительная часть
  1. Театр кукол

Что же такое театр кукол?

В энциклопедическом словаре записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами–кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами-кукловодами…». [Театральная энциклопедия: 6т. – М.]

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнет зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщенный образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актерами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествия с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили на зрителей страх или потешали их.

Необычным и единственным в мире является вьетнамский театр кукол на воде. В таком театре актеры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

  1. Виды кукол

На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, но все они различны. Главное различие - в их устройстве.

Простейшими являются перчаточные куклы. Это известный всем Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, на три пальца. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень – гапит, к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла самая распространенная в кукольном театре.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла – марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера – вага (подвижный крестообразный держатель). В ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В кукольном театре используются также куклы механические. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это куклы мимы.

Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который и является сценой теневого театра.

1.3. Как возникли куклы – актеры

Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

Родоначальником героев народного театра кукол в Европе является Пульчинелла.

Пульчинелла – итальянец, кукла в черной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена черной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – черная маска придает ему что-то загадочное.

Полишинель – герой французского народного театра. в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королем.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актером. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человечек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улице.

Актеры-кукольники никогда не изображают своих персонажей смелыми, бесстрашными. Очень часто кукольные человечки бывают наделены житейскими недостатками, даже пороками.

1.4. Народный кукольный герой – Петрушка

Петрушка – герой русского народного театра кукол, пользовался популярностью и у взрослых, и у малышей. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это кукла-перчатка. «Петрушка», прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке.

В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки (ярмонки). На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.

Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора.

Я спросил у своих бабушек и дедушек: видели они или слышали от своих бабушек о ярмарочных представлениях? Кто из моих сверстников знает кто такой Петрушка? (Приложение 1) Бабушки и дедушки рассказывали, что такие ярмарочные представления проходили часто и на площади обязательно был кукольный театр. А мои сверстники знают, что Петрушка это герой кукольного театра, но мало знают о его репертуаре и внешнем виде.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п.

Петрушка был одет в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали по стилю арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).

Голос у Петрушки серебряный и называется пищик. Чтобы получился такой голос, надо взять серебряный гривенник, расплющить молотком в тоненькую-тоненькую пластинку. Пластинку сгибают пополам, так что в ней остается маленькая щелка, а внутрь закладывается кусочек материи. Актер – петрушечник закладывал его в рот, туда, где начинается язык, и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска материи в ней дрожала, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки. Или, как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

Однажды с голосом Петрушки случилась необычная история. Это было до революции. После одного из представлений голос пропал. Актер-кукольник обнаружив пропажу, расстроился, ведь без голоса Петрушки спектакль терял свою оригинальность и прелесть.

Расстроенный актер шел по Измайловскому парку в Москве, и вдруг услышал Петрушкин голос. Оказалось, на дереве сидел мальчик и пищал голосом Петрушки. Актер-кукольник понял, кто стащил серебряный пищик, а потом удивился, зачем мальчик на дерево влез и пищит. Оказалось, что в глубине парка рабочие собрались на митинг, а мальчика дозорным оставили. При появлении посторонних он должен был пищать.

Актер-кукольник был такой же бедный, как и рабочие, сочувствовал им и поэтому подарил мальчику пищик.

До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Петрушка является младшим родственником итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, - притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. Так Петрушка радовал русский народ.

II. Практическая часть

2.1. Репертуар Петрушки.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

По распространенной, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических и исторических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку с помощью кулаков и палки Петрушки с тем или иным персонажем. Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем убил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и волокла за кулису, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее "пожертвовать собой". Со сцены, где невеста "жертвует собой", женщины уходили и уводили с собой детей. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме Смерти. В заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка использовался в балаганном театре и одно и, то, же представление показывалось в разных местах. Значит Петрушка для одних зрителей «умирал», а для других «воскресал».

В начале XX века Петрушки стали показывать представления на детских праздниках, новогодних елках. Сценки стали изменяться.

  1. Мой репертуар.

Для создания репертуара Петрушки я основывался на репертуар народного героя, изучив соответствующую литературу. Но мои сценки я хочу показывать для детей детского сада, поэтому я должен учитывать возрастные особенности. В библиотеке я нашел очень старую книгу, в которой рассказывается о том, как простейшим способом устроить театр Петрушки и дается разнообразный репертуар [Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968. с. 76 -94]. Изучив эту книгу, я и составил репертуар для моего Петрушки. (Приложение 2)

III. Заключение

Данный проект помог мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знал раньше. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров. Петрушка являлся главным героем кукольного театра прошлого века. В современном мире мои сверстники мало знают о таком замечательном кукольном герое как Петрушка. Изучив его репертуар я, основываясь на него смог, составить репертуар для своего Петрушки. Это и было целью моего проекта. Провел несколько выступлений в детских садах нашего города. Дети встретили моего Петрушку с радостью, весело смеялись и, не стесняясь, общались с ним.

В результате я пришел к следующим выводам:

Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным и грустным и мудрым, борец за справедливость.

Петрушка является первым из истоков современного кукольного театра и сыграл большую роль в его развитии, хотя он и не является русской куклой.

Он перенял характер и внешность у своих старших иностранных братьев. Актер-кукольник, который ведет Петрушку на ширме, сам становится Петрушкой. Думаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Петрушка действительно является удивительно интересным персонажем.

Работа над репертуаром моего Петрушки будет продолжаться.

IV. Список используемой литературы и интернет источников

1. Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.154 с. С илл.

2. Л. А. Сиверцева Школьный театр кукол: Из опыта работы. – Мн.: Нар. асвета, 1988. – 95 с.: ил.

3. http://сайт

4. http://www.myshared.ru/slide/404621/

5. http://elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(персонаж)

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

V. Приложение.

Приложение 1.

Кто такой Петрушка?

__________________________________________________________

Какой у него характер?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Во что он одет?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В каких представлениях участвовал Петрушка?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Итог опроса.

Приложение 2.

Номер 1 «Загадки для ребяток»

Принес я вам загадки.

Кто отгадал – руку поднимите

И отгадку говорите.

Трудно будет – подскажу

И кое - что еще покажу.

Согласны вы, ребятки,

Черненькие, беленькие и рыженькие.

Ха-ха-ха!

Ну, начнем с самой простой,

Загадки веселой такой:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок)

(если нужно Петрушка подсказывает)

Где в нем дверь и где окно?

Домик маленький, а жильцов полно. (коробок со спичками)

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята. (мяч)

Кто всегда ходит, да с места не сходит? (часы)

Без головы, а в шляпке;

Одна нога, и та без сапога. (гвоздь)

Новая вещь, а вся в дырках. (дуршлаг)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Между двух светил я в серединке один. (нос)

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом пройдет, там заметку кладет. (карандаш)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Концовка:

Молодцы, ребятки!

Все загадки отгадали,

Загадки мудреные,

А ребята смышленые.

В другой день я к вам приду

Новые загадки принесу.

А сейчас спасибо за внимание,

До свидания! До свидания!

Номер 2 «Где обедал воробей»

Миниатюра по сказке С. Я. Маршака «Где обедал воробей». На ширме декорации клеток с животными зоопарка, закрыты занавесом. Петрушка на заднем фоне.

Петрушка.

Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Ждали меня? Сегодня мы будем беседовать о животных. Любите животных? А кто из вас был в зоопарке?

Кто знает стихотворение «Где обедал воробей»?

Так, скажите, где обедал воробей?

Ха-ха-ха! Правильно, в зоопарке у зверей.

Давайте сходим вместе в зоопарк и побываем у зверей, у которых обедал воробей. У какого зверя был воробей первым?

Правильно, у льва. Ха-ха-ха! (открывается занавес, где в клетке сидит лев)

Что у него было на обед? Конечно мясо. Львы питаются только мясом.

У кого воробей еще подкрепился? У лисы. Ха-ха-ха! Лисичку вы хорошо знаете по сказкам.

Что потом захотел воробей? Да, он захотел пить. У кого он попил? У моржа попил водицы. Ха-ха-ха! Какие вы молодцы. Радуете меня!

(Петрушка показывает картинку слона) Вы узнали кто это?

Слон огромный. Ест он много.

А что он ест? Сено, овес, хлеб, сахар и многое другое. А что у него ел воробей? Да, он ел морковку. Ха-ха-ха! Какие молодцы!

У кого воробей поел отрубей? Да, у носорога.

А какое любимое занятие у носорога? Он любит купаться. А вы любите купаться? Как здорово летом в теплой чистой воде искупаться! Ха-ха-ха!

А у кого воробей побывал на пиру? Да, у хвостатых кенгуру. А у кого был праздничный обед? У медведя, правильно!

К кому попал воробей, кто чуть его не проглотил?

А что крокодил его проглотил? Нет, воробей улетел. Ха-ха-ха!

Вот мы и посетили зоопарк, посмотрели на животных и вспомнили веселое стихотворение. Наш зоопарк закрывается (занавес закрывается). До свидания!

Номер 3 «Что такое!»

(Действие на ширме)

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Я весельчак, люблю детей и взрослых.

Показывать для них концерты

Просто увлекательно! Просто замечательно!

(достает зеркало и смотрится в него)

О, что такое? Что такое? Мне срочно нужно привести себя в порядок!

Сейчас все увидят меня такого.

Ой, мне срочно нужно оно. Ну, это…, такое…

Что такое, что такое? Забыл. И-и-и!

(Прячется за кулису, выходит исполнитель с Петрушкой на руке)

Петрушка. Что делать? Что делать?

Исполнитель. Погоди, Петрушка. Что случилось? Рассказывай.

Петрушка. Понимаете, я никак не могу вспомнить…

Исполнитель. А что тебе нужно?

Петрушка. Мне нужен предмет, ну, такой…

Исполнитель. Может быть тебе нужен стакан?

Петрушка. Нет. Это для здоровья…

Исполнитель. Молоко? Морковь?

Петрушка. Нет, этот предмет цветной, гладкий…

Исполнитель. Может быть это духи?

Петрушка. Нет, это к рукам липнет…

Исполнитель. Клей?

Петрушка. Нет, это нужно для того, чтобы я чистый был и красивый.

Исполнитель. Мочалка?

Петрушка. Оно всем известно… Оно помогает от микробов избавляться.

Исполнитель. Так это вода!

Петрушка. И-и-и! Вы смеетесь надо мной.

Исполнитель. Ты не обижайся, Петрушка. Я давно догадался, но мне хочется, чтобы ты сам вспомнил.

Петрушка. Им трут и лицо и руки, а потом пена получается. Вспомнил! Им умываются… Это мыло!

Ну, пойдем. Я тебе дам мыло.

(Поклон)

Номер 4 «Скороговорки»

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Сегодня я приготовил вам скороговорки. Этот герой скороговорок встречается часто. А вот как его зовут, вы догадаетесь сами.

Как у горки, на горе, на пригорке жили тридцать три … (Егорки)

Правильно, ребята. Значит, скороговорки будут о Егорке.

Из-за леса, из-за гор к ним приехал дед Егор.

Шел Егор по шоссе к Саше в шашки играть.

Шел Егор через двор, нес Егор топор.

Съел Егор-молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Гога гнал гусей под гору, гнал Егор гусей на гору.

Фу, устал даже. Всех скороговорок про Егорок не перевыскороговоришь.

А кто из вас знает скороговорку? Ты мальчик. Как тебя зовут? …. сейчас скажет нам скороговорку. Слушаем. (ребенок говорит)

Ха-ха-ха! Здорово! Молодец! За это получай конфету.

А кто еще знает скороговорки? Не отставайте, в соревнование вступайте.

(дети говорят скороговорки)

А теперь давайте вместе решим, кто лучше всех скороговорил. По вашим аплодисментам узнаем победителя. (Определяют победителя)

Всегда победителям надо вручать награду.

Спасибо за внимание. До свидания! До свидания! Скороговорки учите, а потом мне их говорите.

Герои русского кукольного театра известны малышам с самого раннего возраста. Одним из таких является Петрушка – своеобразный и характерный шут с веселым характером и добрым нравом. Первоначально он был создан в виде куклы перчаточного типа, которой движениями собственной руки можно было придать активный характер.



Позднее куклу превратили в героя театра марионеток. Однако перчаточный вариант по-прежнему популярен.

Обязательными чертами петрушечного образа являются:

  • красная рубаха, украшенная узорами с народным орнаментом;
  • холщовые широкие штаны, залихватски заправленные в сапоги;
  • длинный колпачок, на конце которого обязательно находится кисточка.

Иногда штаны отсутствуют, длинная рубаха как будто закрывает ноги.

Колпачок может раздваиваться, и тогда на каждом конце имеется кисточка.


Как пошить?

Мягкая игрушка Петрушка желанна практически во всех домах, где есть дети. Одевая её на руку, можно легко развеселить ребенка, поднять ему настроение, отвлечь от ненужных проблем. А если заготовить несколько аналогичных народных персонажей, может получиться полноценная труппа кукольных артистов.

Как сделать Петрушку своими руками? Голову изготовим из папье-маше, элементы туловища помогут сделать специальные выкройки. Сшивать их можно руками, если есть машинка – использовать её. Если ни то, ни другое неприемлемо, с помощью специального тканевого клея можно аккуратно склеить все детали по периметру.

Для работы потребуется набор, изображенный на фото.

Голову из папье-маше своими руками делаем следующим образом:

  1. Измельчаем лотки для яиц и заливаем их кипятком.
  2. После полного пропитывания отжимаем лишнюю воду и добавляем клей ПВА в соотношении 3: 1.
  3. В голову нужно заранее вставить цилиндр для последующего крепления туловища.
  4. Взяв круглую основу, наносим на нее готовую массу и дополнительно лепим рельефные детали: нос, лоб, уши, подбородок.


Дальнейшие действия производятся после полного высыхания основы. Используется ручная роспись красками:

  • покрываем голову водоэмульсионной краской, после высыхания которой окрашиваем всю поверхность оттенком телесного цвета;
  • оформляем черты лица, делаем их максимально добрыми и улыбчивыми;
  • далее дело за волосами. Наматываем на рамку выбранные нитки. Перерезаем их по краям;
  • наклеиваем основу с волосами по окружности головы – получается подобие выбившихся из-под колпачка кудрей.



Костюм скажет о характере многое

Как сшить, чтобы было красиво? Петрушка – кукла, которая «постоянно ходит по гостям». Поэтому используем только яркие пестрые расцветки тканей, лоскутки из которых сшиваем по порядку:

  • прикладываем выкройку, обводим её карандашом и вырезаем, учитывая припуски на швы;
  • сшиваем детали и получаем рубаху;
  • аналогично изготавливается колпачок на голову;
  • так же выполняется рука в рукавичке;
  • её крепление к рубахе происходит за счет вставленного цилиндра.



Соединяем изготовленные детали, получаем самую выразительную из народных кукол – Петрушку.

Как ещё можно её сделать?

Если голова из папье-маше может остаться такой же и у других вариантов куклы, то одежда может быть вязаная. На кукольных моделях такие вещи смотрятся особо трогательно и оригинально. Связать можно и голову. Такой герой делается методом вязания крючком по кругу столбиками без накида.

Народная любимая кукла может быть сшита полностью из ткани, используя специальные выкройки. Вырезав каждую деталь, шьем по местам их соединения. Затем наполняем внутреннюю полость головы чем-то мягким, например, поролоном, ватой, холлофайбером. Рубаху наполнять не стоит.

Это удобное место для руки, управляющей движениями куклы. К низу рубахи можно пришить ноги, изготовленные аналогичным образом. Тогда при оживлении игрушки движениями руки они будут смешно раскачиваться, придавая образу особой выразительности.

Не бойтесь, что не получится! Сшейте и увидите, насколько это дело увлекательно и заманчиво. А герой, получившийся в результате такой интересной работы, будет не только симпатичным и милым, но и согретым теплом вашей души, которой со щедростью поделится с детьми.

Все люди хотя бы раз в жизни бывали в детстве в кукольном театре, или смотрели кукольные представления по телевизору. Главными персонажами таких спектаклей являются куклы. Они очень многообразны. Но главный народный кукольный герой, и по сей день - Петрушка. Его появление на Руси неясно, но уже в 1609 году, когда зарождались первые кукольные театры, он был главным персонажем действий. Его полное имя Петр Петрович Уксусов.

Но некоторые историки, изучающие кукольный театр, считают, что его звали «Ванька Рататуй», и относят происхождение этой куклы к Франции. Корни Петрушки на самом деле исходят из заморских стран, т.к. он был всегда одет на «зарубежный манер»: красная рубашка, холщевые штаны и колпак с бубенчиками. Внешность у него тоже не русская, большие руки и голова, большие глаза и огромный нос с горбинкой. Голос его тоже был необычен.
Прототипом Петрушки является настоящий человек, историческое лицо, любимый шут Российской императрицы Анны Иоанновны, которого звали его Пьетро Педрилло. Был он сыном итальянца и приехал в Петербург в качестве придворного музыканта. Но в скорости у него случился инцидент с придворными императрицы, и один из ее фаворитов, предложил ему стать придворным шутом. На этом поприще итальянец и сделал карьеру, что помогло ему войти в историю. Он обладал умом и остроумием, что очень нравилось императрице. Она его щедро вознаграждала, и после ее смерти Пьетро Педрилло уехал назад в Италию, будучи богатым человеком. Среди придворных у него были разнообразные клички, одна из которых и была «Петрушка», что и послужило рождению русской куклы, ставшей народным персонажем кукольных театров.
Петрушка изображал глуповатого персонажа, но за этим прослеживался острый ум. Он был задира, острослов, драчун, который всех и всегда побеждал. В его лице высмеивались все человеческие пороки. В прошлые столетия кукольные представления разыгрывались для простого народа, проходили они прямо на площадях, ярмарках. В них высмеивали правителей, власти и всех, кто пренебрежительно и несправедливо относился к людям. Петрушка побеждал всегда и богатых, и полицию, и попов, и даже смерть. Народ видел в нем себя, и это помогало ему верить в то, что несправедливость можно побороть.
Вначале ХХ века образ Петрушки начал меняться. Сначала происходили гонения на актеров - кукольников, а позже, с началом войны, народу стало не до развлечений. И актеры стали играть для детей. С тех пор Петрушка стал пай - мальчиком. Образ его изменился навсегда.