Василий Тёркин - народный герой. Сочинение Твардовский A.T

Василий Тёркин - народный герой. Сочинение Твардовский A.T

Билет № 11.

Вопрос 1. И.А.Крылов, «Обоз». Дайте определение басни как жанра. Объясните, какова историческая основа басни и к каким жизненным ситуациям можно применить её мораль?

Басня - литературный жанр; краткое, стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного характера, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами.

Басня близка к притче и апологу. От притчи и аполога она отличается законченностью сюжетного развития, а от других форм аллегорического повествования — единством действия и сжатостью изложения, не допускающей введения детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы.

Басня обычно распадается на две части: рассказ о событии, конкретном и единичном, но легко поддающемся обобщительному истолкованию, и нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.

С сюжетной стороны басня часто (хотя и не обязательно) характеризуется изображением в ней логически невозможных предметных отношений, например перенесением на животных или растения форм человеческого быта и поведения. В этом басня соприкасается с животным эпосом. Другой причиной, сближающей тематику басни с тематикой животного эпоса, является простота, однозначность и постоянство встречающихся в животном эпосе характеров. Однако связь с животным эпосом не является обязательной, и уже в древнейших из дошедших до нас баснях наряду с животными действующими лицами появляются люди и мифические существа.
Басня И. А. Крылова "Обоз"
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.
Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” - мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Вопрос 2. Почему Василий Тёркин из одноимённой поэмы А.Твардовского стал поистине народным героем?

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность.
Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.
В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” — произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена.
Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода — все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Через всю поэму проходит рефрен.
“Василий Теркин” — это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ.
Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.
Поэма Твардовского — произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность: Вот стихи, а все понятно. Все на русском языке. Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.

В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” - произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена: Эти строки и страницы - Дней и верст особый счет, Как от западной границы До своей родной столицы, И от той родной столицы Вспять до западной границы, А от западной границы Вплоть до вражеской столицы Мы свой делали поход. Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас.

Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода - все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе.

Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Через всю поэму проходит рефрен: Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. “Василий Теркин” - это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти.

Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ: В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек. Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость. Поэма Твардовского - произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.

>Сочинения по произведению Василий Теркин

Народный герой

Василий Теркин - главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского ; обыкновенный парень из смоленских крестьян, мечтающий принести своей стране победу в Великой Отечественной войне. Он - воплощение лучших черт русского солдата и всего народа. Девиз Теркина: «Не унывай». Этот парень настолько оптимистичный и жизнелюбивый, что его положительный настрой передается всем тем, с кем он общается. Изображая Теркина, автор хотел подчеркнуть, что это собирательный образ - олицетворение всех остальных рядовых солдат страны, только с высоким уровнем энтузиазма. Как он говорил, такой человек «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».

Поэма Твардовского появилась в 1945 году. Автор сам был фронтовым писателем и знал то, о чем пишет не понаслышке. В этом произведении он показал правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа. Неудивительно, что поэма имела мгновенный успех. Первоначально она называлась «Книгой про бойца», затем Твардовский все-таки изменил название, чтобы подчеркнуть значимость главного героя и роли таких удалых ребят на войне. Василий Теркин может, бесспорно, быть причислен к народным героям. В одной из глав ему таки удалось получить орден.

Это произошло весной 1942 года, когда под гул бомбардировщика солдаты легли ничком, а Теркин встал и выстрелом из винтовки сбил вражеский самолет. Лежа в госпитале, он повстречал юношу из Тамбова, которому уже довелось стать героем, и захотелось Теркину родной Смоленщине принести такую же гордость. Ни при каких обстоятельствах не унывал герой. В главе «Переправа», рискуя своей жизнь, он переплыл ледяную реку, чтобы спасти своих товарищей. При этом­ он не хвастал своим героизмом, не выставлял его напоказ, отчего заслужил еще больше уважения. В главе «Смерть и воин» он был почти убит, но нашел в себе мужество противостоять смерти.

По всей видимости, для автора народный герой должен обладать не только мужеством и отвагой, а также находчивостью и смекалкой. Поэтому он наделил своего героя умением быстро ориентироваться не только на фронте, но и в бытовых ситуациях. Он мог легко починить любую поломку, как, например, в главе «Два солдата». Одним словом, Теркин был мастером на все руки, рубахой-парнем и самым обычным выходцем из российской глубинки. Он проявлял должное уважение к старшим, был скромным, где нужно и веселым с друзьями. При этом мог легко взять врага в плен, пройти через обстрел, вступить в рукопашный бой с немцем. Таким и должен быть настоящий народный герой.

марта 13 2015

Чтобы понять и оценить истинные масштабы талан­та художника, его вклад в литератору, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эсте­тическими идеалами, представлениями и вкусами наро­да. Твардовский никогда не стремился быть оригиналь­ным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность: Вот стихи, а все понятно. Все на русском языке. Блестящее мастерство, народность творчества Алек­сандра Трифоновича видны и в принципах художествен­ного осмысления нашей жизни, и в создании нацио­нальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: «Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни стра­ны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии».

В течение всей , находясь на фронте, Твардов­ский работал над поэмой «Василии Теркин» - произве­дением, которое одновременно было и правдивой ле­тописью войны, и вдохновляющим агитационным сло­вом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Вели­кой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена: Эти строки и страницы - Дней и верст особый счет, Как от западной границы До своей родной столицы, И от той родной столицы Вспять до западной границы, А от западной границы Вплоть до вражеской столицы Мы свой делали поход. Изображение войны представляло для писателей немалые трудности.

Здесь можно было сбиться на при­украшенные реляции в духе поверхностного оптимиз­ма или впасть в отчаяние и представить как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к «Васи­лию Теркину» Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать «правду сущую», «как бы ни была горька». рисуется поэтом без всяких прикрас.

Тоска отступления, мучительная трево­га за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые хо­лода - все это показано в «Теркине» как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уны­ние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твар­довский, в передышках между боями люди радуются и смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание спра­ведливого характера борьбы с фашизмом.

Через всю поэму проходит рефрен: Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. «Василий Теркин» - это « про бойца». Теркин появляется на первых страницах произведения как не­притязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодуш­но посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, вер­ности и великодушии, великой любви и ненависти. Од­нако свою задачу видел не только в том, чтобы прав­диво нарисовать одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом.

Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой оли­цетворяет собой народ: В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек. Высокое мастерство поэта все права защищены 2001-2005 проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не «приземляя» , воплотить в нем коренные нравственные качества рус­ского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подви­гу, любовь к труду Созданный Твардовским образ народ­ного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость. Поэма Твардовского - выдающееся, подлинно новаторское.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Василий Тёркин - народный герой (по поэме А. Т. Твардовского) . Литературные сочинения!

Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стал любимым народным героем в годы войны и продолжал им оставаться еще много лет спустя. Это простой солдат, деревенский парень, вставший на защиту своей Родины. Он человек из народа, близкий тем бойцам, которые читали поэму где-нибудь на фронте в редкие свободные минуты.

Чем он так близок им?

Конечно, прежде всего чувством долга, горячим патриотизмом, сознанием своей ответственности.

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

Он надежный товарищ, готовый, если надо, погибнуть сам, но выручить своих соратников. Он совершает подвиг, переплыв ледяную реку, чтобы доложить об удачной переправе их взвода и попросить огневой поддержки, но для него это не подвиг, а нечто совершенно естественное. Так было надо.

Он мечтает о награде, но не сейчас, а вот когда кончится война… «Я не гордый», – говорит он о себе, и ордена ему не нужно, он «согласен на медаль». Зачем она ему? Мечты о мирной жизни, о любви, о возвращении домой, конечно, свойственны герою. Но эту грусть он не выставляет напоказ, он не унывает сам и не дает унывать товарищам. Мастер на все руки, гармонист, балагур – и за это его любят и ценят однополчане. Он шутит даже в самые неожиданные минуты: его, полузамерзшего, растирают спиртом, а он вдруг просит «погреться изнутри». Можно жить без еды какое-то время, говорит автор, но

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Это хорошо понимает Василий Теркин. Он жизнерадостный, добрый человек, к жизни относится легко и всегда верит в лучшее:

Я большой охотник жить

Лет до девяноста.

Мужественный солдат, преданный Родине и народу, надежный товарищ в бою, оптимист, никогда не унывающий и всегда готовый прийти на помощь, – такого героя полюбили и оценили читатели. Это воплощение и национального характера, и народного юмора, и народного патриотизма. Поэтому такой герой – большая удача автора, и он еще долго будет оставаться любимым народным героем.