Древнегреческий поэт-комедиограф, «отец комедии. Значение феопомп, древнегреческий комедиограф в энциклопедии брокгауза и ефрона Театральное и музыкальное искусство античности

Древнегреческий поэт-комедиограф, «отец комедии. Значение феопомп, древнегреческий комедиограф в энциклопедии брокгауза и ефрона Театральное и музыкальное искусство античности

Аристофан родился примерно в 445 году до н. э.

Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными.

Свои творческие способности юноша проявил очень рано.

Уже в 12-13 лет он начал писать пьесы. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.

Написал Аристофан всего около 40 произведений.

До наших дней дошло только 11 комедий, в которых автор ставил самые разные жизненные вопросы.

В пьесах «Ахарняне» и «Мир» он ратовал за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой.

В пьесах «Осы» и «Всадники» критиковал деятельность государственных учреждений, укоряя бесчестных демагогов, которые обманывали народ.

Аристофан в своих произведениях критиковал философию софистов и методы воспитания молодежи («Облака»).

Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления.

Такое положение вещей можно объяснить тем, что в греческом обществе назрел кризис рабовладельческой демократии. В эшелонах власти процветали взяточничество и продажность чиновников, казнокрадство и наушничество. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.
Но в комедиях Аристофана есть и положительный герой. Им является мелкий землевладелец, обрабатывающий землю при помощи двух-т

Рех рабов. Драматург восхищался его трудолюбием и здравым смыслом, который проявлялся как в домашних, так и в государственных делах.

Аристофан был ярым противником войны и выступал за мир.

Например, в комедии «Лисистрата» он высказал мысль о том, что Пелопоннесская война, в которой эллины убивают друг друга, ослабляет Грецию перед угрозой со стороны Персии.

В пьесах Аристофана резко заметен элемент буффонады. В связи с этим актерское исполнение также должно было включать в себя пародию, шарж и буффонаду.

Все эти приемы вызывали буйное веселье и смех зрителей.

Кроме этого, Аристофан ставил персонажей в смешные положения.

Примером может служить комедия «Облака», в которой Сократ приказал подвесить себя высоко в корзине, чтобы легче было размышлять о возвышенном.

Эта и подобные ей сцены были весьма выразительными и с чисто театральной стороны.
Так же как и трагедия, комедия начиналась прологом с завязкой действия.

За ним шла вступительная песня хора, когда он выходил на орхестру.

Хор, как правило, состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом.

За вступительной песней хора следовали эписодии, которые отделялись друг от друга песнями.

В эписодиях диалог сочетался с хоровым пением.

В них всегда был агон – словесный поединок.

В агоне противники отстаивали чаще всего противоположные мнения, иногда он заканчивался дракой персонажей друг с другом.

В хоровых партиях присутствовала парабаза, во время которой хор снимал маски, делал несколько шагов вперед и обращался непосредственно к зрителям. Обычно парабаза не была связана с основной темой пьесы.

Последняя часть комедии, так же как и трагедии, называлась эксодом, в это время хор покидал орхестру.

Эксод всегда сопровождался веселыми, задорными танцами.

Примером самой яркой политической сатиры может служить комедия «Всадники».

Аристофан дал ей такое название потому, что главным действующим лицом был хор всадников, составлявших аристократическую часть афинского войска.

Главным героем комедии Аристофан сделал лидера левого крыла демократии Клеона.

Он назвал его Кожевником и представил наглым, лживым человеком, который думает только о собственном обогащении.

Под видом старика Демоса в комедии выступает афинский народ.

Демос очень стар, беспомощен, часто впадает в детство и поэтому во всем слушает Кожевника.

Но, как говорится, вор у вора коня увел.

Демос передает власть другому мошеннику – Колбаснику, который побеждает Кожевника.

В конце комедии Колбасник отваривает Демоса в котле, после чего к тому возвращается молодость, разум и политическая мудрость.

Теперь уже Демос ни за что не станет плясать под дудку бессовестных демагогов.

Да и сам Колбасник впоследствии становится добрым гражданином, который трудится на благо своей родины и народа.

По сюжету пьесы оказывается, что Колбасник просто притворялся, чтобы одержать верх над Кожевником.

21 года до н. э., в период мирных переговоров Афин со Спартой, Аристофан написал и поставил комедию «Мир».

Современники драматурга допускали возможность, что это представление могло оказать свое положительное влияние на ход переговоров, которые завершились успешно в этом же году.

Главным героем пьесы стал земледелец по имени Тригей, т. е. «собиратель» плодов.

Беспрерывная война мешает ему мирно и счастливо жить, обрабатывать землю и кормить свою семью.

На громадном навозном жуке Тригей решил подняться в небо, чтобы спросить у Зевса, как он намерен поступить с эллинами.

Если только Зевс не примет какого-либо решения, то Тригей скажет ему, что он предатель Эллады.

Поднявшись на небо, земледелец узнал, что богов на Олимпе больше нет.

Зевс переселил их всех на самую высокую точку небесного свода, потому что разгневался на людей за то, что они никак не могли закончить войну.

В большом дворце, который стоял на Олимпе, Зевс оставил демона войны Полемоса, предоставив ему право делать с людьми все, что захочется.

Полемос схватил богиню мира и заточил ее в глубокой пещере, а вход завалил камнями.

Тригей позвал на помощь Гермеса, и, пока не было Полемоса, они освободили богиню мира.

Сразу после этого прекратились все войны, люди возвратились к мирному созидательному труду и началась новая, счастливая жизнь.

Аристофан провел красной нитью через весь сюжет комедии мысль о том, что всем грекам следует забыть вражду, объединиться и жить счастливо.

Таким образом, со сцены впервые прозвучало утверждение, адресованное всем греческим племенам, о том, что общего между ними намного больше, чем отличий.

Кроме этого, была высказана мысль об объединении всех племен и общности их интересов. Комедиограф написал еще два произведения, которые были протестом против Пелопоннесской войны. Это комедии «Ахарняне» и «Лисистрата».

В 405 году до н. э. Аристофан создал пьесу «Лягушки».

В этом произведении он критиковал трагедии Еврипида.

В качестве примера достойных трагедий он называл пьесы Эсхила, которому всегда симпатизировал.

В комедии «Лягушки» в самом начале действия на орхестру выходит Дионис со своим слугой Ксанфием.

Дионис объявляет всем, что собирается спуститься в подземное царство, чтобы вывести на землю Еврипида, потому что после его смерти не осталось ни одного хорошего поэта.

Публика после этих слов заливалась смехом: всем было известно критическое отношение Аристофана к произведениям Еврипида.

Стержнем пьесы является спор между Эсхилом и Еврипидом, происходящий в подземном царстве.

Актеры, изображающие драматургов, появляются на орхестре, как бы продолжая спор, начатый за пределами площадки. Еврипид критикует искусство Эсхила, считает, что у него было слишком мало действия на сцене, что, выведя на площадку героя или героиню, Эсхил покрывал их плащом и оставлял сидеть молча.

Таким образом, Еврипид порицал высокопарный и неудобоваримый язык, которым Эсхил писал свои произведения.

Про себя же Еврипид говорит, что он показывал в своих пьесах повседневный быт и учил людей простым житейским делам.

Такое реалистичное изображение повседневной жизни простых людей и вызывало критику Аристофана.

Устами Эсхила он обличает Еврипида и говорит ему, что тот испортил людей: «Теперь везде базарные зеваки, плуты, коварные злодеи».

Их состязание заканчивается тем, что происходит взвешивание стихов обоих поэтов.

На сцене появляются большие весы, Дионис предлагает драматургам по очереди бросать на разные чаши весов стихи из своих трагедий.

В результате стихи Эсхила перевесили, он стал победителем, и его Дионис должен вывести на землю. Провожая Эсхила, Плутон наказывает ему охранять Афины, как он говорит, «добрыми мыслями» и «перевоспитывать безумцев, каких в Афинах много».

Поскольку Эсхил возвращается на землю, то просит на время его отсутствия в подземном царстве передать трон трагика Софоклу.

Умер Аристофан в 385 году до н. э.

С точки зрения идейного содержания, а также зрелищности комедии Аристофана – это феноменальное явление.

По словам историков, Аристофан является одновременно вершиной древней аттической комедии и ее завершением. В IV веке до н. э., когда в Греции изменилась социально-политическая обстановка, комедия уже не обладала такой силой воздействия на публику, как раньше.

В связи с этим В. Г. Белинский назвал Аристофана последним великим поэтом Греции.

Аристофан - древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 444 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков. Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было. Более того - в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел. Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца - «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 386 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи. Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков. Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин , Гейне , Филдинг , Шелли, Гёте , Фейхтвангер , Маяковский , испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

В этот список можно включить таких известных античных авторов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Аристотель. Все они писали пьесы для представлений на празднествах. Было, конечно, еще много авторов драматургических произведений, но либо их творения не дожили до наших дней, либо имена их были забыты.

В творчестве древнегреческих драматургов, несмотря на все различия, было много общего, например стремление показать все самые существенные социальные, политические и этические проблемы, которые волновали умы афинян в то время. В жанре трагедии в Древней Греции не было создано значительных произведений. Со временем трагедия стала чисто литературным произведением, предназначенным для чтения. Зато большие перспективы открылись перед бытовой драмой, получившей наибольший расцвет в середине IV века до н. э. Ее впоследствии назвали «новоаттическая комедия».

Эсхил

Эсхил (рис. 3 ) родился в 525 году до н. э. в Элевсине, близ Афин. Происходил он из знатной семьи, поэтому получил хорошее образование. Начало его творчества относится ко времени войны Афин против Персии. Из исторических документов известно, что Эсхил сам принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине.

Рис. 3. Эсхил

Последнюю из войн он описал как очевидец в своей пьесе «Персы». Эта трагедия была поставлена в 472 году до н. э. Всего Эсхил написал около 80 произведений. В их числе были не только трагедии, но и сатирические драмы. До наших дней в полном объеме дошло только 7 трагедий, от остальных сохранились лишь небольшие кусочки.

В произведениях Эсхила показаны не только люди, но и боги, и титаны, которые олицетворяют моральные, политические и социальные идеи. Сам драматург имел религиозно-мифологическое кредо. Он свято верил, что боги управляют жизнью и миром. Однако люди в его пьесах – не безвольные существа, которые слепо подчинены богам. Эсхил наделил их разумом и волей, они действуют, руководствуясь своими размышлениями.

В трагедиях Эсхила хор играет существенную роль в развитии темы. Все партии хора написаны патетическим языком. Вместе с тем автор понемногу начал вводить в канву повествования картины человеческого бытия, которые были довольно реалистичны. Примером может служить описание боя между греками и персами в пьесе «Персы» или слова сочувствия, высказанные океанидами Прометею.

Для усиления трагического конфликта и для более полного действия театральной постановки Эсхил ввел роль второго актера. По тем временам это был просто революционный ход. Теперь вместо старой трагедии, имевшей мало действия, единственного актера и хор, появились новые драмы. В них сталкивались мировоззрения героев, самостоятельно мотивировавших свои действия и поступки. Но трагедии Эсхила все же сохранили в своем построении следы того, что они происходят от дифирамба.

Построение всех трагедий было одинаково. Начинались они с пролога, в котором была завязка сюжета. После пролога хор вступал на орхестру, чтобы остаться там до конца пьесы. Затем следовали эписодии, которые представляли собой диалоги актеров. Эписодии отделялись друг от друга стасимами – песнями хора, исполняемыми после того, как хор взошел на орхестру. Заключительная часть трагедии, когда хор уходил с орхестры, называлась «эксод». Как правило, трагедия состояла из 3 – 4 эписодиев и 3 – 4 стасимов.

Стасимы, в свою очередь, подразделялись на отдельные части, состоящие из строф и антистроф, которые строго соответствовали друг другу. Слово «строфа» в переводе на русский язык означает «поворот». Когда хор пел по строфам, он передвигался то в одну, то в другую сторону. Чаще всего песни хора исполнялись под аккомпанемент флейты и обязательно сопровождались танцами, называвшимися «эммелейя».

В пьесе «Персы» Эсхил прославил победу Афин над Персией в морском сражении при Саламине. Через все произведение красной нитью проходит сильное патриотическое чувство, т. е. автор показывает, что победа греков над персами – это результат того, что в стране греков существовали демократические порядки.

В творчестве Эсхила особое место отведено трагедии «Прометей Прикованный». В этом произведении автор показал Зевса не носителем правды и справедливости, а жестоким тираном, который хочет стереть с лица земли всех людей. Поэтому Прометея, который посмел восстать против него и заступиться за человеческий род, он осудил на вечные муки, приказав приковать его к скале.

Прометей показан автором борцом за свободу и разум людей, против тирании и насилия Зевса. Во все последующие века образ Прометея оставался примером героя, борющегося против высших сил, против всех угнетателей свободной человеческой личности. Очень хорошо сказал об этом герое античной трагедии В. Г. Белинский: «Прометей дал знать людям, что в истине и знании и они – боги, что громы и молнии еще не доказательство правоты, а только доказательства неправой власти».

Эсхил написал несколько трилогий. Но единственной, которая дошла до наших дней в полном объеме, является «Орестея». В основу трагедии вошли сказания о страшных убийствах того рода, из которого происходил греческий полководец Агамемнон. Первая пьеса трилогии носит название «Агамемнон». В ней рассказывается о том, что Агамемнон с победой возвратился с поля битвы, но у себя дома был убит своей женой Клитемнестрой. Жена полководца не только не боится наказания за свое преступление, но и похваляется тем, что сделала.

Вторая часть трилогии называется «Хоэфоры». Здесь идет рассказ о том, как Орест, сын Агамемнона, став взрослым, решил отомстить за смерть своего отца. Сестра Ореста Электра помогает ему в этом страшном деле. Сначала Орест убил любовника своей матери, а затем и ее.

Сюжет третьей трагедии – «Эвмениды» – таков: Ореста преследуют Эринии, богини мщения, за то, что он совершил два убийства. Но его оправдывает суд афинских старейшин.

В этой трилогии поэтическим языком Эсхил рассказал о борьбе между отцовским и материнским правом, которая шла в те времена в Греции. В результате отцовское, т. е. государственное, право оказалось победителем.

В «Орестее» драматургическое мастерство Эсхила достигло своего пика. Он так хорошо передал гнетущую, зловещую атмосферу, в которой зреет конфликт, что почти физически зритель ощущает этот накал страстей. Хоровые партии написаны четко, в них прослеживается религиозно-философское содержание, присутствуют смелые метафоры и сравнения. В этой трагедии намного больше динамики, чем в ранних произведениях Эсхила. Характеры выписаны более конкретно, намного меньше общих мест и рассуждений.

В произведениях Эсхила показана вся героика греко-персидских войн, которые играли важную роль при воспитании патриотизма у народа. В глазах не только своих современников, но и всех последующих поколений Эсхил навсегда остался самым первым поэтом-трагиком.

Умер он в 456 году до н. э. в городе Гел, что на Сицилии. На его могиле имеется надгробная надпись, которая, по преданию, была сочинена им самим.

Софокл

Софокл (рис. 4 ) родился в 496 году до н. э. в зажиточной семье. Его отец имел оружейную мастерскую, которая давала большие доходы. Уже в юном возрасте Софокл проявил свою творческую одаренность. В 16 лет он руководил хором юношей, которые прославляли победу греков в сражении при Саламине.

Рис. 4. Софокл

Поначалу Софокл сам принимал участие в постановках своих трагедий в качестве актера, но затем из-за слабости голоса ему пришлось отказаться от выступлений, хотя он и пользовался большим успехом. В 468 году до н. э. Софокл одержал свою первую заочную победу над Эсхилом, которая заключалась в том, что пьеса Софокла была признана лучшей. В дальнейшей драматургической деятельности Софоклу неизменно везло: он за всю жизнь ни разу не получил третьей награды, а практически всегда занимал первые места (и только изредка вторые).

Драматург активно участвовал в государственной деятельности. В 443 году до н. э. греки избрали знаменитого поэта на должность казначея Делосского союза. Позднее он был избран на еще более высокую должность – стратега. В этом качестве он вместе с Периклом принимал участие в военном походе против острова Самос, который отделился от Афин.

Нам известны только 7 трагедий Софокла, хотя написал он больше 120 пьес. По сравнению с Эсхилом Софокл несколько поменял содержание своих трагедий. Если у первого в пьесах действуют титаны, то второй ввел в свои произведения людей, хотя и немного приподнятых над обыденной жизнью. Поэтому исследователи творчества Софокла говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.

Человек со своим духовным миром, разумом, переживаниями и свободной волей стал главным действующим лицом в трагедиях. Конечно, в пьесах Софокла герои ощущают воздействие на свою судьбу Божественного провидения. Боги у него такие же могущественные, как и у Эсхила, они тоже могут низвергнуть человека вниз. Но герои Софокла обычно не полагаются безропотно на волю судьбы, а ведут борьбу за осуществление своих целей. Эта борьба иногда заканчивается страданиями и гибелью героя, но отказаться от нее он не может, так как в этом он видит свой нравственный и гражданский долг перед обществом.

В это время во главе афинской демократии был Перикл. При его правлении рабовладельческая Греция достигла огромного внутреннего расцвета. Афины стали крупным культурным центром, в который стремились писатели, художники, скульпторы и философы всей Греции. Перикл начал застройку Акрополя, но закончена она была только после его смерти. К этой работе были привлечены выдающиеся архитекторы того периода. Все скульптуры были выполнены Фидием и его учениками.

Помимо этого, бурное развитие наступило в сфере естественных наук и философских учений. Возникла потребность в общем и специальном образовании. В Афинах появились учителя, которых называли софистами, т. е. мудрецами. За плату они обучали желающих разным наукам – философии, риторике, истории, литературе, политике – учили искусству выступать перед народом.

Некоторые софисты были сторонниками рабовладельческой демократии, другие – аристократии. Самым знаменитым среди софистов того времени был Протагор. Это ему принадлежит высказывание, что не бог, а человек является мерой всех вещей.

Такие противоречия в столкновении гуманистических и демократических идеалов с эгоистичными и корыстными побуждениями были отражены и в творчестве Софокла, который не мог принять утверждения Протагора, потому что был очень религиозен. В своих произведениях он не раз говорил о том, что человеческие знания очень ограниченны, что по неведению человек может совершить ту или иную ошибку и быть за это наказанным, т. е. претерпеть муки. Но ведь именно в страданиях выявляются лучшие человеческие качества, которые Софокл описал в своих пьесах. Даже в тех случаях, когда герой погибает под ударами судьбы, в трагедиях чувствуется оптимистическое настроение. Как говорил Софокл, «судьба могла лишить героя счастья и жизни, но не унизить его духа, могла сразить его, но не победить».

Софокл ввел в трагедию третьего актера, который очень оживил действие. На сцене теперь было три персонажа, которые могли вести диалоги и монологи, а также выступать одновременно. Поскольку драматург отдавал предпочтение переживаниям отдельной личности, то он не писал трилогий, в которых, как правило, прослеживалась судьба целого рода. На состязания выставлялось по три трагедии, но уже теперь каждая из них была самостоятельным произведением. При Софокле также были введены расписные декорации.

Самыми известными трагедиями драматурга из фиванского цикла считаются «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона». В основе сюжета всех этих произведений лежит миф о фиванском царе Эдипе и о многочисленных несчастьях, обрушившихся на его род.

Софокл старался во всех своих трагедиях вывести героев с сильным характером и несгибаемой волей. Но в то же время этим людям были присущи доброта и сострадание. Такой была, в частности, Антигона.

Трагедии Софокла ярко показывают, что рок может подчинить себе жизнь человека. В этом случае герой становится игрушкой в руках высших сил, которые у древних греков олицетворялись с Мойрой, стоящей даже над богами. Эти произведения стали художественным отображением гражданских и нравственных идеалов рабовладельческой демократии. В числе этих идеалов были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, патриотизм, служение Родине, благородство чувств и побуждений, а также доброта и простота.

Умер Софокл в 406 году до н. э.

ФЕОПОМП, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОМЕДИОГРАФ

(?????????, Theopompus) ? один из представителей древнегреческой комедии в период упадка ее и перехода в так называемую среднюю комедию, автор 24 (не дошедших до нас) пьес. Судя по заглавиям, некоторые пьесы Ф. были написаны в духе Аристофановских (например, "Воительницы").

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОПОМП, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОМЕДИОГРАФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОПОМП
  • ФЕОПОМП в биографиях Монархов:
    Легендарный спартанский царь из рода Эврипонтидов, правивший в VIII в. до Р.Х. Сын Никандра. Феопомп сделал важное и последнее дополнение …
  • ФЕОПОМП
    (ок. 377-320 до н. э.) древнегреческий историк. Автор описания Эллады и жизнеописания Александра …
  • ФЕОПОМП в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Теопомп (Theopompos) (около 377v300 до н. э.), древнегреческий историк. Ученик Исократа. Противник демократии. Странствующий софист. Автор "Греческой истории" (в …
  • КОМЕДИОГРАФ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш., устар. Сочинитель …
  • КОМЕДИОГРАФ
    комедио"граф, комедио"графы, комедио"графа, комедио"графов, комедио"графу, комедио"графам, комедио"графа, комедио"графов, комедио"графом, комедио"графами, комедио"графе, …
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    древнегре"ческий, древнегре"ческая, древнегре"ческое, древнегре"ческие, древнегре"ческого, древнегре"ческой, древнегре"ческого, древнегре"ческих, древнегре"ческому, древнегре"ческой, древнегре"ческому, древнегре"ческим, древнегре"ческий, древнегре"ческую, древнегре"ческое, древнегре"ческие, древнегре"ческого, древнегре"ческую, древнегре"ческое, древнегре"ческих, …
  • КОМЕДИОГРАФ в словаре Синонимов русского языка.
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    миксолидийский, …
  • КОМЕДИОГРАФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Сочинитель комедии …
  • КОМЕДИОГРАФ в Словаре русского языка Лопатина:
    комеди`ограф, …
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • КОМЕДИОГРАФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    комедиограф, …
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • КОМЕДИОГРАФ в Орфографическом словаре:
    комеди`ограф, …
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ФЕОПОМП в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 377-320 до н. э.), древнегреческий историк. Автор описания Эллады и жизнеописания Александра …
  • КОМЕДИОГРАФ в Толковом словаре Ефремовой:
    комедиограф м. Сочинитель комедии …
  • КОМЕДИОГРАФ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Сочинитель комедии [комедия I …
  • КОМЕДИОГРАФ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Сочинитель комедии [ комедия I …
  • ФЕОПОМП, КОМЕДИОГРАФ
    (?????????, Theopompus) — один из представителей древнегреческой комедии в период упадка ее и перехода в так наз. среднюю комедию, автор …
  • АРИСТОФАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 445 - ок. 385 до н. э.) древнегреческий поэт-комедиограф, "отец комедии". Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные …
  • ФЕОПОМП, ЦАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????, Theopompus) — сын Никандра, спартанский царь, девятый по порядку из дома Проклидов. При нем началась (около 743 г.) первая …
  • ФЕОПОМП, ИСТОРИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????, Theopompus) — известный историк, современник Эфора. Родился около 380 г. до Р. Хр. на о-ве Хиосе. Отец его Дамасистрат, …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????) — древнегреческий поэт. Родом из Никеи, по завоевании которой римлянами (73 г. до Р. Хр.) попал в качестве пленного …
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или язык древних эллинов, во времена расцвета Эллады не ограничивался пределами собственно Греции и относящихся к ней островов, но был …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    древнегреческий писатель о музыке. Известен его трактат, названный им "Введение к музыке". Это сочинение имеет характер руководства, предназначавшегося, вероятно, для …
  • ХАРИТОН, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ РОМАНИСТ
    (???????) ? древнегреческий романист, родом из карийского города Афродисиады, где он служил писцом у адвоката. Время жизни X. можно приурочить, …
  • ХАРЕС, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ВАЯТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? древнегреческий ваятель родом из Линдоса, явился на свет в начале III века до Р. Х., был учеником и последователем …
  • ФИЛОН, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЗОДЧИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????) ? древнегреческий зодчий, славившийся во времена Александра Македонского. Главные его постройки? портик Телестериона в Элевзисе и величественный арсенал …
  • ФЕОПОМП, СПАРТАНСКИЙ ЦАРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????????, Theopompus) ? сын Никандра, спартанский царь, девятый по порядку из дома Проклидов. При нем началась (около 743 г.) первая …
  • ФЕОПОМП, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ИСТОРИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????????, Theopompus) ? известный историк, современник Эфора. Родился около 380 г. до Р. Х. на острове Хиосе. Отец его Дамасистрат, …
  • ФЕОДОР, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ АРХИТЕКТОР И СКУЛЬПТОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? сын Телекла, древнегреческий архитектор и скульптор с острова Самоса, живший приблизительно за 600 лет до Р. Х. Он был …
  • СОРАН (ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ВРАЧ И ПИСАТЕЛЬ) в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (???????) ? древнегреческий врач и писатель, родом из Ефеса; преподавал медицину в Риме и Александрии при Траяне и Гадриане (1-я …
  • ПАРФЕНИЙ, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЭТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????????) ? древнегреческий поэт. Родом из Никеи, по завоевании которой римлянами (73 г. до Р. Хр.) попал в качестве пленного …
  • ЗЕВКСИС, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знаменитый древнегреческий живописец, процветавший в 420-380 гг. до Р. Х. Он род. в Гераклее (в Ю. Италии?), был ученик …
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или язык древних эллинов? во времена расцвета Эллады не ограничивался пределами собственно Греции и относящихся к ней островов, но …
  • ГЕРМОГЕН, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЗОДЧИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? древнегреческий зодчий, соорудитель храма Артемиды Левкофрины в Магнезии, на Меандре, прекраснейшего из азиатских храмов (псевдодиптерического) и храма Диониса в …
  • ВАКХИЙ, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? древнегреческий писатель о музыке. Известен его трактат, названный им "Введение к музыке". Это сочинение имеет характер руководства, предназначавшегося, вероятно, …
  • ФАЛЕС в Новейшем философском словаре:
    (ок. 640/625 - ок. 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В …
  • ХАЙДЕГГЕР в Словаре постмодернизма:
    (Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в. Родился и воспитывался в небогатой трудовой католической семье. …
  • КИНО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова.
  • ПОЛИДОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Легендарный царь Лаконики из рода Агидов, правивший в VIII в. до Р.Х. Сын Алкамена. При Полидоре лакедемоняне основали две колонии: …
  • ГЕРОСТРАТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Герострат — грек из города Эфес (Малая Азия), который в 366 г. до н.э. сжёг храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним …
  • ГЕРОСТРАТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ГЕРОСТРА’Тгрек из города Эфес (Малая Азия), который в 366 г. до н.э. сжег храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из семи …
  • АРИСТОФАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРИСТОФА’Н (около 445 — около 385 гг. до н.э.)древнегреческий поэт-комедиограф, главный представитель древнеаттической комедии. Родился и жил в Афинах. Аристофан …
  • АРИСТОФАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Аристофан (ок. 450 - ок. 385 до н. э.) Древнегреческий поэт-комедиограф. Единственный из создателей «древней комедии», чьи произведения дошли до …
  • АЛЕКСАНДРИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • АГЕСИЛАЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    II - Царь лакедемонян (398-361 гг. до Р.Х.) из рода Эврипонтидов. Род. ок. 444 г. до Р.Х. Умер ок. 360 …

Из книги Д. Дилите
Античная литература
Пер. с литовского Н.К. Малинаускене

ISBN 5-87245-102-4
ГЛК, 2003. Обложка, 487 стр. Цена 150 р.

Устройство театра и организация представлений

Греческий театр составляют три части: театр, орхестра и скена. Места для зрителей, называемые театром8, обычно устраивали на склоне холма. Сначала зрители сидели на земле, потом были установлены каменные скамьи, рядами поднимающиеся вверх и дугой опоясывающие площадку в форме круга - орхестру, на которой происходили представления. За орхестрой натягивали палатку <...>. В ней участники представления складывали маски и другие вещи. Чтобы каждый раз не нужно было бы натягивать палатку, впоследствии было установлено постоянное сооружение, которое люди и в дальнейшем продолжали называть скеной. Поскольку действие греческих драм чаще всего происходило не в закрытом помещении, а под открытым небом, здание скены после установки некоторых элементов декораций могло изображать храм, царский дворец и т. п. Если в таком здании не было необходимости, скену прикрывали натянутым на раму огромным полотном с нарисованным морем, горами или другим необходимым изображением. Позднее около скены было сооружено небольшое возвышение, которое постепенно все увеличивалось и превратилось в такую сцену, которую мы видим в современных театрах.

И трагедийные, и комедийные актеры носили маски, которые они надевали на голову. Маски изготавливались следующим образом: мастер обтягивал проволочный каркас полотном и на него накладывал гипс. Потом маску раскрашивали, прикрепляли волосы, бороду. Маска характеризовала пол, возраст, общественное положение, моральные качества и душевное состояние действующего лица с помощью цвета, формы лба, положения бровей. Если психологическое состояние действующего лица менялось, актер менял маску. Поскольку маска увеличивала голову, фигура актера казалась меньшей. Это подходило для комедии, а трагедийные актеры, желая избежать комического впечатления, носили специальную обувь на толстой подошве - котурны.

Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Сначала в драме играл один актер: надевая все время новые маски, он исполнял все роли. Исполнитель разговаривал с хором или исполнял свою партию один. Эсхил придумал выпустить на орхестру двух актеров, и между ними уже мог происходить диалог. Софокл увеличил количество действующих лиц, находящихся на орхестре одновременно, до трех. Исполнитель главной роли назывался протагонистом. Конечно, в драмах обычно было больше, чем три персонажа, и те же самые актеры получали по нескольку ролей. Еще несколько актеров изображали слуг, спутников, воинов и других бессловесных персонажей. Важным действующим лицом в драмах был хор, который пел и танцевал на орхестре. С середины V в. до н. э. в трагедийном хоре было пятнадцать человек, а в комедийном - двадцать четыре. Самый главный хорист, руководитель хора назывался корифеем.

В театре были разнообразные механизмы, которые поднимали актера, сидящего на каком-нибудь бутафорном животном (Пегасе, птице, жуке), или спускали богов на землю. Поэтому внезапное появление бога, разрешавшего конфликт, называлось «богом из машины». В театроведении утвердился латинский перевод этого термина: deus ex machina.

В греческом театре драматург был не только писателем, но и композитором, и балетмейстером, и режиссером. Иногда он и сам играл какую-либо роль. Расходы на постановку спектакля покрывал гражданин, назначенный народным собранием.

В Афинах театральные представления окружал сакральный ореол: они происходили только на праздниках в честь Диониса и воспринимались как элемент почитания бога. Перед спектаклями жрец Диониса приносил в жертву поросенка на алтаре, стоявшем в центре орхестры. Зрители шли в театр в красивой одежде и венках, как и при участии в других обрядах. Сначала театральные спектакли были бесплатными, позднее надо было приобретать глиняные или свинцовые номерки многократного пользования, указывающие место, которые стоили очень дешево. Небогатые люди получали для этого деньги от государства, и представления обычно смотрели все афиняне.

Обычно исполнялись три драматических произведения. Пьесы всегда оценивало жюри, состоящее из десяти членов. Таким образом, это были театральные состязания. Драматург, занявший первое место, получал венок из плюща. Третье место означало поражение.

Структура драмы

Драмы обычно начинаются прологом. Так называется часть произведения от начала до появления хора. Хор вступал на орхестру, исполняя песню, называемую пародом. Другие песни хора - это стасимы. Они состоят из строф, антистроф и эподов. Разговоры действующих лиц между собой и их диалоги с хором называются эписодиями. Жалобный плач, исполняемый по очереди действующим лицом и хором трагедии, был назван коммосом. Комедии имели еще две, только для них характерные части: парабазу и агон. Парабаза - это не связанная с содержанием комедии песня хора, публицистическое отступление. В нем автор говорит об интересующих его разнообразных событиях и явлениях общественной жизни, рассуждает на литературные темы. Агон - это спор главных действующих лиц или основных идей комедии. Драмы заканчиваются эксодом - уходом хора. Хор немного беседует с одним или двумя действующими лицами драмы и уходит, исполняя заключительную песнь.

Материал драм

Трагедии обычно писались на мифологические мотивы. Возможно, такое положение определила традиция: сначала трагедии создавались на темы мифов о Дионисе, позднее начали использовать и другие сюжеты. Однако самым главным, видимо, было то, что миф - это универсальный материал, предоставляющий много возможностей для выражения самых различных ситуаций, чувств, состояний. Обилие мифов были как бы закромами, из которых драматурги черпали необходимые примеры полными пригоршнями. Кроме того, в других областях греческого искусства, в скульптуре и особенно в живописи (стенной и вазовой), мы также очень часто видим мифологических героев и мифологические сюжеты. По-видимому, не только их разнообразие, но и сила обобщения привлекали художников. Мифологические герои представляли собой не конкретные личности, а личности всеобщего характера, они были некими обобщениями. Драматург не мог изменить каркас мифа, но имел право кое-что добавить или изъять. Те же самые мифологические герои могли быть и привлекательными, и отталкивающими. Например, в «Филоктете» Софокла Одиссей изображен как бесчестный обманщик, а в «Аяксе» - как благородный защитник слабых, хранитель принципов морали. Однако то, что Одиссей - это вечный мифологический персонаж, придает обеим трагедиям силу обобщения. Были и трагедии не на мифологические сюжеты. До нас дошла только одна: драма Эсхила «Персы», изображающая войну персов с греками.

Сюжеты комедий авторы придумывали сами, их ситуации часто абсурдны, а персонажи - фантастические существа и простые люди. Однако имена основных действующих лиц и здесь показывают стремление комедиографа к обобщению: Лисистрата - распускающая войско, Дикайополис - справедливый город, Тригей - сборщик винограда и т. п.

Мифы были подходящим материалом и для веселых произведений другого сорта - сатировских драм. Эти комические пьесы, в которых обычно действует хор сатиров, игрались после трагедий и представляли собой последнюю часть тетралогии, идущую после трагедии. Например, после трилогии Эсхила о Данаидах шла сатировская драма «Амимона», написанная также по мотивам этого мифа. Впоследствии, после отказа от трилогий, создавались самостоятельные, не зависящие от трагедий сатировские драмы. Таковы единственная сохранившаяся полностью сатировская драма Еврипида «Киклоп» и дошедшая до нас не целиком драма Софокла «Следопыты».

Древнегреческие драматурги

Эсхил (525-456 гг. до н. э.), первый из трех выдающихся драматургов, создал около 70 трагедий, из которых сохранилось только 7: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный» и трилогия «Орестея». Писатель жил во времена греко-персидских войн и как рядовой воин защищал родину от пришельцев в трех самых известных битвах: при Марафоне, при Саламине и при Платеях. Эту свою деятельность он, по-видимому, ценил больше, чем тринадцать побед в состязаниях драматургов, поскольку не упоминает их в автоэпитафии, подчеркивая в ней только участие в Марафонской битве.

Софокл (496-405 гг. до н. э.) был любимым драматургом V в. до н. э.; его трагедии двадцать раз занимали первое место. Писатель имел и общественные обязанности: он был избран стратегом, председателем коллегии казначеев, жрецом бога Асклепия. В молодости Софокл сам играл в своих драмах, но у него быстро ослабел голос, и после этого он на орхестру уже больше не выходил. Он написал около 120 трагедий, из которых сохранилось семь: «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Филоктет», «Электра», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне».

Еврипид (480-406 гг. до н. э.), третий знаменитый греческий трагик, видимо, не участвовал в общественной деятельности и был не очень ценим современниками. При жизни он только четыре раза в состязаниях трагиков получил первый приз (пятый раз первое место было ему присуждено сразу после его смерти), но через сто лет он стал любимейшим греческим поэтом и затем - как Эсхил и Софокл - классиком мировой литературы. Из до созданных им трагедий сохранилось 17: «Алкестида», «Медея», «Гераклиды», «Ипполит», «Гекуба», «Геракл», «Просительницы», «Троянки», «Электра», «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена», «Андромаха», «Финикиянки», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде». Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма «Киклоп».

Смех древней комедии

Древняя греческая комедия - плод расцвета демократии и культуры V в. до н. э. Она еще не утратила сакрального духа: смеясь в театре, так же как и содрогаясь от борьбы и поступков трагических героев, афинские зрители воображали, что они почитают божества, дающие жизнь и урожай [г, 8-72]. Однако эта комедия есть одновременно и политическая, и социальная комедия, стремящаяся воспитывать критикуемого гражданина или общество, исправлять нездоровые явления. Комедиограф мог напасть на кого угодно, даже и на очень высокопоставленное конкретное лицо, или порицать не нравящееся ему явление, из-за чего он обычно не имел неприятностей. Это происходило по двум причинам: благодаря демократическому строю и из-за того, что цель архаического ритуального поношения - не высмеять или унизить, а улучшить и помочь. Ту же самую цель переняла и суровая сатира комедии.

Первая комедия была сыграна в 486 г. до н. э. Около сорока комедиографов создали несколько сотен произведений, большая часть которых, к сожалению, не сохранилась.

Древнегреческие комедиографы

Аристофан (446-385 гг. до н. э.) - единственный автор комедий, одаренный милостью судьбы: до нас дошло 11 полных его сочинений. Это комедии «Ахарняне», «Всадники», «Осы», «Птицы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Мир», «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Плутос» («Богатство»).

Литература

1. Aristophanes und die alte Komodie. Darmstadt, 1975.

2. Cornford F. M. The Origin of Attic Comedy. Cambridge, 1934.

3. Croiset M. Eschyle. Paris, 1928.

4. Delcourt M. Eschyle. Paris, 1934.

5. Dodds E. R. Euripides und das Irrationale // Euripides. Darmstadt, 1968, S. 60-80.

6. Dover K. J. Aristophanic Comedy. 1972.

7. Else G. F. The Origin and Early Form of Greek Tragedy. Cambridge,

8. Fensterbusch C . Das Theater im Altertum. Leipzig; Berlin, 1930. g.

9. Goldhill S. Reading Greek Tragedy. Cambridge, 1986.

10. Hegel G. Asthetik. Berlin, 1955.

11. Heidegger M . Einfiihrung in die Metaphysik. Tubingen, 1967.

12. Herington C.J. The Author of the Prometheus Bound. Austin; London, 1970.

13. Howald E. Die griechische Tragodie. Munchen; Berlin, 1930.

14. Kamio M. The Chorus of Greek Drama. Helsinki, 1970.

15. Kirkwood G. M. A Study of Sophoclean Drama. London, 1958.

16. Kitto H. D. F. Menschliches und gottlisches Drama // Sophocles. Darmstadt, 1967, S. 56-78.

17. Kitto H. D. F. Greek Tragedy. New York, 1950.

18. Kuch H. Euripides. Leipzig, 1984.

19. Lesky A. Die tragische Dichtung der Hellenen. Gottingen, 1972.

20. Lesky A. Die griechische Tragodie. Stuttgart, 1984.

21. Meautis G. Eschyle et la trilogie. Paris, 1936.

22. Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. Munchen, 1955.

23. Norwood G. Greek Tragedy. New York, 1960.

24. Page D. Form and Meaning in Drama. London, 1956.

25. Patzer H. Die Anfange der griechischen Tragodie. Wiesbaden, 1962.

26. Petersen E. Die attische Tragodie als Bild und Buhnenkunst. Bonn,

27. Pohlenz M. Die griechische Tragodie. Leipzig; Berlin, 1930.

28. Porzig V. Die attische Tragodie. Aischylos. Leipzig, 1926.

29. Robert C. Oidipus. Berlin, 1915.

30. Schmid W., Stahlin O. Geschichte der griechischen Literatur. Munchen, 1934.

31. Seale D. Vision and Stagecraft in Sofocles. London, 1982.

32. Segal Ch. Dionysiac Poetic and Euripides Bacchae. Princeton, 1982.

33. Suss V. Aristophanes und die Nachwelt. Leipzig, 1911.

34. Thomson G. Aischylos und Athen. Berlin, 1979.

35. Webster Т. В. L. The Tragedies of Euripides. London, 1967.

36. Weinstock H. Sophokles. Leipzig; Berlin, 1931.

37. Whitman С. Н. Aristophanes. Cambridge, 1964.

38. Wilamowitz-Moellendorff U. Einleitung in die griechische Tragodie. Berlin, 1907.

39. Zielinski T. Sofokles. Krakow, 1928.

40. Головня В. История античного театра. М., 1972.

41. Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. Пг., 1916.

42. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

43. Стратилатова В. П. «Царь Эдип» и тема Эдипа в творчестве Софокла. М., 1975.

44. Топуридзе Е. И. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984.

45. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

46. Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

47. Гаспаров М. Л. Сюжетосложение греческой трагедии //
Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. 1. M., 1997. с. 449-482.

48. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с. 226-297
(Глава VII. Историческая конкретность символа. Мировой образ Прометея).

49. Фрейденберг О. М. Образ и понятие //
Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1998, с. 224-622.

50. Ярхо В. Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.