Как определить развитие ребенка по рисунку. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам

Как определить развитие ребенка по рисунку. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам
Как определить развитие ребенка по рисунку. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам

Общеизвестно, что детские рисунки могут рассказать очень о многом. Конечно, весь внутренний мир ребенка в них не раскроется, но понять его отношения с родителями, сверстниками и окружающими вполне возможно.

Словом, психология по детским рисункам, является весьма важным направлением. Рисунок поможет понять эмоциональный настрой ребенка, так как цвета и краски способны передать чувства и переживания ребенка. По рисунку можно узнать, насколько ребенок открыт миру и что его тревожит.

Важны все детали рисунка, к примеру, если большую часть листа занимает дом, значит, ребенок вполне коммуникабелен, но если двери в нем маленькие, ребенок, вероятно, чувствует неуверенность.

Если дверей совсем нет, у ребенка есть проблемы, ему видимо не хватает общения с родителями, а если двери нарисованы сбоку или на них есть замок, ребенок одинок и замыкается. Дом это основа, ее закладывают родители с рождения ребенка, поэтому очень важно смотреть на рисунки, в центре которых изображен дом.

Если он нарисован вдалеке, то ребенок чувствует себя отвергнутым, в семье напряженные отношения, еще одно подтверждение этому, лестница, ведущая в никуда.

О многом говорят и окна, если в доме нарисовано много окон, значит, ребенок открыт с другими детьми и людьми. Если же на окнах есть шторы, то ему трудно общаться, а если на окнах вообще имеются решетки, у ребенка имеются внутренние конфликты и комплексы, значит,

Должен быть лучше, а общение - больше.

О проблемах говорит и труба в доме, если из нее идет жидкий дым, то ребенку не хватает общения с родителями. Если труба прячется за крышей, значит, ребенок вообще не хочет эмоционально общаться, а если из трубы идет густой дым, ему тяжело на душе.

Что могут обозначать цвета в детских рисунках

Что касается цветов, то благоприятными являются фиолетовый и желтый, обычно их используют дети, оптимистично смотрящие на мир. Если преобладает красный, ребенок гиперактивен, синий говорит о тоске и внутреннем напряжении. Если на рисунке преобладает зеленый, значит, ребенку не хватает умиротворения и любви.

Коричневый говорит о дискомфорте, а черный об упаднических настроениях и подавленности. Если ребенок рисует только карандашом, не используя краски, то ему не хватает ярких эмоций. Это нужно исправить, так как , такова, что ребенок должен постоянно познавать новое

Важно обратить внимание на то, как ребенок на рисунке изображает людей. Часто дети рисуют и себя, если у ребенка на рисунке большие глаза, то ему нужна поддержка, если глаза маленькие, то он чего - то боится.

  • Если руки отведены по сторонам, ребенок деятелен, если длинные и опущены вниз, то ему нужна помощь. Если нарисованный персонаж находится в шатком положении, то и ребенку требуется больше внимания, ему не хватает опоры в жизни.
  • Очень хорошо, если на семейном рисунке ребенка есть все члены семьи. Если же кого - то нет, к примеру, самого ребенка, то он не чувствует связи с этим человеком.
  • От роста людей на рисунке зависит наличие у них авторитета в семье, по мнению ребенка, к примеру, мама может оказаться выше папы, хотя это не так. Важно и расстояние между персонажами, по нему можно судить о том, насколько близки или далеки члены семьи друг от друга.
  • Обычно ребенок начинает рисование семьи с человека, который имеет наибольший авторитет для него. Если все люди маленького роста, у ребенка занижена самооценка.

Если фигурки нарисованы в верхней части листа, малыш недоволен своим положением в семье и хочет исправить ситуацию. Если все нарисованы внизу, значит у ребенка низкий уровень притязаний, любимый член семьи обычно рисуется первым и прорисовывается лучше всех. Если вы будете обращать внимание на рисунки, то поймете многие и сможете с ними бороться.

Изображение самого ребенка может рассказать о нем практически все, если вы знаете, что означают детские рисунки, то это просто кладезь полезной информации. Если он нарисовал себя ростом равным со взрослыми или выше, он чувствует свою уникальность и важность. Если же его рост излишне мал, то он чувствует себя униженным.

Если он нарисовал себя в шляпе, ему требуется защита. Если черты его лица плохо прорисованы, он излишне закрыт. Если у него открыт рот и видны зубы, он излишне агрессивен. Если его ноги широко расставлены, он уверен в себе, а если они убраны за спину, это говорит о неуверенности. Если ребенок нарисовал уши, он слушается родителей, но их рисуют редко.

Дети почти всегда рисуют солнце, оно является символом тепла и благополучия, но если на рисунке есть кто - то, кто отгораживает малыша от него, то он лишает ребенка комфорта.

Если на рисунке много предметов, семья ориентируется на материальное, а не на духовное. Если изображено много людей, то ребенок не чувствует комфорта и он хочет перемен. Если фигурки нарисованы резким и прерывистыми линиями, то эти члены семьи ребенку неприятны, тех, кого малыш любит он рисует плавными и мягкими линиями.

"Одно время мой сын (3 годика) рисовал только черным карандашом. Я уже испугалась! Что мы только не делали, чтобы отучить: и сказки рассказывали про злой карандашик, и другие цвета подсовывали, и незаметно забирали черный. Ничего не помогало. Наткнулась на эту статью, разбиралась и поняла, о каком стрессе идет речь... Помаленьку отучили".

🎨 ЖЕЛТЫЙ
Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

🎨 ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Это как раз наша ситуация. До двух лет мой сын категорически отказывался рисовать каким-либо цветом, кроме оранжевого. Если я убирала оранжевый из коробки с фломастерами, то ребенок отказывался рисовать вообще, искал его, плакал, обижался, сердился. Со временем мой сын полюбил еще и желтый цвет. Теперь все рисунки у нас солнечные – желто-оранжевые. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.

🎨 РОЗОВЫЙ
Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

🎨 ГОЛУБОЙ
А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

🎨 КРАСНЫЙ
Красный цвет лично мне кажется цветом агрессии. Но, по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!

🎨 СИНИЙ
А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

🎨 ЗЕЛЕНЫЙ
Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!

🎨 ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

🎨 СЕРЫЙ
Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

🎨 КОРИЧНЕВЫЙ
Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.

🎨 ЧЕРНЫЙ
Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    На что указывает цвет?

    Красный

    Это маркер детской радости. Особенности характера детей до 5-и лет определить по их рисунку сложно. Это связано с недостаточным для создания цельных образов развитием моторики. В тоже время получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка данного возраста из цвета шедевра начинающего художника. Некоторые мамы, увидев ярко-красные линии на листе бумаги, начинают бить тревогу, так как ассоциируют красный цвет с агрессией, злобой. Специалисты психологии ребенка утверждают, что этот цвет указывает на радость. Велика вероятность того, что внимание будущего Пикассо привлекла красота цвета. Если ваше чадо выбрало красный цвет, то, скорее всего, ему характерны активность, крепкое здоровье, жизненная сила. Как правило, люди с такими чертами характера становятся лидерами, преуспевающими бизнесменами или по-настоящему творческими людьми.

    Коричневый

    Если ваш малыш отдал предпочтение темным цветам, например, черному, коричневому, то стоит начинать беспокоится (особенно, если это происходит регулярно). При постоянстве коричневого цвета рисунки следует отдать детскому психологу для их анализа. Если коричневый цвет постоянен и основной в рисунках, то это может служить сигналом болезни, недостаточного развития, абстрактного мышления, плохой памяти, стресса. Часто дети пользуются этим цветом, если в семье имеются проблемы, о которых родители не подозревают.

    Как читать рисунки детей от 5-и лет

    Также актуален анализ цвета. Но для достоверных данных его нужно дополнить изучением содержания творений. Дети часто изображают то, что видят, например, авто, дома, деревья… Если нарисованные объекты окрашенные в свойственные им цвета, то ребенок действительность такой, какая она есть. Не стоит тревожиться и в случае фиолетового чудища. Скорее всего, это результат очень развитого воображения.

    Простой, но эффективный тест

    Он позволяет узнать о скрытых чертах личности. Для достоверности результатов тестирования его нужно проводить, когда юный художник будет находиться в хорошем расположении духа. Попросите его нарисовать дом, дерево и человека. Не ограничивайте тестируемого в выборе цвета карандаша. Исправления, стирания допустимы. Ваша задача проста – наблюдать. А если вас часто нет дома и решили нанять няню в Москве по уходу за ребенком, то желательно, чтобы она разбиралась в психологических аспектах.

    Человек

    Если человек нарисован снизу листа, то это может служить сигналом низкой самооценки. Что делать в таком случае? Помогут похвала (чем чаще, тем лучше) и поддержка малыша.

    Человек с чрезмерно маленькой головой – это сигнал о потребности ребенка в дополнительных занятиях, развивающих играх.

    Лицо закрыто шляпой или другим головным убором – может означать, что ребенок пребывает в страхе, нуждается в защите.

    Открытый рот с зубами и поднятые вверх руки. Такой рисунок ассоциирован с агрессией. Проверьте, не причиняет ли кто-то боль вашему ребенку?

    Дом

    Если дом имеет маленькие окна, или они вовсе отсутствуют, то маленькому художнику, скорее всего, сложно общаться со сверстниками.

    Дом лишен дверей. Пришло время тревожиться. Ваше чадо замкнуто.

    Густой дым из трубы является символом внутреннего напряжения, нехватки психологической теплоты дома, потребности в заботе и уюте.

    Дерево

    Это источник знаний о характере ребенка.

    Штрихи и неловкие каракули внутри ствола или кроны характерны для неуверенных в себе, подверженных чужому влиянию детей. Помогут частое внимание, забота, хорошо выраженная нежность.

    Не стоит воспринимать рисунки слишком серьезно. Результаты тестирования – это не диагноз. Однако и не следует ими пренебрегать. Зародилась тревога, тогда обратитесь к детскому психологу.

    Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

    Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

    Рисуночная диагностика показывает:

    1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
    2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
    3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
    4. страхи и скрываемые переживания;
    5. тайные желания.

    Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

    Как определить уровень развития ребенка через рисунок

    Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

    Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

    • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
    • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
    • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

    Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

    Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

    Цвет

    Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

    • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
    • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
    • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
    • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
    • Фиолетовый – цвет фантазеров.
    • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

    В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

    Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

    Композиция

    Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

    В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

    Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

    Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

    Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

    Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

    Манера изображения и характерные черты

    С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

    Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

    Тревожные сигналы в рисунке ребенка

    Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

    • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
    • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
    • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
    • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
    • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
    • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

    В заключение

    Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

    1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
    2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
    3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

    Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.