Как нарисовать? Свой персонаж: инструкция по созданию уникального героя. Как создать собственное аниме или своего персонажа манги Как придумать хорошего персонажа

Как нарисовать? Свой персонаж: инструкция по созданию уникального героя. Как создать собственное аниме или своего персонажа манги Как придумать хорошего персонажа
Как нарисовать? Свой персонаж: инструкция по созданию уникального героя. Как создать собственное аниме или своего персонажа манги Как придумать хорошего персонажа

Согласитесь – все могут описать Шерлока Холмса, но далеко не каждый читатель так же хорошо знает все перипетии даже таких известных произведений как «Собака Баскервилей» или «Знак Четырех». Джек Воробей, Робинзон Крузо, Родион Раскольников – это примеры из того же ряда. Сильные, запоминающиеся герои делают книгу более живой и интересной. Как создать таких персонажей – читайте в статье.

Узнайте своего персонажа

Кого бы вам было проще ввести в свой сюжет – хорошо знакомого друга или нового коллегу из соседнего отдела? Конечно, первый вариант более предпочтителен, поскольку яркий персонаж – это тот, о ком вы больше знаете. Следовательно, вы должны быть осведомлены о своем герое больше, чем расскажете своим читателям – вот первое правило. Как же воплотить его на практике?

Напишите биографию

Это требование касается всех мало-мальски значимых героев произведения, и уж в особенности – главного персонажа. Биографию можно написать в свободной форме или же выполнить ее в виде анкеты. Как бы там ни было – постарайтесь как можно детальнее прорисовать жизнь каждого героя.

Изучите героя в разных ситуациях

Чтобы получше узнать характер персонажа – воспользуйтесь методом сценариста Элвина Сарджента. Работая над очередным фильмом, он помещал своих героев в разные ситуации, которые хоть и не были связаны с основным сюжетом, тем не менее, помогали лучше узнать особенности персонажей. Впоследствии, он мог включать или не включать эти сцены в сценарий.

Подумайте, как бы ваш герой поступил перед лицом выявленной у него неизлечимой болезни или внезапно свалившейся удачи, что бы он сделал, потеряв хорошую работу или наоборот, достигнув невиданного успеха. Чем больше таких ситуаций вы придумаете, тем более ярким будет понимание образа.

Прототипы

Многие выдающиеся герои книг имели своих прототипов. К ним можно отнести и упомянутых уже Шерлока Холмса и Робинзона. Это очень удобно, так как вы уже обладаете львиной долей информации о персонаже. Вы, конечно же, можете воспользоваться этим литературным приемом, но стоит остерегаться двух опасностей.

Первая состоит в том, что прототип (или его окружение) может узнать себя в описании, и далеко не каждому это может понравиться, особенно если вы выставите его не с лучшей стороны. В истории были случаи, когда обиженные читатели подавали судебные иски на авторов.
Еще одна проблема, которая может возникнуть с прототипом – невозможность придать ему те качества, которые требует сюжет. С другой стороны, некоторые писатели поступают именно так, играя на контрасте и наделяя его неожиданными чертами характера. Это делает персонажа более запоминающимся.

Плохой vs Хороший

Большинство авторов делают центральной фигурой повествования «хороших» героев. С другой стороны, запретный плод сладок, и потому такие авторы, как например, Патрик Зюскинд в романе «Парфюмер», выбирают в качестве героев не самых лучших представителей человечества. Но, на какой бы стороне не оказался ваш герой, он должен быть интересным читателю – только в этом случае он хорошо запомнится и привлечет к себе внимание.

Еще одним полезным приемом может быть противопоставление позитивных и негативных качеств в одном герое, как это мы видим в «Крестном отце».

Эволюция героя

Все знают, как трудно изменить себя и свою жизнь – именно поэтому пользуются таким успехом истории о развитии или деградации. Это же должно касаться и вашего произведения. На протяжении всего сюжета ваш герой должен постепенно меняться. Проходя через испытания и преодолевая препятствия, он будет приобретать новые качества или же становиться хуже. Это не должна быть чересчур радикальная трансформация – она будет выглядеть не слишком правдоподобно. В таких жанрах как детективы или шпионские боевики персонажи обычно остаются теми же, но их эволюция в виде побочного эффекта сюжета только придает дополнительного шарма.

Резюме

Люди значительно лучше запоминают ярких персонажей, а не проработанные и закрученные сюжеты. Чтобы создать цепляющего героя, вам в первую очередь нужно хорошо его узнать. Для этого напишите биографию и изучите его поведение в разных ситуациях. Также можете использовать прототипы, но будьте аккуратны и не подставляйтесь. Не важно, хороший ваш герой или нет – главное, чтобы он был интересным и эволюционировал со временем.

К созданию персонажа необходимо подходить с особой серьезностью, особенно, если он становится вашим основным, и вы хотите развить его историю.

Как же создать оригинального персонажа?

:star: 1) Поймите, зачем он вам нужен.

Выберете отчего вы идете: от вселенной или от персонажа? Например, я изначально создал персонажа, затем вспомнил других, созданных мной ранее, и объединил в одну вселенную, создав им свой сеттинг, черты, влияющие на сюжет и прочее.

Стоит помнить, что, если вы начинаете с персонажей, то будет несколько сложнее, ибо, когда вы сначала знаете концепцию вселенной, вам будет легче вклинить в нее персонажей, ибо уже примерно понятно его место в сюжете. Здесь все индивидуально.

Не создавайте персонажа просто так, иначе вы забудете про него через время.

Не спрашивайте других, стоит ли его создавать. Если вы об этом думаете - начинайте собирать для него материал и начните разработку.

:star: 2) Зачем нужна вселенная для персонажа?

Подробней о том, как создать персонажа я рассказал .

Но зачем это надо?

Ваш персонаж должен иметь свое место в мире и основание. В любых фильмах, книгах и тд есть своя вселенная. У тех же марвел, например, все обосновано тем, что в их мире существуют супергерои, которые вынуждены всех спасать. Это концепция, а за этим идет сеттинг, герои,

:star: 3) Как создать внешность оса?

Легче тем, кто действует по форме. Злые персонажи более квадратные и угловатые. Но что делать реалистам или же тем, кто уже имеет свой стиль, не основанный на формах?

Если у вас возникают трудности с лицами, то возьмите прототип. В этом нет ничего постыдного. Например, моя коллега взяла за основу внешность МакЭвоя и шла от нее к чему-то оригинальному, хотя в нем все равно можно отдаленно узнать Джеймса. Или я брал за основу внешность Найла Андервуда, когда создавал и прорабатывал Вереска.

Беря за основу реального человека, вам будет В РАЗЫ легче рисовать персонажа, потому что очень часто можно просто открыть фото этого человека в интернете и порисовать.

Так же используйте форму или контрасты. Милый персонаж на самом деле плохиш (Мин Юнги - живой пример, честно, никогда бы не подумал). Или же большие агрессивных персонажей мафиози из аниме. Зачастую они большие, угловатые, похожи на квадрат. Иногда лысые. Или же коварный персонаж с острыми чертами лица и длинным острым носом.

Например, у моего Вереска довольно острый нос, острый подбородок и уголок на брови, указывающий на его эгоизм и довольно скверный харатер, чуть прикрытые, но все же зачастую добрые глаза, указывающие на усталость от бесконечной жизни и на то, что он не так уж и плох.Так же его частое снисходительное выражение лица указывает на его отношение ко всему.

:star: 4) Как создать характер персонажа?

Самое сложное - это характер. На него опирается внешность и отношение людей к нему.

Если вы создаете злодея, сделайте его мотив, убедите его в том, что он делает все правильно, только если у него нет определенной цели устроить геноцид, но с этим итак все ясно.

Зачастую в хороших фильмах, книгах, играх у главного злодея на самом не злодейские цели, если смотреть с его стороны. Таким образом, жнецы из Mass Effect не просто хотели поработить Млечный Путь, но и хотели изучить его, узнать. Люди на самом деле не лучше, ей богу, делают то же самое, но относительно того, что ниже.

Если вы не классицист, то персонаж не должен быть определенно добрым или определенно злым, а так же он не должен быть Мери Сью. Позже я расскажу об этом явлении подробнее со своей точки зрения.

Наделите персонажа хорошими и плохими чертами. Если герой главный, то сделайте ему мешающий добиться своей цели изъян, который он в итоге будет вынужден обходить или устранять. Это называется рост персонажа. Например, неумение работать в команде, или неумение обращаться с оружием, чрезмерная наивность, с ходом истории персонажа в будущем станут лидерскими качествами, или умением обращаться с инопланетным бластером, а наивность станет хладнокровием.

Не забывайте про то, что другие персонажи могут помогать вашему. Так, если персонаж не может побороть свою наивность, кто-то другой будет помогать ему.

Одежда так же помогает раскрыть персонажа. Об этом

1) СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ ПЕРСОНАЖ НЕ БЫЛ МЕРИ СЬЮ.

2) Одежда и внешность могут выражать характер, цели и мечты персонажа.

3) Персонаж не может быть полностью добрым или полностью злым.

4) Персонаж должен быть полностью уверен в своих убеждениях.

5) Можно брать за основу живых людей и менять их внешность под себя.

6) Ваши вселенная и персонаж никогда не будут полностью новыми, так что берите детали из других фандомов, но не копируйте все и полностью.

7) Если не получается пункт 6, возьмите и придумайте персонажа в вселенную другого фандома, например, Симпсоны, но не заставляйте в таком случае все вертеться воруг вашего персонажа, делая его Мери Сью.

Надеюсь, статья была полезна, и я вам чем-то помог.

Сегодня в статье ответим на вопросы:

Как создать объёмного героя? От чего зависит «объёмность» героя? Что делает его живым, неповторимым и заставляет читателей сопереживать?

Что такое глубина и как её проработать?

Для начала определимся с тем, чем глубина НЕ является.

Глубина – это НЕ:

  • характеристика;
  • особенности;
  • причудливые и эксцентричные черты;
  • не доминирующая черта характера.

Так что же такое глубина?

Яркий характер отличается не одной, а множеством особенностей и черт, многие из которых могут противоречить друг другу. Именно из этого противоречия черт характера рождается глубина.

Выдвигаем тезис:

Глубина – это противоречие.

Это самое простое, но самое важное из всего, что нужно запомнить, когда мы говорим про объём.

Противоречие может быть:

  • внутри сильного характера (внутренний конфликт, который рождается из двух противоречивых черт; например, у Макбета это конфликт честолюбия и чувства вины);
  • между характеризацией и истинным характером (храбрый толстяк, добрый огр, обаятельный вор);
  • между характером и поведением (Например, давайте вспомним “Властелина колец” Толкиена. Арагорн король по призванию – он происходит из рода правителей, и престол принадлежит ему по праву. Но он отвергает своё предназначение и надевает маску следопыта и бродяжника).

Противоречия должны быть согласованными, логичными и последовательными. Если вы позиционируете героя, как положительного персонажа, любой его плохой поступок должен быть обоснован, понятен и принят\прощён читателями.

Самый яркий пример многомерного персонажа – Гамлет .

Вот неполный список его противоречий:

  • религиозный – богохульник;
  • любящий и нежный – бессердечный и садист;
  • отважный – трусливый;
  • спокойный и осторожный – импульсивный и неосмотрительный;
  • безжалостный – сострадательный;
  • гордый – жалеет себя;
  • остроумный – печальный;
  • усталый – энергичный;
  • рассудительный – растерянный;
  • здравомыслящий – безумный;
  • простодушный – искушённый.

Главный герой вовсе не обязан обладать таким огромным количеством противоречий. Но их должно быть по меньшей мере 3-4. У второстепенных персонажей – 2-3 противоречия. У проходных – не более одного.

Главный герой должен обладать самым большим количеством противоречий из всех присутствующих в вашем произведении героев.

Даже больше, чем у антагониста (либо одинаково). Если у злодея будет больше противоречий, чем у героя, он автоматически заместит его.

Зачем нужны противоречия?

Читателям очень интересно наблюдать за неоднозначными, противоречивыми персонажами. Они вызывают интерес и приковывают внимание. Чем интереснее противоречия, тем более интригующий герой у вас получится.

Примеры противоречий у персонажей:

1. «Властелин колец» Толкиен. Фродо.

Маленький хоббит – храбрый и самоотверженный.

2. «Во все тяжкие». Уолт.

Сострадательный – жестокий.

3. «Дживс, вы – гений!» Вудхаус. Дживс.

Слуга – умный и джентельмен.

4. «Франкенштейн» Шелли. Франкенштейн.

Страшный монстр – с чутким сердцем и жаждой любви и понимания.

5. «Зелёная миля» Кинг. Джон Коффи.

Огромный раб-негр – добрый и сострадательный.

Вывод:

Глубина персонажей зависит от того, насколько сильны и оправданы противоречия в характере.

Мастерство создания противоречий не только делает ваш персонаж интереснее и многограннее, но и напрямую будет влиять на сюжетную составляющую произведения.

Приглашаем вас на следующий поток курса “Персонажи”:

👉 Цель – за 12 уроков создать героев, которые будут интриговать, поражать и удивлять. А главное – влиять на читателя.

Начнем с того, что я люблю логику. Во всём. А так же, что статья не претендует на пошаговое руководство к действию, пишу я ее только для того, чтобы показать, каким образом можно создать логичный мир\персонажа, его характер и придумать имя.

Для этого есть очень много книг и руководств. Наши начинающие сценаристы ленятся читать даже основы. В итоге получаем даже не второсортные зарисовки и сценарии. Да, у каждого есть фантазия и ему хочется придумать что-то своё, но придумывать надо основываясь на правилах и логике.

Никому не интересно читать про очередного Лёню Васильева, который бегает по мёртвому городу и спасает мир. Кто такой Лёня Васильев? Почему он бегает спасает? Почему он добрый?
Вот такие и еще тысяча вопросов у меня возникает при прочтении сюжетов.

Проблемы возникают не только при формировании образов главных и второстепенных персонажей, но и целостности общей картины. Сейчас мы читаем про вышеупомянутого Леонида, а далее он дружит с Зырбыдыхом с планеты Орхерган. А еще когда Зырбыдых смеется, он забавно шевелит щупальцами. Это очень важный момент.
Окей, что. Ваш мир - ваши правила.

Имена собственные.
Итак, вернемся к теме моей статьи - логика и правила формирования персонажей.
У каждого из вас есть имя. Задумайтесь, почему вас зовут так, а не тот самый Зырбыдых? Будь вы Александр или Михаил, у вашего имени есть история. Оно что-то значит. Ономастика. В это слово вложен огромный смысл. Это раздел науки, изучающий имена собственные и включающий в себя большое кол-во различных направлений.
Чтобы узнать что значит имя «Александр» мы можем обратиться к антропонимике. Александр - мужественный защитник (греч.). Теперь посмотрим далее. Мы пишем сценарий, наш главный герой Александр и обладая хотя бы начальными знаниями, мы можем писать характер Александра, как он себя ведёт в ситуациях.
Не бывает такого, что имена придумываются «наобум». Точнее бывает, но это уже на усмотрение писателя. Как я уже говорил, ваш мир - ваши правила.

Каким образом я придумываю имена.
К примеру, мне требуется придумать положительного персонажа, который обладает определенными чертами характера. Выписываю эти черты и выбираю наиболее преобладающую. Может у него есть слабость - боится высоты. Далее идем к переводчикам и переводим фразу «боящийся высоты» на любой понравившийся язык. А лучше, который наиболее красиво вольется в ваше повествование. Я для примера выбрал язык Басков (народ живущий в северных областях Испании и южных районах Франции). Получаем: alturas de beldur. Вот уже пища для размышления. Персонажа можно назвать: Алтурас или Белдур. Прицепим к нашему герою еще пьянство. Пьяница - mozkor. Отлично, Алтурас Мозкор: Пьяная высота.
Наш главный герой - Алтурас Мозкор. Пьяница, который боится высоты и всегда придет на помощь нуждающимся. Если он трезвый или его не загнали волки на 10метровую ель
Основа для характера положена.

Названия животных.
Ёж.
- Смотри, это ёж!
- Почему ёж?
- А почему нет? Он очень похож на ежа.
- А откуда ты знаешь как выглядят ежи?
- Ну знаю и все. Это ёж и точка!
(с) Выдержка из греческой книги «Как мы с другом придумали ежа».

Нет, имя ежу придумали не так. Существует так же раздел науки - Этимология, она изучает происхождение слов. Почему ежа назвали ежом? Почему медведь - именно медведь, а не как-либо по другому? Ответы на эти вопросы нам дает данная наука.

С кем же будет сражаться наш Алтурас? Конечно же с каким-нибудь Дыргереем. Который выглядит как желейная масса. Хотя нет, постойте, у нас логичный мир и логичные люди?
Пусть будут Горбатые Горланы.

Фича первая: Формировать имена монстров можно по внешнему виду или способностям.
Шипострела назвали так не потому, что он любит чесать уши правой лапой. Он стреляет шипами.
Это наиболее распространенный метод придумывания монстров.

Фича вторая: Ядовитый шершень назван так именно потому, что он ядовитый. Берем обычное животные и добавляем к нему прилагательное. Волк. Вроде обычный волк, но нужно же что-то более оригинальное? Отсюда пошло: Свирепый, черный, красноглазый (линуксоид), криволапый, короткохвостый и так далее.
Очень эпично будет выглядеть у вас в игровом логе: Алтурас нанес сокрушающий удар Красноглазому Волку.

Фича третья: Наш старый добрый переводчик. Короткие лапы? Ок, пусть будет Лабурраком. Сразу же при слове «Лабуррак» в голове всплывает образ чего-то очень большого, на коротких лапах, но массивное тело и огромная тупая голова не дают расслабиться и предупреждают, что он не особо ищет дружбы с вами, не так ли?

Вернемся к Горбатым Горлопанам.
Смешное животное же получится. Стая горбатых птиц, которые горлопанят (ссориться, браниться). Может они не особо страшны и опасно, но достать смогут даже мёртвого. Ужасный противник:).

Названия мест.
Вот наш Алтурас стоит на Плато ветров, а напротив него тысячная армия Горбатых Горлопанов.

- Алтурас, ты уверен, что Плато ветров лучшее место для боя с ними? Да и зачем они тебе нужны вообще?
- Таким тварям не место на моей земле. А если дети услышат?
- Оглянись, какие дети? Мы на высоте 1000 метров и сейчас полночь.
- 1000 метров? Полночь? Пожалуй ты прав. Детей тут нет, значит, пора в кабак.
(с) Из воспоминаний об Алтурасе, победившем Лабуррака.

Придумывать названия мест совсем просто. Пещера Ужаса? Холм тысячи молний? Озеро крови? Пусть будет так. Это отлично характеризует место.
А если уж вам кажется это слишком банальным - переводчики. Ветер - Haizea. Звучит? А то! Плато Хайзэ.

Нет, я ни в коем случае не принуждаю вас каждый раз обращаться к переводчикам и создавать тысячи универсальных имен. Я призываю вас к логике в ваших произведениях и соблюдению общего стиля.

Немного про общей стиль произведения.
Когда я писал сценарий для Иллатьеры (я думаю, многие знают про данный мой проект), то он само собой был написан в своём стиле, со своими именами, характерами и прочим. Был (да и сейчас есть) один «Сценарист», который взялся редактировать сценарий.
Не буду говорить об итогах, но меня удивил 1 случай. Когда он попытался воткнуть в уже сформировавшийся стиль мира, людей что-то своё, которое получилось как звук от вилки по стеклу.
На мой вопрос, не смущает ли его то, что это совершенно выбивается из стиля, мне ответили «Нет, это крутое имя». Мне не оставалось ничего, как просто пожать плечами.

Представьте, что вокруг одни Леши, Петры, Василии и тут вдруг Зимбумба. Это по крайней мере вызовет ступор. Вот примерно так это выглядит в произведениях. Можно конечно сказать, что Зимбумба из Африки, но говорить это следует заранее, дабы подготовить читателя\игрока.

Рассказал я самую малость про формирование героев и мира. Написано достаточное кол-во книг про это. Не ленитесь, читайте, создавайте правильные и интересные миры, а не нелогичные кальки.

Ну и закончу я наверное тем же, чем и начал. Я люблю логику. Во всём.
И если мне понадобится русский и щедрый персонаж, он скорее всего будет носить имя Роберт, а не Иннокентий.
Надеюсь, статья подарит вам хоть толику полезной информации.

Поиск образа персонажа - это интересное и ответственное занятие, особенно для тех, кто только начинает путь художника. Это инструкция для тех, у кого в голове только вертится образ, который он хочет нарисовать. Свой персонаж создается в несколько этапов. Лучше, если каждый из них вы будете прописывать на бумаге.

Итак, как поэтапно?

Этап 1. Общие черты

Здесь необходимо определиться с полом, возрастом, датой рождения и родом деятельности героя.

Прежде всего необходимо решить, кого мы хотим нарисовать. «Свой персонаж» может быть как пятилетней девочкой, так и семидесятилетним старцем. Определяясь с полом, помните о понятии социального воспитания, а также гендерной реакции на героя. Кроме того, существуют чисто женские черты характера, которые не свойственны мужскому населению.

Этап 2. Внешность персонажа

На этом этапе необходимо определиться с внешним образом персонажа: цвет глаз и волос, прическа, рост, вес, телосложение, наряд.

Цвет глаз и волос - очень деликатный вопрос. Но большинство художников советуют выбирать цвет волос в зависимости от рода деятельности и предполагаемого характера, а глаза делать контрастными или, наоборот, схожими по цвету с волосами.

Если рост и вес находятся в пределах нормы, то особой роли они не играют.

Этап 3. Характер персонажа

Характер персонажа лучше начать с темперамента: каким будет герой, которого мы хотим нарисовать? «Свой персонаж» может быть ярким и энергичным холериком, постоянно витающим в облаках меланхоликом, спокойным флегматиком или уравновешенным сангвиником. После этого необходимо проработать положительные и отрицательные черты характера героя.

В итоге у нас получается целостный образ, который легко нарисовать. Свой персонаж будет живее и оригинальнее, если вы позаботитесь о каждой детали его образа.