Характеристика марьи ивановны из капитанской. Образ Маши Мироновой в повести А.С

Характеристика марьи ивановны из капитанской. Образ Маши Мироновой в повести А.С
Характеристика марьи ивановны из капитанской. Образ Маши Мироновой в повести А.С

Образ Маши (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Она — обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны тем, что она живет довольно замкнуто. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое?» К ней сватается Швабрин. Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Она не может принять замужества с нелюбимым человеком. Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении.
Маша искренне полюбила Петра Гринева, однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха.
Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств.
Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку.
Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева. Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило.
Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю. Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.
Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Образ Катерины (пьеса А. Н. Островского «Гроза»)
Для главной героини пьесы островского «Гроза» Катерины в жизни превыше всего правда и глубокое чувство долга.
В детстве Катерину окружала красота и гармония, она жила среди материнской любви и благоухающей природы. Она жила с матерью в деревне, ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Девочка не получила хорошего образования.. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. Сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.
Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные,тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону, но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
И на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству».

Само звучание словосочетания «капитанская дочь» образ Маши Мироновой рисует совершенно иным, не таким, как описано на страницах повести. Кажется, что это должна быть девушка с озорным, дерзким характером, смелая и кокетливая.

Однако главная героиня книги - совершенно другая девушка. Она напрочь лишена кокетства, ей не свойственен задор юности и желание молоденьких девушек нравиться всем без исключения. Мария являет собой иной образ. Маша Миронова - сочинение каждого школьника цитирует этот отрывок - «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», скромная восемнадцатилетняя девушка. Вряд ли кто-то из юных читательниц сочтет ее привлекательной особой, достойной подражания.

Жизнь и воспитание

Образ Маши Мироновой неразрывно связан с характеристиками ее родителей - Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Жизнь их протекала вБелогорской крепости, недалеко от Оренбурга. Они жили в небольшой деревушке с тесными улочками и низкими избами, где самкомендант занимал простой деревянный домик.

Родители Марии Мироновой были людьми искренними и сердечными. Капитан слыл человеком малообразованным, но отличался честностью и добротой к людям. Василиса Егоровна - женщина радушная, привыкшая к военному укладу жизни. За много лет она научилась ловко управлять крепостью.

Словом, девушка жила замкнуто, общаясь, в основном, с родителями.

Ее мать говорила, что Маша - девушка на выданье, но приданого у нее совершенно никакого нет, поэтому хорошо, если найдется который женится на ней. Не исключено, что Василиса Егоровна делилась своими мыслями и с дочерью, что вряд ли могло добавить ей уверенности.

Истинный характер капитанской дочки

Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова - образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.

Испытания в жизни Марии Мироновой

Долю этой девушки нельзя назвать легкой. Однако образ Маши Мироновой раскрывается под влиянием трудностей более полно.

Например, после казни родителей, когда Марию приютила попадья, а Швабрин посадил ее под замок и попытался заставить выйти за него замуж, она сумела написать Петру Гриневу о своем положении. Избавление пришло к девушке в совершенно неожиданном обличье. Ее спасителем стал Пугачев, убийца ее отца и матери, который отпустил их с Гриневым. После освобождения Петр отправил девушку жить к своим родителям, искренне полюбившим Марию. Маша Миронова - образ настоящей русской но при этом ранимой и чувствительной. При том что она падает в обморок от выстрела пушки, в вопросах, касающихся ее чести, девушка проявляет невиданную твердость характера.

Лучшие душевные качества героини

Образ Маши Мироновой еще более полно раскрывается после ареста Петра Гринева, когда она проявила истинное благородство своей натуры. Виновницей беды, произошедшей в жизни возлюбленного, Мария считает себя и беспрестанно думает, как вызволить жениха. За кажущейся робостью девушки скрывается героическая натура, способная на все ради близкого человека. Маша отправляется в Петербург, где в саду Царского Села встречает знатную даму и решается поведать ей о своих несчастиях. Ее собеседница, которой оказалась сама императрица, обещает помочь. Решимость и твердость, проявленная девушкой, спасает Петра Гринева от заключения.

Образ Маши Мироновой в повести претерпевает сильную динамику. Несчастье, случившееся с Гриневым, позволяет раскрыться ей как твердой, зрелой, можно сказать, героической личности.

Мария Миронова и Машенька Троекурова

А. С. Пушкин приступил к написанию повести «Капитанская дочка» в 1833 году. Замысел этой книги, скорее всего, возник, когда писатель работал над повестью «Дубровский». В этом произведении Пушкина также есть женский образ. Маша Миронова, сочинение о которой обычно пишут школьники, являет собой совершенно другую личность, чем ее тезка.

Мария Троекурова также живет уединенно, правда, в изнеженных условиях, в родительском поместье. Девушка любит романы и, конечно, ждет «прекрасного принца». В отличие от Маши Мироновой, она не смогла отстоять свою любовь, у нее не хватило решимости на это.

Кажется, что счастливым финалом, которым заканчивается «Капитанская дочка», автор пытается сгладить кровопролитие, произошедшее в «Дубровском».

Образ Маши Мироновой и Татьяны Лариной

Образ нашей героини в определенной степени созвучен другому женскому характеру, созданному А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», - Татьяны Лариной. «Капитанская дочка» была написана позднее «Евгения Онегина» примерно на пять лет. Образ Маши Мироновой раскрывается более полно и глубоко, чем характеристика Татьяны. Возможно, это, отчасти, связано с тем, что сам автор стал немного взрослее. Маша также, но еще больше, чем Татьяна, родственна народной среде.

Главная тема и идея произведения

Основная проблема, которую обозначает Пушкин в своем романе, - это вопрос чести и долга. Об этом можно догадаться уже по эпиграфу, представленному в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду». Основные герои повести проявляют эти качества по-своему. Петр Гринев, несмотря на тяжелые обстоятельства, верен данной присяге. Швабрин, не задумываясь и не вникая в проблемы страны и народа, переходит на сторону Емельяна Пугачева. Слуга Гринева, Савельич, предан Петру, выполняет наказ старого барина, следит за сыном, ухаживает за ним. Иван Кузьмич, комендант погибает, выполняя свой долг.

Образ главной героини повести также неотъемлемо связан с понятиями долга, отваги и верности. Мария Миронова, как и старый капитан, скорее, готова умереть, чем сделать что-то, противное ее совести.

Другая ведущая тема «Капитанской дочки» — это тема семьи, отчего дома, личных отношений. В повести автор представляет два семейства — Гриневых и Мироновых, которые передали своим детям, Петру и Марии, лучшие человеческие добродетели.
Именно в условиях семьи формируются нравственные качества, такие как духовность, человеколюбие, милосердие. Эта тема в повести столь же важна, как и тема долга.

Образ Маши Мироновой кратко характеризуется буквально парой слов, и в сознании, чаще всего, всплывает облик скромной, румяной, круглолицей девушки. Глубина ее характера заставляет понять, насколько прячется под незатейливой внешностью.

Меню статьи:

Маша Миронова является главной героиней романа Пушкина «Капитанская дочка». Этот персонаж произвел неоднозначное мнение на критиков и читателей. На общем фоне романа, девушка выглядит «бесцветной» и неинтересной. Марина Цветаева, анализируя это произведение Пушкина, утверждала, что вся беда Маши Мироновой заключалась в том, что ее любил Гринев, но Пушкин ее не любил вовсе. Из-за этого образ девушки в романе получился эффектным и в некой мере бесполезным.

Характеристика личности

Маша Миронова не была девушкой, обладающей необычной внешностью. Напротив, ее наружность была вполне типична, хоть и не лишена приятных, симпатичных качеств. В то же время Маша обладала исключительным внутренним миром – она была предельно доброй и милой девушкой.

О внешности девушки известно не много: девушка была круглолицей и румяной. У нее были светло-русые волосы и ангельский голос. Одевалась Маша всегда просто, но в то же время очень мило.

Маша – чувствительная натура. Она готова ради любви на подвиг. Миронова искренне переживает за Гринева после дуэли и лично ухаживает за раненым, однако по мере выздоровления Гринева девушка отдаляется от Петра Андреевича, так как осознает возможные последствия своего дальнейшего поведения и возможные последствия – Маша понимает, что ее поведение находится на границе допустимого и может легко перейти на плоскость неприличного.

В целом, Маша скромная и порядочная девушка. Ее любовь к Гриневу, хоть и является страстным чувством, все же не становится роковым – Маша ведет себя благопристойно и не выходит за рамки допустимого.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в романе А. Пушкина “Капитанская дочка”.

Маша – умная и воспитанная. С ней легко найти тему для разговора и развить ее. Девушка не умеет жеманничать и кокетничать, как большинство девушек дворянского происхождения. Это качество особенно было привлекательно Гриневу.

Семья

Маша родилась в семье коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова и его жены Василисы Егоровны. Родители воспитывали дочку, опираясь на традиционные требования и принципы воспитания. Маша была единственным ребенком в семье. Девушка принадлежала к дворянскому сословию, но ее семья была небогата. Такое финансовое положение существенно усложняло жизнь Маши и сводило ее шансы выйти замуж до уровня чуда. У Маши не было никакого приданого, по словам ее матери, «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить».

Предлагаем вашему вниманию которые написал А. Пушкин.

Отец и мать Мироновой были хорошими людьми. Между супругами до последних дней сохранились нежные, трепетные отношения. Это не могло не сказаться на восприятии семейной жизни девушкой – в некой мере можно говорить, что для Маши ее родители стали примером идеальной семьи. Девушка, хоть и воспитывалась в почтении к старшему поколению и родителям, не была лишена дружеского общения со своими родителями, между ними установились теплые, доверительные отношения.

После захвата Пугачевым крепости Ивана Кузьмича повесили по причине его отказа переходить на сторону повстанцев. Василиса Егоровна, увидев висящее тело мужа, принялась упрекать разбойников в их действиях, за что, по приказу Пугачева, ее убили – тело женщины еще некоторое время валялось посреди двора, затем, впрочем, было оттянуто в сторону и накрыто рогожей.

Отношения Маши и Швабрина

Алексей Иванович Швабрин был военным офицером с пятилетним стажем. Он не был красавцем ни внешне, ни внутренне. Злость и алчность, переполнявшие его, не позволяли ему обрести гармонию с окружающим миром и стать счастливым человеком. Однако Швабрину были не чужды и другие проявления человеческих чувств и эмоций. Параллельно с сарказмом в душе Швабрина зарождается любовь к Маше. К сожалению, ответного чувства Алексею Ивановичу ждать не приходилось. Маше был противен Швабрин. Молодому человеку не удалось скрыть от Мироновой свою настоящую суть.


Осознав всю невозможность «получить» Машу честным путем, к тому же подстегиваемый ревностью, Алексей Иванович решается воспользоваться случаем для обретения своего счастья с Машей. После захвата крепости Пугачевым он тайком держит Машу под стражей, в надежде, что воля девушки будет сломлена и она согласится на брак: «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами.


Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Пугачеву Швабрин говорит, что Маша его жена, а когда обман был раскрыт, просит у «государя» помилования за свой поступок.

Отношения Маши и Гринева

Отношения Маши и Петра Андреевича Гринева складываются совсем по-другому. Петр Андреевич предпочитает делать выводы о людях самостоятельно, поэтому ложь Швабрина, который пытался обрисовать Машу как бесчестную, глупую девушку, скоро была обнаружена. Тонкая душевная организация Гринева и возникшая симпатия позволила выйти отношениям между молодыми людьми на новый уровень и довольно быстро перерасти в настоящую взаимную любовь.

После дуэли молодые люди признаются друг другу в чувствах, Гринев делает Маше предложение. Однако разгоряченный доносом Швабрина, отец Петра Андреевича, отвергает возможность такого брака.

Гринев был очень огорчен таким решением отца. Маша же, спустя некоторое время, смирилась с таким положением вещей, решив, что не судьба было им с Гриневым стать мужем и женой.

Впрочем, чувства девушки по отношению к молодому офицеру не угасли. После смерти родителей Петр Андреевич становится самым близким и дорогим человеком в жизни Маши. Гринев, рискуя своей жизнью, спасает Машу от плена Швабрина, чем наживает себе окончательного врага. На суде Швабрин не пренебрегает возможностью усложнить жизнь своему неприятелю – он клевещет на Гринева и в результате Петр Андреевич попадает на скамью подсудимых. Впрочем, от решения суда его спасает самоотверженная Маша, которая готова совершить даже самые немыслимые поступки ради своего любимого – она отправляется к императрице, в надежде на справедливость.

Таким образом, Машу Миронову можно отождествить с классическим вариантом идеальной русской женщины – скромная, добрая, готова на подвиг и самопожертвование, но Маша Миронова не обладает никакими необычными, уникальными качествами – ее бесхарактерность и бесцветность не позволяют ей стать сильной личностью, такой как, например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин».

Маша Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Это застенчи-вая, скромная, с непримечательной внешностью де-вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг-лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду-рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка-питанской дочкой возникает взаимная симпатия , пе-реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу , ис-кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен-ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело-го ранения, полученного Гриневым на дуэли . Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус-ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа-нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу-жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро-новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли-зость к народу.

Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива-ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко-нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен-цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка-кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости , послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине-ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми-ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель-ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания , выпавшие на долю девушки, воспиты-вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой , потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров-ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда-ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра-тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре-шается ехать в Петербург и самостоятельно составля-ет план действий, чтобы восстановить справедли-вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак-теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче-му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ-ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со-бытия, происходящие в повести, так или иначе связа-ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис-пытаниях проявляются человеческие качества , под-час скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

«Капитанская дочка» стала, пожалуй, последним крупным произведением А.С. Пушкина. В это время классик всерьёз увлекается историческими реалиями. Особый интерес у него вызывает история крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Александр Сергеевич месяцами проводит в архивах, изучая все документы, способные пролить свет на эти страшные для России события.

Он задумывает создать роман о дворянине-отщепенце, присоединившемся к Пугачёву и служившем ему верой и правдой. Однако этот сюжет не «приживается» у автора. Изначальная задумка претерпевает множество изменений; роман подвергают цензуре. В конечном счёте «Капитанская дочка» превращается в удивительную историю любви, разворачивающуюся в страшные «бунташные» годы.

Несмотря на то, что главным героем романа, несомненно, является Пётр Гринёв, молодой дворянин, служащий в Белогорской крепости, он, который занимает огромный пласт художественного времени в тексте «Капитанской дочки», на самом деле является лишь очередной ступенью к пониманию образа, без преувеличения, центральной, важнейшей фигуры романа - образа Маши Мироновой.

Да-да, именно эта девушка, слабая телом, «трусиха», как скажет про неё мать, Василиса Егоровна, скромная бесприданница станет тем героем, тем идеалом человеческой нравственности, какой в своё время А.С. Пушкин сделал свою Татьяну Ларину. Многие её черты отразятся и в образе Маши Мироновой.

Для того, чтобы правильно трактовать образ этой героини, сперва нужно разобраться в смысловой наполненности, в замысле и идее «Капитанской дочки».

Интересно, что это итоговое произведение «Солнца русской поэзии». Пушкин потратил несколько лет на создание черновиков, неоднократно менял сюжет, способный как можно лучше отразить основную мысль, им задуманную. Дело в том, что этот роман, по признанию самого автора, есть завещание Гения. Недаром он помещает простой, но органичный эпиграф: «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно эта мысль пройдёт красной нитью через всё повествование.

Известно, что в последние годы жизни А.С. Пушкин стал особенно близок к религии. Он интересовался христианством и сам был глубоко верующим человеком. В этом контексте особенно раскрываются слова «беречь», «хранить», «соблюдать», так часто встречающиеся на протяжении книги. Они перекликаются с библейским сюжетом, заключительным в Евангелии от Матфея: Христос призывает апостолов продолжать его дело и соблюдать Его заповеди. Честь же - один из важнейших критериев христианской нравственности. И истинной носительницей этой нравственности становится Маша Миронова.

Автор неспроста называет свою героиню библейским именем - и не простым, а именем самой Богородицы! Он подчёркивает значимость девушки, значимость женщины как продолжательницы человеческого рода, а также её чистоту, непорочность, истинное благородство. Машеньке чужды расчётливость, подлость и коварство: она самая первая замечает гнусные повадки Швабрина; она отказывается от его предложения, выбирая незавидную участь старой девы, потому что выйти замуж за нелюбимого человека для неё равносильно продаже самого своего существа; внешнее благополучие отказывается для неё абсолютно незначительным по сравнению с благополучием собственной души. Именно поэтому она отказывается обвенчаться с горячо любимым Петром Гринёвым до тех пор, пока его родители не дадут им своего благословения.

…Пушкин не наделяет Машу никакими внешне притягательными чертами: у неё самая обыкновенная наружность («круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели»). Капитанская дочка слаба здоровьем; она диковата и пугается даже «ружейного выстрела». На её долю приходится множество жестоких испытаний: на её глазах убивают родители, предатель-Швабрин принуждает её к замужеству и грозится в противном случае выдать её бунтовщикам… Несмотря на все эти жизненные перипетии Маша Миронова сохраняет свою нравственную чистоту, высокую духовность. Она является носительницей идеалов христианской нравственности. Девушка не склоняет головы перед предателем; ей проще погибнуть, сохранив свои честь и достоинство, чем жить среди низменности и грязи.

Как истинная Женщина, «трусиха»-Маша отправляется в столицу, чтобы лично просить милости и у государыни-императрицы. Девушка чувствует себя виноватой в аресте своего возлюбленного, Петра Гринёва. Внутренние терзания не позволяют Маше опустить руки. Невзирая на все невзгоды и трудности, она, чистая, искренняя и добрая, открывает свою историю неизвестной, которая окажется её спасительницей.

В этом истинно христианском романе на фоне ужасающих исторических событий Пушкин изобразил прежде всего духовное благородство истинной русской женщине. Он с любовью описал черты нового «милого идеала»: нежную наивность, открытость и честность, доблесть, мужество и скромность.