Внешний образ митрофана из комедии недоросль. Сочинение Фонвизин Д.И

Внешний образ митрофана из комедии недоросль. Сочинение Фонвизин Д.И
Внешний образ митрофана из комедии недоросль. Сочинение Фонвизин Д.И

Поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех.
Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка.
Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово «недоросль» не несло в себе ироничного смысла. Во времена Петра I так называли дворянских подростков, которые не достигли 15 лет. После появления пьесы это слово стало нарицательным.
Сам главный герой — Митрофанушка — лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия в жизни, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой. «Поди порезвись, Митрофанушка», — так она отвечает сыну, когда тот собирается идти гонять голубей.
Шестнадцатилетний юноша в ту пору должен был в этом возрасте идти на службу, но мать никак не хотела его отпускать от себя. Она желала держать его при себе до 26 лет.
Простакова не чаяла души в сыне, любила слепой материнской любовью, которая только вредила ему: Митрофанушка до колик в животе объедался, а Простакова уговаривала съесть еще. Няня говорила на это, что он и так пять штук пирожков съел. А Простакова отвечала: «Так тебе жаль шестой».
Когда обижали Митрофанушку, она вставала на его защиту, и он для нее был единственным утешением. Все делалось только ради сына, даже чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте.
Она старалась его ничем не утруждать, даже учебой. В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова наняла ему учителей, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено. Фамилии учителей говорили сами за себя: кучер немец Вральман, отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться — хочу жениться». И Простакова была с ним согласна, потому что сама был неграмотна, тупа. «Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»
Все родные раздражали Митрофанушку, он никого не любил — ни отца, ни дядю. Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда его защищала от дядюшки, пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: «Да поучи хоть немножко». Митрофан же отвечал ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени.
Все заботы матери о сыне не находили ответа. Митрофанушка относился к матери пренебрежительно. Он нисколько ее не уважал и играл на ее чувствах: Его слова: «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали» или «Ночь всю така дрянь в глаза лезла. — Какая же дрянь, Митрофанушка? — Да то ты, матушка, то батюшка», — доказывают это.
Даже в трудный момент для матери сын отказывается от нее. «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», — с такими словами бросается Простакова к сыну. Она как бы ищет поддержки в единственном близком для нее человеке. Митрофан же равнодушно бросает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».
Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей «фамилии».
Мне кажется, что смысл этой комедии в протесте драматурга против Простаковых и Скотининых. Таких бесчеловечных, грубых, тупых людей должно быть как можно меньше. Они не должны составлять большинство общества. Я разделяю точку зрения писателя.

Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт. Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта».

Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.

Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены. Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.

Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»

Тест по произведению

Восемнадцатый век подарил русской (и мировой, разумеется) литературе множество выдающихся имен, талантливых деятелей. Один из них - Денис Иванович Фонвизин, писатель и драматург. Большинству обывателей он известен как автор комедии «Недоросль». Как создавалось самое знаменитое произведение автора, с кого он писал своих персонажей и что особенного в одном из героев пьесы - Митрофанушке?

Денис Фонвизин

Прежде чем говорить о самой комедии, необходимо хотя бы вкратце сказать о ее авторе. Денис Фонвизин прожил не слишком долгую (всего сорок семь лет), но яркую жизнь. Большинство знает его лишь как человека, написавшего «Недоросля», между тем его перу принадлежат пьеса «Бригадир», множество переводов и адаптаций, трактаты и очерки.

Несмотря на то что пьес он написал всего две (и то после «Бригадира» более десяти лет не обращался к драматургии), именно Фонвизин является «прародителем» так называемой русской бытовой комедии.

«Недоросль» Фонвизина: история создания

Несмотря на то что «Недоросль» был завершен писателем и политиком в начале восьмидесятых годов, есть основания полагать, что задумал свою сатирическую «комедию нравов» Фонвизин еще в шестидесятых: именно к этому времени относится пьеса, впервые увидевшая свет лишь в минувшем столетии - при жизни автора она так и не была опубликована. Ее персонажей можно назвать ранними прообразами героев «Недоросля»: в каждом из них достаточно легко улавливаются знакомые черты.

Трудясь над комедией, Денис Иванович использовал огромное многообразие источников - и статьи, и произведения различных авторов (как современных, так и прошлых столетий), и даже тексты, принадлежащие перу самой Екатерины Великой. Закончив работу над «Недорослем», Фонвизин, разумеется, решил поставить пьесу, хоть и понимал, что сделать это будет трудно - обилие новых идей и смелых высказываний перекрывало произведению дорогу к широкой аудитории. Тем не менее он сам взялся за подготовку спектакля и, хоть и медленно, хоть и со всевозможными задержками, «Недоросль» увидел свет в театре на Царицыном лугу и получил феноменальный успех у зрителей. Произошло это в 1782 году, а годом позже пьеса впервые была опубликована.

Кто такой недоросль

У многих вызывает искреннее недоумение название произведения. В самом деле, почему - недоросль? Что это вообще за слово? Все просто. В восемнадцатом веке (а именно тогда жил и работал Денис Фонвизин) «недорослем» называли молодого человека дворянского (то есть знатного) происхождения, который не получил образования. Человек ленивый, бестолковый, ни к чему не способный - вот кто такой недоросль. Подобные юноши не могли устроиться на службу, не выдавалось им и разрешение на брак.

Денис Иванович же назвал свое произведение «Недоросль» потому, что именно таков Митрофанушка, один из главных героев. Он вложил в это слово чуть больше сатиры, чем оно имело в реальности. Недоросль, с легкой руки Фонвизина, - не только необразованный, но еще и эгоистичный, и грубый юноша. Характеристика образа Митрофанушки более подробно будет представлена далее.

Сюжет «Недоросля» закручивается вокруг скромной девушки Софьи, оставшейся без родителей и потому взятой на воспитание семьей Простаковых, людьми жадными и недалекими. Софья - богатая наследница, невеста на выданье, и заполучить супругу с таким приданым хотят и Простаковы, пытаясь выдать ее за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку - недоросля, и брат Простаковой Скотинин, одержимый идеей о большом количестве скота в Софьином хозяйстве. У Софьи же есть любимый человек - Милон, за которого ее хочет отдать и ее единственный родственник - дядюшка Стародум. Он приезжает к Простаковым и очень удивляется, видя, как хозяева заискивают перед ним и его племянницей. Митрофанушку стараются выставить в лучшем свете, однако необразованный и ленивый увалень портит все попытки матери.

Узнав, что Стародум и Милон увозят Софью, ночью по приказу Простаковых ее пытаются выкрасть, однако Милон предотвращает похищение. Заканчивается же все тем, что Простаковы теряют не только выгодную невесту, но и свои имения - всему виной их жадность, злость и корыстолюбие.

Главные персонажи

Основными героями «Недоросля» являются уже упомянутые Митрофанушка, его родители (при этом следует отметить, что всем в этой семье заправляет мать, не считающая прислугу за людей, усиленно следующая моде того времени; отец же семейства находится полностью под каблуком у своей властной жены, которая даже поднимает на него руку), Софья, ее дядюшка Стародум, жених Милон, государственный чиновник Правдин, чьей целью является разоблачение злодеяний Простаковых (в этом он в итоге преуспевает). Нужно обратить особое внимание на то, что Фонвизин использовал для своих персонажей «говорящие» имена - ими наделены как положительные (Стародум, Правдин, Софья), так и отрицательные (Скотинин, Простаковы) персонажи. В характеристике Митрофанушки его имя также имеет огромное значение - с греческого «Митрофан» означает «маменькин сынок», что действительно полностью отражает характер героя. Лишь в самом конце пьесы Митрофанушка ругается с матерью и велит ей отстать от него.

Фонвизин сталкивает лбами в своем произведении совершенно разные социальные слои - здесь представлены и чиновники, и дворяне, и слуги… Он открыто высмеивает дворян с их воспитанием, осуждает таких, как Простаковы. С первых же слов пьесы легко понять, где положительные, а где отрицательные герои и каково отношение автора к каждому из них. Во многом именно благодаря прекрасно прописанным образам отрицательных персонажей (особенно характеристике Митрофанушки) «комедия нравов» и принесла своему создателю такой успех. Имя Митрофанушки вообще стало нарицательным. Пьесу, кроме того, разобрали на крылатые выражения с цитатами.

Характеристике Митрофанушки стоит уделить особое внимание. Однако прежде необходимо сказать еще о трех персонажах пьесы. Это учителя Митрофанушки - Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Их нельзя напрямую отнести ни к положительным, ни к они принадлежат к такому типу людей, в которых равным образом сочетается и хорошее, и дурное. Однако фамилии у них также «говорящие»: а говорят они о главном свойстве человека - например, у Вральмана это вранье, а у Цыфиркина - любовь к математике.

«Недоросль»: характеристика Митрофанушки

Персонажу, в чью «честь» названо произведение, почти шестнадцать лет. В то время как многие в его возрасте являются вполне самостоятельными взрослыми людьми, Митрофанушка не может и шагу ступить без матушкиной подсказки, не держась за ее юбку. Он из тех, кого называют «маменькин сынок» (и как уже упоминалось выше, прямое указание на это содержится даже в значении его имени). Несмотря на то что у Митрофанушки есть отец, мужского воспитания в полноценном понимании этого слова мальчик не получает - его батюшка и сам не славится подобными свойствами.

Для родителей Митрофанушка все еще маленький ребенок - даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его дитем, ребенком - и Митрофанушка беззастенчиво этим пользуется на протяжении всей комедии. Отца мальчик ни в грош не ставит, лишний раз доказывая тем самым, что он совершенный «маменькин сынок». Очень показательна в этом плане сцена, где Митрофан жалеет мать, уставшую от битья отца - так она, бедная, натрудилась, его избивая. О том, чтобы посочувствовать отцу, речи и не идет.

Кратко характеристику Митрофанушки в «Недоросле» дать не совсем возможно - столько всего можно сказать об этом персонаже. Например, он очень любит плотно покушать, а потом - всласть понежиться без дела (впрочем, дел-то у него особо и нет, кроме учебы, в которой, надо отметить честно, он вовсе не прилежен). Как и мать, Митрофан довольно бессердечный человек. Он любит унижать других, ставя их ниже себя, лишний раз «указывая место» людям, работающим на него. Так, постоянно обижает он свою няню, с рождения приставленную к нему, которая всегда при этом находится на его стороне. Это еще один показательный момент в характеристике Митрофанушки из комедии «Недоросль».

Митрофанушка - ябеда и наглец, но между тем и подхалим: уже в таком возрасте он чувствует, кому нельзя грубить, перед кем стоит «показать свои лучшие качества». Беда-то только в том, что с подобным маменькиным воспитанием лучших качеств у Митрофанушки просто не может быть. Даже ей, той, которая так слепо любит его и все ему дозволяет, он угрожает, шантажирует ее в попытках добиться желаемого для себя. Такие качества не делают чести характеристике Митрофанушки, говоря о нем как о дурном человеке, готовом идти по головам ради только себя самого и своих требований, как о человеке, который любит только до тех пор, пока выполняют его волю.

Интересно, что Митрофану присуща самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако совершенно не огорчается по этому поводу, заявляя, что «не охотник до умниц». Вряд ли подобное качество перешло к нему от матери, скорее он перенял его от отца - хоть что-то он должен был от него унаследовать. Такова краткая характеристика Митрофанушки, героя, чьим именем вот уже несколько веков называют людей, обладающих подобными чертами характера.

А был ли мальчик?

Известно, что сценки для своего произведения Фонвизин «подсматривал» в жизни. А что же с героями? Придуманы ли они полностью или списаны с реально существовавших лиц?

Характеристика героя Митрофанушки дает основание полагать, что прототипом его был Алексей Оленин. Впоследствии он стал известен как государственный деятель и историк, а также художник. Но до восемнадцати лет его поведение являлось абсолютно сходным с характеристикой Митрофанушки: он не желал учиться, был груб, ленив, как говорится, впустую «прожигал жизнь». Считается, что «встать на путь истинный» Алексею Оленину помогла именно комедия Фонвизина: якобы, прочитав ее, он узнал себя в главном герое, впервые увидел свой портрет со стороны и был настолько потрясен, что обрел мотивацию для «перерождения».

Так это или нет, теперь достоверно узнать невозможно. А вот некоторые факты из биографии Оленина сохранились. Так, до десяти лет его воспитывали отец и специально нанятый гувернер, обучался он также на дому. Когда же он пошел в школу (причем не в какую-нибудь, а в Пажескую придворную), то вскоре был отправлен продолжать учебу за рубеж - выбрали с этой целью именно его, так как маленький Алеша демонстрировал прекрасные успехи в обучении. За границей он окончил два высших заведения - таким образом, говорить о том, что Оленин был лентяем и неучем, как Митрофанушка, не приходится. Вполне возможно, что некоторые качества, присущие Оленину, напоминали характеристику Митрофанушки, однако, скорее всего, утверждать, что Оленин - стопроцентный прототип фонвизинского героя, нельзя. Более вероятно все же, что Митрофан - некий собирательный образ.

Значение комедии «Недоросль» в литературе

«Недоросль» изучают на протяжении уже двух с лишним столетий - с самого выхода пьесы и по сей день. Ее значение переоценить трудно: она сатирически высмеивает социальный и даже государственный уклад общества. И делает это открыто, не боясь даже власти - а между тем Екатерина Великая именно из-за этого после публикации «Недоросля» запретила издавать что-либо, вышедшее из-под пера Фонвизина.

Его комедия подчеркивает острые вопросы того времени, но не менее актуальными они остаются и сейчас. Недостатки общества, существовавшие в восемнадцатом веке, никуда не делись и в двадцать первом. Пьесу с легкой руки Пушкина называли «народной комедией» - она имеет полное право именоваться так и в наши дни.

  1. В первой версии пьесы Митрофанушку зовут Иванушкой.
  2. Начальный вариант комедии ближе к пьесе «Бригадир».
  3. Фонвизин работал над «Недорослем» около трех лет.
  4. Идеи для написания черпал из жизни, однако рассказывал о создании только одной сцены - той, где Еремеевна защищает своего воспитанника от Скотинина.
  5. Когда Николай Васильевич Гоголь учился в гимназии, он играл в школьных постановках роль госпожи Простаковой.
  6. Фонвизин набрасывал продолжение «Недоросля» в письмах друг другу Софьи и Стародума: по задумке автора, после свадьбы Милон изменил Софье, на что она и жаловалась своему дяде.
  7. Впервые мысль о создании подобного произведения зародилась у Дениса Ивановича, когда он был во Франции.

С момента создания пьесы прошло уже более двух столетий, а она не теряет своей актуальности и по сей день. Все новые и новые исследования посвящаются изучению самой комедии и отдельных ее персонажей. А значит, Денису Фонвизину удалось подметить и осветить в своем произведении что-то такое, что во все времена будет приковывать внимание читателей и зрителей.

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина - это комедия о недоросле Митрофанушке (от греч. «подобный своей матери»), о пороках его воспитания, превращающем юношу в избалованное и глупое создание. Ранее не было ничего дурного в этом слове и лишь со временем оно стало словом нарицательным. В те времена недорослями называли подростков, не достигших возраста пятнадцати лет, необходимого для вступления на службу.

Указ о вольности дворянской, подписанный Петром I, давал дворянам право выбора: служить или не служить. Но так или иначе обучение становилось обязательным. Госпожа Простакова старается следовать закону, но хочет удержать сына «при себе» еще лет на десять: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

Будучи единственным сыном помещиков Простаковых, Митрофан Терентьевич в шестнадцать лет живет с родителями, не зная забот. Всё за него решает властная маменька: кого в жены взять, кого в ручку целовать.

Характеристика героя

(Иллюстрация к комедии. Художник Т.Н. Кастерина, 1981 )

Наш главный герой - избалованный маменькин сынок, который ведет себя так, как ему заблагорассудится. Однако безраздельная любовь матушки превратила его не только в эгоиста, но и в умелого манипулятора. Отца он и вовсе не признает и ни во что не ставит, потому что тот его прихотям не потакает. Родного дядю Митрофан не любит и всячески хамит.

Простаков на протяжении действия пьесы наслаждается домашним уютом и бездельем, вместо того, чтобы нести службу. Ничто его не заботит, ну разве что вкусная и обильная пища да веселье.

Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких стремлений. Нет у него и желания к учебе, которой он «отдал» целых четыре года, но ни грамоте, ни арифметике так и не смог обучиться. Оно и понятно, ведь не жил Простаков никогда своим умом, а заботливая мать не хотела «томить дите учебой», наняв учителей лишь потому, что так было принято в семьях дворян.

Любопытно, что Митрофану свойственна и некая самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако этот факт его совершенно не огорчает.

Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой поведения, ведь он был самовлюблен и заносчив, равно, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего собственного. Няня молодого человека - Еремеевна, немало от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину и ей перестали платить жалованье.

Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сиротке Софье, которая (вдруг!) оказывается богатой наследницей. Следуя материным указаниям, герой в итоге ее предает: "Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.

Образ героя в произведении

Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок - даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком - и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия - это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он - раб своей матери, он - ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.

Недоросль Митрофанушка - один из главных героев комедии Д. И. Фонвизина. Образ хитрого, лицемерного, глупого и ленивого детины 16 лет, сына провинциальных дворян-крепостни- ков, используется автором для раскрытия проблемы воспитания молодежи. Фонвизин утверждает, что личность человека зависит от среды его воспитания, психологического и духовного климата в семье, быта и образования. Благодаря (или по вине) популярности этой комедии имя Митрофан (похожий на мать) стало синонимом неуча и маменькина сынка.
Воспитанию в дворянской среде подобных увальней способствовало награждение дворян за службу «поместными окладами». В результате они осаживались в своих поместьях, жили доходами с земель и крепостных крестьян. Дети их привыкали к сытой и спокойной жизни, всячески уклонялись от государевой службы. 20 января 1714 года был издан указ, прекращающий наделение дворянских офицеров поместными окладами и требующий от дворян обязательного обучения детей для подготовки к службе.
Этот указ и явился наказанием для бедной «коловушки» Ми- трофана, которому уж скоро 16 лет, но он еще состоит в недорослях и безуспешно учится дома уж четыре года у случайных неучей-учителей. Митрофан предпочитает учению гонять голубей или, на худой конец, жениться. В результате по «арихмети- ке» он «ничего не перенял» у отставного сержанта Цыфиркина. Митрофан едва читает по часослову под диктовку недоучившегося семинариста Кутейкина, который сам «убоялся бездны премудрости», но зато не считает греховным курение табака и даже толкует Святое писание в доказательство этому. Главным проходимцем является учитель французского и «всех наук» - немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Вральман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уверена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично понимает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влиятельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, выкручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея понятия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, - прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», - «покамест су- ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя - правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе соглашается идти на военную службу.
Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя - он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хочет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем получает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» - пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» - он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась-».
Нужно отметить, что недоросль Фонвизина - не карикатурный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.