Популярные мультяшные персонажи. Любимые персонажи, мультяшные герои: самые яркие анимационные образы

Популярные мультяшные персонажи. Любимые персонажи, мультяшные герои: самые яркие анимационные образы
Популярные мультяшные персонажи. Любимые персонажи, мультяшные герои: самые яркие анимационные образы

Самые странные персонажи мультфильмов Про скучных обывателей, как известно, «мультфильмов не снимают» — ну кто захочет смотреть на размеренные, предсказуемые будни правильных граждан? Несоответствие законам жизни, попрание моральных догм, выворачивание реальности наизнанку, изощренные злодейства, катаклизмы, приключения и очередное спасение мира — вот двигатели практически любого стоящего сюжета. Но порой, то ли в погоне за оригинальностью, то ли из кощунственного чувства прекрасного, то ли в попытке потешить художественными средствами скопившихся в мозгу тараканов авторская фантазия порождает реально странных мультперсонажей. Ниже - десятка наиболее запомнившихся героев.

И в последние годы он видел и компромиссы между авторским правом и тенденции коммерческого кино - все больше и больше побед фестивальных фильмов, которые лучше продаются. К сожалению, это дань уважения современному материальному миру. Фестиваль диктует моду и новые тенденции в мировой анимации, открывает новые имена, которые могут стать классикой или гением после двадцати лет. Это молодой человек, который освоил новые технологии и порождает новые идеи. Тот факт, что Литва Реда Барткют первый попал в эту элитную обзор анимации, может стать новым этапом в истории литовской анимации.

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу. )

Хлебоутки

Персонажи американского мультсериала канала Nickelodeon по имени Шлёп-Шлёп (SwaySway) и Быдыщ (Buhdeuce) — развозчики хлеба жителям города Уткоград. Рассекая по его улицам на ракетном грузовике, они то и дело попадают в самые разнообразные неприятности, от которых, впрочем, всегда удачно уворачиваются и предпочитают считать их веселыми приключениями. У Шлёп-Шлёпа есть фирменные удары «туса-мощь» (Party Punch) и «кедо-бой» (Shoe Attack), а также девиз «Хлеб надо доставить без хлеба беда и мы не сдаемся вообще никогда». Быдыщ может похвастатья ударами «булка-дыщ» (Booty Kick) и «пузо-бой» (Six Pack Punch), плюс очень мощной и сильной задницей. Не спрашивайте, почему так, просто примите как данность.

Многообещающие художники нового поколения, которые поразительно отличаются в своем мышлении и управлении технологиями. Желаю художнику, Редаю Бартку, успеху, победе, чтобы фильм был снят в самых разных фильмах мира. Тем не менее, самым активным средством просмотра анимации являются дети и молодые люди.

Анимация действительно чудо. Директор мультфильмов Илья Березник. В понимании взрослых, мультфильмы для детей. Но многие фильмы из западных родителей вызывают озабоченность по поводу их безопасности. Родители все больше беспокоятся, когда дети смотрят эти фильмы. Интуиция, по его словам, является чем-то неправильным в то время, когда дети сидят перед экранами.


Фан-арт




Бивис и Баттхед

Двое пятнадцатилетних подростков Бивис и Баттхед, чьи имена можно вольно перевести как «Митрофанушка и Задоголовый» — изначально задуманы как странные и отвратительные личности, уродливые, тупые, не занятые ничем, кроме болтания по городу, комментирования видеоклипов, фантазий о лишении девственности, хамства всем и вся и периодическими попытками подработать или своровать, кончающимися эпик фейлом. Повествование о жизни юных дегенератов - такой своеобразный соус для критики современного американского общества, этим, наверное, и объясняется небывалый успех сериала.

Мы утверждаем, что большинство западных мультфильмов не являются безвредными, они не могут быть отображены детьми каким-либо образом, и фильмы, которые не принадлежат этой группе, должны быть показаны под наблюдением родителей и соответствующим образом прокомментированы. В противном случае существует большой риск того, что дети не станут их родителями. Миллионы родителей позволяют им смотреть фильмы со своих детей, которых они не видели раньше. В конце концов, история ребенка - это то, что формирует модель его окружающего мира.

Это концепция мамы и папы, друга и врага, концепция добра и зла и все остальное, на что он будет сосредоточен на всю оставшуюся жизнь. Кстати, это воспитание также зависит от того, придет ли ребенок к вам на помощь в старости, или если вы просто входите в дом престарелых, думая, что так вы должны это делать.


Фан-арт



Тоторо

Хранитель леса и его главный дух (искаженное японское «тролль»), персонаж из аниме японского мультипликатора Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» — один из самых запоминающихся героев детских сказок. История о чудесах, детстве и взрослении, после которой многое начинает восприниматься по-другому, считается настоящим произведением искусства. Странноватый и внешне, и внутренне, и своим окружением, Тоторо в этой истории смотрится удивительно органично.

Ребенок воспринимает почти всю информацию как образы, из которых он позже создает свою модель мира, а самую важную часть модели можно назвать образом женщины, девушки, девушки. Глядя на героев, девочки осваивают стереотипы будущего сексуального поведения, а мальчики разрабатывают матрицу, которая из-за нее будет неосознанно выбирать друга жизни, мать их будущих детей. И в нем больше говорится о внутренних, духовных качествах, которые отражают внешность и поведение анимированных героев.

Исследователи этой темы рассмотрели многие западные анимационные фильмы, отдельные эпизоды с участием женщин-героев и показали их детям-психологам. Они были шокированы тем, что они видели, и исследователи были потрясены выводами психологов. Оказалось, что герои большинства американских фильмов сконструированы таким образом, что систематический просмотр фильмов для детей постепенно разрушает функцию расширения семьи.


Фан-арт



Такой результат достигается таким образом. Образ женщины устраняет всю романтику и тайну, герой изображает реализм, физиологию и жестокость всех взрослых женщин. В то же время женские традиции нашей нации смеются, те же, что передаются нашими фильмами - достоинство, нежность, целомудрие, застенчивость, щедрость, скромность и материнство.

То, что американские фильмы делают с нашими детьми, можно сформулировать очень кратко: интеллектуальная коррупция. Это мнение профессиональных психологов-детей. Давайте теперь поговорим о механизме психических изменений детей, основанной на изменении концепции. Меры здесь настолько просты и так часто встречаются в западных фильмах, и настолько очевидны, что они умрут бессознательно, поскольку взрослые этого не замечают, почему они не подавляют его.


Ламы в шляпах Карл и Пол

Ламы Карл и Пол - герои черноюморного сериала « » (Llamas with Hats). Вокруг милые парнокопытных в трогательных шляпках творятся абсолютно чудовищные и абсурдные вещи, и лама Карл совсем не в курсе, откуда взялся человеческий труп, почему утонул лайнер, почему горят и рушатся города и что послужило причиной атомного взрыва. Но лама Пол, восклицая с неподражаемым акцентом «Кааарл!», все же докапывается до истины и изобличает виновника.

Начнем с самой простой вещи - цвета персонажей и цвета фильма. Посмотрите по крайней мере несколько фильмов на любом телевизоре. Цвета персонажей яркие и ядовитые, и когда некоторые из обычных девушек превращаются в феи, процесс сопровождается разноцветным мерцанием на экране. Этот метод использует умственную способность детей реагировать на все, что поражает.

Таким образом, все внимание ребенка обращается на персонажа, который ведет ребенка везде, где он хочет, не давая возможности вернуться и подумать. Затем - лицо главного героя. Вам не нужно быть гением, чтобы заметить, что лица всех американских героев фильма одинаковы. В результате частота мерцания на экране в конечном итоге превращается в эстетический стереотип. Таким образом, девочки будут искать позже, чтобы выглядеть героями этих фильмов. И мальчики будут искать женщин, сосредоточившись на том же.


Фан-арт

Это процесс создания новой матрицы красоты. Кстати, персонажи американских фильмов не только имеют схожие внешние качества, но и их язык один и тот же. Вот еще одна технология для управления умами ваших детей, еще один якорь в почках вашего племянника.

Американские романтические герои, которые дети сочувствуют, подражают, вознаграждаются атрибутами гнева, ярости и жестокости. Можете ли вы представить себе литовскую королевскую даму, которая сражается как человек, посылает и плачет? Но принцесса из Шрека ломается, как мужчина, и делает это со вкусом, жизнерадостным и заразным. Женщина превращается в мужчину, который потом, когда ребенок растет, превращается в сексуальную дезориентацию. Может быть, поэтому так много феминисток и лесбиянок?



Котопес


Поллитровая мышь

Мышонок Фитцджеральд — герой американского телевизионного мультсериала «Поллитровая мышь» (англ. 12 oz. Mouse) производства Cartoon Network/Adult swim. Представляет собой мыша-алкоголика, питающего нездоровую страсть к пиву. Происходящее с Фитцем трудно поддается описанию - скажем только, что существуя в абсолютно трешевом, наркоманском и минималистическом мире, полном подстав и опасностей, социопатическая мышь пытается выжить, вместе с подельниками хватаясь за любую работу, в том числе по разоблачению мирового заговора. Ему придется стрелять, бухать, снимать порно, играть на гитаре, грабить банки, пытаться вспомнить прошлое и наконец понять, а что собственно происходит.

Давайте поговорим о садизме, основанном на Шреке. Если вы видели этот фильм, вы, вероятно, помните, как принцесса начинает петь, а соседняя птица бросается из п и начинает трястись после принцессы, но через некоторое время она поднимает голос, и птица разбивается. Принцесса обеспокоена, но на короткое время она начинает испечь те же яйца, которые остаются в гнезде. Если вы привлечете внимание к своему ребенку в тот момент, вы увидите, как он смеется, и вы сами, вероятно, улыбнулись. Вы только что стали свидетелем как перепрограммирование ума, так как в ваших глазах незнакомые люди преобразуют психику вашего ребенка.


Фан-арт



Это не просто красивая сцена убийства, это девальвация концепции смерти. Этот эпизод смещается от всей системы отношения детей к миру. Ее сказки не могут быть злыми и жестокими, она не может убить животное, но, напротив, она проявляет любовь ко всему живому. В наших фильмах героиня лягушек превращается в красивых принцесс, а принцесса Шрека превратилась в неприятную тележку.

Вспомните главных героев в наших фильмах, их женственность проявляется только через духовные качества. В американских фильмах женщины реалистичны, физиологически, имеют хорошо развитые взрослые женские формы, мы не найдем достоинства и красоты в поведении американских героев, что отделяет продукты для детей и взрослых. Американские герои, выражающие симпатию к противоположному полу, не объясняют, не опускают глаз, но ведут себя как теплые и холодные женщины, которые испытали определенную профессию и которые вульгарно и конкретный язык.

Гуу

Гуу — героиня аниме-сериала «В джунглях всё было хорошо, пока не пришла Гуу». Выглядит как безобидная девочка примерно десяти лет, с розовыми волосами и в розовом же платье. С ней знакомится мальчик Халэ, живущий в джунглях, и отправляется с ней на прогулку, в процессе которой выясняется, что внешность девочки обманчива — она его проглатывает. Выясняется, что Гуу умеет игнорировать законы физики, логики и реальности, в ее желудке находится целый мир с чудными обитателями, а сама она имеет тысячу лиц и размеров, умеет читать мысли, превращать взрослых в детей, манипулировать людьми и вообще давать доступ к разнообразным приключениям.

И дети копируют поведение героев практически автоматически. Самая большая эротика в наших фильмах - герои, держащие друг друга за руку, а поцелуи скрыты, они только символичны. В зарубежных фильмах все открыто, как и у взрослых. Губы открыты и страстны, касаясь женщины как обычный предмет. Например, Шрек носит принцессу на плече, а затем подталкивает ее к щетке, и ей все это нравится. Наши герои в кино не спотыкаются и не пытаются, потому что женщины не могут этого сделать. Американские фильмы формируют другой подход к работе с женщинами.

Из-за этого стереотипа, как говорят психологи, в более поздних сексуальных отношениях любовь, уважение и брак заменяются стереотипом партнерства. Сексуальное партнерство, как мы все знаем, не означает создание семьи и расширение семьи. Психологи предупреждают, что стереотипы поведения взрослых, в том числе связанные с эротизмом, не могут быть показаны в детских фильмах - это раннее волнение детей в человеке, для которого он еще не функционирует или не морально готов. Эти крипы наносят ущерб психике ребенка, и в будущем это закончится сексуальными проблемами, трудностями в создании семей и продлением родственников.


Фан-арт


Спанчбоб


Фан-арт


Педофилы обвиняются в физическом насилии над детьми и обвиняют американские фильмы в моральной справедливости. Согласно детским психологам, только благодаря романтике и застенчивости в присутствии противоположного пола мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, красивая девушка может привлечь к ней настоящих мужчин, а не местные ниши анимационных фильмов, которые сегодня беспокоят наши города. Наши дети испытывают такой массовый эффект анимации, что все больше и больше детей страдают от тревоги, которую психологи называют «романтикой среди голода среди детей».



Salad Fingers

Говоря о странных существах, нельзя не упомянуть незаурядную личность по имени Salad Fingers («Зеленые Обрубки ») — героя одноименного английского flash-мультсериала авторства Дэвида Фирта (David Firth). Это человекоподобное существо с мертвенно-зеленой кожей, плохими зубами и тремя длиннющими пальцами, живущее тактильными. Особую страсть он питает к троганью острых и ржавых металлических предметов. У него пугающие безукоризненные манеры и подчеркнутая вежливость, за которыми кроются садистские наклонностями. В общем, эталонный маньяк из кошмарного сна ребенка с буйным воображением. Его фраза «мне нравятся ржавые ложки» звучит особенно жутко. Именно ее обыгрывают в фан-арте.

Самым важным и самым священным образом женщины во всех сказках мира является образ матери. И теперь, вспомните все американские фильмы, которые вы видели, и посмотрите, что вы видите: мама, традиционный способ показать материнство в сказках животных, сентиментальные сцены и очень хорошие сцены, где животные мамы заботятся о своем плюшевом медведе, котятах и ​​т.д. в американских мультфильмах вы не найдете человечество с такими качествами. Напротив, это ясно видно, когда детей вводят в фильмы совершенно разные идеи.

Используя визуальные изображения, которые очень быстро мигают на экране, и чье сознание не может поймать и критически оценить, такие изображения сразу же попадают в подсознание как гипноз. Эти страшные эпизоды можно увидеть только при просмотре фильмов в медленном темпе, а в нормальном режиме, перед чем-то еще, что-то пошло не так, и вы не придаете ему никакого значения. Посмотрите на пример гипнотического эффекта.

Фан-арт



Пример берется из «Красоты и монстра». Это два выстрела, в первом мы видим, как красивая девушка начинает двигаться и движется справа налево, а во втором кадре она заканчивает свое движение в левой части экрана. В то же время женщины с детьми в первом плане несколько раз менялись, и их внешний вид был примерно таким же, как на этих фотографиях. Красивая женщина переместилась справа налево менее секунды, и женщина с детьми могла изменить 8 уродливых поз в это время. Что мы видим, глядя на замедленную съемку?

Но мы видим, что это то, что: первый план - не уродливая и уродливая, ужасно раздражающая и испуганная женщина с детьми, напоминающими свекровь свиней с дикими поросятами. Как вам нравится образ матери, который вы положили на голову своих детей? А во втором плане красивый, молодой, изящный герой над мной. Такие выстрелы ставят девушек в отвращение к материнству в целом и к крупномасштабному материнству в частности. Эмоции таковы: либо вы уродливые, старые, бедные матери, или красивые и молодые, но потом не рожайте.

Безымянный кругляш из «Крапойо»

Герой короткометражный мультфильма под названием («Иной мир») — то ли взбесившийся колобок, то ли чрезмерно раздутая и не сумевшая сдуться жаба, так и не расставшаяся с мечтой о полете. Трогательное, хоть и слегка психоделическое пятиминутное действо от французского аниматора Янника Пуига (Yannick Puig), разворачивается в фантастическом мире, населенными странными существами, и эволюционирующий пучеглазый кругляш нездорового цвета - его главное украшение.

Какое знаменитое имя выбрать из мультиков для кошки – этим вопросом задаются многие новоиспеченные хозяева ласковых (и не очень) мурлык. Ведь мультяшная кличка для кошки должна быть звучной, приятной и нравиться не только владельцу питомца, но и самому животному.

Самые известные мультяшные имена для кошек мальчиков – Бонифаций, Леопольд, Том, Гав, Матроскин, Базилио, ну и конечно же, всемирно известный рыжий хулиган Гарфилд. После выхода одноименного мультфильма многие упитанные котики такого окраса получили это звучное имя. Кота Феликса многие вспомнят не по мульту, а по игре 90-х на денди.

Из иностранных мультяшных героев-котиков также можно отметить черного мурлыку Сильвестра, который неустанно гонялся за желтой пташкой, Чешира с его обворожительной улыбкой, и злодея Люцифера из диснеевской «Золушки». Если говорить о самой коварном пушистике, то это Толстопуз из «Чипа и Дейла».

Когда речь заходит о знаменитых кличках кошек из мультфильмов, то нельзя не вспомнить гордую и в то же время нежную кошечку Герцогиню, гибкую и отважную Багиру. Как клички также популярны имена диснеевских принцесс: Жасмин, Рапунцель, Аврора, Золушка, Белоснежка, Ариэль, Белль, Тиана, Мерида, Мулан и Покахонтас.

Мультяшные кошки

Мультяшные имена (клички) для кошек

Список имен из мультиков Диснея можно продолжать до бесконечности. Ведь любой образ можно примерить пушистому питомцу.

Если ваш кот прекрасен и отважен, ему подойдет имя настоящего героя, т.е. принца:

* Филипп («Спящая красавица»);

* Эрик («Русалочка»);

* Чарминг («Золушка»);

* Адам («Красавица и чудовище»);

* Алладин;

* Навин («Принцесса и лягушка);

Ваш питомец хитер и коварен? Дайте ему кличку диснеевского злодея, и он будет пугать всех сородичей вокруг.

* Мозенрат.

Российских мультгероев не меньше, чем иностранных. Если ваш питомец добрый, дружелюбный и обладает большими ушами, его можно назвать Чебурашкой. Клички для кошек мультяшные подойдут мурлыке любой породы. Главное, чтобы имя соответствовало характеру питомца и его внешности.

К примеру, хулигана и непоседу можно назвать в честь домовенка Кузи, а если рассудительного и спокойного – Нафаней. Белоснежный котик может стать Умкой, рыжий – Карлсоном, Мотильдой, упитанный – Фунтиком или Пятачком. Черному котику подойдет имя Маугли. Злюку и непоседу можно назвать Дюдюкой в честь Дюдюки Барбидокской, ябеды из русских мультиков.


Тои и Джерри

Имена (клички) из мультиков для кошек девочек

Для кошек девочек мультяшные клички звучат очень красиво и необычно. Поэтому если в процессе выбора участвует ребенок, он может подсказать, какие клички кошек из мультфильмов и фильмов подойдут пушистому члену семьи.

Ну а для тех, кто еще в раздумьях вот список имен кошек из мультиков Диснея:

* Динь-Динь;

* Герцогиня;

* Поночка;

* Гортензия.

Персонажи любимых мультиков харизматичные, яркие, поэтому подобрать нужную кличку для кошки из мультфильмов несложно. Напомним имена знаменитых героинь любимых мультипликационных фильмов:

* Анна, Астрид, Алиса, Айси

* Бемби, Белоснежка, Белль, Бука, Бекки, Бейли, Блум

* Виолетта, Варешка, Ваниллопа, Ванда, Велма

* Горислава, Гигантика

* Герцогиня, Глория, Готэль

* Диана, Дейзи, Джиа, Дори, Дражелина, Дарси, Дафна

* Елизавета

* Кусачка, Кэндес, Кренделиза, Карамельеза, Капа, Киара, Ката

* Лиза, Лейла, Лупи

* Мася, Маха, Мэлоди, Моргана, Мальвина, Мардж, Мэвис, Мулан, Мэри Энн, Мила, Мелони, Муза, Мина

* Несмеяна, Наина, Нюша, Нала, Нита, Нана

* Рокси, Розита

* Симка, Стервелла, Соня, Сласта, Совунья, Сьюзан, Стелла, Смурфетта

* Тиана, Тося, Таффита, Тортилла, Текна

* Эльза, Энис Эсмеральда


Мультяшные кошки

Мультяшные клички | имена для котов мальчиков

Мультяшныеимена подобрать несложно, если хорошо знать характер и привычки своего питомца. Стоит пушистику что-то натворить, как тут же вспоминается какой-нибудь герой со схожими привычками. А уж внешнее сходство только облегчит работу по выбору клички.

Для котов подойдут:

* Алекс, Альтрон, Аид, Арси

* Баки, Баюн, Банниманд, Блюм, Бугор, Бульк, Базз, Буратино, Балто, Багз, Банни, Беззубик, Бармалей, Боб, Бастер, Мун, Бамблби

* Вижен, Веном, Вупсень, Водяной, Вольт, Вуди, Верто, Винни, Валтор

* Галактус, Гэрри, Грот, Гремлин, Гриффин, Галактазар, Гаргамель

* Джулиан, Док, Джокер, Добрыня, Дукер, Дэггет, Дейл, Донни, Дерек, Джонатан, Дракула

* Жан-Прыг

* Зэг, Зик, Зазу, Задирака<

* Крабс, Крушила, Кощей, Колобок, Кромешник, Калеб, Кристоф, Кай, Кипо, Кефер, Ковальски, Кривет, Краш, Квазимодо, Кову, Кенай, Кода

* Логан, Локи, Лунтик, Леший, Ленни, Лаки, Лысик, Лео, Люмьер, Лямзи, Ластер, Лука

* Мелман, Марти, Морис, Маккуин, Мэтр, Мортон, Мэнни, Марлин, Мокус, Муфаса, Мото-Мото, Медляк, Мюррей, Мегатрон

* Норб, Немо, Найджел, Нолик, Нермал, Нука

* Олаф, Орм

* Пабби, Перри, Пряня, Пиноккио, Понго, Педро, Порки, Пумба, Прапор, Папус, Полкан, Прыск, Пороро, Поби

* Рамон, Робин, Рык, Рино, Руди, Рокфор, Ранго, Ральф, Ровер, Раф, Рафики, Рико

* Садко, Сид, Скрат, Соник, Сильвио, Спиди, Стефано, Сморкалло, Скаттл, Скрэппи, Скуби, Симба

* Тугарин, Тулио, Тот, Тимон, Тога

* Уилджек

* Фриз, Финист, Финес, Ферб, Фергас, Феникс, Флай

* Чип,Чиполлино

* Халк, Хортно, Хаку, Хлюп

* Шрек, Шрам, Шкипер, Шегги

Перед тем как наречь любимого пушистика выбранным именем необходимо проговорить кличку несколько раз громко. А затем следует ответить на несколько вопросов:

1. Удобно ли будет звать его такой кличкой дома или во дворе?

2. Реагирует ли питомец на это слово?

3. Легко ли запоминается кличка?

Если на все три пункта вы дали положительный ответ, значит, выбранное имя вполне может подойти вашему любимцу.