Интересные традиции адыгейского народа. Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи

Интересные традиции адыгейского народа. Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи
Интересные традиции адыгейского народа. Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи

Одной из нерешенных проблем современной цивилизации является сохранение чистоты окружающего мира. Недолговечные некачественные товары, сомнительного свойства продукция, выбрасываемые в огромном количестве отходы за последние два-три десятилетия заполонили всю планету. Где только не встретишь мусор из современных материалов…

Чистоту надо соблюдать не в какомто отдельном месте, а повсюду. Охрана окружающей среды - обязанность не отдельных людей, а всего общества. Этому необходимо учить детей с малых лет, прививать любовь к опрятности и правилам гигиены. Надо уверить их, что они не последние на этой планете, что после них еще будут жить поколения. Им, как, собственно и нам всем, необходима планета не отравленная, а с чистой экологией.

Из опыта этноса

Адыги - коренное население Западного Кавказа - еще с древности выработали уклад жизни сообразно окружающей природе. Жили, не причиняя ей никакого вреда. Как можно было навредить благодатному уголку Земли с великолепным климатом, плодороднейшими почвами?

Исстари по представлению адыгов в природе все одушевлено, поэтому они старались оберегать каждый объект как живую сущность. В отличие от современности в прежние времена не только взрослые, но и дети не просто оберегали природу, они знали большинство птиц и зверей, трав и деревьев. А многие ли наши современники знают об особенностях окружающего мира? Да, сейчас у любого сотовый телефон, компьютер - с их помощью в интернете можно найти информацию о любом диковинном объекте, но, извините, это не знания.

Разумный уклад жизни

С эпохи ранней бронзы мягкий климат, плодородные земли определили выбор предков адыгов. Земледелие и скотоводство стали главными в хозяйственной деятельности народа на тысячелетия.

Были развиты промыслы, но не было товарного производства на продажу, поэтому все необходимые в быту и в жизни вещи изготавливали сами. Умели использовать природные материалы животного и растительного происхождения. Из окружающей среды брали всегда столько, сколько было необходимо, а не бездумно и хищнически, как современные люди.

Раньше адыги без надобности не то что дерево срубить, даже веточку не ломали, листик с дерева не срывали, а, наоборот, высаживали в большом количестве фруктовые деревья. Ранней весной мужчина, идущий в лес, срезал веточку с фруктового дерева и прививал другому дереву в лесу. В детстве, когда мы рвали траву, бабушка стыдила нас: «Не вырывайте бороды дедов!», а поскольку отношение к старшим было трепетным, дополнительных разъяснений, отчего не следует срывать травинку, не требовалось.

Первым божеством адыгов было Солнце, вторым - дерево. Его называли «Дерево-княжна» (Чъыг-гуащэ). Дерево - мир: корни ведают подземное пространство, ствол - белый свет, а крона - небеса. Лист по-адыгейски «тхьапэ» (тхьэ - бог, пэ - начало). Кто решится оторвать от божества хоть малую частицу?

Аулы и строительство

Присматривая место поселения, обязательно учитывали близость леса для строительства, наличие поля для выращивания урожая, луга для выпаса скота. Главная особенность - это удобные берега рек. Нужно было обосноваться на таком месте, чтобы круглый год была возможность пригонять животных к водопою. Практичные адыги предпочитали селиться по правым берегам рек, более высоким, чем левые. Ничто не затапливалось, ни весенние паводки, ни сильные ливни их не беспокоили. Неплохо было бы учитывать этот опыт современникам.

В подворье на месте намечаемого строительства закапывали свежее куриное яйцо и выдерживали 10 суток. Откапывали, проверяли. Если не высохло и не протухло - место пригодно для жилья.

Как только определяли место дома, первыми в подворье строили два туалета. В настоящее время они есть в квартирах, но общественный трудно разыскать в любом населенном пункте. Их наличие тоже показатель культуры страны и общества.

Сейчас в Адыгее развивается туризм, но инфраструктура оставляет желать лучшего. Мне часто приходится проводить экскурсии по городу и республике - бывает, что гости больше времени проводят в поисках, где пообедать за умеренную плату и где найти туалет.

Основой адыгских строений были плетеные стены. Полы во всех постройках были глиняными, поэтому до обмазки стен внутрь засыпали грунт, разравнивали и утрамбовывали. Крыши покрывали камышом или соломой и закрепляли жердями, чтобы ветер не сорвал.

Такие турлучные строения могли простоять примерно столько, сколько живет человек. Со временем обветшалый дом разваливался и «растворялся» в земле. Понятно - никакого вреда природе.

Проблема демографии

В наше время, когда в стране образовалась демографическая яма, невольно приходит на ум мысль: если некому оставлять землю, то зачем стараться обустраивать ее?..

Не секрет, что в настоящее время адыги, русские и многие народы России не имеют прироста, более того, ежегодно наблюдается убыль. Если так будет продолжаться дальше, то многовековой опыт коренных народов России передавать будет некому. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Демографическую нишу сейчас активно заполняют пришлые народы. Они не родились здесь, это не их родина. Они просто ищут выгоду, а завтра без оглядки могут уехать к себе или в другое место. Чужеземцу не до патриотизма и бережного отношения к природе, его интересуют лишь сиюминутная выгода и прибыль.

В прежние времена адыги, русские, да и другие народы не беспокоились по поводу уменьшения населения, был постоянный прирост. Семьи независимо от достатка были многодетными. Адыги никогда не считали детей обузой, наоборот, стремились иметь их больше. Детей обеспечивали родители, а основное воспитание было делом всего общества. Их с малых лет приучали к труду, уважительному отношению к старшим, бережному, разумному использованию всего, что дает природа, соблюдению правил этикета Адыгэ хабзэ.

Пища адыгов

Одно из главных отличий древности от нашего времени - это употребление в пищу нашими предками экологически чистых продуктов.

Адыгская кухня насчитывает более 700 блюд. Некоторые из них сладкие. Сахар появился недавно, поэтому наши предки, как и многие российские народы, использовали мед. Каждая семья имела пасеку, к тому же было развито бортничество.

Адыг любого возраста в течение года обязан был хотя бы раз отведать блюдо, называемое «кIадэ дашъэ» - фундук, смешанный с майским медом. Предки были уверены, что это даст здоровье и долголетие. Еще бы - столько витаминов и микроэлементов!

В старину адыги выращивали около шестидесяти сортов проса. Ежедневно употребляли в пищу пшенную кашу - продукт, противодействующий образованию холестерина. Чем не здоровая еда? Хлеб и мучные изделия выпекали по праздникам и торжественным случаям. Мясные и молочные продукты постоянно были в рационе. Более того, из них приготавливали «гъомылэ» трех видов - очень калорийную дорожную еду долгого хранения. Такая пища предназначалась для путников, воинов, охотников и всех тех, кто уезжал или уходил куда-то на некоторое время.

Употребляли в пищу и свежие овощи и фрукты. Садоводство было древнейшим занятием адыгов. Родиной груш и яблонь является Западный Кавказ. В 2014 году при раскопках пещеры близ Каменномостского в яме нашли сушеные груши. Анализ показал, что их возраст около 5 тысяч лет.

Пить или нет?

В наше время с каждым годом становится все труднее и труднее обеспечивать население Земли чистой водой. Помнится, еще лет 50 назад, когда мы были мальчишками, наша бабушка спускалась к речке Марта, приносила ведро воды. В любое время года ее пили все - и дети и взрослые, ни у кого не возникало и тени сомнения, можно ли пить эту воду. А сейчас? В аулах были колодцы, в руслах рек - ключи с чистейшей водой, а в поймах - родники в огромном количестве.

Адыги всегда брали из малых и больших рек воду для питья и готовки. Отношение к ней всегда было особенным. Воду не загрязняли. Очень боялись и почитали Псыхъогуаще - божество реки. В нашей республике и не только у нас есть большие проблемы с очистными сооружениями, мусорными свалками. В городах и станицах, хуторах и аулах сейчас налажена служба вывоза мусора, но пока нет предприятий по его переработке.

В горах в связи с развитием туризма возводятся строения, но, к сожалению, некоторые из них без очистных сооружений. Летом особенно заметны антисанитария, зловоние и грязь.

Заветы предков

В наше время, когда глобализация коснулась всех и вся, когда большие предприятия и мощные производственные площадки, миллионы единиц техники наносят большой вред окружающему миру, надо осознать каждому, что пора перестать быть сторонним наблюдателем, и включиться в борьбу за чистоту окружающего мира.

Старшие поколения понимали, что с их смертью жизнь не прекращается, поэтому старались сохранить и улучшить состояние мира, в котором останутся жить их потомки.

Думается, что настало время взять на вооружение опыт предков и жить по их заветам, чтобы окончательно не погубить природу нашей красивой, уютной, хрупкой планеты Земля. Это не значит, что нужно вернуться в первобытно-общинный строй. Нужно жить так, как говорил Маленький принц: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Аслан Тов, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РА.

Канокова Фаризет
Конспект занятия «Семейные обычаи адыгов»

Тема : "Семейные обычаи адыгов . Первое укладывание ребёнка в колыбель"

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных образовательных учреждений,с целью формирования у детей региональной культуры.

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкльно-художественная.

Цель :Приобщение детей к культуре своего народа,пополнение запаса знаний детей о родной республике, воспитание любви и уважения к традициям и обычаям адыгов .

Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ) ;

Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа ;

поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины;

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях ;

Закреплять знания старинных адыгейских имен ;

Обогатить словарный запас существительными : оберег, колыбелька.

Предварительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы адыгейской старины » ; «Я и мое имя» , Посещение районного музея;

Чтение адыгейских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен , колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр .

Оборудование : предметы адыгейского быта и культуры , люлька адыгейская , кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.

Ход занятия

Дети входят в зал, оформленный в соответствии с темой занятия .

Орг. момент

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети :

Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель : Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.

Ребята, скажите, как называется наша страна : (Россия)

Наша Россия - огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Республика Адыгея )

Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги . В Адыгее живут люди разных национальностей : и русские, и адыги , и многие другие национальности.

В нашей республике есть красивые города, сёла, хутора, станицы.

Мы с вами живём в селе. Как оно называется? (село Красногвардейское) .

А ещё в республике есть селения, в которых живут адыги .

А как называют селения, в которых живут адыги ? (аул)

Сейчас в аулах большие современные дома, а раньше, в старые времена адыги жили в домах , построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.

Как назывались дома в ауле в старые времена? (сакля) .

Ребята сегодня в детский сад, в нашу группу пришло письмо из аула. Посмотрите, какой конверт необычный с адыгейским орнаментом . Хотите узнать, что в нём (ответы детей) .

Открываем конверт и читаем.

Воспитатель : Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. У нас в ауле сегодня большой праздник - родился наш долгожданный первенец! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!

Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей) .

А на чём мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку :

Дом с тремя крылечками

Ездит с Человечками (Автобус)

Музыкальная игра «Автобус»

Воспитатель : Вот мы с вами и приехали. Где же мы? (В ауле)

Ребята, посмотрите, на доме вывешен красный флаг! Хотите узнать, что это означает?

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.

Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.

Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик) .

Наверное, сюда нас и пригласили в письме! Давайте, постучим! (стучим) .

(выходит бабушка приветствует детей и на адыгейском , и на русском языке).

Бабушка : Добрый день! Как много пришло гостей, рады вас видеть, проходите, будьте как дома, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики) .

(Раздается звук плача ребенка.)

Воспитатель : Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Бабушка : Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился

(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)

Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество. Кубановедение 7 класс

1. Проанализируйте фрагмент стихотворения К. Жанэ "У адыгов обычай такой" и сделайте вывод об отношении к старшим в адыгском обществе.

Если где-то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть,
Уважай его возраст седой.
У адыгов обычай такой!

Почитание старших, подчинение их авторитету соблюдались неукоснительно и стали неотъемлемым элементом нравственного кодекса народа.

2. Отпределите значение терминов.

Кунак - друг, побратим. Слово восходит к обычаю куначества, когда мужчины, принадлежащие на Северном Кавказе к разным родам, племенам или народностям вступали в дружеские отношения и оказывали друг другу помощь.
Аталычество - обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.
Наездничество - верховая езда.
Джигит - наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью.

3. Отметьте знаком + верные утверждения.

Аталычество - это обычай встречи гостей у горских народов.
- Аталыком, как правило, становился представитель знати.
+ Аталычество способствовало подготовке молодёжи к военной жизни.
+ Обычай гостеприимства требовал от хозяина обеспечения гостя кровом, едой и защитой.

- Кунаками могли стать только кровные родственники.
+ Обычай куначества обеспечивал защиту путешественникам.

4. Определите, о каких обычаях идёт речь в приведённых ниже отрывках.

1) Если гость постучит у двери,
Своё сердце ему отвори,
И на время полдома отдай,
и четлибжем его угощай,
Напои ключевою водой.
У адыгов обычай такой!

2) Ребёнка до совершеннолетия отдавали в другую семью на воспитание. Это связывало две семьи узами крепкой дружбы. Девушек в приёмной семье обучали рукоделию, домоводству, всем премудростям ведения домашнего хозяйства. Мальчиков - военному искусству. Воспитатели обучали мальчиков верховой езде, обращению с оружием. Адыгские князья отдавали своих детей на воспитание кому-то из своих подвластных орков или крестьян. Считалось честью воспитывать сына или дочь князя.

3) Старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и обеспечивать защиту.

4) Система, характерная практически для всех народов Кавказа. Она заключалась в организации военных походов против соседних племён с целью захвата добычи, в основном скота и рабов. Подобный образ жизни был характерен не только для аристократических племён адыгов (кабардинцев, темиргоевцев, бесленеевцев), но и для демократических племён (шапсугов, абадзехов, натухайцев).

Ответы: 1) гостеприимство 2) аталычество 3) куначество 4) система набегов

5. Перечислите основные обязанности аталыка.

Обязанности аталыка заключались в том, чтобы научить воспитанника ловкости, верховой езде, искусно владеть оружием, учтивости в обхождении со старшими, а с младшими соблюдению приличия своего звания. Девочек жена аталыка приучала к рукоделию, к приличному обхождению - словом, ко всему, что необходимо для будущей жизни в супружестве.

Адыгейцы всегда считались законодателями мод: мужчин называли «аристократами гор», а девушек «француженками Кавказа», поскольку последние с юных лет начинали носить корсеты. Адыгейские женщины считались самыми красивыми и желанными женами, а мужчины - лучшими воинами. Кстати, и сегодня личная охрана короля Иордании состоит исключительно из представителей этой смелой и гордой нации.

Название

Вокруг названия «адыгейцы» ходит много мифов и споров, а все потому, что фактически это выдуманное в советские годы название, созданное для разделения кавказских народностей по территориальному признаку. С древности на территории современного проживания адыгов, черкесов и кабардинцев обитал единый народ, который сам себя называл «адыгэ». Происхождение этого слова до конца не установлено, хотя есть версия, что оно переводится, как «дети солнца».
После Октябрьской революции власти разделили территории адыгов на более мелкие области, чтобы ослабить мощь единого народа включением в состав новых областей разных субэтносов.

  1. В состав Адыгеи вошли народности, проживавшие на территории Кубани, а позже горные регионы и город Майкоп.
  2. Кабардино-Балкарию населяли преимущественно адыги-кабардинцы.
  3. В Карачаево-Черкесскую область вошли адыги-бесленеевцы, схожие по культурным и языковым особенностям с кабардинцами.

Где живут и численность

Начиная с советских времен, адыгейцы стали числиться отдельным народом, что послужило разделению с черкесами и кабардинцами. По результатам переписи 2010 года, адыгейцами на территории России себя считают порядка 123 000 человек. Из них 109,7 тысяч человек проживают в Республике Адыгея, 13,8 тысяч - в Краснодарском крае, преимущественно в прибрежных районах Сочи и Лазаревского.

Геноцид черкесов во время гражданской войны привел к значительной миграции представителей народности и образованию крупных адыгских диаспор за рубежом. Среди них:

  • в Турции - около 3 миллионов человек
  • в Сирии - 60 000 человек
  • в Иордании - 40 000 человек
  • в Германии - 30 000 человек
  • в США - 3 000 человек
  • в Югославии, Болгарии, Израиле - 2-3 национальных селения

Язык

Несмотря на наличие диалектов, все адыгейцы говорят на одном языке, принадлежащем к абхазо-адыгской языковой группе. Письменность у народности существовала еще с древних времен, о чем свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха, относящиеся к IX-VIII столетиям до нашей эры. К XVI веку она была утрачена, начиная с XVIII века на смену приходили аналоги, основанные на арабском письме. Современный алфавит на основе кириллицы появился в 1937 году, но окончательно он утвердился лишь к 1989 году.

История


Предки адыгейцев составляли древнейшее население Кавказа, которое, взаимодействуя с соседними народностями, образовало племена ахеев, керкетов, зихов, меотов, торетов, синдов, занимавших черноморское побережье и Краснодарский край еще в конце первого тысячелетия до нашей эры.
В начале новой эры здесь располагалось одно из древнейших в регионе государств - Синдика. Проходить по его территории опасался даже знаменитый царь Митридат: был наслышан о бесстрашии и отваге здешних воинов. Несмотря на последовавшую за этим феодальную раздробленность, черкесы сумели сохранить независимость от Золотой Орды, хотя их территории и были впоследствии разграблены Тамерланом.
С русскими черкесы сохраняли дружественные и партнерские отношения, начиная с XIII столетия. Однако в период Кавказских войн власти начали политику захвата и подчинения всех проживающих здесь народов, что привело к многочисленным столкновениям и геноциду черкесского народа.

Внешность


Подавляющее большинство представителей народности относится к понтийскому антропологическому типу внешности. Некоторые представители обладают чертами кавкасионского типа. К отличительным особенностям внешности адыгейцев можно отнести:

  • средний или высокий рост;
  • крепкую атлетическую фигуру с широкими плечами у мужчин;
  • стройную фигуру с тонкой талией у женщин;
  • прямые и плотные волосы темно-русого или черного цвета;
  • темный цвет глаз;
  • значительный рост волос;
  • прямой нос с высоким переносьем;

Одежда

Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин от состоит из рубашки, просторных штанов и черкески: приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри: специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный по количеству порох для выстрела, а после только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды.


У старшего поколения рукава были длинными, а у молодых узкими, чтобы не мешали в бою. Важен был и цвет наряда: князья носили черкески белого цвета, дворяне - красного, крестьяне - серого, черного и коричневого. Заменой черкеске служил бешмет: похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополнялся буркой - длинной шубой из овечьего меха.
Женские наряды были еще более красочны. Богатые черкешенки специально закупали для пошива платьев бархат и шелк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчеркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребенка заменяли ее на платок.

Мужчины

Адыгский мужчина - это прежде всего храбрый и бесстрашный войн. С раннего детства мальчиков учили владеть ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша обязан был заниматься разведением коней и уметь отлично держаться в седле. Черкесские воины с древности считались лучшими, поэтому часто выступали в качестве наемников. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить на службе национальные костюмы.


Мужчин с детства учили сдержанности, скромности в бытовых желаниях: они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшая подушка для них - седло, а лучшее одеяло - бурка. Поэтому мужчины не сидели дома: они всегда были в походах или занимались хозяйственными делами.
Среди других качеств адыгейцев стоит отметить упорство, целеустремленность, твердый характер, настойчивость. Они легко воодушевляются и делают все для достижения своих целей. Остро развито чувство собственного достоинства, почтение своей земли и традиций, поэтому в общении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.

Женщины

О красоте черкесских женщин с древности слагали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенке» поэт Константин Бальмонт сравнивает прекрасную девушку с «тонкой лилией», «нежной ивою плакучей», «юным тополем» и «Индусской баядерой», но в конце замечает:
«Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.
Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.»


С двенадцати лет девочка начинала носить корсет. Он обеспечивал правильную осанку, гибкий стан, тонкую талию и плоскую грудь: эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом, замужней даме носить его не полагалось. Символом красоты были и роскошные длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали иные прически, а замужние обязаны были прятать под платок.
Все народы Евразии стремились иметь жену или наложницу черкешенку. В историю вошла княжна Кученей, дочь знаменитого князя из династии Темрюков: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во времена работорговли адыгейских женщин продавали в 2 раза дороже, чем других: их было престижно иметь в гареме за красоту, навыки рукоделия, приятные манеры общения и поведения.
Адыгских девочек с детства учили рукоделию, правилам этикета, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный уклад и исповедование ислама. При женщинах нельзя было курить, сквернословить, ссориться, драться. Мужчины любого возраста при виде них вставали, а всадники спешивались. Встретив даму в поле, в пути или просто на улице принято было предложить ей помощь, если она в ней нуждалась.
Существовал и обычай приношения даров: возвратившиеся после военного похода или удачной охоты мужчины собирались на пир в доме самой почитаемой или желанной женщины, где обязаны были принести ей в дар часть полученного в бою. Если такой женщины не было, дары могли вручить любой адыгейке, встреченной на пути.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи. Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты.


Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия.
В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек.
В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним.

Жилище

Традиционное жилище небогатых адыгейцев - дом, собранный из прутьев, обмазанных глиной. Обычно состоял из одной комнаты, в центре которой размещался очаг. Согласно традиции, он никогда не должен был гаснуть, так как это сулило семье несчастья. Впоследствии к дому пристраивали дополнительные комнаты для сыновей, которые женились и решали оставаться с родителями.
Позже популярность получили обширные усадьбы, в центре которых стоял главный дом, а по бокам размещались хозяйственные постройки. В богатых семьях отдельные жилища на территории двора строили для гостей. Сегодня это встречается редко, однако каждая семья старается иметь специальную комнату для размещения путников, родственников и гостей.

Жизнь

Традиционные занятия адыгейцев - скотоводство и земледелие. Сажали в основном просо и ячмень, позже добавились кукуруза и пшеница. Скотоводство было выгонным, разводили коз и овец, реже коров и яков, в горных районах - ослов и мулов. В подсобном хозяйстве держали птиц: кур, идеек, гусей уток.


Широко было распространено виноградарство, садоводство, пчеловодство. Виноградники были расположены на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и обозначает название озера и горной речки с чистой водой.
Ремесла у адыгейцев были развиты слабо, однако в одном из них они преуспели значительно лучше соседей. С древних времен адыгские племена умели обрабатывать металл: кузнечное ремесло и изготовление клинков процветало практически в каждом ауле.
Женщины владели искусством выделки ткани, славились как прекрасные рукодельницы. Особо ценился навык вышивки золотыми нитями национальными орнаментами, которые включали солярные, растительные и зооморфные мотивы, геометрические формы.

Религия

Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного определения: язычества, христианства и ислама. В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, думали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них существовало три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили усопшие. Соединяло миры дерево, которое и поныне продолжает играть сакральную роль. Так, после рождения внука, в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребенок впоследствии будет ухаживать.


Верховным божеством адыгейцев был Тха, или Тхашо, создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В некоторых верованиях наблюдается ведущая роль бога молний, похожего на Перуна или Зевса. Верили и в существование душ предков - Псэ, которые следят за потомками. Именно поэтому на протяжении жизни важно было соблюдать все законы чести и совести. Существовали в обрядовой культуре и отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты.
Христианская традиция указывает, что Симон Кананит и Андрей Первозванный проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в черкесском регионе установилось лишь к VI столетию, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с XVI века, под влиянием османских султанов распространение получает ислам. К XVIII столетию он сплотил под знаменами все население, став национальной идеей во время борьбы против колонизаторской политики Российской империи в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка.

Культура

Особую роль в традиции адыгов играл танец, существовавший с древнейших времен и считавшийся душой народа. Популярный парный танец - лирический исламей, в котором мужчина, словно гордый орел, парит по кругу, а скромная, но гордая девушка, отвечает на его ухаживания. Более ритмичный и простой - удж, который обычно танцуют группами на свадьбах и во время народных гуляний.


Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.
После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи.


В день свадьбы за невестой приезжали мужчины-родственники мужа и одна девушка для сопровождения молодой. На пути свадебному поезду чинили препятствия, а в дом невесты можно было попасть лишь после шутливого сражения. Будущую жену осыпали сладостями, стелили перед ней дорожку из шелковой материи и обязательно переносили через порог, чтобы она не тревожила духов предков.
По приезде в дом жениха невесту вновь осыпали сладостями и монетами, будущий супруг же на весь день уходил, возвращаясь лишь к закату. В течение дня девушку развлекали родственницы мужа, существовал и шутливый обычай «ухода бабушки»: раз в дом пришла новая хозяйка, старой здесь не место. Невесте необходимо было бежать за ней со сладостями и уговаривать остаться. Затем они обнимались и вместе возвращались в дом.

Традиции рождения

Множество обычаев адыгейцев связано с рождением детей. Сразу после родов над домом вывешивался флаг: это означало, что и с матерью, и с ребенком все хорошо. Однотонный флаг возвещал о появлении на свет мальчика, пестрый - девочки.
До родов никакого приданого ребенку не готовили, это считалось дурной приметой. После родственники матери изготавливали колыбель из дерева боярышника и привозили постельные белье. Первой в люльку клали кошку, чтобы ребенок спал так же крепко, как и она. Затем малыша туда клала бабушка со стороны отца, которая до этого ребенка обычно не видела. Если во время рождения малыша в доме был гость, ему давали право выбрать для новорожденного имя. Такое почетное право он получал, поскольку адыгейцы считали, что любой гость - посланник бога.


Когда ребенок начинал ходить, проводили обряд «Первого шага». В доме родителей собирались все друзья и родственники, приносили малышу подарки и пировали. Виновнику торжества перевязывали ножки атласной лентой, которую затем разрезали. Назначение обряда - придать ребенку силу и прыткость, чтобы его дальнейшие шаги по жизни проходили свободно и без препятствий.

Похоронные традиции

В эпоху раннего и позднего Средневековья у некоторых этнических групп адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые закрепляли на ветвях деревьев. Обычно через год мумифицировавшиеся останки предавали земле.
В древности применялись более обширные практики захоронений. Часто усопшим строили каменные склепы, наподобие сохранившихся в районе Сочи дольменов. Богатым людям устраивали насыпные могильники, где оставляли предметы обихода, которыми умерший пользовался при жизни.

Традиции гостеприимства

Традиция гостеприимства прошла через жизнь адыгейцев сквозь века. Любого путника, даже врага, попросившего приют, требовалось разместить в доме. Его селили в лучшей комнате, специально для него резали скот и готовили лучшие блюда, одаривали подарками. Первое время гостя не спрашивали о цели визита, не позволялось и выгонять его, если тот не нарушал традиций и правил дома.

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.


Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.

Видео

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Цель работы – выявить особенности и своеобразие обычаев и традиций адыгов; ценность семейной обрядовой поэзии адыгов. Задачи исследования: Проследить основные традиции адыгских семей; Рассмотреть особенности соблюдения обычаев адыгов, связанных с рождением ребенка. Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям адыгов.

2 слайд

Описание слайда:

По характеру создаваемого продукта: информационно-творческий. По количеству участников – личностный. По продолжительности – средней продолжительности: 1-2 месяца. По содержанию – исследуют область «ученик – природа – культурные ценности». По профилю знаний – межпредметный проект. По характеру координации – с открытой координацией учителем. По уровню контактов – на уровне Муниципального образовательного учреждения с.п. Шордаково По типу объекта проектирования – морфологическое (проектирование конкретного продукта - презентации).

3 слайд

Описание слайда:

Результаты работы могут быть использованы в структуре курсов по историческому краеведению в школах и средних специальных учебных заведениях города и района. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края. Апробация работы: материалы работы послужили для создания презентации и буклета, которые использовались на школьной конференции, на уроках окружающего мира и на уроках истории по изучению родного края и города.

4 слайд

Описание слайда:

Общая численность в России - 520 тыс. человек, из них в Кабардино-Балкарии - 499 тыс., что составляет 55 % населения республики. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, в странах Европы, Африки и Америки, где являются потомками вынужденных переселенцев, покинувших Кавказ в ходе Русско-Черкесской войны 1763-1864 гг. Черкесская диаспора насчитывает от 5 до 7 млн человек.

5 слайд

Описание слайда:

Флаг адыгов Флаг Герб Эльбрус –седьмое чудо России. «Гора счастья» - гордость жителей КБР 90-летие государственности Кабардино-Балкарской Республики мы отметили 1.09.11г. Истинное содержание Дня государственности заключается в умении жить в дружбе, согласии и взаимоуважении, не забывая о традициях своего народа.

6 слайд

Описание слайда:

Кабардинский мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда - бурка, овчинная шуба. Комплекс мужской одежды сложившийся в Кабарде в период её политического расцвета 16-18 вв. был перенят] аристократией многих соседних народов Северного и Южного Кавказа, а также казаками Терека и Кубани. Кабардинская женская одежда включала в себя шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

7 слайд

Описание слайда:

Пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Так же кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские - кузнечное, оружейное, ювелирное, женские - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

8 слайд

Описание слайда:

Кабардинская кухня Традиционная пища кабардинцев - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя - махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

9 слайд

Описание слайда:

В январе 1851 г. в Нальчике открылась кабардинская школа с контингентом в 25 человек. Там учились и кабардинцы, и балкарцы, и русские, и осетины. Она просуществовала всего 10 лет, но сыграла определенную роль в приобщении горцев к развитию просвещения, содействовало формированию национальной интеллегенции. В 1906 г. в Кабарде было 38 школ. В 1923 году а Нальчике был открыт педагогический техникум, а потом в 1957 году и КБГУ. Это был первый университет на Северном-Кавказе.

10 слайд

Описание слайда:

Они в горах живут высоко, С времен Пророка ли, Бог весть. А выше всех вершин Востока Считают собственную честь! Р. Гамзатов Эти строки дагестанский поэт посвятил людям преклонного возраста. Старшим по возрасту уделяется особое внимание у всех кавказских народов, не исключение и кабардинский народ.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Древняя религия Черкесов (Адыгов) представляет собой монотеизм (единобожие) со стройной системой поклонения Единому Богу - Великому ТХА (ТХЬЭ, ТХЬЭШХО). ТХА не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он - творец Законов Вселенной. Большинство адыгов исповедуют ИСЛАМ. Мусульманская мечеть в г. Нальчике

13 слайд

Описание слайда:

Семья – это ядро, вокруг которого организуется человеческая общность и которое даёт жизнь другим семьям. В исторической, этнографической науке принято делить семьи на большие и малые. Малая семья состоит из двух поколений: родителей и их детей. Большие семьи всегда объединяли не меньше трёх поколений. В основе семьи лежит взаимоуважение, которое строится на намысе и адыгагъэ между старшими и младшими.

14 слайд

Описание слайда:

Адыгские семейно-бытовые обряды условно можно подразделить на: обряды детского цикла; свадебные обряды; обряды, связанные с печальными событиями в жизни семьи. В связи с этим адыги говорили: «Люди ради человека собираются три раза: когда рождается, когда обзаводится семьёй и когда уходит в мир иной». И в самом деле, согласно адыгэ хабзэ, каждое из этих событий отмечают торжественно.

15 слайд

Описание слайда:

Они направлялись на то, чтобы обеспечить ребёнку здоровье, предохранить его от злых духов, создать нормальные условия развития. Глава семейства начинал пропитывать длинный кожаный ремень маслом, а его хозяйка (унэгуащэ) коптила в очажной трубе (уэнджакъ) круглый сыр (кхъуейплъыжь). Их примеру следовали и другие члены семьи. Всё это делалось на случай, если родится мальчик, чтобы устроить обряд «подвешивание красного сыра» (кхъейплъыжь к1эрыщ1э).

16 слайд

Описание слайда:

О том, какое внимание уделялось адыгэ хабзэ здоровью ребёнка ещё до его рождения, свидетельствует и то, что для будущей матери, по мере возможности, доставали все те блюда, фрукты и овощи, которые она хотела бы съесть. Считалось, что если женщина, ожидавшая ребёнка, хотела что-то съесть и это желание не исполнить, то ему, ребёнку, в жизни всегда будет недоставать того, что требовала душа его матери. Роженице не разрешалось убивать насекомых и птиц, разжигать утром очаг, садится на предметы утвари. Её не пускали на оплакивание умершего.

17 слайд

Описание слайда:

Наречь новорождённого именем мог каждый член семьи, сосед и даже проезжий гость, но для всех обязательным было то, чтобы тот, кто давал ему имя, сделал для малыша «рубашку наречённому» (ц1эф1эщ джанэ). Причём к рубашке обычно добавляли какой-нибудь подарок новорождённому и его матери. По адыгэ хабзэ было принято, если в то утро, когда в семье появилось пополнение, во двор заходил чужой человек, - давать его имя мальчику. Однако чаще имя «заготавливали» заранее. Как правило, этим занимались деверы, золовки молодой матери. В обычных случаях ребёнка могли наречь именем давно умершего родственника или же какого-нибудь нарсткого богатыря.

18 слайд

Описание слайда:

Новоиспечённый дед освежевал ягнёнка (къуэныш), собирал друзей, главу семейства поздравляли с прибавкой, произносили здравицы (хох). Отцу новорождённого незаметно от старших «драли ухо», что, видимо, означало: будь достойным папой. В семье княжеско-уоркских, как известно, детям отдавали на воспитание в «чужой дом» аталыкам, где они росли до совершеннолетия. Было хабзэ в честь рождения мальчика вывешивать белый материал, подобно флагу, на видном месте возле ворот. Знающие этот обычай приходили к деду и бабке и поздравляли их с радостью. О рождении оповещали также выстрелами из пистолета и ружья.

19 слайд

Композиция из пластилиновой ленты «Юность». Многоплановый рельеф. Моделирование из фольги «Лезгинка» Моделирование из ткани «Горянка» Моделирование из бумаги «Мой край» Графика «Сосруко»

Описание слайда:

Сараби Мафедзев. «Адыгэ хабзэ. Адыги. Обычаи. Традиции». КБГУ им. Х.М. Бербекова. Международная кафедра «Юнеско» Образование и воспитание в духе культуры мира и прав человека», 2007г., с.219. Материалы участников Фестиваля исследовательских и творческих работ « Портфолио»-2009. Диск 4, раздел «Краеведение». Большагина О.Д. Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону. Ш.Б. Ногмов. История адыгейского народа. Нальчик, 1958г., с. 76-88. Кабардино-русский фразеологический словарь. Сост. Б.М. Карданов. Нальчик, 1969, с.296. Бетразов Р. Адыги. Истоки этноса. Нальчик, 1990., с 44. Маретуков. М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем. Культура и быт адыгов. Майкоп, 1976. Вып.1, с.53. Смирнов Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М, 1983, с.103. Кашежев Т.П. Свадебные обряды кабардинцев.// этнографический обозреватель. М.,1892, Кн. 15. с. 82.