Храм святой великомученицы екатерины в риме. Римские мученики и раннехристианские святые

Храм святой великомученицы екатерины в риме. Римские мученики и раннехристианские святые

Площадь Святого Петра имеет форму замочной скважины. В первый же наш день в Риме мы отправились в собор Святого Петра. В плане любого паломника с первого века нашей эры это место №1.

Рим Клондайк христианских святынь. Римляне даже булыжники в своих мостовых называют «санти петрини» «святые камушки». По этим дорогам ходили апостолы, под мостовыми захоронены тысячи первых христиан-мучеников, среди римлян первых веков нашей эры множество прославились как святые... У каждого клочка земли здесь есть свой святой покровитель.

Сами итальянцы относятся к этому весьма буднично и даже иронично. К примеру, ангелов в развевающихся мраморных одеждах на мосту Сант-Анджело горожане в шутку называют «маньяки на ветру». Каждый ангел держит одну из реликвий (терновый венец, крест распятия, копье, которым пронзили Иисуса, колонну, у которой его бичевали, и т. д.), которая по сути является орудием пытки и напоминает об ужасных мучениях...

Кстати, в раннехристианских фресках и мозаиках, даже в первых катакомбах, нет изображений распятого Христа, Страшного суда, истязаний мучеников, сошествия в ад и прочих устрашающих сюжетов. Церкви первых веков дышат любовью, радостью и покоем.

Отправляясь в Рим, обязательно запланируйте посетить храмы, где сохранились мозаики IV-IX веков. На них молодой, нарядный Иисус шагает по рыжим и бирюзовым облакам, белоснежные овечки пасутся на изумрудных лужайках, золотые олени пьют из серебристых источников, на волшебном дереве жизни сидят диковинные жар-птицы... Прямо райский сад. А сверху частенько изображают руку Бога, протянутую нам из облачка. От созерцания всего этого великолепия на душе становится легко и радостно.

Крохотный переулок, который вел от нашего дома к Тибру, назывался подъем Доброго Пастыря. Добрые итальянские падре здесь попадаются на каждом шагу, также как и монахини различных орденов (отличить их можно по цвету платья) они совершенно по-весеннему вышагивают в летних босоножках по направлению к Ватикану, нацепив наушники от плейера...

Войдя в собор, все перво-наперво спешат поздороваться с бронзовым святым Петром считается, что тому, кто прикоснется к ноге статуи, прощаются многие грехи. Ведь, по преданию, именно апостол Петр хранит ключи от рая. (Если подняться на лифте к куполу, то сверху видно, что сама площадь перед собором имеет форму замочной скважины.) За столетия от поглаживаний и поцелуев ступня Петра отполировалась и стерлась...

Когда мы подошли к балдахину над гробницей апостола, все вдруг защелкали фотоаппаратами, словно на красной дорожке Каннского кинофестиваля. Подняв глаза к куполу, мы увидели неправдоподобной картинности сноп света, который нисходил так, как рисуют на иконах и фресках. «Это Святой Дух. Бывает редко», серьезно объяснили нам две старушки, замершие рядом в детском восторге. Минут через пять солнце подвинулось, лучи сменили угол и солнечный веер рассеялся.

Привет из Назарета

Вечером у фонтана Треви, в самом суматошном и сутолочном месте Рима, мы оказались свидетелями любопытной сценки.

На краешек мраморной чаши присела почтенная монахиня. В ту же минуту она оказалась облеплена целой ватагой орущих подростков, которые довольно долго и бесцеремонно фотографировались с ней в разных ракурсах. Монашка послушно обнимала всех по очереди и каждого в отдельности и совершенно не сердилась, когда дети пихались и толкались, чтобы уместиться с ней в кадр.

Когда наконец она вырвалась на волю, мы тоже протиснулись к ней со своим фотоаппаратом. Оказалось, что зовут ее сестра Филиппа, она бенедиктинка, приехала из Назарета. И привезла с собой на каникулы в Рим всех этих детей 35 человек.

Значит, наша новая знакомая одна из тех самых бенедиктинок, о которых во время израильско-ливанского конфликта три года назад писали как о героинях: несмотря на обстрел, они отказались эвакуироваться и остались молиться о мире...

Сестра Филиппа хочет, чтобы, когда вырастут эти израильские ребятишки, которые чуть не опрокинули ее в фонтан Треви, на их родине больше не стреляли... Поэтому и возит их к святым местам думать о хорошем и молиться о мире...

На прощание сестра Филиппа фотографируется с нами и желает удачи и доброго пути.

Камни Петра

На следующий день мы отправились на поиски реликвии, о которой нам рассказал режиссер Владимир Хотиненко.

После нашей беседы о его работе над фильмом «Паломничество в Вечный город» (интервью читайте на стр. 12-13), готовясь к поездке, мы честно проштудировали несколько путеводителей. Ни в нашей любимой «Афише», ни в знаменитом «Дорлинг Кимберли», ни на туристических интернет-порталах не было информации о загадочных камнях, на которых сохранились отпечатки колен молящегося апостола Петра, и тем более о том, где они хранятся.

Так что если бы не наводка режиссера, мы туда никогда не добрались бы. Итак, если от Капитолийского холма идти по улице Римских Форумов, то справа, не доходя до Колизея, на серой стене надо найти маленькую мраморную доску с надписью «Santa Francesca Romana», подняться по стрелочке-указателю, затем спуститься по лестнице и оказаться на уровне древнего Форума. Здесь и происходило знаменитое состязание апостола Петра и Симона-волхва.

Напомним вкратце сюжет. Когда Петр пришел в Рим, в городе жил маг и чародей, которого почитали как бога: он мог вызывать духов, командовать привидениями, исцелял калек. Петр считал все это кознями дьявола. Однажды Симона и Петра позвали на похороны юноши: кто воскресит мертвого того учение истинное. Симон заклинаниями добился, что юноша открыл глаза и пошевелил головой. Но поднять умершего на ноги так и не смог. Когда же Петр начал молиться Иисусу Христу, юноша встал с одра и начал ходить и говорить.

Тогда Симон объявил, что ангелы вознесут его на небо. И действительно начал летать по воздуху, поднимаясь вверх. Апостол Петр упал на колени и молился так горячо, что камни под ним оплавились. Симон упал и разбился. Увидев такое чудо, многие обратились к христианской вере.

На этом месте прямо на римском Форуме построена церковь. В стене справа от алтаря за решеткой действительно вмонтированы два камня с вмятинами странного происхождения ученые не могут объяснить это чудо ни химией, ни физикой.

Камни можно потрогать. Над решеткой стоит латинская надпись: «На сем камне преклонял колени святой апостол Петр в то время, когда демоны возносили Симона-волхва на воздух».

От Митры до Папы Римского

Если обогнуть Колизей и пройти вперед по улице Сан-Джованни, то прямо за блошиным рыночком вы уткнетесь в ничем не примечательную церквушку. Между тем это, пожалуй, самая интересная из римских церквей.

Базилика Сан-Клементе посвящена одному из первых Римских Пап. По преданию, именно святой Климент снял с креста и похоронил апостола Петра.

За фасадом XVIII века скрывается церковь XII века с роскошными мозаиками. Но это только прелюдия. Пройдя насквозь, надо купить за пять евро билетик и спуститься по узкой лестнице на нижний уровень. Под подземными сводами открывается базилика IV века. Здесь вы также увидите место захоронения святого Кирилла (того самого, который с Мефодием создал славянский алфавит).

Но и это не финал спустившись еще ниже, вы окажетесь на римской улице I века и уткнетесь в святилище бога Митры и древний колодец. Впечатление от этого путешествия во времени усиливается шумом бегущей воды здесь, как и две тысячи лет назад, к колодцу несется подземная речка.

Мы пришли к самому открытию, к девяти утра и были единственными посетителями. В Сан-Клементе массовые туристы не доходят они еле успевают освоить стандартную обязательную программу. Потом появилась пара англичан с индивидуальным гидом, к которому мы счастливо присоседились.

От гида мы узнали, что в первые три века нашей эры бог Митра был в Риме очень популярен и составлял серьезную конкуренцию христианству. Самое интересное то, что Митру тоже родила девственница, у него было 12 учеников, день рождения Митры совпадает с Рождеством Иисуса...

Правда, ранние христиане не знали праздника Рождества. Церковь установила его официально только в IV веке. В то время 25 декабря по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры.

Христианству стоило бы больших трудов вытеснить этот праздник из быта и сознания людей. Поэтому вместо его запрещения его просто заменили назначили празднование рождества Христова на тот самый день, когда народ отмечал рождение Митры. А самого Иисуса тоже стали изображать как солнечного бога с лучистым венцом и нимбом.

Перед алтарем в святилище сохранились столы и скамьи для жертвоприношений и культовых трапез. Исследователи до сих пор жарко спорят о сходстве культа Митры с христианскими ритуалами: к примеру, вступающим в таинства Митры предлагали хлеб и чашу с водой. А к культовым ритуалам допускали только посвященных мужчин...

Женский вопрос

Кстати, в первые века христианства женщинам не дозволялось находиться вместе с мужчинами в храмах только на балкончиках на верхнем уровне.

В дворике перед входом в церковь на правой стене дверь с надписью «Monache agustiniane». Смело заходите и звоните в звонок в левом дальнем углу в стене за решеткой откроется окошко. Надо произнести просительным тоном: «Ораторио ди Сан-Сильвестро». C вас попросят по одному евро с человека и секретной кнопкой откроют дверь в правой стене. За дверью невиданной красоты зал, от пола до потолка покрытый фресками и мозаиками...

Только имейте в виду, что маленькие церкви днем закрываются, так что предварительно изучите расписание.

А буквально через несколько кварталов от этого монастыря у храма богини Весты перед статуями весталок экскурсоводы вам расскажут о ритуале посвящения девственниц в жрицы. Церемония заканчивалась постригом девушке остригали волосы, облачали в белые одежды, накрывали голову покрывалом, и она давала обет целомудрия на 30 лет... Орден весталок упразднили только в конце второго века. Первые женские монастыри возникли в четвертом...

На выходе с форумов к Капитолию взбираемся по высоченной лестнице к раннехристианской церкви Санта-Мария ин Арачелли, которая стоит на месте знаменитого храма Юноны. (Именно при этом храме жили те самые бдительные гуси, которые спасли Рим.)

Две тысячи лет здесь поклонялись римской царице всех богов и людей. И еще полторы тысячи лет на этом же самом месте христианской небесной царице Богородице. Своды церкви держат 22 старинные колонны, собранные из разных храмов и дворцов Рима. На одной из них даже выгравированы слова «Спальные покои августов»... И именно здесь покоятся мощи святой Елены, матери императора Константина.

В общем, все смешалось религии, языки, государства, истории народов...

Особенно это чувствуется в Пантеоне. Античный храм всех римских богов сохранился практически в первозданном виде, просто был освящен в честь всех христианских святых. Мир остается прежним. Город остается вечным. Наверное, потому что боги передают это место друг другу по наследству.

Вернувшись, мы внимательно пересмотрели фильм Владимира Хотиненко «Паломничество в Вечный город» и поняли, что практически ничего не видели. Теперь собираемся снова.

А вторая из древнейших доселе известных икон хранится в римской церкви Богоматери за Тибром (S. Maria in Trastevere), она строго оберегается и открывается только по определенным дням.

Пьетро включает подсветку и отходит в сторону, оставляя нас «пошептаться» с Марией... Когда на выходе мы читаем табличку, что церковь с XIV века находится в распоряжении бенедиктинцев, мысленно благодарим нашу вчерашнюю подружку-бенедиктинку за благословение.

Полезная информация

Базилика Сан-Клементе - Piazza di San Clemente, 9.00-12.30; 15.00-18.00.

В системе жизненных приоритетов современного человека материальные ценности занимают главенствующие позиции, из-за чего в жизни духовной постепенно образуется пробел.

Кто-то не придает этому совершенно никакого значения, а кто-то всеми силами пытается этот пробел восполнить, а потому, планируя свой отдых, начинает интересоваться не звездностью отеля и не наличием системы all inclusive, а турами, которые относятся к категории так называемого «религиозного туризма ».

Виды религиозного туризма

Религиозный туризм подразумевает под собой посещение мест, сыгравших важную роль в становлении или развитии какой-либо из мировых религий, при этом цели таких посещений могут быть совершенно разными, в зависимости от чего в этом виде отдыха и выделяется две разновидности туров - паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности.

Последние идеально подойдут тем, кого к святыням ведет жажда новых знаний, кто воспринимает религиозные объекты скорее как памятники культуры и истории, чем как место поклонения. А вот паломником может стать только тот, для кого первостепенными являются религиозные чувства.

При выборе наиболее подходящего вам вида религиозного туризма стоит также учесть тот факт, что в паломнических поездках вы можете столкнуться с довольно суровыми условиями проживания - местом, где вас разместят, может стать и аскетичная монашеская келья, и палаточный лагерь. Та же самая история и с едой - меню, как правило, не блещет разнообразием блюд, особенно если ваша поездка совпадет с днями какого-либо поста.

Поэтому если вы хотите не только новых впечатлений, но и привычного комфорта, то вам стоит крепко задуматься, сможете ли все-таки примерить на себя звание паломника.

Кстати, «паломником» путешественника, идущего поклонится религиозным святыням, справедливо называть только по отношению к православным христианам. В католической Европе таких путешественников называют «пилигрим». В исламе подобное явление называется «хадж», в буддизме посещение мест, связанных с жизнью Будды, а также других святых и величайших мастеров этой религии, обозначается словом «кора».

Основные направления

Для каждой из основных мировых религий можно выделить свои направления религиозного туризма. Однако, есть на нашей планете уникальное место, город, где в самом ближайшем соседстве сосредоточены святыни христианства, ислама и иудаизма - израильский город Иерусалим.

Евреи, прибывшие сюда первым делом идут к Стене Плача, единственному уцелевшему фрагменту древнего комплекса Храмовой горы, где находился Иерусалимского храм, главная святыня иудаизма. Давнюю утрату этого символа былого величия Израиля евреи оплакивают здесь до сих пор, но в то же время здесь они молятся о возрождении и процветании единой страны для еврейского народа.

Для христиан Иерусалим является местом, где случились основополагающие для этой религии события - Распятие Хритово и Воскресение Господне. В целом же в этом городе и на прилегающих к нему территориях находится великое множество христианских святынь, а потому для приверженцев этой самой многочисленной мировой религии Иерусалим является самым священным местом на всей земле.

Мусульмане посещают в Иерусалиме восьмиугольную мечеть Купол Скалы, где остался след ног пророка Мохаммеда и где в одной из опор, согласно преданию, хранятся волосы из его бороды.

Таким образом, город трех религий для двух из них является главенствующим, и только для мусульман первостепенными все же являются священные города ислама Мекка и Медина.

Хадж сюда обязателен для каждого правоверного, причем посещение Мекки и Медины будет считаться хаджем только за десять дней до праздника Курбан-Байрам при условии, что за это время мусульманин выполнит все предписанные в Коране ритуалы.

В Мекке находится главная мечеть мусульманского мира Аль-Хараам и святилище Кааба, а в Медине - могила пророка. Также важные святые места ислама находятся в Стамбуле, Дамаске, Багдаде, Каире и Дели.

Однако, как быто ни было, Западная Европа все-таки является оплотом католицизма, форпост которого находится в Риме, в Ватикане, но по большому счету католические святыни можно встретить практически в любом городе современно Евросоюза.

Что касается буддизма, то в этой религии считается, что тело Будды после смерти было кремировано, а пепел разделен на 8 частей и помещен в ступы, которые сегодня находятся в 8 разных местах. Из них-то и выделяют четыре наиболее почитаемых - в Непале, в городе Лумбини, и Индии , в Бодхгае, Кушинагаре и Сарнатхе. Крупные буддийские центры также есть на Тибете, в Лхасе, самая большая статуя Будды находится в японской Наре. Кроме того буддисты часто посещают Шри-Ланку , Таиланд , столицу которого, Бангкок, даже зовут городом ангелов, Индонезию и Камбоджу , а в России, в Калмыкии, находится крупнейший буддийски храм Европы.

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

Дорога паломничества также ведет в Рим

Где был основан первый христианский храм? В Риме ! Где расположена самая большая церковь Богородицы? В Риме ! Хотите увидеть стол, за которым происходила Тайная Вечеря , или святую лестницу, по которой Иисус поднимался к Понтию Пилату? Вечный город расскажет вам свою Библейскую историю.

Рим давно уже стал популярным среди туристов. Кажется, мы знаем о нем все - и про Колизей, и про Парфенон, и про знаменитые фонтаны. Но я хочу рассказать о Риме как месте паломничества, месте, где сошлись все вехи истории христианства. Некоторые памятники, о которых я упомяну, входят в стандартные экскурсионные туры в италию, другие отыскивают на карте только самые дотошные туристы.

Начнем с самого древнего этапа - Ветхого Завета. Знаменитый храм Сан Джованни ин Латерано - кафедральный собор Рима, самый первый храм не только Рима, но и всего мира, был основан Константином под названием Собор Спасителя после прекращения гонений на христиан и признания христианства имперской религией. В Святая Святых - личной папской капелле храма - хранился Ковчег Завета. Это главная святыня народа Израиля, представляющая собой сундук, вмещавший скрижали закона, данного Богом Своему народу в знак заключения союза на Синае (Исх. 40, 20 и 3 Цар. 8 - 9). Здесь можно было увидеть и расцветший цветами миндаля жезл Аарона -старшего брата Моисея и его проповедника, первого первосвященника. Этот жезл поглотил жезлы египетских чародеев (Исх. 5, 1), он же использовался в первых трех казнях египетских - "вода, ставшая кровью, жабы и мошки" (Исх. 7, 8 - 13). Здесь же находилась золотая урна с манной небесной - пищей израильтян во время странствования по пустыне, павшей с неба. Манна - это "нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле" (Исх. 16, 4), "народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки... И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна" (Числ. 11, 7 - 9), на солнце она таяла (Исх. 16, 21). В этом же соборе хранилась и накидка Девы Марии.

Святая Святых была открыта для паломников вплоть до конца XVI в., пока ее не разграбили французские солдаты. Теперь же в нее можно только заглянуть сквозь решетку...

Надо признать, что древние римляне представляли из себя довольно самонадеянный народ. В полной мере это проявлялось в обряде эвокации. Во время подготовки к военному походу римляне безо всякой тени смущения обращались к богам противоборствующей стороны с требованием перейти на их сторону. Если боги, оторопев от такой наглости, подчинялись, то римляне гарантировали им со своей стороны почитание и соответствующие почести. Увы, но свидетельств о точном количестве перешедших на сторону римлян богов не сохранилось.

Рождество Христово представлено в Риме фрагментами ясель, хранящимися в церкви Санта Мария Маджоре. Это тоже одна из самых первых церквей Рима и самая большая среди всех церквей, посвященных Богоматери. С ее основанием связана интересная история. Ночью 5 августа 352 г. Дева Мария явилась во сне патрицию Джованни и папе Либерию, велев им построить церковь на том месте, где утром выпадет снег. Чудо совершилось, церковь была построена, а 5 августа до сих пор отмечается день Богоматери Снежной. В церкви Сайта Кроче ин Джерузалеме находятся камни из-под святых яслей, куда Дева Мария положила Младенца (Лк. 2, 7,12).

В католической иерархии храм Сан Джованни ин Латерано стоит выше всех остальных храмов мира. Надпись над входом гласит: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».

Но больше всего христианских реликвий Рима связано со страстями Христа. В них отражена вся трагическая история Святой недели. В Сан-Джованни ин Латерано хранилась часть стола, за которым происходила Тайная Вечеря - пасхальный пир, устроенный Иисусом вместе со Своими учениками накануне Своей казни (Мт. 26, 20-29; Мк. 14,17-25; Лк. 22, 14-20; Ин. 13). Рядом с этим храмом проложена Святая лестница, по которой Иисус поднимался к Понтию Пилату - римскому наместнику Иудеи, к которому его привели на суд. Понтий Пилат, зная о невиновности Иисуса, "умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника сего" (Мт. 27, 24). 28 мраморных ступеней святая Елена вывезла сначала в Константинополь, а оттуда они уже попали в Рим. Раньше они располагались на улице, но позже, в конце XVI в. их перенесли под крышу. Сегодня мраморные ступени спрятаны под деревянным покрытием, но подниматься по лестнице можно по-прежнему только на коленях. Лично для меня духовный опыт, полученный в этом коленопреклоненном восхождении, оказался неоценимым. Лестница установлена так, что, начав подъем, его уже невозможно прервать - ведь не станешь же сползать вниз, пятясь на коленях. А в сторону отойти нельзя - лестница с перилами идет вдоль стен. Устал ли паломник, хочет ли он идти дальше или решил, что уже отмолил свои грехи - обратного пути нет. Как часто в нашей жизни мы оказываемся в такой ситуации! И есть только один выход - как можно быстрее и упорней идти вперед...

В церкви Санта Прасседе рядом с алтарем стоит небольшой столб, к которому, как считается, был привязан или прикован цепями Христос во время бичевания (Мт. 27, 26). Столб был доставлен в Рим из Иерусалима в XIII веке.

С последними минутами земной жизни Иисуса связаны реликвии церкви Санта Кроче ин Джерузалеме.

Здесь хранятся три щепки от Его креста, два шипа из тернового венца, гвоздь (Ин. 20,25) и деревянная табличка с надписью на кресте, сделанной на греческом и латинском языках - "Иисус из Назарета, царь Иудейский". Там же слабо просматривается надпись на еврейском (Мт. 27, 48). Надо сказать, что всего в мире известно как минимум 34 святых гвоздя. Однако это не означает, что реликвии фальшивые. Считается, что святая Елена велела сделать из 4 подлинных гвоздей 12 меньшего размера. По другой версии, при отливке новых гвоздей в них добавлялась капля расплавленного металла святых гвоздей, и таким образом число реликвий существенно возросло.

В этой же церкви можно увидеть перекладину креста, на котором был распят рядом с Иисусом добрый разбойник (всего рядом с Иисусом было распято двое разбойников). Но если один из них злословил Его, то второй унимал первого и говорил: "Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал" и попросил Господа помянуть его в Своем Царстве. На это Иисус ответил: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"- Мк. 23,40).

Рим также полон мест, связанных с апостолами и первыми христианами. Начнем, естественно с Колизея -Амфитеатра Флавия - где приняли мученическую смерть за веру тысячи последователей Христа. В их память в 1926 г. здесь был установлен крест. Здесь же ежегодно Папа Римский в Страстную пятницу совершает свой Крестный путь.

В церкви Санта Мария Маджоре самая высокая в Риме колокольня - 75 метров (быть может, отсюда и название Maggiore - наивысшая).

В церкви Санта Кроче ин Джерузалеме хранится палец святого апостола Фомы, который тот, усомнившись в воскресении Господа, вкладывал в раны Христа, чтобы удостовериться, что явившийся апостолам действительно распятый Иисус (Ин. 20, 27). А в церкви Санта Мария Маджоре можно увидеть тело апостола Матфия, которого причислили к таковым по жребию после смерти Иуды Искариота (Деян. 1, 21-26). По поводу его гибели существует несколько версий - он был либо распят, либо побит камнями и обезглавлен по требованию римлян.

В церкви Сан Альфонсо находится копия иконы Богоматери с Младенцем, написанной Св. Лукой. Икона, по преданию, понравилась самой Марии, и она благословила этот образ. После ее вознесения на небо Св. Лука отослал изображение своему другу Феофилу. До 1453 г. оно хранилось в Константинополе, а при штурме города турками было уничтожено. Икона наполнена смысловым содержанием: Господу в детстве было видение Его страстей и смерти. Спавший на руках Матери, Он внезапно проснулся и увидел архангела Михаила, держащего в руке копье с губкой на острие. Младенец посмотрел в другую сторону и увидел архангела Гавриила с крестом и гвоздями. Иисус вздрогнул, и с Его ноги соскочила сандалия. Младенец крепко обхватывает правую руку Матери, а та прижимает Его к себе.

Много мест в Риме связано также с жизнью и смертью святых апостолов Петра и Павла.

Апостол Петр - первоначально его звали Симон - брат апостола Андрея, рыбак из Вифсаиды. Он был уже женат и имел дом в Капернауме, когда Иисус призвал его. Именно Петру Иисус вручил ключи от Царства Небесного (Мт. 16, 18-19) и на нем поставил Свою Церковь. И именно Петр был постоянным спутником Господа вплоть до Его смерти (правда, после нее трижды отрекся от Него прежде, чем пропел петух; но он же был одним из первых свидетелей Воскресения и трижды подтвердил Иисусу свою любовь к Нему). Св. Петр был распят головой вниз при императоре Нероне.

Начнем со знаменитого места Кво вадис (Куда идешь?). Во времена преследования христиан Нероном после поджога Рима св. Петру посоветовали бежать из города. Выйдя за Аппиевы ворота (ныне ворота св. Себастьяна), он увидел идущего навстречу путника и узнал в Нем Христа. Апостол спросил Его: "Куда Ты идешь?" и Иисус ответил: "Я иду в Рим, чтобы быть повторно распятым". Тогда св. Петр устыдился и вернулся в город, а на месте явления остались следы божественных ног. Это предание сохранилось в трудах Оригена. Сейчас отпечатки ног Спасителя хранятся также в храме Сан Лоренцо фуори ле мура.

В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, коим по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, и был признан.

В монастырском дворике церкви Сан Пьетро ин Монторио почитается место, где был распят святой Петр, тело которого покоится в соборе святого Петра, а голова - вместе с головой апостола Павла - в Сан Джованни ин Латерано.

В катакомбах Домициллы захоронена святая Петронилла, по преданию - дочь апостола Петра.

Апостол Павел родился в Тарсе. Изначально его звали Савл. Он принимал участие в преследованиях первых христиан до тех пор, пока на пути в Дамаск ему не явился Христос и не спросил, за что он Его гонит. Тогда и совершилось обращение Павла, который, будучи ослепленным, не ел и не пил три дня. В то время в Дамаске же был некий христианин Анания, которому явился Господь и повелел пойти к Павлу и исцелить его. Анания выполнил сказанное, и св. Павел начал проповедовать в Дамаске, а потом прибыл в Иерусалим (Деян. 9, 1-19). В последствии он совершил множество миссионерских путешествий. В конце концов, он был арестован и привезен в Рим, где принял мученическую смерть - был обезглавлен.

Путеводитель по святыням Вечного Города.

Русское православное паломничество в Риме.

Соприкосновение русского паломника с Римом необыкновенно интересно, так как представляет собой встречу православного религиозного сознания с иной реальностью во всех ее религиозных, культурных и политических аспектах.

Италия, изобилующая христианскими святынями, всегда была вожделенной целью богомольцев-католиков из Европы, особенно после учреждения папством института Юбилейных (Святых) лет. Иначе относились к этой стране некатолики. Если протестанты в результате Реформы вообще утратили почитание святых, икон и мощей, то православные, имея его в полной и даже в более глубокой форме, нежели католики, долгое время не посещали Папское государство. Палестина, Афон, Константинополь всегда были дороги сердцам православных пилигримов, (хотя эти места и находились в руках мусульман), в то время как Италия, пусть и обладательница великих раннехристианских святынь, сильной тяги у русских странников не вызывала. Частое вмешательство понтификов во внутренние дела Московского государства и обширная антикатолическая литература, воспринятая от византийцев, создавали атмосферу недоверия в православных кругах, поэтому паломничества на Запад были единичны, выбиваясь из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался своим, единоверным (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX-XX веков, причем их авторам приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению вселенских святынь.

Однако к началу XX века естественное влечение православных христиан ко множеству реликвий, находящихся на итальянской земле, привело к созданию здесь соответствующих структур, в том числе - странноприимных домов, а также особой церкви для паломников в Бари.

Первое документированное упоминание об итальянских святынях принадлежит членам московской церковной делегации на объединительном Соборе 1438-1439 годов, проходившем сначала в Ферраре, а затем во Флоренции. В целом это путешествие («хожение») нельзя назвать паломничеством - его задачи были преимущественно политическими, - но в силу своих религиозных интересов русские участники Собора оставили подробное описание увиденных ими храмов, мощей, икон. Всего сохранилось четыре документа, являющихся к тому же первыми русскими описаниями Западной Европы. Самый значительный из них принадлежит перу архиепископа Симеона Суздальского, подписавшего церковную унию с католичеством, но впоследствии отказавшегося от своей подписи и резко осудившего униональный («разбойничий») Собор. Его произведение - это, по сути дела, полемика, в то время как три остальных текста, авторство которых не установлено, предвосхищают собственно паломническую литературу, бурно расцветшую впоследствии. Путешественники, в частности, подробно описали свой визит в Венецию, где остановились для поклонения частице мощей св. Николая Чудотворца, хранящейся в Никольской базилике на острове Лидо.

Падение Константинополя было воспринято на Руси как божественная кара за отступничество от православия на Ферраро-Флорентийском Соборе, и это убеждение, конечно, еще более ограничивало стремление богомольцев к итальянским святыням.

Из ранних паломничеств наиболее ярким и известным стало «пешеходство» Василия Григоровича-Барского в 1740-х годах. Его описания святых мест на долгое время стали своеобразным путеводителем и образцом для подражания.

Стольника П. А. Толстого, сподвижника Петра, конечно, нельзя назвать богомольцем, однако, судя по его дневнику, он был человеком набожным и посему уделял большое внимание увиденным храмам и святыням2. Его подход к религиозной жизни Италии характерен и для последующих описаний православных авторов: сдержанно, без излишних обличений, Толстой все же ясно дает понять, что посещает инославные храмы (где хранятся православные святыни). Этот конфликт между «чужим» и «своим» останется основополагающим для паломнической русской литературы по Италии.

Необыкновенной, наряду с многолетним богомольем в зарубежье Барского, но менее известной стала поездка по Европе крестьянина К. И. Бронникова. К числу паломничеств, но с оговорками, можно отнести поездку А. С. Норова на Сицилию.

Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стал визит сюда и последующее его описание А. Н. Муравьева. Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл, впрочем, не как простой пилигрим: его влияние в русском обществе было настолько велико, что в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Церкви. Он и сам сознавал это, называя себя ни много ни мало как «наблюдательным оком Православия». Писатель был хорошо подготовлен к диспуту с «латинянами»: накануне своей поездки он выпустил основательный антикатолический труд, подводивший определенные итоги многовековой полемике между Восточной и Западной Церквами («Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих кафедрах», 1841). Стержнем книги служило богословское обоснование вселенского характера Православия, его «кафоличности». Особенно важным был труд Муравьева, как и сам его визит в Рим, в свете грядущего посещения Папского государства Николаем I в 1844 году.

Отношение Муравьева к Риму лежало в русле традиционной полемики, им хорошо изученной.

По его мнению, русский богомолец ради основных целей своего паломничества должен тут «на время заглушить <...> самое чувство Православия». Много внимания в своих описаниях, как и полагается жанру, он уделил святыням, в первую очередь мощам, но и здесь он не жалел красок на критику католических обычаев, в частности отсутствия возможности прикладываться к мощам, столь важной для православных. В Ватиканской базилике Св. Петра, например, он был огорчен тем, что не мог поклониться мощам апостола Петра. Муравьев задавался вопросом, откуда в Италии столь необыкновенное множество святынь христианского Востока, и сам на него отвечал: они попали сюда в результате «лукавства и хищений». Из восемнадцати «Римских писем» собственно Риму автор посвятил пятнадцать писем (с первого по четырнадцатое и последнее). Легкой для чтения речью и не без стилистического мастерства Муравьев описал свыше сорока римских храмов, трое катакомб, Пантеон, Колизей и Мамертинскую темницу.

Вне сомнения, он, как и при сочинении своих предыдущих книг, предполагал, что ею воспользуются в будущем как путеводителем и подробно изложил сведения о святынях, включая легендарные и исторические, не оставляя при этом своего критического подхода и предостерегая будущего паломника от увлечения внешним блеском католичества. Писатель не мог умолчать о тревожившем Русскую Церковь (и правительство) обстоятельстве - о переходе из Православия в католичество нескольких видных представителей высшего общества (графа Григория Шувалова, княгини Зинаиды Волконской, князей Федора Голицына и Ивана Гагарина и др.). По мнению Муравьева, виною тому было порочное образование, с детских лет искоренявшее («у некоторых») любовь к родине и к вере предков.

Чуть позднее Муравьева Италию посетил другой образованный богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, обращавшийся к книге своего предшественника и высоко ее ценя: «Муравьев одарил нашу духовную литературу своими "Римскими письмами"». И он вторит Муравьеву в своей критике: «Пасхальная служба (в соборе св. Петра. - М. Т.) была не столь благоговейной, а пышною. <...> Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце».

В тон предшественникам вторит другой паломник той эпохи, Преосвященный Софония (Сокольский), архиепископ Туркестанский и Ташкентский: собор св. Петра «так мало соответствует идее храма, что я рассеянно остановился, не доверяя себе». Папа, по мнению русского епископа, был чересчур «величественный»; все происходило с необыкновенной помпой, однако и без должного благочестия: паломника особенно неприятно поразило поведение национальной гвардии и горожан, заходивших в собор даже с собаками. В целом критика избыточной роскоши римских храмов, не соответствующей принципам христианства, стала на долгие годы одним из главных мотивов в русской паломнической литературе.

Важнейшие свидетельства о Риме оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший тут в 1854 году и встретившийся с папой Пием IX. Официально он отправился в обычное паломничество, в действительности же должен был собрать сведения религиозно-политического характера для правительства: свои корреспонденции из Италии он отправлял российскому посольству в Константинополе, бывшему «форпостом» России во время Восточного кризиса. Епископ принадлежал к когорте священников, давно служивших в зарубежье: он был настоятелем в посольской церкви в Вене и главою русской духовной миссии в Иерусалиме. Его взгляды отличались определенным либерализмом, и суждения епископа Порфирия о католицизме стоят несколько особняком от традиции, установившейся после «Римских писем» Муравьева.

Просвещенного Владыку интересовало светское искусство Рима, которому он уделил много внимания. Епископ не оставил в стороне и судьбы Православия на Апеннинах, особенно значительным показался ему как византинисту феномен Греческой Церкви в Венеции: ей посвящена отдельная глава, основанная на переведенных им на русский язык греческих источниках. О современных ему русских церквях в Италии епископ Порфирий практически ничего не рассказывает (хотя и посещал римский храм, упоминая об этом в воспоминаниях): очевидно, на фоне общей религиозно-культурной жизни это явление ему показалось настолько маргинальным, что не заслуживало особого описания.

Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В. В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Его книга содержит в себе описание свыше 80 римских церквей и находящихся в них вселенских святынь, а также описание крепости Св. Ангела, Колизея, Мамертинской темницы и почти всех известных к тому времени катакомб. Мордвинова отличал сдержанный стиль, без впадения в обличение. Этот первый опыт «путеводного» описания Рима для православных богомольцев стал удачным, и пилигримы на рубеже XIX-XX веков им охотно пользовались.

Инициатива Мордвинова родилась весьма вовремя: именно 1880-е годы стали организовывать массовые паломничества в Италию. Как и прежде, эта страна не лежала в русле популярных русских богомолий, но, тем не менее, многие странники, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Рим (и Бари).

Организацию этих паломничеств взяло на себя учрежденное в 1880 году Императорское Палестинское Православное общество, в руководство которого вошли представители Дома Романовых (тем самым ИППО изначально получило полугосударственный статус) и влиятельные священники Петербурга и Москвы .

Наибольшее внимание Палестинское общество уделяло, «по определению», Палестине, и долгое время нужды паломничества в Италии не попадали в сферу его интересов. Однако все возраставший поток богомольцев в Италию поставил перед ИППО и эту задачу.

Для ее разрешения в 1890-х годах были призваны дипломатические силы в Риме, а„ именно посол А. И. Нелидов. Этот дипломат с крепкими православными традициями (в отличие от своего предшественника барона К. К. Икскуля, лютеранина по вероисповеданию и посему холодно относившегося к православным инициативам) прежде служил в Константинополе, где ему пришлось в полной мере столкнуться с вопросами организации паломничества.

Для богомольцев в Риме, как это везде практиковало Палестинское общество, в первую очередь подыскивался странноприимный дом и оказывалась помощь в осмотре римских святынь. Нелидов, которому в этом деле помогал настоятель посольской церкви архимандрит Пимен (Благово), нашел остроумный выход. В Вечном Городе начиная с XVII века существовала резиденция польских кардиналов, так называемый Дом св. Станислава. Под предлогом того, что Польша являлась частью Российской империи, посол вынудил польских хозяев-католиков предоставлять безвозмездное гостеприимство православным богомольцам. Принимались на постой не все русские посетители Рима, а лишь предъявители книжек ИППО. Наличие приюта в Риме позволило (Палестинскому обществу официальным образом включить столицу Италии в маршруты российского паломничества: его членам выдавалась книжка (III класса) именно для желающих посетить Рим (и Бари).

Пребывание в Доме св. Станислава имело свои неудобства, и немалые, так как его официальными хозяевами оставались польские католики. На рубеже XIX-XX веков приютом, например, заведовал иезуит, родом из Киева, иеромонах Иулиан (Остромов). Паломники, большинство которых было воспитано в русле антикатолической полемики, с удивлением узнавали, что их богомольем в Риме заведует соотечественник-иеузит. Вне сомнения, на этой почве возникало немало богословских споров, когда, весьма возможно, брал верх просвещенный о. Иулиан. Известно, что ИППО было недовольно такой ситуацией, грозившей соблазном для богомольцев, вплоть до случаев совращения в униатство. Тем не менее паломники ценили новую возможность и охотно ею пользовались: свои положительные впечатления о визите в Рим изложил анонимный русский богомолец, путешествовавший в зарубежье с книжкой Палестинского общества.

Следующую, после В. В. Мордвинова, попытку методично изложить маршруты пилигримов в Италии (и вообще в зарубежье) предпринял П. Петрушевский. Составитель базировал свое описание римских святынь целиком на книге Мордвинова, повторяя порой и его неточности и ошибки. Лишь составленная им справка о базилике св. Климента и вводная статья «Исторические замечания о судьбе православия в Италии» были им не позаимствованы (вводная статья, в основных своих положениях, повторяла тезисы Муравьева, высказанные полувеком ранее). Одновременно с трудом Петрушевского, вероятно как следствие все возраставшего потока богомольцев в Италию, вышла книга, без указания имен авторов, «Рим и его святыни» (М., 1903). Это был уже откровенно компилятивный труд, повторявший описания Муравьева и Мордвинова, которые были дополнены рядом сведений, почерпнутых из англоязычных источников.

Вершиной дореволюционной паломнической литературы следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме» (1912), вышедший из-под пера настоятеля посольского храма архимандрита Дионисия (Валединского), будущего предстоятеля автокефальной Польской Церкви. Его автор, на практике изучив нужды паломников, а также всю предшествовавшую литературу, создал образцовый труд, где всевозможные полезные сведения о маршрутах в Вечном Городе были соединены с агиологическими рассказами и со сведениями исторического и практического характера. В «Спутник» о. Дионисия вошли справки о более чем 40 храмах и о других святых местах Рима.

Выполняя пастырский долг, о. Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Предостерегал он и против католической живописи и скульптуры: «Чужды православным христианам и те позднейшие живописные изображения и скульптурные изваяния, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий", которые, вопреки 100-му правилу VI Вселенского Собора, находятся во многих римских церквях». Однако, несмотря на солидную работу, проделанную над материалом, произведение о. Дионисия ждала несчастливая судьба: через два года после выхода «Спутника» вспыхнула Первая мировая война, за ней последовала революция, и в итоге книга попала в руки лишь небольшого числа паломников.

О пилигримах из предреволюционной России оставила интересное свидетельство М. В. Волошина (Сабашникова): «В середине Великого поста перед Пасхой (1908 г.) я пошла в русскую церковь и, к своему удивлению, увидела, что она полна крестьян и крестьянок в национальных одеждах - со всех концов России. Они приехали из Палестины, были в Бари - поклониться мощам св. Николая, теперь приехали в Рим ко гробу Апостола Петра и других Святых. Я ходила с ними по Вечному Городу. Они шагали по римским улицам так же уверенно, как в своей деревне...» Как курьез, но одновременно как и свидетельство о конфликте православной культуры с западной светской культурой звучит рассказ Волошиной об одной монашенке: «Ей особенно хотелось увидеть Тиберия и она одна пробралась в Ватиканский музей. "И что же, милочка, - с ужасом говорила она, с каждым словом втягивая в себя воздух, - что ж ты думаешь, ведь он стоит там совсем голый!"». Так что предупреждения архимандрита Дионисия о пагубности «скульптурных изваяний» были вовсе не напрасны...

Среди паломников находились не только простые крестьяне и горожане. Вероятно, самым культурным и образованным в ту эпоху являлся Владимир Эрн, выдающийся представитель философского крыла русского Серебряного века. И ему были свойственны переживания предшественников: «Чувству православного, привыкшего к святой трезвости и простоте родного благочестия, ничто так не чуждо в Риме, как эти позирующие фигуры святых с воздетыми руками и закатившимися глазами». Исследования Эрна касались в первую очередь раннего христианства, в том числе катакомб, где он обретал веские аргументы в пользу Православия.

Свидетельства Эрна о христианском Риме принадлежат к числу последних в этом жанре. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, поток русских паломников надолго пресекся, возобновившись уже только в начале 1990-х годов.

Новое освоение Вечного Города в наши времена порождает и соответствующую литературу, в которую, надеемся, полнокровно войдет и рассказ о Риме, написанный русской римлянкой, графиней Д. В. Олсуфьевой. В отличие от всех вышеупомянутых текстов, это повествование «изнутри», согретое теплотой любви к Вечному городу постоянной жительницы берегов Тибра, нашедшей тут, вместе с семейным счастьем, высокое вдохновение и творческую силу.