Характеристика на ученика с провокационным поведением. Характеристика на трудного ученика: схема составления и пример

Характеристика на ученика с провокационным поведением. Характеристика на трудного ученика: схема составления и пример
Характеристика на ученика с провокационным поведением. Характеристика на трудного ученика: схема составления и пример

Знаете ли вы, что такое характеристика? Это документ, отображающий личность того человека, на которого он составлен. При этом назначение характеристик может быть самым различным. начинают описывать уже со школьной скамьи. Далее они требуются при поступлении в вуз, принятии на военный учет, при трудоустройстве и во многих других случаях. Именно поэтому тот, кто пишет подобный документ, должен составить его грамотно и объективно. Порой от этого будут зависеть дальнейшая учеба и карьера человека.

Обязанности учителя

Труд педагога переоценить невозможно. На его плечи возлагается множество обязанностей. В их числе - не только выполнение основной задачи учителя, несение знаний в массы, но и огромные объемы сопутствующей бумажной работы по оформлению планов, проверке тетрадей, ведению журнала и занятий методической работой.

Помимо всего этого педагоги составляют характеристики на учащихся. Написание подобного документа является ответственной и важной частью работы. К тому же составить подобный документ не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что вся информация, изложенная в характеристике, должна быть правдива и беспристрастна. При этом важно, чтобы любой читающий данный документ составил адекватную картину личности ученика. В связи публичностью написанного вся информация в характеристике должна быть донесена грамотным языком.

Зачем же нужен подобный документ и как правильно его написать? Эти вопросы волнуют многих педагогов, особенно начинающих. Для них и предназначена наша статья.

Необходимость в документе

Чаще всего предоставляется характеристика на ученика от классного руководителя. Подобные документы необходимы при переходах детей в другой класс или школу. Иногда педагог составляет их по требованию руководства образовательного учреждения.

Например, характеристика на ученика от классного руководителя составляется по окончании школьником четвертого класса. В таком случае документ, отражающий особенности личности ребенка, необходим для предоставления педагогу, обучающему старших детей. Также необходимость в характеристике возникает после окончания учащимся девяти классов. Без подобного документа невозможно поступить в техникум или ПТУ. Характеристику на ученика одиннадцатого класса составляют для выбранного им вуза.

Важность творческого подхода

Из-за того, что учителю часто приходится писать характеристики, их текст нередко получается шаблонным, содержащим информацию общего характера, не предоставляющим полную картину личности. Порой это негативно отражается на учащемся, а также на его взаимоотношениях с новым педагогом. Именно поэтому характеристика на школьника должна максимально точно отражать черты его характера, а также личностные и психологические особенности. В связи с этим при составлении важного документа необходимо объективно оценить ученика, избегая при этом предвзятости.

Правильно и грамотно составленная характеристика явится большим подспорьем для того учителя, который в дальнейшем займется обучением школьника. Она поможет педагогу быстрее определить тип личности, ее особенности, а также черты характера для выявления способностей и потребностей ребенка.

Какие существуют требования к характеристике?

Документ, отражающий основные черты личности учащегося, должен не только легко читаться, но и быть составленным по определенной схеме. Кроме того, информацию в характеристике излагают таким образом, чтобы прочитавший ее человек мог составить обширную картину индивидуальных и психологических особенностей ребенка.

Следует помнить, что фамилия, имя, отчество, а также адрес и контактная информация школьника пишутся без сокращений. Также в документе обязательно указывается квалификация умений и знаний учащегося.

Составляют психолого-педагогическую характеристику, используя данные, содержащиеся в карте учащегося. Это позволяет дать беспристрастную оценку способностей ученика по разработанной специалистами шкале, что помогает раскрытию особенностей характера ребенка и дает представление о его поведении и уровне знаний.

Структура характеристики

Первый пункт документа, описывающего личностные качества школьника, содержит его Ф.И.О., домашний адрес и возраст. Далее описываются состояние здоровья ученика и уровень его физического развития. Здесь же указывается, есть ли у ребенка хронические заболевания, каков его рост и вес, и соответствуют ли они возрастной норме.

Третий пункт характеристики касается тех условий, которые имеются у ученика в семье. Здесь описывается количество домочадцев и уровень материального благополучия. Необходимо описать и психологическую атмосферу, существующую в семье ребенка. Характеристика должна содержать возраст, место работы и профессию родителей, а также их контактную информацию.

Характеристика на середнячков

Хорошая успеваемость школьника может быть и эпизодической. В таком случае характеристика на среднего ученика должна отмечать его равнодушие к школе. Такие дети воспринимают уроки как повинность. Они выполняют требования учителей, в какой-то мере участвуют в работе класса, иногда даже проявляют активность. Однако порой это делается только для того, чтобы не привлекать внимания взрослых и избежать неприятностей. Такая черта характера должна быть подмечена педагогом и указана в описании личности.

Как правило, середнячки находятся в полной уверенности в том, что школа и уроки - это скучное и неинтересное занятие, которое нужно только взрослым. Порой такие дети учатся только ради получения удовлетворительной оценки их знаний, прося у педагога поставить «хотя бы троечку». У таких школьников отсутствует учебная мотивация, что наносит вред их нравственному воспитанию. Все это должно отражаться в данной педагогом характеристике. Зная это, новый учитель будет стремиться повысить внеучебную мотивацию подростка для развития его познавательных интересов и пробуждения стремления к расширению и углублению знаний.

Где взять данные для составления характеристики?

Для того чтобы учитель без всякого труда мог составить личностное описание своего ученика, требуется проведение Этот процесс выражается в систематическом контроле и оценке результатов учебной деятельности. Проведение подобной диагностики и позволяет своевременно выявлять имеющиеся пробелы. Кроме того, учитель должен беседовать с учениками и их родителями, наблюдать за наиболее трудными школьниками с одновременной фиксацией полученных данных в дневнике педагога. При написании характеристики на ученика производятся анализ и обобщение имеющихся данных.

Новый ученик - что предпринять педагогу?

Прочтя характеристику на учащегося, учитель должен принять все меры для устранения отставания школьника.

Как правило, они находят выражение в проведении дополнительных занятий. В связи с тем, что неудачи в учебном процессе нередко вызываются плохим поведением ребенка, от педагога потребуется и воспитательное воздействие. Оно должно включать не только индивидуальную работу с учеником, но и проведение бесед с его семьей

Характеристика

_________________________,

ученика ___ класса МАОУ «СОШ № __»,

Г.р.

Поступил в школу __.__.20__ г., обучается по программе «Перспектива». До поступления в школу посещал «Школу развития личности».

Проживает в полной, благополучной семье. Мать ______ работает воспитателем в детском саду, старается быть в курсе всех школьных дел сына, постоянно приходит в школу.

Домашние задания чаще бывают выполнены частично, под контролем мамы. Домашнее задание в дневник ______ сам не записывает, мама пользуется услугой «Электронный дневник». Задания по русскому языку сводятся к списыванию текста, грамматические задания ______ не выполняет.

Характеризуется поведением, которое не соответствует возрастным нормам и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. На уроках ______ не работает устно, письменные задания не выполняет. Не может спокойно сидеть на месте, мешает окружающим детям, не следит за работой в классе. Занимается посторонними делами: жует ластики, ломает ручки, рвет обложки на учебниках, играет игрушками, которые приносит из дома, качается на стуле. Постоянно нарушает дисциплину: кладет ноги на парту, может закричать на уроке, стучать по парте, лечь на стулья, ползать по полу. На замечания учителей не реагирует, отказывается выполнять требования. Проведенные с ним беседы результата не дают.

Особенность поведения ______ влияет на его успеваемость. ______ выполняет только проверочные и контрольные работы, которые считает важными. С проверочными и контрольными работами по русскому языку и математике не справляется.

Русский язык. Орфографический навык не сформирован. При списывании делает много ошибок. Грамматические задания не выполняет. Письменные работы на уроках не выполняет. Диктанты может писать только индивидуально, так как не успевает за темпом работы класса. Пишет диктанты плохо: использует как письменные, так и печатные буквы, допускает много ошибок, пропускает и заменяет буквы. Пишет только простым карандашом, ручку не использует. Изложения, сочинения не пишет. Пройденный материал не усвоен.

Математика. Таблица сложения усвоена частично, таблица умножения не усвоена. В связи с этим вычисления выполняет с трудом. С решением задач не справляется. Не прикладывает усилий вчитаться в задачу, разобраться в её содержании. Работает на уроке редко, с контрольными работами не справляется. Задания, требующие мыслительных действий, не выполняет. Пробелы в знаниях не ликвидируются.

Чтение. Техника чтения соответствует нормам. На уроках ______ не читает. По словам мамы, дома ______ учит наизусть некоторые стихи, однако рассказать их в школе на уроке или учителю после уроков мальчик отказывается. Текст не пересказывает, устно на вопросы по содержанию текста не отвечает. Письменную итоговую работу по чтению ______ выполнил удовлетворительно.

Окружающий мир. На уроках не работает. Выполняет письменные задания дома. Хорошо справляется с тестовыми проверочными и контрольными работами.

Технология и ИЗО. На уроках технологии и труда ______ работает не всегда, выполняет только посильные задания. Если работа не получается, то ______ ее мнет, рвет, бросает на пол и не пытается сделать снова.

Физкультура. На уроках часто не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину, не занимается, технику безопасности не соблюдает.

Музыка. Интереса к уроку не проявляет. На уроках не работает, требования учителя не выполняет.

Английский язык. Часто нарушает дисциплину, отказывается выполнять требования учителя. Оценки по предмету получает за домашние задания.

Радуется удовлетворительным оценкам, двойки в дневнике зачеркивает или стирает.

Нарушения в поведении влияют и на взаимоотношения ______ с одноклассниками. Общается с отдельными ребятами класса. Несмотря на неадекватное поведение, дети ______ не отвергают, берут его в свои игры. Во время игры может не контролировать свои поступки, ударить, толкнуть, нецензурно выразиться.

На переменах постоянно нарушает дисциплину. Осознает неправильность своих действий, однако в следующий раз делает так же.

Беседы с мамой по проблемам поведения её сына проводились неоднократно. Совместные усилия школы и семьи положительных результатов не приносят. Ребенку требуется больше помощи и внимания педагога для обучения, контроля и воспитания, чем это может дать учитель в общеобразовательном классе.

Классный руководитель ______________

__.__.____

Характеристика на трудного ученика требует от педагога, составляющего ее, не только психологических знаний, но и умения анализировать ситуацию с разных сторон. Такой документ призван давать наиболее полную информацию о личности учащегося и помогать планировать помощь в развитии самому ребенку.

В каких случаях требуется характеристика на трудного подростка?

Характеристика на трудного ученика обычно составляется планово (при переходе к следующей ступени обучения, при переводе в другое образовательное учреждение, посещении военкомата) либо по запросу (требованию) других инстанций: правоохранительных органов, социальных служб, других служб по работе с несовершеннолетними.

В этом случае документ дает запросившему органу информацию о ребенке и возможность сделать выводы: в чем причина проблемного поведения, прогулов или плохой успеваемости ученика. Полученная информация обычно используется при планировании соответствующей помощи - привлечения к ответственности родителей, коррекционных и профилактических мероприятий с ребенком, медицинского лечения и т. д.

Характеристика на трудного ученика: план

Любая характеристика является официальным документом, поэтому она должна быть грамотно составлена. Информация должна подаваться порциями, в каждом абзаце следует описывать один аспект развития ребенка. Заверяться документ должен лицами из числа педагогов, имеющими самый большой опыт общения с ребенком (классный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог) и руководителем (директором или его заместителем). Если характеристику печатают не на фирменном бланке учреждения, то вверху, перед "шапкой", указываются все реквизиты школы.

Характеристика на ученика (трудного подростка или примерного отличника) составляется также по определенному алгоритму, который включает такие сведения:

  • общие данные об учащемся (как зовут, возраст, где проживает и в каких условиях, состояние здоровья);
  • (социальное благополучие, статус, материальный уровень жизни);
  • педагогическая информация: успеваемость, особенности поведения на уроках, познавательный интерес, отношение к общественной деятельности;
  • психосоциальное развитие ребенка (развитие психических функций, личностные черты, социометрический статус в группе, социальное влияние на развитие, склонность к отклоняющемуся поведению: правонарушениям, самодеструктивным поступкам);
  • внешкольные интересы и склонности.

Социальные сведения об учащемся

Характеристика на трудного ученика подразумевает раскрытие причин его слабой успеваемости или трудновоспитуемости. Большое влияние в таких негативных моментах отводится социальной ситуации развития. Это:

Характеристика на трудного ученика начальной школы также должна включать информацию о посещении ребенком садиков, коррекционных групп (стоял ли на учете у дефектологов), насколько развитие основных физических и психических функций соответствует норме. Таким образом, исключаются из причин неуспеваемости органические особенности развития и делается вывод о педагогической запущенности, которая и станет в дальнейшем предметом коррекции.

девиантного подростка

На языке психологов "трудный подросток" - довольно широкое обозначение. Специалисты выделяют девиантных подростков (склад личности и социальная ситуация развития которых приводят их к отклоняющемуся поведению) и педагогически запущенных детей, у которых не сформирован интерес к учебе, нет навыка учебной деятельности и страдает успеваемость. Чтобы характеристика давала представление о конкретном ребенке, следует проанализировать в ней эти психологические моменты:

  • развитие мотивации к учению, когнитивных функций (мышления, речи, внимания, памяти);
  • обычное эмоциональное состояние ребенка;
  • личностные черты, характер;
  • физические и психологические следы насилия над ребенком;
  • наличие случаев отклоняющегося поведения (вредные привычки, правонарушения);
  • общение со сверстниками в классе, компания друзей);
  • наличие интересов и полезных занятий.

Пример характеристики на трудного ученика

Василиса Васильева начала обучение в... (школа) 2 года назад. До этого была ученицей... (школы), откуда она перешла в связи с конфликтной ситуацией в классе. В данном учебном заведении Василиса показала себя как трудно успевающая ученица со сниженной мотивацией к учебному процессу.

Василиса проживает в неполной Отец, находится в местах лишения свободы, мать, Васильева В. В., безработная, имеет алкогольную зависимость. Воспитанием ребенка занимается изредка, большую часть времени девочка предоставлена сама себе. Материальное благосостояние семьи низкое: Василиса не имеет всех необходимых предметов сезонной одежды (зимой ходит в осенних ботинках), иногда просит у одноклассников деньги на обед. Из предыдущего учебного заведения девочка ушла, потому что создала конфликтную ситуацию в коллективе - украла у одноклассника деньги.

На уроках Василиса ведет себя пассивно, не вникает в процесс обучения, не выполняет домашние задания. Успеваемость низкая, любимых предметов нет. Часто прогуливает уроки, иногда по уважительной причине (болеет, имеет хронический бронхит).

По характеру Василиса замкнутая, необщительная, недоверчивая девочка. С одноклассниками ведет себя отстраненно, старается избегать их. На замечания реагирует холодно, без интереса, но не агрессивно.

С Василисой планируется проведение коррекционных занятий у психолога, а также доведение до социальных служб информации о семейной ситуации ребенка как неблагополучной для полноценного развития.

В конце ставится дата и подписи.

Характеристика написана на великовозрастного ученика 2 класса, состоящего на учете в ВШУ, ПДН, наркокабинете, со слабой успеваемостью.

ФИ обучается в МБОУ «СОШ №» с 1 сентября 2015 года в возрасте полных 15 лет, до этого момента не обучался (в связи с вопросом определения опекунства и места проживания). В данный момент учится во 2 классе. Программным материалом 1 класса не овладел по причине пропусков уроков, отсутствия желания учиться, контроля и содействия школе со стороны опекуна.

Григорий приступил к занятиям 01.09.2016 года. За первый месяц обучения не посещал занятия с 07.09.16г. по 15.09.16г., по состоянию здоровья, имеется справка от врача. Так же отсутствовал …, на данный момент подтверждающих документов об отсутствии нет. По итогам первой четверти ФИ не аттестован по основным (русский язык, чтение, математика, окружающий мир) предметам.

Не пытается усваивать программный материал по основным предметам, особенно по русскому языку, так как его не интересует ни процесс получения знаний, ни конечный результат. Регулярно опаздывает на занятия, не считает необходимым приносить в школу учебные принадлежности, даже при наличии отдельных из них.

Навыки чтения практически не сформированы: не знает букв, не может сливать в слоги, путает буквы, не умеет следить по тексту. Не пересказывает, не учит наизусть программные произведения. Письменные навыки слабо сформированы: умеет писать отдельные буквы, слова; не может правильно списать небольшой текст, допускает орфографические ошибки при списывании. Не умеет переводить с печатного на письменный текст, писать под диктовку. Математические навыки: умеет считать до 100 и более. Решать простые задачи, если их прочитает учитель. Не знает названия компонентов при сложении и вычитании. На уроках ведёт себя пассивно, на вопросы не отвечает, не считает необходимым принимать участие в уроке. Григорий не выполняет полный объём работы на уроке, испытывает трудности при выполнении письменных работ, так как академическая задолженность за пропущенные занятия не ликвидируется.

Речь неразвита, словарный запас скудный, не умеет подбирать синонимы, антонимы, затрудняется в толковании некоторых слов. Умственное развитие на низком уровне. Программный материал не усваивает. Физическое развитие Григория соответствует возрасту, на данный момент имеет освобождение от уроков физической культуры.

С одноклассниками Григорий практически не общается, периодически возникают конфликты, учащимися из других классов, сотрудниками школы; игнорирует общепризнанные правила поведения в общественных местах.

Дружит с учениками старших классов, состоящими на внутришкольном учете и на учете в ОПДН по Куйбышевскому району.

Не признаёт общественной деятельности, игнорирует её выполнение.

При наличии кружков спортивного, художественно-эстетического, научного направления, также внеурочной деятельности по 5-ти направлениям ФИ не занимается ни в одном из них.

Имеет вредные привычки: курение, сквернословит.

Воспитывается опекуном ФИО, пенсионером. Опекун авторитетом и уважением у подростка не пользуется, оказать положительного влияния на Григория не может. В школу приходит только после многочисленных просьб со стороны классного руководителя.

Григорий стоит на учете в ОПДН, на ВШУ, в подростковом наркокабинете.

В данный момент находится на учете в инспекции по … району города …

Чтобы скачать материал или !

ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика 7 В класса МБОУ СОШ №2

Нефедова Данила Руслановича

2003 года рождения.

Данил обучается в данной школе с 5 класса.

Состояние здоровья и развития учащегося :

Ребенок физически и умственно развит, совершенно здоров.

Признаки повышенной нервозности отсутствуют; вспышки гнева, агрессивности по отношению к сверстникам, по отношению к учителям не наблюдается, склонности к разрушительным действиям также нет.

В плане патологических влечений Данил не курит, спиртные напитки не употребляет, но в сентябре 2016 года был уличен в попытке употребить токсико-нарковещества, конкретно - бензин.

На диспансерном учёте подросток не состоит.

Данные о родителях, семье:

Мама - Нефедова Алина Владимировна, имеет незаконченное высшее образование, работает продавцом в магазине.

У Данила есть младший брат, Нефедов Егор Русланович, 1.09.2016 года рождения, который живет в г. Ржев вместе с бабушкой (в связи с учебой в гимназии).

Семья относится к категории социально-устойчивых, обеспеченных. Родители ребенка в разводе. Дети воспитываются матерью. Родной отец не оказывает материальную поддержку, дети с ним не поддерживают связь.

Тип семьи:

Мама морально устойчива, владеет культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна;

Семья относится к категории благополучных, педагогически компетентных (родительница владеет культурой воспитания); ребёнок находится под постоянным контролем со стороны матери, постоянная осведомлённость об интересах, о поведении ребёнка в школе и вне школы).

Семья неконфликтная, в семье царит благополучная эмоциональная атмосфера.

Характер взаимоотношений с родителей с ребёнком:

В семье наблюдается отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя, забота со стороны матери, заинтересованность успехами и неудачами ребенка, готовность помощь в решении любых ситуаций. Между мамой и Данилом - доверительные отношения.

Организация режима труда и отдыха:

Ребенок помогает по дому. Режим дня соблюдает. Мама ребенка регулярно помогает и контролирует выполнение домашнего задания.

Во время досуга ребенок проводит время вместе с матерью, во время каникул ездит к бабушке в город Ржев.

Особенности учебной деятельности:

Обучающийся успевает на «3» и «4», занимается не в полную силу.

Отношение к учению: нейтральное.

Мотивы учения: познавательный интерес к определенным предметам (русский язык и литература, физическая культура), стремится заслужить одобрение взрослых, в частности со стороны мамы и бабушек.

Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

Позиция учащегося в коллективе: принятый.

В классе наиболее близок с Семеренко Артуром. Наблюдается характер взаимного влияния.

Взаимоотношения с другими одноклассниками: ровные. Данил подвержен влиянию окружающей его среды. По характеру: экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим).

Отношение к общественному мнению: активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания).

5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

Общественные поручения всегда выполняет с готовностью, добросовестно.

Принимает всегда активное участие в трудовых делах класса, всегда выступает с докладами на классных часах.

В 6 классе участвовал в конкурсе чтецов «Литературные чтения» (школьный уровень). Но ему не хватает уверенности - стесняется выступать перед большой публикой.

Данил проявляет интерес к следующим деятельности: физической, организаторской, спортивной.

В начале учебного года посещал кружок по боксу.

Активно посещает парки и библиотеки вместе с классом во время каникул.

К общественным поручениям относится ответственно. Интересуется спортом. Активно участвует в общественной жизни школы и класса.

7. Особенности сферы свободного общения учащегося:

«Уличному» общению в течение недели выделяется 8-9 часов. Дома должен быть до 8-9 вечера.

Вне класса имел дружеские связи с Алексеем (сосед по дому, обучается в 8 г классе МБОУ СОШ №2). В настоящий момент, прекратил с ним тесное общение по просьбе мамы Даниила, поскольку Алексейоказывал на Данила негативное влияние.

Предпочитаемое место уличного общения (двор);

8. Самооценка личности:

Уровень самооценки: адекватный (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения).

9. Особенности поведения:

Даниил очень отзывчивый, помогает старшим и всем окружающим.

Отрицательные поступки (проступки) обучающегося имели следующий характер: в начале учебного года опаздывал на уроки, после разговора с мамой исправился.

10. Какие меры воспитания применялись кем, когда, их результаты: регулярно проводились и продолжают проводиться по мере необходимости беседы с матерью ребенка (например, опоздания на уроки, плохая успеваемость). Результаты: ребенок адекватно реагирует на все замечания и стремится исправить свои недочеты.

11. Предлагаемые меры, необходимые для исправления несовершеннолетнего:

Постоянное сотрудничество с родителями ребенка в плане организации учебы и воспитания ребенка. Контроль посещаемости школы, успеваемости, выполнения домашних заданий.

Директор школы (подпись, Ф.И.О., печать)______________________

Кл. руководитель (подпись, Ф.И.О.)____________________