Фигура на вершине александровской колонны. Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света

Фигура на вершине александровской колонны. Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света
Фигура на вершине александровской колонны. Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света

Открытие колонны и установка ее на пьедестал проводились в один день - 30 августа (по новому стилю 10 сентября). Этот день был выбран не случайно - это день переноса мощей святого князя Александра Невского - одного из покровителей Петербурга.

Александровская колонна воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.


По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.
Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.
Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.



Сначала Монферран хотел установить на Дворцовой площади обелиск, но царю эта идея не понравилась. В итоге колонна высотой 47,5 м стала выше всех аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии. Диаметр столпа - 3,66 м.

Александровская колонна в лесах



Колонна сделана из розового гранита, вес - 704 т, ее увенчал позолоченный ангел с лицом Александра I. П

Подъем колонны

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с орнаментами из бронзовых доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия.

Ангел на вершине колонны символизирует небесное заступничество, защиту свыше.

После открытия колонны жители города долгое время опасались близко подходить к ней - боялись, что она упадет. Эти страхи были небезосновательны - колонна не имела креплений. Блоки силовых конструкций, на которых закреплен ангел вместо гранита были изготовлены из кирпичной кладки. Чтобы подтвердить безопасность и надежность установленной колонны, Монферран (архитектор проекта) каждое утро прогуливался со своей собачкой у подножия колонны.

Во времена перестройки ходили слухи о том, что существовал проект по замене фигуры ангела на бюст Ленина и Сталина.
С появлением Александровской колонны связан слух о том, что это одна из неудавшихся колонн для Исаакиевского собора. По слухам, более длинную колону, чем все остальные решено было использовать в качестве монумента на Дворцовой площади.


Долгое время по городу ходила легенда о том, что стоит на месте обширного нефтехранилища, которое ближе всего подходит к поверхности земли именно в районе Дворцовой площади. Говорили даже, что специалистам это было известно еще в 19 веке. Они-то и посоветовали использовать тяжелую Александровскую колонну в качестве "затычки". Верили, что если отодвинуть колонну, из земли якобы забьет фонтан нефти.

Торжественное освящение Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 года


Французский посланник при петербургском дворе сообщает любопытные сведения об этом монументе: «По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при ее иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения. — барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы.»


В 2002 - 2003 годах, когда началась реставрация колонны, в СМИ появились сообщения о том, что колонна не монолитная, а состоит из очень скрупулезно подогнанных друг к другу фрагментов.
Согласно современной свадебной традиции, сколько раз жених обойдет с невестой на руках колонну, столько детей у них родится.

Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь стороной — боялась, что Александровская колонна, ничем не закрепленная и удерживаемая на месте только силой своей тяжести, свалится прямо на нее. Того же опасались и некоторые петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал любимую собачку вокруг своего шедевра. Постепенно страхи улеглись. И ныне Александровская колонна — одна из самых ярких и узнаваемых достопримечательностей Северной столицы. Но и загадок с ней связано великое множество.

«Глазомер этих людей чрезвычайно точен»

По официальной версии, Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. При этом царь непременно хотел, чтобы монумент был выше Вандомской колонны в Париже, возвеличивающей французского императора. И это пожелание было выполнено, хотя и не без труда.

Подходящая гранитная скала, из которой вытесывался ствол колонны, была найдена в Финляндии, в Пютерлакской каменоломне. Мастера-каменотесы С. В. Колодкин и В. А. Яковлев обследовали ее и пришли к выводу, что камень годится. От скалы отпилили каким-то образом брус весом около 1600 тонн, умудрились с помощью рычагов и воротов сдвинуть эту глыбищу с места и опрокинуть на ложе из елового лапника, смягчившее удар о землю и снизившее риск раскола камня. А потом вручную, на глазок, скалывали все лишнее, тесали, шлифовали — и получился идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 метра у основания и 3,15 метра у вершины, высотой 25,6 метра и весом 600 тонн.

Как им это удалось? Ведь современные каменных дел мастера чуть ли не хором утверждают, что даже в наши дни, имея совершенные станки и точные измерительные инструменты, столь качественно и точно выполнить такую работу практически невозможно. А мужички сумели! Но, во-первых, трудились они не менее трех лет. Во-вторых, использовали методику Самсона Ксенофонтовича Суханова — личности легендарной, артель которого сотворила почти все гранитные чудеса Северной столицы: и огромные шары на стрелке Васильевского острова, и колонны Казанского собора, и знаменитую , ныне прозябающую в руинах Баболовского дворца в Царском Селе… О работе артели Суханова писал один иностранный путешественник: «Им, этим мужикам в простых рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен». К сожалению, секреты этой методики впоследствии были забыты, как и имя самого гениального мастера, окончившего свои дни в нищете.

Колонну поднимал… покойник

В Санкт-Петербург колонна, равно как и огромные камни для фундамента, самые большие из которых весили более 400 тонн, доставлялись водным путем. Для этого корабельным инженером полковником Константином Андреевичем Глазыриным была сконструирована специальная барка. Для погрузочных работ соорудили специальный мол. Заметим, что подобный опыт у российских мастеров уже был: ведь именно таким способом доставлялся знаменитый Гром-камень — пьедестал для «Медного всадника». И потому без особых происшествий барка с колонной, буксируемая двумя пароходами, добралась до Кронштадта, а затем и до Санкт-Петербурга.

Под фундамент колонны было забито 1250 шестиметровых сосновых свай. Затем дно котлована было залито водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что позволило сделать площадку идеально горизонтальной. И лишь потом на нее водрузили 400-тонную глыбу фундамента.

Этот метод якобы предложил архитектор и инженер Августин Августинович Бетанкур. Он же сконструировал и оригинальное устройство подъема колонны на пьедестал. В него входили строительные леса высотой 47 метров, 60 кабестанов (кабестан — лебедка с барабаном, насаженным на вертикальный вал) и система блоков. К установке колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Вся эта операция была выполнена за 1 час 45 минут. Причем, по некоторым источникам, руководил работами сам Бетанкур. Но тут есть одна загвоздка: колонна приняла вертикальное положение в 1832 году, а Августин Августинович… скончался в 1824-м.

Руководить стройкой покойник, естественно, не мог. Вероятно, в исторические документы вкралась ошибка. Скорее всего, строители только использовали наработки талантливого инженера, примененные им, например, при строительстве Исаакиевского собора. Тем не менее эта ошибка — одна из «пробоин» в официальной версии возведения Александровской колонны.

Ствол из руин храма

Григорий Гагарин. «Александровская колонна в лесах». 1832-1833 годы. В основании — остатки древнего храма?

Вторую ощутимую «пробоину» сделал невинный вроде бы рисунок. На нем изображена Александровская колонна в лесах, а подпись под ним гласит: D’aperes nature р. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, се 4 juine 1833. То есть в переводе с французского: «С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833». Так вот, на рисунке ствол колонны как бы вырастает из какого-то капитального строения, похожего на церковь, частично уже разобранную. Некоторые историки пытаются доказать, что это, мол, временная подсобка, которой пользовались строители в следующие два года после установки колонны. Ведь продолжалась ее окончательная отделка: доводка формы, полировка, сооружение капители, установка фигуры ангела, отделка постамента, установка металлических элементов и т.п. Все это время нужно было где-то хранить инструмент, укрываться строителям от непогоды. Можно бы согласиться с этой точкой зрения, если бы не толщина стен, явно чрезмерная для времянки. Можно также предположить, что художник, отдавая дань романтизму, облагородил невзрачное сооружение, придав ему вид старинных руин. Но если это и в самом деле остатки древнего храма?

Ангел — женщина?

Много вопросов вызывает фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Историки дружно утверждают, что лицу ангела приданы черты императора Александра I. Потому и колонна зовется Александровской. И хотя легко убедиться, что даже приблизительного сходства у ангела с императором нет (достаточно взглянуть на прижизненные портреты последнего), большинство исследователей не пытаются оспорить общепринятую точку зрения. Однако профиль у статуи очень уж греческий. А если присмотреться к фигуре? Грудь, бедра, плавные изгибы тела — все говорит о том, что перед нами женщина, а не мужчина. Кстати, есть версия, что натурщицей для скульптуры послужила петербургская поэтесса Елисавета Кульман. Это объясняло бы особенности фигуры ангела, но его лицо также не слишком похоже на известный скульптурный портрет поэтессы.

Существует другая версия: колонну венчает статуя древней богини, лишь немного «усовершенствованная» в угоду монаршей особе, — фигуре дан в руки четырехконечный латинский крест, основанием которого ангел попирает змея, что символизирует победу над «антихристом» Наполеоном. Но, скорее всего, Орловский изваял оригинальную скульптуру. При этом вполне можно предположить, что колонна гораздо древнее, чем считается. Известны рисунки Дворцовой площади, сделанные ранее 1830 года. И что же? Колонна стоит, и ангел на месте, только без креста, и змеи не видно. А если это действительно изваяние богини, дошедшее до нас от цивилизации, значительно более древней, чем греческая и даже египетская?

Предшественники Петра

«На берегу пустынных волн…» — повторяем мы вслед за Пушкиным. Но так ли пустынны были невские волны? Ныне историками и археологами доказано, что Петр I строил свой город не на пустом месте. Были здесь и древнерусские, и скандинавские поселения. Но есть в этом районе сооружения, технология строительства которых ставит в тупик исследователей. К примеру, кронштадтские форты. Их в Финском заливе около десятка, и все они облицованы гранитными блоками весом до двух тонн. Причем уложены блоки без раствора и подогнаны друг к другу так точно, что листок бумаги между ними не войдет. На блоках видны такие же «тычки»-выступы, как на перуанском Саксайуамане. Подобная точность в изготовлении возможна только при массовом машинном производстве. А вот кто и когда действительно построил эти оборонительные укрепления? Ответ на этот вопрос, равно как и на тот, когда и кем была возведена Александровская колонна и некоторые другие сооружения на севере России, мы вряд ли получим в обозримом будущем.

Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является знаменитая Александровская колонна-монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года.

Победа была одержана в период царствования Александра I , монумент создавался в его честь и носит имя императора.

Возведению колонны предшествовал официальный конкурс проектов. Французский архитектор Огюст Монферран, руководивший в это же время постройкой Исаакиевского собора в Санкт – Петербурге, предложил два проекта.

Первый проект, эскиз которого хранится в наши дни в библиотеке Института инженеров путей сообщения, был отклонен императором Николаем I .

Император Николай I

В соответствии с ним предполагалось возведение монументального гранитного обелиска высотой 25.6 метров. Лицевую грань должны были украсить барельефы с изображениями событий войны 1812 года. На пьедестале с надписью “Благословенному - благодарная Россия”, предполагалось установить скульптурную группу-всадник на коне, попирающем ногами змею.Коня ведут две аллегорические женские фигуры, за всадником следует богиня Победы, впереди всадника – летящий двуглавый орел.

Огюст (Август Августович) Монферран

Второй проект О.Монферрана, который и был утвержден императором 24 сентября 1829 года, предусматривал установку монументальной триумфальной колонны.

Александровская колонна и Главный штаб. Литография Л. Ж. Арну. 1840-е гг.

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода.

Сравнение Александровской колонны, колонны Траяна, колонны Наполеона, колонны Марка Аврелия, и так называемой "колонны Помпея"

Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Огромный монолит для изготовления ствола колонны был выломан в Пютерлакском карьере близ Выборга. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах.

Вырубленная гранитная призма значительно превосходила по размерам будущую колонну, ее очистили от земли и мха и мелом очертили необходимую форму.

С помощью специальных приспособлений - гигантских рычагов и воротов, глыбу опрокинули на подстилку из елового лапника. После того, как монолит был обработан и приобрел необходимые очертания, его погрузили на бот «Святой Николай», построенный по проекту корабельного инженера полковника Гласина.

Водным путем монолит был доставлен в столицу 1 июля 1832 года. Огромные камни для фундамента будущего памятника были вырублены из той же скалы, вес некоторые из них составил более 400 тонн. В Санкт-Петербург камни доставили по воде на барке специальной конструкции.

Тем временем для будущей колонны подготовили подходящее основание. После того, как в декабре 1829 года было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

На фундамент установили 400-т тонный монолит, который послужил основанием пьедестала. Следующим, не менее сложным этапом стала установка колонны на каменный пьедестал. Для этого потребовалась специальная система лесов, особые подъемные устройства, труд двух тысяч солдат и четырехсот рабочих и всего 1 час 45 минут времени.

После установки колонны ее окончательно обработали и отполировали, на пьедестале были закреплены барельефы и декоративные элементы.

Высота колонны вместе со скульптурным завершением 47.5 метров. Колонна имеет капитель дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой.

Выше на цилиндрическом пьедестале - установлена фигура ангела с крестом, попирающего змею. Эта аллегория победы России в Отечественной войне создана скульптором Б.И.Орловским.

Бронзовые горельефы пьедестала выполнены скульпторами Свинцовым П.В.и И.Леппе по эскизам Д.Скотти.

На горельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814».

Со стороны Зимнего дворца - две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на горельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.

Горельеф со стороны Зимнего дворца

Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского - 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско.

Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку.

Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну.

Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.

Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам.

Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом».

В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента.

Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна.

Использованная литература:
Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004
Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,
Новопольский П.,Ивин М.Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л.,1959

© Е. А. Паршина, 2009

На Дворцовой площади возвышается Александрийский Столп, шедевр инженерного гения, Огюста Монферрана. Стоит он ничем не поддерживаемый, только за счет своей массы, которая составляет без малого 600 тонн.

В память победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года установлена величественная Александровская колонна, сооруженная в 1829-1834 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана. Участие в строительстве принимал также архитектор А. У. Адамини.

Александрийский столп - неофициальное название сооружения, которое возникло после публикации, через несколько лет после окончания строительства, стихотворения Пушкина "Памятник"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа

Хотя формально, по всей видимости, подразумевается знаменитое чудо света Фаросский маяк в Александрии, многие усматривают в этих строках недвусмысленный намёк поэта именно на недавно возведённый монумент. Некоторые исследователи оспаривают достоверность такой трактовки, однако факт остаётся фактом - название прочно закрепилось в культуре Петербурга.

Гигантский, даже по современным представлениям, монолит был вытесан из тёмно-красного гранита под Выборгом и с помощью множества хитроумных технических приспособлений доставлен по воде в Петербург. В торжественной обстановке, силами более двух тысяч солдат и матросов, среди которых были и отличившиеся в ходе Отечественной войны 1812 года, Александровская колонна была установлена на пьедестал, после чего началась ее окончательная отделка.

Сразу после возведения Александрийской колонны, петербуржцы отказывались появляться на Дворцовой площади, предполагая, что такая махина рано или поздно на кого-нибудь свалиться. Чтобы развеять сомнения горожан архитектор Монферран взял за привычку проходить под своим детищем каждый день.

Александрийский столп с фигурой ангела числятся в списке самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Высота сооружения составляет 47,5 метров и это самый высокий среди похожих монументов в мире, например: римской Траянской колонны, парижской Вандомской колонны и Александрийской колонны Помпея. Монолит удерживается на постаменте только силой тяжести, за счёт собственного веса в 841 тонну, никаких дополнительных креплений не используется. Под основание памятника для устойчивости забито огромное количество свай, длиной по 6,4 метра каждая, на них настлана гранитная площадка, украшенная четырьмя светильниками-торшерами.

Увенчана колонна шестиметровым ангелом с крестом в руке, попирающего змею (фигура олицетворяет мир; змея - символ побежденных врагов), работы русского скульптора Бориса Орловского, бывшего крепостного. Лицу ангела скульптор придал портретные черты императора Александра I.

На пьедестале Александровской колонны размещены бронзовые барельефы на военную тематику. При их создании, в качестве образцов для изображения воинских доспехов, были использованы подлинные древнерусские кольчуги, щиты и шишаки, которые хранятся в московской Оружейной палате. Со стороны Зимнего дворца, символически изображены реки, которые форсировала русская армия, преследую разгромленных французов: Неман - в виде старика и Висла - в образе молодой женщины. Здесь же расположена надпись "Александру I благодарная Россия" . Западная сторона, обращенная к Адмиралтейству, представляет собой аллегорию "Справедливости и Милосердия", восточная - "Мудрости и Изобилия", а южная - "Славы" и "Мира"

И сегодня мы имеем удовольствие наблюдать на главной площади в Петербурге гигантскую колонну из розового гранита на квадратном постаменте, олицетворяющую славу российского оружия. Подобно триумфальным сооружениям античности, Александрийский Столп поражает чёткостью пропорций и лаконичностью формы.

Восхищение туристов вызывают многие Александровская колонна занимает среди них особое место. Многие из тех, кто приезжает в отправляются в первую очередь на Дворцовую площадь. Именно здесь находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Она является одним из самых известных памятников этого города. Это сооружение в стиле ампир было воздвигнуто в центре Дворцовой площади в 1834 году. Архитектор - О. Монферран. Александровская колонна в Санкт-Петербурге построена была по указу Николая I. Она является данью памяти об очень важной для России и всего мира победе над Наполеоном Александра I. Ниже представлена Александровская колонна в Санкт-Петербурге (фото сделано несколько лет назад).

Идея Карла Росси

Памятник этот дополняет композицию посвященной победе в войне 1812 года Арки Главного штаба. Карл Росси, подал идею сооружения монумента. Он полагал, что в центре Дворцовой площади следует расположить памятник. Росси отверг идею установки еще одной статуи Петру I на коне. Он желал видеть что-то другое.

Первоначальный проект Монферрана

Не сразу возникла идея, которая была реализована впоследствии как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Кратко расскажем о первоначальном проекте, предложенном императору. В 1829 году был объявлен официально открытый конкурс. На него откликнулся Огюст Монферран своим проектом возведения грандиозного гранитного обелиска. Однако император посчитал, что несколько иначе должна выглядеть Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание первоначального проекта можно сделать на основе его эксиза, который сохранился. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, высота которого составит 25,6 м, на гранитном цоколе. Также предполагалось украсить лицевую грань этого обелиска барельефами с изображениями событий войны 1812 года. Архитектор видел на пьедестале всадника на коне, который попирает своими ногами змею. Двуглавый орел летит впереди него. Богиня победы следует за всадником, венчая его лаврами. Две женские фигуры ведут коня.

Влияния предшествующих образцов и индивидуальность проекта

Второй проект, реализованный впоследствии, состоял в установке колонны, высота которой превышает воздвигнутую в честь побед Наполеона Вандомскую, установленную на одноименной площади. Огюсту Монферрану предложили как источник вдохновения римскую Колонну Траяна. Архитектору узкие рамки этого проекта не позволяли уйти от влияния образцов, известных на весь мир. Лишь небольшим видоизменением идей его предшественников стала Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Описание ее, однако, было бы не совсем точным, если бы мы не упомянули о своеобразии этого памятника. В нем Монферран выразил собственную индивидуальность, отказавшись использовать в сооружении дополнительные украшения, такие как барельефы, обвивающие спирально стержень колонны Траяна. Архитектор предпочел показать красоту полированного розового гранита. 25,6 м составляет высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монферран свой монумент сделал выше всех существующих. В 1829 году, 24 сентября, проект был утвержден государем в этом новом виде, без скульптурного завершения. В период с 1829 по 1834 год велось строительство.

Добыча камня для будущей колонны

Для основной части колонны (гранитного монолита) использовали скалу. Ее скульптор наметил еще в предыдущие свои поездки в Финляндию. В 1830-32 гг. производилась добыча и предварительная обработка скалы в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Фридрихсгамом и Выборгом. По методу Суханова проводились эти работы. В. А. Яковлев и С. В. Колодкин руководили производством. После того как, обследовав скалу, каменотесы подтвердили пригодность этого материала, от нее отсекли призму, по своим размерам значительно превосходившую будущую колонну. Гигантские приспособления были использованы для этого: громадные ворота и рычаги для того, чтобы сдвинуть огромную глыбу с места и затем опрокинуть ее на упругую и мягкую подстилку из елового лапника. Из этой же скалы после отделения заготовки вырублены были для фундамента памятника громадные камни. Самые большие из них весили более 400 т.

Доставка камня и колонны в Санкт-Петербург

Очень нелегко было в то время реализовать такой грандиозный проект, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Интересные факты связаны не только с добычей камня, но и с его транспортировкой. Водным путем производилась доставка частей будущей колонны в Санкт-Петербург. Барка особой конструкции была задействована для этого. Сам же монолит оболванен был на месте, после чего подготовлен к транспортировке. Полковник Гласин, корабельный инженер, занимался вопросами перевозки. Он сконструировал и затем построил специальный бот, названный "Святым Николаем". Его грузоподъемность достигала 1100 т. Специальный мол был сооружен для проведения погрузочных работ. С деревянной платформы осуществлялась погрузка. Колонну погрузили на борт, после чего на буксируемой двумя пароходами барже монолит отправился в Кронштадт, а затем - в Санкт-Петербург к Дворцовой набережной. В 1832 году, 1 июля, состоялось прибытие в Санкт-Петербург центральной части будущей колонны - важное событие, которым отмечена история Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Фундамент колонны

На Дворцовой площади с 1829 года начались работы по строительству пьедестала и фундамента. Ими руководил Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Прежде всего провели геологическую разведку ближайшей местности. Песчаный материк был обнаружен на глубине 5,2 м недалеко от центра площади. Место для колонны утвердили в 1829 году. 1250 шестиметровых сосновых свай было забито под ее основание. Затем их срезали под ватерпас. Таким образом, получилась площадка под фундамент, на котором должна была стоять Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание фундамента следующее. Он состоит из каменных гранитных блоков толщиной в полметра. Тесовой кладкой фундамент выведен был до горизонта площади. Бронзовая шкатулка с отчеканенными в честь победы в войне 1812 года монетами была заложена в его центр. Работы были закончены в 1830 году, в октябре. Художник Г. Гагарин запечатлел на своем полотне, как строили Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.

Водружение колонны

Новым этапом стало водружение 400-тонного монолита на фундамент. Этот монолит служит основанием пьедестала. По тем временам, конечно, было непросто установить на фундамент такой тяжелый камень. Но с этой задачей справились. В 1832 году, к июлю, пьедестал был завершен, а монолит колонны находился на подходе. Теперь предстояла самая сложная задача - установить на пьедестал колонну. Оригинальная подъемная система была сконструирована А. А. Бетанкуром в декабре 1830 года. Для этого нужны были строительные леса высотой в 47 метров, 60 кабестанов, а также система блоков.

Колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу, располагавшуюся у подножия лесов. После этого ее обмотали кольцами из канатов с прикрепленными к ним блоками. На вершине лесов находилась другая система блоков. Большое количество канатов, которые опоясывали камень, были намотаны свободными концами на расставленные на площади кабестаны. Государь вместе со всей императорской семьей приехал на поднятие. На Дворцовой площади для приведения в вертикальное положение колонны Бетанкуру понадобилось привлечь силы 400 рабочих и 2000 солдат, установивших за 1 час 45 минут монолит.

Установление статуи на вершине колонны

После установки оставалось только закрепить элементы декора и барельефные плиты на пьедестале, а также выполнить полировку колонны. В сентябре 1830 года, параллельно с работами по сооружению колонны, Монферран работал также над статуей, которая должна была увенчать ее. Она должна была быть обращена, согласно желанию Николая I, к Колонну в первоначальном проекте завершал крест, который обвивала змея. Скульпторами Академии художеств, кроме того, предлагались несколько вариантов ангелов с крестом. В итоге фигура, выполненная Б. И. Орловским, была принята к исполнению. Два года длилась полировка и отделка памятника.

Торжественное открытие памятника

В 1834 году, 30 августа, работы на Дворцовой площади были закончены. Государь с семейством, представители русской армии и 100-тысячное русское войско присутствовали на церемонии открытия. В православном антураже оно было осуществлено. Сопровождало открытие торжественное богослужение, совершенное у подножия колонны. В честь открытия этого памятника выпустили памятный рубль, тираж которого составил 15000 монет.

Описание монумента

Образцы триумфальных сооружений времен античности напоминает Александровская колонна в Санкт-Петербурге, фото которой представлено в этой статье. Удивительной красотой силуэта, лаконизмом формы, четкостью пропорций обладает этот монумент. Он является самым высоким в мире, созданным из цельного гранита. Венчает памятник фигура ангела, выполненная Борисом Орловским. Он держит в левой руке четырехконечный латинский крест и возводит к небу правую руку. Наклонена голова ангела, на землю устремлен его взгляд. Фигура его, по первоначальному проекту Монферрана, должна была опираться на стальной прут. Однако позже он был удален. Когда в 2002-2003 годах проводилась реставрация, выяснилось, что ангел держится за счет собственной массы. Чертам лица его было придано сходство с царем Александром I. Ангел попирает крестом змея, что символизирует покой и мир, которые Россия принесла в Европу победой над войсками Наполеона. Стройность колонны подчеркивает легкая фигура ангела, а также вертикаль креста, которая продолжает вертикаль монумента.

Бронзовая ограда

Александровская колонна в Санкт-Петербурге окружена бронзовой оградой, которая была выполнена по проекту О. Монферрана. Высота ее составляет около 1,5 м. Она была установлена в 1834 году, а полностью все элементы - в 1836-1837 годах. Караульная будка была построена в северо-восточном ее углу. В ней находился инвалид, одетый в гвардейскую форму. Он днем и ночью охранял такой важный памятник, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге, а также следил за порядком на Дворцовой площади.