Богиня победы в древнем риме. Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Богиня победы в древнем риме. Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима
Богиня победы в древнем риме. Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

В древности римляне представляли богов в виде неких невидимых сил, которые сопровождают человека на всем протяжении жизни и даже после нее.

Боги Древнего Рима

Для систематизации знаний создадим список и описание богов Древнего Рима, являющимися главными.

За время более тесных взаимоотношений Рима с Грецией римские боги из необъяснимой субстанции приобрели человеческий образ.

Рис. 1. Римский бог Юпитер.

Является главным среди всех богов. Покровитель неба и грозы. Он охраняет мировой порядок, является высшим божеством. Его сопровождает орел, а в качестве оружия использует молнии.

Жена и сестра Юпитера. Являлась защитницей девушек, заботясь об их браках и сохранения невинности до вступления в него. У нее в руках непременно был скипетр, а голову покрывала золотая диадема.

Отец Ромула и Рема. Марс охранял поля, но потом трансформировался в бога войны. В его честь назван месяц март. Щит и копье - его постоянное оружие.

Бог посева и жатвы. Научил людей сельскому хозяйству, а также жизни в мире и согласии. В его честь устраивался праздник Сатурналий.

Бог виноделия и развлечений. В честь него римляне пели песни и устраивали представления.

Был богом с двумя головами, смотрящим одновременно вперед и назад. Он был богом любого начала или начинания. Храмы в его честь имели форму городских ворот. Их открывали в военное время и закрывали в мирное.

Меркурий

Был вестником богов. Людям он приносил сновидения и вел умерших в царство мертвых. Меркурий покровительствовал ворам и торговцам. В руках у него всегда имелся кошелек с деньгами и жезлом-кадуцей.

Богиня мудрости, покровительница всех римских городов. Она защитница поэтов, учителей, актеров и писателей. Ее оружием является щит, шлем и копье. Возле нее непременно находятся змея или сова.

Аполлон был надзирателем за исполнением воли Юпитера. Ослушников он поражал стрелами или болезнями, а другим даровал различные блага. Также он является богом предсказаний и творчества. Изображался с луком в руках и колчаном стрел за спиной или в виде певца, держащего лиру.

Это бог водного мира. Он управляет штормами и посылает штиль. Его ярость не знает границ. Его оружием является трезубец.

Он является богом подземного мира и обладателем огромных подземных богатств.

Являлся богом кузнечного дела и огня. Охранял людей от пожара и был покровителем кузнецов. Обитал в глубине сицилийского вулкана Этна.

Богиня красоты. Покровительница супругов и необыкновенно прекрасная женщина. Считалась далеким предком Юлия Цезаря

Купидон (Амур)

Юноша, заведующий делами любви. Своим луком со стрелами он поражал души одиноких людей, разжигая в них любовь друг к другу. Также способен и убить любовь между мужчиной и женщиной.

Отвечала за земледелие и урожайность хлеба. Изображалась со снопом хлебных колосьев в руке.

Виктория

Богиня победы у римлян.

Богиня домашнего очага и пламени внутри него. У Весты были свои служительницы в храме - весталки. Они поклонялись только ей и хранили невинность на протяжении всей жизни.

Покровительница леса и его обитателей. Она охотница и помощница беременным во время родов. Защитница плебеев и рабов. Ее оружие - лук, а сопровождает ее лань.

По поверьям римлян, Квирин - это Ромул, основатель города Рим. После смерти он переродился, получив божественное начало.

Рис. 2. Римский бог Купидон.

Греческие и римские боги во многом похожи друг на друга и имеют одинаковые функции. Отличаются они только именами. Ко всему прочему, легенды и мифы Древней Греции распространились также и на римскую религиозную культуру.

Страница 1 из 5

Список имен богов, героев и личностей Древней Греции и Рима

Справочник содержит практически все имена богов, мифологических персонажей, героев и исторических личностей Древней Греции и Древнего Рима.

А

АВГУСТ ОКТАВ ИАН (63 до Р. Х. - 14 н. э.) - внучатый племянник Юлия Цезаря, его официальный наследник, первый римский император (с 27), в правление которого произошло Рождество Спасителя. В 43 г. совместно с М. Антонием и Э. Лепидом составил второй триумвират. После разгрома флота М. Антония у мыса Акций (31) фактически стал единоличным правителем Римской империи, основателем системы принципата, соединившим в своем лице высшие жреческие, государственные и военные должности римского государства.

АГАМЕМНОН - в греческой мифологии царь Микен, сын Атрея и Аэропы, муж Клитемнестры, брат спартанского царя Ме- нелая, предводитель ахейского войска в Троянской войне, убит женой.

АГЕСИЛАЙ (444-360) - спартанский царь (399-360), успешно воевал против персов и антиспартанской коалиции во время Коринфской войны, добился последнего максимального расцвета Лакедемона до его окончательного поражения от фиванцев в битве при Левктрах (371).

АГРИППА Марк Випсаний (64/63-12 до Р. Х.) - римский полководец и политический деятель, сподвижник Октавиана Августа, ряд военных побед которого на деле принадлежал А.: морские сражения при Милах и Навлохе (36), Акции (31), подавление восстания испанских племен (20-19). А. выполнял дипломатические поручения Августа, участвовал в перестройке Рима, автор некоторых сочинений.

АДОНИС - в греческой мифологии возлюбленный Афродиты, божество финикийско-сирийского происхождения. Особо почитался в эллинистическую эпоху как умирающее и воскресающее божество.

АДРАСТЕЯ («неотвратимая») - см. Немесида.

АДРИАН Публий Элий (76-138) - римский император (с 117) из династии Антонинов, усыновленный Траяном. Поощрял развитие греческой культуры на территории империи, хотя при нем происходит активная романизации большинства провинций. В области внешней политики А. перешел к оборонительной тактике, укреплял бюрократический аппарат, унифицировал пре- торское право, вел широкую строительную деятельность.

АИД (Гадес, Плутон, отожд. с римск. Орком) - в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, сын Кроноса и Геи, брат Зевса.

АКАДЕМ - в греческой мифологии афинский герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. По преданию, Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.

АЛАРИХ (ум. 410 н. э.) - вождь вестготов. При императоре Феодосии командовал отрядами наемников. В 398 г. опустошил Фракию и Грецию, затем вторгся в Паннонию и Италию. В 402 г. потерпел поражение от римских войск при Полленции и Вероне, затем занял Иллирию, откуда начал наступление на Рим, который трижды осаждал и наконец взял 24 августа 410 г.

АЛЕКСАНДР - имя македонских царей: 1) А. III Македонский (356-323) - царь Македонии (с 336), сын Филиппа II, блестящий полководец, дипломат и политик, организовал поход на Восток против персидского царя Дария III (334-323), в результате которого возникла огромная держава, объединившая греческий и восточный мир, положившая начало эпохе эллинизма (III-I вв.); 2) А. IV (323-310) - царь Македонии, сын Александра Македонского, реально царские полномочия не получил. Был убит вместе со своей матерью Роксаной во время войн диадохов.

АЛЕКСИД (в. до Р. Х.) - наиболее значительный греческий комедиограф периода Поздней классики, автор более 200 произведений.

АЛКЕСТИДА - в греческой мифологии жена легендарного царя Фер Адмета, добровольно отдавшая свою жизнь ради спасения супруга. Геракл, восхищенный подвигом Алкестиды, вырвал ее из рук бога смерти Таната и вернул мужу.

АЛКИВИАД (ок. 450 - ок. 404) - афинский политический деятель и военачальник, воспитанник Перикла, ученик Сократа. Фактический организатор сицилийской экспедиции (415-413) в годы Пелопоннесской войны. Часто менял свою политическую ориентацию, переходил на сторону Спарты. Погиб в изгнании.

АМАЗОНКИ - в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовского моря) или же по берегам р. Термодонт. А. постоянно упражнялись в военном искусстве и для удобства стрельбы из лука выжигали себе правую грудь.

АМВРОСИЙ Аврелий Медиоланский (Миланский) (ок. 337-397) - святитель, богослов, автор экзегетических и догматических сочинений, епископ г. Медиолана родом из Тревизы (Италия). Получил риторическое и юридическое образование, был наместником областей Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (ок. 370), где был посвящен во епископы (374), боролся с язычеством, оказал значительное влияние на церковную и политическую жизнь своего времени. Память 7/20 декабря.

АМФИТРИТА - в греческой мифологии персонифицированное море, супруга бога морского пространства Посейдона.

АНАКСАГОР (ок. 500-428) - греческий философ из Клазо- мен (Малая Азия), утверждавший, что материя вечна.

АНАНКА (Ананке, отожд. с римск. Нецесситатой) - в греческой мифологии богиня неизбежности, смерти, дочь Афродиты, мать богинь судьбы мойр.

АНАХАРСИС (VI в. до Р. Х.) - один из наиболее известных в греческом мире скифов царского рода, друг афинского законодателя Солона. Много путешествовал по Греции, изучая местные обычаи и порядки. Возвратившись на родину, попытался ввести новшества у скифов, за что был убит соплеменниками. По античной традиции, один из семи мудрецов древности.

АНДРОГЕЙ - в греческой мифологии сын критского царя Миноса. Андрогей одержал победу на Панафинейских играх, чем навлек на себя зависть афинского царя Эгея, который, желая погубить А., отправил его на охоту за марафонским быком, растерзавшим юношу.

АНИТ (кон. V в. до Р. Х.) - богатый афинянин, видный политический деятель, участвовавший в свержении «тирании тридцати», главный обвинитель на процессе против Сократа.

АНК Марций (втор. пол. VII в. до Р. Х.) - римский царь, внук Нумы Помпилия, произвел культовые нововведения, заложил порт Остию, считался основателем плебейского рода Марциев.

АНТЕЙ - в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи, был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл одолел Антея, оторвав от земли и задушив в воздухе.

АНТИОПА - в греческой мифологии: 1) дочь фиванского царя Никтея, одна из возлюбленных Зевса, мать Амфиона и Зе- та; 2) Амазонка, дочь Ареса, захваченная в плен Тесеем и родившая ему сына Ипполита.

АНТИОХ - имя сирийских эллинистических царей из династии Селевкидов: 1) А. III Великий (242-187) - сирийский царь (223-187), известный своей агрессивной политикой, воевал с Египтом, захватил Мидию и Бактрию (212-205), Палестину (203), расширил свою державу до пределов Индии, вел так называемую Сирийскую войну с римлянами (192-188), но потерпел окончательное поражение в битве при Магнесии (190). Убит своими приближенными; 2) Антиох XIII Филадельф (пер. пол. - сер. I до Р. Х.) - последний царь из рода Селевкидов, в 69 г. до Р. Х. был признан Лукуллом сирийским царем, но в 64 г. до Р. Х. был лишен трона Помпеем, превратившим Сирию в римскую провинцию. Впоследствии казнен.

АНТИПАТР (ум. 319 до Р. Х.) - македонский полководец при Филиппе II и Александре. Во время Восточного похода был наместником Македонии. При А. погиб оратор Демосфен.

АНТИСФЕН (ок. 444-366) - греческий философ, ученик Сократа, основатель школы киников. Утверждал, что абсолютным благом является физический труд и честная бедность.

АНТОНИЙ Марк (82 -30 до Р. Х.) - римский политический и государственный деятель, полководец, сторонник Юлия Цезаря, супруг Клеопатры VII, консул 44 г., участник второго триумвирата совместно с Октавианом и Э. Лепидом (43), позднее один из главных соперников Октавиана в гражданских войнах 30-х гг. В 31 г. разгромлен Октавианом у мыса Акций, покончил жизнь самоубийством.

АНТОНИН Пий («Благочестивый») (86-161) - римский император (с 138), основатель династии Антонинов, приемный сын Адриана, продолжил его политику, связанную с сохранением и упрочением достигнутых границ. Позднее почитался римлянами как образцовый правитель.

АНФИМ (ум. 302/303 н. э.) - священномученик, епископ Никомедийский, был, как и многие христиане, обвинен в поджоге Никомедийского дворца, во время гонений скрывался для управления паствой и писал послания, однако был обнаружен и претерпел мученическую кончину. Память 3/16 сентября.

АНХИЗ - в греческой и римской мифологиях отец Энея, возлюбленный Афродиты. В ночь падения Трои был вынесен Энеем на плечах из горящего города, скончался во время пути в Аркадии у горы Анхизия (по другой версии, в Южной Италии или на Сицилии).

АПОЛЛОН (Феб) - в греческой и римской мифологии бог солнца, света и гармонии, покровитель искусств, противоположность Диониса, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, почитался как покровитель путешественников, мореплавателей и как целитель. С другой стороны, с Аполлоном увязывались и темные стихийные силы, несущие болезнь и смерть.

АПОЛЛОНИЙ (ум. 90-е гг. I в. н. э.) - греческий философ, выходец из состоятельной семьи г. Тианы (Малая Азия), получил обширное образование, много странствовал, проповедовал неопифагорейскую религиозную мистику, был близок ко двору императоров, возможно, оказался причастен к заговору против Домициана, в связи с чем был казнен. При жизни почитался язычниками как чудотворец и мудрец.

АРАТ (ок. 310-245) - греческий писатель родом из города Солы (Киликия). Жил в Афинах и при дворах царей в Македонии и Сирии. Его перу принадлежит астрономическая поэма «Феномены» в 1154 гекзаметрах, написанная в духе стоической философии. В эпоху средних веков это произведение служило учеб ным посо би ем по астро но мии.

АРАХНА - в греческой мифологии лидийская девушка, искусная ткачиха, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в искусстве ткачества, была побеждена и превращена в паука.

АРЕС (Арей, отожд. с римск. Марсом) - в греческой мифологии бог несправедливой и вероломной войны, а также бури и непогоды, сын Зевса и Геры.

АРИАДНА - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Влюбленная в Тесея, дала ему клубок нитей, по которому герой нашел выход из лабиринта, бежала вместе с Тесеем с Крита и была им позднее брошена или похищена Дионисом.

АРИОВИСТ (I в. до Р. Х.) - германский вождь, приглашен кельтской знатью в Галлию как правитель, но позднее приобрел самостоятельное значение. В 59 г. был признан Цезарем «другом римского народа», а в 58 г. изгнан им из Галлии.

АРИСТИД (ум. ок. 468доР.Х.) -афинскийполитическийдея- тель, содействовал Клисфену в проведении его реформ, был один из стратегов в Марафонском сражении (490) и битве при Платеях (480). Прославился своей справедливостью и неподкупностью.

АРКАДИЙ Флавий (377-408) - первый правитель Восточной Римской империи (с 395), сын Феодосия IВеликого, его соправитель с 383 г., находился под влиянием собственного окружения и супруги Евдоксии, вел оборонительные войны с германцами, организовал гонения на язычников и еретиков.

АРМИНИЙ (ок. 16 до Р. Х. - 21 н. э.) - потомок королевского германского рода, служил в римских войсках, заманил в ловушку и разгромил легионы Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н. э.). А. возглавлял восстание против римлян в Германии, погиб в результате распрей среди руководства восставших.

АРРАДЕЙ (Филипп III) (ум. 317 до Р. Х.) - незаконный сын Филиппа Македонского, отличался слабоволием и слабоумием, был эпилептиком. Убит по приказу вдовы Филиппа Олимпиады.

АРТЕМИДА (отожд. с римск. Диана) - в греческой мифологии богиня охоты и живой природы, дочь Зевса и Лето, сестра- близнец Аполлона. Являлась символом девственной чистоты и иногда отождествлялась с Луной.

АСКЛЕПИЙ (отожд. с римск. Эскулапом) - в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона.

АСТИДАМАНТ (втор. пол. Vв. до Р. Х.) - афинский поэт из рода Эсхила, ученик Исократа. Был известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу.

АСТРЕЙ - в греческой мифологии сын титана Кроноса, супруг богини утренней зари Эос, отец четырех ветров.

АСТРЕЯ (часто отождествлялась с богиней правды и справедливости Дике) - в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды, сестра Стыдливости, жившая среди людей во времена «золотого века». Из-за испорченности людских нравов «золотой век» кончился, и А. покинула Землю, превратившись в созвездие Девы.

АТЛАНТ (отожд. с римск. Атласом) - в греческой мифологии титан, брат Прометея, державший на своих плечах небосвод.

АТТАЛ Приск (ум. после 410 н. э.) - префект Рима, который по требованию вождя вестготов Алариха был провозглашен императором (409). Вскоре Аларих поссорился с А. и лишил его императорского титула, после чего захватил Рим (410).

АТТИЛА (ум. 453 н. э.) - вождь гуннских и союзных с ними племен (434-445 - вместе с братом Бледой, с 445, после убийства Бледы, правил единолично), объединил под своей властью племена варваров: гуннов, остготов, аланов и др., в 447 г. опустошил Фракию и Иллирию, в 451 г. вторгся в Галлию и потерпел поражение от римлян и их союзников в битве на Каталаунских полях, в 452 г. разорил Северную Италию.

АТТИС (отожд. с фригийск. Меном) - возлюбленный и жрец богини Кибелы, в эллинистическую эпоху почитался как умирающий и восстающий из мертвых бог.

АФАНАСИЙ (295-373) - святитель, один из самых знаменитых епископов Александрийских (с 328), богослов, апологет, получил классическое образование в Александрии, участник I Вселенского Собора в Никее (325), был непримиримым врагом арианства, за что пять раз изгонялся со своей кафедры. Память 2/15 мая.

АФИНА Паллада (отожд. с римск. Минервой) - в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны, покровительница наук, дочь Зевса и Метиды. Почиталась как дева, не имевшая мужа.

АФРОДИТА (отожд. с римск. Венерой) - в греческой мифологии богиня любви и красоты, дочь Зевса или Урана и океаниды Дионы.

АХИЛЛ (Ахиллес) - в греческой мифологии один из наиболее храбрых и непобедимых героев Троянской войны, сын Пелея и Фетиды. Почитался как неуязвимый во все части тела, кроме пяты, воин. Сражался на стороне ахейцев, был убит выстрелом из лука в пяту Парисом, которому помог Аполлон.

АЭЦИЙ Флавий (ок. 390-454) - военачальник при императоре Валентиниане III (с 425), один из последних защитников Западной империи, командовал римским и союзным войском в битве на Каталаунских полях (451). Предательски убит по приказу императора.

Б

БАРСИНА (втор. пол. IV в. до Р. Х.) - дочь персидского наместника Фригии, захваченная Александром Македонским после взятия Дамаска. Являлась фактической супругой Александра до его официального брака с Роксаной. Убита со своим сыном Гераклом во время войн диадохов.

БАХУС - см. Дионис.

БЕЛЛОНА - древнеримская богиня войны. В ее храме принимали одержавших победу полководцев и иностранных послов, здесь же происходил обряд объявления войны.

БРИАРЕЙ - в греческой мифологии сын Урана и Геи, один из титанов, чудовище с 50 головами и сотней рук, участник тита- номахии на стороне Зевса.

БРУТ («тупица») - прозвище членов плебейского римского рода: 1) Б. Децим Юний Альбин (I в. до Р. Х.) - претор 48 г., полководец Цезаря, участник заговора против него 44 г.; 2) Б. Луций Юний (VI в. до Р. Х.) - легендарный основатель Римской республики, участвовал в изгнании последнего римского царя Тарквиния Гордого (509), погиб в поединке с его сыном; 3) Б. Марк Юний (85-42 до Р. Х.) - римский государственный и политический деятель, сторонник Цицерона, возможно, незаконнорожденный сын Юлия Цезаря. С 46 г. наместник провинции Цизальпийская Галлия, с 44 г. претор, участвовал в заговоре против Цезаря. Покончил жизнь самоубийством после поражения в битве с сенатскими войсками при Филиппах (42).

БУСИРИС - в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона или Египта и Лисианассы. Приносил в жертву Зевсу всех чужестранцев, прибывавших в Египет. Убит Гераклом, направлявшимся в сад Гесперид.

ВАВИЛА (ум. 251 н. э.) - священномученик, епископ Антиохийский (238-251), претерпел мученическую кончину при императоре Деции. Память 4/17 сентября.

ВАКХ - см. Дионис.

ВАЛЕНТИНИАН III Флавий Плацид (419-451) - император Западной Римской империи (с 425), до 454 г. находился под влиянием полководца Аэция. При В. III происходил дальнейший распад Западной империи в результате нашествия варварских племен. Погиб от рук сторонников Аэция после убийства последне го.

ВАЛЕРИАН Публий Лициний (ок. 193 - после 260) - римский император (253-259), происходил из сенаторской фамилии, являлся военачальником в провинции Реция, был провозглашен императором своими войсками, организовал гонения на христиан (257-258), при В. кризис империи достиг высшей точки. Скончался в плену у персидского царя.

ВАР Квинтилий (ок. 46 до Р. Х. - 9 н. э.) - римский полководец, происходивший из патрицианской фамилии, консул 13 г. до Р. Х., затем наместник Сирии, подавил восстание евреев в 6-4 гг. до Р. Х., был главнокомандующим римскими войсками в Германии, потерпел от германцев тяжелое поражение в Тевтобургском лесу (9 н. э.) и покончил жизнь самоубийством.

ВЕНЕРА - см. Афродита.

ВЕСПАСИАН Тит Флавий (9-79) - римский император (с 69), основатель династии Флавиев, первый император несенатского происхождения, под его командованием началось подавление восстания в Иудее (66-73). В правление В. была проведена финансовая реформа, шли войны в Германии и Британии.

ВЕСТА - римское божество домашнего очага и огня. Наиболее древний религиозный культ в Риме долатинского происхождения. В храме Весты жрицами-весталками поддерживался вечный огонь.

ВИКТОРИЯ - см. Ника.

ВУЛКАН - см. Гефест.

Богиня Аврора

Аврора в древнегреческой мифологии богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского aura, что означает "предрассветный ветерок".

Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи (в другом варианте: солнца - Гелиоса и луны - Селены). От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

Андромеда

Андромеда , в греческой мифологии дочь Кассиопеи и эфиопского царя Кефея. Когда мать Андромеды, гордясь своей красотой, заявила, что она прекраснее морских божеств нереид, те пожаловались богу морей Посейдону. Бог отомстил за оскорбление, наслав на Эфиопию потоп и страшное морское чудовище, пожиравшее людей.
По предсказанию оракула, чтобы избежать гибели царства, следовало принести искупительную жертву: отдать Андромеду на съедение чудищу. Девушку приковали к скале на берегу моря. Там ее увидел Персей, пролетавший мимо с головой горгоны Медузы в руках. Он влюбился в Андромеду и получил согласие девушки и ее отца на брак в случае победы над чудовищем. Одержать победу над драконом Персею помогла отрубленная им голова Медузы, взгляд которой превращал все живое в камень.
В память о подвигах Персея Афина поместила Андромеду на небосводе недалеко от созвездия Пегаса; имена Кефей (Цефей) и Кассиопея также увековечены в названиях созвездий.

Жрица Ариадна

Ариадна , в древнегреческой мифологии, жрица с острова Наксос. Ариадна была рождена от брака критского царя Миноса и Пасифаи. Ее сестрой была Федра.Тесей был послан на остров Крит, чтобы убить Минотавра. Сохранить жизнь и победить чудовище ему помогла Ариадна, которая страстно влюбилась в героя. Она дала Тесею клубок нитей и острый клинок, которым тот убил Минотавра.
Идя по извилистому Лабиринту, возлюбленный Ариадны оставлял за собой нитку, которая должна была вывести его обратно. Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну. В пути они сделали остановку на острове Наксос, где герой покинул девушку, пока она спала. Покинутая Тесеем Ариадна стала жрицей на острове, а потом вышла замуж за Диониса. В качестве свадебного подарка она получила от богов светящийся венец, который выковал небесный кузнец Гефест.
Затем этот дар был поднят на небеса и превратился в созвездие Северной Короны.
На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали прежде всего как супругу Диониса. Часто выражение "нить Ариадны" употребляют в переносном смысле.

Богиня Артемида

Артемида , в греческой мифологии богиня охоты.
Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца".
Артемида - дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астерия в Делосе. По преданию, Артемида, вооруженная луком и стрелами, проводила свое время в лесах и горах в окружении верных нимф - своих постоянных спутниц, которые, подобно богине, очень любили охотиться. Несмотря на кажущуюся хрупкость и грацию, у богини был на редкость решительный и агрессивный характер. С провинившимися она расправлялась безо всякого сожаления. Кроме этого, Артемида строго следила за тем, чтобы в мире животных и растений всегда царил порядок.
Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.
В самых древних мифах Артемида изображалась в образе медведицы. В Аттике жрицы богини при совершении обрядов надевали на себя медвежью шкуру.
По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой. В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.
Между тем в классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.
Актеон, случайно увидевший купающуюся богиню, погиб страшной смертью: Артемида превратила его в оленя, которого растерзали собственные собаки.
Богиня жестоко наказывала девушек, которые не смогли сохранить целомудрие. Так Артемида покарала свою нимфу, которая ответила взаимностью на любовь Зевса. Святилища Артемиды часто возводились среди водных источников, считавшихся символом плодородия.
В римской мифологии ей соответствует богиня Диана.

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Богиня Афина

Афина , в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.
Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в период героической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Богиня Афродита или Богиня Венера

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Богиня Геката

Геката , в древнегреческой мифологии богиня ночи, властительница мрака.Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы. Зевс - царь богов - наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами.

Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса. Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей.
Иногда Геката помогала людям, например именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям. Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи.
Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы.

Богиня Гея

Гея (G a i a, A i a, G h) · мать - земля . Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом. Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля), сама из себя породившая УРАНА-НЕБО и взявшая его в супруги. Вместе с УРАНОМ Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона - ЗЕВСА, АИДА, ПОСЕЙДОНА, ГЕРЫ, ДЕМЕТРЫ и ГЕСТИИ. Ее порождением были также Понт-море, трое ЦИКЛОПОВ и трое СТОРУКИХ. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению КРОНОС оскопил УРАНА, из крови которого появились на свет чудовища и прекрасная АФРОДИТА. Брак Геи и Понта дал начало целому ряду чудовищ. Внуки Геи во главе с ЗЕВСОМ в битве с детьми Геи титанами - победили последних, сбросив их в ТАРТАР, и поделили между собой мир.

Гея не живет на ОЛИМПЕ и не принимает активного участия в жизни ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ, но следит за всем происходящим и часто дает им мудрые советы. Она советует РЕЕ, как спасти ЗЕВСА от прожорливости КРОНОСА, который пожирает всех своих новорожденных детей: РЕЯ вместо младенца ЗЕВСА завернула камень, который КРОНОС благополучно заглотнул. Она же сообщает о том, какая судьба ожидает ЗЕВСА. По ее совету ЗЕВС освободил сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала ЗЕВСУ начать Троянскую войну. Золотые яблоки, растущие в садах Гесперид- ее дар ГЕРЕ. Известна мощная сила, которой Гея поила своих детей: ее сын от союза с Посейдоном Антей был неуязвим благодаря именной ей: его нельзя было повергнуть, пока он прикасался стопами к своей матери - земле. Иногда Гея демонстрировала свою независимость от олимпийце в: в союзе с Тартаром она породила чудовищного ТИФОНА, которого уничтожил ЗЕВС. Ее порождением был дракон Ладон. Потомство Геи - ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью (один глаз у киклопов), уродством и смешением животных и человеческих черт. С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с ФЕМИДОЙ и имела свое древнее прорицалище в Дельфах, которое потом стало прорицалищем АППОЛОНА. Образ Геи частично воплотился в ДЕМЕТРЕ, с ее благодетельными для человека функциями, называя Карпофорос - Плодоносная, в богине-матери РЕЕ с ее неиссякаемым плодородием, в КИБЕЛЕ с ее оргиастическим культом.

Культ Геи был распространен везде: и на материке, и на островах, и в колониях.

Богини Грации

Грации , в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.
Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.
"Грации либо обнажены, когда желают показать, чтобы в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства" (Сенека).

Европа

Европа , в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора, ставшая предметом страсти громовержца Зевса. Пролетая над городом Сидона, Зевс увидел девушек, водивших на лугу хороводыи плетущих венки из ярких цветов. Прекраснее всех была Европа - дочь местного царя. Зевс спустился на землю и появился в облике чудесного белого быка, располагаясь у ног Европы. Европа, смеясь, села на его широкую спину. В тот же миг бык бросился в море и унес ее на остров Крит, где Европа родила Зевсу трех сыновей — Миноса, Радаманфа и Сарпедона, а затем вышла замуж за местного царя Астерия ("звездного"), усыновившего ее сыновей от бога. Зевс милостиво даровал сопернику могучего медного пеликана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров. А на небо поместил божественного быка - созвездие Телец, как напоминание Европе о его великой любви к ней.

Богиня Ирида

Ирида , в древнегреческой мифологии богиня, покровительница радуги.Ирида была рождена от союза Тавманта и океаниды Электры.
Ее сестрами были гарпии.
По представлению древних греков, радуга была тем мостом, который соединял небо и землю.
Когда оформилась олимпийская религия, Ирида стала почитаться, так же как и Гермес, посредницей между небожителями и миром людей.
Ирида выполняла повеления Зевса беспрекословно, не добавляя собственных изменений, что отличало ее от Гермеса.

Изображение Ириды можно было встретить обычно в сюжетных зарисовках, связанных с мифами о Гере. Богиню радуги представляли в виде крылатой девушки. Обычным атрибутом ее была кружка с дождевой водой.
Морфей , в греческой мифологии крылатое божество сновидений, сын бога сна Гипноса, внук богини мести Немесиды.

Ламия

Ламия , персонаж древнегреческой мифологии.
Ламия была возлюбленной Зевса и родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила возлюбленную верховного бога сна.
Ламия, скрывшись в мрачном подземелье, превратилась в чудовище, питавшееся людьми. Не имея возможности уснуть, это существо бродило ночами и высасывало кровь у встречных людей; ее жертвами чаще всего становились юноши. Чтобы уснуть, Ламия вынимала свои глаза, становясь на это время наиболее уязвимой.
В более поздних легендах европейских народов Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Она обитала в лесных чащах и заброшенных замках. Это существо совращало мужчин и сосало их кровь, убивало детей.
Аналогичный персонаж существовал и в мифологии южных славян. Это существо называли Ламия, оно представляло собой чудовище с телом змеи и собачьей головой. Ламия совершала набеги на сады и пожирала все плоды труда крестьян.

Музы

Музы , в древнегреческой мифологии богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины. Слово "муза" происходит от греческого "муса" ("мыслящие"), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами.
Всего было девять сестер: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет.

Их имена, кроме Урании ("небесной") и Клио ("дарующей славу"), связаны с пением и танцами. Этим богиням поклонялись ученые мужи и деятели искусства Древней Греции.
Считалось, что первыми, кто принес жертвы музам, были великаны алоады - От и Эфиальт. Именно они ввели культ муз и дали им имена, думая, что их всего три: Мелета ("Опытность"), Мнема ("память"), Айода ("песня"). Спустя некоторое время число муз было увеличено до девяти прибывшим из Македонии Пиэром, который и дал им имена.
Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами. Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов - Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.

Немезида

Немезида (Немесида), в древнегреческой мифологии богиня мщения.
В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных.
Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу вместе с другими порождениями богини ночи: Танатосом - богом смерти, Эридой - богиней раздора, Апатой - богиней обмана, Кером - богом уничтожения и Гипносом - богом мрачных сновидений.
Немезиду также называли Адрастеей - "неотвратимой". Слово "Немезида" происходит от греческого nemo, означающего "справедливо негодую". Согласно одному из мифов, у Немезиды от брака с Зевсом родилась дочь Елена, виновница Троянской войны.
Самой почитаемой богиней Немезида была в Рамнунте, где ей посвятили храм недалеко от Марафона. В храме находилась ее статуя, изваянная Фидием. Богиню почитали и в Древнем Риме. Изображения Немезиды встречаются на древних амфорах, мозаиках и других произведениях искусства, где ее рисовали с весами в руках, а также с другими предметами, символизировавшими равновесие, наказание и быстроту: уздечка, меч и плеть.

Пандора

Пандора ("всем одаренная"), в греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом по велению Зевса, стремящегося отомстить людям, для которых Прометей похитил божественный огонь. Гефест вылепил ее, смешав землю с водой. Афина одела в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Женщину назвали Пандора, так как боги наделили девушку красотой, драгоценностями, нарядами. По замыслу верховного бога она должна была принести людям соблазны и горести, поэтому Зевс вручил ей запечатанный ларец, в котором были заключены все несчастья и бедствия. Спустившись на землю, любопытная Пандора не утерпела и сломала печать ларца, выпустив на волю ненависть, разочарование, боль, беды, болезни и пороки, дотоле неведомые человечеству. Но все же глава богов не хотел прослыть жестоким. В ларце оказалось чувство, способное победить любое зло — надежда.

Богиня Персефона

Персефона , в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства. Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Психея

Психея (греч. y u c h , "душа", "бабочка"), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Древние греки представляли себе души умерших в виде бабочки или летящей птицы. Души умерших в царстве Аида изображаются летящими, они представляются вылетающими из крови жертв, порхающими в виде теней и фантомов. Души умерших вьются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла при осаде Трои появляется в сопровождении вихря. Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Эрота (Амура), возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и супруг исчез. В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Апулей в "Метаморфозах" пересказывает миф о романтической любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

Богиня Фемида

Фемида , в древнегреческой мифологии богиня правосудия.
Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи, второй жены Зевса и матери многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.
В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс.
В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом, что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка.

Колдунья Цирцея

Цирцея, Кирка, в греческой мифологии могущественная колдунья, дочь бога солнца Гелиоса и Персеиды. Отравив своего мужа, царя сарматов, она поселилась на волшебном острове Эя. По дороге из Трои на Эю высадился Одиссей, и магия Цирцеи превратила членов его команды в животных. Под защитой Гермеса Одиссей был неуязвим для колдовства красавицы и смог разрушить ее злые чары, а позже даже заручился поддержкой волшебницы. Проведя у Цирцеи счастливый год, Одиссей узнал у нее, как безопасно проплыть мимо сирен и пробраться между ужасной Сциллой и грозной Харибдой. Некогда Сцилла была соперницей коварной Цирцеи, которая превратила девушку в чудовище, приревновав ее к одному из своих божественных любовников. По некоторым сведениям, у Цирцеи от Одиссея был сын Телегон, нечаянно погубивший отца. В конце концов колдунья Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея, Телемаха.

Римские боги

В Риме двенадцать великих олимпийцев превратились в римлян. Влияние греческого искусства и литературы там настолько было велико, что древние римские божества приобрели черты сходства с соответствующими греческими богами, а затем полностью с ними слились. Большинство из них, правда, имели римские имена: это Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Нептун (Посейдон), Веста (Гестия), Марс (Арес), Минерва (Афина), Венера (Афродита), Меркурий (Гермес), Диана (Артемида), Вулкан или Мулькибер (Гефест), Церера (Деметра).

Двое из них сохранили свои греческие имена: Аполлон и Плутон; причем второй из них никогда не назывался в Риме Аидом. Бог вина, виноградарства и виноделия Вакх (но никогда Дионис!) имел также и латинское имя: Либер.

Принять греческий пантеон богов римлянам было довольно легко, поскольку их собственные боги не были достаточно персонифицированы. Римляне обладали глубоким религиозным чувством, но не слишком большим воображением. Они никогда бы не сумели создать образы олимпийцев – каждого с живыми, четко выраженными чертами. Своих богов, прежде чем тем пришлось уступить место греческим, они представляли себе довольно туманно, едва ли более ярко, чем просто «тех, кто находится наверху». Их называли общим, собирательным именем: Нумины (Numina), что по-латыни означает Силы или Воли, быть может, Воли-Силы.

Пока греческие литература и искусство не проложили себе путь в Италию, римляне не испытывали нужды в красивых, поэтичных богах. Они были людьми практики и не очень беспокоились «о музах в венках из фиалок» или «лиричном Аполлоне, что сладкие мелодии извлекает из лиры своей» и т. п. Они хотели поклоняться прагматичным богам. Так, важной Силой в их глазах был «тот, кто охраняет колыбель». Еще одной такой Силой был «тот, кто распоряжается детской пищей». Мифы о них никогда не слагались. По большей части никто даже не знал, какого они пола – мужского или женского. С ними были связаны простые акты повседневной жизни; эти боги придавали им определенное достоинство, чего нельзя было сказать о греческих богах, за исключением Деметры и Диониса.

Наиболее известными и почитаемыми из них были Лары и Пенаты. Каждая римская семья имела своего лара, духа предка, и несколько пенатов, хранителей очага и стражей домашнего хозяйства. Это были собственные боги семьи, принадлежащие только ей, ее самая важная часть, защитники и покровители дома. Им никогда не возносили молений в храмах; это делали только дома, где во время каждой трапезы им предлагалась некоторая толика пищи. Были также и общественные лары и пенаты, выполнявшие по отношению к городу те же функции, что и личные – к семье.

Существовало также множество Воль-Сил, связанных с ведением домашнего хозяйства: например, Термина, страж границ; Приап, бог-податель плодородия; Палее, покровительница домашнего скота; Сильван, помощник пахарей и дровосеков. Их перечень довольно обширен. Все, что было важно для ведения хозяйства, находилось в ведении некоей благодетельной силы, которой никогда не придавалась какая-либо определенная форма.

Сатурн был одной из этих Воль-Сил – покровителей сеятелей и посевов, а его супруга One выступала в качестве помощницы сборщиков урожая. В более позднюю эпоху Сатурна стали отождествлять с греческим Кроном и считать отцом Юпитера, греческого Зевса. Таким образом, ему были приданы личностные свойства; о нем был сложен ряд мифов. В память о «золотом веке», когда он правил в Италии, каждый год зимой в Риме устраивался праздник – Сатурналии. Его идея состояла в том, что на время празднеств на землю возвращается «золотой век». В это время запрещалось объявлять войну; рабы и хозяева совершали трапезу за одним столом; наказания откладывались; все дарили друг другу подарки. В человеческом мозгу таким образом поддерживалась мысль о равенстве людей, о том времени, когда все находились на одном и том же общественном уровне.

Янус первоначально тоже был одной из таких Воль-Сил, точнее, «божеством добрых начинаний», которые, естественно, должны заканчиваться также хорошо. Со временем он в определенной мере персонифицировался. Фасады его главного храма в Риме выходили на восток и на запад, то есть туда, где восходит солнце и где оно заходит; храм имел две двери, между которыми стояла статуя Януса с двумя лицами: старым и молодым. Если Рим находился с соседями в состоянии мира, обе двери были закрыты. За первые семьсот лет существования Рима они закрывались всего три раза: в правление доброго царя Нумы Помпилия, после Первой пунической войны в 241 г. до н. э. и в правление императора Августа, когда, по словам Мильтона,

Ни грома войн, ни кликов битв

Уж слышно не было в подлунном мире.

Естественно, новый год начинался с месяца, посвященного Янусу, то есть с января.

Фавн был внуком Сатурна. Он представляет собой что-то вроде греческого Пана; это был довольно грубоватый, неотесанный бог. Впрочем, он обладал также пророческим даром и являлся людям во сне. Фавны стали римскими сатирами.

Квирин – имя обожествленного Ромула, основателя Рима {13} .

Маны – это души находящихся в Аиде праведников. Иногда их считали божественными и поклонялись им.

Лемуры или Ларвы – души грешников и злодеев; их очень страшились.

Камены – первоначально весьма полезные с практической точки зрения богини, заботившиеся об источниках, водоемах и пр., целили болезни и предсказывали будущее. С приходом в Рим греческих богов были отождествлены с совсем непрагматичными Музами, которые покровительствовали только искусству и науке. По одной из версий Эгерия, дававшая советы царю Нуме Помпилию, была такой Каменой.

Луцина иногда рассматривается как римская богиня-родовспомогательница; однако обычно это имя используется как эпитет к именам Юноны или Дианы.

Помона и Вертумн первоначально считались Волями-Силами, покровительствующими садоводству и огородничеству. Позднее они были персонифицированы и был даже сложен миф о том, как они полюбили друг друга.

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

БОГ ИЛИ БОГИ? Что же в действительности скрывается за обликом Элогима? И к кому он обращается, когда говорит: «Сотворим людей по нашему образу и подобию»? Присутствовали ли при акте сотворения еще и другие боги? И кто были эти другие «боги», которым израильтянам было

Из книги Мифы славянского язычества автора Шеппинг Дмитрий Оттович

Глава XI Боги огня и боги войны Первородная стихия огня как проявление тайной силы природы была, без сомнения, предметом обоготворения древних славян. Но в настоящее время, при смешении этого понятия огня с позднейшим его аллегорическим значением земного представителя и

Из книги Древний Рим автора Миронов Владимир Борисович

Римские матроны: достоинства и пороки История Рима – это, конечно же, прежде всего история мужчин… Однако и римские женщины играли в ней немаловажную роль. Как мы знаем, история страны началась с похищения сабинянок. Описать все стороны бытия и воспитания женщин

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

Выдающиеся римские историки Великие страны всегда порождают и великих историков… Жизнь и общество нуждаются в них больше даже, чем в строителях, врачах и учителях, ибо они, то есть выдающиеся историки, одновременно возводят здание цивилизации, лечат общественные

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Римские нравы, быт и повседневная жизнь Как проводили они свободное время? Обратимся к книге П. Гиро «Быт и нравы древних римлян». В Риме, столице огромной Империи, всегда было шумно. Тут можно увидеть кого угодно – торговцев, ремесленников, военных, ученых, раба, учителя,

Из книги Повседневная жизнь греческих богов автора Сисс Джулия

Из книги Мифы и легенды Греции и Рима автора Гамильтон Эдит

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

Из книги Смотреть кино автора Леклезио Жан-Мари Гюстав

Боги и дни Если верить творцам ученых дискуссий, являвшимся одновременно судьями и заинтересованными участниками, поскольку звали их Цицерон, Лукиан и Сенека, то главная трудность, которую в их века создавали боги, носит практический характер и заключается в вопросе:

Из книги Повседневная жизнь египетских богов автора Меекс Димитри

Боги вод Посейдон (Нептун) – повелитель и хозяин Моря (имеется в виду Средиземное море), а также Понта Эвксинского (Гостеприимное море, ныне – Черное). Под его властью также находились подземные реки.Океан – титан, повелитель реки Океан, обтекающей Землю. Его жену,

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги Мост через бездну. Книга 1. Комментарий к античности автора Волкова Паола Дмитриевна

Из книги автора

Из книги автора

Глава 8 РИМ - ЦАРЬ ГОРОДОВ Рост территории Рима. - Римский Форум. - Императорские форумы. - Метаморфозы города. - Цирки и амфитеатры. - Римские театры. - Термы и акведуки. Римское жилище: дома и наемные квартиры В основе античной цивилизации в целом, как греческой, так

Из книги автора

Глава 9 СОБЛАЗНЫ ГОРОДА Общественная жизнь. - Развлечение на стадионе. - Римские игры. - Народный театр: представления и мимы. - Конные состязания. - Гладиаторские бои. - Удовольствие от бань, удовольствие от пищи. - Соблазны городской жизни Горация, достигшего

Из книги автора

III. Римские маски Общеизвестно то влияние, в буквальном смысле слова, которое греческая культура оказывала на Рим. Философия, круг чтения, театр, архитектура. Но греческая культура, привитая к латинскому стволу, была не народна, а элитарна. Только в привилегированных

– богиня утренней зари. Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи. По другой версии Солнца – Гелиоса и Луны – Селены).

Артемида – дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии – Диана.

Афина – дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина – богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии – Минерва.

Афродита – дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она – богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии – Венера.

Венера – в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Геката – богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.

Грации – в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии – Хариты.

Диана – в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.

Ирида – олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней.

Кибела – дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, считалась великой матерью богов. Она является олицетворением упорядочивающего стихийные природные силы начала.

Минерва – в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.

Мнемозина – в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Мать муз, которых она родила от Зевса. По числу девяти ночей, которые Мнемозина подарила Зевсу, и муз было девять.

Мойры – Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы, естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.

Музы – богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины.

Немезида – богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.

Персефона – дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии – Прозерпина.

Рея – в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса. Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции.

Тефида – одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, сестра и супруга Океана, мать потоков, рек и трех тысяч океанид, считалась богиней, дающей жизнь всему существующему.

Фемида – богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы – мойры.

Хариты – дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").

Эвмениды – милостивые, благожелательные богини – одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.

Эринии – дочери Земли и Мрака, страшные богини проклятия, мести и кары, восстававшие против преступников и карающие их только ради восстановления нравственного порядка в мире, преимущественно же выступают они мстительницами за нарушение освященных природою семейных прав. В римской мифологии – Фурии.

На сайте Энциклопедия мифологии древнего мира размещено более 150 статей о богинях античности, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.