Воздвижение креста господня 27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Поговорки и приметы о Крестовоздвижении

Воздвижение креста господня 27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Поговорки и приметы о Крестовоздвижении
Воздвижение креста господня 27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Поговорки и приметы о Крестовоздвижении

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Это чудо совершается Христом к концу Его «Восхождения в Иерусалим». Господь путешествовал по Галилее и большей части Иудеи в течение двух с половиной лет, чтобы провозгласить «благую весть» о Царстве Божьем, совершая много чудес, чтобы подтвердить истину Его слова.

Убийство Ирода из маленьких детей Вифлеема, которое Традиция называет «Невинными святыми», является одним из рождественских праздников. Евангелие брака Каны никогда не читается в воскресенье в византийском обряде, но это евангельский перикоп таинства брака во всех восточных обрядах. С другой стороны, он не используется для брака в западных обрядах, но он читается в воскресенье после Богоявления в логическом месте.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

«Любите своих врагов»: в преамбуле должно быть ясно, что эта команда Христа является самой трудной из всех и что она может казаться во многих отношениях невозможной. Прежде чем пытаться расшифровать более глубокий смысл - что не просто - нужно поставить его в контекст.

Выбор этого перикопа в начале времен после Пятидесятницы может быть неожиданным, потому что это «историческое» Евангелие, которое является частью истории спасения, и можно предпочесть найти между теофаниями и началом пасхального цикла. Во всех обрядах пасхальное время состоит из двух частей: первые два воскресенья являются продолжением Пасхи, а следующие три готовят нас к Пятидесятнице.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

Это Евангелие особенно хорошо выбрано в сердце Великого поста, потому что это экзорцизм, совершенный Христом, в котором Господь дает нам очень важное учение о демонах и различении духов. Сама идея «суждения» и особенно «последней» наполняет людей ужасом. Ибо суд - это абсолютное предложение, и опыт, который у нас есть в человеческом плане, в целом катастрофичен.

В славянском литургическом использовании Евангелие Закхея всегда закрывает время после Пятидесятницы, независимо от числа этого воскресенья. В восточной литургической традиции Поклонение волхвов является частью рождественского праздника1, потому что Восток несет синтетический и вневременный взгляд на Тайны.

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Бруно, ты можешь объяснить нам, что это такое, славный Крест?

Он родился от интуиции Пьера Гурса, основателя общины Эммануила, в конце нескольких лет. Некоторые страдающие братья не могли действовать так же, как другие испытывали чувство бесполезности или не были плодородными, Славный Крест им был предоставлен как средство предложить себя и предложить то, что они живут для плодотворности миссий Эммануэля. Сегодня эта служба в Сообществе Эммануила объединяет больных, инвалидов и их родителей.

Славный Крест - это призыв от Бога, особое призвание испытать страдание как свидетельство победы жизни над смертью, на Кресте как источник спасения и радости. Обычное сообщество Эммануила §2. Один раз в год, те, кто может оказаться во время отступления в Паре или Лурде. Из 200 членов этой службы во время этого отступления могут прийти только 40-50 человек. Это молитвенные намерения по географическому району: например, отступление брата в стране, школа евангелизации, смена руководителя провинции или службы.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В каких странах присутствует Славный Крест?

Большинство членов Славного Креста находятся во Франции, но некоторые из них изолированы, очень одиноки или далеки. В Польше также около десяти братьев и сестер. У нас есть братья в Австралии, Никарагуа, и наша служба развивается в Германии и Бельгии.

Может ли любой брат или сестра общины Эммануил интегрировать Славный Крест?

Да, если он почувствует этот призыв предложить себя и предложить свои страдания. Мы не будем предлагать брату, который восстает из-за болезни, войти в Славный Крест. Первоначально Пьер Гурс даже хотел, чтобы эта служба была открыта за пределами Эммануила, но на данный момент они являются братьями и сестрами Сообщества, которые являются членами. Чтобы обнародовать Славный Крест, мы призываем провинциальных лидеров предложить его братьям и сестрам в их районе. Чтобы углубить это, мы недавно создали «братьев и сестер молитв».

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

Кто эти «братья и сестры молитвы»?

С радостью предлагая себя Иисусу, они свидетельствуют о своей уверенности в том, что они были любимы Богом. Обычное сообщество Эммануила §1. Иногда у нас были очень острые молитвенные намерения, что мы не могли общаться со всеми людьми Славного Креста. Братья, у которых есть определенные обязанности в Сообществе, теперь есть «брат или сестра молитвы», член Славного Креста, которому они могут доверить важное намерение. Брат или сестра Славного Креста молится за этого брата и его миссии, а в свою очередь, лидер обязуется молиться о здоровье этого брата Славного Креста.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Почти у всех членов Славного Креста теперь есть брат, для которого они молятся в частности. Таким образом, они являются частью миссии. Мы хотели бы, чтобы другие братья и сестры вошли в Славный Крест. Иногда людям может быть отказано во въезде в Сообщество из-за инвалидности и болезней, которые могут иметь место в этой службе. Братья сообщества не должны бояться присоединиться к Великому Кресту. У нас красивые отзывы.

Некоторые вошли в службу, потому что были больны. Они были исцелены, но они остались в Славном Кресте.

Церковь установила этот праздник 14 сентября, чтобы поблагодарить Бога за дар Его Сына человечеству. Иисус умер на Кресте, чтобы заплатить за нас наши грехи. После воскрешения впоследствии он проявил победу жизни над смертью, любви к греху. Своей силой Бог породил жизнь смерти: вот слава Креста, которую мы отмечаем сегодня. В качестве орудия наказания для преступников, объекта презрения и презрения, Крест стал гордостью каждого христианина.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

Каждому предлагается изменить глаза на Крест. Через 40 дней после того, как Преображение или слава Божия проявляется в Иисусе, праздник славного Креста является приглашением рассмотреть Преображенский Крест. Это уже не страшные страдания Христа, которые мы видим, но радость этого могучего знака Божьей любви к нам и надежды на спасение от него.

Историческое происхождение этого праздника, вероятно, относится к 14 сентября 335 года, в день посвящения Базилики Гроба Господня, где были выставлены мощи Истинного Креста. Для меня нет другого звания славы, кроме креста послания Господа Иисуса Христа к Галатам 6, 14.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Отпразднуйте славный Крест с новым гимном на кресте песен Эммануэля

Святой Елены - между легендой и историей. Святой Руфинус, один из первых учеников святого Франциска Ассизского, рассказал в своей «Истории Церкви» эпизод открытия Креста Христа Святой Елены, матери императора Константина. Хелен пришла в Иерусалим, вдохновленная Богом, и небесный знак сказал ей место, где она должна была копать, и она сняла три креста: Христа и двух воров: Макарий, епископ Иерусалима, который присутствовал Императрица в своих запросах попросила, чтобы умирающую женщину привезли на носилках, и это чудо позволило отличить истинный крест.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Елена сделала три части этого креста, одну предназначенную для Иерусалима, вторую для Константинополя, третью для Рим. Важность открытия реликвии, предполагаемая дата которой была 3 мая 326 года, породила праздник восстановления Святого Креста или Изобретение Святого Креста.

В календаре обряда Иерусалимской церкви, подтвержденном с начала пятого века, праздник изобретения Креста датирован 7 мая, который сохранился сегодня православными. Воскресенье Креста 14 сентября, частично заимствованное из литургии Страстной пятницы, также засвидетельствовано с этого времени.

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Часовня Святой Елены Из амбулаторной лестницы спускается к часовне, посвященной Святой Елене. Стены лестницы покрыты маленькими крестами, высеченными на протяжении веков армянскими паломниками, что свидетельствует о их преданности Кресту. Часовня состоит из трех нефов, с четырьмя колоннами. Источники и археологические раскопки подтверждают, что уже в проекте Константина эта часть использовалась. Подняв глаза, мы видим несколько ламп армянского стиля, висящих с потолка.

Часовня Креста, наложенная из армянской часовни Святой Елены, вы можете получить в нижней часовне «Рекуперации креста». Каждый год 7 мая, чтобы отпраздновать память о восстановлении Святого Креста, отец-францисканец-хранитель несет в процессии реликвию дерева креста Христа в место, где традиционно оно было найдено.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Часовня Изобретения Креста Спуск снова - это самая низкая точка базилики - мы приходим к каменной часовне изобретения Святого Креста. Сетка указывает точное местоположение обнаружения реликвий. Стены, покрытые богатым пеплом гидравлическим раствором, типичным для времени Христа, показывают, что полость использовалась в свое время как цистерна.

В сентябрьском номере «Встреча для живой церкви», периодического издания церковной общины Равелло во главе с монсеньором Джузеппе Императо, приходским священником из собора Равелло. Первая статья в этом выпуске касается Всемирного дня Божьего Слова, который будет отмечаться в воскресенье, 24 сентября. По этому вопросу также публикуются важные свидетельства авторитетных персонажей нашего времени, которые иллюстрируют их глубокие отношения с Библией в качестве примера.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Как обычно, даже в этом вопросе есть также резкая катехизация Папы, которая в среду возобновила слушания на площади Святого Петра, развивая еще один аспект темы христианской надежды, что «гарантирует победу над трагедиями мира». В этом месяце сентября, в котором Праздник Экклесии Святого Креста, который отмечается на нашей территории в соляном скале, приходский священник Дон Нелло предлагает размышления о находке Креста Сант'Эленой и о популярном поклонении который из древней традиции дается Распятию, называемому Владыкой Скалы, верными побережьем Амальфи.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

Обширная приходская хроника месяца проходит с подробным описанием того, что проф. Роберто Палумбо, который с обычным страстным и аналитическим видением обрядов выполняет на службе общины и истории религиозную жизнь сообщества Равелло. Д-р Мария Карла Соррентино, лидер католической акции, представляет новый путь, согласно которому Содализио, основополагающая ассоциация католических мирян, стремится отправиться в наше сообщество, чтобы засвидетельствовать приверженность, которую должны проявлять христиане в Церкви сегодня.

В сентябре католическая церковь переживает два важных назначения: День молитвы за создание и Всемирный день туризма, который ежегодно отмечается 27 сентября, когда Церковь присоединяется к гражданскому обществу в приближающемся этот феномен, убежденный, что каждая подлинно человеческая деятельность должна найти место в сердце учеников Христа.

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других - безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, - после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, - ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, - времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, - только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер - неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и , который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка - улица в Москве

Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Поговорки о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. Например: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!», или: » Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».

27 сентября - ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня - принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы - места Распятия Иисуса Христа. Воздви́жение Креста Господня - есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года. История обретения Креста Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи - а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий - первый христианский император Это произошло во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306 - 337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Святая царица Елена Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Большинство первых христиан - тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, - были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня - то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

Могильная пещера на Голгофе, на территории Храма Гроба Господня

Место обретения Креста Господня В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов - Христов.Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший - его проносили мимо для погребения. Отсюда и название - Животворящий Крест.Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда -Воздви́жение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, - чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Храм Гроба Господня Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет - сроки, рекордные даже для нашего времени, - и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение. Установление праздника В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения. Возвращение Креста

Битва императора Ираклия с персами. Казнь персидского царя Хосроя Впоследствии именно Воздви́жение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года. Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.