Для чего люди делают в городах памятники. Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры? Необходимость и основные аспекты

Для чего люди делают в городах памятники. Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры? Необходимость и основные аспекты

Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим. Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя. Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства. Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

Каких только не существует в мире памятников! Благодарное человечество воздвигало величественные сооружения в честь умерших справедливых правителей, гениальных музыкантов и поэтов. В доисторическую эпоху главы государств не хотели дожидаться собственной смерти и сооружали памятники себе при жизни. Монументы ставят на кладбищах и в центре городских площадей. Зачем во всех странах и во все времена люди это делают?

Человечество начало ставить еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они . Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания . Эта функция сохраняется и . Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои рядом со статуями своих многочисленных . Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным-спасателям, погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасавшему жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на


Данная проблема представляется мне исключительно актуальной, поскольку в наши дни это очень важная проблема на которую нужно обратить внимание потому, что многие памятники под разными предлогами демонтируют и на их месте строят магазины, стоянки и прочее.

Многие русские писатели затрагивали в своих произведениях эту важнейшую проблему. Стоит вспомнить стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтова. В стихотворении "Бородино" Лермонтов обращается к одному из самых драматических моментов в русской истории- Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриотическим пафосом, автор гордится героическим прошлым своей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Бородинской битвы. Данный пример свидетельствует о героическом подвиге солдат, который заслуживает памяти.

Думаю и в реальной жизни есть немало примеров, иллюстрирующих данную проблему.

Например во вчерашнем выпуске новостей я услышал, что в Ростове-на-Дону установили памятник воевавшим в Донбассе добровольцам. Данное событие свидетельствует о том, что есть люди, которые готовы ценою собственных жизней отстоять мир и спокойствие граждан.

Таким образом, автор данного текста заставил меня задуматься над важнейшей проблемой сохранения памятников истории и культуры. Я пришел к выводу, что нужно сохранить памятники, ведь это историческое и культурное наследие нации, которое поможет не забыть подвиги отважных людей и знаменательные события произошедшие за все время.

Обновлено: 2018-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они . Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания . Эта функция сохраняется и . Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои рядом со статуями своих многочисленных . Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным-спасателям, погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасавшему жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на и ждал приезда своего умершего хозяина. Во многих европейских городах в последнее время появилась тенденция устанавливать необычные и забавные памятники. В Вашингтоне есть памятник людям, стоящим в очереди, в Братиславе можно увидеть памятник сантехнику, высовывающему голову из канализационного люка, а в Париже сфотографироваться рядом с памятником пальцу. Такие сооружения не несут какую-то важную социальную функцию, они сделаны для настроения, украшения города и привлечения к нему внимания туристов.Человеческая память коротка, жизнь идет своим чередом и постоянно появляются новые . Памятники не дают человечеству забыть о самых важных вехах в своей истории, о людях и событиях, которых хотелось бы помнить всегда.

По всей нашей стране, ввиду ее героического прошлого, разбросаны памятники военной старины. Достаточно назвать Триумфальную арку на площади Победы и конный монумент М.И. Кутузова у музея-панорамы "Бородинская битва", Памятник-часовню гренадерам – героям Плевны как напоминание об одной из русско-турецких войн позапрошлого века. А о Великой Отечественной войне и говорить нечего. В любом населенном пункте можно обнаружить каменные свидетельства той жестокой поры. Возьмем хотя бы Волгоград, один из тех городов, которые больше всех пострадали во Второй мировой. Благодарность страны за стойкость Сталинграда воплотилась в известном всему миру монументе Родины-Матери и скульптурного ансамбля "Мамаев Курган", которые с тех неспокойных времен и стали символом города.

Как бы то ни было, но от любого памятника веет чем-то могильным и фатальным. Причем это относится не только к военным монументам, обелискам и надгробиям, но и к скульптурам, установленным для увековечивания благих дел культурных и политических деятелей. Памятники, за редким исключением, устанавливаются в память уже умерших людей. И не важно, когда ушел в вечность человек: неделю, месяц, 10 лет или 200 лет назад, – все равно его каменное или бронзовое изваяние дышит прошлым.

Никто не говорит о том, что нужно предать забвению подвиги предков и снести все монументы до основания. Ни в коем случае: это наша история, наша культура. Речь идет о том, чтобы просто придать общечеловеческое и вневременное культурным ценностям.

В Волгограде, например, первые шаги к этому сделаны. В 2005 году в кратчайшие сроки были установлены сразу 3 новых памятника: бронзовая скульптура Ангела-Хранителя, памятник Влюбленным и памятник "Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда". От всех иных монументов и изваяний города-героя они отличаются неперсонифицированностью, устремленностью к будущему и к духовным ценностям. В частности, скульптура Ангела-Хранителя призвана охранять горожан от бед.

На постаменте высечены слова "Святой ангеле, моли Бога о нас". И сама скульптура представляет собой бронзового ангела с раскрытыми крыльями, стоящего на гранитной полусфере. Одухотворенное и доброе лицо его обращено к Волге, руки сложены в величественной молитве за всех горожан.

Но, как и у любого культурного явления, нашлись у него и сторонники, и противники. Некоторые усмотрели в Ангеле сходство с демоном, более лояльные критики просто подчеркнули чуждость памятника русскому сознанию ввиду того, что скульптурное изображение ангела не свойственно Православию.

В основание статуи была заложена капсула с сокровенными желаниями и мечтами волгоградцев. После возведения памятника родилась примета, что если загадать желание и дотронуться до крыла Ангела, то оно непременно сбудется. Так это или нет, история пока умалчивает. А жителям города все равно приятно. Ведь широко известно, как быстро любые культурные точки обрастают мифами и легендами и как приятно людям в них верить. Даже законченные скептики трут до блеска в Москве нос собаке и дуло ружья на площади Революции в метрополитене, а в городе-герое, протянувшемся на многие десятки километров вдоль Волги вопреки кольцевым законам формирования городов, теперь натирают крылья Ангелу.

Памятник "Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда" установлен перед центральным входом в Волгоградский государственный медицинский университет. Открытие изваяния было приурочено к празднованию 70-летия университета. Сам памятник воздвигнут в честь всех медицинских работников, самоотверженно борющихся за жизнь и здоровье своих пациентов. Скульптурная композиция представляет собой пару рук, вырубленных в граните и соединенных в виде сердца, из которого пробивается на фоне кардиограммы "росток жизни". Автором этой композиции, как и скульптуры Ангела-Хранителя Волгограда, является заслуженный архитектор России Сергей Щербаков.

Спешащие по своим делам жители города то и дело с недоумением вглядываются в это "творение" рук человеческих. В данной абстрактной скульптуре некоторых удручает ее чрезмерная замысловатость. Мол, если бы не надпись на граните, догадаться о том, кому посвящен этот монумент, было бы невозможно. Но надпись имеется, местоположение памятника говорит само за себя, гранитная плита, скрещенные руки и кардиограмма символизируют жизненно важный орган – сердце, а следовательно, и саму жизнь.

Еще менее восторженные отзывы горожан относятся к памятнику Влюбленным, автором которого является уже не русский архитектор, а флорентийский скульптор Сильвио Белуччи. Впрочем, предпочтения волгоградцев определяются вовсе не чувством патриотизма, а эстетическими взглядами. Памятник Влюбленным, или фонтан любви, представляет собой две бронзовые обнаженные фигуры мужчины и женщины, почему-то повернутые друг к другу спиной (в народе говорят еще проще – см. фото). Ничего пошлого и вульгарного в этой скульптуре нет, но чего-то все равно не хватает. Влюбленные, которые во все времена обожают назначать свидания в "культовых" местах, данное сомнительное место сразу же занесли в список "must date", однако романтики их встречам это вряд ли добавит. Впрочем, о вкусах не спорят.

Вот такие вот новые памятники нового времени… А что до домыслов, касающихся связи стремительного "насаждения" памятников со сменой руководства города, а также сомнительных эстетических достоинств вышеперечисленной "тройки", так они пусть домыслами и остаются. Несмотря на все кажущиеся и реальные недостатки, приписываемые суровыми критиками и рядовыми горожанами новым волгоградским памятникам, сама идея возведения на пьедестал общечеловеческого и духовного не может быть предана осуждению.