Бизнес идея — открываем частный цирк. Как дрессировщики и акробаты теряют зрителей и доходы

Бизнес идея — открываем частный цирк. Как дрессировщики и акробаты теряют зрителей и доходы

Негосударственные цирки – не слишком распространенное в СНГ явление. При этом оно может приносить очень солидный доход: пример тому – цирк Никулина в Москве. Так что творческий человек при наличии некоторых средств и навыков ведения бизнеса вполне может и заработать на содержании собственного цирка, и получить при этом массу удовольствия.

Возможные варианты.

Цирки бывают двух видов: стационарные и передвижные. Для организации стационарного цирка потребуются очень серьезные вложения: постройка и оборудование соответствующего помещения (10-12 тыс. кв. м) будет стоить несколько миллионов долларов. Эта сумма складывается из расходов на постройку арены (площадь – 700 кв. м, диаметр – точно 30 м: это мировой стандарт) и зрительного зала на 500–1000 мест, оснащение цирка специальными приспособлениями (куполом и защитными конструкциями), оборудование буфета, гримерок, туалетов и т. д. Немалых денег потребует покупка животных и клеток для них, а также их содержание.

Если такие расходы вы позволить себе не можете, стоит рассмотреть вариант нестационарного цирка (шапито). Для его успешного функционирования не нужно специальное здание – требуется сборная конструкция из стоек-мачт и брезентового полога. Такой шатер может вместить несколько сотен посетителей (арена здесь тоже должна быть стандартная – 30-метровая), стоимость его – примерно 1 млн долларов, но время работы ограничено исключительно теплым сезоном.

Есть еще более экономичный вариант – сборный манеж, над которым просто натягивают тент, защищающий от солнца и дождя. Он обойдется в несколько сотен тысяч долларов, но и доход принесет значительно меньший, ведь сезон его работы довольно короток.

Все дело в жанре.

Секрет успеха любого цирка – правильный подбор номеров и грамотное построение программы. Наиболее популярны сегодня такие жанры: клоунада, пантомима, фокусы, эквилибристика, акробатика, музыкальная эксцентрика, а также выступления дрессированных животных. Совсем не обязательно при этом стараться представить в своей программе все эти жанры, особенно если вы остановили свой выбор на варианте шапито. Наоборот, стоит сделать ставку на 2-3 жанра, которые вы можете действительно эффектно и качественно подать, исходя из возможностей ваших артистов и предпочтений публики в регионе, где вы будете начинать выступать. А уж потом можно будет расширить программу и даже пригласить признанных звезд циркового искусства: их участие в спектаклях привлечет значительное количество зрителей и не ударит по уже крепкому бюджету.

Отдельно стоит сказать о номерах с животными. Они традиционно привлекают зрителей, но в последнее время наличие таких выступлений в программе цирка может повредить его популярности и репутации: в некоторых странах Европы и Северной Америки подобные номера запрещены как жестокое обращение с животными. Это нужно учитывать, если вы планируете выходить на международный уровень. Кроме того, отказавшись от работы с дрессированными животными, вы сэкономите на их содержании.

Наиболее эффективна в данном бизнесе телевизионная реклама. Однако не нужно отказываться и от проверенных временем средств – афиш, газет, радио. И конечно, ваша репутация, заработанная хорошей организацией дела и качеством выступлений артистов, не сможет оставить людей равнодушными.

Основная бизнес идея: открыть частный цирк.

Для кого подходит: для предпринимателей с высоким уровнем достатка.

Необходимые ресурсы: для передвижного цирка необходим специальный шатёр, либо здание (если цирк на постоянном месте), артисты, обслуживающий персонал, специальное оборудование для постановки номеров.

Изначальный капитал: должен составлять от 1 до10 миллионов долларов, а ко всему еще нужно учитывать и стоимость циркового помещения.

Предисловие: цирковой бизнес на сегодня является наиболее интересным и труднодоступным для предпринимателей со средним достатком. Такой вид бизнеса подойдет тем, кто имеет огромный достаток либо же просто напросто авантюрист и любит рисковать. Несмотря на то, что этот вид деятельности уже очень давно, в его популярности все же не стоит сомневаться. Если постановка циркового представления довольно необычна, то билеты раскупаются в одно мгновение. Многие уже давно знают что это такое и были в цирке не один раз, но все равно слыша о необычных представлениях, они идут туда снова и снова. Ведь обыденная рутинная жизнь наскучивает, хочется чего-то нового и красивого, а порой немного сказочного и волшебного. И то, что можно увидеть под куполом цирка, нельзя не назвать сказочным. Акробаты, выполняющие различные пируэты на огромной высоте просто завораживают взгляды окружающих, а номера с различными животными дарят позитивное настроение каждому зрителю. Но если посмотреть на все это с другой стороны, то можно сказать, что цирк – это достаточно трудоёмкий и ответственный проект, который имеет непростые и последовательные шаги.

Поэтапные шаги открытия цирка.

Главным моментом является выбор помещения где будет находиться цирк (в зависимости от того передвижной он или стационарный). В первом случае есть свои преимущества в том, что он не привязан к определенному месту и может путешествовать не только в пределах своей страны, а и за ее пределами, собирать огромное количество зрителей и в соответствии с этим получить хорошую прибыль. Также в данном варианте нет необходимости в постоянной смене постановок.

У стационарного цирка недостатков предостаточно. Такой цирк будет очень затратным. Хотя в стационарном цирке вместительность зрителей гораздо выше, соответственно и выше доход, ведь в передвижном цирке не так много может вместиться зрителей и животные не всегда хорошо переносят дорогу. Поэтому если у вас есть возможность вложить средства на создание стационарного цирка – дерзайте!

Успех зависит от уровня артиста!

Несомненно успех всего цирка будет зависеть от удачно подобранных как артистов, так и остального персонала (менеджеры, музыканты, директор и другие). Но чаще всего такие артисты уже заняты и могут работать в другом цирке, в таком случае остается либо переманить их к себе, либо же нанимать начинающих, но ответственных «циркачей». Также для выступлений понадобятся животные и организация номеров выступления. Обычно чтобы организовать постановку (и надрессировать животное) уходит примерно от 6 месяцев до 3-х лет. За это время готовятся номера, декорации, шьются костюмы. Но, несмотря на все эти растраты и моральное напряжение, цирковое выступление окупит все эти затраты.

Чем объяснить огромные бюджеты на представления, которые составляют западные цирки. какие статьи являются обязательными, какие расходы учитываются.

Подготовка шоу - очень дорогое мероприятие. Даже если представить, что идти оно будет на уже имеющейся площадке (ничего строить не надо). Для начала нужна идея, концепция. В современном конкурентном мире шоу-бизнеса, успешная идея - это залог будущей доходности представления. Над концепцией и сценарием работает креативная группа из специалистов разных жанров. После проработки идеи начинается процесс подбора и подготовки артистов, постановки каждого номера, изготовление инвентаря, пошив костюмов, написание или подбор музыки, подготовку спец эффектов. Учитывая необходимость достаточно длительных репетиций перед выпуском шоу (современные шоу связаны с риском и «навороченными» трюками), подготовка нового представления занимает от полугода. Но некоторые шоу готовятся и по 1-3 года. В итоге, весь процесс подготовки получается очень затратным.

Является ли цирк на западе рентабельным бизнесом? Каковы самые яркие примеры.

Самый яркий пример, конечно, это Cirque du Soleil с его огромными бюджетами на подготовку каждого шоу (средний 25-50 млн. долл.). Средняя рентабельность их бизнеса - 20%. Средний европейский цирк имеет рентабельность около 10-25%.

Среди других наиболее успешный цирковых проектов можно отметить Ringling Bros. And Barnum & Bailey, The Blue Monkey Sideshow, Zippo"s Circus, Berlin Circus Renz, Circus Belly, Fern Street Circus, Great Wall Entertainment, Hungarian State Circus and Variety, Mamaloucos Circus и другие.

Какую прибыль в среднем получает цирк с одного представления?

Обычно представление проходит в залах вместимостью от 2000 человек. Цены на представления от 30 до 260 долларов (как правило). Средняя цена билетов - около 130 долларов. Итого за одно представление получится около 260 000 долларов. Более дорогие и массовые шоу приносят только на билетах 400-500 тыс. долл. Кроме того, в цирках всегда продается дополнительная продукция - снэки, игрушки, диски и т. п. — все с рентабельностью от 100%. На этом также получается доход до 10% от стоимости билетов.

Сколько в репертуаре западных цирков обычно программ? как варьируется их стоимость? затраты на них?

Репертуар цирка строится по-разному. Например, Cirque du Soleil имеет репертуар из 25 шоу (одновременно идут около 17 различных шоу в разных странах), другие цирки могут иметь «в запасе» 6-10 шоу. Главное, чтобы цирковые представления, идущие на какой-либо сцене, менялись каждые 1-2 месяца. Естественно, все цирки периодически готовят новые шоу.

У всех цирков есть так называемые «тур-шоу», т. е. те представления, которые цирк может показать на выезде. Есть представления, которые цирк показывает только на своей сцене. Стационарные шоу, как правило, более дорогие в подготовке и постановке.

В зависимости от задачи, стоящей перед цирком, бюджет представления может отличаться в разы. Так, инвестиции в постановки Cirque du Soleil достигали 200 млн. долл.(вместе в возведением театра). Их же гастролирующие шоу стоят в среднем 20-25 млн. долл, а постоянные - 40-50 млн. долл. Рядовая постановка обычного цирка обходится в ~ 1 млн долл. Средняя стоимость подготовки шоу высокого уровня - 10 млн долл.

Какой размер чистой прибыли в год получают крупнейшие западные цирки?

Около 100 млн долл в год, до 120 млн.

О цирковом бизнесе в России

Российский цирк по-прежнему один из самых сильных в мире. Однако из-за перестройки и последовавших за ней событий, Россия потеряла свое присутствие на мировом рынке в корпоративном смысле. Российский цирковые артисты считаются одними из самых сильных в мире, их приглашают работать за границу, но как индивидуалов, а не как «цирк».

Можно надеяться, что благодаря государственной политике и усилиям частных цирков, ситуация в ближайшие 2-3 года может измениться.

Что касается подходов, то можно выделить несколько вариантов:
- цирк, ориентированный на детей (семейный досуг): традиционный российский цирк с разнообразными цирковыми номерами, животными, клоунами;
- цирковое шоу, построенное в основном на акробатических номерах, основная аудитория - взрослые и дети,
- цирковое шоу, объединенное общим сценарием, т. е. спектакль, включающий цирковые номера; как правило, нет номеров с животными, много спецэффектов, рассчитано на взрослую аудиторию.

В структуре стационарного и передвижного цирков имеются следующие основные подразделения:
- руководство цирка (директор, его заместитель);
- художественная часть (главный режиссер, главный дирижер, артисты оркестра, художник, балетмейстер, инспектор-режиссер манежа);
- постановочная часть (зав. постановочной частью, художник по свету, постановочные цеха);
- инженерно-техническая часть;
- административно-хозяйственная часть (администраторы, билетеры, гардеробщики, уборщицы, билетные кассиры, завхоз, кладовщики, пожарно-сторожевая охрана);
- функциональные службы (бухгалтерия, кадры, снабжение).

Как правило, в цирке работают артисты-контрактники (контракт длиной от 1 года). После подписания контракта артистам ставится номер (работают постановщик, художник, композитор, балетмейстер и т. д.). На счете цирка, с которым заключен контракт, номер идет сезон-полтора, а потом дирекция заключает контракты на выступления артиста за границей. Если артист параллельно пытается сам выступать еще где-то, это снижает его доходы в основной компании.

Важно отметить, что в России за подготовку номера платит цирк, в то время как за границей - сам артист (в т. ч. ответственность за порчу реквизита и костюмов несет сам артист).

Цирк может быть государственным или частным. Многие государственные цирки входят в структуру «Российский цирк».

«Росгосцирк» — государственная цирковая компания, в которую входят более 70 предприятий, в том числе:
- 41 стационарный цирк;
- 11 передвижных цирков-шапито;
- 8 передвижных зооцирков.

В состав Компании также входят: 4 дирекции коллективов «Цирк на сцене», 3 коллектива «Цирк на льду», 2 коллектива «Цирк на воде», «Цирк лилипутов», «Цирк-ревю», «Театр морских животных», «Невероятно странный цирк», «Золотое турне братьев Шатировых».

Несмотря на масштабность, Росгорцирк, по мнению профессионалов, явление уже устаревшее и неэффективное. Можно предполагать, что более гибкие частные цирки могут составить конкуренцию государственным.

Многие государственные цирки, из-за неоптимального управления уже давно переживают нелучшие времена.

В целом же, цирк - бизнес довольно-таки рентабельный.

Ориентировочная стоимость 1 представления в цирке - почти миллион рублей. Средняя зарплата артиста за 1 представление - 4500 рублей. Обычная вместимость современного цирка - от 3000 мест (в российских регионах - от 2 000). Средняя цена билета - 1000 рублей. Итого выручка за представление - 3 000 000 рублей. Несмотря на значительные расходы (содержание здания, обеспечение безопасности, реквизит, содержание животных, кормление и т. п.), эксперты считают, что цирковой бизнес довольно прибыльный как для самых артистов (з/п в месяц от 150 000 рублей), так и для владельцев и дирекции.

Замгендиректора "Росгосцирка" рассказал о тонкостях своей работы

Мы привыкли, что цирк - это арена, медведи на велосипеде, клоуны и сахарная вата. На самом деле, все это - только вершина айсберга. Здесь и свои ребрендинги, и топ-менеджеры, и даже методы обучения! Рассказал об этом заместитель генерального директора "Росгосцирка " Борис Майхровский.

- Сложно быть большим начальником в таком деле, как цирк?

Я не скажу, что тяжело, но случаются внештатные ситуации - хотя, пожалуй, как и в любой другой сфере. Кстати, по цирковой традиции даже больших начальников циркачи называют с обращением "дядя". Придет ко мне сейчас какой-нибудь молодой артист и обратится "Дядя Боря" - и это будет профессионально с его стороны.

- Что особенно тяжело дается?

Люди, работающие в цирке, живут им. Здесь редко случается, что человек по достижении пенсионного возраста уходит на заслуженный отдых. Одна из больших сложностей - убедить человека, что он уже не в той физической форме, чтобы выступать на арене. Порога работы никакого нет. Вот и работаем. Были трагикомичные случаи. Например, у нас работала одна дама, по документам проходившая как артистка-акробатка. Когда ей исполнилось 80 лет, мы начали пытаться ее все-таки отправить отдыхать. Но эта акробатка наотрез отказывалась уходить и даже пошла в суд! Когда судья попросил ее продемонстрировать, насколько она в состоянии работать, она взяла и спокойно сделала кувырок. Пришлось ее оставить. Правда, спустя некоторое время она все-таки сама ушла.

Да вообще и других дел очень много - бюджет, программы, даже закупка грима - за всем приходится следить! Сейчас у нас работают около восьми тысяч сотрудников, 42 филиала по разных городам, несколько шапито, а в программах и зооцирках используется около трех тысяч животных 140 видов. Все эти филиалы имеют собственные программы, афиши, сроки гастролей, за которыми нужно следить, продажи билетов и так далее.

- Билеты в цирк довольно дорогие...

Москву я не беру, потому что это вообще отдельная тема. К тому же в Москве у нас не так много объектов: например, цирки на Цветном и на Вернадском - не наши. А в регионах стараемся, чтобы было подешевле. В среднем цена билета 500-600 рублей.

- У "Дю Солей", кажется, в несколько раз дороже!

- "Дю Солей" я бы сейчас уже не стал называть цирком. Ту площадку, которую они занимают, можно называть шоу-программой. Цирк - то, где есть животные. Это обязательное правило. А "Дю Солей" отказались от животных, от их дрессировки. И с этого момента, я считаю, они перешли в иное качество. Приходя в цирк, люди, прежде всего, идут смотреть на животных. Если раньше ходили на Кио и на Никулина, сейчас ходят на тигров и леопардов. Еще по "Дю Солей" могу сказать, что это очень серьезный бизнес - начиная от очень качественной техники и заканчивая школой. Там даже сценарии пишет целая специально обученная команда - в отличие от наших артистов, большинство которых все-таки придумывают номера сами. У нас люди, возглавляющие коллектив, обычно сами несут идею.

- Если цирк рассматривать с точки зрения бизнеса, каких топ-менеджеров вы могли бы назвать?

Братьев Запашных, в первую очередь. Дуровых, Корниловых. Есть несколько коллективов, которые работают на собственном прокате - арендуют площади, делают афиши, платят артистам, кормят животных и показывают свою программу. Самый крупный такой проект - как раз братья Запашные. Есть Сергей Нестеров, сделавший замечательную сафари-программу. Цирк Анатолия Сокола - со светящимися фонтанами. Это все очень успешные люди и проекты.

Цирк - это же бизнес только для вас. Для остальных - это почти магическое действо! Как вам удается "рулить" им, сохраняя при этом абсолютно необходимый трезвый взгляд?

Удается! Люди, с которыми я здесь работаю - профессионалы высочайшего класса! Все они очень хорошо знают свое дело! Наш генеральный директор имеет потрясающие способности к режиссуре и вместе с тем - к правильному пониманию экономических составляющих.

- Что сейчас происходит в "Росгосцирке"?

Сейчас "Росгосцирк" находится в стадии ребрендинга. Чтобы быть более привлекательными для наших зрителей, мы решили привнести в работу несколько нововведений. Скоро появятся электронные билеты, которые теперь можно будет купить не только в кассах, но и в интернете. Будет единый электронный билет - мы позаимствовали эту практику у кинотеатров. Сидя в Сочи, можно будет купить билет на представление в Новосибирске. Еще скоро будет очень красивый новый сайт, где каждый сможет легко найти ближайший цирк с программой, репертуаром. Для сотрудников тоже будут новые удобные функции - с документами, в частности, будет работать проще, зарплату получать проще. Будет все централизовано. Теперь каждый сможет получать зарплату по карточке, как большинство российских сотрудников. Сейчас пока не так. Надеюсь, этот проект будет осуществлен в течение полугода.

В Москве, пожалуй, да. В столице с этим дела обстоят скромнее, потому что здесь нашего присутствия не очень много. Сейчас мы представлены в Братеево и на Речном вокзале. Скоро, надеюсь, с легкой руки мэра Собянина будет построен Дом Клоуна - туда будут приходить те, кто хотел бы научиться ремеслу. Там же можно будет тренироваться. Этот Дом Клоуна будет похож по форме на шапито, но при этом будет ни на что не похож.

И все же обывателю очень сложно совместить в один два образа цирка: тот, который предстает зрителям, и, скажем так, закулисный.

Безусловно, то, что для зрительских глаз недоступно, очень для них интересно. И иногда из-за этого происходят моменты, портящие репутацию цирка. Например, недавно вышел сериал "Принцесса цирка" - как раз о том, что скрыто от зрителей. Но на деле это к реальности имеет очень посредственное отношение. Это очередная мыльная опера, где обязательно находятся чьи-то потерянные родственники, где у кого-то обязательно амнезия и так далее. Но при этом действие происходит на фоне цирка и якобы демонстрирует его традиции. Все это было сделано абсолютно безграмотно и некорректно. Например, ни за что и никогда дрессировщик не будет обедать в кафе, приведя туда тигра! Дрессировщик - это серьезная профессия, которая получается годами и с ежедневным риском для жизни! А тут показывают какого-то фигляра.

- Вы ведь тоже выходили на арену в качестве артиста?

У меня вся семья работает в цирке! А я был и клоуном, и жонглером, и дрессировщиком - работал с морскими львами и сивучами. Помню, что когда работал, процесс подготовки номера нравился гораздо больше, чем сам показ. Это было намного интереснее.

- Помогают ли навыки дрессировки в работе с людьми?

С людьми всегда намного сложнее, чем с животными. Свои мозги ведь никому не вложишь! И надо увидеть в людях то, что им свойственно, что у них хорошо получается -в этом есть общие черты с работой дрессировщика. Еще - я всегда старался избегать наказаний, отказываться от политики "кнута". И это тоже приносило свои плоды. Уважают больше тех, кто сторонится "палочной" дисциплины.

- А сами в волшебство верите?

Конечно, верю! Знаете, у мужчины есть три стадии: когда он верит в Деда Мороза, когда он в него не верит, и когда сам становится Дедом Морозом. Я уже достиг этой третьей стадии! Очень много приятного бывает, когда проходят фестивали. В прошлом году совместно с комитетом Культуры России и Санкт-Петербургским цирком мы организовали мировой фестиваль цирковой режиссуры. В этом году в сентябре пройдет V-й Всемирный фестиваль цирковой режиссуры, организацией которого мы тоже занимаемся. Будет много зарубежных артистов, интересных программ, свежих взглядов...

- И последний вопрос...

Ой, как в цирке слово "последний" не любят!

- Точно! Как у парашютистов - лучше говорить "крайний", да?

Ну, хотя бы.

- Так как правильно ходить в цирк?

Пособирайте информацию о том, в какой цирк идете, можно документы даже спросить. Если это какие-то приезжие бродяги, лучше воздержитесь - случается, что люди получают не только скучную программу за дорогие билеты, но и другие неприятности: обвал крыши этого шапито, несоблюдение техники безопасности при работе с животными и так далее. А отдуваемся, кстати, потом мы, пытаясь доказать, что к нам это шапито никакого отношения не имеет. Подводя итоги, скажу, что лучше ходить в хороший цирк!