Беседы на тему моя родина. Беседа «Большая и малая Родина» в подготовительной группе

Беседы на тему моя родина. Беседа «Большая и малая Родина» в подготовительной группе

Татьяна морозова
Беседа «Моя Родина - Россия»

Беседа «Моя родина – Россия » .

Цели : Познакомить детей старшего дошкольного возраста с ценностями «России » , «Родина » ; формировать у детей представления о Родной стране и ее символах;

Познакомить с гербом и флагом страны. Закрепить знания детей о России . Расширить и закрепить знания детей о растительном и животном мире родного края;

Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине .

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Ход беседы.

Беседа начинается с мелодии песни «Широка страна моя родная» (музыка И. О. Дунаевского) .

Ребята, а кто скажет, что такое Родина ? Правильно,Родина - это место , где человек родился . Как называется наша Родина , наша страна?

- Россия .

В словах песни, которую мы с вами прослушали говорится, страна наша большая, просторная, необъятная. Посмотрите на карту Россиии , вот какую большую территорию занимает наша Россия , это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше , и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна :

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Суша изображена на карте зелёным, жёлтым, коричневым цветом. Очень красива и богата наша страна. Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России . (Сопровождать показом иллюстраций города Москвы)

Что мы Родиной зовём ?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём ?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём ?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём .

Как и у всех стран, у России есть свой флаг . Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска, и потому назывались такие флаги стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трёхцветный флаг. Обратить внимание детей на изображение флага. Его ещё называют триколор. Каждый цвет имеет своё значение. Белые цвет- символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет- энергию, силу, огонь и отвагу. Флаг является символом власти.

Динамическая пауза

Ребята, у вас у каждого лежат зазноцветные полоски. Я предлагаю из полосок сложить наш государственный флаг.

Молодцы, все справились.

Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны.

(Показывает изображение) .

На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства.

Посмотрите внимательно на крылья орла- они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника- это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон- это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

В правой лапе у орла- скипетр, в левой - держава. (Показ) . Это символы власти, управление государством. Скипетр, жезл- короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» и «показывает» , что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Итак, подведем небольшой итог.

Флаг России , герб России – что это такое ?

Флаг России , герб России – это государственные символы нашей страны.

Физминутка

В нашей стране горы-высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Степи широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

А сейчас мы познакомимся ещё с одним символом России . Это гимн.

Гимн – это самая главная музыка в нашей стране, это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим. Когда играет гимн России , то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.

Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.

Давайте послушаем один куплет Гимна России .

(звучит гимн, все слушают стоя)

Присаживайтесь на свои места.

Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имяРоссия . А мы с вами, граждане России – россияне ! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию . Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

В заключении нашей беседы я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Л. Забилы, в котором говорится о том, как велика наша Родина , говорится и в стихотворении Н. Л. Забилы :

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озёры, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга.

Итог беседы .

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России ?

Ребята, с какими символами страны вы познакомились.

Какие цвета имеет наш государственный флаг и в какой последовательности они расположены?

Как называется торжественная песня страны.

Что изображено на государственном гербе и что это означает.

Моя Родина – Россия
(беседа на патриотическую тему с детьми
старшей подготовительной группы)

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи : ознакомление детей с такими понятиями, как “Россия”, “Родина”, “Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и г имном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как “Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).

Ход беседы

В о п р о с ы:

1. Как называется город (село), где ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель . В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

В о п р о с ы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. ( д ети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Государственный гимн Российской Федерации

Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава

Твоё достоянье на все времена!

Припев : Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев .

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

    Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

    Родина – мать, умей за нее постоять.

    Русь богатырская.

    Где кто родился, там и пригодился.

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В о п р о с ы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Как называется город (село), где ты живешь?

3. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)

4. Какие города России тебе известны?

5. Как называется город, который является столицей нашей Родины? (Москва.)

Т в о р ч е с к и е з а д а н и я:

1. Нарисуй свою малую и большую Родину.

2. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)

3. Разучи песню “Это для нас”.

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – селе Теньгушево.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился, где прошло его детство.

Развивающие:

Развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст,

обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Воспитатель: Дорогие ребята, скажите как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, наша страна- Россия! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина!

Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и

льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России

высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.

Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки,

болота и поля.

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми

недрами, а в особенности - трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее

населяющими.

О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и

«Русский человек без родины не живет»,

«Родная сторона - мать родна, чужая сторона - мачеха».

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину -

на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и

природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на

родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой

стороне сердце ноет».

♦ Как мы называем это чувство?

Правильно! Чувство тоски по родине люди называют ностальгией.

Многие русские поэты, писатели, художники, которым суждено было жить в чужих

странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины,

посвященные милой далекой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.

Послушайте стихотворение.

Родная сторонушка

Выйду я на зорьке

Слушать соловья.

Рощицы, пригорки,

Вдалеке - поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается.

И поет соловушка,

Свищет, заливается.

Трели соловьиные

Понимаю я:

Славит он родимые

Рощи и поля.

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

У каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились,

где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина - небольшой поселок или деревушка, для других -

городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая родина у каждого своя!

Послушайте стихотворение.

Малая родина

Малая родина -

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая, малая

Родина моя!

Вспомните, как называется село, где вы родились?

(Индивидуальный опрос детей).

Большинство из вас родились в нашем селе Теньгушево. И все мы живём здесь. Это и есть наша малая родина.
Вы любите своё село?

Ответы детей: (Да, я люблю своё село! Я очень люблю своё село!)
За что вы его любите? Подумайте, чем оно примечательно?

Дети: Я люблю свой село, потому что, оно красивое, уютное. В нём есть детский сад, школа, больница, аптека, красивые улицы, памятники, церковь.

Воспитатель:

Какие названия улиц вы знаете? (Ответы детей).

Дети, а как называются улицы, на которых вы живёте. (Ответы детей).

А сейчас давайте из кубиков построим улицы, где вы живете.(Дети работают).

Я приглашаю вас немного поиграть. Встаём врассыпную, повторяем вместе со мной.
«Мы по улице шагаем, (Шагают).

Выше ноги поднимаем. (Высоко колени, маршируют)

По сугробам не пойдём, (Жест рукой)

Мы его перешагнем (Шаг в сторону)

На скамейку мы присели, (Присесть)

Там конфет кулёчек съели. (Имитация руками)

А когда друзей встречали, (Встать)

Мы руками им махали! (Машут рукой).

Вот как славно погуляли: (Шагают).

Друг за другом мы шагали! (Повернулись направо, шагают за воспитателем).

Раз-два, раз-два! (Шагают).
Воспитатель: - Отдохнули. Продолжим нашу беседу. Мы с вами вспомнили названия улиц. А что ещё интересного есть в нашем селе?

Дети : Парк, каток, физкультурно оздоровительный комплекс, река Мокша,

больница, где лечат людей, школы, где учат детей, детские сады, парикмахерские,

швейная фабрика, где шьют одежду, библиотека.

Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше

узнать о её истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции.

"Моя Родина-Россия"

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи : сформировать представление у детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; ознакомить с первичными представлениями символики и г имна России; закрепить полученную информации (рисунок, аппликация, игра).

Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как "Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира - в России. Россия - наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).

Ход беседы

В о п р о с ы:

1. Как называется город (село), где ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель . В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва - столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян - русские.

В о п р о с ы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина - Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством - местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов - ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский - великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским - Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия - свои флаг, герб и гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный - смелость, любовь и красоту. Белый - чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России - двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн - самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (д ети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Прослушивание Государственного гимна Российской Федерации

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт - Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор - А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

· Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

· Родина - мать, умей за нее постоять.

· Русь богатырская.

· Где кто родился, там и пригодился.

· Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

В о п р о с ы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Как называется город (село), где ты живешь?

3. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)

4. Какие города России тебе известны?

5. Как называется город, который является столицей нашей Родины? (Москва.)

Т в о р ч е с к и е з а д а н и я:

1. Нарисуй свою малую и большую Родину.

2. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)

Коммуникация беседа с детьми "Что мы Родиной зовем"

Цель и задачи:
способствовать проявлению патриотических чувств, любви к Родине;
формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, городу, стране;
закрепить понятия символы России, матрешка.балалайка.
активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование : выставка «Моя Родина» (книги, символы России, сувениры и т. д.), трёхцветные флаги, муз. Инструменты, СД музыка.
Воспитатель: Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос «Что мы родиной зовем?»
Как вы думаете, что это за слово. Да,это то место,где ты родился, но не только.Слово родина это гораздо больше, чем просто место рождения.
Родину мы любим и поём о ней красивые песни. Послушайте песню, которая так и называется «Родина».Как называется страна в которой мы живем?...
Давайте вспомним символы России? (Флаг, герб, гимн)
Флаг – это символ страны.
Белый цвет – берёзка, Синий - неба цвет.
Красная полоска – Утренний рассвет.
А как одним словом можно назвать цвет флага?
А вот теперь послушайте гимн России. Какая это музыка (по характеру?)Как она звучит? Чем отличается от других песен? Мы с вами слушали гимн. Это главная песня страны?
В: Скажите, а что ещё является символом России. О чем поэты слагали стихи, а композиторы песни? (Березка) Художники тоже восхищаются красотой русской берёзки. Они написали много картин о таком прекрасном дереве.(показ иллюстраций)
Как берёзка хороша, Словно русская душа!
Чтение стихотворения Инесса Агеева БЕРЁЗА

Белоствольная берёза – Символ Родины моей.
Нету деревца другого Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною, А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко, Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка Ты берёзку посади.
В: А теперь давайте встанем в хоровод и споем песню «Во поле береза стояла»(физ.мин.)
Вот такая красивая хороводная песня о нашей березке.
Отгадайте- ка загадку:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок тонкий,
Голосок звонкий.
Воспитатель показывает муз. инструмент.
А как называется деревянная куколка – тоже символ нашей родины.(матрешка)
Покорил весь божий мир самый русский сувенир,
И в полметра и с ладошку, кукла яркая –матрешка.
В: И что бы нам хорошо и спокойно жилось в нашей стране -России
Армия родная -защитница страны,
Оружием и мужеством хранит нас от войны!
В: Так что же мы зовем Родиной, ребята? ………..Все верно.
Наша маленькая Родина –это и детский сад, санаторий, где вы сейчас отдыхаете. Это ваш дом и семья: мама папа, бабушка, дедушка.Это и город, в котором мы живём.
Наш город …..(Санкт-Петербург) самый красивый и любимый и столица России- главный город……..(Москва)

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлём.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Вместе с мамой мы идём.