Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

 Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Методические материалы по развитию интеллектуальных способностей кадет 7-9 классов, используемые в работе с кадетами, имеющими трудности в обучении, связанные со слабым развитие интеллектуально-познавательных способностей. Упражнения можно использовать при проведении занятий с детьми как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

по коррекции и развитию интеллектуальных способностей

кадет 7-9 классов

Разработано: Педагогом-психологом КМКК

Афанасьевой Н. В.

Актуальность.

Cовременные образовательные программы предъявляют достаточно высокие требования к уровню подготовки учащихся. В связи с этим в последнее время увеличилось количество учащихся, испытывающих проблемы школьной дезадаптации.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы общего среднего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся. Учащиеся, испытывающие трудности в адаптации к обучению, нуждаются в психологической помощи специалистов службы сопровождения для успешного освоения основной образовательной программы и успешного личностного развития.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Кроме того, проведение ГИА и ЕГЭ ставит перед обучением задачу сформировать психические процессы, личностные характеристики и поведенческие навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Успешное формирование УУД является необходимым условием успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.

В составе основных видов УУД выделяются четыре блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный. Успешная адаптация к обучению возможна лишь при условии полноценного формирования всех перечисленных видов УУД. У большинства учащихся процесс формирования УУД успешно проходит в процессе обучения в начальной школе.

Однако ряд учащихся, в силу различных причин имеет трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, недостаточно сформированную саморегуляцию поведения, личностные проблемы. Успешное формирование УУД у этих учащихся возможно лишь при условии оказания им своевременной психологической помощи. С целью оказания психологической помощи в формировании УУД у этих учащихся были разработаны методические рекомендации по развитию познавательных способностей для детей с особенностями психического развития.

Использование данных упражнений предполагает развитие следующих познавательных процессов: внимания, памяти и мышления.

Упражнения на развитие объёма внимания.

«Найди числа»

Оборудование: секундомер, указка, цифровые таблицы с числами (количество цифр меняется по мере увеличения объёма внимания от занятия к занятию).

Инструкция: «Сейчас я буду показывать таблицы с числами. Нужно как можно быстрее находить числа в порядке возрастания (убывания), начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух». (Приложение1,2)

«Пуговица»

Играют два человека. Перед детьми располагаются два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат разделённый на клетки. Начинающий выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги своё игровое поле, а второй должен расположить пуговицы на своём игровом поле.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра.

Задания по формированию объёма внимания на словесном материале.

Оборудование: карточки со следующим содержанием:

Задание 1

Наборы слов, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

ДПВ ШГС

РКБЛ КТЦМ

ЖКПРЧ ДЗНТК

КПТНСД ШРВТБЧ

Задание 2

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ.

Задание 3

Предложения. Содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я БЕГУ ЧТО ТЫ

ДАЙ МНЕ Я ПЛЫВУ

ДЫМ ИДЕТ ЛЕНЬ МНЕ

ДВОР ЧИСТ ОДИН ВОИН

ЧТО ДЕЛАТЬ ПТИЦА ПОЁТ

УЧЕНЬЕ – СВЕТ ДЕЛУ – ВРЕМЯ

Карточки каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести предъявляемые буквы, слово или словосочетания.

Задания на развитие распределения внимания.

  1. Чтение небольшого предложения. Ребёнку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
  2. Вычёркивание букв . Ребёнку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в тоже время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребёнок пропустил при зачёркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.
  1. Распределение цифр в определённом порядке . В левой таблице расположен 25 цифр от1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная её заполнение с верхнего левого квадрата.
  2. «Найди слова» .

Оборудование: карточки с буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова.

Задания на развитие переключения внимания.

  1. «Каждой руке – своё дело».

Левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

  1. «Красно-чёрные таблицы».

Оборудование: таблицы с чёрными и красными цифрами в различных расположениях.

Занятие включает три этапа:

1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа чёрного цвета от 1 до 12;

2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;

3 этап – необходимо поочерёдно искать числа чёрного цвета в прямом порядке, а красного – в обратном.

После тог как у ребёнка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно увеличить до 16, затем до 24, затем до 40 и т.д.

  1. Корректурные задания с чередованием правил вычёркивания букв.
  2. «Ищи безостановочно» .

Задача – в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧЛОЬИРЪГНМОРЕ

ЖРЛРАКГДЗП МЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ

МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ

СПТУЧАОСМТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖВВЕСНА

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Упражнение «Логически не связанный текст»

Для запоминания 20 - слов дается 40 секунд, после чего следует зависать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах

Упражнение « Числа».

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера.

Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.

Упражнение «Логически связанный текст».

Даётся задание запомнить 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и звания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем, ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов, обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я бы мог обратиться за этим к себе самому (8) если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, - не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть ученым чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).

{Мишель де Монтень)

Развитие вербальной памяти

Для развития вербальной памяти подростков можно воспользоваться следующим упражнением:

Учитывая тот факт, что память человека устроена, как сосуд, количество входящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.

Задача взрослых, и педагогов, и родителей, увеличить запас слов подростков,

относящихся к тем или иным областям знаний.

Упражнение « Словарный запас»

инструкция подростку: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме:

1)школа, 2) математика, (м.б. химия, физика, биология т.д., 3) музыка 4)книга, 5)искусство. 6) времена год, 7) этика, 8) спорт, 9) композиторы, 10) писатели, 11)ученые и т.д.

На каждую из тем дается 5 минут

Эти темы можно давать не сразу все, а по 2 – 3.

Если по теме музыка учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем около 7 слов, то 15 летние подростки – уже 37 слов, по теме литература этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме живопись -–3,7 и 20,5 слов.

Упражнение «Запомним слова»

Участники делятся на пары.

Условия: каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет 20 любых слов. Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени - 1 минута.

После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самым слова.

Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий должен определить, кто занял 1-е, 2-е и 3-е место.

Упражнение «Предметы»

Участники разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил.

Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен выступить каждый член команды.

Упражнение «Запоминаем, рисуя»

Участники сидят за столами.

Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х, За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.

Упражнение «Снежный ком»

Участники игры сидят в кругу

условия: первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.

Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать Несколько раз.

Упражнение «Знакомые термины»

Это упражнение поможет вспомнить как можно больше слов - терминов, относящихся к одной группе.

Участники сидят в кругу

условия: ведущий объясняет, что участникам предстоит подбирать термины. Причем, первый называет термин и приводит тему: геометрия. Первый называет «параллелепипед». Второй повторяет «параллелепипед» и называет «треугольник». Третий повторяет «параллелепипед» и «треугольник» и называет «прямая» и т.д.

Тот из подростков, кто забудет, названные до него слова или не назовет свое, выбывает из игры.

Побеждает тот, что останется последним.

Упражнение «Поэты и писатели»

Это упражнение развивает память и мышление подростков, а также расширяет их кругозор.

Участники сидят в кругу.

условия: ведущий называет какого-либо поэта или писателя, например, Пушкин. Первый из участников игры должен вспомнить фамилию писателя на букву «Н». Например, он называет Некрасов. Следующий должен вспомнить фамилию писателя на букву «В» и т. д.

Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается фамилия никакого писателя/поэта, или не может вспомнить нужную фамилию, он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.

Упражнение «Предметы в действии»

Это

Участники сидят в кругу.

условия: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному глаголу, подходящему к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать подходящий по смыслу глагол, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.

Упражнение «Антонимы»

Упражнение развивает память и мышление подростков.

Участники сидят в кругу.

условия: ведущий называет какое-либо прилагательное, например, «холодный». Игроки по кругу должны будут называть антонимы к этому слову. Повторяться нельзя. Тот, кто не сможет назвать антоним, выбывает из игры.

Тот, кто остается последним, побеждает.

Упражнение «Антонимы и синонимы»

Упражнение развивает память, мышление и внимание подростков.

условия: ведущий называет прилагательное - горячий. Первая участник называет синоним к данному слову, а второй - антоним, третий – синоним, четвёртый – антоним и т.д.. Если кто-либо не может подобрать антоним или синоним, то он выбывает из круга. И игра начинается заново. Тот, кто остается последним, побеждает.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Упражнение развивает память и мышление подростков.

Участники сидят в кругу.

условия: ведущий читает текст (логический отрывок из параграфа по истории, биологии и т.д.). Участники внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе еще раз слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.

Упражнение «Запоминаем текст»

Упражнение развивает память и мышление подростков.

Участники делятся на 2 команды.

условия: ведущий читает текст. Участники внимательно слушают, при этом на листе бумаги каждый должен зафиксировать как можно больше информации.

Затем команды восстанавливают тексты. После этого все обсуждают тексты, воспроизведенные обеими командами. Сравнивают результаты.

Побеждает та команда, которая более точно воспроизвела текст.

Упражнение «Учим текст наизусть»

Упражнение развивает память.

Участники разбиваются на 2 команды.

Условия: Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.

Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-й участник из команды № 1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-й участник из команды № 2 и т. д.

Определяют игрока с самой лучшей памятью.

Упражнение "Фигуры"

Упражнение для тренировки зрительной памяти.

Участники разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек "сфотографированную" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если участник свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала

Упражнение "Двойная стимуляция памяти"

Упражнение развивает память и мышление подростков.

Перед подростком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как подросток отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов: "пожар", "завод", "корова", "стул", "вода", "отец", "кисель", "сидеть", "ошибка", "доброта" и т.д.

Упражнение « Анализ/синтез»

Упражнение развивает аналитико-синтетические способности мышления подростков.

Ведущий дает подросткам несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Воздух Ваза Кот Гипотенуза Рысь Солнце Вода Треугольник Медведь Кувшин

Упражнение "Конкретизация абстрактного"

Упражнение развивает ассоциативное мышление и воображение подростков.

Ведущий даёт конкретные зрительные образы, которые могут, ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце, дружба/улыбка, ссора/морния и т.д. Далее он предлагает подросткам попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Важно дать простор их воображению, не ограничивая их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история. Используя это упражнение часто, можно выработать у детей устойчивый навык.

Упражнение "Особый путь зубрежки"

Упражнение направлено на развитие долговременной памяти.

1. Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.

2. Подождать 1 секунду и повторить снова.

3. Подождать 2 секунды и повторить снова.

4. Подождать 4 секунды и повторить снова.

Ожидание - это эмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выскочить, она бьется и взбивает связи с другими понятиями.

5. Повторите через 10 минут (необходимо для запечатления).

6. Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2-3 часа.

7. При необходимости через 1-2 месяца; через 1 год.

Коррекционные упражнения, упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

Упражнение "Важные признаки»

Цель упражнения: формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач. Это упражнение позволяет направить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

Подросткам даётся инструкция: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы подростки поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Работа учителя по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливают благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений, как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависит от умения.

Упражнение «Понимание пословиц»

Цель упражнения: формирование способности оперирования смыслом.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла".

Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая

а) Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла

в) Зеркало висит криво

Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб

б) О деле судят по результатам

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть

б) Мальчик вышел на прогулку

а) Петр Иванович никогда не скучает

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться

а) Если не знаешь дела, не берись за него

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге

в) Езди только на своих санях

Примерные задания

1. Лучше меньше, да лучше

А) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих

Б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

а) Клоун смешит людей

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать

в) Торопливость может привести к нелепым результатам

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится

5. Не красна изба углами, а красна пирогами

2. Поспешишь - людей насмешишь

6. Сделал дело - гуляй смело

3. Куй железо, пока горячо

7. Умелые руки не знают скуки

8. Не в свои сани

9. Не все золото, что блестит

а) Медный браслет блестел как золотой

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Упражнение «Выделение существенных признаков»

Цель упражнения: развитие мыслительных операций обобщения (умение находить общее) и абстрагирования (умение отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные).

Подросткам предлагается выделить общий существенный признак между понятиями:

а) 1 Дождь - снег б) 1. Огурец - капуста - яблоня

2. Глаз - ухо 2. Надежда - вера - любовь

3. Фотоаппарат - очки 3. Платье - стол - посуда

4. Желудок - кишечник 4. Собака - муравей - червь

5. Сахар - алмаз 5. Дуб - рябина - ель

6. Флаг - крест 6. Золото - медь - ртуть

7. Пистолет - ружье 7. Молодость - юность - старость

8. Фиалка - слон 8. Вино - вода - сок

9. Земля - Марс 9. Хлеб - мясо - помидор

10. Газохранилище- портфель 10. Лампа - свеча - Солнце

Развитие гибкости мышления.

Упражнение « Предложения»

Цель упражнения: разви тие гибкости мышления подростков.

Ведущий просит ответить подростков на вопросы: «Сколько простых предложений будет в сложном предложении, в котором три запятые? (2) Сколько запятых будет в сложном предложении, в котором шесть простых предложений?(5)»

Упражнение « Ворона и лисица»

Цель упражнения: развитие гибкости мышления подростков.

Ведущий сообщает подросткам, что показателем гибкости мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой. И, если предлагает им символическую запись двух фраз со следующим переводом на русский язык:

А I В, «А съело В».

С: (А I В), «С специально сделало так, чтобы А съело В».

Инструкция: «Запишите этими символами приведенные ниже фразы (существительные обозначайте первыми буквами, цифрой 2 замените слово «увидеть», 3 - «иметь»).»

1) Был у Вороны сыр.

2) Заметила сыр Лиса.

3) Лиса постаралась попасться на глаза Вороне.

4) Ворона похвалилась сыром перед Лисой.

5) Сыр оказался у Лисы.

Приложение 3.

Памятка для подростков.

Как развивать мышление

Способность мыслить непременно нужна всем людям всех профессий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных навыков мышления для различных профессий не одинаковы. Можно ли развивать свое мышление? И если да – то, как же стать умным и сообразительным?

1. Самый общий принцип известен: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний.

Развивать мышление - это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио и телевидение и т. п. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека.

3. Мышление начинается с вопроса. Вопросам «почему?» и «как?» человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите, ответы на них. Мышление активизируется тогда, когда готовые, трафаретные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать у себя такое качество, как умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение замечать новое в привычном.

4. Свойство замечать в предмете или явлении несколько наиболее явных признаков - общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение видеть можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок.

5. Сравнение близких по значению понятий - один из приемов развития мышления.

6. Мышление и язык, мышление и речь неразрывны. Каждый из вас знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому.

7. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления.

8. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих нестандартных, парадоксальных задач. Мышление - самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.

9. Мышление развивает решение задач, головоломок. Вот упражнения для его развития:

а) Попробуйте уравновесить свечу на весах таким образом, чтобы равновесие через какое-то время само собой нарушилось.

б) Встретились два человека - друзья детства и между ними произошел следующий диалог:

«- Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

А у меня уже дочь!

Как ее зовут?

Как и ее мать.

А сколько же лет Леночке?»

Как собеседник узнал имя дочери?

в) Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?

г) Сравните понятия: любопытство и любознательность, настойчивость и упрямство, гордость и тщеславие, себялюбие и самолюбие.

д) Исключите лишние слова:

Собака, корова, овца, лось, кошка;

Собака, корова, овца, лось, лошадь;

Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;

Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка.

Список литературы:

  1. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков, Москва 2002
  2. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб, 1990
  3. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз, СПб, 2001
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, Москва, 2004
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей, Москва, 1996
  6. Кандибур Г.Р., Игры и головоломки для детей, Москва, 2003
  7. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника, Москва, 2002
  8. Тренировка памяти. М., 1979г.
  9. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994
  10. Корчуганова И.П. Сиялова И.А. Психология познания и творчества. Учебно-методическое пособие. СПб., ЛОИРО, 2002
  11. Лапп Даниэль Невероятные возможности вашей памяти., СПб «Питер», 2003. (Серия «Сам себе психолог»)
  12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001
  13. Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушения психологического здоровья. М.,Апрель Пресс., ЭКСМО-Пресс, 2000

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.

Татьяна Гукк

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой,- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображение и творческой активности. (ФГОС ДО)

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)

Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.

Система заданий, игр и упражнений на развитие познавательной деятельности детей которые могут применяться, как часть занятия НОД по рисованию «Лети, наша ракета», сначала дети конструируют ракету из блоков Дьенеша. Так же как НОД, занятие «Лабиринт» где совместно с детьми помогаем зайчику выручить друзей, все задания выполняются с помощью блоков Дьенеша.

Картотека игровых заданий позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. У детей формируется внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды. (Позволяют определить индивидуальные задания, по способности детей, «Зона ближайшего развития»).

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

1. «Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:

«Сложи узор» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно,

(Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.)

«Уникуб» сначала с детьми можно сложить кубики в коробку по цвету, кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Забор вверх красный, а стороны синии.

«Сложи квадрат» Все составные части квадратов нужно перемешать, чтобы ребенок мог рассортировать их по цветам. После этого из каждой кучки деталей одного цвета требуется постепенно сложить небольшие квадратики, которые, в свою очередь, могут составить один большой квадрат. Благодаря этой игре у ребенка развивается пространственное мышление, цветоощущение и сообразительность.

Играть с этими играми лучше индивидуально или (4-5 ребенка).Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

2. Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей. «Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. (короче – длиннее).Накладывают на образец в альбомах.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. Соотносят цвет и число, состав числа.

3. Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора». Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

4. В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться, кодирование и декодирование.

Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре получают знания элементарных математических представлений.

1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

Работу с логическими блоками Дьенеша можно включать во все виды деятельности:

1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).

Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (Кодировать геометрические фигуры через отрицание)

5. Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.

Таким образом, использование культурных практик у дошкольников формируются и развиваются познавательные процессы (Память, мышление, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку).


Цель курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.
Задачи курса:
    Обучение умениям и навыков установления контактов.
    Обучение этике делового взаимодействия.
    Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
    Обучение методам для развития дальновидности в отношениях с клиентами.
    Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
    Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
    Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.
Категория участников и состав группы: руководители среднего звена (их средний возраст – 40 лет; опыт прохождения психологических тренингов, скорее всего, отсутствует); примерное количество участников – 12-15 человек.
Место проведения: зал для проведения тренингов – большое свободное помещение.
Тренинг рассчитан на 1 рабочий день, продолжительностью 8 часов.

Знакомство, предоставление общей информации по теме тренинга, принятие правил тренинга (20-25 минут).
Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе.
Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения уровня его развития приобретает у руководителей- профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителя во многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность управления, успех деятельности организации.
Термин "социальный интеллект" впервые использовал в психологии Э. Торндайк в 1920 году. Он понимал социальный интеллект как способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других. Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллект видом общего интеллекта, не определив отношения между ним и другими видами интеллекта. Основная функция социального интеллекта у него - прогнозирование поведения.
Г. Оллпорт полагал, что социальный интеллект - это "социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания".
В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека.
У Дж. Гилфорда в его концепции социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Сформировавшийся социальный интеллект выступает показательной характеристикой конкретной цивилизации, конкретного типа культуры и в этом качестве может быть охарактеризован как субъективный фактор исторических процессов применительно к коллективному субъекту истории.
Среди основных функций социального интеллекта необходимо выделить:

    гносеологическую (познавательную) - здесь социальный интеллект выступает в качестве инструмента познания реальности, как природной, так и социальной;
    аккумулятивную - реализуемую в механизмах социальной памяти;
    коммуникативную - это одна из важнейших функций социального интеллекта, обеспечивающая взаимопонимание как внутри коллективного интеллекта, так и между "мыслительными коллективами";
    управленческую - в этой ипостаси социальный интеллект выступает в качестве важнейшего компонента механизма социального управления;
    регулятивно-координирующую - посредством этой функции осуществляется регуляция и координация усилий социальных групп и коллективов в процессе достижения целей (в том числе координация интегральных мыслительных процессов): экономических, политических, социальных и др.;
    нормативно-ценностную - посредством этой функции реализуется представление социальным группам (и индивидам) социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится их деятельность;
    прогностическую - цель этой функции эффективное социальное прогнозирование и предвидение;
    эвристическую - ее реализация обеспечивает внедрение инноваций в жизнь общества;
    проблемно-конструктивную - в этом случае социальный интеллект представляется как средство анализа и выбора путей решения социальных проблем;
    социально-рефлексивную (идентификационную) , посредством которой реализуется саморефлексия конкретной социальной общности, ее самоидентификация, рациональное понимание (интеллектуальное освоение) ее интересов;
    функцию рационализации , задача которой - выявление (и отделение друг от друга) рационального и иррационального в сознании, деятельности, обществе, окружающей среде и др. на основе типа рациональности, характерного для данной социальной общности.
    функцию социального наследования , обеспечивающую интеллектуальную преемственность в духовной жизни поколений.
Правила тренинга :
Умейте слушать друг друга – это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу – иногда участники отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы вы пояснить, что имеется в виду?»
Проявляйте уважение – открытость в высказываниях появляется лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей. Соблюдению безопасности содействует следование правилам: не критикуй, не осуждай, не перебивай; обратная связь должна даваться только в доброжелательной манере.
Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности) – все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность – то, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило «стоп» - если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
Каждый говорит от себя, от своего имени – высказывания должны выражаться в персонифицированной форме. Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю, что…» и т.п.
    Упражнения, направленные на знакомство участников, сплочение группы и снятие напряжения
    «Снежный ком» : 10 мин, обр. связь 10 мин.
Цель упражнения: знакомство участников друг с другом.
Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

    «Три вопроса» : 20-25 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.
Этап 1. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Выбирайте из круга наиболее интересного для вас человека. Подумайте, что вы хотели бы о нем узнать. Напишите для него три вопроса. Постарайтесь, чтобы они были яркими и интересными».
Этап 2. Инструкция: «Есть предположение, что на эти вопросы будет интересно ответить и их авторам. Представьтесь, ориентируясь на них как на план рассказа».
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Звезда»: 10-15 мин, обр. связь 15 мин.
Этап 1. Группа делится на пары, и в течении 10-15 минут внутри пар происходит общение, направленное на узнавание друг друга.
Этап 2. По истечении времени все участники собираются в общий круг и представляют своих напарников как «звезд», акцентируя внимание на самых ярких положительных качествах.
Обратная связь строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?», «Какие испытывал трудности в процессе выполнения упражнения?».
    "Приветствие на сегодняшний день": 15 мин, обр. связь 20 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники, сидя в общем кругу, высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Наши качества»: 15-20 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники сидят в общем кругу и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий называет качество (положительное или отрицательное) того, к кому летит мяч. Ловящий бросает его следующему, если он согласен с тем, что это качество ему присуще, или возвращает его обратно, если не знает у себя такого качества.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Кому чаще всего бросали мяч и почему?», «Какие качества называли чаще: положительные или отрицательные?», «С чем связаны случаи возврата мяча?», «Узнали о себе и других что-нибудь новое?».
    «Общий рассказ»: 10-15 минут, обр.связь 15 минут.
Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого один из участников начнет рассказ и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи».
Игра может продолжаться не один круг, а заканчивается она на заторе мыслей или логическом завершении истории.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Вам понравился получившийся рассказ?», «Можно ли сказать, что он про нашу группу?», «Кто из участников определял основные повороты сюжета?», «Как оцениваете свой вклад в создание истории (и в развитие группы?)».
    «Пусть встанут те…»: 10 минут, обр. связь 10 минут.
Участники сидят в общем кругу. Тренер убирает свой стул и, стоя, дает инструкцию: «Сейчас я скажу: «пусть встанут те…» и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг, кто любит себя, у кого красивые глаза и т.д.). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. Поскольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…»
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

2. Упражнение, направленное на формирование адекватных реакций в различных ситуациях: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. 20-25минут, обр. связь 15 минут.
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный тип ответов. Для каждого участника используется только одна ситуация. Ситуации можно предложить следующие:

    Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
    Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
    Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
    Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые на ваш взгляд, вопросы.
    Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
    Друг просит одолжить вас ему какую-то дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Каким типом ответа вам проще всего было пользоваться в заданной ситуации, каким тяжелее?», «Что вы при этом испытывали?», «Какой тип ответа может считаться наиболее эффективным в заданной ситуации?».

3. Упражнение, направленное на умение организовать деловую дискуссию, развитие умений и навыков активного слушания, развитие умения высказывать сущность своей аргументации – « поменяйся ролями»: 20-25 минут, обр связь 20 минут.
Этап 1. Выбирается тема для дискуссии, значимая в данной группе. Участники делятся на две микрогруппы, занимающие противоположные позиции по выбранному вопросу. Начинается дискуссия.
Этап 2. На высшей точке накала ведущий просит участников поменять свои позиции на противоположные. Дискуссия продолжается.
Возможные темы для дискуссии:

    Манипуляция другими – за и против.
    Ложь во спасение.
    Все, что с нами случается, происходит не с нами, а для нас.
    Деньги – залог счастливой жизни.
    Альтруизм – сила или слабость.
    Любовь к себе и эгоизм.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Удалось ли прийти к согласию?», «Изменилась ли ваша модель поведения в споре во второй части игры?», «Насколько подобные паттерны характерны для вас в реальной жизни?», «Эффективны ли они?», «Как изменилась атмосфера в группе?».

4. Упражнение на выработку навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию – «Если бы…, я стал бы…»: 20 минут, обратная связь 15 минут.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».
Целесообразно проводить это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них, могут повторяться.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Как часто подобные ситуации встречаются в вашей реальной жизни?», «Какими способами вы выходите из них?», «Что вы при этом чувствуете?», «Узнали ли вы более эффективные способы выхода из конфликтной ситуации?», «Будете ли вы применять их в реальной жизни?».

5. Упражнение на развитие ассертивного поведения (под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него) – «Техника вежливого отказа»: 15 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются на пары. Один в паре – рекламный агент, цель которого – навязать какой либо товар. Другой – его потенциальный клиент, в задачу которого входит не позволить собой манипулировать и не выйти за рамки вежливой интеллигентности.
Обратная связь строится на обсуждении особенностей ассертивного поведения.

Перерыв 20 минут.

6. Упражнение на развитие наблюдательности – «Сыщики»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники группы вовлекаются в какую–либо деятельность, которая организована так, что бы каждый был чем-то занят. У каждого есть карточка с индивидуальным заданием, в рамках которой участник может импровизировать. При этом каждый должен выбрать себе объект для незаметного наблюдения. В процессе выполнения деятельности каждый участник выполняет три задания: 1) внимательно, но незаметно следит за тем, что делает выбранный им объект, 2) пытается понять, кто следит за ним, 3)определяет, за кем следит его объект.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Каждый участник удовлетворен ли тем, как выполнил задачу?», «Что было легче, что труднее, что помогло и что мешало в работе?».

    Упражнение на развитие умений интерпретировать выразительные эмоции – «Прочитай эмоцию»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Перед участниками выкладываются фотографии, на которых изображены лица в разном эмоциональном состоянии. Все участники разбиваются на пары, рассматривают фотографии и пишут на листах: 1) какие эмоции изображены, 2) какие эмоции, по их мнению, видят их напарники, 3) какие слова подходят к данным выражениям лиц. Затем участники меняются своими листами.
При обратной связи обсуждаются способы чтения выразительных движений и влияние стереотипов на способность рефлексивного рассуждения за других.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Угадай смысл диалога»: 7-10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники просматривают отрывки из фильма без звука. После этого они пытаются угадать смысл диалога по выражению лиц, позам жестам.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Эстафета»: 5-7 минут, обратная связь 10 минут.
Играющие образуют круг и закрывают глаза. Один из игроков задумывает какое-нибудь чувство, после чего открывает глаза и передает соседу свои чувства через телесные проявления. Следующий игрок пытается понять, что ему было передано, и отдает это чувство дальше по кругу, но уже своим способом выражения.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации и чувства участников.
    Упражнение на усиление чувствования связи между эмоциями и их невербальным проявлением – «Чего на свете не бывает»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются по парам и общаются, используя позы, жесты, мимику, не свойственные им в обычной жизни.
Обратная связь: обсуждение чувств участников.
    Упражнение на выработку умения более точно выражать свое эмоциональное состояние – «Изобрази эмоцию»: 10 минут, обратная связь 10 минут.
Участники пишут на листах названия каких-либо чувств. Листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Каждый участник должен с помощью мимики, пантомимики и через вокализацию, но без слов изобразить то чувство, название которого написано на его листе. Остальные пытаются отгадать, что было изображено.
При обсуждении обратной связи разбираются вопросы: «Что помогло в работе над упражнением?», «Что препятствовало его выполнению?».
    – «Прошлое, настоящее и будущее»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники распределяются по парам. Один в паре сначала внимательно разглядывает партнера, всматривается, изучает, ловит впечатления, возникающие при этом; затем сообщает партнеру свои догадки и предположения по поводу того, каким этот человек был в детстве, каков он сегодня вне работы и каким он желает быть через 10 лет. После чего участники меняются ролями.
Обратная связь: обсуждаются вопросы достижения цели.
    Упражнение на повышении способности к интуиции – «Кто как поведет себя»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники сидят в кругу, один – выходит. Затем выбирается человек из сидящих и на него составляется характеристика в заданных условиях (например, в трамвае ему наступили на ногу). Ушедший возвращается и пытается отгадать, что это за человек.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Что облегчило задачу?», «Что ее осложнило?».
    Упражнение на развитие интуиции – «Мои портрет»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его видят окружающие люди. В случае расхождения группа поправляет его.
Обратная связь: обсуждаются способы, которые помогали выполнить задачу, и аспекты, которые мешали достижению цели.
    Упражнение на повышение чувствительности, развитие интуиции – «Пространство»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Один из участников отворачивается и закрывает глаза. Остальные становятся за его спиной и на том расстоянии, которое соответствует степени их близости к этому человеку. Основной игрок должен почувствовать, где кто стоит.
Обратная связь: обсуждение чувств и мыслей участников.

Перерыв 15 минут.

Список использованной литературы:

    Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.
    Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
    Практикум по социально-психологическому тренингу. Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
    и т.д.................