Информационные технологии в работе школьного музея. Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе Информационные технологии в музеях мира

Информационные технологии в работе школьного музея. Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе Информационные технологии в музеях мира
Информационные технологии в работе школьного музея. Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе Информационные технологии в музеях мира

Разделы: История и обществознание

Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство архитектуры, науки, искусства. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музейных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации и для учителя, желающего использовать музей в учебном и воспитательном процессе, и для научного сотрудника музея, который заинтересован в том, чтобы как можно шире использовать в своей работе опыт коллег. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для создания «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим временем.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Использованная литература:

  1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
  2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

«Здравствуй, музей!»

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Цель данной программы сориентировать дошкольников старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплощающей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков материально – художественной деятельности, но и на формирование у детей старшей и подготовительной групп навыков визуальной культуры, приобретение опыта «насмотренности». Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» – это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно – эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников. Работа осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Например, в музеях Санкт – Петербурга созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально – развитый, не будет подолгу «созерцать» великий шедевр, как это делают взрослые. Наш город не «музейный», а в единственном Художественном музее нет специального отдела для детей. Если нет соответствующих условий, разработчики программы рекомендуют использовать информационно – коммуникационные технологии.

Мы видим, что ИКТ в дошкольной музейной педагогике позволяет преуспеть в реализации задач по данным направлениям: во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность детей внедрением новых информационных технологий; во-вторых, создать музейный фонд силами воспитателей посредством создания электронного музея; в-третьих, развивать коммуникативные умения детей на основе проектной деятельности; и, в-четвертых, формировать у детей навыки информационной культуры.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями. В художественном образовании гармонично объединяются как традиционные средства визуализации, так и новейшие технологии. Как эффективно включить эти средства в творческое развитие и обучение?

Задача актуализации художественного развития не может быть решена без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

Я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр:

- «Спрятанная вещь» - найти в картине изображение определенного предмета, цветка или животного и рассказать о нем.

- «Войди в картину» - детям предлагается закрыть глаза и представить, что они в пространстве выбранной картины, а затем ответить на вопросы: Что вы почувствовали, увидели, услышали, кого встретили?

- «Экскурсовод» - ребенок рассказывает сам о выбранном произведении, и отвечает на вопросы других детей.

- «Подбери палитру» - детям предлагается выбрать понравившуюся репродукцию произведения и из квадратов разного цвета выбрать те цвета, которые использованы в картине.

- «Что видим – разыграем» - при рассматривании произведения детям предлагается распределить роли, придумать короткий диалог и разыграть изображенный эпизод.

Благодаря этим играм у детей обогащается опыт «насмотренности», развивается художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное, происходит приобщение детей к миру изобразительного искусства

Сейчас я хочу познакомить вас со специальными сайтами, разработанными для работы с детьми в рамках музейной педагогики, где есть игра, произведение искусства и … компьютер. К сожалению, сайт Русского музея, на базе которого разработана программа, выдает информацию только об экскурсиях.

Из отечественных музейных сайтов наиболее интересен по содержанию, принципу подачи материала и по образовательной компоненте сайт Государственного Эрмитажа. Фирма IBM совместно с сотрудниками музея, являясь разработчиками этого электронного ресурса, перенесли на российскую почву мировые стандарты подобных Интернет-проектов.

На сайте размещен раздел, позволяющий с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии, посмотреть виртуальную выставку, посетить галерею трехмерных изображений.

Галерея трехмерных изображений включает в себя коллекции предметов, которые вряд ли можно так рассмотреть в музее, как это предлагается на сайте. Это мелкие предметы декоративно-прикладного искусства, детали одежды, ювелирного искусства.

Такая возможность практически «потрогать руками» музейный экспонат делает этот раздел актуальным особенно для нас, кто географически далек от Эрмитажа.

Мы обратились и к опыту зарубежных образовательных порталов, посвященных теме интеграции искусства и ИКТ для образования. Обращают на себя внимание проекты Pixel Face и Collage Machine на сайте детского образовательного центра Национальной Галереи Вашингтона. По своему содержанию это готовые программные продукты для творчества дома или на занятии. Так, Pixel Face – это программа, позволяющая с помощью разнообразных пикселей (разных по ритмической структуре, по цвету, по модулю) создать некое декоративное полотно, основу которого составляет портрет известного художника. Возможен выбор из 4-х портретов разных художественных стилей. В качестве своеобразной палитры инструментов предложена библиотека разнообразных пикселей, возможности рисования кисточкой-штампом, функция выбора тона, ластик. Кроме того, полученную работу можно распечатать. Для детей дошкольного возраста такая программа интересна и полезна, так как дает опыт работы со сложным цветовым пятном, имеющим ритмическую структуру,

с модулем, с большим диапазоном цветовых оттенков.

Следующий проект – проект Collage Machine обладает значительно большим потенциалом для творческой деятельности. Это буквально «коллажная машина». Работа в этой технике помогает приобрести первые навыки проектирования, организации композиции на плоскости, позволяет концентрировать внимание на символике цвета и цветовом ритме, особенностях взаимодействия цветов. Коллаж также дает возможность мобильного и продуктивного освоения различных композиционных задач. Также в этом проекте заложены инструменты (лупа), позволяющие двигать, изменять уровень прозрачности, приближать изображение. Все эти музейные интернет – проекты, предназначенные для всестороннего развития детей, еще раз подтверждают древнекитайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Хочу подчеркнуть, что новые технологии позволяют создавать инновационные художественные продукты, участвовать детям в новых формах коммуникации, учиться включать современные средства коммуникации в повседневную жизнь.

Также, сейчас выпускается много DVD, носящих культурологический образовательный характер. Например, программа «Здравствуй, музей!» выпустила цикл занятий Всемирной картинной галереи «Уроки тетушки Совы», которые очень нравятся детям.

После знакомства с произведениями искусства, обогащения опыта восприятия живописных произведений, умением наблюдать, всматриваться в природные явления, мы переходим к самостоятельной творческой деятельности детей, где используем традиционные и нетрадиционные материалы для работы над рисунками, коллажами, лепкой. Например, использование техники коллажа в продуктивной деятельности дошкольников. На первом этапе мы рассматриваем коллаж, отмечаем все детали. Второй этап – анализируем, выделяем и обговариваем средства, пространственное расположение. Третий этап – самостоятельная деятельность детей.

Одним из вариантов творческой деятельности детей является проведение интегрированных занятий. Например, занятие «Золотая осень»: рассматриваем, рассуждаем, создаем свое произведение искусства.

Обратите внимание на преимущества применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагога. Особо хочется выделить интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, что очень востребовано именно сегодня.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.

О результатах говорить пока рано, но мы видим, что детям это очень нравится и родители, посещая сайт «Музеи мира», повышают свой культурный уровень и становятся волонтерами в освоении и реализации новой программы.


Публикации раздела Музеи

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд - совмещать искусство с аттракционом - долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

США

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки , благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение , содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

ЮАР

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти , Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре , региональном музее Северного Приладожья , Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум» , который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

Новейшие информационные технологии в музейном деле

А.И. Смирнов, сотрудник исторического отдела

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мы планируем опубликовать серию статей по применению современных технологий в музейном деле и решили начать с сенсорных киосков, наиболее распространенных информационных систем в музеях мира.

Сенсорные информационные киоски в музеях мира

М.Ю. Малеева

Чаще всего в музеях России (Эрмитаж, ГТГ, Музей Мирового океана и т.д.) сенсорные киоски выполняют роль электронного консультанта или справочно-информационной системы. Как компания-изготовитель, мы были уверены в том, что возможности киосков этим не ограничиваются. За подтверждением наших предположений мы обратились к мировому опыту внедрения киосков в музеи. И надо сказать, мы не разочаровались.

Легко объяснимо, что лидером по количеству установок и наиболее оригинальному использованию киосков являются США. Другая страна нас удивила, это, как ни странно, оказался Таиланд. Надо сказать, что практически во всех музеях Таиланда установлены сенсорные киоски для обслуживания постетителей. Это и Музей сельского хозяйства, и Музей кораблестроения, Музей истории развития прессы, Музей подводного мира и многие другие. Киоски предлагают посетителям просмотреть мультимедиа - презентацию, сопровождаемую звуковым оформлением.

В большинстве музеев США сенсорные киоски, так же как и в России, используются в качестве электронного консультанта. Среди наиболее известных, хотелось бы назвать: Музей истории и науки (Техас), Американский музей Естествознания, Музей науки и высоких технологий и многие другие.

В краеведческом музее города Наппа долго были озабочены привлечением широких слоев населения. Работники музея опасались, что кроме школьников и студентов в музей не придет никто из жителей города. Проблему удалось решить с помощью сенсорных киосков, установленных в залах экспозиций. Киоски предоставили возможность увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции. Посетитель, воспользовавшийся услугами киоска, получал более подробную информацию об истории родного края. Информация организована в виде мультимедиа презентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Узнав о такой услуге, музей стали посещать люди различного возраста, имеющие навыки в общении с компьютером.

Сенсорный киоск установлен в зале «Доблести и славы» на морской военной базе в Вирджинии. Интегрированный с 42-дюймовой плазменной панелью, он представляет собой мемориал погибшим офицерам. Изображение, появляющееся на киоске, дублируется на плазменной панели. Мемориал содержит основные вехи биографии погибших офицеров.

Очень оригинальное применение получил киоск, установленный рядом со скульптурой Давида во Флоренции. Всем знаком шедевр Микеланджело. Его размеры поистине впечатляющи: высота скульптуры 5,5 метров плюс высота постамента. Рассмотреть Давида человеку среднего роста не так-то просто. Установка сенсорного киоска позволила каждому посетителю «обойти» скульптуру со всех сторон, а также рассмотреть ее детально. Следует отметить, что установка киоска совпала по времени с реставрацией шедевра и поэтому, была особенно востребована.

В Историческом музее Сиднея посетитель с помощью киоска может подробно познакомиться с историей материка, начиная от аборигенов и заканчивая Австралией наших дней. Отыскав любой объект на карте современной Австралии (свой дом или офис), можно спроецировать его на карту древнего материка и узнать, что же было на этом месте многие века назад.

Музей Ченектади (штат Пенсильвания) знаменит тем, что хранит истории всех жителей этого города. Киоски оснащены видеокамерой, и каждый посетитель может снять двухминутный Ролик о себе. Ролик записывается на различные информационные носители и сдается на хранение в архив. Помимо этого посетитель может просмотреть ролики трех своих предшественников или выбрать из списка жителей тех, которые больше всего его заинтересовали. К сожалению, не удалось узнать, сколько лет этому музею и сколько роликов в нем хранится.

В Музее истории в Атланте киоски установлены в экспозиции «Гиганты мезозойской эры». Помимо помощи в составлении индивидуальной программы посещения, киоски рассказывают о рептилиях, существовавших миллионы лет назад на нашей планете. Посетителю предоставляется информация по каждому из видов: от строения скелета и предполагаемого внешнего вида до рациона питания. Киоски также рекламируют остальные экспозиции музея и предоставляют информацию о расписании и работы и месторасположении.

В Британском музее в Лондоне установлены сенсорные терминалы в залах экспозиции, посвященной истории Древнего Египта. Киоски позиционируются как обучающие для детей от 10-15 лет. Дети, а, скорее всего, и не только они, получают информацию о каждом из представленных экспонатов.

В музее Лувра в экспозиции Истории Востока установлены три киоска. С их помощью публика может неторопливо погрузиться в более чем 1000-летнюю историю, начиная от зарождения человеческих общин до появления первых городов к «золотому веку» исламской культуры. Более 6 000 фотографий с пояснениями, более 400 текстов, а также карты и диаграммы - вот что положено в основу мультимедийной презентации.

Музей радио в штате Мичиган также оснащен сенсорными киосками, которые рассказывают биографии наиболее популярных радио-диджеев.

Практикуется использование киосков для организации доступа к ресурсам сети Интернет. Очень удобно, придя в один музей, виртуально «посетить» все его филиалы или ознакомиться с экспозицией музеев, находящихся в другой части света. Такие киоски снабжены удобными сидениями, так как рассчитаны на длительное время работы за ними.

Из приведенных примеров следует, что использование киосков и предоставление с их помощью различных услуг посетителям ограничено только одним - человеческой фантазией.

Публикуется с разрешения «Сенсорные Системы»

(выступление на 2-ой открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения»)

Кириллова Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида»

Всё, что изучается в школе - это культурный опыт прошлого. Снижение интереса школьников к изучению истории страны, родного края, равнодушное отношение к прошлому города, района, окружающих людей обусловлены объективными изменениями политической жизни страны, сменой ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности. Современная школа должна:

§ формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;

§ формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

§ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;

§ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;

§ формировать навыки коммуникации;

§ развивать умение формулироватьзадачу и кооперативно ее решать.

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1.Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2.Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3.Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новыевозможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети собственного музейного сайта.

Сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.

1.Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными).Интернет - мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Следует отметить, что немногие образовательные учреждения на сегодняшний день имеют регулярно обновляемый и содержательно прогрессирующий сайт. Возможны различные формы представления музея школы в сети:

1.Упоминание о наличии музея в школе на сайте образовательного учреждения. Такая ссылка поможет найти партнеров, привлечь внимание учеников к работе музея.

2.Представление тематики, форм работы, организационная информация на отдельной страничке сайта образовательного учреждения. Методические материалы помогут коллегам-руководителям школьных музеев, а красочный отчет о прошедших мероприятиях создаст привлекательный имидж для музея и образовательного учреждения в целом.

3.Представление фондов музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволит с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям. Возможные разделы сайта школьного музея:

§ Общие сведения, информация о возможности посещения

§ История музея

§ Описание фондов

§ Музейные экспонаты

§ Экспозиция

§ Афиша

§ Музейные проекты

§ Издания музея

§ Гостевая

§ Спонсоры, друзья и партнеры

1. Участие в телекоммуникационных проектах. Например, на сайте электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» реализуется проект «Школьные музеи в Интернете ». Проект организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи.

Создание единого электронного фонда материалов школьных музеев Новосибирска и области может стать решением проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства города.

В Новосибирске формируются условия для создания единой информационно-образовательной среды. В рамках реализации программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004 – 2007 гг.»:

§ была продолжена поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города. В течение 2004 года приобретено 620 - единиц компьютерной техники. В 2005 году в Новосибирскена 1 компьютер приходилось 33 учеников (для сравнения: в 2003 г.- 49; по России - 80);

§ расширяется сеть школьных медиатек, продолжается оснащение образовательных учреждений электронными средствами обучения;

§ в рамках реализации проекта «Подключение школ города Новосибирска к сети Интернет» через оптоволоконные каналы связи сегодня объединены 42 образовательных учреждений (в перспективе планируется подключение всех образовательных учреждений);

§ создана городская экспериментальная площадка, объединяющая 15 образовательных учреждений и ГЦИ «Эгида», для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися, оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.

Основной целью создания Городского центра информатизации «Эгида» является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из направлений работы для реализации поставленной цели можетбыть помощь образовательным учреждениям в изменении форм работы школьного музея в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

1.Обучение педагогов-руководителей музеев основам работы на ПК, основам издательской, проектной деятельности и сайтостроения.

2.Оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий.

3.Публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru . Представление фондов музеев поможет сформировать каталог ресурсов школьных музеев Новосибирска.

4.Проведение конкурсов краеведческой тематики. В 2005-2006 учебном году в рамках конкурса «Мой Новосибирск» создана номинация «Сайт школьного музея».

Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.