Общественная ценность фольклора. Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры

Общественная ценность фольклора. Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры
Общественная ценность фольклора. Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры

>>Фольклор и художественная литература

Появлению художественной литературы предшествовал длительный период, когда, ещё задолго до изобре-
тения письменности, на протяжении многих столетий древними народами создавалось подлинное искусство художественного слова - фольклор. «Начало искусства слова - в фольклоре», - справедливо утверждал Алексей Максимович Горький. Размышляя о главных чертах (признаках) в устройстве жизни древних людей и понимании ими окружающего мира, Горький писал:

«Признаки эти дошли до нас в форме сказок и мифов, в которых мы слышали отзвуки работы над приручением животных, над открытием целебных трав, изобретением орудий труда. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его Икаре, а также сказки о «ковре-самолёте». Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о «сапогах-скороходах». Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи - создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...»

В Древней Руси создавались и новые виды устного поэтического творчества: песни, предания, легенды, былины, объясняющие происхождение городов , селений, урочищ 1 , курганов, повествующие о героических подвигах защитников родной земли.

Многие из них вошли уже в первые произведения письменной литературы - летописи. Так, летопись «Повесть временных лет» (XI-XII вв.) содержит народные предания об основании Киева тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом, которые были известны даже в Царьграде, где им воздавали великую честь. В «Повести временных лет» можно найти и устно-поэтические предания о русских князьях - Олеге, Игоре, Ольге, Святославе и др. Легенда об Олеге вещем, например, рассказывает о выдающемся древнерусском полководце, победившем греков
не только силой, но и мудрой изобретательностью.

Позднее, с распространением письменности и появлением первых книг, устное народное творчество не только не утратило своей роли в жизни народа, но и оказывало самое благотворное влияние на развитие художественной литературы.

Стремясь глубже проникнуть в суть народной жизни, многие писатели черпали из фольклора не только сведения о быте, но и темы, сюжеты, образы, идеалы 2 , учились искусству яркой, выразительной речи. В большинстве литератур мира созданы произведения, имевшие распространение в фольклоре: песни, баллады, романсы8, сказки.

Вы хорошо знаете, что свою замечательную балладу «Песнь о вещем Олеге» Александр Пушкин написал на
основе услышанной им народной легенды о смерти князя Олега, якобы предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). В своей сказочной поэме «Руслан и Людмила» Пушкин широко использовал ещё с детства, со слов няни Арины Родионовны, запомнившиеся ему сказочные эпизоды и образы.

Воображение читателей поражает само вступление к этой поэме («У лукоморья дуб зелёный...»), в котором удивительным образом присутствуют знакомые каждому с детства сказочные образы русалки, избушки на курьих ножках, Бабы Яги со ступою, Кощея и другие волшебства из русских сказок. Поэт восклицает: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

Урочище - участок, отличающийся от окружающей местности, например болото, лес среди поля.
Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.
Романс - небольшое вокальное произведение лирического характера.

Пушкинская «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» является поэтической переработкой русской народной сказки «Самоглядное зеркало».

На основе народных сюжетов написали свои замечательные сказки датчанин Ханс Кристиан Андерсен («Дикие лебеди»), француз Шарль Перро («Золушка»), немцы братья Вильгельм и Якоб Гримм («Бременские музыканты») и др.

В сознании людей многих поколений сказки писателей слились со сказками народа. И это объясняется тем, что каждый писатель, каким бы оригинальным ни было его собственное творчество, испытывает глубокую связь с фольклором своего народа. Именно в устном народном творчестве писатели находили яркие примеры верности нравственным устоям, выражение мечты народа о справедливой, счастливой жизни.

Большое место в русском фольклоре занимают былины героические песни, повествующие о могучих русских богатырях, защитниках Родины. Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжёлую годину дух народа, воспитывали у юных любовь к родной земле и стремление защитить её от завоевателей. Былины о непобедимых богатырях вдохновляли русских писателей и поэтов на создание собственных произведений о бесстрашных и славных воинах земли русской. Познакомьтесь с отрывком стихотворения Николая Рыленкова, в котором поэт поведал о своих впечатлениях от былины об Илье Муромце, рассказанной ему дедом. Вот как представлял он в детстве богатыря:

Зима и детство. Вечер длинный
Под кроном тесного жилья.
Встаёт над дедовской былиной
Крестьянин Муромец Илья.
Не забавляясь в поле чистом,
Спешит он в Киев без дорог,
И Соловей Разбойник свистом
Остановить его не мог.

Многие писатели, стремясь глубже показать жизнь народа, национальные особенности героев, используют в своих произведениях народные песни, предания, легенды и другие виды устного народного творчества. Вспомним, как работал над своей книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич Гоголь. В письме к матери он просил сообщить ему всё, что она знает о нравах и обычаях своих земляков: «Это мне очень, очень нужно... Если есть, кроме того, какие-либо домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Всё єто будет для меня чрезвычайно занимательно...»

Вы знаете из уроков литературы, каким небывалым был успех первой книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Пушкин писал: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства 1 , без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в пашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою...»

В дальнейшем ваши знания о неразрывной связи фольклора с произведениями художественной литературы будут расширяться и углубляться, но при этом всегда следует помнить главное: для художников слова фольклор - неиссякаемый источник незыблемых представлений народа о добре, справедливости, истинной любви и мудрости.

Давайте побеседуем
1. Какие виды устного поэтического творчества создавал народ задолго до появления художественной литературы? Назовите те из них, которые вошли в первые летописи.
2. Почему писатели в своём творчестве часто обращаются к фольклорным произведениям?
3. Назовите произведения устного народного творчества, которые легли в основу известных вам литературных произведений.
4. Среди русских народных сказок есть сказка под названием «Золотая рыбка», сюжет которой полностью совпадает с пушкинской «Сказкой о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, почему именно эта народная сказка стала основой для создания одной из самых любимых и популярных сказок великого поэта?
5. Если вы хорошо знаете содержание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя, вспомните, какие народные поверья, легенды использовал писатель в своих повестях «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть».

6. В 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе издал книгу «Приключения барона Мюнхгаузена», которая была литературной обработкой фантастических рассказов действительно жившего в Германии барона Мюнхгаузена. Со временем эта книга приобрела всемирную известность. Какие из описанных в книге приключений вы знаете? Чем, по вашему мнению, эта книга привлекает читателей всего мира?
7. Почему А. М. Горький утверждал, что «начало искусства слова в фольклоре»?

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська .
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил. В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период.
Особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «сгущает краски», рассказывая о жизненных трудностях крестьян.
Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы. Начинается она со своеобразного зачина:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…

Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и былинам. Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности:

Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!

Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа. В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:

Свекровушка
Приметой прислужилася.
Соседкам наплела,
Что я беду накликала.
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.

Часто встречаются в поэме и загадки. Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания. Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней:

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.

В «Кому на Руси жить хорошо» очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!

Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные.
И – разные глаза:
Один здоровый - светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты.

Народность поэме придают и формы кратких причастий:

Поля – недоработаны,
Посевы – непосеяны,
Порядку нет следа.

Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.
Характеры персонажей раскрываются и через их речь. Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, затеряны…

Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:

Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!

Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Без сомнения, значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сложно переоценить.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина _______________________________

тема ___________________________________________________________________

Студент (ка) _____ курса

заочного факультета

специальность

_____________________________

_____________________________

Ф.И.О.

_____________________________

Санкт-Петербург

______________________________________________________________

подпись фамилия четко

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

(линия отреза)

Студент (ка) _____ курса______________________________________________________________

(Ф.И.О.)

заочного факультета специальность____________________________________________________

дисциплина___________

тема________________

Регистр.№__________________ «_______»_______________________200______г.

дата поступления работы в Университет

ОЦЕНКА__________________________ «_________»________________________200_____г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________________/_____________________________________

подпись фамилия четко

1. Введение …………………………………………………………………………….………………. 3

2. Основная часть ……………………………………………………………………………………. 4

2.1 Жанры русского фольклора ……………………………………………………………...4

2.2 Место фольклора в русской литературе ……………………………………………6

3. Заключение……………………………………………………………………………………………..12

4. Список используемой литературы………………………………………………………….13

Введение

Фольклор – [англ. folklore] народное творчество, совокупность народных действий.

Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством является актуальной проблемой современного литературоведения в контексте развития мировой культуры.

В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было неотъемлемым свойством подлинного таланта

В 1970-2000-е годы многие русские писатели, работающие в самых разных литературных направлениях, обращаются к устному народному творчеству. Каковы причины данного литературного явления? Почему на рубеже веков писатели различных литературных направлений, стилей обращаются к фольклору? Необходимо учитывать, прежде всего, два главенствующих фактора: внутрилитературные закономерности и общественно-историческую ситуацию. Несомненно, свою роль играет традиция: к устному народному творчеству писатели обращались на протяжении всего времени развития литературы. Другой, не менее важной, причиной является рубеж веков, когда русское общество, подводя итоги очередного столетия, вновь пытается найти ответы на важные вопросы бытия, возвращаясь к национальным духовным и культурным истокам, а богатейшее фольклорное наследие - это поэтическая память и история народа.

Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна потому, что она приобрела сейчас особенную философско-эстетическую ценность.

Фольклор - это архаический, надличностный, коллективный тип художественной памяти, ставшей колыбелью литературы.

Основная часть.

Жанры русского фольклора.

Русское народное поэтическое творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Жанры русского народного поэтического творчества предстанут перед нами в следующей схеме: I. Обрядовая поэзия: 1)календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы); 2)семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная); 3)заговоры. II. Необрядовая поэзия: 1) эпические прозаические жанры: * а) сказка, б) предание, в) легенда (и быличка как ее вид); 2) эпические стихотворные жанры: а) былины, б) исторические песни (прежде всего старшие), в) балладные песни; 3) лирические стихотворные жанры: а) песни социального содержания, б) любовные песни, в) семейные песни, г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.); 4) малые нелирические жанры: а) пословицы; о) поговорки; в) загадки; 5) драматические тексты и действа: а) ряженья, игры, хороводы; б) сцены и пьесы. В научной фольклористической литературе можно встретить постановку вопроса о смешанных или промежуточных родовых и жанровых явлениях: о лиро-эпических песнях, о сказках-легендах и т. п.

Однако надо сказать, что такого рода явления в русском фольклоре весьма редки. Кроме того, введение подобного типа произведений в классификацию жанров спорно потому, что смешанные или промежуточные жанры никогда не были устойчивы, ни в один период развития русского фольклора не были в нем основными и не определяли его общей картины и исторического движения. Развитие родов и жанров состоит не в их смешении, а в создании новых художественных форм и отмирании старых. Возникновение жанров, как и формирование всей их системы, обусловливается многими обстоятельствами. Во-первых, общественной потребностью в них, а следовательно, задачами познавательного, идейно-воспитательного и эстетического характера, которые ставила перед народным творчеством сама многообразная действительность. Во-вторых, своеобразием отражаемой действительности; например, былины возникли в связи с борьбой русского народа против кочевников-печенегов, половцев и монголо-татар. В третьих, уровнем развития художественной мысли народа и его исторического мышления; на ранних этапах не могли быть созданы сложные формы, движение шло, вероятно, от простых и малых форм к сложным и большим, например от пословицы, притчи (короткого рассказа) к сказке и преданию. В-четвертых, предшествующим художественным наследием и традициями, ранее сложившимися жанрами. В-пятых, влиянием литературы (письменности) и других видов искусства. Возникновение жанров -процесс закономерный; он определяется и внешними социально-историческими факторами, и внутренними законами развития фольклора.

Состав жанров фольклора и их связь между собой обусловливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу - изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой - труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей - личные отношения (семейные и любовные песни), четвертой - моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей. Жанры связаны между собой так же, как связаны между собой разные стороны и явления самой действительности, и поэтому образуют единую идейно-художественную систему. То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идейную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Для фольклорных жанров характерна общность принципов народной эстетики - простота, краткость, экономность, сюжетность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных). Жанры устного народного творчества связаны между собой также общей системой художественных средств фольклора -своеобразием композиции (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка -картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов. Эта система, исторически развивающаяся, имеет ярко выраженное национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народа. Взаимоотношения жанров. В формировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимодействия: взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу. Взаимодействие жанров имеет многообразные формы. Оно служит одной из причин значительных изменений в устном народном творчестве.

Место фольклора в русской литературе.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не известен, так как не известен автор произведения. Текст передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по своему, чтобы произведения было легко читать и понимать. В настоящее время выпущено в свет очень много сборников, включающих в себя один или сразу несколько жанров русского фольклора. Это такие, например, как «Былины» Л. Н. Толстого, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой, «Русский фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «О русском фольклоре» Э. В. Померанцевой, «Народные русские легенды» и «Народ–художник: миф, фольклор, литература» А. Н. Афанасьева, «Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова.

Во всех изданиях авторы выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички, частушки и т. д. Ввиду того, что материал очень огромен, и за короткое время его изучить невозможно, я использую в работе лишь четыре книги, выданные мне в центральной библиотеке. Это «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой.

Современные писатели часто используют фольклорные мотивы для того, чтобы придать повествованию бытийный характер, совместить индивидуальное и типовое.

Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка, их тематика была связана с исторической и социальной жизнью русского народа, его бытом и трудом. В фольклоре и литературе создавались во многом сходные между собой поэтические и прозаические жанры, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Поэтому вполне естественны и закономерны творческие связи между фольклором и литературой, их постоянное идейно-художественное взаимовлияние.

Устное народное поэтическое творчество, возникнув в глубокой древности и достигнув совершенства ко времени введения на Руси письменности, стало для древнерусской литературы естественным преддверием, своеобразной «поэтической колыбелью». На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора в значительной степени и возникла первоначально русская письменная литература. Именно фольклор, по мнению многих исследователей, вносил в произведения древнерусской литературы сильную идейную и художественную струю.

Фольклор и русская литература представляют собою две самостоятельные области русского национального искусства. В то же время история их творческих взаимоотношений должна была стать предметом самостоятельного изучения и фольклористики, и литературоведения. Однако такие целенаправленные исследования в русской науке появились не сразу. Им предшествовали длительные этапы автономного существования фольклора и литературы без должного научного осмысления процессов их творческого влияния друг на друга.

Творчество Толстого, обращённое к детям, обширно по объёму, полифонично по звучанию. Оно проявляет его художественные, философские, педагогические воззрения.

Всё написанное Толстым о детях и для детей знаменовало новую эпоху в развитии отечественной и во многом мировой литературы для детей. Ещё при жизни писателя его рассказы из «Азбуки» были переведены на многие языки народов России, получили распространение в Европе.

Тема детства в творчестве Толстого получила философски глубокое, психологическое значение. Писатель ввёл новые темы, новый пласт жизни, новых героев, обогатил нравственную проблематику произведений, обращённых к юным читателям. Огромная заслуга Толстого, писателя и педагога, в том, что учебную литературу (азбуку), традиционно носившую прикладной, функциональный характер, он поднял до уровня настоящего искусства.

Лев Толстой – это слава и гордость отечественной литературы. 2 Начало педагогической деятельности Толстого относится к 1849 году. Когда он открыл свою первую школу для крестьянских детей.

Проблемы образования и воспитания Толстой не оставлял вниманием до последних дней жизни. В 80-е и 90-е годы он занимался изданием литературы для народа, мечтал создать для крестьян энциклопедический словарь, серию учебников.

Постоянный интерес Л.Н. Толстого к русскому фольклору, к народной поэзии других народов (прежде всего кавказских) – факт общеизвестный. Он не только сам записывал и активно пропагандировал сказки, легенды, песни, пословицы, но и использовал их в своем художественном творчестве, в педагогической деятельности. Особенно плодотворными в этом плане были 70-е годы XIX века – время интенсивной работы над “Азбукой” (1872), “Новой азбукой” и дополняющими ее книгами для чтения (1875). Первоначально, в первом издании, «Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к «Ясной Поляне». Прежде всего хотелось бы отметить серьезное, вдумчивое отношение Л.Н. Толстого к фольклорному материалу. Автор обеих “Азбук” строго ориентировался на первоисточники, избегал произвольных изменений и толкований и позволял себе некоторые коррективы лишь с целью адаптации сложных для восприятия фольклорных текстов. Толстой изучил опыт Ушинского, критично отзывался о языке учебных книг своего предшественника, слишком, с его точки зрения, условном, искусственном, не принимал описательности в рассказах для детей. Позиции обоих педагогов были близки в оценке роли устного народного творчества, опыта духовной культуры в освоении родного языка.

Пословицы, поговорки, загадки в “Азбуке” чередуются с короткими зарисовками, микросценками, маленькими рассказами из народной жизни 3 (“Пошла Катя по грибы”, “У Вари был чиж”, “Нашли дети ежа”, “Несла Жучка кость”). В них все близко крестьянскому ребенку. Прочитанная в книге, сценка наполняется особой значимостью, обостряет наблюдательность: “Клали скирды. Было жарко, было трудно, а все пели”. “Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню”. Персонажи маленьких рассказов Толстого, как правило, обобщенные - мать, дочь, сыновья, старик. В традициях народной педагогики и христианской морали Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро. Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщенный смысл, приближаются к притче. Вот, например:

“У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку”.

Несколько строк простых двусложных слов. Вторая часть -- почти зеркальное отражение первой. А какая глубина? Мудрое течение жизни, ответственность поколений, передача традиций... Все заключено в двух предложениях. Здесь каждое слово будто взвешено, особым образом акцентировано. Классическими стали притчи о старике, сажавшем яблони, “Старый дед и внучек”, “Отец и сыновья”.

Дети – главные герои рассказов Толстого. Среди его персонажей малыши, простые, крестьянские ребята и барские дети. Толстой не акцентирует внимание на социальной разнице, хотя в каждом рассказе дети в своей среде. Деревенский малыш Филипок, в большой отцовской шапке, преодолевая страх, отбиваясь от чужих собак, идёт в школу. Не меньшей смелости стоит маленькому герою рассказа «Как я выучился ездить верхом» упросить взрослых взять его в манеж. А потом, не испугавшись падения, вновь сесть на Червончика.

«Я бедовый, я стразу всё понял. Я страсть какой ловкий», - говорит о себе Филипок, одолев по складам своё имя. Таких «бедовых и ловких» героев много в рассказах Толстого. Мальчик Вася самоотверженно защищает от охотничьих собак котёнка («Котёнок»). А восьмилетний Ваня, проявив завидную смекалку, спасает жизнь маленькому братишке, сестрёнке и старой бабушке. Сюжеты многих рассказов Толстого драматичны. Герой – ребёнок должен преодолеть себя, решиться на поступок. Характерна в этом плане напряжённая динамика рассказа «Прыжок». 4

Дети часто бывают непослушны, совершают неверные действия, но писатель не стремится дать им прямую оценку. Нравственный вывод читателю предстоит сделать самому. Примирительную улыбку может вызвать проступок Вани, тайком съевшего сливу («Косточка»). Беспечность Серёжи («Птичка») стоила жизни чижу. А в рассказе «Корова» герой в ситуации ещё более сложной: боязнь наказания за разбитый стакан привела к тяжёлым последствиям для большой крестьянской семьи – смерть кормилицы Бурёнушки.

Известный педагог Д.Д. Семёнов, современник Толстого, называл его рассказы « верхом совершенства, как в психологическом. Так и в художественном отношении... Что за выразительность и образность языка, что за сила, сжатость, простота вместе с тем изящество речи... В каждой мысли, в каждом рассказце есть и мораль... притом она не бросается в глаза, не надоедает детям, а скрыта в художественном образе, а потому так и просится в душу ребёнку и глубоко западает в ней» 5 .

Талант писателя определяется значимостью его литературных открытий. Бессмертно то, что не повторяет и неповторимо. Природа литературы не терпит вторичности.

Писатель создает свой образ реального мира, не удовлетворяясь чужим представлением о действительности. Чем больше этот образ отражает сущность, а не видимость явлений, чем глубже проникает писатель в первоосновы бытия, чем точнее выражена в его творчестве их имманентная конфликтность, являющаяся парадигмой подлинного литературного «конфликта», тем более долговечным оказывается произведение.

В число забытых произведений попадают вещи, которые редуцируют представление о мире и человеке. Это вовсе не значит, что произведение призвано отразить целостную картину действительности. Просто в «частной истине» произведения должна быть сопряженность с универсальным смыслом.

Вопрос о народности того или иного писателя не может быть разрешён до конца без анализа его связи с фольклором. Фольклор – безличное творчество, тесно связанное с архаическим миросозерцанием.

Заключение

Таким образом создание Толстым цикла «народных рассказов» 1880 - 1900-ых годов обусловлено в совокупности и внешними, и внутренними причинами: общественно-историческими факторами, закономерностями литературного процесса конца XIX - начала XX века, религиозными и эстетическими приоритетами позднего Толстого.

В условиях социально-политической нестабильности в России 1880 -1890-ых годов, тенденции радикального переустройства общества насильственными методами, сеющими рознь, разобщение людей, Толстой проводит в жизнь идею «деятельного христианства» - религиозно-философского учения о духовном просветлении на основе христианской аксиоматики, выработанного им в течение четверти века, и следование которому, по мнению писателя, должно неминуемо привести к духовному прогрессу общества.

Объективная реальность, будучи противоестественной, получает эстетическое осуждение писателем. С целью противопоставить действительности образ гармоничной реальности, Толстой разрабатывает теорию религиозного искусства, как наиболее соответствующую потребностям дня, и кардинально меняет характер собственного творческого метода. Избранный Толстым метод «духовной правды», синтезирующий реальное и идеальное как способ воплощения гармоничной реальности, наиболее ярко реализовался в цикле произведений с условным жанровым определением «народные рассказы».

В условиях возрастающего интереса современного литературоведения к христианской проблематике в отечественной классике перспективным представляется изучение «народных рассказов» в контексте духовной прозы конца XIX - начала XX века, позволяющее представить духовную литературу данного периода как целостное явление.

Список используемой литературы.

1. Акимова Т. М. , В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. – 208 с.

2. Горький М. Собр. соч., т. 27

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и их потомков (XI – XII вв.). – М.,1998. – С. 225.

5. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-товпоспец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с.

6 . Семёнов Д.Д. Избр. Пед. Соч. – М., 1953


Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр - это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр - это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

Что называют музыкальным фольклором?

Частушки

Частушка - это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек - это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок - социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Понятие фольклорного жанра. Совокупность принципов, позволяющая в данной ситуации построить высказывание определенного типа, называется фольклорным жанром (похожее см. у Б.Н Путилова). Единицами образования фольклорного жанра, если жанр – совокупность фольклорных произведений, являются законченные высказывания, как единицы речевого общения. В отличие от единиц речи(слова и предложения) высказывание имеет адресата, экспрессию и автора. От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания.

Фольклорные тексты анализируются в аспектах:

-социальная ситуация, спровоцировавшая высказывание

-намерение говорящего

-базовые социальные характеристики говорящего

-идеалогические\ментальные установки

-цель которую преследует говорящий

-характеристика отношений между фактом сообщения и самим фактом

-ответная ракция

-языковые средства для создания высказывания (Адоньева С.Б. «Прагматика..»)

Жанр – совокупность произведений, объедиененных общностью поэтической системы, бытового назначения форм исполнения и музыкального строя. Пропп ограничиваемся- поэзией повествовательной и лирической. Драматическая поэзия, а также частушки, пословицы, поговорки, загадки и заговоры, возможно, составят предмет другой работы.

Повествоват поэзию пропп делит на

Прозаическую и

Стихотворную

Народная проза – одна из областей народного творчества

Выделяет след роды и виды

    сказка – ни исполнитель ни слушатель не верят в рассказываемое (Белинский) это очень важно так как в остальных случаях попытки передать реальность, а здесь нарочитый вымысел

Сказки волшебные

По определению Проппа они выделяются по совершенно четкой композиции, по своим структурным признакам, по своему, так сказать, синтаксису, кото­рый устанавливается научно совершенно точно о чем подробнее в Морфологии сказки и в билете о сказках.

Кумулятивные построены на многовкратном повторении всетрч, создания нагромождения, отсылорк. Обладают особой композицией стилем богатым красочным языком тяготеют к ритму и рифме

Для других видов сказок, кроме волшебных и кумуля­тивных, композиция не изучена, и определять и делить их по этому признаку пока нельзя. Вероятно, единством компози­ции они и не обладают. Если это так, то в основу дальней­шей систематизации приходится избрать какой-либо другой принцип. Таким принципом, имеющим научно-познаватель­ное значение, может быть определение по характеру дей­ствующих лиц.

Вспоминаем сразу прения в начале Морфологии сказки, где рассказ про афанасьева и его классификацию по которой никто не классифифирует но она есть. Из этого получаем 1 разряд

    сказки о животных

Сказки о неживой природе(всякие силы ветер волда)

Сказки о предметах(пузырь лапоть соломинка)

По типам животных(домашние дикие)

Сказки о растениях(война грибов)

2) сказки о людях(они же бытовые) действ мужики бабы и проч

Сюда по сути своей относим репку, которая является кумулятивной

Пропп делит их по типам пресонажей с точки зрениях их действий

О ловких и умных отгадчиках

Омудрых советчиках

Неверных\верных женах

Разбойниках

Злых и добрых … и тд

Такое же разделение по типам с.жетов, атк как тут сюжет определяется характером персонажа, что поеределяет его действия…

В фольклоре нет особого различия между бытовыми скзками о людях и анектодати(пропп)

3)небылицы – рассказы о нереальных в жизни событиях (напр Мюнгхаузен постороен именно на этом жанре)

4) докучные сказки – короткие прибаутки\потешки для детей, когда они требуют сказок

С точки зрения проппа сказка это еще не жанр, вот виды сказок которые мы выделили это жанры их можно делить на рубкрики. Жанр – лишь одно из звеньев классификации.

Лирическая эпическая и драматическая поэзия это роды эпика: эпич проза\эпич поэзия

Сказка это вид эпической прозы она распадается на вышеуказанные жанры они на типы а те на версии и варианты. Следовательно имеет след схему

Следующая область

2)рассказы в которые верят

Здесь мы имеем

А) этнологические о происхождении земли и всего что на ней есть(мифы о сотворении)

Б) про зверей они же почемучки: почему у слона длинный нос

В) былины - в большинсвте случаев это страшыне рассказы о леших, русалках и проч нечисити (о же бывали и проч проч)

Г) легенды – связанные с православием рассказы, с персонажами В,Н заветов так как легенда этимологически то что читали монахи за трапезой, то с историческими лицам это не сбюда. Кроме тогог спорен вопрос об отношении легенд к фольклору Соколов считал их легендарными сказками Аарне, Андреев и Афанасьев считали их отдельными и издавали в отдельн сборниках

Д) предания – вот сюда относятся историч лица и события

Е) сказЫ – устные мемуары отдельных людей которые передают события имевшие место и сохран факты

Стихотворная эпическая поэзия

Отличается неразрывной связью музыкальной составляющей с текстом, то есть не важен жанр – всегда будут петь. РИТМ. Сюжет,стих,напев – одно художеств целое. (вспомин описания у Лорда о том как сказитель учится петь былину) напевность выражает лирическое отношегие к изхображаемому. Хотя каждая былина в отдельности не обладает своим напевом (одним напевом могут исполняться разные былины и наоборот), стиль былинного музыкального испол­нения в известных границах целостен и неприменим к дру­гим видам эпического творчества.

Былина – один из видов песенной эпической поэззи. Сама былина не жанр как и сказка но в ее состав входят те самые жанры. Былины отличаются диким разнообразием сюжетов поэтому их труднее классифицировать чем сказки.

Былины по сюжетн группам,Ю по стилю и характеру повествоания делятся на

    былины героические

-«классические»(сюжет – подвиги нац русских героев, в качестве пролога то как герой получил силу) например когда после ильи и святогора начнается сражения ильи с идолищем. Или когда после исцеления ильи он едет в киев побеждая по дороге соловья разбойника

Воинские(в каом либо идее повествуют о сражении с группой врагов, полчищ татар например. ДОПОЛНИТЬ СЮЖЕТОМ!!! Можно отследить историю и эволюцию ‘b[ былин считает пропп)

Единоборство (муромец и турецкйи хан, алеша в бою с тарариным)

Когда 2 героя встреачются в поле не узнабт друг друга и бьются (ПРИМЕР!!)

Былины о сражении с чудовищем(можно ли отнести сюда ИДОЛИЩЕ?? Или соловья?) они более древние и из них выраслиите что о сражениях

Былины о бунте героя(один из признаков – действия в интересах государства)

Это былины о бунте Ильи против Владимира, об Илье и голях кабацких, о Буяне-богатыре, о Василии Буслаевиче и новгородцах и о смерти Василия Буслаевича.Один из признаков героических былин состоит в том, что герой в них действует в интересах государства. С этой точки зрения к героическим былинам несомненно относится были­на о Дунае и его поездке за женой для Владимира.

Что правильнее: считать, что каждая из этих групп состав­ляет особый жанр, или же полагать, что, несмотря на разли­чие сюжетов, героические былины составляют один из жан­ров былинного творчества? Последнее положение более пра­вильно, ибо жанр определяется не столько сюжетами, сколь­ко единством поэтики - стиля и идейной направленности, а это единство здесь налицо.

    Былины сказочного характера

Антагонистом героя в этих случаях является женщина. В отличие от сказок, в которых женщина чаще всего-беспомощное существо, которое он спасает, напри­мер, от змея и на которой он женится, или мудрая жена или помощница героя, женщины былин чаще всего существа коварные и демонические; они воплощают некое зло, и ге­рой их уничтожает. К таким былинам относятся «Потык», «Лука Данилович», «Иван Годинович», «Добрыня и Марин­ка», «Глеб Володьевич», «Соломон и Василий Окулович» и некоторые другие. Это именно былины, а не сказки. Сказоч­ный характер им придает наличие колдовских чар, оборот-ничество, различные чудеса; эти сюжеты специфичны для былин и не соответствуют поэтике сюжетов сказки. Наряду с этим в былинном эпосе обращаются и сказки, распеваемые былинным стихом. Такие произведения не относятся к бы­линному творчеству. Их сюжеты фигурируют в указателях сказок («Нерассказанный сон», «Ставр Годинович», «Ванька

Удовкин сын», «Подсолнечное царство» и Др.). Такие сказки должны изучаться как при исследовании сказочного, так и при исследовании былинного творчества, но относить их к жанру былин только на основании использования былинного стиха нельзя. Такие былины обычно не имеют вариантов. Особый случай представляет собой былина о Садко, в кото­рой нет антагониста героя типа коварных женщин других былин. Тем не менее принадлежность ее к сказочным были­нам совершенно очевидна.

Можно ли считать, что былины сказочного характера со­ставляют один жанр с былинами героическими? Нам кажет­ся, что нельзя. Хотя вопрос еще должен изучаться специаль­но, все же довольно очевидно, что, например, былина о Добрыне и Маринке есть явление совершенно иного харак­тера, чем былина о набеге литовцев, и что они принадлежат к разным жанрам, несмотря на общность былинного стиха.

    Новеллистические былины некоторое количество реалистически окрашенных повествований, сюжеты которых отличаются от рассмотренных выше, отли больш разнообразием

–сватовство с препятствиями

С одной стороны, стиль новеллы и стиль монументальной, героической или сказочной былины несовместимы. С другой же стороны, в составе былин есть некоторое количество реа­листически окрашенных повествований, сюжеты которых имеют существенно иной характер, чем рассмотренные вы­ше. УСЛОВНО такие былины можно назвать новеллистически­ми. Число их невелико, но они отличаются большим разно­образием. В некоторых из них рассказывается о сватовстве, которое, после преодоления некоторых препятствий, оканчи­вается благополучно («Соловей Будимирович», «Хотен Слу-дович», «Алеша и сестра Петровичей»). Промежуточное по­ложение между былинами сказочными и новеллистическими занимает былина об отъезде Добрыни и неудачной женитьбе Алеши. Былина об Алеше и сестре Петровичей занимает промежуточное положение между жанром былины и жан­ром баллады. То же можно сказать о «Козарине». Балладный характер носит также былина о Даниле Ловчанине, о чем мы скажем ниже, при изучении баллад. Другие сюжеты, которые обычно относятся к былинам, мы бы отнесли к бал­ладам («Чурило и неверная жена Бермяты»).

Сюжеты новеллистических былин можно распределить по группам, но здесь мы этого делать не будем. Женщина в этих былинах играет большую роль, но есть новеллистиче­ские былины и иного характера, как, например, былина о состязании Дюка с Чурилой или о посещении Владимиром отца Чурилы.

    песни о святых и их деяниях(об алексее человеке божием.)

выражаю.т некотопеы религиозные представления народа, однако мировоззрение в них выраженное часто не совпадает с догматом церкви, имеет юитсорически еподробности и обладают особыми красотами.

В противоположность им существуют скоморошины

    песни о веселых происшествиях(или о не веселых но трактуремых юмористически) есть множество типов

    –пародии

    –небылицы

    –с острой социальной сатирой

Не всегда носят повествоват характер иногда в предмете смешная сутиауция не получантся особого развития. Общность жанров=прежде всего общность стиля.

Значительно отличаются от западноевропейский, сфера – мир человеческих страстей, трактуемый трагически

    любовные(семейное содержание)

Страдалица-женщина в голавной роли. Средневековая русская действительность. Действ лица в основном принадлежат к средним или высшим сословия, изображаются глазами крестьян. Тяготеют к изображению страшных событий, убийство невинной женщины частая развязка и убийца часто член сеьми. Князь роман, федор и марфа, оклеветанная жена.

Длительная отлучка одного из членов семьи при неожиданной случайной встрчи они не узнают друг жруга и трагические события (брат разбойник и ссетсра) песня записанная пушкиным?

2) баллады исторические

В них могут дейтсовать реальные исторические герои например татары, но они нападают не войском а похщают женщину. Концентрация вниманя вокруг личной истории, характреный признак наличие некоторой интриги любовного или семейого содержания

Былины менее сфокусированы на личности нежели баллады однако есть много преходных случаев(ПРИМЕРЫ!!)

Между балладой и другими жанрами не всегда можно провести точную гра­ницу. В данном случае можно говорить о былине балладного характера или о балладе былинного склада. Таких переход­ных или смежных случаев между балладой и былиной, бал­ладой и исторической песней или балладой и песней лири­ческой можно найти некоторое, хотя и не очень большое ко­личество. Проводить же искусственные грани нецелесообраз­но. Былина и баллада могут быть различаемы и со стороны музыкальной. Былина обладает определенным размером и напевами полуречитативного характера. Стихотворные раз­меры баллады очень разнообразны, так же как и наивны. С музыкальной точки зрения баллады как фольклорно-музыкального жанра не существует.

Все изложенное показывает, что баллады обладают на­столько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре. Тех резких отличий, какие имеются в ре­пертуаре былин или сказок, здесь нет. Разница между балла­дами семейными, о неузнанных встречах и так называемыми историческими балладами есть разница типов, а не жанров.

Исторические песни

Весьма сложен вопрос о жанровом характере историче­ских песен. Самое название «исторические песни» указы­вает, что песни эти определяются со стороны содержания и что предметом исторических песен являются исторические лица или события, имевшие место в русской истории или по крайней мере обладающие историческим характером. Между тем как только мы приступим к рассмотрению того, что на­зывают исторической песней, так сразу же обнаруживаем чрезвычайное разнообразие и пестроту поэтических форм.

Разнообразие это настолько велико, что исторические песни никак не составляют жанра, если жанр определять по приз­наку некоторого единства поэтики. Здесь получается то же, что и со сказкой и былиной, которую мы также не могли признать жанром. Правда, исследователь имеет право огово­рить свою терминологию и условно называть исторические песни жанром. Но познавательного значения такая термино­логия не имела бы, и потому прав был Б. Н. Путилов, когда свою книгу, посвященную историческим песням, он назвал «Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков» (М.-Л., 1960). Тем не менее историческая песня существу­ет если не как жанр, то как сумма нескольких различных жанров разных эпох и разных форм, объединяемых историч­ностью своего содержания. Полное и точное определение всех жанров исторической песни не может входить и нашу задачу. Но даже при поверхностном взгляде, без специально­го и углубленного изучения, можно установить хотя бы неко­торые виды исторических песен. Характер исторических песен зависит от двух факторов: от эпохи, в которую они создаются, и от среды, которая их создает. Это дает возмож­ность хотя бы наметить основные категории исторических песен.

    Песни скоморошного склада

Открывают список ситорических песн потому что перва я историческая песня была выявлена именно в этом жанре. О щелкане дудентьевиче, относится к 14 веку самая ранняя, составленнеы позднее песни были другого характера

    составленные в 16 веке песни о Грозного – страшные

Песни созданные в московской городской среде-пушкарей(артиллеристов вольных) псени создавались средствами былины и снарод называл их старинами (гнев грозного на сына, взятие казани) в дальнейшем развитии утратили связь с былиной

3) песни о внутренних событиях к 16-началу 18 века

Так же созданы в москве простым людом, Это песни определенной среды и определенной эпохи., пр разнообразии поэтики имеют единсвто эпики(о земском соборе об осаде осоловецкого монастыря)

    петерубргские песни

С перенесением столицы в Петербург этот тип городских песен о внутренних событиях русской истории перестает быть продуктивным. В Петербурге создаются отдельные пес­ни о восстании декабристов, об Аракчееве и некоторые дру­гие, но жанр этот в XIX веке находился на ущербе. Песни этой группы созданы городской средой, откуда они позднее проникают в крестьянство.

    Песни казачества 16-17 в

Хоровое исполнение протяжность лирические песни о вольнице., о крестьянских войнах. Здесь песни о пугачеве более реальны чем песни о разине так как петербургские псени были под влиянием солдатских

    Воинские солдасткие песни 18-20

С появлением регушлярной армии созданы солдатами доминирующий вид есни от полтавского боя до 2 мировой

Лирические песни

    Формы бытования и использования

Хороводные игровые плясовые

Исполняемеы без движений

2)бытовое применение

Трудовые посиделочные святочные свадебные и тд

В них поется о любви, семье разлуке – человеческой жизни

    Псени выражают извсетное отношение к миру

Сатирические укоряющие

Величальные сетующие

3) по исполнению

Протяжные ачстые промежуточные полупротяжные

4)Песни по социальным группам

Рабочих, крестьян, бурлаков, солдат

Жеснк мужск молод стары и проч половозр

Для разделения на жанры отталкиваемся от след позиций

    Единство формы и содержания. Предполагается что первое все таки содержание так как оно создает форму

    Так как создаетли- представители различных социальн групп, то и песни у них разные

Социальная группа батраков создаст песню определенного содержания и соотвественно этому песня примет определенную форму

    Песни крестьян оторвавшихся от земли

    Песни рабочих

Деление песен по социальной принадлежности

    Песни крестьян ведущих земледельческий труд

Делятся на

    Обрядовые

Ф) земледельческие

Делятся по праздникам на которых они исполнялись

Например святки=колятки, новогод = подблюдные для тгаждания

Песни для каждого праздинка = отдельный жанр

И) семейные

Пропп рассматривает причитания, они бывают

+) похоронные

Для каждого момента обряда разные для разного исполнителя

+_) свадебные

Иные причтания, исполняемые невестой либо плакальщицей, так же приговоры дружки и величальнеы родителям это оснвеы жанры свадебн песен

    Необрядовые

Здесь пропп снова сосредоточился на причитаних, они названы

А) Рекрутские, а так же связанные с какими то бедсвиями в жизни, сюда же остальные песни не рассмотренные проппом

По форме исполнения песни можно разделить на те которые исполяются с телодвижениями и те кторые исполняются без

А) Хороводные, игровые, плясовые

Хороводные, игровые и плясовые песни обладают особым стилем. Обычно они имеют куплетное строение (чего нет в песнях голосовых). Такие песни обладают особыми законами композиции. Так, например, последние строки каждого куп­лета могут повторяться с изменением одного-двух слов.

    Хороводные песни распределяются по тем фигурам которые составляет хоровод(Балакирев отличает хороводные песни «круговые», когда хоровод движется по кругу, и «ходовые», когда Поющие стоят или ходят друг за другом.)

    Игровые песни обычно связаны с игрой но могут исполняться и в одиночку как напоминаение о прошлых играх, отличаются по месту исполнения позволябют орепрелить в чем состояла игра.

Игры и игровые песни отличаются также по тому, исполняются ли они на открытом воздухе или в избе. Игры зимой в избе и летом в поле или на улице бывают разные. Игровые песни тесно свя­заны с играми, и очень часто из текста песни можно устано­вить, в чем игра состояла. Игровую песню можно узнать не­зависимо от того, обозначена ли она собирателем как тако­вая или нет. Границы между хороводными и игровыми пес­нями не всегда можно установить точно, так как самое веде­ние хоровода есть род игры

    В плясовых песнях содержание песни менее тесно связано собственно с пляской, чем содер­жание игровых с игрой. Любая частая песня может быть использована как плясовая, под любую частую песню можно плясать. Однако не под всякую частую песню непременно пляшут. Если игровую песню можно узнать независимо от того, обозначена ли она как таковая или нет, то плясовую по тексту узнать нельзя. Из этого следует, что плясовые песни собственно не представляют жанра. Тем не менее использо­вание песни для пляски - важный признак целого ряда частых песен.

Исполнются и хором и одиночно, просто сидя или при работе

    Ярко выраженные протяжные

Элегические, лирическеи, выражающие глубокие чувства поющих обычно грустыне

    Частые песни

Имеют веселый шуточный характер чаще выражают коллективные чувства

Для 1,2 темп песни=характеру песни, для 3 он не имеет значения

    Полупротяжные

Для поеределиня жанра песни важно

Указание на шуточный характер, так как это черта частых

Внимание к теме содержданию песни

В сост необрядовых песен входят разные жанры, однако сами они жанра не составляют

Песни крестьян оторванных от земли

Песни дворовых составляют не­сомненный, притом очень специфический жанр. С одной стороны, в них отражен весь ужас, все унижение крестьяни­на, всецело зависящего от произвола барина и подвер­гающегося жестокой порке за малейшие провинности. С другой стороны, в них есть элементы какого-то фривольного или развязного тона, который совершенно чужд песням кре­стьянским и который свидетельствует о развращении кре­стьянской психики под влиянием «цивилизованной» барской среды.

Лакейские городские песни мы с талкиваемся с песнями с социальной направленностью

Трудовые псни созданные для аккомпанирования труду например бурлатские когда песня заменяет команду и подобн

Удалые песни – посвящены разбойникам вырвавшимся на волю и ставшими рубин гудами(но песни о траг судьбе к протяжным)

Солдасткие песни – о тяготах службы и отваге для отечества и тп

Очень важно смотреть кто исполняет песню если девушка то это скорее какая то протяжная или любовная, а аесли парень значит удаляя и тд

Тюремные песни – 2х видов: страдающие и просящиеся на волю, и матерые зеки бравирующие прошлым

Фольклор городской мещанской среды – жанр жестокого романса о трагическом завершении несчастной любви

Песни рабочих – традиции идут от литературы хотя образы и обращения присутсвуют крестьянские и плачи тоже, но тема – горькая жизнь и состав слов и образов – иной. Ранняя рабочая поэзия – 4ст хорей = частушка. Переделывают в песни подходящие по смыслу литературные произведения стихи поэтов. Рабочие песни объядиняют фольклор и литературу, среди них выделяются 3 разряда

    Песни созданные самими рабочими

    Сатирические псени связанные с классовым сознанием

    Песни-гимны, похоронные марши их исполняли коллективно

Таким образом, в составе рабочей поэзии можно наметить несколько групп, имеющих характер жанров: это протяжные песни фольклорного типа, лиро-эпические стихотворные пес­ни с нарастающим революционным содержанием, сатириче­ские произведения, также с нарастающим революционным сознанием, и гимническая поэзия, уже выходящая за грани фольклора.

Детский песенный фольклор

    Взрослые поют для детей

Колыбельные(ровный напев, слова отовсюду)

Игровые напевы, небылицы

Потешки для маленьких

    Дети поют сами

Игровые песни, не понятные без игр + условно считалки

Песни дразнилки, насмешки

Песни детей об окружающей жизни(особая нестройнойсть, иногда набор слов)

От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания.

    Специфика фольклора: коллективное и индивидуальное начала, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования .

По Якобсону и Богатыреву фольклор больше тяготеет к языку, чем к речи из теории Соссюра. Речь использует язык, и каждый говорящий делает индивидуально. Так и в фольклоре некий набор традиций, корпус устоев, верований, творчества используется исполнителями произведений и создателями. В качестве канвы выступает традиция, на ее базе создается произведение, оно проходит коллективную цензуру и через какое то время превращается в традицию для последующих произведений. существование фольклорного произведения предполагает усваивающую и санкционирующую его группу. В фольклоре интерпретация – источник произведения.

Коллективное и индивидуальное начала. В фольклоре мы сталкиваемся с феноменом коллективного творчества. коллективное творчество не дано нам ни в каком наглядном опыте, и поэтому нужно предполагать существование некоего индивидуального творца, инициатора. Типичный младограмматик как в языкознании, так и в фольклористике, Всеволод Миллер считал коллективное творчество масс фикцией, потому что, полагал он, человеческий опыт никогда не наблюдал такого творчества. Здесь, несомненно, получает свое выражение влияние нашего ежедневного окружения. Не устное творчество, а письменная литература является для нас привычной и наиболее известной формой творчества, и, таким образом, привычные представления эгоцентрически проецируются в сферу фольклора. Так, моментом рождения литературного произведения считается момент его закрепления на бумаге автором, и по аналогии момент, когда устное произведение впервые объективируется, то есть исполняется автором, интерпретируется как момент его рождения, тогда как в действительности произведение становится фольклорным фактом только с момента его принятия коллективом.

Сторонники тезиса об индивидуальном характере фольклорного творчества склонны подставлять аноним взамен коллектива. Так, например, в одном известном руководстве по русскому устному творчеству говорится следующее: «Таким образом, ясно, что и в обрядовой песне, если мы не знаем, кто был создателем обряда, кто был создателем первой песни, то это не противоречит индивидуальному творчеству, а только говорит за то, что обряд так древен, что мы не можем указать ни автора, ни условий возникновения старейшей, теснейшим образом связанной с обрядом песни, и что создался он в среде, где личность автора не представляла интереса, почему память о ней и не сохранилась. Таким образом, идея «коллективного» творчества здесь ни при чем» (102, стр. 163). Тут не принято во внимание, что обряда без санкции коллектива быть не может, что это contradictio in adjecto и что, даже если в истоке того или другого обряда лежало индивидуальное проявление, путь от него к обряду так же далек, как путь от индивидуального уклона в речи до изменения в языке.

В фольклоре соотношение между художественным произведением, с одной стороны, и его объективацией, то есть! так называемыми.вариантами этого произведения при исполнении его разными людьми, с другой стороны, совершенно аналогично соотношению между langue и parole. Подобно langue, фольклорное произведение внелично и существует только потенциально, это только комплекс известных норм и импульсов, канва актуальной традиции, которую исполнители расцвечивают узорами индивидуального творчества, подобно тому как поступают производители parole по отношению к langue 2. Насколько эти индивидуальные новообразования в языке (соответственно в фольклоре) отвечают требованиям коллектива и предвосхищают закономерную эволюцию langue (соответственно фольклора), настолько они социализируются и становятся фактами langue (соответственно элементами фольклорного произведения).

Роль исполнителя фольклорного произведения никоим образом не должна отождествляться ни с ролью читателя или чтеца литературного произведения, ни с ролью автора. С точки зрения исполнителя фольклорного произведения эти произведения являются фактом langue, то есть внеличным, существующим независимо от исполнителя, хотя и допускающим деформацию и введение нового творческого и злободневного материала фактом.

Индивидуальное начало возможно в фольклоре только в теории, то есть если Ч заговаривает грыжу лучше чем Ш, только после принятия коллективом знающих метода Ч ее вариант заговора станет фольклорным произведением, а не просто местной особенностью известного заговора (?)

Устойчивость и вариативность

Фольклорный текст как текст устный разделяет некоторые особенности обыденной устной речи, хотя в гораздо большей степени урегулирован. Как и в обыденной речи, в фольклоре имеет место деление на небольшие структурные звенья (в песнях эти звенья могут совпадать со строкой), подлежащие сцеплению определенными синтаксическими средствами, гораздо менее строгими, чем в письменной речи. Но при этом фольклорные тексты являются традиционными и заново воспроизводимыми в акте исполнения. Этот акт в той или ной мере ритуализован, включает тесную взаимосвязь певца с аудиторией (своим определенным и постоянным социумом, причастным к знанию традиции и ритуальных ограничений) и, что особенно важно, является большей частью не рецитацией наизусть, а более или менее творческим воспроизведением сюжетных, жанровых и стилистических моделей. Подчеркнем еще раз: всякого рода повторы и словесные формулы в качестве важнейших кирпичиков помогают хранению текста в памяти певца между актами его воспроизведения перед аудиторией. Певцы и сказители способны запоминать тысячи и тысячи строк наизусть, однако механизм творческой трансмиссии далеко не сводится просто к произнесению заученного.

Как уже говорилось, наибольшая степень заученности, строгости в воспроизведении имеет место в отношении обрядовых песен, прежде всего - заговоров (в силу сакральности магического слова), а также пословиц и хоровых песен (само хоровое начало восходит к обряду, на чем особенно настаивал А.Н.Веселовский), хотя и в этих пределах имеется некоторый минимум варьирования. Разумеется, вариативность минимальна в сакральной поэзии (устной, но профессиональной) типа ведийской в Индии или древнеирландской поэзии филидов (а ранее друидов) и т.п. В песнях и сказках, уже идейно не связанных с обрядом, масштаб варьирования гораздо больший, даже при повторении исполнения тем же певцом или сказителем.

В принципе, варьирование - исконная черта фольклора, и поиск единого прототипа первоначального текста, как правило, является научной утопией.

В целом же архаический фольклор, почти полностью остающийся в обрядовых рамках, варьируется в гораздо меньшей степени, чем "классический" фольклор, существующий рядом с литературой.

В зависимости от аудитории и других обстоятельств певец-сказитель может сократить свой текст или расширить его за счет параллелизмов, дополнительных эпизодов и т.д. Всякого рода повторяемость, составляющая стихию фольклора и стихию архаической словес ости с ее гегемонией ритуального начала, является главным и мощнейшим средством структурирования архаических и фольклорных произведений и важнейшей чертой архаического и фольклорного стиля. Возникнув на почве ритуальности и устности, повторения форм, фразеологических оборотов, фонических и синтаксических элементов воспринимаются в то же время как украшающий прием. Постоянные эпитеты, сравнения, контрастные сопоставления, метафоры, игра синонимами, анафорические и эпифорические повторы, внутренние рифмы, аллитерации и ассонансы все более начинают ощущаться как украшения.

Как уже отмечено, фольклор продолжает функционировать и после появления книжной словесности, но этот традиционный, или "классический" фольклор в некоторых отношениях отличен от фольклора строго архаического, как бы первобытного. Если такой "первобытный" фольклор имеет своей основой древнейшую мифологию и религиозную систему шаманского типа, если он как бы погружен в атмосферу первобытного синкретизма с его гегемонией обрядовых форм, то фольклор традиционный развивается в условиях распада родовых отношений и смены племенных союзов раннегосударственными объединениями, в условиях перехода от рода к семье, зарождения государственного самосознания (что было решающим для создания классических форм эпоса), развития более сложны религиозно-мифологических систем, вплоть до "мировых религий" и зачатков исторических или, по крайней мере, квази-исторических представлений, что приводит к частичной деритуализации и десакрализации древнейшего сюжетного фонда. Весьма фундаментальным фактором различия между более ранними и более поздними формами фольклора является сам факт существования книжной словесности и ее влияния на устную традицию.

Развитый фольклор испытывает многоплановое влияние литературы там, где авторитетность и вес письменного слова неизмеримо выше и в религиозно-магическом, и в эстетическом плане. Иногда устное слово рядится под книжное, воспроизводя нормы письменного языка, особенно часто в торжественной ритмизованной речи. С другой стороны, происходит фольклоризация книжных источников, что часто ведет к их архаизации. Наряду с собственно книжным влиянием необходимо учитывать и влияние более развитого фольклора (часто уже испытавшего влияние книжности) на творчество соседних народов, стоящих на более архаической ступени культурного развития (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР).

(Мелтинский, Новик и прочие.. статус слова и понятие жанра)

Из того что каждое исполнение источник произвденеи ядля след исполнителя(якобсон) вырастает вариативность фолкьлорного произведения как такового. Однако все они в совокупности опираются на устойчивую традицию = launge. Вариативность наблюдается внутри жанров, ….

Способ бытования – устный. Обрядовый, необрядовый. Традиционность – установка на традицию, выход из традиции тесная взаимосвязь. СЛИШКОМ ОБЩИЙ ВОПРОС!!!