Григорий мачтет биография. Мачтет Григорий Александрович - Тюкалинская центральная районная библиотека имени Л

Григорий мачтет биография. Мачтет Григорий Александрович - Тюкалинская центральная районная библиотека имени Л
Григорий мачтет биография. Мачтет Григорий Александрович - Тюкалинская центральная районная библиотека имени Л

Григорий Александрович Мачтет (1852-1901) - русский писатель украинского происхождения, революционер-народник.

Биография

Род Мачтетов происходил из Англии. Основатель рода Манстэд завербовался в армию Карла XII, и в Полтавском сражении служил артиллеристом. Был ранен, попал в плен и остался в Малороссии.

Григорий Мачтет родился 3 (15) сентября 1852 года в Луцке (ныне центр Волынской области Украины) в семье уездного судьи.

В 1865 году исключён из 4-го класса Немировской гимназии за сочувствие участникам польского восстания 1863 года; в 1866-1868 годах учился в Каменец-Подольской гимназии, откуда также был исключён за политическую неблагонадёжность. В 1870 году получил разрешение сдать экзамен на звание учителя истории и географии уездных училищ. Два года преподавал в школах Могилёва и Каменец-Подольска. С 1871 года принимал участие в народническом революционном движении.

В 1872 году с целью организации земледельческих коммун в Америке уехал в США. Работал чернорабочим, участвовал в земледельческой общине. Вернувшись в Россию, в 1875 году поселился в Петербурге.

Арестован в 1876 году, пробыл год в одиночном заключении в Петропавловской крепости. В 1877-1884 годах находился в ссылке в Шенкурске Архангельской губернии, затем в Сибири. В Ишиме, в 1880 году женился на политической ссыльной Елене Петровне Медведевой, участнице «процесса 50-ти». По возвращении жил в Твери, Житомире. В 1891-1895 годах жил в Зарайске; сохранился дом, где он жил (ныне - это памятник архитектуры первой половины XIX века).

В 1900 году получил разрешение переехать в Петербург.

Умер 14 (27) августа 1901 года в Ялте. Похоронен на Аутском кладбище. Позднее его останки были перезахоронены на Поликуровском мемориале.

Творчество

Мачтет начал писать в Америке. В 1873 году опубликовал стихи в газете «Свобода», издававшейся русскими эмигрантами в Сан-Франциско. По приезде в Россию печатал в газетах и журналах очерки из североамериканской жизни («Прерии и пионеры», «В американской школе», «С эмигрантами. Из Европы в Америку», «Перед американским судом», «Община Фрея» и др.), путевые впечатления о поездке в Германию и др., составившие цикл «Путевые картинки» (сборник «По белу свету», 1889).

Замучен тяжёлой неволей, Ты славною смертью почил... В борьбе за народное дело Ты голову честно сложил... (2 раза) Служил ты недолго, но честно Для блага родимой земли... И мы, твои братья по делу, Тебя на кладбище снесли. (2 раза)

В 1876 году в Лондоне в газете «Вперёд» помещено анонимно стихотворение Мачтета «Последнее прости», посвящённое замученному в остроге студенту П. Ф. Чернышеву; под названием «Замучен тяжёлой неволей» оно стало популярной революционной песней.

В ссылке создан цикл «Рассказы из сибирской жизни» (опубликован в «Наблюдателе», «Отечественных записках»); в рассказах «Мирское дело», «Мы победили», «Вторая правда» и других показано бесправие деревни и произвол царской администрации. В них сказалась народническая идеализация крестьянской общины и в то же время отчетливо передана народная ненависть к угнетателям.

После ссылки Мачтет опубликовал роман «И один в поле воин» (1886) из быта крепостной деревни Западной Украины и повесть «Блудный сын» (1887) об отношении интеллигенции к народу. В повести «Человек с планом» (1886) показано появление на русской почве дельцов и стяжателей. Настроения революционной интеллигенции изображены в романе «На заре» (1892-1893), рассказах «Первый гонорар» (1890), «Первый урок» (1894) и другие.

В Житомире (1896-1900) Мачтет печатал в газете «Волынь» очерки, фельетоны, рассказы.

Для творчества Мачтета характерны публицистическая острота, гуманизм, элементы мелодраматизма.

Издание произведений

Память

3 декабря 1961 года на доме в г.Зарайске установили мраморную мемориальную доску с надписью: «В этом доме в 1891-1895 гг. жил и работал писатель Григорий Александрович Мачтет».

) - русский писатель украинского происхождения, революционер-народник.

Биография

Род Мачтетов происходил из Англии. Основатель рода Манстэд завербовался в армию Карла XII , и в Полтавском сражении служил артиллеристом. Был ранен, попал в плен и остался в Малороссии.

Творчество

Мачтет начал писать в Америке. В 1873 году опубликовал стихи в газете «Свобода», издававшейся русскими эмигрантами в Сан-Франциско . По приезде в Россию печатал в газетах и журналах очерки из североамериканской жизни («Прерии и пионеры», «В американской школе», «С эмигрантами. Из Европы в Америку», «Перед американским судом», «Община Фрея» и др.), путевые впечатления о поездке в Германию и др., составившие цикл «Путевые картинки» (сборник «По белу свету», 1889).

Замучен тяжёлой неволей

Замучен тяжёлой неволей,
Ты славною смертью почил...
В борьбе за народное дело
Ты голову честно сложил... (2 раза )

Служил ты недолго, но честно
Для блага родимой земли...
И мы, твои братья по делу,
Тебя на кладбище снесли. (2 раза )

В 1876 году в Лондоне в газете «Вперёд» помещено анонимно стихотворение Мачтета «Последнее прости», посвящённое замученному в остроге студенту П. Ф. Чернышеву; под названием «Замучен тяжёлой неволей» оно стало популярной революционной песней.

В ссылке создан цикл «Рассказы из сибирской жизни» (опубликован в «Наблюдателе», «Отечественных записках»); в рассказах «Мирское дело», «Мы победили», «Вторая правда» и других показано бесправие деревни и произвол царской администрации. В них сказалась народническая идеализация крестьянской общины и в то же время отчетливо передана народная ненависть к угнетателям.

После ссылки Мачтет опубликовал роман «И один в поле воин» (1886) из быта крепостной деревни Западной Украины и повесть «Блудный сын» (1887) об отношении интеллигенции к народу. В повести «Человек с планом» (1886) показано появление на русской почве дельцов и стяжателей. Настроения революционной интеллигенции изображены в романе «На заре» (1892-1893), рассказах «Первый гонорар» (1890), «Первый урок» (1894) и другие.

В Житомире (1896-1900) Мачтет печатал в газете «Волынь» очерки, фельетоны, рассказы.

Для творчества Мачтета характерны публицистическая острота, гуманизм , элементы мелодраматизма.

Издание произведений

  • Полное собрание сочинений, т. 1-12, Киев, 1902;
  • Полное собрание сочинений, т. 1-10, СПб, 1911-1913;
  • Избранное, М., 1958;
  • Новый доктор и др. рассказы, М., 1960.

Память

  • 3 декабря 1961 года на доме в г.Зарайске установили мраморную мемориальную доску с надписью: «В этом доме в 1891-1895 гг. жил и работал писатель Григорий Александрович Мачтет».
  • Владимир Шулятиков.ПАМЯТИ ГРИГОРИЯ МАЧТЕТА. М. Газета "Курьер", 1901 г., No 229.

Напишите отзыв о статье "Мачтет, Григорий Александрович"

Примечания

Источники

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • или здесь

Отрывок, характеризующий Мачтет, Григорий Александрович

– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C"est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d"agir d"un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.

Григорий Александрович Мачтет

Мачтет Григорий Александрович (1852/1901) - русский писатель, поэт, революционер, публицист. Многие произведения пронизаны духом протеста, борьбы. Мачтет ратовал за преобразование народной жизни. Основные произведения - «На заре», «И один в поле воин», «Человек с планом». Ему также принадлежат слова к песне «Замучен тяжелой неволей».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 168.

Мачтет, Григорий Александрович русский писатель. Родился в семье интеллигента-разночинца. В 1865 году исключен из 4-го класса Немировской гимназии за сочувствие участникам польского восстания 1863 года, в 1868 – из Каменец-Подольской гимназии за политическую неблагонадежность. С 1871 года принимал участие в народническом революционном движении. В 1872 году с целью организации земледельческих коммун в Америке уехал в США. Работал чернорабочим, участвовал в земледельческой общине. В 1874 году возвратился в Россию, принял участие в революционной борьбе. Арестован в 1876 году, пробыл год в одиночном заключении в Петропавловской крепости. В 1877-1884 находился в ссылке в Архангельской губернии, затем в Сибири. По возвращении жил в Твери, Житомире. В 1900 году получил разрешение переехать в Петербург.
Писать М. начал в Америке. В 1873 году опубликовал стихи в газете «Свобода», издававшейся русскими эмигрантами в Сан-Франциско. По приезде в Россию печатал в газетах и журналах очерки из североамериканской жизни («Прерии и пионеры», «В американской школе», «С эмигрантами. Из Европы в Америку», «Перед американским судом», «Община Фрея» и др.), путевые впечатления о поездке в Германию и др., составившие цикл «Путевые картинки» (сб. «По белу свету», 1889). В 1876 году в Лондоне в газете «Вперед» помещено анонимно стихотворение М. «Последнее прости», посвященное замученному в остроге студенту Чернышеву; под названием «Замучен тяжелой неволей» оно стало популярной революционной песней. В ссылке создан цикл «Рассказы из сибирской жизни» (опубл. в «Наблюдателе», «Отечественных записках»); в рассказах «Мирское дело», «Мы победили», «Вторая правда» и др. показано бесправие деревни и произвол царской администрации. В них сказалась народническая идеализация крестьянской общины и в то же время отчетливо передана народная ненависть к угнетателям. После ссылки М. опубликовал роман «И один в поле воин» (1886) из быта крепостной деревни Западной Украины и повесть «Блудный сын» (1887) об отношении интеллигенции к народу. В повести «Человек с планом» (1886) показано появление на русской почве дельцов и стяжателей. Настроения революционной интеллигенции изображены в романе «На заре» (1892-1893), рассказах «Первый гонорар» (1890), «Первый урок» (1894) и др. В Житомире (1896-1900) М. печатал в газете «Волынь» очерки, фельетоны, рассказы. Для творчества М. характерны публицистическая острота, гуманизм, элементы мелодраматизма.

Использованы материалы кн.: Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник)

Сочинения:

Полное собрание сочинений, т. 1-12, Киев, 1902;

Полное собрание сочинений, т. 1-10, СПб, 1911-1913;

Избранное, М., 1958;

Новый доктор и др. рассказы, М., 1960.

Литература:

Тунакова К.С., Н.Г.Чернышевский о Г.А.Мачтете, в сб.: Народ – герой русской литературы, Казань, 1966.

Григорий Калинский, дед письменнника, когда был юнкером Ольвиапольського полка, входившего до Северного союза декабристов.


1.2. Обучение

Оставшись в шестилетнем возрасте без матери, Григорий Мачтет учился и воспитывался дома под руководством немки-гувернантки. 1861 его отдали на обучение в Немировскую гимназию графа Потоцкого. Здесь он проучился до четвертого класса. 1865 года его исключили из гимназии, несправедливо обвинив в приверженности "польского духа" (в действительности Мачтет тогда был заядлым украинофилом). В советское время на главном фасаде бывшей мужской гимназии была установлена ​​мемориальная доска о том, что здесь учился Мачтет .

1865 13-летний Мачтет совсем осиротел: умер отец, оставив пятерым детям только два шкафа с произведениями русских и иноземных классиков.

Гимназия в Каменце-Подольском, в которой учился Мачтет. Открытка начала XX века

1866 Мачтет продолжил обучение в Каменец-Подольской мужской гимназии . Этому поспособствовал дальний родственник Григория - мировой посредник Матрунин.

1868 года, незадолго до выпускных экзаменов, Мачтета снова исключили из гимназии. На этот раз за устройство совместного чтения и обсуждения запрещенных книг (среди них - произведения Николая Добролюбова) и за дерзость по начальства. В частности, инспектору гимназии Александру Даниловичу Тулубу , который пренебрежительно отозвался о Николая Чернышевского (мол, пойдете каторжным дорожке негодяя Чернышевского), Мачтет заявил: "Как Вы смеете называть того, кому мы с вами не достойны даже развязать ремень обуви".

Григорий получил "волчий билет" (лишение права поступления в любое учебное заведение Российской империи), то далее обучался самостоятельно - при помощи товарищей и учителей. Начальство гимназии даже настаивало на том, чтобы юноши выслали из Каменца-Подольского, но Подольский губернатор отказался от такого шага, мотивируя это тем, что 16-летний Мачтет слишком молод, поэтому не может быть опасным.

1870 один из учителей Каменец-Подольской гимназии через попечителя Киевского учебного округа Платона Антоновича , который в юности сам принимал участие в студенческих выступлениях и привлекался к ответственности, добился, чтобы Мачтет позволили сдать экзамен на звание учителя истории и географии уездных училищ .


1.3. Идея коммуны

Два года Мачтет преподавал в уездных школах Могилева-Подольского и Каменец-Подольский . Но школа не стала для Григория Мачтета основным делом. Главнее для него было участие в нелегальном кружке, который вел подготовку к организации земледельческого коммуны.

Мачтет всерьез увлекся новыми идеями: члены кружка "американцев", адептом которых был Владимир Дебогорий-Мокриевич , отрицали частную собственность , считали честным средством заработка только физический труд и мечтали охватить коммунами чуть ли не весь мир. Начать они решили Северной Америки , которую считали свободным.

1872 Мачтета уволили со службы - и опять за политическую неблагонадежность. Он уехал за границу - сначала в Цюрих , а в конце 1872 года в обществе еще ​​двух американцев - И. Речицкого и А. Романовского - за океан , в США , чтобы там осуществить задуманное.

Прибыв в США, революционеры сразу отправились в малозаселенные западные штаты искать место для коммуны. Там с ними произошло несчастье. Вот как об этом написал Сергей Ковалик (еще один "американец", который с товарищами остался в России, ожидая положительных результатов от тройки первопроходцев):

Действительность оказалась отличной от юношеских мечтаний: Мачтет и Речицкого пришлось тяжело работать, поденной работой на фермах добывать средства к существованию.

Поскольку затея с коммуной не удалась, в 1874 году Мачтет вернулся в Россию . В Санкт-Петербурге он участвовал в революционном народническом движении. "Неделя" и "Отечественные записки" охотно печатали его зарубежные очерки .


1.4. В заключении и в ссылке

Григорий Мачтет входил в группу Ореста габель, которая взяла на себя организацию побегов арестованных революционеров из Дома предварительного заключения. В частности, Мачтет активно участвовал в подготовке побега Порфирия Войнаральського и Сергея Ковалик . Ему удалось подкупить стражу, продумать в деталях план, наладить переписку с заключенными.

14 августа 1876 был арестован Ореста габель, которого заподозрили в организации побегов из Дома предварительного заключения. В тот же день приняли Бартошевич, которая тоже была членом группы габель. Мачтета арестовали через два дня (16 августа 1876 года) в квартире Бартошевич, куда он пришел, чтобы уничтожить документы, которые могли бы скомпрометировать Бартошевич.

В июле 1880 года в Ишиме Мачтет женился на Елене Медведевой. Елена Петровна была москвичкой, дочерью титулярного советника, бывшей цюрихской студенткой, а в Ишиме отбывала ссылку за участие в "противозаконном обществе" (процесс пятидесяти).

Елена Петровна болела. Чтобы поддержать семью, Григорий Александрович брался за любую работу: был подвальным при составе местного купца, давал уроки, служил в Ишимском окружном по крестьянским делам присутствии. В ссылке он много писал, был сотрудником местной прессы, посылал свои произведения Петербург .

Елене Петровне из-за болезни (туберкулез) было разрешено покинуть Ишим и жить на Кавказе . В декабре 1885 года она уехала в Кутаиси (ныне Кутаиси), но в дороге заболел и в мае следующего года скончалась в Москве .


1.5. Под негласным надзором

Дом Мачтета в Зарайске

От сентября 1886 Мачтет жил под негласным надзором в Москве , с марта 1887 году - в Одессе .

В ноябре 1894 года, когда был издан манифест о коронации российского императора Николая II , а после по традиции запестрели всевозможные помиловании и подарки, Мачтет с Зарайска писал Владимиру Короленко : "Только что прочитал манифест и думаю, снимут с меня наконец ограничения, которые до сих пор душат меня, и я получу разрешение жить в Петербурге" . Надежды Мачтета не оправдались.

В 1897-1900 годах писатель жил в Житомире , где служил в акцизном управлении, бывал в Киеве .

Современный вид дома в Киеве (Десятинный переулок, 7), где в девяностые годы XIX века жил Мачтет

В конце 1890-х годов Мачтет часто выступал с фельетонами в житомирской газете "Волынь". Он все еще был под негласным надзором полиции, ему запретили жить в Петербурге.

Михаил Коцюбинский

В Житомире состоялось знакомство Мачтета с украинским писателем Михаилом Коцюбинским (последний в Житомире жил полгода - от ноября 1897 до марта 1898 года). Сначала Михаилу Михайловичу никак не удавалось застать Мачтета дома. Впрочем, знакомство все-таки состоялось. И как раз в доме Григория Александровича Коцюбинский, как можно судить из его писем к жене, чувствовал себя достаточно хорошо.


1.6. Приятельство с Лесей Украинский

Леся Украинской

Во время пребывания в Украине Мачтет познакомился и подружился с литературным центром семьи Косачей - Еленой Пчилкой , Лесей Украинской , Михаилом осмотрительным (под таким псевдонимом печатался Лесин брат Михаил). В письме к брату Михаилу в сентябре 1889 года с Колодяжного Леся вспоминает Мачтета, как старого знакомого, писал о том, что "Тарасовская улица" (т.е. киевские студенты, которые преимущественно селились вблизи Киевского университета в частных домах на Тарасовской улице) до Короленко , который якобы должен был приехать в Киев будет благосклоннее, чем к Мачтета. В другом письме она предлагает к переводу среди других авторов и Мачтета, в частности его произведения "Он и она", "И один в поле воин".

Личной встречи Леси Украинские и Григория Мачтета обязан появлением замечательная импровизация "Когда цветет никотиана..." - поэтический ответ Леси Украинские на вопрос, может ли она писать русском языке . Об этом эпизоде ​​рассказала в воспоминаниях Людмила Старицкая-Черняховская :


1.7. Второй брак

1890 Мачтет женился. Об обстоятельствах этого брака поведала Наталья Алексеевна Гольцева (жена публициста Виктора Гольцева) в воспоминаниях "Позабуте прошлое" :

С дочерью Татьяной

"В настоящее время на нашем горизонте появилась довольно интересная личность - певица Евгения Эдуардовна Паприц , которая собирала русские народные песни. Это была некрасивая средних лет девушка, но замечательная исполнительница романсов Чайковского , Глинки , Даргомыжского и других композиторов. Григорий Александрович совершенно увлекся ею, постоянно бывал у нее. И она, вероятно, также увлеклась им. Поэтому мы предполагали, что их отношения закончатся браком. Уже друзья Паприц, ее знакомые были в ожидании этого события, как вдруг Григорий Александрович сообщает, что он женится на очень молодой девушкой, которой только исполнилось 18 лет - с какой-то Ольгой Николаевной Родзевич, племянницей известного издателя газеты "Московский телеграф" Гната Игнатовича Родзевича. Все были очень удивлены, а много друзей Паприц даже не захотели поддерживать знакомство с Мачтет. Евгения Паприц вскоре уехала за границу и вышла замуж за инженера Линева ".

Ольга Родзевич была дочерью Николая Игнатьевича Родзевича - юриста, а затем городского головы Рязани , члена Государственной думы четвертого созыва от Рязанской губернии.

Во втором браке Мачтет имел двое детей - дочь Татьяну и сына Тараса. Семья жила в нужде, служба утомляли все силы, требовала большого нервного напряжения, почти не оставляя времени для творчества.


1.8. Внезапная смерть

В конце 1900 года Мачтет, наконец, удалось добиться разрешения на переезд в столицу Российской империи. В декабре писатель поселился в Петербурге . Там он надеялся реализовать многочисленные творческие замыслы и планы. Но в ночь на 14 августа 1901 года (по старому стилю), находясь в Ялте на отдыхе, Григорий Александрович умер от паралича сердца. Это произошло в квартире его сестры (современный адрес - Володарского, 10) . Через три недели писателю должно было исполниться 49 лет.

Завещание писателя, отпечатан через несколько дней после его смерти, содержал, кроме чисто деловых распоряжений, и такая строка: "А детям своим, Тарасу и Татьяне, завещаю трудиться и любить людей".

Житомирская газета "Волынь" в течение месяца ежедневно, начиная с 15 августа, печатала статьи (в основном воспоминания), посвященные памяти покойного писателя.

Первые два (из восьми) куплетов украинского варианта песни выглядят так:

Несмотря печальное начало, финал песни вполне оптимистичен:


2.3. Художественная проза

Писателю также принадлежит роман "И один в поле воин" (1886), написанный на украинском материале. Еще один его роман "На заре" (1892-1893) посвящен революционерам-народникам.

На прозаические произведения писателя, литературовед Галина Краевская делает вывод: "Надо отметить, что вполне очевидно в произведениях Мачтета на украинскую тему является влияние Николая Гоголя и вполне уместно подчеркнуть, что творчество этого писателя следует рассматривать в русле не только русской, но и украинской культуры" .

"Его рассказы больше похожи на сказки , притчи и аллегории . Он пишет с крайним пафосом и расставляет все вполне схематично: если злодей - то бедствий с головы до пят, если добрый человек - ангел. Молодых читателей, которые не смотрят на беллетристику исключительно с художественной точки зрения, именно эта прямолинейность Мачтета трогает. Лучшие его рассказы имеют большую популярность. Очень нравится Мачтет и варварам, которые не замечают его отклонений от российской действительности и ценят только страстный призыв автора к добру и свету ".

Рассказ Мачтета еще при его жизни были переведены польском , французском , английском , болгарском , греческом , грузинской , чешском , немецком и датской языках. Украинском языке рассказы Мачтета переводил Константин Арабажин . Его переводы опубликованы в 1889 году в

-

Беллетрист; род. в 1852 г.; по отцу, члену уездного суда в Луцке, потомок англичанина Манспэда, поступившего на шведскую службу и взятого в плен под Полтавой, по матери - близкий к польскому шляхетству. Учился в Немировской и Каменец-подольской гимназиях, но был исключен за "увлечение идеями Чернышевского". В 1870 г. ему разрешено держать экзамен на уездного учителя. Прослужив до 1872 г. учителем в Могилеве и Каменец-Подольске, М. уехал в Америку, где пробыл 2 года, зарабатывая средства к жизни поденной работой, главным образом на фермах Запада. Поселившись в 1875 г. в СПб., он выступил на литературное поприще с очерками американской жизни в "Неделе" и путевыми наблюдениями над Германией в "Отеч. Зап.". Очерки эти впоследствии составили книжку "По Белу Свету" (М., 1889). В 1876 г. М. был арестован и сослан в Архангельскую губ., затем в Сибирь; в 1884 г. вернулся в Россию. Во время ссылки печатал очерки и повести в "Отеч. Зап.", "Неделе" и "Наблюдателе", позже - в "Русских Вед.", "Русской Мысли", "Сев Вестн.", "Дет. Чтении". Отдельно вышли сборники: "Повести и рассказы" (2 изд., М., 1887-89), "Силуэты" (2 изд., М., 1888-1895), "Живые картины" (М., 1895), "Новые рассказы" (М., 1891), "На Досуге" (1896), а также повести: "Жид" (М., 1888 и Одесса 1887), "Белая Панна" (М., 1889), "Хроника одного дня" (1892). M. - горячий приверженец народолюбивых идей 60-х и 70-х годов; вся его литературная деятельность есть проповедь этих идей в беллетристической форме. Он того мнения, что "беллетрист должен давать не портреты, которых у нас уж целая галерея, а будить настроение"; поэтому его рассказы больше напоминают сказки, притчи и аллегории. Он пишет с крайним пафосом и ставит положения совершенно схематично: злодей - так злодей, с головы до ног, хороший человек - так ангел. В читателях молодых и не смотрящих на беллетристику исключительно с художественной точки зрения именно эта прямолинейность М. возбуждает сочувствие. Лучшие рассказы его пользуются значительною популярностью. Очень нравится М. и иностранцам, которые не замечают отступлений его от русской действительности и ценят только восторженный призыв автора к добру и свету. Рассказы его переведены на яз. польский, французский, английский, болгарский, новогреческий, грузинский, чешский, немецкий и датский. Лучше всего удались М. рассказы из сибирской жизни: мелодраматичности в них гораздо менее, чем в рассказах его из украинской жизни ("Один в поле" и др.), и есть между ними некоторые, разрабатывающие положения очень интересные и тонкие. Таковы, напр., рассказы "Две правды" и "Мирское дело", оригинально и ярко иллюстрирующие неразрешимую коллизию, в которую иной раз приходят между собой правда теоретическая и правда жизни.

{Брокгауз}

Мачтет, Григорий Александрович

Беллетрист; умер в 1901 г.

{Брокгауз}

Мачтет, Григорий Александрович

Русский беллетрист (1852-1901). Отношение его к евреям выразилось в рассказе "Жид" (2 изд. в "Русской мысли", 1888 г.), проникнутом гуманными чувствами. М. дает тип еврея-врача, Давида Гурвейса, вышедшего из бедной среды в 70-х гг. 19 в. Это - идеально добрый человек, готовый всегда жертвовать собой для других. В сербскую войну он был добровольцем и проявил верность своему долгу - он не покинул раненых, несмотря на пули неприятелей (эта яркая картина М. находится во многих хрестоматиях); самопожертвование доходит до апогея, когда Гурвейс делает перевязку громиле, упавшему с лестницы во время еврейского погрома и разгромившему его же квартиру. Несмотря на все это, Давид Гурвейс для русских остается существом низшим, которого в лучшем случае можно пожалеть, но который всюду и всегда остается только "жидом". Произведение в целом не отличается художественным достоинством.

{Евр. энц.}

Мачтет, Григорий Александрович

Русский писатель. Род. в Луцке в семье уездного судьи; был исключен из гимназии за "вольный дух"; был земским учителем; два года провел в Америке, где был чернорабочим. Печатается с 1874 (в "Неделе" и в "Отечественных записках"). В 1876 был арестован и выслан в Архангельскую губ., а потом в Сибирь. С 1882 всецело отдался литературному труду.

На запрос С. А. Венгерова, каким должен быть писатель, Мачтет ответил: "Беллетрист должен давать не портреты, которых у нас уже целая галерея, а будить настроение читателя картинами жизни". М. всегда следует этому принципу, зарисовывает ли он картины подавления голодного бунта на немецкой фабрике или же безработицу в Америке; рассказы и повести из украинской жизни полны тоски и возмущения по поводу зверств дореформенного барства ("И один в поле воин") й невежества народных масс ("Ведьмы", "На заре"). Лучшие произведения М. - это повести и рассказы из сибирской жизни; особо следует выделить те из них, где М. показывает человека - носителя идеи - по большей части добродетельного и героически возвышенного. В повести "Жид" таковым является благородная личность Давида Гурвейса, врача, еврея, уже со школьных лет готового страдать за коллектив; честный и самоотверженный врач, он готов умереть за идеалы гуманности. С народниками М. сближает его отрицательное отношение к капитализму во всех видах - от деревенского кулака до эксплуататора-фабриканта - и глубокая вера в руководящую роль интеллигенции.

Для произведений М. типичны публицистическая речь, насыщенность сюжета событиями и мелодраматизм положений.

Библиография: I. Полное собр. сочин., 12 тт., Киев, 1902; Полн. собр. сочин., под ред. и с критико-биографич. очерком Д. П. Сильчевского, 10 тт., изд. "Просвещение", СПб, 1911-1913; Письма Мачтета в сб. "Комета", СПб, 1905, и в сб. "Памяти В. А. Гольцева", М., 1910.

II. Арсеньев К., Критические этюды, т. II, СПб, 1888; Mихайловский Н. К., "Русское богатство", 1901, IX, отд. II; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, изд. 7-е, СПб, 1909; Налимов А., Певец совести, "Образов.", 1902, VII - VIII.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч 2, СПб, 1902; Словарь членов Об-ва любителей российской словесности при Московском университете, М., 1911; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия2009