Народные сказки не авторские. Народные песни - текты, слова - сборник

Народные сказки не авторские. Народные песни - текты, слова - сборник
Народные сказки не авторские. Народные песни - текты, слова - сборник

Некоторые хорошо известные каждому русскому (и не только русскому) человеку песни мы считаем народными. Их зачастую так и объявляют «русская народная песня….». Помните несравненная Екатерина Савинова- Фрося Бурлакова в легендарном фильме «Приходите завтра» говорила: « музыка народная, слова не знаю чьи, наверное тоже народные».
Но ведь их кто-то написал! Сегодня хочу напомнить о двух таких истинно народных поэтах: Алексее Кольцове и Иване Сурикове.

Каждому, пожалуй, с детства знакомы строки

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой...

Это суриковское «Детство». И я не исключение. Одна из первых моих книжек, даже картинки из неё помню.

Но этот пост о песнях. Одна из самых известных, которую и сейчас нередко поют и в концертах и в застольях (несмотря на полутора вековую историю!) это «»Рябина» (« Что стоишь качаясь, тонкая рябина?») . Вот как она звучит в исполнении хора русской народной песни

А вот стихи И.З. Сурикова
:
"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"
- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
<1864>
Как видим, в песне слова немного переделаны. Ну, а автор музыки и вовсе неизвестен Так что песню смело можно отнести и к народному творчеству. Так сказать соавторство Поэта и Народа.

А вот ещё одно стихотворение Ивана Захаровича
Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет...

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ…

Узнали? Конечно, знаменитая песня «Степь, да степь кругом». Тоже довольно измененная по сравнению с оригиналом. Вариантов текста этой песни множество. А стихи Сурикова звучат так.
"Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, -
Не попомни, друг,
Злых моих обид.

Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой...

Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!"

Замолчал ямщик,
Слеза катится...
А в степи глухой
Вьюга плачется.

"Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик".

К слову сказать, стихи эти навеяла Сурикову старинная ямщицкая песня «СТЕПЬ МОЗДОКСКАЯ…»

Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская,
Степь Моздокская!
Широко ли, далеко, степь, ты протянулася,
Протянулася,
От Саратова ты, степь, до села Царицына,
До Царицына;
Пролегала по степи большая дороженька,
Дорожка широкая...
Проезжали по ней молоды извощики,
Молоденькие;
Как лошадки у них буланые, Все буланые,
Хомуты-то у них серебряны,
Серебряны;
Как узды-то у них все наборные,
Все наборные;
Как тележки-то у них все шиповные,
Все шиповные...
Солучилося у них несчастьице,
Да немалое.
Захворал да занемог у них добрый молодец,
Млад извощичек...
Он просил-то, он просил своих товарищей,
Товарищей:
«Ах вы, братцы вы мои, вы друзья-товарищи,
Товарищи!
Не покиньте вы, братцы, моих вороных коней,
Вороных коней.
А свезите вы, братцы, батюшке низкий поклон,
Низкий поклон,
Родной матушке челобитьице,
Да челобитьице,
Малым детушкам мое благословеньице,
Благословеньице
Молодой моей жене полну волюшку,
Все свободушку».

Песню «Степь да степь кругом» тоже чаще всего именуют русской народной. Но у неё есть авторы и слов и музыки. Иван Суриков и С. Садовский.
В исполнении Лидии Руслановой

Истоки ещё одной народной песни находим в творчестве Сурикова (или стихи навеяны народной песней? Теперь уж неизвестно)

Сиротой я росла,
Как былинка в поле;
Моя молодость шла
У других в неволе.

Я с тринадцати лет
По людям ходила:
Где качала детей,
Где коров доила.

Светлой радости я,
Ласки не видала:
Износилась моя
Красота, увяла.

Износили ее
Горе да неволя;
Знать, такая моя
Уродилась доля.

Уродилась я
Девушкой красивой,
Да не дал только бог
Доли мне счастливой.

Птичка в темном саду
Песни распевает,
И волчица в лесу
Весело играет.

Есть у птички гнездо,
У волчицы дети -
У меня ж ничего,
Никого на свете.

Ох, бедна я, бедна,
Плохо я одета, -
Никто замуж меня
И не взял за это!

Эх ты, доля моя,
Доля-сиротинка!
Что полынь ты трава,
Горькая осинка!

Самые известные строки "хороша я, хороша..." которые так колоритно здесь спела Татьяна Пельтцер, как видим, в оригинале и вовсе не присутствуют.

Ещё один народный поэт - Алексей Кольцов.

Русская песня

Я любила его
Жарче дня и огня,
Как другие любить
Не смогут никогда!

Только с ним лишь одним
Я на свете жила;
Ему душу мою,
Ему жизнь отдала!

Что за ночь, за луна,
Когда друга я жду!
И бледна, холодна,
Замираю, дрожу!

Вот он идет, поет:
Где ты, зорька моя?
Вот он руку берет,
Вот целует меня!

Милый друг, погаси
Поцелуи твои!
И без них при тебе
Огнь пылает в крови,

И без них при тебе
Жжет румянец лицо,
И волнуется грудь,
И кипит горячо!

И блистают глаза
Лучезарной звездой!
Я жила для него -
Я любила душой!

В каком –то смысле Кольцову повезло больше, тексты его стихов в песнях сохранились практически неизменными.

Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
Музыка Гурилева, поют студенты вокального отделения" РАМ им.Гнесиных,

Исключение, пожалуй, самая известная песня на его стихи – «Хуторок» . Да и то, она не переделана, а просто сильно сокращена, т.к. оригинальное стихотворение довольно длинное.
Поет Сергей Лемешев.

Много песен и романсов на стихи Кольцова тут

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

17 самых красивых видов народного искусства России.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань

Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит

Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Вот уж без чего совершенно невозможно представить русского человека — так это без песни. И вовсе не потому, что все-еда весело живется — это хорошо поясняет народная мудрость «не от радости и пташка в клетке поет», «не всяк весел, кто поет — и за песней плачется».
Просто песня с давних времен стала неотъемлемой частью жизни — и бытовой, и духовной.
Родился человек — ему поют колыбельные.
Юность пришла— ее сопровождают хороводные, любовные, игровые песни.
А уж что касается свадебного обряда, то в нем песнями сопровождается едва ль не каждый жест невесты.
А сколько семейных песен звучит на российских просторах из века в век!
И еще отдельно — солдатские, казачьи, ямщицкие, уличные, бурлацкие, разбойничьи, тюремно-невольничьи.
Другими словами, в песнях отражена вся жизнь и человека, и народа в целом. Не зря же сам народ и говорит, что «сказка — складка, а песня — быль, сказка — ложь, а песня — правда», подтверждая этим прежде всего реалистичность песенного искусства. Действительно, сейчас по текстам песен можно достоверно узнать, как и из чего делалась колыбель для ребенка («оценок деревянный, колечко оловянно» и т.д.), как распределялись роли в семье, кто какую работу исполнял, каким образом происходило чаще всего знакомство будущих мужа и жены, почему именно такое отношение было к свекру, свекрови, золовкам..
А что за кладезь исторических сведений — песни о Пугачеве и Разине, о военных походах, об Иване Грозном, Петре Великом.

Наверное, нет такого события в жизни нашего народа, которое не нашло бы своего отражения в песнях, будь то давнее иго («А и деялось в орде..»), или покорение Сибири («Шатался-мотался Ермак сын Тимофеевич»), или Северная война («Пишет, пишет Карла шведский»), или Отечественная война с французами («Про Платова-казака»), уж не говоря о таких недавних, как гражданская война и Великая Отечественная.. Перечитывая эти песни, понимаешь, почему Н. Гоголь назвал их народной историей, исполненной истины.
Современный исследователь С. Лазутин в энциклопедической статье о песне как одной из форм словесно-музыкального искусства пишет, что «в былинах и исторических песнях русского народа получили отражение важнейшие исторические события за тысячелетие. Одна из центральных идей этих песенных жанров — идея патриотизма, защиты отечества».

Но патриотичны — в самом глубоком значении этого слова — практически все народные песни: календарные, лирические, плясовые, игровые, — ведь в них продолжает жить традиция, в них сохранен сам дух народной жизни. И если сейчас редко звучат родильные и крестильные песни, колядки и подблюдные, купальские и покосные, веснянки и жнивные, — это вовсе не значит, что они забыты за ненадобностью. Может, и забыты на время, но по другим причинам. А стоит любой из них зазвучать — и душа тут же потянется навстречу мелодии, распахнется, потому что узнает, почувствует нечто родное. Тем более, что русские песни, как, может, никакие иные, многогранны и многожанровы. Например, один из лучших современных знатоков русских обрядовых песен Ю. Круглов пишет: «То, что пелось и называлось колядками, на самом деле представляет собой комплекс жанров. Можно говорить о ритуальных песнях-колядках, колядках-заклинаниях, колядках-величаниях и колядках-корениях. Среди масленичных песен совершенно определенно можно выделить также ритуальные, заклинательные, величальные и корильные песни.. В хороводах и величали, и корили, в них исполнялись игровые и лирические песни.. В свадебных песнях наиболее полно представлены все жанры обрядовых песен.»
О сути народных песен, об их закономерностях и особенностях, о влиянии и распространении написано много книг и статей. Но данный сборник предназначен прежде всего для широкого читателя, которого интересуют в первую очередь сами тексты, ведь так много прекрасных песен со временем было утрачено, забыто. Память — не самое прочное на земле. Поэтому песенники были и остаются достаточно популярными изданиями, — начиная с появившихся в восемнадцатом веке, таких как «Музыкальные увеселения», «Собрание русских простых песен с нотами», «Собрание разных песен», «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», «Солдатский песенник» и других, и завершая выходящими в свет сейчас.

Распевая народные песни, мы, как правило, не задумываемся о том, что целые поколения отечественных фольклористов собирали, записывали, публиковали их именно для того, чтобы сохранить и для нас, и для наших внуков. Какие яркие личности в этой славной плеяде — Н. Львов, П. Рыбников и П. Киреевский, А. Соболевский и П. Якушкин, П. Шейн, Н. Лопатин, В. Прокудин, Ф. Истомин, С. Ляпунов и многие другие. Благодаря их поистине титаническому подвижническому труду десятки тысяч текстов обрели вторую жизнь.
Народная песня вдохновляла А. Пушкина и М. Лермонтова, Н. Некрасова и А. Кольцова, И. Сурикова, Н. Языкова и других поэтов, чьи стихи затем тоже стали народными песнями, будь то «Не шуми ты, рожь» или «Степь да степь кругом».

Но разве и по сей день не вдохновляет она миллионы россиян? Не только потому, что «строить и жить помогает», хотя еще В. Даль в своем словаре отмечает — «весело поется — весело прядется», но и потому, что сохраняет представление о красоте, о доброте, о любви, о чести, о дружбе; а еще — спасает душу, не давая ей забывать о полете, о парении, о крыльях. И, конечно же, о красивом русском языке, который песня старается сохранять во всей его чистоте и многогранности.
В книге, которую вы держите в руках, собраны песни, представляющие жизнь в разных ее ипостасях. Как правило, тексты взяты из дореволюционных изданий. Составитель, не ставя задачи публиковать этнографические материалы, все же старался как можно бережнее относиться к тексту. Пунктуация по мере необходимости приведена к современным требованиям. Что же касается орфографии, то полностью следовать принятым сейчас принципам не всегда возможно, особенно в тех случаях, когда речь идет о ритме (например, «мово коня» вряд ли стоит править, ибо «моего коня» — это уже иной ритм), да и не всегда нужно, так как излишнее «осовременивание» старой народной песни лишает публикацию смысла. Это все равно, что букет сирени, лишенный запаха.

Надеюсь, читатель разделяет мое убеждение, что песня существует для того, чтобы ее пели, а не декламировали с листа. Следовательно, текст должен быть практически одинаков для всех потенциальных певцов, особенно, если предполагается хоровое исполнение.
Расположить народные песни по какому-либо одному принципу — жанровому, хронологическому, тематическому, функциональному и т.д. — достаточно сложно. Поэтому для удобства сборник составлен так, что песни в нем «взрослеют» вместе с человеком — от колыбели до самостоятельной жизни. Завершается книга авторскими произведениями, значительная часть которых со временем стала восприниматься, как народные песни. По соображениям объема книги за пределами данного сборника остались календарные и исторические песни, причитания и частушки, но — всему свое время и свои книги.

С самого раннего детства слыша русскую песню — то растяжную застольную, то удалую плясовую, то напевную лирическую — мы и сами того не замечаем, как она влияет на наш национальный характер.
Не зря же придумано — «чьим умом живешь, того и песенку поешь». Но так ли уж часто звучит она сейчас, русская народная песня, с экранов телевизоров, в радиопередачах, на стадионных концертах современных «звезд» эстрады? Гораздо реже, чем могла бы. Гораздо меньше, чем всем нам необходимо. И если этот сборник поможет кому-то вспомнить и — дай Бог — пропеть несколько народных песен, значит, он не зря вышел в свет. Как говорится, хоть песней коня не накормишь, а и то верно, что слова из нее не выкинешь.

Иван Панкеев

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Серые коты
Уж ты, дремушка-дрема
Сон да дрема
Сон ходит по сеням
Бай-побай да ржаной каравай
Бай-бай, поскорее засыпай
Спи, хорошая моя
Бай-побаюшки
Бай-побай, колыбели не ломай
А баю-баю-баю
Баю-баюшки-баю
Котик-коток, серый хвосток
Байки-побайки
А баю-баю-баю, жил мужик на краю
Ай люшеньки-люли

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
Я по жердочке шла
По утру ранешенько, на заре
Ах ты, веюшко
За лесом-лесом
Как за реченькой
Как у наших у дворянских у ворот
Как под белою под березою
Как и люди-то во людях-то живут
У девицы в белом лице
Я полю, полю лучок
В саду девки, в саду красны
Я по травке шла
Я вечор, молода
Выходили красны девушки
Как во далице, далице.
Как по речке, по Казанке.
Отпросилась Катенька у родимого батюшки.
Вздумала мати Дуню домой покликати.
На улице, матушка, девиц хоровод
Уж как на лугу-лугу
Этот кустичек не мил
Хожу млада по Дунаю
Горенка, горенка новая.
Со восточной со сторонушки.
Летел сокол высоко, да высоко
На горе-то калина
Как на море волны бьют
При долу лен, лен
Как у наших у ворот
По горам девки гуляли
На горе-то вьюны вьются,
За долом, долом
С вечерочка два следочка
Вечер девки, вечер девки
Молодка, молодка молоденькая.
Еще по морю корабличек
Скочил козел в огород
Я вечор, молода, во пиру была
Посеяли девки лен
Уж я сеяла, сеяла ленок
На горе, горушке, на высокой
Еще сметь ли песню петь
Взойду ли я
Посею лебеду на берегу.
Я из горницы в горницу ходила
Теща до зятя удобрилася

ПЕСНИ О ЛЮБВИ
Ах, кабы на цветы да не морозы
Ой, матушка, тошно
Разливалась мати полая вода
Шумел камыш, деревья гнулись
Кручина моя, кручинушка
Я посею ли, младенька
Ты, дума моя, думушка
Из-за лесу, лесу темного
Вы не дуйте, ветры буйные
Кого-то нет, кого-то жаль
Кабы знала я, ведала
Волга-матушка родимая течет
Растоскуйся, моя сударушка
Ты полынушка, полынка
Если б я была вольной пташечкой
Цвели, цвели цветики да поблекли
Не спится мне, красной девушке
Скучно, матушка, весною жить одной
Ах, девица-красавица
Ах, уж вы, ночи, мои ноченьки
По улице мостовой
Я вечор, добрый молодец, загулялся.
Устиньюшка по горенке ходила
Грушица, грушица моя
Таня по полю ходила
Как и батюшкин терем
Поляна моя, полянушка
Ты дуброва моя, дубровушка
Хорошо тому на свете жить
Ах, кто бы мне, ах, мому горюшку
Ой ты, зимушка-зима
Соловей кукушку подговаривал
Не сиди, девушка, поздно вечером
Говорил-то мне мил друг, приказывал
Можно, можно по рощице разгуляться
Ах, ты зачем, зачем, рябинушка.
Среди поля, полюшка-поля
Ах вы ветры, ветры буйные
По весне то было, весне красныя
Как по улице молодец идет
Добрый молодец по улице похаживает
Болит моя головушка
Канарейка, канарейка, канареечка
Не пыль, не кура в поле подымалася
На восходе красна солнышка
Ах ты, душенька, красна девица
Вещевало мое сердце
Вострепенется сокол, на дубу сидючи
В чистом поле при долине
Не сокол летит по поднебесью
Туман, туман при долине
Ты о чем, горька кукушечка
На заре было, на зореньке
Красная девица по бережку гуляла
Пойду, млада, я вдоль долиною
Соловей мой, соловей
Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет
Девки шили ковер
Возле речки, возле мосту
Сторона ль ты моя, сторонушка
Ах ты, камень мой, камышек
Туманно красное солнышко
Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь
Ты мой сизенький, мой беленький голубчик
Ахти, горе, тоска
Заболит головушка, заноет сердечушко
Подружки, голубушки
Долина-долинушка
По горам, и я по горам ходила
Девушка молоденька семнадцати лет
Во саду ли, в огороде:
Дорогая моя, хорошая
Полно, солнышко, из-за лесу светать
Ой, по удице туман расстилался
Как на горке, на горе, на прикрасе на такой
Не ржавчина у нас в болоте травку всю съедает
Уж вечор-то я, добрый молодец
Уродилася сильна ягода в бору
Говорила я дружку милому
Вену ли ветры из поля
Вниз по Волге-реке с Нижня города
На родимую сторонку ясный сокол прилетел
Веселитеся, подружки
Ты не пой, не пой, соловьюшко
Не летай, не летай, мой сизенькой голубок
Что цвели-то, цвели в поле цветики
Ивушка, ивушка, зеленая моя
Не калинушку ломала
Как у ключика у гремучего
Идет миленький лужочком
Как на дубчике два голубчика
Манул парень девушку
Ходил-гулял молодец
Во лесах то было, во лесах-борах
Соловей мой, громкая пташечка
Что во светлой было светлице
Пряди, моя пряха, пряди, не ленися
Государь мой родный батюшка
Далеченько в чистом поле
Прощай, батюшка-Иртыш, с крутыми горами
Возвивался сокол высоко
Ах, не одна-то, не одна
Из-под гор, млада, иду
Вдоль по улице молодчик
Вылетала бедна пташка на долину
Вниз по реченьке, вниз по быстренькой
Я во тихой во смиренной во беседушке
Соловей мой, соловей, молоденький
Выду за ворота
Во колодезю было во студеному
Не мила-то мому разлюбезному
Как и молодец шел дорожкою
Уж вы, сады мои, сады
Ой, неволя, неволя — боярский двор.
Ах ты, ноченька, ночка темная
Как во городе во Санктпитере.
Вечор ночесь к девушке
Не заря ли, вечерняя зорюшка, заря спотухала
Ты развей-ко, раздуй-ко, рябинушка раскудрявая
Во селе, селе Покровском
Не летай, сокол, по новым сеням,
Время проходит, время летит

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
Как у ласточки да у касаточки
Середи было царства Московского
Где был, сокол, где, соколинька?
Как бы по мосту, мосту
Как бы на горе, горе
Поутру рано на заре
Накануне было девичничка
В поле олень — золотые рога
Месяц светит над горою
Золото к золоту сыплется
По-край моря синего
На горе, горе, на высокой. :
Вкруг Казани, вкруг города
Ты камень яхонт
Что летал-то летал сокол
Летал сокол по вишенью
Билася буря перед тучею
Из поля, поля-поличка
Как у нас было во нынешнем году
Выкатался скатен жемчуг
На море, на море селезенюшко.
Ах ты яблонь, ты яблонь
Сердце мое, ты сердечко
Разлилась вода вешняя
Полечком, полечком уторена дорожка
Ай сборы, сборы Лукерьюшкины
Не буйные ветры навеяли
Что не ключики-то брякнули
Прошу я, красна девица
По лугам весною
Я пошла, молоденька
Спасибо тебе, парная мыльная баенка
Не несут-то мои ножки резвые
Спасибо, желанная родимая матушка
Теперь вскину свои очи ясные
Не пу жайся, дом тепловито гнездышко
Глупая младая буйная головушка
Расшатнитесь-ко, народ, люди добрые
Господи Иисусе Христе Сыне Божий
Полно спать, пора вставать
Слава Богу, слава Господу
Что сестра брату милому
Вы вставайте, мои голубушки
Во кремле Китае-городе
Во саду было, во садичке
Поднималася погодушка
Ой дымно, ой чадно

ПЕСНИ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
По горенке похожу, в окошечко погляжу
Ветры мои, ветры, вы буйные ветры
Летела пава через улицу
Ходила-гуляла вдова молодая
Давно я, давно у батюшки была
Исходила, младенька, все луга и болота
Отдают меня, мл аду
Ой не сырой бор загорается
Понизехонько солнце ходит
Полоса ли моя да полосонька
Не сон мою головушку клонит.
На улице то дождь, то снег
На море орел
Выдала матушка далече замуж
А кумушки пьют, голубушки пьют
Лучина, лучинушка березовая
Судьба ты, моя судьба
Зеленейся, зеленейся, мой зелененький садочек
Калину с малиною вода поняла
Сосенка, сосенушка молоденькая
Возле садика, млада, хожу.
Мимо саду, мимо зеленого
Как у сизого млада селезня
Вы раздайтесь, расступитесь, люди добрые
Возле реченьки я хожу, молода
Спится мне, младешенькой, дремлется.
Калина, калина, калинушка моя
Ах, да у соловушки крылья примахалися
Как по речке-речке.
Я пойду, пойду в зеленый сад гулять
Ах ты хмель мой, хмель, веселая голова
Ой, и всплакнула вдовушка.ы
При дуброве лен, лен
Отдала меня матушка
Я малешенек у матушки родился
Одна была в поле дорожка
Ах ты, молодость, моя молодость
Высоко, высоко кленовый лист
Сосенка, сосенушка
Была я у матушки любимая дочь,
В чистом поле, полюшке.
У батюшкиных ворот
Через леса, леса темные
Виноградка, сладка ягодка

СОЛДАТСКИЕ И КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
.Черный ворон
У отца бьшо, у матушки три сына любимыих
Вдоль по, Питерской, Московской по дороженьке
Запобедны наши головушки молодецкие
Ты пеки, пеки, красно солнышко
Не кукушечка во сыром бору куковала
Тошно жить вдове с сиротами
Как у ласточки, у касаточки
Уж вы кудри мои, кудерушки
Не ясен сокол пролетывал
Торил Ванюшка дорожку
Как отдал меня батюшка замуж
Заря моя, зорюшка
Как не пыль в поле запылилася
Был один-то, один у отца, у матери
Не белы снеги во чистом поле
Попила-то моя буйная головушка
Вились, вились мои кудерцы.
Как у Ванюшки голова болит
Уж ты в^тер, шельма, ветер-ветерочек
Породила да меня матушка
Шел детинушка дорогою
Дорожка моя, дорожка славна питерска
По зарям- зарям сердце слышало
Уж вы ночи мои, ночи темные
В чистом поле стояло тут дерево
Горька-то в поле травонька, полынь горькая
Проторенная новая дорожка
Что победные головушки солдатские.
Сторона ль ты моя, сторонушка.
Как не с гор, не с дол сильная погодушка
Ты долина ли моя, долинушка, раздолье широкое
Уж ты зимушка, зима
Дорога ль моя, дороженька
Со вечера, со полночи
Погодушка полуденная
Далече ты, раздольице, в чистом поле
Ах, бедные головушки солдатские
Что вились-то мои русы кудри
Ох вы туманы мои, туманушки
Не травушка, не ковылушка в поле шатается
Не от тучи, не от грома, не от солнышка
Воспоют, воскормил отец сьша.
Не беленькая березонька к земле клонится
Как у ключика было у текучего
Как никто-то про то не знает, не ведает
Ах, пал туман на сине море
За Уралом за рекой
Ах ты, матушка Москва-река
Вы, солдатики-уланы
За горами бьшо за высокими
Не черная черница зачернелася
На заре то бьшо на утренней
Тихохонько сине море становилося
Возмутился славный наш тихий Дон
Как на славном то бьшо на Круглом озере
Шли казаки с моря Черного

ПЕСНИ БУРЛАКОВ
Да вы, ребята, бери дружно
Не вечерняя заря, братцы, приутухла
Ах, по помосту, мосту
Не пора ли нам, братцы-ребятушки
Поутру то бьшо раным-рано
Перед нашими вороты.
Вольна птичка пташечка перепел очка

ПЕСНИ РАЗБОЙНИЧЬИ И ТЮРЕМНЫЕ
Не шуми, мати зеленая дубровушка.
Вы бродяги, вы бродяги.
Ты рябинушка да ты кудрявая,
Ты детинугдка-сиротинушка
Волга, ты Волга-матушка
Сиротка, ты, сироточка, сиротинушка горькая
Не ковыль в поле травушка шатается
Край дорожки, край широкий
Не былинушка в чистом поле зашаталася
Еще что же вы, братцы, призадумались
Растужился млад ясен сокол
Собирается вор Копейкин
Не далече было вот, бьшо далече
Что из Нижнего Нова-города
Ты взойди-ка, красно солнышко
Сирота ль моя ты, сиротушка
На степи-то, степи на Саратовской
Пожила ли я с дружком, я с дружком во совести
Уж ты, воля, моя воля
Не для-ради меня, молодца, тюрьма строена
Вы, леса мои, лесочки, леса темные
Бывало у соколика времечко.
Добры молодцы все на волюшке живут
Ты воспой, воспой, млад жавороночек.
Как бывало мне, ясну соколу, да времечко.
Не соловушек в зеленом лесу громко свищет
Все люди живут, как цветы цветут.
Ты злодейка да злакоманка, змея лютая
Ах, что ж ты, мой сизый голубчик

АВТОРСКИЕ ПЕСНИ, СТАВШИЕ НАРОДНЫМИ
Аммосов А. Хас-Булат удалой
Вельтман А. Что отуманилась, зоренька ясная
Вяземский П. Тройка
Глинка Ф. Тройка
Гребенка Е. Очи черные
Грейнц Р. Плещут холодные волны
Давыдов Д. Славное море — священный Байкал
Жуковский В. Кольцо души-девицы
Козлов И. Вечерний звон
Козлов И. Проснется день — его краса
Кольцов А. Ах, зачем меня силой выдали.
Кольцов А. За рекой на горе
Кольцов А. По-над Доном сад цветет
Кольцов А. Не шуми ты, рожь
Кугушев В. Не будите меня, молоду
Лермонтов М. В глубокой теснине Дарьяла
Лермонтов М. Выхожу один я на дорогу
Лермонтов М. Отворите мне темницу
Лермонтов М Спи, младенец мой прекрасный
Макаров Н. Однозвучно звенит колокольчик
Мерзляков А. Среди долины ровныя
Некрасов Н. Не гулял с кистенем я в дремучем лесу.
Некрасов Н. Хорошо бьшо детинушке
Некрасов Н. Тройка
Никитин И. Ни кола, ни двора
Ольхин А. Дубинушка
Плещеев А. Я у матушки выросла в холе
Полонский Я. В одной знакомой улице
Полонский Я. Мой костер в тумане светит
Пушкин А. Гляжу, как безумный, на черную шаль
Пушкин А. Раз полуночною порою
Разоренов А. Не брани меня, родная
Репнинский Я. Наверх вы, товарищи, все по местам.
Рылеев К. Ревела буря, дождь шумел
Соколов Н. Шумел, горел пожар московский
Стромилов С. То не ветер ветку клонит
Суриков И. Словно море в час прибоя
Суриков И. Спишь ты, спишь, моя родная
Суриков И. Степь да степь кругом
Суриков И. Тихо тощая лошадка
Трефолев Л. Когда я на почте служил ямщиком
Цыганов Н. Не шей ты мне, матушка
Цыганов Н. Что ты, соловьюшко
Языков Н. Из страны, страны далекой:
Языков Н. Нелюдимо наше море
Литература
Алфавитный указатель