Драматург примеры. Евгений Казачков

Драматург примеры. Евгений Казачков
Драматург примеры. Евгений Казачков

Драматург (от греч. dráma— действие) театра, кино и телевидения создаёт литературную основу будущих постановок. В кинематографе и на ТВ его называют также сценаристом. Только из хорошего сценария может получиться хорошее кино. И только лучшие пьесы надолго переживают своих творцов. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Драматург в кино

Кино начинается со сценария. Сценарий - это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма. Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры. Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».

Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление - это враги драматурга. Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты. Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.

Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету. За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества. Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.

Недопустимость банальности - в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии. Другая сложность - в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением. И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям. Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.

Драматург на телевидении

Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах). Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы. Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь. Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария. Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь. Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.

Драматург в театре

Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок. В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста. Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример - бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова. Театральная пьеса, как и сам театр, - живой организм. И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.

Рабочее место

Кинодраматург или драматург сериалов может работать самостоятельно, получая гонорары за сценарии, принятые к производству. Театральный драматург также работает за гонорары. Сценарист телевизионных программ может работать в штате телекомпании или сотрудничать с нею на договорной основе.

Важные качества

Профессия драматург предполагает некоторый жизненный опыт, который оказывается лучшим источником идей и коллизий для будущих произведений. Несомненно, нужен широкий кругозор, интерес к окружающему миру. Чтобы преобразовать своё знание жизни в сценарий или пьесу, нужны литературные способности, богатое воображение, любовь к сочинительству, способность к долгой сосредоточенной работе.

Оплата труда

Зарплата на 16.07.2019

Россия 10000—30000 ₽

Москва 30000—30000 ₽

Знания и навыки

Драматург должен знать и уметь использовать законы драматургии, особенности телевизионного и кинопроизводства, разбираться в человеческой психологии. А выстраивая сценарий о сфере жизни, с которой он не знаком, должен узнать о ней как можно больше.

Где учиться на Драматурга

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Сценарно-киноведческий факультет, Сценарное отделение. Высшие курсы кино и телевидения ВГИК.
  • Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (СПбГУКиТ). Факультет экранных искусств.
  • Высшая национальная школа телевидения. Мастерская «Драматург кино и телевидения»

– Чем занимается драматург?
– Драматург пишет пьесы, а также участвует в создании театральных проектов вместе с режиссером. Иногда к их тандему подключаются художник, композитор и хореограф.

– Кто главнее: драматург или режиссер?
– В России театр «режиссероцентричный». Хозяин спектакля, человек, на которого идут, - это режиссер. Такая же ситуация складывается и во многих других странах, например Германии. А вот в США, Великобритании, Дании театр принадлежит драматургу. Он там ключевая фигура, и люди приходят именно на новую историю от понравившегося им автора.
Куда большим, нежели драматург, влиянием на происходящее обладает сценарист в сериале или коммерческом кино. Нередко этот же человек является и владельцем идеи, и креативным продюсером, поэтому к его мнению прислушиваются.

– Чем драматург отличается от сценариста?
– Сценарист пишет сценарии для видеопродукции - фильмов, телевизионных сериалов. Драматург же сочиняет для театра. Но в целом эти профессии во многом пересекаются, поэтому многие специалисты работают и в театре, и на телевидении.

– Как проходит ваш рабочий день?
– У меня нет какого-то типичного рабочего дня - все они разные. Я занимаюсь творческой и организационной работой, пишу дома, преподаю, участвую в различных встречах и переговорах, участвую в мероприятиях или провожу их. А когда мы готовим фестиваль молодой драматургии «Любимовка», я еще и занимаюсь сайтом, публикую различные материалы и анонсы. У меня нестабильный график и нет какого-то фиксированного рабочего времени.

– Вы посещаете спектакли по вашим пьесам?
– Конечно, я бываю на репетициях и на премьерных показах, но приходить потом каждый раз на представление в зал вместе с другими зрителями мне не хочется. Почему-то я каждый раз начинаю нервничать. Я волнуюсь, словно я сам это все поставил, и сам все играю, не помню текста, и при этом смотрю на это из зрительного зала. С кинематографом проще: ленту один раз отсняли, и это осталось в прошлом.
Впрочем, иногда режиссер может попросить меня посмотреть спектакль, чтобы понять, не нужно ли в нем что-то изменить. Может оказаться, что какая-то часть со временем перестала быть интересной, и ее нужно обновить.

– Как вы стали драматургом?
– Я учился в на факультете менеджмента. И параллельно с этим я интересовался театром, литературой, кино, читал различные пьесы и сценарии, изучал теорию драматургии. Постепенно я все больше углублялся в театр. Принял участие в фестивале «Любимовка» в качестве автора, познакомился с драматургами, сценаристами, режиссерами. Они начали давать мне заказы: я писал диалоги для сериалов, сюжеты, скетчи, участвовал в новых театральных проектах. И вскоре полностью перешел в эту сферу.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать драматургом или сценаристом?
– У нас не так много школ, которые преподают именно театральную драматургию. Есть в Екатеринбурге. Хорошие преподаватели также есть в , в Creative Writing School , а также в в Москве.
Но мне кажется, драматург или сценарист - это не та профессия, на которую стоит идти учиться сразу после школы. Она требует от человека жизненного опыта, многолетнего наблюдения за собой, за изменениями в себе, обдумывания этих наблюдений. Поэтому я бы порекомендовал школьникам выбирать в качестве первого высшего какое-нибудь фундаментальное образование - математику, физику, биологию, медицину. Развитое системное мышление очень полезно в творческой работе.

– Как начинающему драматургу стать востребованным?
– Нужно вращаться в театральной среде, участвовать в конкурсах и фестивалях и хорошо зарекомендовать себя. Театр - коллективное творчество. Драматургу недостаточно написать хорошую вещь - нужно, чтобы люди знали, что он адекватный человек и с ним можно работать. Есть драматурги, которые пишут гениальные пьесы, но с ними трудно общаться. Они отказываются исправлять свое произведение, могут пропустить сроки. Многие режиссеры предпочтут менее «звездного», но более коммуникабельного автора, способного работать в команде. Поэтому, общаясь с работниками театров, молодой драматург как раз способен завоевать доверие, продемонстрировать, что он работоспособный и порядочный. И тогда к нему будут обращаться.

– Сколько может зарабатывать драматург?
– Зарабатывать драматургией трудно. Скорее всего, понадобится работать параллельно - преподавать, писать сценарии или статьи. Конечно, есть популярные и востребованные драматурги. Но их немного, и нельзя однозначно сказать, какой карьерный путь надо избрать, чтобы стать одним из них.

– Будут ли драматурги и сценаристы востребованы в ближайшем будущем?
– Думаю, да. Конечно, со временем театр в том виде, в котором мы его знаем, может исчезнуть, но это лишь означает, что он будет существовать в каком-то другом виде. И профессия все равно останется, ведь законы композиции, человеческие психология и восприятие неизменны, меняются лишь форматы. Например, сейчас происходит «бум» квестов в реальности (игр для команды из нескольких человек в специально подготовленных помещениях - прим. сайта ). В какой-то степени их тоже можно назвать формой театра, которому нужен свой драматург. Сценаристы нужны для создания компьютерных игр. А со временем наверняка появятся новые направления деятельности, где нужно будет создавать некую композицию, придумывать сюжет, конфликты, ценности, различные ситуации.

– Существуют ли какие-либо мероприятия, на которых старшеклассник может попробовать себя в роли драматурга или сценариста?
– Существует технология «класс-акт» или «классная драма», пришедшая к нам из Шотландии. Это образовательно-социальный проект, в рамках которого подростки под эгидой профессиональных драматургов, разбившись на маленькие группы, пишут пьесы. Потом эти пьесы ставят настоящие актеры и режиссеры. «Класс-акт» позволяет попробовать свои творческие силы, познакомиться с устройством театра, узнать, как сделать так, чтобы то, что интересно автору, стало интересно и другим людям, и заразиться интересом к драматургии. Подобные мероприятия периодически проводятся во многих городах России.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе драматурга?
– Есть много книг, прочитать которые таким старшеклассникам будет полезно и интересно. Рекомендую Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (иногда его переводят как «Герой с тысячью лиц»), Александра Митта «Кино между раем и адом», Леонида Нехорошева «Драматургия фильма», «Сценарий» Сида Филда, «История на миллион долларов» Роберта Макки, Снайдера Блейка «Спасите кошку. Путеводитель для сценариста», «Восемь персонажей комедии» Скотта Сэдита, Джона Труби «22 шага к лучшей истории», «Искусство драматургии» Лайоша Эгри. Стоит познакомиться с книгами российского писателя, драматурга и сценариста Александра Молчанова - «Букварем сценариста» и другими.
Смотреть я рекомендую абсолютно разные вещи: и классику, и современный театр, и экспериментальный, и фильмы в разных жанрах. Это позволит найти что-то для себя и как для зрителя, и для человека, который хочет в этом участвовать.

«Драма? один из основных родов художественной литературы… охватывающий произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене». Это, наиболее распространенное суждение, есть чисто практическое определение драмы, которое не только не объясняет ее суть, но и относит ее к литературе. Давайте посмотрим определение драмы в специализированном издании: драма - это «род литературного произведения в диалогической форме, предназначенное для сценического представления». Здесь сделана попытка определения структурного принципа, но, к сожалению лишь одного (диалогичность формы), и тем не менее, из этого определения вытекает вывод о том, что драма это лишь жанр в литературе.

Сущность драмы в конфликте, борьбе, которая происходит на наших глазах и переходит в иное качество. Драма подчеркивает напряженность и конфликтность человеческого существования, причем говорят, что она естественна для человека и постоянно сопровождает его.

Во-вторых, драма? это текст написанный для различных ролей, на основании конфликтного действия. Гегель по этому поводу писал: «драматическое в собственном смысле есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в разладе характеров и страстей этих индивидов».

В-третьих, термин драма иногда употребляется для определения особого жанра драматургии (буржуазная драма, лирическая драма, романтическая драма).

«Драматургия» же является с одной стороны видом искусства, с другой - родом литературы и театра. Под драматургией так же иногда понимают всю совокупность, собрание пьес (произведений предназначенных для сценического воплощения) вообще.

Драматургия возникает в момент зарождения и возникновения театра, т.к. она является продуктом творчества первых драматургов.

Театр в момент своего возникновения имел ритуальную основу. Его ритуальный генезис не подлежит никакому сомнению. Ритуальная основа театра?? это в первую очередь институт языческой Мистерии. В их представлениях драматургия занимала совершенно особое место и имела сакральное значение.

Драма соединяет в себе? по мнению Гегеля? объективность эпоса с субъективным началом лирики. Но далее он приходит к противоречию: называя драму поэзией, он тем не менее, отмечает, что «потребность драмы вообще заключается в наглядном изображении… поступков и отношений, сопровождающемся словесным высказыванием лиц выражающих действие» .

Хализев в книге «Драма как явление искусства» рассматривает драму как литературно-художественную форму, обладающую определенным содержанием. Он пишет: «… драма как содержательно значимая форма словесного искусства - вот главный предмет нашей работы». Автор рассматривает художественные возможности драмы исходя из, во-первых, ее словесной природы, а уже во-вторых, из ее предназначенности для сцены. Мне кажется, эта позиция во многом не верна, т.к. драма в первую очередь пишется как произведение, предназначенное для постановки, что накладывает на ее формы определенные очертания. Об этом же писал и Аристотель: «… складывая сказания и выражая их в словах следует как можно [живее] представлять их перед глазами: тогда [поэт], словно сам присутствует при событиях, увидит их всего яснее и сможет приискать все уместное и никак не упустить никаких противоречий».

Таким образом, драма пропускает приемы и средства словесно-художественного выражения сквозь фильтры сценических требований. Об этом соотнесении структуры драмы со сценическим воплощением, и называя это первым требованием к драматургу, писал М.Я. Поляков в своей «Поэтике». По его мнению, «теория драмы» исследует и рассматривает драму как своеобразную словесную основу театрального произведения. Это определение более близко к понятию «драматургия», но она не только словесная, но и действенная основа и об этом не стоит забывать или пропускать.

На наш взгляд наиболее точно о сущности драмы сказал В.М. Волькенштейн в статье «Судьбы драматических произведений»: «я полагаю, что драм «для чтения» (то есть только для чтения) не существует; что драма, которую нельзя играть? не драма, а либо трактат, либо поэма в диалогической форме, а если и драма, то драма неудавшаяся… я… вижу в драме естественный сценический материал, литературу театральных возможностей … пьеса есть одновременно сценический материал и законченное художественное произведение» . Драматургия? именно литература театральных возможностей, она не род литературы, не литературно-художественная форма и уж тем более не высшая форма поэзии.

«Поэтика» Аристотеля, первый и наиболее важный трактат по теории драмы. Принципы, которые определил Аристотель в «Поэтике» господствовали в теории и практике Западного театра вплоть до ХХ века. Они даже получили такие названия, как например «аристотелевский тип действия».

Аристотель делит все сцены трагедии на три группы:

  • 1) Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье»;
  • 2) Сцены узнания;
  • 3) Сцены пафоса, сцены бурного страдания.

Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье» героя - это сцены его удач и неудач, побед и поражений, где резко чередуются моменты возобладания «единого действия» над «конт-действием» с моментами обратного значения. Иначе говоря, это те сцены, которые можно назвать сценами сражений.

Сценами узнания Аристотель называет сцены подлинных узнаваний. Во многих античных трагедиях решающий момент борьбы - катастрофа - совпадает с узнаванием (так например, узнание своей вины есть катастрофа для Эдипа). Сцены двойного зрелища - когда на сцене происходит суд, театральный спектакль и т.п., причем часть действующих лиц созерцает спектакль вместе со зрительным залом, ? являются обычно сценами распознавания.

Брехт ввел термин «аристотелевский театр», для обозначения драматургии и театра, основанных на принципе иллюзии и идентификации. Но, на наш взгляд, Брехт отождествил одну из характеристик действия со всей концепцией Аристотеля. В принципе причины возникновения этого термина связаны с попыткой многих режиссеров и театральных деятелей ХХ века отойти от классических приемов в постановке, выйти за пределы канона, разрушить привычные рамки представления. Эти поиски породили ряд очень интересных направлений (эпический театр Брехта, театр жестокости Арто и т.д.).

С появлением режиссуры происходит постепенное оттеснение драматурга и драматургии на второй план, а затем и актера. Драматург переходит в подчиненное положение, а драма становится, по определению Волькенштейна, «литературой театральных возможностей.

Наша позиция в этом вопросе такова: драма есть некое литературно изложенное действие, закрепленное текстом пьесы в той или иной форме (что является жанром). Текст (литературная основа) не является на наш взгляд первичным по отношению к определению «драматургии» или «драмы», первичным является действие (drama). В первую очередь драма? это сценическое (предназначенное для сценического воплощения) произведение. Хотя в истории театра появлялись пьесы, не предназначенные для сцены.

Драма есть самостоятельный способ литературно? сценического отображения жизни, предметом которого является целостное действие, развивающееся от начала до конца (от экспозиции до развязки) в результате волевых усилий героев, которые вступают в единоборство с другими персонажами и объективными обстоятельствами. Драма - часть общего театрального процесса; драматургия - искусство писать драмы и вся совокупность написанных драм. Грамотно написать пьесу возможно лишь при хороших знаниях о законах драматургии.

Аристотель говорил просто о «начале, середине, и конце пьесы». Очевидно, что пьеса, которая начинается случайно и заканчивается потому, что истекло два с половиной часа, не будет пьесой. Ее начало и конец, связное построение всех ее частей определяется необходимостью конкретного выражения той концепции, которая составляет тему пьесы.

Лопе де Вега, писавший в 1609 году о «Новом искусстве писать комедии», дал краткое, но полезное резюме построения пьесы: «В первом акте изложите дело. Во втором так переплетите события, чтобы до середины третьего акта нельзя было догадаться о развязке. Всегда обманывайте ожидания».

Согласно Дюма-сыну, «прежде, чем создать какую-то ситуацию, драматург должен задать себе три вопроса. Как поступил бы в подобном положении я? Как поступили бы другие люди? Как следует поступить? Автору, не чувствующему расположения к такому анализу, надо оставить театр, потому что он никогда не станет драматургом».

Драматург должен предполагать, что он пишет для людей, которые ровно ничего не знают о его материале, за исключением немногих исторических тем. А если это так, то драматург должен как можно скорее дать зрителям понять:

1) кто его персонажи, 2) где они находятся, 3) когда происходит действие, 4) что именно в настоящих и прошлых взаимоотношениях его персонажей служит завязкой сюжета.

Начало пьесы - не абсолютное начало; это всего лишь какой-то момент в более широком комплексе действий; это момент, который может быть точно определен и непременно является очень важным моментом в развитии сюжета, потому что это момент, когда принимаются решения (чреватые последствиями). Это момент пробуждения разумной воли к напряженному конфликту, преследующему определенную цель. Драма есть борьба; интерес к драме есть, прежде всего, интерес к борьбе, к ее исходу.

Драматург держит читателя в напряжении, задерживая разрешительный момент сражения, вводя новые осложнения, так называемой «мнимой развязкой» временно успокаивая читателя и снова его разжигая внезапным бурным продолжением борьбы. Нас увлекает драма - прежде всего - как состязание, как картина войны.

Драматургия требует нарастания действия , отсутствие нарастания в действии мгновенно делает драму скучной. Если между действиями и проходит много времени - драматург изображает нам только моменты столкновений, нарастающих по направлению к катастрофе.

Обязательная сцена, кульминация . Неослабевающий интерес, с которым зритель следит за действием, можно определить как ожидание, смешанное с неуверенностью. Действующие лица пьесы приняли решение, зритель должен понять это решение и представить себе его возможный результат.

Зритель предвкушает осуществление этих возможностей, ожидаемое столкновение. Драматург стремится к тому, чтобы действие казалось неизбежным. Ему это удастся, если он увлечет зрителей, разбудит их чувства. Но зрители бывают захвачены развитием действия ровно настолько, насколько они верят в правдивость каждого нового раскрытия реальности, влияющего на цели действующих лиц.

Поскольку зрители не знают заранее, какова будет кульминация, они не могут проверить действие в свете кульминации. Однако они проверяют его в свете своих ожиданий, которые концентрируются на том, что они считают неизбежным результатом действия, то есть на обязательной сцене.

Кульминация в драматургии - это основное событие, вызывающее нарастание действия. Обязательная сцена - это непосредственная цель, к которой развивается пьеса.

Кульминация - это тот момент пьесы, в котором действие достигает наивысшего напряжения, наиболее критической стадии развития, после чего наступает развязка.

В момент разрешительный мы наблюдаем во многих драмах построение, соответствующее принципу сосредоточения сил на решительном пункте в решительный момент. Во многих пьесах катастрофический момент наступает при участии - и максимальном волевом напряжении - всех или почти всех главных действующих лиц. Таковы, например, финальные сцены многих пьес Шекспира, например финал «Отелло», «Гамлета», шиллеровских «Разбойников». Надо заметить, что катастрофа, за которой в античной трагедии следует развязка, во многих новых драмах, с развязкой совпадает.

В развязке должны быть завершены судьбы всех главных действующих лиц.

Материал из Юнциклопедии


Драматургия, драма (греческое δράμα - действие) - наряду с эпосом и лирикой один из трех родов художественной литературы. Включает произведения, предназначенные для сценического воплощения и относящиеся к различным жанрам (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс).

Трагедия «Отелло» У. Шекспира в Национальном театре Великобритании в Лондоне. Отелло - Л. Оливье, Яго - Ф. Финлей.

Сцена из комедии «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с участием А. А. Миронова и А. Е. Ширвиндта. Московский театр Сатиры.

Сцена из спектакля «Степан Разин» по одноименному произведению В. М. Шукшина. Театр имени Евг. Вахтангова. В роли Степана Разина М. А. Ульянов.

Мелодрама. С картины французского художника XIX в. О. Домье.

Кадр из фильма «Ах, водевиль, водевиль!» с участием М. И. Пуговкина. 1983 г.

Буквальный перевод с греческого слова трагедия означает «песнь козлов». Дело в том, что в древнегреческих обрядах-праздниках, где зародилась трагедия, участвовали ряженые в козлиных шкурах и масках, изображавшие сатиров - спутников бога Диониса и распевавшие оды в его честь.

Формирование жанра происходило постепенно. Простое общение запевал дифирамбов (од, хвалебных песен) и хора, в процессе которого слушателям сообщались истории из жизни богов и героев, с течением времени перерастало в особый тип художественного произведения. В нем все большее место отводилось непосредственному изображению персонажей трагических событий, а действие начинало преобладать над рассказом. Наивысшего расцвета античная трагедия достигла в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида (см. Античный театр).

Английские драматурги, эпохи Возрождения (см. Театр эпохи Возрождения , Английский театр , У. Шекспир) изменили структуру трагедии, отбросили считавшееся у древних обязательным единство действия, соединили в пьесе комическое и трагическое. Трагедии Шекспира отличаются необыкновенной свободой построения, огромной смысловой емкостью: они словно вобрали в себя весь спектр социальных и философских воззрений эпохи, отразили остроту и сложность фундаментальных общественных конфликтов.

Однако уже в XVII в., с утверждением классицизма в искусстве, трагедия оказалась одним из наиболее регламентированных драматургических жанров, подчинявшимся строгим правилам - единства действия, места и времени, размежевания трагического и комического. Но и в это время создавались замечательные произведения. Так, в творчестве французских драматургов П. Корнеля и Ж. Расина трагедия обрела подлинную глубину и поэтическую силу (см. Французский театр). В дальнейшем жанр трагедии стремился изжить классицистские ограничения.

В XIX в. драматурги стали уделять больше внимания драме, более приспособленной (в отличие от трагедии) для изображения реальных жизненных коллизий, насущных проблем и обычных человеческих судеб.

В современном театре в своем чистом виде трагедия встречается редко, хотя существует тенденция к её возрождению. Это можно объяснить историческим опытом XX в. с его социальным динамизмом, остротой классовых столкновений, опустошительными войнами и угрозой ядерной катастрофы.

В трагедии обычно изображаются наиболее глубокие противоречия между человеком и обществом. Трагический герой вступает в неразрешимый конфликт с миром, действительностью, с самим собой. Борьба, которую ведет герой, нередко приводит к его гибели. Но она не исчерпывает конфликта, а лишь обнажает его масштабность. Судьба героя вызывает у зрителей, по словам Аристотеля, «страх и сострадание», заставляет пройти через трагическое переживание, пробуждающее к жизни их интеллектуальные и нравственные силы. С такой природой трагедии связана особенность её воздействия на зрителей, которую Аристотель определил термином «катарсис» («очищение»). Вокруг этого понятия и сегодня еще ведутся теоретические споры. Одни исследователи трактуют природу катарсиса как чисто нравственную, другие видят в нем реакцию психофизиологическую.

Принципы классификации комедии многообразны. В зависимости от структуры различают комедии характеров и комедии положений. По типу сюжетов и характеру их обработки комедии могут быть бытовыми, лирическими, сатирическими, комедиями нравов. Бывают героические комедии, трагикомедии (когда комедийный конфликт приобретает черты глубокого драматизма). Комическое проявляется в произведениях этого жанра разными своими гранями и оттенками: от легкой иронии, насмешки до бичующей сатиры, от мягкого юмора до горького сарказма. Однако чаще всего в пьесах возникает сложный сплав как структурных, так и чисто стилистических элементов. Это особенно характерно для современного театра.

Драма (в узком смысле) - жанр драматургии, занимающий промежуточное место между комедией и трагедией. В XVIII в. французский писатель и философ эпохи Просвещения Д. Дидро в своих работах ввел драму в круг драматургической литературы как самостоятельный жанр, в котором изображается мир реального человека с его проблемами и психологией, отношениями с окружающей действительностью. С течением времени драма становится одним из ведущих театральных жанров. С ней связано творчество Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера в Германии; во Франции В. Гюго создает тип романтической драмы, оказавшей серьезное влияние на развитие мирового театра.

Интерес к драме возрастает с возникновением режиссерского искусства. Формируются принципиально новые драматургические конструкции, типы "конфликта, способы построения сюжета, обрисовки человеческих характеров. Таковы драмы Г. Ибсена , Г. Гауптмана, А. Стриндберга, напряженно конфликтные пьесы А. М. Горького . А. П. Чехов в своих драмах осуществил принципиальные преобразования самих основ театрального мышления. Становясь все более многоликим, жанр драмы способствует сближению сценического искусства с поисками, ведущимися в области поэзии, прозы, публицистики. В наши дни драма отличается серьезным содержанием, отражает различные аспекты жизни человека и общества, исследует человеческую психологию, затрагивает важнейшие современные проблемы.

Мелодрама - пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVIII в. во Франции, в России - в 20‑х гг. XIX в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). Отдельные элементы мелодрамы встречаются в творчестве некоторых советских драматургов - А. Н. Арбузова, А. Д. Салынского и других.

Водевиль - один из видов комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; классики французского водевиля - Э. Скриб, Э. Лабиш. Лучшим произведениям этого вида присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности. В России известны водевили Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского, А. И. Писарева, Н. А. Некрасова… Одноактные пьесы А. П. Чехова продолжили традицию водевиля (при этом он не использовал куплетов). На сцене советских театров шли водевили современных писателей - В. П. Катаева, В. В. Шкваркина и других.

Фарс - комедия-водевиль XIX–XX вв. легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Однако все это не умаляет роли драматурга в создании спектакля – он является одним из главных членов авторского коллектива. Очень ярко этот тезис иллюстрирует содружество драматурга Гр.Горина и режиссера М.Захарова . Блестящие «комические фантазии» драматурга стали основой этапных спектаклей и фильмов режиссера: Тиль (по мотивам Ш.де Костера), Тот самый Мюнхгаузен (по мотивам Распэ), Дом, который построил Свифт (по мотивам Дж.Свифта), Формула любви (по мотивам А.Толстого). Однако в постановках других режиссеров творческая индивидуальность драматурга Горина раскрыта далеко не так ярко. Пожалуй, исключением можно назвать достаточно успешный фильм О бедном гусаре замолвите слово... , где Горин вступил в творческом содружестве с режиссером Э.Рязановым (как с соавтором сценария и постановщиком фильма). Как было сказано, заслуги художественного уровня театрального (или кинематографического) произведения драматург делит с целым коллективом своих коллег (композитором, художником, актерами и т.д.), однако, чем выше уровень исходного литературного произведения, тем больше шансов на творческий и коммерческий успех.

Насущная необходимость знания театральной специфики часто приводило к тому, что в качестве драматурга выступали практические деятели театра – актеры и режиссеры. Так, Шекспир , признанный величайшим драматургом всех времен, на протяжении многих лет был актером. То же относится к Мольеру и многим другим драматургам – от классиков до современных.

Единственным исключением из правила опоры на театральную специфику являются т.н. «пьесы для чтения», изначально создающиеся автором не для сценической постановки (в частности, такие пьесы были достаточно широко распространены в эпохи классицизма и просвещения). Ярчайшим примером пьесы для чтения может служить трагедия И.В.Гете Фауст . Трагедия написана в форме диалогов; она признана одной из вершин классической мировой литературы, однако ее постановка на сцене ее полной, неадаптированной версии невозможна (спектакль Фауст П.Штайна , 2000, продолжавшийся около 20 часов, может быть отнесен только к разряду театральных экспериментов). Необходимо обратить особое внимание на то, что архитектоника Фауста несценична принципиально, а не обусловлена незнанием автора театральной специфики – Гете внес существенный вклад в развитие театрального искусства, драматургии и воспитания актера (имеется в виду его Веймарский период, а также пьесы Гёц фон Берлихинген, Эгмонт , Ифигения в Тавриде , Клавиго и др.). Фауст же осознанно написан по совершенно иным принципам и в ином, нетеатральном жанре.

Татьяна Шабалина